Краткий анализ
Год написания – 1959.
История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950–1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.
Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.
Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключённого, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.
Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.
Направление – Реализм.
«Где вся правда написана»
12 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а спустя неделю Хрущёв объявил об этом решении Твардовскому. Наконец, 18 ноября вышел 11-й номер «Нового мира», в котором был напечатан «Один день Ивана Денисовича».
Журнал вышел тиражом 96 тыс. экземпляров, но уже очень скоро было принято решение допечатать ещё 25 тыс. Правда, и этого оказалось мало: произведение перепечатывали на машинках, переписывали от руки, рассказывали друзьям и знакомым.
Очень скоро весть о публикации облетела весь мир.
- Американское издание повести «Один день Ивана Денисовича»
Солженицын стал знаменитостью, к которой потоком поступали письма читателей. «Когда напечатался «Иван Денисович», то со всей России как взорвались письма ко мне, и в письмах люди писали, что они пережили, что у кого было. Или настаивали встретиться со мной и рассказать, и я стал встречаться. Все просили меня, автора первой лагерной повести, писать ещё, ещё, описать весь этот лагерный мир. Они несли и несли мне недостающий материал. <…> Так я собрал неописуемый материал, который в Советском Союзе и собрать нельзя, — только благодаря «Ивану Денисовичу». Так что он стал как пьедесталом для «Архипелага ГУЛАГа», — вспоминал Солженицын в одном из интервью.
После отставки Хрущёва, в годы застоя, произведение Солженицына начали подвергать критике. В 1974 году писателя выслали из России, и все его произведения, изданные в СССР, в том числе «Один день Ивана Денисовича», были изъяты из советских библиотек.
Лишь с 1990 года этот рассказ снова стали печатать на родине Александра Солженицына.
Один день Ивана Денисовича. Анализ рассказа, план
Изучая в школе писателей и их творчество, понимаем, многие из них не хотели и не могли умалчивать о происходящих событиях времени, в котором они жили. Каждый пытался донести до читателей правду и свое видение действительности. Они хотели, чтобы мы могли узнать все стороны жизни в их время, и сделали правильные для себя выводы. Одним из таких писателей, кто высказывал свою позицию гражданина, несмотря на тоталитарный режим, был Солженицын. Не молчал писатель, создавая свои произведения. Среди них и рассказ Солженицына Один день Ивана Денисовича, чей анализ кратко мы сделаем ниже.
Один день Ивана Денисовича анализ произведения
Анализируя работу автора, мы видим разные поднятые проблемы. Это политические и социальные вопросы, этические и философские проблемы, а главное, в данном произведении автор поднимает запретную тему лагерей, куда попадали миллионы, и где влачили свое существования, отсиживая свой срок.
Так в лагерь попал и главный герой Шухов Иван Денисович. В свое время, воюя за Родину, он попал в плен к немцам, а когда бежал, попал в руки своих. Теперь ему приходится жить в заключении, отбывая срок на каторжных работах, так как герой обвинен в измене Родине. Десятилетний срок в лагере тянется медленно и монотонно. Но чтобы понять быт и жизнь заключенных, где они предоставлены сами себе только во время сна, завтрака, обеда и ужина, достаточно рассмотреть только один день от раннего утра до позднего вечера. Одного дня достаточно, чтобы познакомиться с установленными в лагере законами и порядками.
Повесть Один день Ивана Денисовича — это небольшое произведение, написанное на понятном простом языке, без метафор и сравнений. Рассказ написан языком простого заключенного, поэтому можем встретить блатные слова, какими выражаются заключенные. Автор в своем произведении знакомит читателей с судьбой узника сталинского лагеря. Вот только, описывая один день конкретной личности, автор ведает нам о судьбе русских людей, что стали жертвами сталинского террора.
Герои произведения
Работа Солженицына Один день Ивана Денисовича знакомит нас с разными персонажами. Среди них главный герой — простой крестьянин, солдат что попал в плен, а позже бежал из него, чтобы попасть в лагерь. Это было достаточной причиной, чтобы обвинить его в предательстве. Иван Денисович добрый, трудолюбивый, спокойный и жизнестойкий человек. Описаны в рассказе и другие герои. Все они ведут себя достойно, ими всеми, как и поведением главного героя, можно восхищаться. Так мы знакомимся с Гопчиком, с Алешкой — баптистом, с бригадиром Тюриным, с Буйновским, с кинорежиссером Цезарем Марковичем. Однако есть и такие персонажи, которыми сложно восхищаться. Их осуждает и главный герой. Это такие, как Пантелеев, что находится в лагере, дабы стучать на кого-то.
Рассказ ведется от третьего лица и читается на одном дыхании, где мы понимаем, что большая часть заключенных не поддалась процессу расчеловечивания и оставалась даже в условиях лагерной жизни людьми.
План
1. Иван Денисович — государственный преступник.
2. Иван и его мысли о войне, о немецком плене, о побеге и о том, как попадает он в концлагерь.
3. Герой вспоминает деревню. Его мысли о том, почему никто ничего не пересылает герою.
4. Автор знакомит с персонажами и их образами.
5. Подробное описание всех деталей жизни в лагере за один день.
6. Описанная картина — удачный день героя.
Краткий анализ
Год написания – 1959.
История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950–1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.
Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.
Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключённого, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.
Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.
Краткий анализ
Год написания
— 1959.
История создания
— Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950-1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.
Тема
— В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.
Композиция
— А. И. Солженицын описал один день из жизни заключенного, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение — сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.
Жанр
— Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.
Направление
— Реализм.
Анализ произведения 3
Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.
Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.
Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.
Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.
За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.
Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.
После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.
История создания
Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нём. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.
для самых компанейских —
А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края героя, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.
Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время он был хитёр в бытовом плане. Внутренний стержень помог ему выжить.
Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алёше-баптисте, который под давлением условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.
Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа
Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам
Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, хочет, чтобы потомки не совершали таких ошибок.
Выживание в тюрьме
Такая судьба, с вытекающими из неё трудностями, послужила толчком для написания серий автобиографичных рассказов. Читая эту повесть, можно удивиться тому, насколько детальное описание тюремной жизни удалось сделать автору. Невольно происходит полное погружение в эту атмосферу и, кажется, что сам присутствуешь при событиях и тенью сопровождаешь каждое действие героя. Как правило, в любой художественной вещи доля вымысла превалирует над правдивым отображением фактов. Эта история Солженицына является исключением, т. к. во время чтения нельзя не прийти к мысли, что фундаментом всей композиции послужил пережитый человеком опыт.
Есть несколько подсказок, которые указывают на реальность описываемого в произведении. К ним относятся:
- лексические особенности диалогов;
- правдоподобность сцен и переживаний;
- упоминание и разъяснение тюремных терминов и названий.
Всё это говорит о том, что автор сам пережил описываемое, о чём он и не потрудился признаться в своём предисловии. Вот почему жанр таких рассказов, которые основаны на реальных событиях, особенно интересен, потому что каждая сцена в них пропитана духом жизни. Сравнение гнетущих условий существования и навалившихся на героя (-ев) проблем со своим образом жизни приводит к тому, что по-новому начинаешь видеть собственные трудности, ведь их тяжесть уже перестаёт казаться такой радикальной и несносной.
Недоедание и тяжкий труд
Автор «Один день из жизни Ивана Денисовича» очень подробно описал всю тяжесть голода. Ограниченная пайка хлеба (дневная норма) никогда не удовлетворяла полностью потребность в пище и герою то и дело приходилось как-то вертеться и выбивать себе лишнее. Его отношение к еде было очень бережливым; он часто экономил хлебные корки, не съедая их полностью в столовой и оставляя про запас, пряча под подушку. Кроме того, наряду с этим все заключённые трудились изо дня в день на лютом морозе в дрянных валенках и лёгких шубах.
Озябшие под вечер и голодные, они с нетерпением шли к своей базе и мечтали только о том, чтобы попить так называемую баланду. Пусть отвратную и малопитательную, но всё же она была горячей. Поэтому по душе всякий раз тревожно било, когда происходили задержки на объекте из-за какого-нибудь инцидента или в результате долгой постройки их группы. Они боялись, что по приходу к столовой вся еда уже будет остывшей и её уже не будет никакого смысла есть. К слову сказать, сильные морозы значительно осложняли жизнь всех зэков, их выгоняли на строительство объекта в любую погоду.
Жизненная хватка
Спасало Ивана Денисовича то, что он мог по-настоящему увлекаться своей работой и за ней не чувствовать голода и холода. По приходу на место он азартно принимался за кирпичную кладку и так разгорался, что сам начинал организовывать рабочий процесс, отдавать команды и руководить действиями своих подсобников.
Он также не упускал возможности лишний раз подзаработать в тюремных стенах, выполняя различные поручения старшины или так называемых блатных, обеспеченных зэков. Не чурался он делать следующее:
- чистить ботинки надзирателей;
- мыть полы;
- воровать папиросы.
Таким образом, он доставал себе лишнюю долю хлеба. Иногда ему удавалось выудить у сокамерника часть гостинца, обменяв его на сигареты. Гибкость поведения в таких условиях, безусловно, является преимуществом для человека. Он способен чуточку облегчить себе жизнь даже в самой безнадёжной ситуации, потому что обладает достаточной ловкостью.
Главные герои
А. И. Солженицын по настоянию редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ
В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объём, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвлённая. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь
В этом рассказе Александра Исаевича Солженицына показана самая «обычная» жизнь сталинского лагеря начала 1950-х годов. Главное для героя — русского мужика Ивана Денисовича Шухова — не «просто» выжить в жестоких условиях лагеря, но и сохранять чувство собственного достоинства, и осмысленность даже такого существования.
Основная мысль. обосрать советский строй. Солженицын лукавит в цифрах, да и фамилия у него походящая.
О беспредельном терпении русского народа. Только два человека не ломаются и сопротивляются : Алеша и кавторанг, все остальные приспособились и терпят.
Солженицын показывает, что в каких бы условиях не оказался человек, у него всегда будет шанс на то, чтобы им оставаться до конца. Понять и простить можно все, но только перед самим собой может быть стыдно. Стыдно, что мог, а не делал, что имел права молчать, а говорил…
Наверное, и это относится к главной мысли рассказа Солженицына. Ведь на примере поведения одного человека, сопоставляя его с другими заключенными, автор заставляет читателя задуматься о жизни сделать соответствующие выводы. Мир, в котором жили люди после войны, практически ничем не отличается от настоящего, поэтому данный рассказ очень актуален и сегодня.
Мысли, которые вложил автор в произведение, чувства и эмоции были ему не чужды. Он сам прошел через многое из того, что описал в рассказе. Он навсегда выбрал свой жизненный путь и никогда больше не искал унизительных альтернатив.
Задумка о написании рассказа «Один день Ивана Денисовича» появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении. Изначально рассказ планировался под названием — «лагерный номер писателя».
Главный персонаж Иван Денисович был создан, как собирательный образ. В целом его поведение имеет схожесть с солдатом Шуховым, который во время Великой Отечественной войны воевал в одной батарее с Солженицыным. В герое также воплотились разные черты других заключённых, с которыми приходилось общаться автору.
Сам автор свое произведение отнес к жанру рассказа, но во время издания в «Новом мире» оно было представлено как повесть. Ориентируясь на объем, произведение можно отнести к повести, но время, в которое ведётся действие и количество представленных героев, повести не соответствует.
Направление, к которому относится данное произведение, реализм. Исходя из названия можно догадаться, что читателю показан один день жизни человека, находящегося под стражей. Образ вобрал в себя не только повадки заключённого, но и человека не имеющего свободы при советском режиме.
Выход рассказа совершил открытие для советского человека темы, которая была под запретом — жизнь тех, кто оказался в лагере.
Рассказ поднимает целый ряд проблем связанных со свободой и человеческой личностью, справедливостью наказания и взаимоотношением людей.
Автор затрагивает проблему маленького человека. Цель лагерей в советском союзе была сделать человека винтиком в крупном механизме. Идёт обобщение всей страны в образе большого лагерного барака.
Писатель показывает полный день проведенный обычным заключённым. Посредством рассуждения и воспоминаний главного героя читателю удается узнать все о жизни зэка. День, который в понимании Ивана Денисовича считается счастливым даёт возможность читателю догадываться, каким же тогда будет несчастный день.
В произведении сняты все языковые ограничения. Жаргон заключённых представлен в полном виде (шмон, зэк, шерстить).
Повествование ведётся от третьего лица. Читателю предоставляется возможность наблюдать со стороны, как проходит день зэка.
Автор убедительно показывает на сколько может быть ужасен человек, который имеет власть над другим. Но никто из них не задумывается над тем, что от свободы до заключения при тоталитарном режиме — один шаг.
Как ссылка в лагерь повлияла на Солженицына?
В самом начале творческого пути, Солженицын пытался затрагивать довольно щепетильные темы, как Первая мировая война или революция. Участвуя в Великой Отечественной войне, он неоднократно осуждал не только личность Сталина, но и коммунистический режим. Он активно сравнивал его с крепостничеством. Из-за этого в дальнейшем Солженицына сошлют на 10 лет. Будучи в лагере, писатель будет больше убеждаться в антикоммунистических настроениях. В 1974 году из-за выхода скандальной книги «Архипелаг ГУЛАГ», рассказывающая о каторжных работах людей в советских лагерях, ему пришлось эмигрировать в другую страну. Только спустя 20 лет, в 1994 году, Солженицын смог вернуться на Родину. Большинство произведений автора были основаны на реальных событиях, личных наблюдениях и воспоминаниях о лагери и судьбах простых людей.
Композиция
Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.
Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.
Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.
Анализ произведения 3
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набегало…»
Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.
Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.
Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.
Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.
За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.
Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.
Рассказ написан простым языком, присущим главному герою. Здесь есть место юмору (Шухов «… выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство») и даже поэзии: «Старый месяц Бог на звезды крошит. Звезды те от времени падают, пополнять нужно».
После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.
Речевой образ Ивана Денисовича
Иван Денисович, как бывший политический заключенный, обладает особым стилем речи, который отражает его характер и опыт жизни в тюрьме. Его речь проста, но одновременно проникнута глубокой мудростью и иронией.
Солженицын изображает Ивана Денисовича как тихого, но настойчивого человека, который говорит по существу и умеет донести свои мысли до слушателя. Иван Денисович не тратит слова на пустое болтовню и излишние подробности. Его речь пронизана правдивостью и откровенностью.
В процессе чтения рассказа можно заметить, как Иван Денисович использует эмоционально окрашенные выражения и метафоры для описания своих переживаний. Однако, он всегда остается открытым и искренним.
Речевой образ Ивана Денисовича позволяет читателю лучше понять его внутренний мир и переживания, а также увидеть сложности и несправедливость жизни политического заключенного в тот период истории.
Языковые особенности персонажа
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына проблемы переносит на страницы текста через использование языковых особенностей главного героя, Ивана Денисовича.
Иван Денисович является типичным представителем простого сибирского человека, и его речь отражает эту принадлежность. Во-первых, персонаж часто использует живописные иллюстрации, заменяющие более сложные и точные описания. Он описывает солнце как «краснокаменное», оленей как «сырые», а капусту в супе как «тонколистую». Это свидетельствует о его привязанности к простой и непосредственной реальности.
Кроме того, в речи Ивана Денисовича много повторяющихся выражений и слов. Он часто использует слово «так». Например, он говорит: «Так думай, Иван Денисович!» или «Так и быть!» Это придает его речи простоту и интуитивность.
Наконец, Иван Денисович отличается терпкой и выразительной речью. Он использует много образных выражений и колоритных слов, чтобы описать свои мысли и ощущения. Например, он говорит: «Аж глаз выпучился», «Ребята-тюремные», «Горит как огонь». Это придает его речи живость и неповторимость.
Главная идея рассказа «Один день Ивана Денисовича»
В своём произведении А.И. Солженицын воссоздает основную картину жизни той России, когда люди были обречены на невероятные муки и лишения. Перед нами открывается целая галерея образов, которые олицетворяют собой судьбу миллионов советских граждан, вынужденных за верную службу, усердный и старательный труд, веру в государство и следование идеологии расплачиваться лишением свободы в ужасных концлагерях, разбросанных по всей стране.
В небольшом рассказе предельно точно раскрыт перечень несправедливостей государственной системы. Например, Ермолаев и Клевшин прошли все тяготы войны, плен, работали в подполье, а в качестве награды получили по 10 лет тюремного срока. Гопчик – молодой юноша, которому недавно исполнилось 16 лет, становится доказательством того, что репрессии равнодушны даже к детям. Не менее показательными оказываются и образы Алешки, Буйновского, Павла, Цезаря Марковича и других.
Произведение Солженицына пропитано скрытой, но злой иронией, обличающей оборотную сторону жизни советской страны. Писатель затронул важную и актуальную проблему, которая всё это время была под запретом. Вместе с тем, рассказ пропитан верой в русского человека, его дух и волю. Осудив бесчеловечную систему, Александр Исаевич создал подлинный реалистичный характер своего героя, который способен с достоинством выдержать все мучения и не потерять человечность.
5
(100%) 1
vote
Основная информация об произведении
А.И. Солженицын написал рассказ в 1959 году, хотя идея и задумка произведения родились в 1950 году. На тот момент он пребывал в лагере на севере Казахстана. Только спустя 9 лет автор смог перенести свои мысли на бумагу. Рассказ был написан в городе Рязань. Основная тема произведения развивается на фоне лагерной жизни политзаключенных, а также жертв несправедливого режима правления Сталина.
Композиция автора заключалась в описания одного дня из жизни заключенных. Солженицын четко передал режимность проживания посредством временных рамок в виде дня и ночи, которые олицетворяли подъем и отбой. Произведение Солженицына – это смесь рассказов, философских размышлений, раздумий, в котором главное маленькие детали, придающие краски и смысл всему происходящему.
Следует уделить внимание жанру произведения. Перед самой публикацией рассказа, редактор неоднократно советовал Солженицыну сделать произведение повестью
Автор, конечно же, прислушался к нему, ведь основное направление – реализм, на который делается особый акцент.
Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Статьи
Среднее общее образование
Литература
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» стал литературным дебютом писателя Александра Солженицына. А также вызвал крайне неоднозначную реакцию у читателей: от похвалы до критики. Сегодня мы вспомним историю создания этого произведения и анализируем её ключевые особенности.
15 июня 2018
Во время пребывания в исправительно-трудовом лагере, в котором Солженицын отбывал срок наказания по статье 58 УК РСФСР, у него зародилась идея рассказа, описывающего неимоверно трудную жизнь заключенного. В этом рассказе один лагерный день, а в нем вся жизнь в нечеловеческих условиях одного среднего, ничем не примечательного человека. Тяжелый физический труд помимо физического истощения вызывал истощение духовное, убивал всю внутреннюю жизнь человеческой личности. У заключенных оставался лишь инстинкт выживания. Солженицын хотел ответить на вопрос, что позволяет человеку остаться человеком в условиях насилия над телом и духом его. Этот замысел автору не давал покоя, но возможности писать в лагере, естественно, не было. Только лишь после реабилитации, в 1959 году, Солженицын написал этот рассказ. |
Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник. Часть 2
Купить
С публикацией рассказа Солженицыну помог его приятель и бывший сокамерник по спецтюрьме МВД «НИИ Связи» литературовед Л. З. Копелев. Благодаря своим связям, Копелев передает рукопись рассказа тогдашнему главному редактору литературного журнала «Новый мир» Александру Твардовскому. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» — таким было первое впечатление Твардовского об авторе. Вскоре, журнал добивается разрешения на публикацию рассказа «Один день…». Предвосхищая успех рассказа, А. А. Ахматова спросила Солженицына: «Знаете ли вы, что через месяц вы будете самым знаменитым человеком на земном шаре?» И он ответил: «Знаю. Но это будет недолго». Когда в конце 1962 года произведение было опубликовано, вся читающая публика была ошеломлена рассказом-откровением о бесчеловечности советской системы. |
Читатель смотрит на мир лагерной жизни глазами простого мужика, крестьянина Ивана Денисовича Шухова. Семьянин — жена, две дочери, до войны он жил в небольшой деревеньке Темгенёво, где и работал в местном колхозе. Любопытно, что на протяжении повествования у Шухова не возникает воспоминаний о своем прошлом — последние оказались просто-напросто вытравлены в нём тюремным режимом. Попадает Шухов и на войну: боевое ранение, потом госпиталь, из которого он сбегает на фронт раньше положенного, снова война, окружение, немецкий плен, побег. Но вернувшегося из плена Шухова арестовывают как подельника нацистов. Соответственно, ему грозит срок за пособничество оккупантам. Так Шухов и оказывается в лагере. |
В рассказе изображена целая вереница характеров заключенных, которая представляет собой срез современного Солженицыну общественного строя: военные, рабочие, люди искусства, представители религии. Все эти персонажи пользуются авторской симпатией, в отличие от тюремных надзирателей и персонала, которых автор не стесняется называть «придурками» и «лакеями». Солженицын подчеркивает нравственный аспект характеров заключенных, раскрывается это в сценах споров, столкновений героев и показывает сложные взаимоотношения узников. Ещё одной особенностью является то, что персонажи наделены своими неповторимыми портретными чертами, которые раскрывают внутреннюю сторону человека. Солженицын не даёт подробного, развёрнутого портрета Ивана Денисовича, но по его высказыванию существенными чертами характера героя являются отзывчивость и способность к состраданию. |
Неизвестный Солженицын. Гений первого плевка…
Купить
Шухов даже в самых драматических ситуациях продолжает быть человеком с душой и сердцем, верит, что когда-нибудь справедливость вновь восторжествует. Автор много рассуждает о народе и его инстинкте нравственного сохранения в деморализующих условиях лагеря. Солженицын словно говорит: есть в каждом из нас то нетленное, что никакое зло до конца не истребит. В самых тяжких и ужасающих условиях жизни людям удаётся сохранить своё человеческое достоинство, доброту к людям, терпимость и внутреннюю свободу. Один день из лагерной жизни, описанный автором во всех мельчайших подробностях, становится днем из жизни всей страны, символизирует собой исторический этап — время тотального государственного насилия, и бросает ему смелый вызов. |