Архетип героев
Хотя сам Твардовский неоднократно заявлял, что образ Тёркина собирательный, что за ним не нужно видеть конкретного человека, поиск возможных прототипов продолжается до сих пор. Публикации о том, что черты того или иного солдата нашли отражение в образе героя поэмы, выходят едва ли не ежегодно.
Однако в своём «ответе читателям» на вопрос о том, как создавался «Тёркин», поэт проговорился, назвав фамилии тех бойцов советско-финского фронта, которые повлияли на образ героя:
«Мне в этом новом для меня материале было дорого всё до мелочей — какая-нибудь картинка, словесный оборот, отдельное словцо, деталь фронтового быта. А главное — мне были дороги люди, с которыми я успел повстречаться, познакомиться, поговорить на Карельском перешейке. Шофёр Володя Артюх, кузнец-артиллерист Григорий Пулькин, танковый командир Василий Архипов, лётчик Михаил Трусов, боец береговой пехоты Александр Посконкин, военврач Марк Рабинович».
Судьбы некоторых из этих людей известны. Григорий Пулькин на финской войне стал Героем Советского Союза, а в годы Великой Отечественной дослужился до гвардии капитана и погиб в 1945 году при освобождении Польши. Василий Архипов также получил звание Героя Советского Союза за бои в Карелии, а в годы ВОВ дослужился до генерал-майора танковых войск. И лётчик Михаил Трусов стал Героем Советского Союза на финской войне, а во время войны с Германией командовал авиационным полком.
«Сын за отца не отвечает»
В поэмах «За далью — даль» (1967) и «По праву памяти» (1969) Твардовский говорит о собственной боли: тоске по родному краю, о сожалениях о пережитых несчастьях отца в годы коллективизации.
И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядках —
Всё это вместе было дом,
Жильё, уют, порядок.
Желая защитить память отца, Твардовский в поэме «По праву памяти» пишет:
Те руки, что своею волей —
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей —
Сплошная.
Подлинно — кулак!
В 1965 году Твардовский также опубликовал цикл «Памяти матери». Он посвятил стихотворения нелёгкой женской доле.
Александр Твардовский. (commons.wikimedia.org)
Послевоенные поэмы[]
В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.
В дни смерти и похорон Сталина А. Т. Твардовский написал следующие строки:
В этот час величайшей печали Я тех слов не найду, Чтоб они до конца выражали Всенародную нашу беду… |
В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели», писатель осуждает Сталина и, как и в книге «Из лирики этих лет. 1959—1968» (1969), размышляет о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В этой поэме наиболее ярко выразилась такая мировоззренческая сторона жизни и творчества Твардовского, как «державность». Но, в отличие от державников-сталинистов и неосталинистов, культ сильного государства, державы у Твардовского — не связан с культом какого-либо государственного деятеля и вообще конкретной формы государства. Такая позиция помогала Твардовскому быть своим и среди русофилов — поклонников Российской империи.
Александр Твардовский: биография, факты из жизни
Александр Трифонович Твардовский — литератор, поэт, военный корреспондент, участник Великой Отечественной войны в звании подполковника, главный редактор журнала «Новый мир». Его знают как автора поэмы «Василий Теркин» и множества других произведений. Судьба писателя стала отражением эпохи:
Краткая биография Твардовского
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июля 1910 года на хуторе Загорье (сейчас — Смоленская область) в семье кузнеца Трифона Гордеевича. Мать Александра Трифоновича — Мария Митрофановна из рода Плескачевских — военизированных землевладельцев, несших службу в пограничье.
Паустовский: биография и творчество писателя
Будущего литератора с детства приучал к чтению и литературе его отец — Трифон Твардовский. Биография Александра как поэта начинается в детском возрасте. Литературоведы утверждают, что первое стихотворение Александр не мог сам записать, так как еще не посещал школы и не владел грамотой.
С 14 лет он всерьез взялся за поэзию. Комсомолец Твардовский отправляет свои поэтические наброски в газеты и журналы. В конце концов Александр добивается того, что его публикуют.
Дебютное стихотворение поэта под названием «Новая изба» в 1925 году опубликовала местная газета. В это же время Твардовский заводит дружбу с Михаилом Васильевичем Исаковским. В его лице юный Александр находит хорошего наставника.
Борис Грачевский: биография художественного руководителя «Ералаша»
Будущий поэт поступает в Смоленский пединститут в 1932-м, а после переезда в Москву — в Московский институт философии, литературы и истории, который оканчивает в 1939-м.
В 1939–1940 гг. работает военным корреспондентом, освещая ход событий Западного похода в Белоруссии и Зимней войны. В это время вступает в ряды ВКП (б).
Твардовский на войне против Германии дослужился до звания подполковника. Военкор не прятался в тылах, часто находился в гуще боевых действий, победу встретил в Восточной Пруссии. Во время Второй мировой войны поэт сочинил свое самое известное произведение — поэму «Василий Теркин».
Твардовский: YouTube/Краткая биография
После победы Твардовский продолжает заниматься поэзией. Дважды, с 1950 по 1954 гг. и с 1958 по 1970 гг., возглавляет один из старейших журналов Советского Союза «Новый мир». Оба периода сопровождались либерализацией журнала и заканчивались для Твардовского плачевно:
Алиса Фрейндлих: биография, роли актрисы
- В 1954-м Александр Трифонович попал в немилость и был быстро уволен по постановлению ЦК КПСС. Поводом стали попытки публикации произведения «Теркин на том свете», имевшего антисталинский подтекст, а также попытки публикаций произведений опальных в Советском Союзе авторов.
- Во время хрущевской оттепели наблюдалась повторная либерализация редакционной политики журнала, в нем печатался даже Солженицын. Однако после 1964-го на Твардовского началось давление, переросшее в травлю. Доведенный до отчаяния, не получив ответа на письмо, адресованное Брежневу, Твардовский сложил полномочия главреда в 1970 году.
Эти испытания негативно сказались на здоровье поэта — его разбил инсульт, а позже у него выявили oнкoлoгию. Все это ускорило уход писателя.
Александр Курляндский: биография и творчество писателя
Дата cмepти автора знаменитой военной поэмы — 18 декабря 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. У писателя была супруга Мария, в бpaке с ней рождены двое детей — Валентина и Ольга.
Марка, посвященная А. Т. Твардовскому: Wikipedia
Александр Твардовский: интересные факты из жизни
Дед Твардовского служил артиллеристом в царской Польше, где и получил прозвище пан Твардовский. Жизнь и творчество Александра Твардовского могли сложиться иначе, если бы он ощущал, что происходит из крестьянской семьи, а не из более знатного сословия.
В 1931 году семья Твардовских подверглась репрессиям — раскулачена и сослана за Урал. Отца, мать, сестер и братьев поэта реабилитировали только в 1996-м. Несмотря на это, сам Твардовский поддерживал идею коллективизации и даже красочно описывал ее в своих поэмах.
Куприн: биография писателя, творчество
Александр Твардовский удостаивался Сталинской премии за поэмы:
- «Дом у дороги» (1947);
- «Василий Теркин» (1946);
- «Страна Муравия» (1936).
В то же время творчество Твардовского в идеологическом плане заметно отличалось от произведений его современников. В известной поэме «Василий Теркин» партия и Сталин не упоминаются вовсе, а некоторые произведения даже имеют явный антисталинский уклон.
В другом образе
Литературный образ отважного солдата, который своим примером вдохновляет бойцов на фронте, создавался не только в СССР. Герой американских комиксов и фильмов Капитан Америка появился на свет при сходных обстоятельствах
Первый комикс о патриотическом супергерое вышел в свет ещё в 1940-м, за год до вступления США во Вторую мировую войну. Но популярность он получил уже в 1941-м
Герой американских комиксов и фильмов Капитан Америка появился на свет при сходных обстоятельствах. Первый комикс о патриотическом супергерое вышел в свет ещё в 1940-м, за год до вступления США во Вторую мировую войну. Но популярность он получил уже в 1941-м.
Отважный супергерой боролся на фронтах с врагами США, а его главным антагонистом был Адольф Гитлер. Выпуски о Капитане Америка пользовались большой популярностью в тылу и на передовой, что связано с зарождением культуры комикса в США.
Но после войны о Капитане Америка забыли на годы. Возрождение образа произошло лишь в 1960-е, когда забытого героя отправили на борьбу с коммунистами и другими актуальными угрозами.
А вот Василий Тёркин не терял популярности и в послевоенные годы, а заключительная часть поэмы «Тёркин на том свете» была напечатана в 1963 году.
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Награды и премии[]
Файл:Valentina and Olga Tvardovskie.jpg
Валентина (слева) и Ольга Твардовские, дочери поэта, 2010 год
- Сталинская премия второй степени () — за поэму «Страна Муравия» (1936)
- Сталинская премия первой степени () — за поэму «Василий Тёркин» (1941—1945)
- Сталинская премия второй степени () — за поэму «Дом у дороги» (1946)
- Ленинская премия () — за поэму «За далью — даль» (1953—1960)
- Государственная премия СССР () — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967)
- три ордена Ленина (1939, 1960, 1967)
- орден Трудового Красного Знамени (1970)
- орден Отечественной войны I степени (30.4.1945)
- орден Отечественной войны II степени (31.7.1944)
- орден Красной Звезды (1940) — за участие в советско-финской войне (1939—1940)
Роль отечественной войны в создании поэмы
Твардовский еще не успел воплотить свой замысел в жизнь, как началась страшная Великая Отечественная война. В ее первые месяцы Твардовскому, который получил должность в газете «Красная Армия», пришлось отправиться на фронт и вместе с бойцами пройти все муки войны. Именно тогда он решил, что если война всерьез, то и поэзия должна быть настоящей, всерьез, в ней нельзя относиться спустя рукава. Вася превратился в Василия, а поэма стала настоящей поддержкой солдат в тяжелое военное время. Благодаря произведению война казалась проще, легче.
Произведение приобрело другой формат. Автор отказался от карикатурных изображений героя, сделав акцент на его характере, в котором заключалось позитивное мышление, готовность к решительным поступкам и героизм, пафос которого не был завышен. Василий Теркин оставался обычным человек, став еще более приближенным к народу, более настоящим.
Тема и жанр
Темой поэмы «Василий Теркин» является печальная судьба простого человека в годы войны. Главный герой был лишен семьи и родного дома, подвергался смертельной опасности, но несмотря на все трудности, сохранил человеческое достоинство, мужество и верность своей родине. В данном произведении Теркин предстает не столько отдельным персонажем, сколько отражением всего народа, который в те годы пережил множество испытаний и безостановочно боролся с врагом, и тем не менее не сдался, приняв твердое решение идти до конца.
Жанр поэмы можно определить как эпический сюжетно-временной романс в стихах, который сочетает в себе черты лирики, эпоса и драмы. Автор использует разнообразные стилистические приемы для создания образа героя и передачи его внутреннего мировоззрения. В поэме есть элементы романтизма и реализма, которые служат для создания конкретного и правдивого образа советского человека, поднявшегося против фашистской агрессии. В целом «Василий Теркин» сочетает в себе патриотические, героические и социально-реалистические мотивы, а также отражает этические и моральные ценности советского общества.
Литературное направление и жанр
Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.
Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.
Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».
Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».
Тема, основная мысль и композиция
Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.
Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.
В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.
Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.
Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Есть ли в произведении сюжет?
Анализ произведения «Василий Теркин» показывает, что в поэме, строго говоря, нет сюжета. Но у Твардовского и не было такой цели, как передача хода войны. Центральной главой произведения является «Переправа». В этой части четко прослеживается главная идея поэмы – военная дорога. По ней Теркин вместе с товарищами двигается к достижению своей цели – полной победе над фашистскими захватчиками. А значит, и к новой, светлой жизни.
Краткий анализ «Василия Теркина» демонстрирует: своеобразие композиционного построения книги определяется самой реальностью военного времени. Твардовский в одной из глав замечает :
В поэме действительно нет традиционной завязки. Не отыскать в произведении и кульминации, развязки. Однако анализ «Василия Теркина» по главам показывает, что внутри отдельных частей произведения присутствует свой сюжет. Внутри глав возникают отдельно взятые сюжетные связки. Общее развитие событий, при всей разрозненности отдельно взятых глав, определяется ходом военных действий, ожидаемой сменой ее этапов – от горьких дней поражения до выстраданной потом и кровью победы.
Школьные годы
В 1920 году Александр Твардовский поступил в сельскую школу в Ляхове. Оставил её после 4 класса из-за финансовых проблем в семье. По воспоминаниям одноклассницы А. Н. Седаковой, уже в раннем возрасте Саша отличался умением красиво декламировать стихи и подбирать рифмы.
Отец, озабоченный образованием сына, договорился, чтобы учителя из соседней егорьевской школы Поручиков Илья и Иван Ильин обучали Александра на дому. Ильин вскоре стал частым гостем в доме Твардовских, по вечерам он с отцом семейства вёл непринужденные разговоры о литературе. Чтение в те годы было главным досугом и самого Александра Твардовского.
Чтобы помочь семье, маленький Саша начал писать заметки для смоленских газет. Первая — «Как происходят перевыборы кооперативов» — вышла в «Смоленской деревне» 15 февраля 1925 года. В июле в той же газете вышло его первое стихотворение «Новая изба».
Серьёзное влияние на юного Твардовского оказал поэт, редактор газеты «Рабочий путь» Михаил Исаковский. Семья испытывала гордость за первые успехи Саши. «То, что в газете рядом со стихотворением был помещён портрет брата, все мы считали большим событием», — вспоминали они.
«Василий Тёркин»[]
Основная статья: Василий Тёркин
Файл:Tvardovsky Monument Smolensk.JPG
Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.
Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 505 от: 31.07.1944 года поэт редакции газеты 3-го БФ « Красноармейская правда», подполковник Твардовский А.Т. награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за написание 2-х поэм (одна из них — «Василий Теркин», вторая — «Дом у дороги») и многочисленных очерков об освобождении белорусской земли, а также выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами.
Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 480 от: 30.04.1945 года специальный корреспондент газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А.Т. награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за улучшение содержания газеты (написание очерков о боях в Восточной Пруссии) и повышение её воспитательной роли.
Файл:Кузница на хуторе Загорье.jpg
Кузница на хуторе Загорье
Строфы, размер и рифмовка
Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.
Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.
-
«Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского
-
«За далью – даль», краткое содержание поэмы Твардовского по главам
-
«Страна Муравия», анализ поэмы Твардовского
-
«Страна Муравия», краткое содержание по главам поэмы Твардовского
-
«За далью – даль», анализ поэмы Твардовского
По произведению: «Василий Тёркин»
По писателю: Твардовский Александр Трифонович
Вариант 2
Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уникальность произведения в его манере изложения, легкости стихотворного слога, яркости описания событий и душевной красоте самого героя- Василия Теркина.
Написанное в военные годы, произведение перечитывалась бойцами советской армии не раз. Главный герой — обычный солдат. Родом Василий, как и сам поэт, из Смоленска, выходец из крестьянской семьи. Начинает служить рядовым, за свои заслуги получает орден. Все тяготы проходит на войне Теркин, пули его не трогают, смерть не забирает. С ним всегда его верная подруга-гармонь, которая помогает солдатам справиться с невзгодами.
Удачно подобрана и фамилия героя произведения Твардовского. В ней автор словно закладывает афоризм «тертый калач», человек с большим жизненным опытом, авторитет для других. Также фамилия хорошо сочетается со словом «перетерпим» , очень актуальное в тяжелый период войны.
Поэму «Василий Теркин» нельзя назвать классической с точки зрения литературного жанра. Сам писатель, прошедший войну корреспондентом, считает свое произведение скорее военной хроникой событий, описанной глазами очевидца. В ней нет последовательности развития сюжетной линии. Каждая глава самостоятельна по значению. Произведение включает в себя множество литературных жанров: лирика, былина, публицистика, монолог, песня. Несмотря на отсутствие сюжетной связи между собой, каждая из тридцати глав имеет свое логическое заключение и четкое композиционное строение. Автор писал произведение на войне и понимал, что многие из солдат, читавшие предыдущую главу не всегда доживают до следующей. В этом проявляется гениальный замысел творения А.Т.Твардовского.
Основной темой поэмы является борьба народа с фашизмом, стойкость и непоколебимость русского солдата, безграничная любовь к своей Родине. Теркин нужен был бойцам на войне – жизнерадостный и преодолевающий все преграды.
Помимо самого главного героя Василия в поэме встречаются образы других людей. Все они не имеют конкретных фамилий, поскольку они образы либо всех матерей-солдаток, проводивших сыновей и мужей на фронт, девушек, оставшихся без любимых, санитарок, спасших не одну жизнь. Образ врага также встречается обобщенно, исключение лишь сюжет рукопашного боя героя с немцем.
Украшение поэмы — ее художественное разнообразие. Интересные обороты пошли в народ (« У войны короткий путь, у любви- далекий»), использование пословиц приближает произведение к русскому народному творчеству.
Применение автором разговорного четырехстопного хорея, делает произведение легким и увлекательным в прочтении.
Вряд ли найдется человек старшего поколения, кто — бы не знал ничего о Василии Теркине. Чтобы потомки помнили, на Родине А.Т.Твардовского установлен памятник писателю с его любимым героем.