Тургенев «Однодворец Овсянников» – краткое содержание
Пожилой однодворец (мелкий дворянин-«полукрестьянин») Овсянников слывёт умным и степенным человеком. Тургенев любит беседовать с ним, особенно интересуясь сравнением современности с прежней, екатерининской, эпохой. Овсянников считает, что раньше было больше произвола и самодурства, однако жизнь текла спокойнее и основательнее. Сейчас же среди дворян много любителей порассуждать о «гуманизме» и «передовых идеях» – но без понятия, как применить их к практической жизни. «Говорят так складно, что душа умиляется, а дела-то настоящего не смыслят, даже собственной пользы не чувствуют». Носятся с проектами «строительства фабрик на месте осушённых болот», за которые на деле и не думают приниматься. Богатые «либералы» отказываются уступить клочок своей земли на общую пользу. Распложаются наёмные сутяги, возбуждающие дутые судебные дела. В числе таковых – и племянник самого Овсянникова, Митя.
На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Однодворец Овсянников».
Тургенев «Льгов» – краткое содержание
Тургенев и Ермолай отправляются на охоту в село Льгов, где есть большой пруд со множеством уток. Там им встречаются два забавных и колоритных персонажа. Один – бывший дворовый крепостной Владимир, который раньше обучался у помещика музыке и служил камердинером, потом получил вольную и теперь держит себя как человек утончённых манер. Другой – шестидесятилетний крестьянин Сучок, переменивший за свою жизнь множество бар-владельцев и употреблявшийся ими на самые разные надобности. Сучок был и поваром, и «кофишенком», и кучером, и актёром помещичьего театра. Теперь он назначен «рыболовом» на пруд с обязанностью содержать лодку-дощаник. Тургенев, Ермолай, Владимир и Сучок выплывают на этой лодке за дичью, но в самый разгар стрельбы по уткам она тонет. Незадачливые охотники едва добираются до берега по найденному Ермолаем броду.
Это произведение открывает весь цикл рассказов, а, следовательно, и краткое содержание «Записок охотника» Тургенева. Жарким июльским днём рассказчик заблудился среди леса. Уже после наступления темноты ему удалось выйти к ночному пастбищу, где он попросился переночевать рядом с пятью ребятишками-пастухами: Федей, Ильюшей, Павлушей, Ваней и Костей. Сидя у костра, каждый из мальчиков рассказывал свою историю, связанную с встречей с тем или иным сказочным существом. Федя повествует о том, что однажды, ночуя на фабрике, повстречал настоящего домового. Костя же рассказывает историю плотника Гаврилы, который повстречал русалку. Господь надоумил плотника осенить себя крестом, русалка расплакалась и исчезла. Однако напоследок пожелала, чтобы и Гаврила всегда ходил грустным. Ильюша поведал о том, как псарь Ермил нашёл на могиле утопленника белого барашка, который с наступлением темноты оскалил зубы и начал говорить с ним человеческим голосом. Затем мальчики рассказали о том, что если в сесть на паперти в церкви, можно увидеть покойника или же одного из тех, кто скоро отправится к праотцам. В этот момент вернулся Павлуша и сообщил, что дело худо: его звал домовой. А Федя добавил, что Павла уже звал утопший Васятка. Охотник уснул. Когда утром он проснулся, все мальчики спали. Проснулся только Павлуша и пристально посмотрел на ночного гостя. Тот молча кинул ему и пошел вдоль реки. Павлуши, к сожалению, не стало в том же году: мальчик упал с лошади и убился.
Природа и язык
Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
Первые рассказы композиционно и стилистически близки к произведениям “натуральной школы”: они бессюжетны, состоят из описательных характеристик общественных нравов, воспроизводят ту или иную сферу жизни со всеми присущими ей бытовыми, языковыми и этнографическими особенностями. Последующие рассказы уже имеют сюжет, в них появляются элементы психологической новеллы. Все изображаемое подмечено Тургеневым в общенациональном масштабе.
1. катастрофических последствий крепостничества для крестьянского
2. оскудения и упадка хозяйства помещиков.
В произведениях (рассказах) автор изображает бесчинство помещиков, междоусобицы дворянства, деспотизм и самодурство господ, развращающее влияние произвола на психологию народа.
Один из первых, Тургенев изображает противоречивость русского характера, показав его таким, какой он есть, но в то же время показывая народ достойным восхищения.
Книга “Записки охотника” была переведена на различные языки.
Несмотря на то, что каждый рассказ в ней имеет свой отдельный сюжет, все они связаны образом автора-рассказчика и внутренней идеей.
создана Тургеневым на основе личных впечатлений. В ней огромное количество действующих лиц, множество диалогов, житейских историй. Аксаков назвал эту книгу “батальным огнем против помещичьего быта”.
Власти усмотрели недозволенные выводы против правительства, ответив Тургеневу ссылкой, правда, в родное село.
Новаторство И. С. Тургенева заключается в том, что впервые в рассказах народ “заговорил сам о себе”.
Анализ композиции, содержания и художественных средства сборника рассказов Тургенева «Записки охотника».
Нестерова И.А. Анализ Записок охотника // Энциклопедия Нестеровых
История создания сборника «Записки охотника»
Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время.
В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.
В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.
Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.
Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».
Цензура
Тургенев придавал большое значение расположению рассказов в книге. Так появляется не простая подборка тематически однородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвязи очерков.
Данное произведение лишено патриархального благообразия, так как в нем затронут всероссийский социальный конфликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два национальных образа мира, две России — официальная, мертвящая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кроме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертвому или живому. В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не просто изображены на фоне природы, но и выступают как ее продолжение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощущение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жизнью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слишком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а также за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье
Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Образ русского человека
Тургенев создает в своем цикле рассказов галерею образов как положительных, так и отрицательных. При этом на страницах рассказов также есть место для нейтральных персонажей. При этом читатель не может остаться равнодушным ни к кому, так как каждый образ полноценен. Тургенев создает описание героев с точки зрения рассказчика, тем самым внося нотки авторского отношения к каждому персонажу.
В Записках охотника И.С, Тургенев стремиться не только правдиво описать быт русского крестьянства, но передать все своеобразие местных наречий. Это позволяет писателю лучше передать образы персонажей.
Помимо образов крестьян в цикле присутствуют образы помещиков. В отличии от крестьян Тургенев отражает все самодурство и беспринципность крепостной России на антитезе: помещик-крестьянин. В ряде рассказов писатель подчеркивает равенство между крепостной и раб для помещика. Так самодурство помещицы сгубило жизнь Арины и Петра в рассказе «Ермолай и мельничиха». Тяжела судьба человека по прозвищу Сучок в рассказе «Льгов». Он не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Но в реке рыбы нет и Сучок вынужден в пустую тратить свою жизнь из-за прихоти хозяев.
Русская природа в Записках охотника
Тургенев любил русскую природу во всех своих произведениях он уделял ей значимое место. Записки охотника не стали исключением. Живописные пейзажи наполняют каждый рассказ особой реалистичной атмосферой. Они заставляют читателя переместиться в место действия, помогают прочувствовать красоты русской природы и проникнуться судьбами тургеневских персонажей. Вот например отрывок из рассказа «Ермолай и мельничиха», в котором природа и человек сочетаются: «Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно спустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули .»
В этом же рассказе закат жизни и закат солнца сплетаются, чтобы подчеркнуть печальную судьбу жены мельника Арины, женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.
Записки Охотника И.С. Тургенева насыщены описаниями природы и диалогами. Пейзажи и диалоги переплетаются, создавая единую композицию. Природа дополняет сюжет диалогов, а в ряде случаев, диалоги оттеняют природу. Отдельно следует выделить рассказ «Лес и степь». Он отличается от всех других произведений цикла тем, что в нем автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи, диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.
Сочинение на тему Петр Гринев и Емельян Пугачев
В образах этих двух героев автор показал свое видение русского человека, разных, порой несовместимых сторон его сущности, как он ее понимал.
Петр Гринев – молодой дворянин. Он является одним из лучших представителей своего сословия, на что указывает вызов им на дуэль Швабрина, защищая честь Маши, а также безукоризненное с точки зрения дворянской чести, поведение во время поединка. Гринев, кроме того, неплохой человек и с точки зрения моральных качеств. Он помогает замерзающему неизвестному казаку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, чем неожиданно спасает себе жизнь.
Пугачев в данном произведении – это яркий представитель простого народа. В нем воплощена бунтарская сущность, которая десятилетиями и даже веками дремлет в русском крестьяне или, как в случае с предводителем восстания, казаке. Он, безусловно, является для Пушкина, отрицательным героем. Автор описывает жестокость Пугачева и его приверженцев, которая в ряде случаев, бессмысленна и несправедлива с точки зрения вины конкретных людей перед простым народом (как в случае с комендантом крепости).
При этом, несмотря на жестокость и хвастливость в облике Пугачева, Пушкин наделяет его и рядом положительных качеств, говоря о его смелости, хладнокровии, любви к свободе, а также благодарности за давно забытую услугу.
Попав в плен к восставшим Гринев сохраняет чувство собственного достоинства. Он и не думает нарушать присягу и отказывается унижением купить себе жизнь, поцеловав руку Пугачеву, показывая себя даже в таких обстоятельствах человеком чести.
Показательно, что автор не делает молодого офицера интеллектуально выше Пугачева. Пушкин довольно подробно говорит о весьма посредственном образовании, которое получил Гринев и не приписывает ему очень остроумных фраз или решения проблем за счет развитого ума. При этом автор произведения подчеркнул хитрость и смышленость Пугачева.
Вероятно, дело не только в том, что плохо учили в то время многих дворян, подобных герою произведения, но и в нежелании автора демонстрировать свое социальное превосходство над простыми людьми. Пушкин желал описать именно трагедию восстания, а не бунт неразвитой и дикой «черни». Гринев и Пугачев беседуют, объясняют свою точку зрения один другому. В их лице изображен диалог очень разных, но русских людей, хотя, конечно, в образе Пугачева отображены, в основном, отрицательные качества.
Ключевые элементы
Заголовки и подзаголовки: В произведении «Записки охотника» Гоголь использует заголовки и подзаголовки, чтобы структурировать текст и раскрыть основные идеи каждой главы. Они помогают читателю легче ориентироваться в тексте и улавливать смысловую нагрузку каждого отдельного раздела.
Жанровая смешанность: «Записки охотника» являются типичным представителем жанра приколистического повествования, однако в произведении также присутствует элементы рассказа, эссе и мемуаров. Эта жанровая смешанность делает произведение интересным и разнообразным.
Символы и образы: Гоголь использует множество символов и образов, чтобы передать свои мысли и настроение
Особое внимание уделяется природе, которая становится символом гармонии и противоречий в человеческой жизни.
Описание и детализация: Гоголь известен своими детальными описаниями, которые помогают создать образы воображаемых событий и развить их до выразительных картины. Он также исследует детали природы, пейзажей и характеров, чтобы привлечь внимание читателя и создать особую атмосферу в произведении.
Ирония и юмор: В «Записках охотника» Гоголь использует иронию и юмор, чтобы подчеркнуть глубину и противоречивость некоторых ситуаций
Он открывает заднюю смысловую дверь и показывает те аспекты жизни, которые не всегда готовы видеть.
Социальная критика: Гоголь является остроумным наблюдателем общества своего времени и использует свое произведение для критики социальных условий и нравов. Он рисует портреты различных персонажей, чтобы показать глубину и разнообразие человеческой натуры.
Особый стиль и язык: «Записки охотника» отличаются особым стилем и языком, который сочетает в себе легкость и близость к разговорному языку. Это делает произведение более доступным для широкого круга читателей и создает особое впечатление от чтения.
2 вариант
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
Главными героями рассказа изображаются Трифон Иванович и Александра Андреевна, представленные писателем в образах влюбленных людей, счастье которых оказывается недолгим, поскольку героина оказывается тяжело больной и умирает.
Повествование в рассказе ведется от имени главного героя, уездного лекаря Трифона Ивановича, рассказывающего историю собственной жизни впервые встреченному пациенту, которого он знает всего лишь пару часов.
Александра Андреевна характеризуется автором в качестве двадцатипятилетней молодой женщины с томным взглядом, умной, красивой, отлично воспитанной, образованной и начитанной. Однако девушка оказывается прикована к кровати тяжелой, страшной болезнью, но судьба дает ей последний шанс в виде уездного врача испытать чувство настоящей любви, признавшись в этом лекарю за три дня до смертельной кончины.
Сюжетная линия рассказа приводит уездного лекаря после смерти возлюбленной к свадьбе с купеческой дочерью, Акулиной, женщиной озлобленной, не имеющей женской изюминки, в браке с которой врач не испытывает истинного счастья, постоянно вспоминая ушедшую безвозвратно возлюбленную.
Любовное чувство Трифона Ивановича и Александры Андреевны демонстрируется писателем на фоне описания крепостнических бытовых условий в виде напоминания главному герою его социального положения и невозможности отношений с представителями дворянского класса.
Отличительная особенность рассказа состоит в манере изложения повествовательного содержания, заключающейся в исповедальных беседах доктора с пациентами, в которых он фактически излечивает собственное душевное состояние, осознавая свою небезгрешную жизнь и пытаясь излечить себя, выговариваясь посторонним людям.
Писатель мастерски изображает своеобразие чувств главных героев, раскрывая не их мимолетную влюбленность, возникшую при странном стечении обстоятельств, а показывает проявление пылкой любви, рожденных в их сердцах, которой не суждено длиться вечно. Кроме того, рассказ демонстрирует понимание героем скорой кончины вспыхнувшего чувства, но при этом не отказывающегося от него.
Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»
Роль образов-символов
Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.
2 вариант
В романе «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина есть много различных персонажей. Все они очень интересные, сразу понятно, что автор очень долго думал над образами этих персонажей, но выделяются на фоне всех героев только двое: Петр Гринев и Емельян Пугачев.
Гринев абсолютная противоположность Пугачеву. Если углубляться в историю их создания, то Емельян является реальным человеком, а именно под его началом было восстание в одна тысячи семьдесят седьмом году, которое было успешно подавленно, как и в конце романа. А с Петр был создан по образу старого товарища Пушкина.
Петр Андреевич был добрым и отзывчивым героем, который предан родине, был настоящим патриотом несмотря на свой возраст. Воспитывался он в доме отца, где и получал образование. Но Гринев был очень ленивым и не хотел учиться, ведь его любимым занятием было играть с такими же мальчишками во дворе. Недоросль, иными словами. Но он вырос отличным человеком, что мы и видим при прочтении произведения.
Его доброту можно увидеть во время бурана, когда он отдает заячий тулупчик казаку, а именно Пугачеву. Также мы видим проявление его доброты к Швабрину, он его несколько раз прощал, несмотря и на подлое ранение в плечо, от которого чуть было не умирает Петруша, и на донос в Петербург о предательстве. Патриотичность Гринева проявляется в нем, когда идет казнь в Белгородской Крепости. Он дает понять Пугачеву, что он не предаст Родину. И ему также будет безразлично то что он будет живой или мертвый.
Пугачев же наоборот, во время произведения мы узнаем что он обладает различными качествами: жестокостью, великодушием, тщеславие, и мудрость. Все мы эти качества можем увидеть при казни в крепости. Но не до конца, только в конце нам полностью раскрывается Емельян. Ведь он простой казак, который хотел жить по-другому. На следующий день после бурана нам его описывают как невинного казака с бегающими глазами и с приятным на вид лицом. Во время казни проявляется его качество: жестокость. Пока идет казнь он наблюдает с удовольствием с глазами налитые кровью. Помилование Гринева нельзя назвать качеством человека, это всего лишь подражание Царю. Полностью Пугачев раскрывается нам на пиру, мы видим его таким же человеком что и пре буране, в нем нет той жесткости что была при казни. Также мы можем слышать его любимую песню, и позже он нам еще больше раскрывается при разговоре Петра и Емельяна. Мы видим, что в нем есть человеческие качества. Он не такой и жестокий, а наоборот обстоятельства в стране сделали его таким какой он есть.
Можно сказать, спасибо Александру Сергеевичу Пушкину, за таких прекрасных героев романа. Ведь они получились очень качественными и проработанными в образах настолько хорошо, что даже при чтении в наше время нам очень интересно наблюдать за ними.