Рассказ достоевского «мальчик у христа на елке»: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы

Краткое содержание

Рассказчик упоминает, как перед Рождеством несколько раз встречал нищего мальчика не старше семи лет. Он ходил «с ручкой» (этот термин означает просить милостыню). У детей, подобных ему, безрадостная судьба: их высылает набирать монет какая-нибудь шайка халатников или пьяниц, живущих в грязном подвале. Там же пьянствуют и их несчастные битые жёны, рядом плачут их голодные маленькие дети.

Когда такие бродяжки подрастают, их сбывают на фабрику, но всё заработанное они вновь должны приносить халатникам, которые это пропивают. Такие дети рано становятся преступниками и воришками.

Рассказчик сам сочиняет одну историю про несчастного ребёнка, но ему кажется, что подобный случай мог произойти на самом деле. В ужасный мороз мальчик лет шести просыпается в холодном подвале. Ему очень хочется есть, он пытается разбудить свою маму, но она, недавно захворавшая и лежащая на тонкой подстилке, умерла. Мальчик ещё не понимает, что такое смерть. Его удивляет недвижимое и холодное лицо матери.

Мальчик останавливается у окна, за которым видит красивую ёлку, играющих детей, танцующую девочку. В другом окне виднеются четыре богатые барыни, которые угощают пирогами любого, кто войдёт. Мальчик тоже решается зайти, но одна барыня суёт ему копеечку и выгоняет. Но он теряет монетку, поскольку её не могут удержать замёрзшие пальчики. В третьем окне он видит красивых куколок, совсем как живых. Но тут какой-то большой мальчишка бьёт его по голове и отбирает картуз, после чего ему приходится убегать.

Ребёнок прячется за дровами на одном из дворов, скорчившись и спрятав ручки за пазуху. Вдруг ему становится хорошо и тепло.

Он слышит голос мамы, поющей ему песенку, а потом кто-то зовёт его на ёлку. Он видит красивую ель и добрых мальчиков и девочек, которые кружатся вокруг него. Они говорят, что это «Христова ёлка» для всех детей, которые могли замёрзнуть или умереть иначе. Тут же стоят и их грешные матери, плачущие и глядящие на них. Мальчик видит здесь свою маму и испытывает счастье.

Краткое содержание

Глава 1. Мальчик с ручкой

Перед Рождеством рассказчику часто попадался на глаза бедно одетый шестилетний мальчик, который ходил «с ручкой» – «это технический термин, значит — просить милостыню». В отличие от более опытных попрошаек, он все еще доверчиво и наивно взирал на прохожих – «стало быть, лишь начинал профессию». Жизнь таких мальчиков совсем не похожа на сказку. Участь их весьма печальна, и в будущем они повторяют жизнь своих родителей, в которой есть место лишь беспробудному пьянству, воровству, разврату.

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Однажды утром, в канун Рождества, «в сыром и холодном подвале» проснулся маленький мальчик лет шести. Он мерз в своем халатике и страдал от голода, но не смел разбудить мать, спящую на тонкой постилке. Когда же ближе к вечеру он прикоснулся к ее лицу, то «подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена».

Мальчику стало страшно сидеть в темноте, и он вышел на улицу. Он заметил большое освещенное окно, за которым виднелась богато украшенная елка и нарядные дети, которые весело играли и танцевали. У мальчика так болели пальчики от холода, что он «заплакал и побежал дальше».

В другом окне он увидел барынь, которые раздавали всем вошедшим пироги. Мальчик также зашел к ним в дом, но его прогнали, сунув в руки копеечку. Монетка упала на пол и покатилась, а мальчик не мог «согнуть свои красные пальчики и придержать ее». Он остановился возле окна, за которым шло кукольное представление. Один из мальчиков в толпе пребольно ударил его по голове, и мальчик принялся бежать.

Он остановился лишь в подворотне, где спрятался за дровами. Впервые за долгое время ему стало тепло и хорошо, и вдруг почудилось, «что над ним запела его мама песенку». Мальчик услышал тихий голос, который приглашал его на елку. Неожиданно он увидел яркий свет, чудесную рождественскую елку и множество веселых нарядных детишек. Все они умерли в раннем возрасте и теперь, так же как и мальчик, были приглашены на «Христову елку».

Утром дворники нашли тело замерзшего мальчика, а вскоре отыскали и его мать, умершую чуть ранее, но «оба свиделись у Господа Бога в небе».

И что в итоге?

Мальчик — замерзает насмерть на улице, перед смертью ему привиделся яркий свет и рождественская ёлка.

Мать мальчика — умирает от холода в подвале.

Заключение

Печальный сюжет рассказа взят Достоевским из жизни, и его произведение учит состраданию, милосердию и душевной чуткости по отношению к ближним.

После ознакомления с кратким пересказом «Мальчика у Христа на Ёлке» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

https://youtube.com/watch?v=7MFQznqweOQ

Праздник на небесах

После того как ребенок покинул богатый дом, он остановился возле витрины магазина. На прилавке были расставлены удивительные куклы с механическим устройством внутри. Ребенок засмотрелся на игрушки и в этот момент с него силой содрали его халатик.

Сильный мороз вынудил его опять искать новое прибежище, в итоге он оказался во дворе. Мальчик спрятался за поленницей дров и задремал. Во сне ему мерещится теплый и красиво украшенный зал, в центре которого стоит огромная рождественская елка, а он водит вокруг нее хоровод. Вместе с ним кружатся прелестные ангелы, которые обнимают и целуют его.

На праздник к Христу пришла и мама главного героя, а также другие детки, у которых в земной жизни этой елки никогда не было.

Пересказ сказки на этом не заканчивается. С утра тело нищего мальчика находит в подворотне дворник. Ребенок умер, замерзнув на холодной улице, но этого наверняка бы не случилось, если бы люди вовремя оказали ему необходимую помощь.

Вот такой печальный, но душевный сюжет получился у романа «Мальчик у Христа на елке». Многие читатели по достоинству оценили сочинение Достоевского, в нем есть смысл, каждый отрывок пробуждает в человеке чувство сострадания, текст трогает до глубины души. Что касается критики, то книга получила множество хороших отзывов. Положительную оценку дали следующие издания:

  • «Петербургская газета»;
  • «Санкт-Петербургские ведомости».

Автор пишет свой рассказ, специально не называя имен главных действующих лиц. Его основная задача заключалась в том, чтобы показать, насколько важна тема человеческого равнодушия. Писатель призывает читателя стать добрее, отзывчивей и благороднее, не проходить мимо чужих бед и несчастий. Только тогда мир станет лучше.

2 вариант

Если верить истории, то произведение появилось в следствие того, что Федор Михайлович вместе со своей дочерью в канун нового 1876 года посетил Петербургский бал художников, а после в компании А. Кони побывал в колонии для малолетних преступников. В дни своих «путешествий» Ф. Достоевский встречал на улице мальчишку-попрошайку, который стал вдохновителем Федора Михайловича.

«Мальчик у Христа на елке» входит в сборник «Дневник писателя». Историю шестилетнего мальчика можно назвать трагической. История пришлась по душе критикам, считавшим рассказ шедевром, автору, часто читавшего эту историю на литературных вечерах, а также читателям.

Рассказ можно назвать уникальным, так как его жанр литературоведы определили как «святочный рассказ». Для подобного жанра характерны: описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе. Почти все элементы Федор Михайлович учел: действие происходит во время Святок (или Рождества), маленький мальчик, жизнь которого меняется. Единственное, что не соотносится со «святочным рассказом» — финал, который у Достоевского далеко не хороший.

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие  копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

«Мальчик у Христа на елке» — одно из произведений, в котором Федор Михайлович обращает внимания читателя на то, что равнодушие, совесть и ответственность людей важны. Людям необходимо заботится не только о себе, но и о других.

Основная идея

Первая часть произведения носит название «Мальчик с ручкой», она поделена на две главы. В них ведется повествование о разных ребятах. Общее между ними — это возраст и то, что они попрошайки.

И хотя оба подростка одинаково бедны, люди относятся к ним по-разному. Один из них пользуется большей симпатией, чем второй. Он отличается добрым нравом, порядочностью и честностью, несмотря на свое низкое положение. Позднее Христос вознаградит его за эти качества.

В самом начале писатель рассказывает о мальчишке, которого он часто встречал на зимней улице. Нищий был одет не по погоде, он стоял с вытянутой ладошкой и просил денег на пропитание. Автор поинтересовался, что он тут делает, а ребенок рассказал, что у него сильно заболела сестренка, поэтому ему приходится просить милостыню. На полученные средства он приобретет для нее лекарства.

Дальше рассказчик описывает еще несколько историй в этом же жанре, а также повествует о том, что в будущем произойдет в судьбе мальчишек. Некоторые из них станут преступниками. Он рассказывает о том, как живут дети из неблагополучных семей. Такое существование приводит к тому, что многие из них, вырастая, повторяют судьбу своих родителей, начинают злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни. Эта безрадостная картина и была описана Федором Михайловичем Достоевским в литературном сочинении.

Жанр и композиция

Жанр святочного произведения характерен для русской литературы. Рассказ «У Христа на ёлке» сюжетно перекликается с такими образцами этого жанра, как баллада немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Ёлка сироты» и знаменитая сказка Х. К. Андерсена «Девочка со спичками».

Основными признаками рождественского рассказа являются:

  • описание чудесного события, изменившего жизнь героя к лучшему;
  • присутствие среди героев маленького ребёнка как символа новорождённого Иисуса;
  • время действия — Рождество или Святки;
  • счастливый финал.

Практически все условия были соблюдены, кроме одного: у этой истории нет счастливого финала. Хоть герой и становится свидетелем чуда, побывав на Христовой ёлке, в реальности он умирает, как и его несчастная мать. Являясь преимущественно «взрослым» писателем, Достоевский не привык приукрашивать действительность. Тема нищего и обездоленного ребёнка, несущего свой крест в жестоком взрослом мире, прослеживается в его творчестве в произведениях «Бедные люди» и «Ёлка и свадьба». Он не отступает от неё в течение всей жизни.

Впрочем, в какой-то мере для самого мальчика конец действительно счастливый: он избавился от мучений и невзгод, холода и голода, был счастлив и увидел на небесах свою маму. Возможно, если бы он не умер, впоследствии его ожидала бы судьба малолетнего преступника.

Композиционно рассказ полностью построен на контрастах. Холодный и сырой подвал с мёртвой женщиной сменяется на городские улицы с красками огней, богатство и красота которых поражают детское воображение. Но очень скоро мальчик понимает, что от всего этого он отделён прочным стеклом. Куклы в витринах более живые, чем проходящие мимо люди с чёрствой душой.

Затем вновь контраст: ёлка у Христа, где мальчик чувствует себя своим, рядом такие же дети, Христос добр и отзывчив, а мать улыбается.

Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.

Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Автор рисует его потрет с использованием большого количества слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «пальчики», «ручки», «ножки» «картузик», «куколки». Благодаря этому приёму читатель ещё больше проникается симпатией к маленькому герою, видит его светлую натуру и беззащитность, погружается в мир детского восприятия, испытывает к нему сочувствие. Рассказчик тоже сопереживает персонажу на протяжении всей истории.

Уроки простоты и радости жизни

В рассказе подчеркивается значение простых, но важных моментов жизни. Мальчик наслаждается запахом елки, красотой огней и простотой праздника. Подобные простые моменты помогают нам сохранять радость и умиротворение в суете современной жизни.

Рассказ также учит нас ценить искреннее детское счастье. Мальчик радуется простым подаркам и радость его искрення, несмотря на отсутствие роскоши и изобилия. Это напоминает нам о том, что истинное счастье не зависит от материальных благ, а скорее от нашего отношения к жизни и умению оценивать простые радости вокруг нас.

Весь рассказ наполнен атмосферой радости и доброты. Рождество — это время, когда мы можем открыть свои сердца для окружающих, быть щедрыми и дружелюбными. Подобная атмосфера создает положительное влияние на нашу жизнь и нашу душу, помогая нам ощутить глубину и смысл Рождества.

  • Искать радость в простых вещах.
  • Ценить искреннее детское счастье.
  • Открывать сердце для окружающих.
  • Создавать атмосферу добра и радости.

Популярные сегодня темы

Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой

Павел Бажов известен — это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.

Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев

Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать

Смысл книги

Исследователи творчества писателя считают, что сюжет произведения автору навеяли сразу несколько событий. А именно полный счастья детский новогодний утренник, навевающее уныние посещение детской колонии и, наконец, случайно увиденный на улице нищий мальчик. Разительный контраст между веселым праздником и безысходностью нищеты лежит в основе данного произведения.

В первой части рассказа мальчик не упоминается. В ней Достоевский рассказывает о детях-побирушках, которых родители отправляют просить милостыню. Заработанные маленьким нищенкой гроши взрослые тут же пропивают.

Во второй части появляется главный персонаж. Достоевский умышленно не дает ему имени. Это абстрактный мальчик, коих в России того времени было без счета. В город из деревни приезжает женщина с ребенком. Не найдя себе пристанища, она оказывается в подвале, набитом подобными ей нищими и бездомными людьми. Здесь можно увидеть намек на пещеру, в которой родился младенец Христос. Мать умирает. Ее маленький сын остается один. Идти ему некуда.

Мальчик выходит на улицу. Перед ним огромный город, по всем признакам Петербург. Ночь перед Рождеством, во всех окнах свет, отовсюду доносятся радостные крики. Но бедному ребенку не до праздника. Возможно, он даже не понимает, что происходит. Мальчик очень замерз, поскольку на улице стоит трескучий мороз, к тому же бедняга чрезвычайно голоден.

Мальчик побрел по расцвеченной украшениями улице. За окном он увидел большую разукрашенную елку, вокруг которой бегали красивые веселые дети. Мальчик залюбовался невиданной доселе красотой. Но холод привел его в чувство. Малыш увидел в окне стол с пирогами. У стола сидели дамы и давали по куску пирога всем подходящим. Мальчик хотел зайти внутрь, но на пороге его остановили, дали копеечку и выставили вон. Пальцы ребенка так замерзли, что он смог удержать монетку – она выпала из рук и куда-то закатилась. На минуту мальчик остановился послушать старого скрипача. Ему даже стало весело. Но тут к нему подскочил злой подросток, сорвал с мальчика картузик, а самого его толкнул на землю. Бедняга забежал в какой-то двор и спрятался за поленницей.

Через какое-то время мальчик почувствовал, что ему становится хорошо. Перед ним возникла большая нарядная елка, вокруг которой веселились дети. Иногда они подбегали к мальчику и целовали его. Живая мама наблюдала за этим и улыбалась. Наконец, мальчик спросил у детей, кто они такие? Оказалось, что это ангелы, которые были детьми и умерли, так и не став взрослыми. В ночь перед рождеством Христос приглашает их на елку вместе с мамами.

…Наутро дворники нашли замерзшее тело маленького мальчика. Он уже живет другой счастливой жизнью, но не в этом мире.

Достоевский не собирался писать традиционный святочный рассказ. В свое произведение он хотел вложить мысль о неравенстве в обществе. Поэтому, намеренно используя в повествовании уменьшительно-ласкательные слова, он создает контраст между сверкающей слащавой рождественской оболочкой жизни и ее суровой изнанкой. Трагический финал рассказа показывает безысходность существования людей, выброшенных из колеи жизни.

Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом:

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними».

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.doc 46 КБ

Совсем один

Ребенок хотел есть. Напиться он смог, а еды не было. Он уже много раз пытался разбудить маму, но она не открывала глаза. Мальчик дотронулся до женщины, та была холодной. Ребенку стало жутко, он точно не понимал, что произошло, но чувствовал — ему холодно и страшно в этом темном подвале, где не зажигают света.

Малыш накинул свою легкую верхнюю одежду, которую автор называет халатиком, и вышел на улицу, она поразила его. Кругом было много огней, такого ребенок еще не видел. Там, откуда он прибыл, по вечерам на улице горел один тусклый фонарь, и все сидели после заката солнца в своих домах.

Здесь же было оживленное движение, ярким светом горели окна домов. В одном большом окне ребенок разглядел огромную рождественскую елку, на которой висели игрушки, яблоки. Гонимый чувством сильного голода, малыш открыл дверь в этот волшебный мир. Ведь через нее входило множество богатых гостей, приглашенных хозяевами большой елки на праздник. Но барыня замахала на него руками, сунула ребенку копеечку и прогнала. Малыш испугался, побежал и выронил мелочь.

Проблемы, основная мысль и идея

Произведение затрагивает проблемы бедности, социального неравенства, вопросы человеческого равнодушия и чёрствости. Пока все люди радовались празднованию Рождества, маленький мальчик страдал от голода и холода, не получая и крупицы тепла и сочувствия. В его трагической гибели в какой-то мере виноваты все персонажи: и блюститель порядка, отвернувшийся от него, и барыни, выгнавшие его из своего дома, и большой мальчишка, грубо отнявший у него картуз. Никто не замечал его горя либо не хотел замечать, нарочно закрывая глаза на недостатки этого мира в лице нищих.

В читательский дневник можно записать главную мысль: необходимо быть милосердным и сострадательным, внимательным к близким и даже к простым прохожим.

Незначительная доброта способна спасти жизнь. К примеру, если бы барыня позволила мальчику немного погреться в тёплом доме и угостила его пирожком, ему стало бы намного лучше. Но она всего лишь дала ему копейку, да и то не из жалости, а лишь бы он ушёл поскорее, чтобы не портил идеальную картину её дома своим видом.

Кроме того, идея произведения заключается в демонстрации несправедливости жестокого мира. Ни в чём не повинные дети часто становятся заложниками ситуации и жертвами грехов своих родителей, бросающих их на произвол судьбы.

Автор пишет во вступлении к рассказу: хоть он и сочинил эту историю, ему мерещится, что где-то это на самом деле случилось.

Приложение

Приложение № 1

Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».

В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.

Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.

Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.

Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.

Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня — пусть самого маленького — уголка?

Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»

Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.

Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.

«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»

Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.

Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!

«Я — Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, — таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.

Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.

Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».

Ребенок-Христос указал рукой на небо — там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.

О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!

Он почувствовал себя как о сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.

Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Все эти случаи произвели настолько сильное впечатление на автора, что легли в основу его святочного рассказа. Он был опубликован вместе с другими материалами о «русских теперешних детях» в выпуске «Дневника писателя» за январь. На страницах издания Достоевский намеревался рассказать читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами и о сиротах, о детях на ёлках и без ёлок, о малолетних преступниках».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: