Как толстой боролся со своей депрессией

Жанр притчи в «исповеди» л. н. толстого

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета

  • Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний

Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом

Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

II

Когда-нибудь я расскажу историю моей жизни – и трогательную и поучительную в эти десять лет моей молодости. Думаю, что многие и многие испытали то же. Я всею душой желал быть хорошим; но я был молод, у меня были страсти, а я был один, совершенно один, когда искал хорошего. Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть – все это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны. Добрая тетушка моя, чистейшее существо, с которой я жил, всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной: «Rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec unt femme comme il faut»; еще другого счастия она желала мне – того, чтоб я был адъютантом, и лучше всего у государя; и самого большого счастья – того, чтоб я женился на очень богатой девушке и чтоб у меня, вследствие этой женитьбы, было как можно больше рабов.

Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах. Я убивал людей на войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство… Не было преступления, которого бы я не совершал, и за все это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком.

Так я жил десять лет.

В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили.

Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошелся с писателями. Меня приняли как своего, льстили мне. И не успел я оглянуться, как сословные писательские взгляды на жизнь тех людей, с которыми я сошелся, усвоились мною и уже совершенно изгладили во мне все мои прежние попытки сделаться лучше. Взгляды эти под распущенность моей жизни подставили теорию, которая ее оправдывала.

Тезис 1. Человек отличается от животного тем, что он умеет выбирать и обосновать свой выбор

Отличительная особенность человека — духовная природа, — по христианскому вероучению, ставит его на недосягаемую для остального животного мира высоту и обособляет его жизнь настолько, что между двумя формами одной и той же, по-видимому, животной жизни открывается неизмеримая пропасть. Человек, в силу присущих ему высших духовных сил, способностей и стремлений, созидает свою жизнь совершенно в исключительных, свойственных только человеческой природе, условиях и направлении, тогда как остальной животный мир имеет свою особенную, весьма ограниченную в сравнении с человеческой, сферу деятельности.

В Ведических писаниях постоянно говорится об уникальности человеческой жизни, поскольку очень часто люди просто по незнанию упускают этот уникальный шанс, шанс быть человеком…

Всё живое, что нас окружает – это всё живые существа. И человек – это одна из многих форм жизни на Земле, но она уникальная, поскольку только человек может делать осознанный выбор и формировать свою судьбу. Другие формы жизни находятся в неосознанном состоянии.

Человек отличается от животного тем, что он умеет выбирать и обосновать свой выбор. Человек делает это сознательно. Изучив, некоторый материал Л. С. Выготского мы выявили три ступени реакции выбора. Первая ступень: восприятие стимула – освоение образца. Вторая ступень: налаживание нужной связи – понимание новизны задачи. Третья ступень: выполнение соответствующей реакции – свободное владение способом.  Чтобы прийти к какому-либо выбору человеку приходиться проходить все эти ступени.  Можно предположить, что человек, не умеющий делать выбор осознанно вовсе не является человеком. Например, по мнению ведической культуры, если человек выбирает пренебрегать способностями к самопознанию и преданному служению Богу, то у него появляются характерные признаки животной жизни:

  • желание подольше спать,
  • чаще и больше кушать,
  • соперничать и подавлять окружающих, забывая о более эффективном способе общения – сотрудничестве и взаимопомощи,
  • сознание наполняется инстинктами, с огромным преобладанием инстинкта размножения и продолжения рода.

Это связано с тем, что вести осознанную жизнь, т.е. жизнь, наполненную желанием помогать другим и дарить счастье, намного сложнее, и требует немало усилий, тогда как животные желания легче, комфортнее и быстрее достигаются. Но это рушит основы человеческой жизни…

В православии считается, что человек, как носящий в своей душе образ Божий и таким образом являющийся самым близким сотворенным существом к высочайшему Существу Творца, призван отображать в себе высочайшее Существо Бога. Если так, то естественно, что дух человека, призванный к такой высокой цели, должен быть наделен своим Творцом необходимыми для достижения указанной цели средствами — высокой мыслительной способностью, дающей возможность познавать своего Творца. Божественное Откровение, действительно, давая знать человеку о цели его бытия и средствах для достижения этой цели, в многочисленных местах свидетельствует об уме человека, наделенном высокими силами и способностями.

Вопрос-ответ:

Что такое жанр произведения?

Жанр произведения — это определенная категория литературного, художественного или музыкального произведения, которая отражает его основную тематику и стиль. Жанр помогает классифицировать произведения и понять их характеристики. Каждый жанр имеет свои особенности и стандарты представления.

Какие бывают жанры произведений?

Жанры произведений могут быть очень разнообразными и зависят от вида искусства. В литературе, например, есть такие основные жанры, как роман, драма, поэзия, комедия, трагедия и т.д. В музыке есть классический, джазовый, рок, поп и другие жанры. В кино можно выделить детектив, комедию, фантастику, мелодраму и так далее. В каждом жанре есть свои специфические черты.

Как определить жанр произведения?

Определить жанр произведения можно, обратив внимание на его основную тематику, стиль и намерения автора. Жанр можно определить по таким критериям, как сюжет, персонажи, ритм, структура и язык

Если произведение основывается на любовной истории с счастливым концом, это, скорее всего, мелодрама. Если в произведении преобладает напряжение и драматичность, то это, возможно, трагедия или детектив. В целом, для определения жанра нужно анализировать все аспекты произведения.

Какие есть типы жанров?

В зависимости от направленности и содержания произведений можно выделить различные типы жанров. Например, в литературе существуют эпические, лирические и драматические жанры. Эпические жанры включают роман, повесть, рассказ, эпопею. Лирические жанры — это стихотворение, оды, элегии. Драматические жанры включают драму, комедию, трагедию. В музыке также есть различные типы жанров, например, классическая, джазовая, рок-музыка и так далее. Каждый тип жанра имеет свои специфические особенности и цели.

Словарь терминов

Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Духовная жизнь – это жизнь человека как непрестанное, неутомимое искание Истины в постоянном борении добра и зла.

Нравственность – употребляется, как правило, синонимично термину «мораль».

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль и др.

 Осознанность – это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности.

Выбор – это принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов.

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Вера – это признание чего-либо истинным, часто – без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда подыскивает их.

Тезис 3. Стать человеком, значит найти смысл жизни

Стать человеком, значит найти смысл жизни.  А значит стать верующим, чтобы появление ряда экзистенциальных вопросов не свернуло человека с пути.  «Разумное знание привело меня к признанию того, что жизнь бессмысленна, жизнь моя остановилась, и я хотел уничтожить себя. Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера».

Если люди не поклоняются Богу всех рожденных существ, жизнь их проходит впустую, ибо они пребывают в забвении о своей истинной природе, а потому живут словно животные, обремененные исключительно телесными нуждами, которые по своей природе эгоистичны. «Что же должен делать человек? Он должен точно так же добывать жизнь, как и животные, но с тою только разницей, что он погибнет, добывая ее один, — ему надо добывать ее не для себя, а для всех.  И когда он делает это, у меня есть твердое сознание, что он счастлив и жизнь его разумна».

 Также человек должен обладать волей. Воля – осознанное изменение ситуации. Понимать, что человек в силах изменить, что ему подвластно, а что нет. «Познавши внутреннюю сущность мира как Волю, — говорит Шопенгауэр, — и во всех явлениях, от бессознательного стремления темных сил природы до полной сознанием деятельности человека, признавши только предметность этой Воли, мы никак не избежим того следствия, что вместе с свободным отрицанием, самостремление и влечение без цели и отдыха на всех ступенях предметности, в котором и через которое состоит мир, исчезнет разнообразие последовательных форм, исчезнут вместе с формой все ее явления с своими общими формами, пространством и временем, а наконец и последняя основная его форма  — субъект и объект. Нет Воли, нет представления, нет и мира».

Невозможно, найти смысл жизни, не имев при этом самостремление и цели.

Чтобы понять веру, нужно приобщиться к народу, который ее исповедует. «Благодаря ли моей какой-то странной физической любви к настоящему рабочему народу, заставившей меня понять и увидеть, что он не так глуп, как мы думаем, или благодаря искренности моего убеждения в том, что я ничего не могу знать, как то, что самое лучшее, что я могу сделать, — это повеситься, я чуял, что если я хочу жить и понимать смысл жизни, то искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли смысл жизни и хотят убить себя, а у тех миллиардов  отживших и живых людей, которые делают жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь».

Тезис 2. Смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека.

Л. Н. Толстой смотрит на человека через его смысл жизни, отношение к ней и вере. В этом плане Лев Николаевич склонен считать, что человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания — высшим разумом, предназначенным для постижения Абсолютной истины. А поскольку человек не есть просто тело, что уже является научным фактом, то смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека, основу которых составляет наука о душе и Боге. «Кроме разумного знания, которое мне прежде представлялось единственным, я был неизбежно приведен к признанию того, что у всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить.»  Лев Николаевич считает, что у человека должен быть смысл жизни, но он не появится, если не будет веры.

Также Лев Николаевич видит смысл жизни в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.

Жанровый объект автобиографической тетралогии

Жанровый объект художественной автобиографии — данный в развитии жизненный путь главного героя. Автобиографическое повествование берет свое начало, по наблюдениям М.М.Бахтина, в античных формах автобиографии, когда сложился «новый тип биографического времени и новый специфически построенный образ человека, проходящего свой эеизненный путь» (курсив автора. — М.К.) (Бахтин 1975, с.280-281).

Автобиографическая тетралогия Н.Г.Гарина-Михайловского подобна, по терминологии М.М.Бахтина, биографическому типу романа становления человека, потому что в ней «создается судьба человека, создается вместе с нею и он сам, его характер» (Бахтин 19796, с.201-202). Становление героя является результатом всей совокупности меняющихся жизненных условий и событий, деятельности и работы. Развитие личности происходит в постоянном столкновении ее «правды», жизненной философии, с фактами действительности и с иными «правдами». Человек осмысляет подвижную и противоречивую действительность, проверяя, насколько оправдано его отношение к ней, его концепция мира.

Преобладание эпической, а не лирической интонации, более характерной для автобиографического повествования, объясняется установкой Н.Г.Гарина-Михайловского на отбор фактов реальной действительности: «… лучше всего не в себе, а в общих условиях жизни искать, чем, какими обстоятельствами и отношениями порождены и поддерживаются пороки» (Гарин-Михайловский 1954, с.435; здесь и далее ссылки на это издание с указанием тома и страницы). В.М.Колос выделяет в качестве основной задачу писателя создать типический, а не автобиографический образ: «В одном из писем А.И.Иванчину-Писареву Гарин сказал, что поначалу в его план входило взять в качестве прототипа главного героя хроники его, Иванчина-Писарева, одного из активных деятелей освободительного движения 70-х годов … Однако потом он решил создать образ «на более широкой почве» и поэтому от него взял только крупинку» (Колос 1970, с.57). Но это не противоречит сложившейся традиции автобиографического повествования, вытекающей из специфики реалистического типа художестаєнного мышления. Справедливы наблюдения Л.Н.Михеевой о гармоническом сочетании типического и индивидуального начала: «Художник не может творить лишь «из себя», то есть из фактов собственной биографии, он пытается создать биографию своего поколения, пропуская через свою душу многие жизни, лирически осваивая мир» (Михеева 1993, с.90). Однако, характеризуя жанровый объект, необходимо сделать акцент на именно автобиографической основе произведения. В Примечаниях к Собранию сочинений НХ.Гарина-Мнхайловского отмечено, что в первой части тетралогии нашли от-ражение многие подлинные факты и обстановка его детства: «прототипами для Темы и его родителей послужили он сам и его родители, Глафира Николаевна (урожденная Цветинович) и Георгий Антонович Михайловские. «В «Детстве Темы» вы прочтете много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я все рассказал без утайки … и без рисовки!»- говорил Гарин литератору и биографу П.Быкову» (1, 508). Учеба в Рншельевской гимназии в Одессе, свой круг чтения (Писарев, Шелгунов, Добролюбов, Дарвин, Бокль), очарование Черного моря и южных степей нашли отражение во второй части — «Гимназистах». В «Студентах» Карташев повторяет путь Н.Г.Михаловского: год проучившись на юридическом факультете Петербургского университета, он тоже перешел в Институт инженеров путей сообщения. Автобиографичен и рассказ о первом неудачном писательском опыте.

Особенности новеллы

Ограниченное число действующих лиц (не более двух — трёх)
Острый , напряжённый сюжет, изображение отдельного события в жизни человека, но имеющего важное для него значение.
В новелле раскрывается острая проблема, вокруг которой происходит развитие сюжета, причём это всего одно событие.
Часто есть элементы символики

  • Непредсказуемый, неожиданный финал
  • В новелле нет больших описаний, оценок автора ( например, в виде лирических отступлений), стиль изложения в основном нейтральный.
  • Отсутствие скрытого смысла, подтекста. В новелле нет многозначности трактовки темы, проблемы.
  • Отсутствие психологизма, показано само действие, не раскрываются мотивы поступков героев.

В русской литературе новеллы написаны Чеховым А.П., Буниным И.А.и другими авторами.

Пример.

Как написать новеллу?

Короткое произведение написать гораздо сложнее, чем длинное. И это связано с тем, что высказать законченную мысль и построить сюжет в нескольких предложениях тяжело. А ведь это наиболее популярный жанр прозаических произведений среди молодых писателей.

Для создания шедевра необходимо понимание того, как строится новелла: что такое однолинейный сюжет, как достичь неожиданной развязки, чем удивить читателя.

  • В первую очередь, необходимо решить, какую историю вы хотите рассказать. Если она произошла с вашими знакомыми, расспросите очевидцев обо всех подробностях. Если сюжет родился в вашей голове, попробуйте «прожить» его, отправившись в те места и к тем людям, о которых собираетесь писать.
  • Скажем, задумав новеллу о библиотекаре, украдкой переписывающем забытые произведения и выдающем их за свои, посетите читальный зал, понаблюдайте за его работниками, найдите своего «героя». Попробуйте разговориться с ним, запомните мелочи, касающиеся его облика, поведения, отдельные слова и выражения.
  • Далее нужно возбудить читательское любопытство. Найдите деталь, выпадающую из привычного ряда. Например, горящий жаждой признания взгляд, случайно пойманный во время беседы.
  • Подумайте, какой набор обстоятельств позволит раскрыть интригу. Скажем, наш библиотекарь выкладывает на выставочный стол журнал, в котором опубликована «его» повесть.
  • Затем напишите краткую предысторию. Когда, при каких обстоятельствах у библиотекаря зародилась мечта о славе? Успешно ли он писал школьные сочинения? Почему выдаёт чужое за своё?
  • Концовка новеллы должна удивлять. Придумайте неожиданный выход из положения. Рассказчик решает разоблачить плагиатора и приходит с этим намерением в читальный зал, а там… Пусть завершение будет непредсказуемым до смешного.

Главное, удивляйте! Новелла не допускает стандартных ходов.

Таким образом, такой литературный жанр, как новелла пользуется популярностью далеко не у каждого писателя. Некоторым просто трудно изложить свои мысли в краткой форме. Но читателям нравятся небольшие поучительные или развлекательные истории, ведь на них нужно потратить меньше времени, чем на полноценную книгу.

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172. — 509 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Виды (жанры) литературы

    КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
    ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
    МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
    ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
    ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
    ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
    ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
    РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
    РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
    ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
    ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

 

Характерные особенности

Новелла как литературный жанр начала развиваться в итальянской литературе раннего Возрождения, главным образом Джованни Боккаччо, автора “Декамерона”.

Новеллы, как и короткие рассказы, часто предназначены для чтения за один присест, что создает единый эффект на читателя.

Новелла в целом сохраняет что-то от единства впечатления, которое является отличительной чертой короткого рассказа, но она также содержит более развернутую характеристику и более пышное описание.

  1. Особенность новелл в том, что их длина короче, чем у большинства романов, но длиннее, чем у большинства коротких рассказов.
  2. В новелле обычно меньше конфликтов, чем в романе, но они более сложные, чем в рассказе. У конфликтов также больше времени для развития, чем в коротких рассказах.
  3. Отсутствие описательности. В новеллах почти наверняка вы не найдёте описаний пейзажей, философских рассуждений и рефлексии героев.
  4. Наличие «изюминки», какой-то вещи, объекта, вокруг которых крутится сюжет, и которые несут смысловую нагрузку. Это, например, ворон, золотой жук, чёрный кот в одноимённых новеллах Э. А. По, этрусская ваза П. Мериме, ножка мумии у Т. Готье.

Такие произведения рассказывают небольшие истории, которые развиваются вокруг одного необычного события.

Новеллы могут быть или не быть разделены на главы (хорошими примерами новелл с главами являются «Скотный двор» Джорджа Оруэлла и «Война миров» Герберта Уэллса), а для разделения разделов часто используется пробел, что реже встречается в коротких рассказах.

Новелла — это рассказ об одном каком-то событии, и на первом месте именно событие, а не герой, и не автор, который выступает как отстранённый рассказчик

Герой в новелле один, реже два-три, и автор не акцентирует внимание на психологической составляющей их характеров и поступков

Обоснование ракурса исследования

Вопрос об организации пространственно-временных отношений в повествовании является одним из главных при определении особенностей жанра художественного произведения. «Хронотоп в литературе имеет жанровое (разрядка автора-М.К.) значение. Можно сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время» (Бахтин 1975,с.235).

Подобно творчеству Л.Н.Толстого (см. об этом: Бахтин 1975, с.398), основной хронотоп в автобиографической тетралогии Н.Г.Гарина-Михайловского — биографическое время героя, протекаюшее в узнаваемых конкретно-исторических второй половины XIX века. В первой части тетралогии — «Детстве Темы» — автор в примечании задает достаточно четкую временную закрепленность происходящих событий: «Прошу читателя иметь в виду, что речь идет о гимназии в отдаленное время, т.е. 20 лет тому назад» (1, 100). Таким образом, перед читателями разворачиваются события, отнесенные автором к концу 60-х — 80-м годам XIX века. Исследователи отмечают особый характер повествования: «… не исповедальный, лирический, а эпически объективное повествование о мире», в центре повествования — «образ эпического времени» (Колос 1970, с.61). Определение своеобразия в развитии этого образа позволит нам сделать выводы о жанровых особенностях частей тетралогии (о преобладании доминант повести или романа), о художественной природе хроники-цикла как автобиографического повествования.

Особенность соединения частей тетралогии в цикл может быть выявлена при анализе организации пространственных отношений в повествовании. Мы соглашаемся с предложенным Ю.М.Лотманом расширительным толкованием проблемы пространства в художественном произведении («Самые общие социальные, религиозные, политические, нравственные модели мира, при помощи которых человек на разных этапах своей духовной истории осмысляет окружающую действительность, оказываются непременно наделенными пространственными отношениями» (Лотман 1970, с.267).

Е.Б.Тагер справедливо соединяет раскрытие эволюции главного героя автобиографических произведений с логикой творчества автора: «Уяснение содержания смысла и направленности пути героя чрезвычайно важно для понимания внутренней сути всего гаринского творчества» (Тагер 1968, с.155). Думается, что словами, определяющими мировоззрение, жизненную позицию Н.Г.Гарина-Михайловского, можно считать его слова из письма к А.И.Иванчину-Писареву от 10 ноября 1894 года: «Разве в том дело, чтобы пройти по жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье

Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела … Ах, мы, русские, так боимся всего нового во всем; и в политической жизни, и в экономической, и в наших мировоззрениях, хотя и знаем хорошо законы смертности и новой нарождаемое» (Литературный архив 1960, с.38). Эти мысли были высказаны в то время, когда уже вышли из-под пера писателя «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), велась работа над повестью «Студенты» (1895). На наш взгляд, ключевыми здесь являются слова, обозначающие активное действие, причем направленное на преодоление определенных преград, препятствий, границ. В художественном воплощении эти мысли не могли не отразиться в уже написанных частях автобиографического повествования.

Если «художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» (Лотман 1988, с.252-253), то автобиографическая тетралогия, раскрывая модель мира с точки зрения Н.Г.Гарина-Михайловского и роль человека, ребенка в нем, позволяет увидеть своеобразие художественных и мировоззренческих позиций писателя, традиционное и новаторское в его творчестве. «Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой, — справедливо отмечено Д.С.Лихачевым. — Мир художественного произведения — явление не пассивного восприятия действительности, а активного ее преобразования, иногда большего, иногда меньшего» (Лихачев 1979, с.335).

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос – это повествование, проза.
  • Лирика – это стихи.
  • Драма – это пьесы.
  • Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:
  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:
  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:
  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: