Слайд 13В. Маяковский ПОСЛЕДНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКАСтоит император Петр Великий,думает:«Запирую на просторе я!»
—а рядомпод пьяные кликистроится гостиница «Астория».Сияет гостиница,за обедом обед она дает.Завистью с гранита снят,слез император.Трос медныхслазяттихо,чтоб не спугнуть Сенат.Прохожие стремились войти и выйти. Швейцар в поклоне не уменьшил рост.Кто- торассеянныйбросил: «Извините»,наступив нечаянно па змеин хвост.Император,
лошадь и змеинеловкопо карточкеспросили гренадинШума язык не смолк, немея.Из пивших и евших не обернулся пи одинII толькокогданад пачкой соломинокв коне заговорила привычка древняя,толпа сорвалась, криком сломана:- Жует!Не знает, зачем они.Деревня.Стыдом овихрены шаги коня.Выбелена грива от уличного газа.Обратнопо Набережнойгонит гиканьепоследнюю из петербургских сказок.И вновь император стоит без скипетра. Змей.Унынье у лошади на морде.И никто не поймет тоски Петра —узника,закованного в собственном городе.(1916}
Слайд 4Петербург в русской литературеXVIII векаК теме Санкт-Петербурга обращались десятки русских поэтов.
Эти литературные произведения образуют единый петербургский текст. В сознании общества Санкт-Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, но и как символ новой России, символ ее будущего.Петербург в русской литературе XVIII века – царствующий чудесный град, возникший в гибельном месте и возникший «вдруг». В поэзии XVIII века было не принято вспоминать о тысячах человеческих жизней, которыми пришлось оплатить новой «чудо»: предполагалось, что у «чудес» цены не бывает. Но в народной памяти жила страшная правда о жертвах Петербурга. На этой основе зародился мотив «вины» Петербурга и его основателя, мотив будущей гибели проклятого города («Петербургу быть пусту»). Этот мотив многое определил в формировании особого петербургского мифа.
Эволюция образа Петербурга в русской литературе
Город Петра в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.
Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.
В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург — это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма.
Цельное и многообразное отражение получил образ северной столицы в творчестве Достоевского. Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.
Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно – бледный,
Скука, холод и гранит…
И у Пушкина, и у Достоевского картина Петербурга достоверна и объективна. У Гоголя изображение северной столицы расширяется, обрастает подробностями, образ города становится метафоричным: Невский проспект, например, олицетворяет собою двуличное существо, он живет двойной жизнью.
К образу Петербурга обращались многие писатели. Петербург как персонаж живет и действует на страницах романов Достоевского. Нередко авторы с первых же строчек информируют нас, что действие происходит, или герой живёт, или герой родился в Петербурге, как это делает, например, И.А.Гончаров. И эту деталь никак нельзя не заметить, возможно, что она вообще определяющая.
Слайд 11Саша Черный САНКТ-ПЕТЕРБУРГБелые хлопья и конский навозСмесились в грязную желтую массу
и преют…Протухшая, кислая, скучная, острая вонь…Автомобиль и патронный обоз.В небе пары, разлагаясь, сереют.В конце переулка желтый огонь…Плывет отравленный пьяный,Бросил в глаза проклятую браньII скрылся, качаясь,— нелепый, ничтожныйи рваны й. Сверху сочится какая-то дрянь… Из дверей извозчичьих чадных трактиров . Вырывается мутным снопом Желтый пар, пропитанный шерстью и щами…Слышишь крики распаренных сиплых сатиров?Они веселятся… Плетется чиновник с попом,Щебечет грудастая дама с хлыщами,Орут ломовые на темных слоновых копен,Хлещет кнут и скучное острое русское слово!На крутом повороте забили подковыПо лбам обнаженных камней —И опять тишина.Пестроглазый трамвай вдалеке промелькнул.Одиночество скучных шагов… «Ка-ра-ул!»Все черней и неверной уходит стена.Мертвый день растворился в тумане вечернем…Зазвонили к вечерне.Пей до дна!(1910)
Петербург в современной русской литературе
Современная русская литература продолжает исследовать образ Петербурга, но с новыми акцентами и перспективами. В современных произведениях Петербург часто предстает как город контрастов и противоречий.
Одной из основных тем, которая затрагивается в современной литературе, является проблема социального неравенства и неприятия. Петербург становится местом, где различия между богатыми и бедными, успешными и неудачниками становятся особенно ощутимыми. Авторы описывают жизнь в центре города, где процветает богатство и роскошь, а также в отдаленных районах, где люди вынуждены бороться за выживание.
Кроме того, современные писатели обращают внимание на проблемы экологии и городской среды. Петербург предстает как город, страдающий от загрязнения и разрушения природы
Авторы описывают проблемы санитарии, загрязнение водных ресурсов и уничтожение зеленых зон. Это создает атмосферу утраты и грусти, а также вызывает вопросы о будущем города и его жителей.
Кроме социальных и экологических проблем, современная литература также исследует тему идентичности и поиска смысла. Петербург становится местом, где герои ищут свое место в жизни, задаются вопросами о своей роли в обществе и стремятся найти свое истинное «я». Город предстает как символ поиска и самоопределения, где герои сталкиваются с собственными страхами и сомнениями.
Таким образом, в современной русской литературе Петербург продолжает быть важным символом и темой для исследования. Город предстает как место социальных противоречий, экологических проблем и поиска смысла. Это позволяет авторам выразить свое видение современной реальности и вызвать у читателей размышления о современном обществе и его будущем.
История Санкт-Петербурга в литературе
Санкт-Петербург – город с богатой историей, и его значимость в литературе трудно переоценить. Здесь на протяжении веков происходили события, которые стали источником вдохновения для многих писателей. Множество произведений создано под влиянием атмосферы Санкт-Петербурга и его исторических памятников.
В литературе можно встретить множество описаний петербургских улиц, каналов, мостов и зданий. От Александра Пушкина до Федора Достоевского и Анны Ахматовой – все они нашли в Санкт-Петербурге непревзойденный источник вдохновения для своих произведений.
В произведениях дореволюционного времени Санкт-Петербург часто изображался как символ двусмысленности, разрыва между красотой и мрачностью, блеском и темными сторонами жизни. Его узнаваемая архитектура, северное сияние и величественные набережные становились фоном для повествований о любви, власти и революции.
Современные писатели продолжают отображать историю Санкт-Петербурга в своих произведениях, но под новым углом. Они исследуют его не только как исторический памятник, но и как живой и развивающийся город, отражающий проблемы, с которыми сталкиваются современные люди.
История Санкт-Петербурга в литературе делает город живым и реальным для читателей. Она позволяет ощутить атмосферу эпохи и подумать о вечных человеческих ценностях, которые никогда не устаревают.
Ранние упоминания Санкт-Петербурга в литературе
Санкт-Петербург, одно из самых красивых и символичных городов России, был немыслим без упоминаний в литературе. Уже в начальные периоды своего существования Санкт-Петербург был выбран многими известными писателями и поэтами в качестве музы и источника вдохновения.
Одним из самых знаменитых произведений, посвященных Санкт-Петербургу, является поэма Александра Пушкина “Бронзовый Всадник”. В ней Пушкин описывает героическую фигуру Петра Великого, основателя и строителя Санкт-Петербурга. Это произведение стало символом города и его развития.
Еще одно заметное упоминание Санкт-Петербурга в литературе можно найти в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”. Город стал неотъемлемой частью сюжета и символизировал мрачность и безысходность жизни главного героя Родиона Раскольникова.
В современной литературе также можно найти множество упоминаний Санкт-Петербурга. Например, Елена Черенцова в своем романе “Город Вечной Паутиной” создает образ города, который полон тайн и загадок, и в котором происходят непредсказуемые события. Это роман-фантазия о Санкт-Петербурге и его необычном мире.
Санкт-Петербург в произведениях классических русских писателей
Санкт-Петербург, основанный Петром Великим в начале XVIII века, является не только культурной столицей России, но и главным литературным пространством для многих классических русских писателей. Город на Неве стал неотъемлемой частью их произведений, отражая его уникальный облик, атмосферу и настроение.
Санкт-Петербург часто предстает в произведениях писателей как символ противоречий и душевной трагедии. Он является местом, где герои ищут свое место в мире, борются с социальными и моральными проблемами, сталкиваются с безысходностью и одиночеством. Эта тема особенно присутствует в произведениях Федора Достоевского, который описывает мрачный ландшафт иизтяжелтый климат города, а также душевные страдания и нравственные конфликты его героев.
Санкт-Петербург также дает возможность писателям исследовать политическую и социальную среду самого города. В романах Николая Гоголя и Александра Пушкина читатель встречается с изображением коррумпированных и бесчестных чиновников, богатых и прожигающих свою жизнь на развлечениях аристократов, а также с людьми, живущими в нищете и социальном отчуждении. Город выступает в этих произведениях не только фоном, но также активно взаимодействует с героями, влияет на их характеры и судьбы.
В произведениях классических русских писателей, Санкт-Петербург становится своеобразной метафорой для общества и человеческого существования. Он отражает все сложности и противоречия жизни, превращаясь в символический и символичный город, повествующий о реальности и иллюзиях, исканиях и потерях, судьбах и истории.
«Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник”»
Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.
Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
Люблю тебя, Петра творенье…
Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. “Человечность” города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…
В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит “спящие громады пустынных улиц”, слышит “шипенье пенистых бокалов”, но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
Во “Вступлении” намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях “петербургской повести”, – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный “юный град”, а “омраченный Петроград”. Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого кладбища
Плывут по улицам!
И только теперь появляется на улицах народ, “теснится кучами” на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, “как больной в своей постеле беспокойной”, то рвется “к морю против бури” и, встретив преграду, бунтует, то ропщет “пени…как челобитчик у дверей”.
Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура “кумира на бронзовом коне”, который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает “поле боевое”, смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и “злых детей”, бросающих камни в безумного Евгения.
Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.
В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.
Образ Петербурга в русской литературе
Что мы знаем о Петербурге в русской литературе? Чем он характерен и чем отличается от других городов: Москвы, Пскова или Рязани? Чем же мрачный Петербург так привлекает поэтов и писателей? Ответы на все эти вопросы можно найти в великих произведениях русской литературы. Петербург в них представлен чем-то мрачным, тяжёлым, но, одновременно, порождающим воображение и поощряющим творческую деятельность. Петербург, зачастую, отдельный и вполне самостоятельный персонаж русской литературы (примеры: «Нос» Н. В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Этот персонаж может обладать как хорошими, так и плохими чертами, потому что каждый автор по-своему относился к Петербургу, по-своему выражал свои чувства к нему.
Каковы же основные характеристики Петербурга и какой же он бывает в произведениях русской литературы? Разберёмся в этом вопросе подробнее:
Петербург бывает мрачным и тяжёлым. Этот город в силу своего географического расположения часто покрыт туманами, а серых дней в нем больше, чем солнечных. Однако, Петербург — это магнит для писателей и поэтов. Их вдохновляла и продолжает вдохновлять потрясающая архитектура Петербурга, его природа и погода, царящие в нем. Мрачным Петербург, зачастую представляется в русской литературе девятнадцатого века.
Грязный, душащий город, подавляющий все светлое. В таком городе невозможно остаться светлым и дружелюбным человеком, надеяться на лучшее будущее. Город болен и люди в нем больны. Таким Петербург представлен в произведениях Федора Михайловича Достоевского — выдающегося русского классика.
Революционный Петербург. Этот образ встречается в произведениях русской литературы начала двадцатого века, преимущественно в лирике. Здесь стоит учесть, что каждый автор по-своему понимал революцию и относился к ней по-разному. Например, в поэме «Двенадцать» А. Блока революция представлена всеобщей сумятицей и непониманием, бессмысленной жестокостью и варварством. Революционный Петербург в стихах Маяковского, напротив, представлен боевым, чистым и четким.
Светлый и величавый Петербург. Такой образ Петербурга встречается в лирике Анны Ахматовой. Она восхищается своим любимым городом и его архитектурой в своих стихах, однако, тоже называет его холодным. Также величавый Петербург встречается в творчестве Ломоносова и Пушкина.
Блокадный Ленинград. Этот образ Петербурга встречается в произведениях, посвященных войне
В тот период было неважно: плохой этот город или хороший, — важно было победить врага, отстоять свою родину, свою родную землю.
Таким образом, мы выяснили, какой бывает образ Петербурга в русской литературе того или иного периода. Также, из всего вышеперечисленного становится понятно, что образ Петербурга может различаться у разных писателей: у одних он гротескный и вычурный, у других – тяжелый и мрачный, а у третьих – холодный, светлый и величавый.
Замечание 1
Также, можно смело утверждать, что во многих произведениях русской литературы Петербург играет роль персонажа. Он выступает в них как особый герой, не влияющий на действия человека, но всегда определяющий его сознание.
Слайд 3Задавленный тяжелыми сомнениями, бродил я, бывало, по граниту его и был
близок к отчаянию. Этими минутами я обязан Петербургу, и за них я полюбил его. А.И.ГерценЯ привык к Питеру, люблю его какою-то странною любовью за многое даже такое, за что бы нечего любить его. В.Г.Белинский…должен сознаться, что люблю Петербург… и нахожу в нем массу своеобразной, лично ему только присущей прелести. А.Н.БенуаГород ужасно действует. Я пишу так много и так крикливо оттого, что хочу высказать ненависть к любимому городу. А.А.Блок
Взгляните на старинные виды Петербурга. Ведь это не общеевропейский город и вовсе, а с другой стороны, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно прекрасный и грандиозный. А.Н.Бенуа…самый фантастический, …самый отвлеченный и умышленный город. Ф.М.Достоевский