Николай заболоцкий

Заболоцкий, николай алексеевич

Поэтическая физиогномистика

Нет, не так прост Заболоцкий. Сравнивая лица то с величественными порталами, то с высокими башнями, он не забывает и о лачугах, причем жалких, воспринимая их весьма критически. Кому понравится некрасивый и неопрятный дом? Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» вызывает воспоминание об известном афоризме другого классика, утверждавшего, что все должно быть прекрасным в человеке, в том числе и лицо, не говоря уже о мыслях. Именно думы человеческие расцвечивают это серебристое покрытие, либо насыщая его или теплом и светом, либо же погружая во мрак душевное зазеркалье. Хороший психолог становится и физиономистом, ему достаточно взглянуть на лицо, и он сразу понимает, кто перед ним — хитрец, лгун или честный малый. Так же легко он отличит умницу от глупца. Наверно, примерно так рассуждал Заболоцкий о красоте человеческих лиц. Анализ этого стихотворения приводит к выводу о том, что поэт был хорошим физиономистом.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет»

Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в самый сложный период жизни автора эта женщина отдала предпочтение другому и разорвала брачный союз, не изменили к ней отношения со стороны Заболоцкого. Сила его любви была поистине удивительной, и спустя несколько лет поэту удалось вернуть супругу.

Именно ее образ представлен в стихотворении «Портрет», которое Николай Заблоцкий написал в 1953 году. Правда, он очень тщательно завуалировал этот факт, создав так называемое стихотворение «с двойным дном», истинный смысл которого следует искать между строк. На первый взгляд кажется, что посвящено оно совершенно другой женщине – русской дворянке Александре Струйской, чьим портретом кисти художника Федора Рокотова автор искренне восхищается. Он даже призывает своих коллег по перу любить живопись, так как в ней можно черпать вдохновение. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.

Рассматривая портрет прекрасной женщины, жившей несколько столетий назад, Заболоцкий отмечает: «Ее глаза – как два обмана, покрыты мглою неудач». Автор не обращает внимания на то, во что одета героиня его стихотворения, упоминая лишь вскользь, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше пота интересует тот факт, что в этом образе художник сумел одновременно запечатлеть «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг». Именно эти чувства он прочел в глазах своей супруги, когда она вернулась домой после длительной разлуки. Заболоцкий не хочет вспоминать о том, как он прожил несколько лет без той, которую любил до беспамятства. Дни сливались для него в недели и месяца, не принося утешения и лишая надежды на воссоединение семьи. Но одного взгляда на супругу, однажды переступившую порог его дома, оказалось достаточно, чтобы понять – она страдала не меньше поэта.

Именно своей жене Екатерине Клыковой автор посвящает последнее четверостишие этого произведения. В нем он признается: «Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза». Всего лишь один взгляд, сумевший сказать поэту гораздо больше любых слов, он будет хранить в своем сердце до конца жизни и сравнивать его со взглядом другой женщины, запечатленной на холсте много лет назад.

Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Первый сборник. Травля. Переводы

«Столбцы» — первая книжка поэта. Она вышла в 1929 году и содержала всего 22 стихотворения. Ее одобрили авторитетные писатели и критики: В. Каверин, С. Маршак, Ю. Тынянов и другие. Но потом появилась враждебная критика. Травля усилилась после того, как он опубликовал поэму «Торжество земледелия» (1933). Его заклеймили поборником формализма и апологетом чуждой идеологии. Поэтому новая книга стихов, подготовленная к печати в том же, 1933 году, уже не увидела свет. Но поэт продолжал работать. Сотрудничество в детских журналах «Чиж» и «Ёж» давало некоторый заработок. Кроме того, он перевел «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Д. Костера.

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Вариант 2

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

 Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза — окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, — они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, — большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвящённые неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нём тоже много, если не полениться и отыскать их. Оно написано четырёхстопным амфибрахием, который передаёт неспешные раздумия автора произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей — все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой — полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Тема 2. Интерпретация стихотворения

Строки стихотворения «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкого поражают своей глубиной и философией. Они вызывают множество вопросов и толкований. Возможно, одним из ключевых моментов является интерпретация красоты человеческих лиц. Автор утверждает, что не внешний облик существа, а его внутренняя сущность и духовное содержание нужно оценивать как прекрасное. Он предлагает пересмотреть ставшие устоявшимися стереотипы и осознать глубинную красоту каждого человека независимо от его внешних данных.

В стихотворении Заболоцкий тонко расписывает взаимосвязь между жизнью и смертью, утверждает, что духовная красота человеческой личности побеждает временные земные радости и становится бессмертной. Суть красоты человеческих лиц подчеркивается словом «есть». То есть, это не что-то проходящее или изменчивое, а вечное и неизменное качество.

Однако, вопрос о том, что именно является духовной красотой, остается открытым. Стихотворение не дает однозначного ответа на это вопрос, а оставляет его на усмотрение читателя. Некоторые исследователи предполагают, что речь идет о тех качествах, которые помогают человеку прожить свою жизнь более счастливо и более полноценно. Например, это могут быть искренность, доброта, справедливость, творческий потенциал и многое другое.

Итак, основные темы стихотворения:

  1. Переосмысление концепции красоты в человеческих лицах
  2. Глубинное изучение человеческой души и сущности
  3. Связь жизни и смерти, победа духовной красоты над временем
  4. Открытость в интерпретации духовной красоты и ее вечности

Стихи

Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.

Николай Заболоцкий в молодости

Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.

В 1929 г. Заблоцкий опубликовал свой сборник «Столбцы», стихи в котором были пропитаны иронией и сарказмом. Книга сразу же подверглась жесткой критике со стороны прессы, обвинявшей ее автора в «юродствовании над коллективизацией».

Несмотря на бесконечную травлю, Заблоцкий смог наладить сотрудничество с изданием «Звезда», где продолжал печататься какое-то время.

Новое произведение Николая Заболоцкого «Торжество земледелия» вызвало очередную порцию критики в его адрес. Вскоре он осознал, что советская цензура просто не даст ему самореализоваться. Его стихи, пронизанные гротеском, пародиями и сатирой, подвергались бесконечным нападкам критиков.

По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.

Последние произведения Заболоцкого получали положительные отзывы, в связи с чем он опубликовал поэтический сборник «Вторая книга». В этот период биографии он усиленно работал над сочинением поэмы «Осада Козельска», а также продолжал переводить труды зарубежных авторов. Казалось, что жизнь начала налаживаться, однако на смену благополучию пришли серьезные испытания.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.

«О красоте человеческих лиц»

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Читает Игорь Кваша

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Четыре дня Гаршина

    Читаемое и по сей день произведение «Четыре дня» написано известным русским писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Анализ данного творения представлен в этой статье.

  • Сочинение Трусость — мать жестокости

    Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

  • Главные герои Повести о настоящем человеке

    Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

  • Сочинение по картине Репина Садко

    Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом

  • Анализ сказки Серая Шейка Мамина-Сибиряка

    Сказка «Серая шейка» вошла в книгу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки». Дочь писателя Елена родилась тяжело больной. Ее мать умерла при родах. Писатель заботился о дочери и через два года после

Композиция

Является одночастной композицией. Она начинается с ассоциации лиц со строениями, перерастая в вывод – за чем-то, что нам кажется не таким великолепном снаружи, скрывается поистине настоящее, живое, радостное. Со спокойного, разочарованного начала, эмоция плавно перетекает в яркий, насыщенный конец, используя контраст и принцип нарастающей эмоции. Каждому «зданию» посвящено по 2 строки, в начале автор пытается разглядеть лица «подобные пышным порталам», в которых не видит что-то хорошее, только в «хижинке» он рассмотрел то, от чего тепло на сердце, от того, что в мире есть радость и добро в людях. Четырехстопный амфибрахий помогает показать размеренное рассуждение.

Библиография[]

  • Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.
  • Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер)
  • Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.
  • Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).
  • Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.
  • Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
  • Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967
  • Избранное. — М.: Детская литература, 1970
  • Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972
  • Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.
  • Избранное. — Кемерово, 1974
  • Избранное. — Уфа, 1975
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981
  • Стихотворения. — Горький, 1983
  • Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985
  • Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986
  • Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986
  • Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).
  • Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.
  • Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.
  • Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989
  • Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).
  • Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.
  • Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).
  • История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).
  • Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.
  • Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993
  • Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.
  • Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996
  • Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).
  • Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия ХХ в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).
  • Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.
  • Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).
  • Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.
  • Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).
  • Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).

Выразительные средства

Заболоцкий в своем стихотворении не скупится применять средства художественной выразительности, они здесь присутствуют в изобилии. В основу произведения положено сравнение, с помощью которого и рисуются яркие и точные человеческие портреты, автор показывает на сколько сильно могут отличаться лица людей друг от друга, например: словно темница, как башни. Он сравнивает людей со зданиями, так как каждый строит свою жизнь как может и результат от этого получается у всех разный.

Помогают рисовать яркие образы и метафоры, при помощи которых поэт выражает свое отношение к описываемым людям: «покинутые башни» означает, что людей без души, «дыханье весеннего дня в окошке» наоборот говорит о душевности человека, его теплоте. Украшают и дополняют образы красивые и многочисленные эпитеты: жалкие лачуги, ликующие песни.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны
песням
, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце
(два нанизанных друг на друга сравнения).

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Средства выразительности

Стихотворение построено на сравнении, с помощью которого автор соотносит портреты людей с говорящими образами: «подобные пышным порталам», «словно темница», «как солнце сияющих нот».

С помощью антонимов поэт раскрывает загадку человека: «великое чудится в малом», а безличные глаголы свидетельствуют о напыщенности и скудности души: «великое чудится».

Роль метафор – одна из наиболее значимых, так как на них строятся яркие и символичные образы. Из слов «варится печень и мокнет сычуг» автор подчеркивает свою негативную позицию. Ведь люди с таким внутренним миром вынашивают в себе грязные помыслы и мысли. Словосочетание «покинутые башни» – метафора к опустошенным душам, в которых остался лишь холод и мрак, а слова об «окошке» с «дыханьем весеннего дня» явно свидетельствуют об одухотворенности человека, чей образ внушает теплоту и уют. В тексте также есть такие эпитеты как: «жалкие лачуги», «пышные порталы», «ликующие песни».

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны
песням
, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце
(два нанизанных друг на друга сравнения).

Тема 4. Особенности стиля поэта

Поэт Н. А. Заболоцкий известен своим оригинальным стилем, который можно охарактеризовать как экспрессивный и сложный. Его стихотворения отличаются насыщенностью образов и художественными средствами, которые не всегда легко воспринимать читателю.

Одна из особенностей стиля Заболоцкого – использование античных мифов и легенд, что придает стихотворениям дополнительную глубину и значимость. Стиль поэта также отличается философской направленностью и умением находить глубокий смысл в обыденности.

В творчестве Н. А. Заболоцкого также присутствует яркий образный язык с использованием расширенных метафор и сложных сравнений. На первый взгляд, его поэзия может казаться трудной для понимания, однако это компенсируется структурной красотой стихов и гармонией словесных образов.

Кроме того, стиль Заболоцкого характеризуется широким использованием поэтических приемов, таких как анафора, эпифора, параллелизм и другие. Эти приемы не просто украшают его стихи, но и помогают создать глубокий смысловой контекст.

В целом, стиль Н. А. Заболоцкого является сложным и оригинальным, но при этом полон глубоких мыслей и красивых образов. Он является интересным материалом для анализа и изучения в контексте современной поэтической культуры.

Главная мысль

Заболоцкий через свое стихотворение «О красоте человеческих лиц» пытается передать мысль о том, что, внимательно вглядевшись в человека, можно узнать всю его жизнь и даже составить психологический портрет. Лицо не может обмануть.

Этот стихотворный отрывок описывает различные типы лиц и их свойства. В первых двух строках говорится о лицах, которые похожи на роскошные порталы, где в каждом мелочи кажутся великими. В следующих двух строках описываются бедные и жалкие лица, где варится печень и мокнет сычуг. Далее автор описывает холодные и мертвые лица, закрытые решетками, и лица, которые как башни, уже давно никем не заселены.

Однако автор замечает, что существуют и лица, которые напоминают подобия ликующих песен. В этих лицах, как в сияющих нотах, составлена песня небесных высот, которая является частью прекрасного и чудесного мира.

Заключительные строки описывают маленький домик, который когда-то знал автор, хотя он был небогат и не выделялся на фоне других лиц. Однако из окна этого домика автору струилось дыхание весеннего дня, что подчеркивает красоту и чудесность простой, но настоящей жизни. В целом, главный смысл стихотворения заключается в том, что в мире существует множество разных лиц и типов красоты, но все они являются частью великого и чудесного мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: