Краткое содержание повести «слепой музыкант» в. короленко

Слепой музыкант

«Слепой музыкант». Краткое содержание

В дворянской семье Попельских появляется на свет ребенок. Позднее становится известно, что он не видит. Мать сокрушается, однако ничего поправить нельзя — ребенок безнадежно слеп. Родители балуют малыша, стараясь быть с ним ласковыми, предупредить любые опасности и недомогания. Дядя Максим, живущий в доме Попельских, видит в Петруше способность стать Он советует матери особенно не баловать его, иначе ребенок со временем может убедиться в собственной бесполезности и начать сомневаться в способности чего-то достичь самостоятельно, найти свое место в мире. Краткое содержание произведения «Слепой музыкант» показывает момент взросления молодого человека и выбор его дальнейшего жизненного пути.

Маленький Петр растет, но у него нет друзей. Ему сложно сходиться со сверстниками, так как он уже явственно чувствует свой физический недостаток, и поэтому у них не находится общих тем для разговора. Пока другие дети играют, он стоит в сторонке, ожидая, что и его позовут, но никто этого не делает. Однажды в усадьбу, где расположен дом Попельских, приходит девочка Эвелина. Она знакомится с Петром, проявляет к нему интерес. Полной неожиданностью для нее становится известие о том, что мальчик слепой. Эвелина даже заплакала от жалости к нему, тотчас сердце ее наполнилось состраданием и неизгладимой тоской. Постепенно дети подружились и стали неразлучны.

Между тем у мальчика обнаруживаются явные музыкальные способности. Краткое содержание книги «Слепой музыкант» рассказывает, как формируется и крепнет талант юного музыканта. Все началось с того, что Петруша услышал звуки дудочки конюха Иохима. Мальчик пошел к нему послушать, как тот играет, и вскоре стал приходить постоянно. Затем последовали и первые уроки, Петруша сам научился играть на дудке.

Мать Петра, которая считала себя сведущей в музыке, отнеслась к этому весьма ревностно: немедленно выписала фортепиано из города. Но игра на фортепиано оставила мальчика равнодушным, его все больше завораживала и влекла за собой игра конюха Иохима

Охваченная отчаянием мать пытается привлечь внимание сына к музыке другими способами. Однажды она понимает, что игра Иохима на самом деле замечательна, потому что идет от сердца, и именно это нравится ее сыну

Она примирилась к тем, что музыка конюха интереснее, чем ее собственная.

Это было первое проявление у Петруши интереса к музыке, если говорить кратко. Короленко («Слепой музыкант» — его знаменитое произведение) приводит здесь мысль о бессмертности подлинного искусства. Музыка должна идти от сердца, а не быть продиктованной стандартными умениями.

Годы идут. Петр взрослеет и по-прежнему чувствует неловкость, глубоко переживает по поводу наличия большого физического недостатка. Как ему кажется, слепота мешает ему жить, чувствовать сполна, дышать, даже думать. Он считает себя бесполезным и ненужным обществу человеком. Эвелина рядом с ним, но она уже превратилась в красивую девушку, и между молодыми людьми постепенно зарождаются романтические чувства. Петр чувствует в ней подругу на всю жизнь, юноша уверен, что она никогда не обманет и не предаст его.

Дядя Максим приводит в дом молодежь, чтобы Петр больше общался со сверстниками, а не с одной Эвелиной. Но юноше трудно найти с кем бы то ни было общий язык. Тогда дядя Максим вместе с племянником, Эвелиной и сестрой посещают монастырь. Петр знакомится там с двумя незрячими служителями. Их история показывает ему, что он не один слепой на этом свете. Но Петр впадает в тоску. Ему кажется, что раз он слеп, то непременно должен сделаться озлобленным и бессердечным, как тот звонарь, который круглый год живет в монастыре. В таком унынии он пребывает несколько недель.

Через некоторое время Петр вместе с дядей Максимом отправляется в путешествие. Матери они говорят, что Петруша поедет учиться в Киев музыкальному делу. На самом же деле дядя Максим предлагает племяннику побыть немного нищим, изведать все тяготы жизни, которые испытывают слепые, просящие милостыню. Петр соглашается принять вызов судьбы.

Через некоторое время он возвращается домой. Окружающие чувствуют необъяснимую перемену, произошедшую в нем во время странствия — он научился любить жизнь во всем ее многообразии и ценить каждый момент. Петр больше не считает себя неудачником.

Скоро Петр и Эвелина женятся, у них рождается сын. Петра очень вдохновляет это событие, и на мгновение ему даже кажется, что он прозрел и все видел. Спустя три года Петр становится признанным музыкантом. Ему аплодирует публика, среди которой находятся и дядя Максим, и другие слепые, с которыми он некогда странствовал. Вот о чем повествует «Слепой музыкант». Краткое содержание, отзывы о произведении подчеркивают глубину и актуальность этой книги и в наши дни.

Краткое содержание Короленко Слепой музыкант читать

Семья Попельских жила на Юго-западе Украины. В их семье однажды рождается мальчик, который оказывается слепым. Сперва об этом подозревает мать ребенка. Врачи подтверждают страшный для семьи диагноз. Мальчика звали Петром. Его отец добрый человек, но его ничего в жизни не интересовало и не волновало, кроме ведения хозяйства. Дядя Петра – Максим Яценко имел более бойким нравом. Его характер с детства ярко проявлялся. Он даже уехал в Италию, вступил там в отряд гарибальдийцев. Его ждала нелегкая судьба. Во время сражения с австрийцами бедняга лишился ноги, получил многочисленные ранены. В результате всего этого он вынужденно вернулся домой и доживал свои дни в тихом смирении со своим положением.

Воспитание мальчика добровольно взял на себя дядя. Он имел свои принципы и считал, что излишняя нежность и заботливость навредят ребенку. Он часто встречал препятствия со стороны своей сестры – матери Петруся. Максим хочет сделать из мальчика борца за дело жизни.

Весной, во время прогулки на берегу озера бедный мальчик теряет сознание от обилия звуков и впечатлений. Задачей матери и дяди становится помочь ребенку осмыслить все звуки и впечатления.

Услышав однажды, как конюх Иохим играет на дудке, мальчик желает сам научиться. Мать учит его играть на фортепьяно. Мальчик учится играть на обоих инструментах. Дядя просит конюха научить мальчика пению народных песен.

Петруся лишен друзей. Он в один день знакомится с дочерью Яскульских, живущих в соседнем имении. Ин дружба с каждым годом только крепнет. Эвелина уверена в решении выйти замуж за Петра. Она сообщает ему о своем решении. Однажды Петруся играет для собравшихся гостей. Все сулят парню известность.

Петр в один день осознаёт насколько он несчастен, что и представить не может реальность. Знакомство с подобным ему слепорожденным делает его злым и деспотичным. Он начинает мучить родных.

Он в один день втайне от родных отправляется с нищими в путешествие, узнает мир, сопереживает чужому несчастью. Развратившись совершенно другим человеком, Петр и Эвелина соединяются в узах брака. У них рождается сын. Зрячий сын окрыляет его. Он не забывает все это время друзей из поездки. Петр становится известным музыкантом. К выступлению присоединяются слепые нищие. Дядя понимает, что воспитал истинного человека. Он гордится Петром.

Оцените произведение:

  • 4.13

Голосов: 454

Читать краткое содержание Слепой музыкант. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Знакомство с монахами

Затем дядя Максим решает нанести своему другу ответный визит в его поместье. По пути они посещают колокольню, где знакомятся с монахами-звонарями, которые, как оказалось, тоже слепые. Один из них ненавидит весь мир, а другой, наоборот, добр и ласков.

Это знакомство заставляет Петра ощутить всю боль своего недуга. Он становится совершенно чужим, озлобленным и раздраженным, терзает своих близких. Хочет понять недоступные ему образы красок, окружающих его, болезненно воспринимает прикосновение лучей солнца.

Вскоре юноша занемог, а после исцеления объявил, что уезжает с дядей в Киев для обучения у профессионального музыканта. На самом деле он отправляется в странствие с нищими, чтобы постичь всю необъятность мира. А когда возвращается в поместье, становится совершенно другой личностью. Душа его исцеляется. Он женится на Эвелине, и у них рождается прекрасный малыш. Поездка в Киев была отложена лишь на год. И Петр все же отправляется на обучение, и вскоре состоится его дебют на настоящей сцене.

Так заканчивается произведение Короленко «Слепой музыкант», краткое содержание которого передает лишь поверхностный смысл сюжета и не может раскрыть всю глубину характеров персонажей.

История создания

Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. она была опубликована в 10 номерах газеты «Русские ведомости». В том же году Короленко переработал повесть для печати в журнале «Русская мысль» № 7. Повесть вышла отдельным изданием в 1888 г. и тоже была исправлена автором. В 1898 г. при переиздании Короленко ввёл знаковые для повести эпизоды: встреча со слепыми звонарями, уход Петра с нищими.

У Петра были прототипы. В детстве Короленко знал слепорождённую девушку. Её воспоминания послужили основой для описания ощущений героя. Также у писателя был ученик, который постепенно терял зрение, к тому же Короленко знал одного слепого музыканта. Сцена со слепыми звонарями записана писателем в 1890 г. «с натуры» во время посещения Саровского монастыря.

«Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз.

Художественные особенности

Природа вокруг Петруся влияет на становление его личности, а потому пейзаж весьма важен в повести. В основном в ней Короленко описывает пейзажи с точки зрения восприятия их главным героем. Он говорит, что природа повсюду вокруг Петра, но для слепого она необъятна и непонятна сполна.

Текст также наполнен множеством философских раздумий. К примеру, о том, что глаза не только отражают душу человека, как зеркало, но и служат окном, через которое в эту самую душу поступают впечатления от окружающего мира. Писатель сумел описать удивительную игру незрячего парня и его музыку. В ней голоса природы соединялись и звучали, расширяя сердце таким чувством, которое сложно было описать.

Анализ произведения поможет во время подготовки к уроку и если понадобится написать сочинение по «Слепой музыкант».

Темы

Обратим внимание и на тематику «В дурном обществе»:

  1. Тема детства одна из ключевых в произведении. Главные герои повествования ещё совсем юны. Для них не существует разделений по социальным классам. Вася прекрасно понимает, что его новые друзья — нищие, для которых кража является единственным способом выживания. Однако мальчик не отказывается от приобретённых товарищей. Для него гораздо важнее духовные качества людей, их заинтересованность в общении, а не принятые обществом стандарты.
  2. Не менее значима и тема доброты. Юный Вася старается всячески помогать членам «дурного общества». Он приносит Валеку и маленькой Марусе еду, не отворачивается от своих друзей — воришек. Когда девочка заболевает, главный герой идёт на большой риск и уговаривает свою сестру Соню отдать на время красивую куклу. Доброту проявляет и Тыбурций Драб. Он не запрещает сыну судьи видеться с друзьями, объясняет отцу главного героя, зачем мальчик забрал у сестры любимую игрушку.
  3. Тема сострадания во многом похожа на уже упомянутую тему доброты. Вася понимает, какая сложная у его друзей жизнь, пытается им помогать. Мальчик умеет сопереживать другим людям. Даже после того, как Маруся умирает от болезни, а Тыбурций с Валеком исчезают, герой не перестаёт защищать членов дурного общества. Сын судьи «пролил не мало крови в битвах с еврейскими мальчиками», чтобы те перестали терзать старого Туркевича упоминаниями о колющих и режущих предметах.
  4. Конечно же, в тексте Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» затронута и тема дружбы. Главный герой находит близких по духу товарищей не сразу. Сначала он шатается по городу с разными мальчишками, имена которых в произведении так и не упоминаются. Однако встреча с детьми из «дурного общества» меняет привычную жизнь Васи. Валек и Маруся становятся для главного героя очень значимыми. Сын судьи практически каждый день встречается с ребятами. Можно сказать, что такая необычная дружба положительно влияет на мальчишку.

Проблемы

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко ставит несколько очень значимых проблем, которые создают единую проблематику текста:

  1. Проблема социального неравенства очень хорошо раскрыта автором. Вася и его друзья являются членами разных классов. Тыбурций отмечает, что главному герою в будущем суждено судить других людей, а юному Валеку воровать, чтобы обеспечить себе пропитание. С помощью этого эпизода Владимир Галактионович Короленко ярко показывает ту пропасть, которая пролегает между детьми. Примечательно и место обитания людей из дурного общества. Главный герой не может подолгу находиться там, где его друзья вынуждены жить, ведь у них нет отдельного, тёплого дома.
  1. Проблема принятия утраты тоже присутствует в тексте. Отец главного героя не может смериться со смертью любимой жены. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, закрывается от своего сына. Судья очень тяжело переживает случившееся. Лишь в тот момент, когда Тыбурций объясняет ему, зачем Вася забрал у своей сестры куклу, персонаж начинает проявлять теплоту по отношению к ребёнку. Данное событие становится решающей точкой накала, после которой служитель правосудия постепенно «возвращается» к привычной действительности.

Нельзя обойти стороной и проблему равнодушия

Люди, населяющие городок, привыкли не обращать внимание на членов «дурного общества». Зная о том, что нищие вынуждены голодать, никто из жителей так и не решился хоть чем-то помочь. Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега

Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода

Торговки не давали им бесплатную еду, а правительство не выделило тёплое место для ночлега. Равнодушие погубило Марусю. Заболев, малышка так и не смогла выздороветь, ведь у неё не было должных лекарств и правильно ухода.

  1. Проблема предрассудков чем-то похожа на проблему равнодушия, однако она более значима. Многие горожане не хотели помогать нищим именно из-за предубеждений. Жители были уверены, что в «дурном обществе» обитают лишь пропащие люди, не способные самостоятельным трудом зарабатывать себе на хлеб. Описанные в тексте взаимоотношения разных социальных групп дают нам понять, насколько сильно в Княжье-Вено господствуют предрассудки.

Характеристика Эвелины

Это была мудрая и добрая девочка, развитая не по годам. При первом знакомстве можно заметить ее невозмутимость и спокойствие, с которым она смотрела на обычные вещи. По отношению к Петру она ласкова и проницательна. Недаром в ней одной в детские и юношеские годы слепой видел отраду и утешение. Эвелина — первый и единственный друг Петра, впоследствии его возлюбленная. Их отношения гармоничны, со временем они только крепнут. Эвелина всегда воспринимала боль Петра как свою собственную. Момент, когда она узнала, что он слеп, запомнился ей на всю жизнь: она плакала над этим обстоятельством так, словно мальчик (в ту пору еще незнакомый) был ее близким родственником или другом.

Первые звуки, постоянно пугающие Петра, или Знакомство с искусством

И вот в произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант» наступает замечательное время года — весна. Слепой малыш встревожен окружающим шумом, который издает просыпающаяся природа. Мать и дядя ведут малыша на берег речки. Взрослым незаметно волнение Пети, а он от массы полученных впечатлений падает в обморок. После этого недоразумения близкие стараются помогать малышу постигать звуки и ощущения.

Петр полюбил конюха, играющего на дудке, которую он сделал сам. Его помогает создавать очень грустные мелодии, которые он исполняет постоянно. И однажды к нему заходит Петя. Он начинает обучаться игре на дудке. А мать, заметившая это, заказывает фортепиано.

Но когда Петр услышал впервые звуки этого инструмента, он чуть опять не лишился чувств. Эта музыка кажется ему очень крикливой. Тогда его мама понимает, что в исполнении дворового присутствует больше эмоциональности, чем в ее музыке. Она тоже начала постигать тайны этой игры и вскоре смогла заинтересовать Петю, и он начинает учиться музицировать на фортепиано. Так, в этюде Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» главные герои помогают Петру постичь первые звуки музыки и открыть в нем присутствующий талант.

Дополнительные образы слепых монахов

В произведение «Слепой музыкант» Короленко вложил особый смысл, он показывает образы еще двух слепых и тоже практически музыкантов. Это церковные звонари, живущие в монастыре. И одновременно их сравнивает: слепорожденного монаха, который очень озлоблен на всех окружающих, и того, который видел в детстве, а потом уже ослеп из-за болезни, но помнит какие-то впечатления и особенно лицо своей матери. И этот монах добрее, веселее, по-иному относится к миру.

Именно над этим задумывается главный герой Петр Попельский. Он начинает сомневаться. А вдруг вот это злобное отношение присутствует у каждого слепорожденного человека, у которого ничего не сохранилось в памяти об образе мира?

Жанр и направление

Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.

В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.

Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.

  • развитие положительной жизненной позиции;
  • воспитание;
  • сострадание к горю человека;
  • поиск смысла жизни;
  • покориться либо бросить вызов судьбе;
  • отношение к инвалидам.

Литературное направление и жанр

«Слепой музыкант» — повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами — благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.

Близкие люди, заботящиеся о Петре

К сожалению, не каждый еще прочитал это замечательное произведение Короленко («Слепой музыкант»). Краткое содержание, возможно, поможет заинтересовать читателя и в дальнейшем подтолкнет к более подробному изучению произведения.

В богатом семействе появляется на свет незрячий младенец. Папа малыша Пети, мужчина добрый, но равнодушный ко всему, кроме своего хозяйства. А его дядя Максим, напротив, отличается боевым духом и мужеством. Он даже участвовал в сражениях, где, к несчастью, стал инвалидом.

И именно он стал заниматься воспитанием мальчика, в первую очередь растолковав своей сестре Анне, что избыточная любовь и опека могут повредить малышу.

Замечательная девочка Эвелина, ставшая незаменимым спутником на всю жизнь

Далее трагический этюд Короленко которого представляет еще одного немаловажного персонажа, наполнен более положительными переживаниями. К счастью главного героя произведения, на его пути еще в раннем детстве встречается живущая по соседству очаровательная и не по годам взрослая девочка Эвелина

Их первая встреча состоялась на берегу реки. Взрослых нет, и детям предстоит одним самостоятельно выяснять друг с другом отношения. Эвелина оказалась таким человеком, который с первого момента понял, что пойдет она по жизни рядом со своим другом. Впоследствии становится его женой, и к огромной радости этой молодой пары рождается у них зрячий сынок. И именно это как-то примиряет Петра с его тяжкой участью.

Сочинение 2

Петр.

В произведении главную роль играет мальчик, который родился слепым в одной семье. Для семьи это было большим горем. Эта семья довольно обеспеченная, поэтому мальчик ни в чем не нуждается. У мальчика же имеется хороший музыкальный слух. В результате мальчик Петр когда вырос стал хорошим человеком, а также музыкантом, благодаря своему таланту. А также помощи родных людей. Но поначалу он был очень робким ребенком, так как осознавал, что он отличается от других детей. Также ему было трудно общаться со своими сверстниками. Он чувствовал себя обделенным. Положительным моментом в жизни стала встреча с Эвелиной.

Эвелина.

Эта девочка является подругой главному герою Петру. Она очень сострадательная, добродушная. Девочка очень сильно переживала недуг своего друга. Эвелина очень умная и развитая девочка. Позже их дружба переросла в большое чувство-любовь, и они женятся.

Дядя Максим.

Этот герой является братом матери Петра. Он переживает за Петра. Максим был отставным военным, ему не пугали никакие трудности. Дядя вселяет веру и дух в своего племянника, всячески его поддерживает. Максим не показывает своего сострадания племяннику, чтобы тот не чувствовал себя другим. Он пытается сделать из Петра смелого и сильного и уверенного человека. Он помог Петру занять свое место в жизни.

Конюх Иохим.

Этот персонаж является второстепенным в этой повести. Он работает конюхом в семье главного героя. Иохим перенес неразделенную любовь в своей жизни, а также смог разбудить в главном герое любовь к прекрасному. В конюшне конюха Петр полюбил искусство, проникся к нему всеми чувствами. Петр смог понимать суть музыкальных произведений.

Анна Михайловна.

Героиня является матерью Петра, которая очень его любит. Она пребывала в отчаянии, когда узнала о недуге сына. Позже, воспользовавшись советами своего брата Максима, она смогла выйти из депрессии и приложила много сил, чтобы ее сын рос нормальным человеком.

Братья Ставрученко.

Эти два героя приходились братьями друг другу, они гостили в семье главного героя. Они очень веселые и активные молодые люди. Братья подтолкнули главного героя на мысли о том, станет ли незрячий человек равноправным членом общества.

Егорий и Роман.

Два слепых персонажа, очень разных по характеру.

Два слепых, два противоположных характера.  Они звонари. Истинная сущность человека, будь он слепой или зрячий, выявляется в жизненных испытаниях.

Композиция и сюжет

Композиция повести состоит из семи глав. События разворачиваются в сюжете на протяжении примерно 20 лет: от появления главного героя на свет, до того как он сам стал отцом. Все что происходило в эпилоге, случилось три года спустя после основной сюжетной линии. Вершиной развития центрального персонажа стал его концерт, что изменил мировоззрение слушателей.

Краткое содержание опишет все события, происходящие в повести. Все действия происходили примерно на Волынщине, местности, откуда родом сам автор.

Госпожа Попельская родила слепого ребенка, своего первенца Петра. Мальчик стал единственным ребенком в семье и был всеми обожаемым. Во благо Петра его дядя Максим решил усиленно развивать мальчика, чтобы частично компенсировать его слепоту. Сначала он запретил всем родным слишком заботится о мальчишке и спустя несколько месяцев от рождения он уже ползал по дому.

Увлечение музыкой

В пятилетнем возрасте мальчика поразила игра на свирели Иохима, конюха его семьи. После Петрусь и сам быстро научился играть на инструменте. При этом пианино, что его мама привезла из города и на котором сыграла очень сложную пьесу, нисколько не привлекло главного героя. Свирель оказалась милее, ведь когда-то была среди украинской природы, и сделана из родной вербы. После того как Петр научился игре на фортепиано, дядя попросил Иохима спеть ему народную песню. Ее образы были просты и понятны слепому ребенку.

Петр ввиду своего недуга не мог играть с другими детьми. Его единственным другом стала соседская девочка Эвелина, дружба с которой стала для него настоящим подарком судьбы.

Со временем мальчик начал бояться призраков, что таились в его темноте. Петрусь был подобен цветку, растущему в теплице и огражденному от настоящей жизни. Его душа словно дремала в сладком полусне и была отгорожена от всего незримой стеной. Дядя Максим осознавал, что он обязан будет покинуть это состояние, а потому принял решение ускорить выход племянника из полудремы.

Максим пригласил погостить в доме помещика Ставрученко с двумя сыновьями. Один из них был музыкантом, а второй — филологом. Вместе с ними Петрусь почувствовал себя непричастным к веселой жизни других молодых людей. И в результате знакомства он решает, что лишний в этом мире. Но как только он играет на фортепиано, его манеру исполнения все признают уникальной.

И тогда Петр впервые осознает на что он мог бы пригодиться в этой жизни. Его идею поддерживает Эвелина и говорит, что у него может быть своя работа.

Испытания героя

В шестой главе происходит кульминационный момент сюжета. На долю слепого, решившего радовать своим талантом окружающих, выпадает ряд испытаний:

  1. Сначала было обнаружено захоронение вожака гайдамаков Игнатия Карого и слепого бандуриста Юрка, что когда-то повсюду сопровождал его отряд. Они покоились в одной могиле. Тогда Петр понял, что даже слепой человек может многого добиться в этой жизни.
  2. Во втором эпизоде, одном из самых важных по мнению Короленко, герой встречается со слепыми звонарями. Незрячий от рождения звонарь Егорий, как и Петр, был обозлен на этот мир за его несправедливость по отношению к себе. Роман, также звонарь, потерял зрение в детстве, но при этом любил жизнь и был добрым. После встречи с ними Петр решил, что ему суждено до конца дней быть злым. И его глубокая грусть сменилась на раздражительную нервозность. И любовь к Эвелине его больше не радовала: он не хотел быть для нее обузой.
  3. Последнее испытание произошло во время встречи со слепыми возле чудотворной иконы в католической церкви. Петр завидовал им, ведь, по его мнению, ежедневная потребность беспокоиться о пропитании и одежде отвлекали их от раздумий о своей инвалидности. В результате герой отправляется в путешествие вместе со слепыми бедняками под руководством Кандыбы, которому во время войны выжгло глаза. Дядя Максим соврал родным, чтобы они не беспокоились, и сказал, что они с племянником в Киеве, где он брал уроки игры у пианиста.

Заключающая сцена разворачивается спустя три года после рождения ребенка. Тогда Петр, незрячий музыкант, на Контрактах в Киеве поразил публику своим искусством игры на фортепиано. По мнению Максима, племянник прозрел, ведь смог напомнить счастливым, имеющим все людям о несчастных. Он оставил свои эгоистичные страдания и страхи и принял роль счастливого человека.

Сюжет

В богатой семье Попельских, жившей в Юго-западном крае, родился мальчик. Мать сразу заподозрила, что с её сыном Петриком что-то неладное, и вскоре доктор подтвердил страшный диагноз: мальчик был рождён слепым.

Родители стойко перенесли удар судьбы. Отец Петрика был добрым человеком, но он был немногословен и целыми днями занимался хозяйством. В доме Попельских жил родной брат матери – Максим Яценко. Это был смелый, отважный мужчина, который немало повидал на своём веку. Однажды он уехал в Италию, и там, сражаясь против австрийцев, потерял в бою правую ногу и сильно повредил левую руку. Он был вынужден вернуться домой и смириться с горькой участью калеки, позабыв о лихой жизни.

Петя подрастал, и дядя всё больше внимания обращал на своего племянника, который от рождения был инвалидом. Максим решил заняться воспитанием мальчика, чтобы вырастить из него настоящего бойца, сильного духом человека. Он часто встречал препятствия со стороны матери Петруся, но это не останавливало: Максим считал, что излишняя нежность и забота только навредят ребёнку.

Однажды весной, гуляя по берегу озера, Петрик потерял сознание от какофонии разнообразных звуков. Его наставник понял, что мальчика необходимо учить осмысливать все звуки, запоминать свои впечатления от них.

Когда Петя услышал, как конюх играет на дудке, он тоже захотел научиться так играть. Мать стала обучать Петрика игре на фортепиано, а спустя время мальчик самостоятельно освоил игру на дудочке. По просьбе Максима конюх научил мальчика петь народные песни.

Воспитание дяди принесло свои плоды. В возрасте шести лет Петрусь мог самостоятельно ориентироваться в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. Однако мальчик очень страдал от своего вынужденно одиночества. Вскоре он познакомился с Эвелиной – дочерью четы Яскульских, живших по соседству. Дружба двух детей была очень крепкой, настоящей и, когда они подросли, решили обвенчаться.

Однажды в дом Попельских приехали гости, Пётр играл на фортепиано. Его игра была столь сильной и вдохновенной, что все начали прочить молодому человеку большое будущее.

Когда Пётр познакомился со слепым послушником-звонарём, он стал всё чаще задумываться о судьбе слепых людей. Втайне от родителей юноша присоединился к двум слепцам, которые пешком шли в Почаев. Общение с этими простыми людьми духовно обогатило Петра, его мятущаяся душа была исцелена, и он вернулся в отчий дом.

Эвелина и Пётр обвенчались, у них родился совершенно здоровый мальчик. Пётр был окрылён рождением первенца. Вскоре он стал известным музыкантом, и дядя Максим присутствовал на его выступлениях. Он не сомневался, что вырастил настоящего человека.

Характеристика Петра

На долю главного героя выпало большое испытание: он слеп с рождения, и должен постепенно прийти к пониманию своей ценности и нужности в этом мире. Поначалу ему сложно общаться со сверстниками, но появление в его жизни Эвелины приносит ему немало приятных минут: он обретает подругу, близкого человека. По сути, Петр хочет найти свое место в жизни, но сначала ему нужно принять факт собственной слепоты.

Долго он не может смириться с тем, что не такой как все, что не видит мир. Он должен прийти к пониманию того, что обладает большим талантом, и захотеть его развить до высокого уровня. Во многом достижению этой цели способствует влияние дяди Максима, который придумывает для племенника новые испытания. Мы видим, как из мнительного и неуверенного юноши Петр постепенно становится сильным человеком, любящим жизнь. Когда он перестает жалеть себя и начинает дышать полной грудью, результаты не заставляют себя ждать: и вот Петр уже слепой музыкант. Краткое содержание истории рассказывает о том, как у него образуется семья, личное счастье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: