Главные примеры исповеди в литературе
Исповедь является важным литературным жанром, в котором автор открывает свою душу и делится своими мыслями, чувствами, переживаниями. В литературе есть несколько значительных примеров исповеди, которые стали классикой и оказали большое влияние на развитие жанра. Ниже приведены несколько главных примеров исповеди в литературе.
-
Августин «Исповедь»
Одним из первых и наиболее известных примеров исповеди в литературе является «Исповедь» святого Августина. В этой работе Августин описывает свой жизненный путь, размышляет о своих грехах, сомнениях, проблемах веры и пытается найти духовное обновление и истину.
-
Федор Достоевский «Записки из подполья»
«Записки из подполья» – это работа, в которой Достоевский выступает как автобиографический герой, заключенный в подполье своего сознания. Он раскрывает свои мысли, страхи, комплексы, а также критикует современное общество и идеи рационализма.
-
Жан-Жак Руссо «Исповедь»
«Исповедь» Руссо – это автобиографическое произведение, в котором он описывает свою жизнь и внутренний мир. Руссо размышляет о себе, своих ошибках, страстях, разочарованиях. Он также делится своими мыслями о природе и обществе.
-
Сергей Есенин «Исповедь стихотворца»
В «Исповеди стихотворца» Есенин рассказывает о своей поэтической деятельности, о своих переживаниях и ощущениях, связанных с поэзией. Он выражает свои мысли о жизни, любви, смерти, а также о национальной культуре и родной природе.
Эти примеры исповеди в литературе представляют собой значимые произведения, которые помогли развить этот жанр и вдохновили многих писателей в дальнейшем.
Роды литературы
|
Особенности сюжета философской лирики
Определение сущности
Первая особенность сюжета философской поэзии заключена в развитии концепции произведения. Наиболее часто встречается построение, при котором формулируется определение того или иного понятия.
Задачей философской лирики является выявление сущности, смысла. Поэтому движение сюжета в философском стихотворении направлено на определение. Цель такого определения – не просто охарактеризовать явление, а выявить его сущность.
Например, у Тютчева встречаются такие определения природы:
Противопоставление понятий
В основе любого сюжета лежит противоречие, выступающее движущей силой произведения. Но из-за отсутствия в лирическом сюжете хронологии как таковой, в поэзии редко возникает прямое столкновение – конфликт. Чаще речь идет о противопоставлении, оппозиции идей и понятий.
При этом в стихотворении не всегда присутствуют сразу оба «участника» оппозиции. Один из них может подразумеваться контекстом, находиться за рамками стихотворения, присутствуя в тексте в виде оспариваемой точки зрения.
Таким образом, сюжет философской лирики строится на нравственно-философских, социально-философских или натурфилософских противоречиях. Происходит столкновение всеобщих значимых понятий, так называемых «начал жизни».
Натурфилософские оппозиции сильны в лирике Тютчева. В роли противопоставляемых начал у него выступают человек и природа, личность и общий закон бытия, жизнь и смерть, гармония и хаос:
Стихотворение построено на противопоставлении гармонии природы и неуравновешенности человеческой жизни. Отсюда следует вывод о принципиальной, качественной разности человека и природы.
В стихотворениях Баратынского наивность лирического героя сталкивается с трезвостью рассудка, жизнь – со смертью, движение – с покоем, свобода – с привязанностью, гармония – с бунтом:
Роды и жанры литературы. Определения
Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.
Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.
Эпические жанры:
- роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
- роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
- повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
- очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
- новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
- рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
- притча – нравственное поучение в аллегорической форме.
Драматические жанры:
- трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
- драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.
Лирические жанры:
- ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
- элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
- сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
- песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
- послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
- эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.
Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:
- баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
- поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
- роман в стихах – роман в стихотворной форме.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.
Определение элегии как жанра
Что такое Элегия — это лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.
Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека… В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке — В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в “чистом” виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия — это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
Феномен концепта. Проблема «синхронного» и «диахронного» синкретизма
Перед тем, как приступить к выявлению содержательно-тематических доминант жанра исповеди, необходимо рассмотреть само понятие «концепт» как ведущее в данной части исследования.
Термин «концепт» стал применяться в отечественной традиции задолго до того, как к нему обратилась когнитивистика: его использовал в своих работах С.А. Аскольдов-Алексеев, понимая под концептом «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода»1. В дальнейшем эта идея получила развитие в работах Д.С.Лихачёва, подразумевающего под «концептом» мысленное образование, которое в индивидуальном или коллективном сознании носителя языка наполняет слова и «оставляет возможность для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и эмоциональной ауры слова. При этом каждый концепт в данный момент времени может быть расшифрован в зависимости от контекста или культурного опыта концептоносителя»2.
В современной науке существует множество определений понятия «концепт». Например, В.Н.Телия пишет, что «концепт символизирует знание, структурированное во фрейм (подчёркнуто мной- И.Р.), а это значит, что он отражает не просто существенные признаки объекта, а все те, которые в данном языковом коллективе заполняются знанием о сущности» . Таким образом, концепт — «это всё то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии»4. Ю.С.Степанов понимает под концептом «сгусток культуры в сознании человека (подчёркнуто мной- И.Р.); то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека»1. В связи с рассмотрением различных дефиниций данного термина хотелось бы отметить, что в большей степени исследователи расходятся в понимании природы концепта как феномена. На основании уже проведённых исследований понятие «концепт» принято толковать в рамках логических отношений экстенсионала и интенсионала в сфере семиотики (работы Г.Фреге, В.В.Колесов, Ю.С.Степанов, В.Н.Телия и др.). При этом одни под концептом подразумевают лишь содержание понятия, соотносимого со словом или с рядом слов (В.Н.Телия, Ю.С.Степанов, Р.М.Фрумкина), а другие — «напряжённую, энергичную конвенцию объёма и содержания понятия» . Второй подход находит гносеологические основания в концепции В.В.Колесова, который, в частности, замечает: «Номиналисты видят в общей идее только её широту (то есть, иными словами, объём понятия), тогда как концептуалисты -«совокупность её признаков» (= содержанию понятия), так что только совместно эти точки зрения достигают желанной полноты концепта».
В то же время, несмотря на вышеупомянутые разногласия, практически все исследователи феномена концепта сходятся в отношении значения концептуального анализа в изучении семантической организации текста как формы фиксации знаний о мире.
Как известно, уже в этимологии слова «текст» (textum — «связь, соединение») заложена идея структурной организации, что позволяет трактовать его «в диалектике семиотической и семантической составляющих как дискретную знаковую структуру, организующую континуальную систему знаний — смысл текста» . При этом возникает проблема выявления и исследования смысла5, связанная, прежде всего, с его динамичностью, сочетанием признаков системности и стихийности. В настоящее время наиболее универсальным методом экспликации смысла считается концептуальный анализ. Концепты, являясь «доминирующей линией» в системе смысла слова, её «динамическими элементами»2 и представляя собой «сгустки культуры», фиксируют, накапливают и содержат в себе в сжатой, синтезированной форме знания о картине мира. Таким образом, анализ концептуальной структуры текста и является, прежде всего, декодированием и раскрытием его смысловой организации. В случае художественного текста анализ приобретает ещё более актуальный характер. Хорошо известно, что за любым художественным текстом стоит языковая личность со своим индивидуальным восприятием мира. При этом когнитивный, тезаурусный уровень в структуре языковой личности обнаруживается в тематизации текста, в обозначении определённых предметных областей как «фрагментов опыта, хранимых в долговременной памяти и актуализируемых в речевом акте с опорой на ключевые слова текста»4. Тогда исследование концептуальной структуры текста представляет собой движение «от концепта к ключевому слову и от слова в системе смысла текста к концепту как элементу тезауруса человека»5.
Элегия в Западноевропейской литературе
Только в западноевропейской литературе элегия имела более устойчивую форму. Развитие началось с элегии 1750 года, автором которой был англичанин Томас Грей (26 декабря 1716 — 30 июля 1771). Данная элегия стала очень популярной и переведена на большое количество языков. К числу создателей элегий относят Спенсера, Сиднея, Байрона (22 января 1788 19 апреля 1824) и других.
«Римские элегии» стали знамениты немецкому поэту Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832). Произведения, а точнее стихотворения, Шиллера (10 ноября 1759 — 9 мая 1805) также попадают под категорию элегий. Для примера можно рассмотреть несколько его произведений, а это: «Идеалы» (по переводу Жуковского – «Мечты»), «Resignation» (перевод неизвестен) и т. д. Еще к элегиям можно отнести творения таких людей, как Матиссон, Гейне (13 декабря 1797 — 17 февраля 1856), Линау (13 августа 1802 — 22 августа 1850), Платен (24 октября 1796 — 5 декабря 1835), Гервег (31 мая 1817, Штутгарт — 7 апреля 1875) и многих других.
Из французских поэтов можно привести в пример Мильвуа (24 декабря 1782 года — 26 августа 1816 года), Дебор-Вальмор, Делавинь (4 апреля 1793 — 11 декабря 1843), А. Шенье (30 октября 1762 — 25 июля 1794) и многих других. А в Италии больше выделяют Филикана, Кастальди и некоторых других. В Испании пользуются популярностью Хуан Боскан (примерно 1490 — 21 сентября 1542), Гарсиласоде ла Вега (1501 или 1503—1536). Такие личности, как Камоэнс (1524 — 10 июня 1580) и Феррейра известны в Португалии. Поэт, прославившийся в Польше – Балинский (21 мая 1817 — 10 января 1864).
Ключевые черты философской лирики
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:
- наличие философского замысла, продуманной концепции;
- размышления о соотношении идеального и материального, духовного и чувственного, вечного и бренного, божественного и земного;
- некоторая догматичность и категоричность мысли;
- монументальность;
- однозначность мысли, часто – поучительность;
- главенство мысли над чувством;
- размытость лирического героя, его слияние с человечеством в целом;
- обобщенный психологизм;
- расширение временных рамок до вечности, а границ пространства до вселенной;
- заданность круга тем и жанра (например, ода, послание).
Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.
Философская лирика в русской традиции
Предвестники философской лирики
Философское направление в русской поэзии начало формироваться еще в конце XVIII века. К первым поэтам-мыслителям той эпохи принято относить Г. Р. Державина и Е. А. Баратынского. В своих произведениях они затрагивали важнейшие вопросы человеческого бытия: жизнь и смерть, отношения человека и природы, ход истории, назначение искусства и другие. Стихи складывались в единую систему размышлений со своими аргументами и анализом:
Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.
В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.
Расцвет философской лирики
В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.
К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.
В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:
Элегия в Античной литературе
В Древней Греции в элегии описывались лиричные размышления. Для примера, грустные элегии создавал Арилох (примерно 680–640 лет до н. э.), философские размышления присутствовали в творениях Теогнида (примерно VI век до н. э.), воинственный характер присутствовал у Каллина (примерно первая половина VII века до н. э.), политический – Мимнерм (примерно 630–600 лет до н. э.). Одним из самых лучших писателей элегий выделяют Каллимаха (примерно 310–340 лет до н. э.). Каллимах был ярким представителем александрийской поэзии.
В Древнем Риме элегия изменилась по форме написания, стала немного свободнее. А также элегии стали приобретать любовный характер. Наиболее распространёнными авторами римских элегий были – Пропеций (примерно 50–15 гг. до н. э.), Катулл (примерно 87–54 гг. до н. э.) и Тибулл (I век до н. э.).
Упадок жанра Элегии
Итак, что сейчас из себя представляет элегия, что такое она в себе несет? К сожалению, элегия больше не существует как литературный факт. Иногда поэты называют свои стихи «элегиями», либо исходя из бытующего представления об ней как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на какую-то связь их со старой традицией («Северные элегии» Ахматовой).
Но, как уже было сказано, поэзия XIX—XX вв. вообще во многом выросла из интересующего нас жанра, а потому при внимательном рассмотрении поэтические системы ряда поэтов могут быть определены как родственные элегии. Какую роль этот факт может сыграть в истории поэзии — покажет будущее.
Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
- столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
- взаимосвязь человека и природы;
- отрицание современного общества;
- предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
- антииндивидуализм;
- бытие отдельного человека и целого мира.
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
Исповедь как жанр
Приступая к исследованию исповедального дискурса с точки зрения его стилистических черт, необходимо определить сам феномен исповеди, т.е. рассмотреть его своеобразие на денотативном уровне.1 Для этого, прежде всего, обратимся к определениям исповеди в словарях и в исследованиях, посвященных феномену исповеди.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля литературная исповедь определяется как «искреннее и полное сознание, объяснение убеждений своих, помыслов и дел» . В «Словаре современного русского литературного языка» мы находим нечто сходное: «Откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мнений, взглядов». В качестве иллюстрации приводится предложение «В своей исповеди Привалов рассказал всё, что произошло с ним после роковой сцены в саду.. .»3.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова «исповедь» трактуется как «откровенное признание в чём-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов»4. В «Этимологическом словаре русского языка» под редакцией Н.М.Шанского по поводу исповеди (не как религиозного действия) говорится следующее: «Исповедь/Исповедание. Заимствовано из старославянского языка. Отмечено в Житии, написанном Нестором до 1093 года, в значении «повествование». Старославянское ИСПОВЪДАНШЬ «признание, исповедь»
Срезневский I, 1129) калька греческого «полное признание». Изначально -«полный рассказ, полное признание до конца» .
Как мы видим, во всех вышеприведённых дефинициях исповеди выделяются такие ключевые моменты, как автобиографизм, интроспективный анализ, факт сообщения.
Эти же черты отмечаются и в научных исследованиях, посвященных феномену исповеди. М.М.Бахтин понимал под «самоотчётом-исповедью» «форму словесной объективации жизни и личности этой личностью» . Французский исследователь F.Lejeune в книге «Le pacte autobiographique», рассматривая литературную исповедь как автобиографический дискурс, определяет её как «повествовательный текст с ретроспективной установкой, в котором реальная личность рассказывает о собственном бытии и, притом, ударение ставит на свою личную жизнь, особенно историю становления своей личности»3.
Терренс Дуди в своей монографии «Исповедь и общность в романе» («Confession and community in the novel») понимает «под исповедью признания в полном объёме» .
А.Б.Криницын определяет феномен исповеди как средство «прямого психологизма (когда все мысли и чувства героя показываются нам прямо, непосредственно)»5.
Современная философская лирика: заключение
В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.
Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.
В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.
Философские размышления представляют благодатную почву для творчества. Хотите написать философское стихотворение, но не знаете, с чего начать? Вам поможет наша статья о том, как научиться писать стихи.