Короткий пересказ «Слепого музыканта»
Краткое содержание Слепой музыкант:
Действие повести происходит во второй половине XIX века в Российской Империи. В семье богатых помещиков Попельских появляется на свет слепой мальчик Петр. Ребенок подрастает, и родители замечают, что у мальчика невероятно тонкий слух.
Маленький Петр увлекается музыкой: сперва он учится играть на свирели, а затем — на фортепиано. Окружающие отмечают его блестящие музыкальные способности. Петр получает прекрасное домашнее образование. Его обучением занимается дядя Максим, умный и добрый человек, инвалид без ноги. Дядя учит мальчика читать, ездить верхом и т.д., чтобы тот не чувствовал себя ущербным в обществе.
В возрасте около 9 лет Петр знакомится с девочкой Эвелиной, соседкой по имению. Девочка становится лучшим другом Петра на многие годы. Петр взрослеет. Несмотря на старания родных, юноша все больше страдает из-за своей слепоты. Он не может смириться с тем, что никогда не увидит мир; он тоскует и злится на судьбу. Свои переживания Петр удивительным образом выражает в игре на фортепиано.
Юноше пророчат блестящую карьеру музыканта, но тот все равно чувствует себя несчастным из-за своей слепоты. Дядя Максим решает помочь племяннику преодолеть душевный кризис. По его задумке Петр якобы едет в Киев учиться на музыканта, но на самом деле юноша под видом крестьянина идет пешком на богомолье к чудотворной иконе. Вместе с Петром туда идут и другие слепые из округи.
Спустя несколько недель юноша возвращается домой. Его глаза так и не прозревают, но зато исцеляется душа: Петр смиряется со своей судьбой и больше не тоскует, как раньше. Вскоре Петр женится на Эвелине, у них рождается ребенок. Молодой отец переживает, что его сын тоже будет слепым. Узнав от доктора, что ребенок зрячий, Петр испытывает невероятное эмоциональное потрясение. В этот момент с ним происходит нечто странное: на одно мгновение Петр как будто прозревает и видит свою мать, жену, небо, а затем снова наступает мрак.
Этот чудесный случай оставляет глубокий след в душе слепого. Спустя некоторое время Петр едет в Киев учиться музыкальному мастерству. Спустя 3 года он наконец дает свой первый концерт. Зрители приходят в восторг от пронзительной игры слепого музыканта.
Это интересно: Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80‑х годах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Завтра была война» по главам. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.
С этой книгой читают
Слепая вераБен Элтон
Свежий (2007) – хотя и не последний – роман англичанина Бена Элтона (р. 1959). Автор не то чтобы на слуху, хотя из десяти его романов на русский за последние семь лет…
4.1
(3)
Слепой Прыжок Колентьев Алексей Сергеевич
Вторая книга о приключениях Егора Шубина. Прошло три года со времени событий в далёкой Колумбии. Теперь, ему предстоит выполнить новое, опасное задание на чужой планете,…
4.75
(4)
Маньяки… Слепая смертьМодестов Николай
В книге Николая Модестова «Маньяки… Слепая смерть», автор которой известен читателям по бестселлеру «Москва бандитская», рассматривается одна из необъяснимых…
3.8
(5)
Слепой прыжокБалашов Павел
Симпатичная планетка земного типа.
Простейшее задание — подготовить планету к Колонизации.
Толковые сотрудники.
Что еще нужно отставному майору…
4.1
(1)
Музыкант. Том 1 Марченко Геннадий Борисович
Еще один попаданец в прошлое… Алексей Лозовой, 63 лет от роду, музыкант на излете карьеры оказывается в теле 15-летнего парня в 1961 году…
3.8
(3)
Слепой Агент Майоров Сергей
Сергей Майоров работает в милиции и пишет книги. По манере изложения его сочинения напоминают произведения признанного мастера детективного жанра А. Кивинова….
5
(1)
Бременские музыкантыГримм братья Якоб и Вильгельм
«Бременские музыканты» относятся к тем сказкам братьев Гримм, которые по праву считаются классикой детской литературы. Заставить по-новому звучать широко известное и…
4.3
(3)
Музыкант-3 Марченко Геннадий Борисович
Третья часть похождений Егора в прошлом.
4.3
(3)
Вариант 2
“Слепой музыкант” – это произведение, которое написал Владимир Короленко в 1886 году. Оно рассказывает о жизни слепого музыканта, который живет в бедности и одиночестве. Главный герой, несмотря на свою немощь, продолжает играть на скрипке и радовать окружающих своим талантом. В этом произведении Короленко поднимает важную тему социальной несправедливости и показывает, что в обществе есть люди, которые не получают должного уважения и признания, несмотря на свои заслуги.
Главный герой произведения – это символ борьбы за свои права и достоинство. Он не сдаётся перед трудностями и продолжает играть на скрипке, несмотря на все препятствия. Короленко показывает, что даже самые слабые и уязвимые люди могут быть сильными и достойными. Слепой музыкант не получает достойного вознаграждения за свой труд и талант, а его жизнь полна трудностей и лишений. Автор показывает, что в обществе есть люди, которые не получают должного уважения и признания, несмотря на свои заслуги.
Короленко использует яркие образы и метафоры, чтобы передать глубокий смысл произведения. Он описывает окружающую среду героя, его чувства и эмоции, создавая яркую картину жизни слепого музыканта. Автор показывает, что даже в самых трудных условиях человек может сохранить свою человечность и достоинство.
“Слепой музыкант” – это произведение, которое заставляет задуматься о социальной несправедливости и о том, как важно уважать и признавать достоинство каждого человека, независимо от его положения в обществе. Короленко показывает, что даже самые незначительные люди могут иметь большое значение в жизни других людей
Герой произведения не просит никакой милостыни, он продолжает играть на скрипке, несмотря на все трудности. Короленко показывает, что человек может сохранить свою человечность и достоинство, даже если он находится в самых трудных условиях
Автор показывает, что важно уважать и признавать достоинство каждого человека, независимо от его положения в обществе
“Слепой музыкант” – это произведение, которое написано с большой любовью к человеку и к жизни. Короленко показывает, что даже в самых трудных условиях человек может сохранить свою человечность и достоинство. Главный герой произведения – это символ борьбы за свои права и достоинство. Он не сдаётся перед трудностями и продолжает играть на скрипке, несмотря на все препятствия.
В целом, “Слепой музыкант” – это произведение, которое заставляет задуматься о социальной несправедливости и о том, как важно уважать и признавать достоинство каждого человека, независимо от его положения в обществе. Короленко показывает, что даже самые слабые и уязвимые люди могут быть сильными и достойными
Он использует яркие образы и метафоры, чтобы передать глубокий смысл произведения и создать яркую картину жизни слепого музыканта.
«Слепой музыкант» — В.Г. Короленко
Предоставляем Вам для бесплатного скачивания эту трогательную книгу Владимира Короленко, в восхитительной озвучке Климентины Сивокоз (одной из лучших дикторов электронной библиотеки бесплатных аудиокниг «Bibe.ru»). В книге «Слепой музыкант» В. Короленко пишет о жизни слепого человека с первого дня его жизни. Слепые – особенные люди, которые благодаря своей воле не сдаются, стараются жить в мире зрячих людей
Важно, чтобы у человека был стержень, который не позволит ему упасть духом
Петруся уже родился слепым, но все же он был очень любознательным и активным ребенком, именно эти качества, а также помощь матери и отца помогли ему преодолеть боязнь внешнего мира. Благодаря деревенскому парню Иохиму в нем проснулся великий дар — он стал талантливым музыкантом.
Прослушав аудиокнигу Виктора Короленко, нельзя не прочувствовать всю трогательность и нежность отношения слепого ребенка к миру. Его восприятие значительно отличается от обычных людей. Автор, являясь психологом, отлично передал тонкую душевную организацию Петра, его внутренние терзания и становление как мужчины.
Произведение «Слепой музыкант» понравится людям, которые так или иначе связаны с этим удивительным и неповторимым миром слепых, а также тем, кто любит книги, приносящие пищу для размышления, которые дают иллюзию полного присутствия и заставляют задуматься.
Родив слепого ребенка, мать могла бы загубить его судьбу своей чрезмерной опекой и сделать неприспособленным к жизни
Но благодаря отцу Максиму, который сам был калекой и знал, как важно иметь свой внутренний мир, справилась с материнским чувством страха, с желанием кидаться по первому плачу Петра и оберегать его от всех проблем. С этих пор ребенок самостоятельно начал изучать мир и пытался постичь его тайны. Он становился все более задумчивым, ведь ему так не хватало красок и цветов, на ощупь он изучал предметы и пытался представить, как выглядят птицы
Он становился все более задумчивым, ведь ему так не хватало красок и цветов, на ощупь он изучал предметы и пытался представить, как выглядят птицы.
Короленко тонко передает все чувства слепого Петра, его едва уловимую смену настроения и радость от получения новых впечатлений. Взрослея, Петр увлекается музыкой, и каждый вечер ходит слушать, как играет на свирели Иохим. Мать, ощутив это стремление, пыталась привлечь сына игрой на пианино. Но совсем не этот инструмент будоражил детскую душу, заставлял чувствовать все оттенки мира и переживать вновь и вновь такие знакомые и родные ощущения. Свирель привлекала мальчика. Благодаря тому, что он родится в богатой семье, он мог позволить развивать в себе способности. И только после того, как мать прочувствовала игру Иохима, она смогла понять, что же особенного было, в таком казалось бы заурядном инструменте, как свирель. Учась музыке, Петр постигал мир, это увлечение заполонило его жизнь, с ним он рос и развивался. Все его эмоции, состояние души можно было прочувствовать, наслаждаясь дивными звуками.
Аудиокнига «Короленко — «Слепой музыкант»» Это полная версия аудиокниги.
Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут
Продолжительность аудиокниги: 5 часов
Книга озвучена: Климентина Сивокоз
Качество записи этой аудиокниги: высокое
Жанр и направление
Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.
В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.
Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.
- развитие положительной жизненной позиции,
- воспитание,
- сострадание к горю человека,
- поиск смысла жизни,
- покориться либо бросить вызов судьбе,
- отношение к инвалидам.
Знакомство с монахами
В один из дней дядя позвал к себе в гости старого приятеля и его двух сыновей-студентов. Одновременно с этим приезжает в усадьбу их товарищ. Молодежь привнесла некоторое разнообразие в замкнутый уклад семьи. Это было сделано специально, чтобы Петр смог узнать, что вокруг него бурлит насыщенная жизнь.
Вечером он играет для гостей на пианино. Присутствующие поражены великолепным исполнением и сулят великолепное будущее музыканту. В этот момент главный герой по-настоящему почувствовал собственную значимость.
Вскоре дядя Максим решил нанести своему приятелю ответный визит в его усадьбу, взяв с собой Петю. По дороге они заезжают на колокольню, в которой знакомятся с монахами-звонарями. Оказалось, что они слепые, как и юный музыкант.
Короленко описал первого монаха, слепого с рождения и озлобленного на окружающих, и второго, который видел в детстве, а затем потерял зрение из-за болезни, но не забыл лица своей матери. Этот человек веселей, добродушней, по-другому относится к миру.
Знакомство с монахами заставляет главного персонажа произведения задуматься. Его начали мучить сомнения. А вдруг такая злоба находится в душе у всех людей, которые были с рождения слепыми? Рассуждения не дают мальчику расслабиться.
После этого знакомства Петр постепенно чувствует всю боль своего недуга. Он стал чужим, раздраженным и злым, начинает терзать родных. Мальчик пытается узнать непонятные ему образы красок, которые его окружают, болезненно ощущает прикосновение солнечных лучей.
Спустя время мальчик сильно заболел, а после выздоровления сказал, что переезжает с дядей в Киев, чтобы учиться профессионально музыке. В действительности он уходит в странствие с нищими, чтобы постигнуть всю необъятность мира. После возвращения в усадьбу герой стал другим человеком. Его душа исцелена.
Путешествие в Киев было отложено на год. Главный герой все-таки едет учиться, а спустя некоторое время происходит его дебют на большой сцене.
Так завершается повесть Короленко «Слепой музыкант», ее краткое содержание передает только поверхностный смысл произведения, оно не может раскрыть всю проблематику и глубину характеров героев. Чтобы понять, что хотел сказать писатель, повесть нужно прочитать полностью.
Очень краткий пересказ рассказа «Слепой музыкант»
В семье Попельских родился слепой мальчик, названный Петром (Петрусем). Мать боялась, что из-за слепоты сын будет несчастен. Женщина хотела, чтобы сын никогда не покидал имения, где он ни в чем не испытывает недостатка. Дядя Петра Максим, напротив, мечтал о том, что племянник станет известным и уважаемым человеком. С этой целью он принялся за обучение мальчика. Отсутствие зрения привело к обостренному развитию других чувств, особенно слуха. В очень раннем возрасте у Петра проявилась склонность к музыке. Лучшей и единственной подругой слепого мальчика стала девочка по имени Эвелина — дочка соседей.
Взрослея, Петр начал постепенно осознавать свою «ущербность» перед другими людьми. Это привело юношу к тяжелому душевному кризису. Он злился и считал, что обречен на несчастную жизнь.
Мудрый дядя прибегнул к эффективному методу «лечения» племянника. Он познакомил Петра с жизнью нищих слепцов и предложил ему побывать в их «шкуре».
Юноша около трех месяцев провел в скитаниях вместе с двумя слепыми странниками. Испытав на себе все их горести и невзгоды, паныч понял, что зря злится на свою судьбу.
Петр женился на Эвелине и стал счастливым отцом здорового ребенка. Он серьезно занялся обучением игры на фортепьяно и через три года впервые выступил перед широкой публикой, добившись большого успеха.
Второстепенные герои и их характеристика
- Анна Михайловна Попельская — мать Петра; богатая образованная пани. Анна Михайловна считает себя виновной в слепоте сына и всеми силами стремится искупить свою вину. Она окружает мальчика неусыпной заботой, пытаясь прочно оградить его от внешнего мира.
- Отец Петра (Петруся) – добродушный деревенский помещик, хорошо смотрел за рабочими и любил строить и перестраивать мельницы. Этим занятием он был поглощён все время.
- Иохим — простой хлоп (крестьянин), работающий конюхом в усадьбе Попельских. Своей прекрасной игрой на свирели Иохим прививает слепому панычу Петрусю любовь к музыке.
- Братья Ставрученко — молодые студенты; бойкие образованные юноши с твердыми убеждениями, отличными от взглядов «стариков».
- Егорий — слепой монах, звонарь на колокольне. Егорий слеп с рождения и обладает развитым музыкальным слухом. Он озлоблен на весь мир и всех людей. Самое страстное желание Егория — увидеть свет.
- Роман — монах, потерявший зрение в детстве.
- Федор Кандыба — нищий слепой певец, собирающий милостыню, чтобы прокормить себя и несколько племянников-сирот.
Второстепенные персонажи
Писатель подарил жизнь в своем трогательном произведении и персонажам второго плана. Автор дал им следующее описание:
- Конюх Иохим — один из рабочих семьи Попельских, еще в молодости мужчина испытал сильную любовь, но девушка не ответила взаимностью. Эта история отразилась на его музыке, она была чистая и искренняя. Конюх вкладывает в свои мелодии душу, его игра пробуждает в Петре тягу к искусству, мальчик понимает, о чем говорят музыкальные композиции Иохима. Он сердцем различает живое исполнение от бездушного.
- Анна Михайловна — мама главного героя, любящая и понимающая женщина, она с первых дней жизни подозревала, что с ребенком что-то не так, а позднее ее опасения подтвердились. Вначале Анна приходит в отчаяние, но после разговора с братом Максимом берет себя в руки. Она начинает заниматься сыном, воспитывать его, чтобы он стал самостоятельным, и не чувствовал себя отверженным.
- Братья Ставрученко — друзья Петруси, они жизнерадостны и активны. Молодые люди знакомят незрячего мальчика с абсолютно другим миром, в котором все находится в движении. Именно эти персонажи заставляют его размышлять, могут ли слепые люди жить обычной полноценной жизнью.
- Отец слепого музыканта — как звали папу Петруси неизвестно, но это простой, добродушный и трудолюбивый мужчина. Он не занимается воспитанием мальчика, так как все время проводит на работе.
Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант)
Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения.
Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — Роман — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.
Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье
С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы
Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
Основная тема и жанр
Основная тема произведения — как стать счастливым. Писатель находил суть счастьям в том, чтобы приносить радость и пользу другим. Проблематика повести выражается в затронутых автором вопросах смысла жизни, искусства и преодоления трудностей, что дает жизнь. Гуманист Владимир Короленко одним из первых начинает говорить о людях с ограниченными возможностями, хотя проблема стала по-настоящему обсуждаемой лишь в XXI веке.
«Слепой музыкант» — это повесть, по направлению в литературе она относится к реализму. Произведению присущи одновременно философские рассуждения и психологические мотивы. Владимир же в подзаголовке назвал свою работу этюдом. Это неслучайно, ведь в музыкальных произведениях есть такой же вид жанра, который означает изучение чего-либо. В повести писатель показывает, как незрячий человек обрек смысл жизни.
В персонажах Петра и дяди Максима ощущается небольшое влияние таких направлений, как романтизм и сентиментализм. Но при этом повышенная эмоциональность и замкнутость первого героя была обусловлена тем, что он инвалид. Его эгоистичность также находит объяснение в повести — это следствие хорошей жизни в любящей семье. Персонаж Эвелины абсолютно реалистичен, помимо ее романтического внешнего вида. По мнению автора, любящая девушка должна быть как она.
Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?
В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.
Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.
Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.
В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого
С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы
Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.