Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — отдельная глава из книги «Последний поклон», однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Он сам родился в селе, и пора его детства пришлась на тяжелый предвоенный период, поэтому деревенская жизнь описана им вполне реалистично и без прикрас.
В главе описаны события, происходящие с жителями сибирской деревни Овсянка. Это довольно глухое место, где нет магазина, да и школа для ребят появилась совсем недавно. Люди здесь во многом зависят от природы, окружающей их. Екатерина Петровна, бабушка главного героя, от имени которого ведется повествование, говорит так: «Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дровами живем». Люди верят в приметы, придерживаются каких-то своих обычаев, правил, непонятных городскому жителю. Женщины при лечении больше доверяют заговорам и народным средствам, чем лекарствам. Дети знают все особенности лесной жизни, голоса птиц и зверей, умеют избегать многих опасностей.
Особенной является и речь деревенских жителей. Они используют диалектные слова, свойственные только для их местности: «талина» — ветла, верба; «куть», «середняя» — части избы. Также их разговор отличается обилием неправильных грамматических форм, просторечий. В. П. Астафьев использует такой прием, чтобы читатель «услышал», как говорят герои произведения, почувствовал весь колорит жизни глухой сибирской деревни.
Центром деревенской жизни, ее движущей силой является школа. Учителя — это самые образованные люди во всей деревне и, наверное, по представлению местных жителей, самые могущественные. Таким образом, школа становится звеном, связывающим деревню со всем остальным миром. Учителя организовали магазин, где в течение нескольких дней старые вещи можно было обменять на все необходимое: в первую очередь, конечно, на тетради и карандаши, а также иголки, нитки, пуговицы. Они же организовали ремонт школы, нашли учебники, пригласили в школу фотографа.
Учителя внесли в сумбурную, стихийную деревенскую жизнь свою лепту: они стараются сделать жизнь спокойнее, привнести в нее стабильность. Соответственно этому строится и жизнь деревни. Все жители любят, уважают и немного жалеют молодых учителей, приехавших из города в глушь. Деревня словно по какому-то негласному уговору взяла их под свою опеку. Жители стараются помогать учителям, подсовывают им то молочко, то творожок, то туесок брусники.
Жизнь в деревне тяжела, люди живут бедно. Тем не менее им не чужды такие понятия, как дружба, ответственность, взаимовыручка. И именно поэтому им так дорога школа — не просто место, где они, их дети и внуки получали знания, но и место, где они узнавали простые истины, учились жизни. Именно в деревнях вырастали люди крепкие, сильные, настоящие… «Всему миру известно прославленное имя — сибиряк».
Русская деревня несет на себе некоторый отпечаток традиционности: мало что в ней меняется стечением времени.
Сюжет[править | править код]
Начинается роман с описания лисицы, следующей по железнодорожным путям:
Далее пожилая женщина бежит сказать о смерти человека, известного всему селу (Казангапа), друга главного героя — Буранного Едигея. Устраиваются похороны, но прибыв на кладбище, семья и односельчане узнают, что его нет — там построен космодром, запуск с которого навсегда окутает Землю занавесом (операция «Обруч»)
Г. Гачев пишет о том, что в романе фактически два героя — Буранный Едигей и Каранар, воспитанный им верблюд:
Важным является и место, где живут герои романа — Сары-Озеки — бесплодная пустыня, поэтому героям терять уже нечего:
Трагически в романе описывается судьба учителя Абуталипа, который после трудовых дней на полустанке пишет детям свой завет: «не на продажу, не для тщеславия, а как исповедь для души», чтобы написать пережитое, переосмыслить его, оставить своим детям как наставление и память. Позже он был арестован по ложному доносу и покончил с собой, чтобы избежать преследования своей семьи, как выяснит Буранный Едигей:
Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография на которой меня нет”
Сочинение по теме “Фотография, на которой меня нет” – сформулировать тезис, плюс два аргумента и вывод. пожалуйста очень надо .
вопрос опубликован 04.04.2017 22:10:04
Астафьев “Фотография, на которой меня нет” – сочинение “Школьный учитель в изображении В. П. Астафьева”
«Фотография, на которой меня нет» – глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон» . Эта глава рисует жизнь и события далеких тридцатых годов.
В этом произведении Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, которое взбудоражено неслыханно важным событием – приездом фотографа.
Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся овсянской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться» . Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой ворчливой бабушки.
Однажды осенним скучным днем мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию.
В этой главе мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья» , в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен «со всеми кряду» .
Люди благодарили за это как могли: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком.
А еще мальчик вспоминает настоящий, героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» – уже само имя собственное
Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде.
И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Читая произведение Виктора Астафьева, я познакомился с интересными деталями быта и человеческих отношений деревенской жизни тридцатых годов. Мне показалось забавной речь простых людей, богатая народными словами и выражениями. Это делает рассказ самобытным и образным. А мораль проста – жизнь преклоняется перед «Человеком с большой буквы.
В рассказе описаны будни деревенской сибирской жизни, в том числе и школы. Эта жизнь, которая показана глазами мальчика Витьки, нехитрая, но она научила мальчика отличать добро и зло, ценить дружбу, уважительно относиться к учителям.
2 стр., 632 слов
«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»
… прохожу, обучение и постоянно стремлюсь к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане. Учитель – это человек, который всегда должен стремиться к получению новых знаний. Однако высший профессионализм, педагог … В.П Астафьева. Моя бабушка работала учителем начальных классов в сельской школе всю свою жизнь. В моей памяти уже будучи ребенком были заложены установки на дальнейшую …
Учитель и учительница в рассказе показаны как лучшие люди, преподавшие детям нравственные уроки, тем они заслужили благодарную человеческую память. В те времена слово «учитель» звучало не так, как сегодня, и со школьной фотографией связано многое в жизни мальчика. Одна только фраза: «Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех этих ребят я узнаю не ней. Много их полегло в войну» — говорит о связи времен, которая свершилась благодаря учителям.
Учитель имеет бледноватое по сравнению с деревенскими лицо, волосы зачесаны назад, печальные и добрые глаза. Интересно то, что ему было двадцать пять лет, а ведет он себя как умудренный опытом человек.
Дядя Левонтий, сосед мальчика, человек непоэтичный, приземленный, это видно по деталям описания его избы.
Бабушка, Екатерина Петровна, несколько суетливая, ворчаливая, но очень добрая, заботливая, настоящая бабушка у которой мальчик научится самым основным жизненным правилам.
Люди в селе живут очень просто: доброе отношение друг к другу и взаимопомощь лежат в основе их взаимоотношений. Они и радости, и беды переживают вместе.
Вспомним эпизоды с дровами (люди помогли учителю) и со змеей (учитель был готов любой ценой защитить детей).
Эта жизнь описана Астафьевым так заманчиво, почти поэтично, понятно, что он с любовью вспоминает о ней..
Проблема гуманизма в современном литературо ведении и критике
На протяжении всей истории становления советской литературы возрастает ее гуманистическое содержание. И это не случайно. Данная тенденция связана с самим характером социалистической действительности, которая на этапе зрелого социализма все с большей наглядностью демонстрирует гуманистический пафос коммунистического преобразования. Социалистическая действительность рождает социалистический гуманизм. Являясь дальнейшим развитием пролетарского гуманизма, он связан прежде всего с рождением нового человека социалистического общества -советского человека. Если основной пафос пролетарского гуманизма был связан с освобождением человека труда от эксплуатации и бездуховности капиталистического мира, то социалистический гуманизм связан с развитием нового общества, общества развитого социализма, личности, утверждающей себя не только в борьбе с эксплуататорами, но и в созидательной сфере, в области социалистического строительства, активно выступающей за претворение в жизнь коммунистических идеалов.
М.Шагинян на УІ съезде писателей СССР сказала: «Мы должны очень серьезно относиться к проблеме советского гуманизма. Говоря о чертах и особенностях социалистического гуманизма, она заметила, что «помимо присущего нам общечеловеческого», того, что наследуем мы из гуманистических ценностей пролого, нам нужно видеть и другое, а именно то, что «наш гуманизм (социалистический — B.C.) вырос из другого корня, из марксистско-ленинского мировоззрения, он основан на научном понимании исторического развития будущего, он опирается на трудовой народ, борется за его счастье…»
По этому поводу Ф.Кузнецов замечает: «Вопрос старейшей нашей писательницы о диалектике соотношения гуманизма социалистического и той гуманистической традиции, которая предшествовала ему, вызвал самый живой интерес участников дискуссии.
И обернулся спором с двумя вполне реальными в современном литературном процессе и равно опасными крайностями: как недооценкой того, что это прежде всего гуманизм, так и с попытками игнорировать ту принципиальную его особенность, что это — гуманизм революционный, социалистический».
Вопрос поставлен справедливо. Безусловно, существует связь и в то же время принципиальное отличие социалистического гуманизма от гуманизма предшествующих эпох. Это отличие лежит прежде всего в плоскости классового содержания, действительности и литературы. Вместе с тем, нужно видеть в социалистическом гуманизме как традиции прошлой прогрессивной культуры, так и новое содержание пролетарского гуманизма, зародившегося в то время, когда пролетариат еще не был господствующим /Классом в обществе. Пролетарский гуманизм прежде всего находит свое проявление в различных произведениях периода борьбы рабочего класса за свое освобождение (чартистская поэзия в Англии,; поэзия Июльской революции и Парижской Коммуны во Франции, творчество А.М.Горького, пролетарская поэзия в России в начале XX века и т.д.). / Необходимо отметить, что только исторический подход дает возможность содержательно анализировать различные понятия гуманизма. На необходимость четкого различения понятий гуманизма указывают многие литературоведы. В частности, В.Дмитриев считает, что в последнее время без достаточного критического анализа в литературоведении употребляется множество эпитетов гуманизма (классовый, общечеловеческий, активный, буржуазный, абстрактный и мн.др.), которые по существу не дают дифференцированного подхода к изучению «гуманизма в его эстетическом, образном воплощении»
Популярные сегодня темы
Чацкий и Молчалин – одни из главных героев комедии Горе от ума, абсолютно разные по натуре, характеру, положению в обществе, в отношениях между людьми, проще говоря – во всем. Они являются антиподами – абсолютно противоположными персонажами.
«Все профессии важны», – учили нас с детства. Доктора спасают людские жизни, учёные делают открытия, а инженеры возводят дома. И где-то далеко за всех этих успешных профессионалов своего дела радуется их учитель
Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями
Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным
У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение
Сказания о манкуртах[править | править код]
Одним из основных моментов романа является история о манкуртах. Впервые читатель сталкивается с ним во время похорон Казангапа:
Автор пишет, что намного легче уничтожить человека, чем удалить его память и разум, «вырвать корни того, что остаётся с человеком до его последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и не доступным для других». Жуаньжуане придумали самый варварский способ — отнимать живую память Человека, что, по мнению Ч. Айтматова, самое «тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний».
Само название кладбища символично — «Ана Бейит» — Материнский упокой. Случайно купцы и погонщики стада встретили одного из манкуртов, среди них оказалась и его мать — Найман-Ана, которая не знала покоя после этой встречи, старалась разыскать пастуха-манкурта. Разыскав его, она каждый раз спрашивала сына об отце, откуда он родом, но тот молчал.
Особый смысл имеют слова, сказанные ею в отчаянии (во многом тут проявилась и позиция писателя):
Сын не вспомнил её… спросив у хозяев, получил ответ, что у него нет матери… ему были вручены лук и стрелы, которыми он убивает свою мать.
Рассказ о манкуртах имеет важное значение для всего романа. К ним относится семья Тансыкбаевых, которые желанием выделиться нарушили все человеческие нормы и мораль
Для того, чтобы узнать о судьбе Абуталипа, Буранный Едигей едет в Алма-Ату, где через русского учёного находит хоть какую-то правду — именно человечность является главным в романе, не родство и национальные признаки.
Даже окончание романа связано с этой темой — прибыв на кладбище, персонажи видят кордон, где главным является лейтенант Тансыкбаев (однофамилец). Неслучайно приводится история на посту, где служит солдат из Вологды, который с должным уважением обращается с прибывшими на похороны людьми, чувствуя себя неловко
Это важно, когда на пост приходит лейтенант Тансыкбаев, который обращается нарочито невежливо, именует Буранного Едегея и других «посторонними» и принципиально отказывается говорить с ними на родном языке, мотивируя это тем, что находится при исполнении служебных обязанностей и должен говорить только по-русски.
Долго думая над словами сына покойного Казангапа — Сабитжана, о его идее о радиоуправляемых людях, о том, что образование делает человека Человеком, всё больше Едигей приходит к выводу, что «может быть его и обучали для того, чтобы он оказался таким, каким оказался… что если им самим уже управляют по радио?», он произносит:
Анализ стихотворения «Единственные дни» Пастернака
Русский поэт Пастернак Борис Леонидович выразил своё отношение к миру и к вечности в своём стихотворении «Единственные дни». Оно было написано в 1959 году, завершив цикл произведений «Когда разгуляется».
Это стихотворение наполнено особой легкостью, спокойствием, умиротворением, верой в красоту и силу жизни. Пастернак написал «Единственные дни», когда ему было за семьдесят лет, поэтому в строчках чувствуется философия и большой жизненный опыт. Главный герой смог понять взаимосвязь между явлениями жизни и понимает, что это Божья деятельность. Он понимает современность, как плен, но в тоже время, как возможность реализовать творческое предназначение.
В его воспоминаниях каждый день представляется неповторимым и единственным. Но так характеризуются только дни зимнего солнцестояния. С помощью участия природы такой день повторяется каждый год. Основной мотив заключается в том, что при насыщенных днях перестают существовать минуты и часы. Дни сливаются в одно мгновение. И оно больше никогда не повторится, но и не забудется. И каждый раз при воспоминаниях ощущения возникают разные.
Акцент направлен на особенность памяти, которая разделяет время не на минуты, а на то, что было и есть сейчас. В первой строфе можно наблюдать такой приём, как оксюморон, который выражает то, как связаны между собой единственное и многократное, временное и вечное. Это можно сравнить с оркестром, ведь любая мелодия сначала длится, а потом прерывается другой, далее все снова повторяется, сливаясь в гармонию.
Лирический персонаж описывает дни, когда время, как будто, замирает, останавливается. Это чувствуется с помощью глаголов в строчках: «зима подходит к середине», «с крыш течёт». Имеются отголоски древнерусского термина, ассоциируясь с языческим праздником. Это заметно, потому что дни зимнего равноденствия называется днём солнцеворота. Это даёт четкое понимание понятий статики и динамики. Также в третьей строфе появляется строчка с поворотом солнца, выражая значение движения. Для придания красоты, насыщенности и завершенности Борис Пастернак использует интересные метафоры, эпитеты, красочные прилагательные. Это даёт яркую окраску произведению.
Таким замечательным стихотворением поэт хотел сказать людям, что в мире все взаимосвязано и действует непрерывно. Движение можно заметить в любом процессе. «Единственными днями» Пастернак отражает мысли о вечности и пройденном времени.
Сочинение по рассказу Фотография, на которой меня нет Астафьева , Сочинения по произведению Фотография, на которой меня нет Астафьев В.П.
- Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).(“Фотография, на которой меня нет”)
- Чем меня привлёк рассказ В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”
- Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
- Школьный учитель в изображении В.П. Астафьева
- В чем истинная красота человека по рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Духовная красота героев В.П.Астафьева (на примере одного произведения).
(“Фотография, на которой меня нет”)
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей
Фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие»
Но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
Но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
2 стр., 671 слов
С описанием Моя любимая фотография (описание изображенного человека)
… который папа купил ей по дороге в фотоателье. Также читают: Картинка к сочинению Моя любимая фотография (описание изображенного человека) Популярные сегодня темы … спросили, не хочет ли она на фото выглядеть как принцесса или Мальвина (когда-то и мне брали напрокат … о простой мести, а о кровной. Дело в том, что сейчас наступила такая реальность, когда это понятие стало часто встречаться в жизни. …
Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу жизни. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у ребят. С большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то помогут беременной жене.
Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой, помогает писателю поставить вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
У истоков гуманизма советской литературы (горьковские традиции гуманизма).
Человек, его внутренний мир, жизненная позиция, его органическая связь с социальной борьбой, с глобальными проблемами человечества всегда привлекали художников слова, но именно сейчас они стали, пожалуй, стержневыми в творчестве писателей. И это закономерно. Как никогда раньше ощутима связь человеческой личности с обществом, революционным характером эпохи, всей человеческой историей. Все это обусловливает высоко гуманистическую направленность современной советской литературы.
Реальное содержание гуманизма нашей литературы определяется, прежде всего, самой социалистической действительностью, осуществлением коммунистического идеала, выдвинутого еще основоположниками марксизма в «Манифесте коммунистической партии» и воспроизведенного в нашей Конституции: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».
Особенно остро проблема гуманизма ощущается сегодня в связи с возможностью гибели земной цивилизации, всего человеческого рода. Тревога за судьбы человечества, желание сохранить мир на земле буквально пронизывают выступления современных советских писателей, их художественные и публицистические произведения.
Как смыкаются между собой понятия «мир» и «социализм», так и проблема гуманизма в ядерный век смыкается с проблемой революционной борьбы за освобождение человека от страха перед будущим.
Обращение к проблеме гуманизма является важнейшей чертой современной советской литературы. И вместе с тем эту проблему нельзя считать абсолютно новой в критике и литературоведении. Ей уделялось много внимания в работах марксистских теоретиков литературы начала XX века, публицистических работах А.М.Горького, уроки которого в понимании гуманизма могут быть полезными и сегодня при рассмотрении произведений современной советской литературы.
Попробуем сначала уяснить само понятие гуманизм, дать ему точное определение, а точные определения, по мнению А.М.Горького, «дело весьма трудное, если не брать определения эти в их историческом развитии».
Понятие гуманизм по-своему интерпретируется идеологами различных классов. Буржуазия, являясь в свое время революционным классом, выдвигала гуманизм как средство борьбы с поповщиной, средневековой приниженностью и забитостью человека, с привилегиями высших оословий. В произведениях просветителей любовь к богу заменяется на любовь к человеку, что, по нашему мнению, и является первичным пластом исходного понятия «гуманизм» как человеколюбия вообще. Лозунги буржуазии -свобода, равенство, братство — позднее конкретизировали идею гуманизма.
Однако, как только буржуазии удается взять власть в свои руки и ликвидировать господство феодалов, гуманизм из революционного превращается в абстрактный, мещанский, обывательский. Подобно тому, как понятие «свобода» превращается _ в свободу для предпринимателей, а равенство людей — в равенство частных собственников, так и гуманизм из средства борьбы буржуазии против средневековья превращается в филистерскую проповедь абстрактной любви к рабочему классу при сохранении его безудержной эксплуатации. «Явившийся лет за пятьсот до наших дней, — писал А.М.Горький, — этот гуманизм был приемом самозащиты буржуазии против феодалов и церкви, их «духовного вождя» — церкви, во главе которой стояли феодалы же. Говоря о равноценности людей, богатый буржуа-промышленник, торговец, подразумевал только свою личную равноценность паразиту-феодалу в рыцарских доспехах ши в ризах епископа.
Гуманизм буржуазии благополучно существовал вместе с ра-бовладельчеством, с работорговлей, с «правом первой ночи», с церковной инквизицией, с поголовным истреблением «альбигойцев» Тулузы, с сожжением на кострах Джордано Бруно, Яна Гуса и десятков тысяч безымянных «еретиков», «ведьм», ремесленников, крестьян, которые увлекались отзвуками примитивного коммунизма, сохранившимися в Библии и евангелии».