Сестрица Аленушка. Сказочные герои
Сестрица Аленушка
Очень хорошая девочка. Много страдает. Иногда бывает из крестьянской семьи, иногда из царской. Обычно у нее есть непослушный младший брат Иванушка. Родители у нее в самой начале сказки сразу умирают, но царицей она почему-то не становится. Наверное, слишком маленькая, и детям приходится идти на все четыре стороны. По дороге происходит несчастье: Иванушка, не послушав Аленушки, пьет из лужи и превращается в козленочка. В таком положении их находит один неженатый Царь (смотри Царь). Он сразу же влюбляется и женится на Аленушке. И так бы они и жили счастливо все трое: муж, жена и козленочек, но тут откуда ни возьмись появляется Ведьма (смотри Ведьма). Скорее всего она сама хочет выйти замуж за Царя, поэтому наводит на Аленушку порчу. Та хиреет и чахнет на глазах.
А потом эта колдунья под видом знахарки (это такой врач, который лечит традиционными народными средствами) приходит к ней и обещает вылечить. Привела Ведьма Аленушку к морю, привязала ей камень на шею и бросила в воду. Вот и все лечение.
Сама же Ведьма обернулась Аленушкой и пошла в царские покои. Но все закончилось хорошо; Козленочек в конце концов привел Царя к морю, Аленушка всплыла, Царь снял с ее шеи камень и повел в царский дворец. А злую ведьму сожгли на костре. «После того Царь с Царицею и Козленочком стали жить да поживать, да добра наживать».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Следующая глава >
Жених
Жених – наш дух,- уехал далеко – мы не слышим в себе голос духа, а ведьма – все наши животные земные страсти, темная часть нашей души, утопила чистоту души в грехах. Они, как тяжелый камень на шее, не дают ей вздохнуть свободно. Духу — жениху, служитель – наш ангел хранитель, рассказал о рыдании козленочка и о стонах души под гнетом грехов, и дух спас душу и тело (сильный дух спасает расслабленное тело). Все три тела человека соединились в одно гармоничное целое. Когда мы делаем, как чувствуем, чувствуем как мыслим, а мыслим в согласии со своей со-вестью, мы счастливы!
И в сказке счастливый конец: «и зажили они все вместе счастливо и лучше прежнего»!
То, что видит юродивый и не видит обычный человек – «фальшивая Алёнушка»
Как известно из сказки, некая ведьма позавидовала счастью благочестивых людей, сманила молодую жену купаться на пруд, положила её околдованную на дно пруда, а сама, «обернувшись Алёнушкой», пришла в дом к купцу под видом жены.
Во всём дому только один козлёночек-брат ясно увидел, что перед ним не настоящая сестра-Алёнушка, а – ведьма, оборотень. Даже молодой муж-купец ничуть не сомневался, что перед ним его «Алёна».
Мотив «духовной слепоты» очей обычного человека и «особого зрения», присущего всем зверям хорошо известен в культуре.
Иванушка – полузверь – полуюродивый. Он – вне социума, поэтому он смотрит с другого ракурса и многое видит, видит то, чего «жертвы социума», живущие в нём ежедневно, не замечают в упор.
Прислуге в доме, очевидно, было не до разглядывания Алёнушки – ни до, ни после подмены. Они увидели женщину в знакомых нарядах, увидели, что она ведёт себя обычно и побежали по своим делам дальше.
Молодой муж тоже мыслил стереотипно и весь день был занят своими делами, ему было не до подозрений.
И даже когда ведьма приказала зарезать козлёночка, муж хоть и сильно опечалился, но не удивился и не «заподозрил».
Возможно, сработал «мужской» стереотип несерьёзного отношения к женщине: «Известно, – баба! Капризничает. Может, беременна?»
И только один братец-Иванушка, насквозь пропитанный и вскормленный Любовью сестры, как самым важным для человека ресурсом, с которым можно и горы свернуть, не оказался обманут!
Мужу Алёнушка ещё просто не успела подарить ТАКУЮ любовь, какую уже долго дарила братцу-Иванушке.
Ведь с купцом она ещё не съела три пуда соли и не пережила ничего серьёзного. А вот с братом и родителей похоронила, и второе горе пережила…
Иванушка знал «частоты» настоящей Любви и, не уловив их в роковой день подмены, понял, что перед ним – жалкий фальшивый оборотень в платье и с лицом Алёны.
Вот это и есть самое важное в сказке…. Остались детали
Делом пяти минут уже было слугам проследить, куда бегает козлёночек и подслушать, как он плачет сестре, лежащей на дне прудка.
Если бы в доме не было «животного с вещими глазами» (он же – «юродивый» (уродивый), который, как мы знаем, вне социума), то план ведьмы бы удался! Алёна так и осталась бы лежать в пруду, а ведьма командовать в купеческом доме.
Предположим, что Иванушка не превратился бы в козлёночка, а был бы ладным, смышлёным, пригожим парнишкой – гордостью сестры и просто «рядовым» человеком.
Скорее всего, в тот момент, когда с сестрою произошла беда, в доме бы его просто не оказалось! Дела, знаете ли, дела… У всех свои дела… Учёба. Торговал бы он в тот момент тканями в лавке, учился бы ремеслу купеческому.
Только у жалкого козлёночка «дел не было» и не могло быть. И поэтому, и только поэтому Алёнушка была спасена. У самого бесполезного члена социума нашлось время посмотреть на мир без спешки…
Вот какой чудесный архетип, какая «притча о вознаграждённом милосердии сильного по отношению к слабому» эта старая русская сказка!
Но и это ещё не всё…
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» как прививка против фашистской идеологии и дурно понятого «ницшеанства»
Древняя сказка прямо учит братьев и сестёр проблемных сиблингов: «Если вы будете заботиться о своём слабом и непутёвом брате – вы обязательно получите награду».
Причём награду не на «небе», а прямо здесь, на земле!
Грубо говоря – ваш «никчёмный», больной брат (сестра) могут оказаться тем единственным человеком, который в безнадёжной, критической ситуации сможет прийти к вам на помощь и спасти вам вашу же жизнь!
Но это случится только при одном условии: вы действительно станете заботиться о нём, искренне любить его, не стыдиться его пред другими людьми, станете ему поистине «родным» человеком.
В России издавна существовала традиция: очень часто старшая сестра становилась крёстной матерью одного из самых своих младших братьев или сестёр.
Становясь «крёстной», она конечно же не была ею «формально»! Вообще, по традиции, именно старшая сестра психологически заменяла младшим мать и брала на себя часть или все бытовые функции родной матери.
Именно это отражение старой культурной традиции русских мы и видим и в сказке.
Что же происходит в её сюжете?
Иванушка демонстрирует непослушание, нездравомыслие, тягу к запретному. В итоге он вообще превращается в козлёночка – в «нечистого» животного, которое стыдно показать людям, да ещё и представлять его не краснея как своего родственника.
Читая сказку детям, обязательно обращайте максимум внимания на эту психологическую деталь! Алёнушке не было стыдно, что у неё такой брат!
Если Алёнушка не постыдилась сказать богатому купцу, который к ней сватался: «Да, но у меня есть брат, посмотри – какой он, и он будет жить с нами», то не подвиг ли совершила она?!.
Нет! Это была рядовая добродетель сильной и здоровой «сестры-матери», добродетель, которая сегодня выглядит уже как подвиг.
Может быть и тогда бы нашёлся купец, что сказал бы: «Иди отсюда вместе со своим братом-идиотом или сдай его в дом престарелых», но… зачем Алёнушке такой муж в долгую жизненную дорогу?..
Может и тогда нашлась бы Алёнушка, которая встретив купца, прогнала бы от себя козлёночка-братца из страха, но… про таких «алёнушек» сказки не пишут и в пример их никому не ставят.
Алёнушка и Купец были хорошей парой: они не стеснялись того, что в их доме живёт «братец-урод».
Они искренне и просто, без натуги, без ощущения «подвига» и без блогов в Интернете любили его. И он любил их.
Заметьте: Алёнушка ни разу не упрекнула брата ещё и в том, что «таким» он стал по своей собственной вине!
Обращайте внимание вашего клиента (ребёнка) и на эту важную психологическую деталь правильного отношения к непутёвому сиблингу.
Но вот пришла Ведьма. И только тогда наступил час, когда все поняли, зачем нужен был козлёночек… Видите: даже от ведьм бывает прок! Ведь только в роковые моменты всё становится на свои места и мы начинаем жить не по лжи.
Заслуга Васнецова
Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей:
- Алёнушка бедно одета;
- на ногах нет обуви;
- водная гладь очень тёмная и мрачная.
В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство.
Сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка читать с иллюстрациями
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо.
Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя!Выплынь, выплынь на бережок.Костры горят высокие,Котлы кипят чугунные,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!Тяжёл камень на дно тянет,Шелкова трава ноги спутала,Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.Костры горят высокие,Котлы кипят чугунные,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка!Тяжел камень на дно тянет,Шелкова трава ноги спутала,Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Страница (ы) 49 — 50. Сказка «Сивка-бурка»
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иван совсем не прост. Он довольно умен и находчив. Иван ловкий, проворный и храбрый, а его братья – глупые и завистливые. Ивану удавалось долго водить их за нос и скрывать то, что на самом деле тот самый молодец — это он и есть.
Доброта, смелость, упорство, находчивость, умение исполнять порученное дело.
Эти черты характера и стали залогом счастья Ивана. Наглядными примерами является достижение целей героя: сначала он поймал волшебного коня, а потом еще добрался до желанного окна.
Пересказ:
Иван вызвал к себе Сивку-бурку, залез ему в одно ухо и вылез из другого красавцем. Он сел на коня, помчался к царскому дворцу. Подпрыгнул конь и допрыгнул до самого окна царевны. Иван поцеловал ее и снял с ее пальца кольцо.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Почему Ивана называли «дурачок»?Сколько у Ивана было братьев?Кто истоптал поле?Кто помогал Ивану? Опиши его, что в нем особенного?Какой персонаж тебе больше всего понравился?Как звали невесту Иванушки-дурачка?Чем тебе запомнились братья Ивана?Какие главные черты характера братьев?Чем закончилась сказка?
Страница (ы) 38 — 39. Сказка «Иван Царевич и Серый волк»
Картина Васнецова реалистичная, похожа на фотографию. Все детали прорисованы, использованы естественные, натуральные цвета, мягкие оттенки, как в жизни. Они создают спокойное настроение.
Иллюстрации Билибина ярче, четче, сказочнее. Они менее реалистичны, чем картина Васнецова. Сразу понятно, что эта картинка нарисована к сказке. Они создают приподнятое настроение.
3. Что можно сказать о братьях — царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?
Братья царевичи злые, коварные, подлые и завистливые. Они из зависти пошли на убийство своего брата, отняли у него его добро.
5. Что необычного в изображении серого волка?
Сказочному серому волку присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять смекалку и хитрость. Он умеет превращаться во что ни пожелает и очень быстро бегать.
6. Почему Иван-царевич забыл наказ серого волка? Простил ли волк героя? Почему?
Иван-царевич забыл наказ волка, потому что соблазнился богатствами и не подумал о последствиях. Но волк простил героя. Он понимал, что у людей есть слабости, но ведь в то же время Иван добрый и отзывчивый, а эти качества компенсируют его недальновидность и простоту. К тому же волк был виноват перед Иваном, что съел его лошадь, и хотел загладить свою вину.
Сначала волк превратился в Елену Прекрасную. Таким образом был обманут Кусман. Потом он превратился в коня. Так волк обхитрил Афрона.
Иван-царевич не смог бы добыть Жар-птицу без помощи серого волка, потому что только благодаря его скорости удалось добраться до царства Афрона, а благодаря превращениям удавалось подменить Елену и коня. Хотя, превращения могли бы и не понадобиться, если бы Иван послушался волка и не трогал бы клетку. Еще волк оживил Ивана.
8. Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.
Иван-царевич завладел Жар-птицей хитростью и смекалкой. Братья Ивана украли Жар-птицу подло и жестоко, убив родного брата.
11. Подумай и объясни, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей.
В 1-й части я узнал о том, что Иван был самым честным из братьев. Он ответственно отнесся к приказу царя и выполнил его.2-я часть раскрывает такие черты характера Ивана, как простодушие, непослушание, забывчивость.3-я часть показывает целеустремленность Ивана.
12. Каким был Иван-царевич? Опиши его.
Иван был простым, добрым, но слабохарактерным. Он поддался на соблазн, но потом сожалел об этом. Ивану не свойственна подлость. Но главное, что Иван был добрым и благородным героем.
13. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.
Иван – воплощение добра, а его братья – зла. В сказках добро обычно побеждает зло. Иван добрый душей, не склонен к подлости. Братья же даже на убийство пошли ради наживы. Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья.
15. Подумай, почему важна последовательность событий в сказке.
Без последовательности читатель не смог бы определить смысл сказки, цели персонажей, причины и последствия их действий, не смог бы сделать выводы из сказки.
Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.
Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.
Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.
Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь и расколдовать младшего брата.
Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.
Популярные сегодня темы
- Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова
Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему
- Сочинение про Оренбург
Каждый человек с теплотой относится к своему родному городу, и я не исключение. Я родился и росту в индустриальном Оренбурге. Считаю, что наш город невероятно красив и с радушием относится ко всем приехавшим сюда туристам.
- Детство Обломова в романе Обломов Гончарова
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
- План рассказа Мальчики Чехова 4 класс
Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей
- Анализ повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева
В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.
Влияние сказки на развитие детей
Сказки играют важную роль в развитии детей, они не только развлекают и увлекают малышей, но и способствуют их психологическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Развитие воображения и креативности. Сказки оказывают сильное влияние на развитие воображения детей. Они помогают малышам вообразить и представить разнообразные миры, героев и приключения. В результате, у детей развивается креативное мышление и способность к творчеству.
Развитие языковых навыков. Чтение сказок способствует развитию словарного запаса и языковых навыков у детей. В процессе слушания и чтения сказок дети узнают новые слова, фразы и выражения, а также учатся структурировать свои мысли и выражать свои идеи.
Формирование моральных ценностей. Сказки являются прекрасным средством для формирования моральных ценностей у детей. Благодаря сказочным героям и их приключениям, дети могут усваивать такие ценности, как добро, справедливость, трудолюбие и ответственность.
Развитие эмоциональной сферы. Во время чтения и прослушивания сказок дети переживают разнообразные эмоции, такие как радость, страх, смех и грусть. Это помогает им развить свою эмоциональную сферу и научиться управлять своими эмоциями.
Развитие логического мышления. Сказки часто содержат логические загадки, головоломки и нестандартные ситуации. Чтение и обсуждение таких сказок способствует развитию логического мышления, умения решать проблемы и находить нестандартные решения.
Расширение кругозора. В сказках рассказывается о разных странах, культурах и традициях. Это помогает детям расширить свой кругозор, узнать о других культурах и традициях и стать более толерантными и открытыми.
В целом, сказки имеют огромное значение в развитии детей. Они не только развлекают, но и помогают малышам развить различные навыки и качества, которые пригодятся им в жизни.
Радуга
Игрушка матрешка – это визуализация всех тел человека :»я в себе». Их, моих тел, всего 7: 1.физическое 2.эфирное 3.астральное 4.ментальное 5.тело идей 6. тело интуиции 7.тело причин.
Согласно Завета Бога с человеком: закон радуги,- самое плотное физическое тело (самая маленькая матрешка) окрашено в красный цвет – цвет наиболее грубой частоты, следующая – эфирное тело — оранжевый, далее – желтый, следующее – зеленый цвет, соответственно цвета духовных тел снизу вверх: голубой, синий, фиолетовый. Фиолетовая матрешка самая большая и самая тонкоматериальная: тело причин вмещает в себя всего человека.
Атмосфера грусти и тишины
У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания. Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса.
Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо.
По строкам Священного писания
Само понятие авторства народа оно как бы расплывчатое. Кто-то, прозревший смысл Священного писания, облек его в простые понятные образы. А далее устное народное творчество изменяло язык этой сказки, оставляя без изменения смысловое ядро повествования.
Из книги Бытия (Ветхий Завет) мы знаем, что человечество, вкусив плод с дерева познания добра и зла, выпало из Эдема и наша тонкоматериальная сущность (каковыми мы были в Эдеме) облеклась в плотную материю (кожаные одежды). Из-за этого уплотнения человек перестал слышать голос Бога: в Эдеме мы общались с Ним напрямую.
В физическом мире наше тело расс-трои-лось, то есть тело, душа и дух живут как бы отдельно друг от друга, не слыша друг друга. Тело – это самая малая составляющая человека, живет только в физическом мире. Душа (чувственно – эмоциональное и мыслительное тела) – больше тела физического, живет в психосфере, влияя и на физический мир. Дух больше души, живет в духовных сферах бытия, вбирая в себя и весь опыт, накопленный душой и телом, влияя на душу и тело.
Жажда
Аленушка – душа и ее братец Иванушка — тело, остались одни в физическом мире, без помощи Родителей. Соединение в единое целое всех наших составляющих, т.е. возврат в Эдемское состояние, проходит непросто, медленно и болезненно.
По сюжету сказки, Аленушка вместе с братцем Иванушкой пошли работать: мы познаем мир, в котором живем, познаем себя в нем.
Это и есть наша основная работа здесь, в земном мире. Через свою профессиональную деятельность, общение с людьми раскрывается наше сознание. Творец Небесный открывает нам Себя: мы познаем законы, по которым создавался и живет этот мир. Все наше существование подчиняется какой-то идее, как и все человечество в целом: то мы целину поднимаем, то мы в космос летим и т.д. Но идеи бывают разные: одни возвышают нас, например – некоторые актеры не просто реализуя свой талант зарабатывают деньги, но и помогают больным детям, а другие все делают «во имя свое». Душа – Аленушка, — пыталась довести братца до чистого колодца, до светлой идеи, но тело хочет удовлетворять лишь свои потребности, подчинить себе всего человека.
Иванушка устал, захотел пить. Для существования тела нужны определенные условия. Оно менее выносливое, чем душа. Вода здесь понятие иносказательное: информация, раскрывающая смысл жизни. Аленушка предлагает потерпеть до колодца и напиться чистой воды. В сказках понятие колодец – это канал связи с другим миром. Чистый колодец означает связь с миром Небесным. Лужицы с грязной водицей – земные похоти, навеваемые миром темных сил.
По смыслу нашего существования, человек имеет три жажды:
1.физическую – стремится к удовлетворению естественных потребностей организма и получать от этого радость
2.жажду души – жажда знаний, потребность эстетического удовлетворения, дизайн жилища, комфорт
- жажду духа – потребность познания Небесного мира и потребность в Богообщении (заложена в человеке еще в Эдеме – Рае).
В человеке, падшем в земной мир, через гены, подсознательно проявляется весь биологический мир предшествующих пяти дней творения. Адам был сотворен в шестой день. Животные программы, подсознательно действующие в нас, мешают нам обрести истинно человеческие качества, чтобы вернуться в Эдем и обрести жизнь вечную.
Трижды выдержать испытания не смог Иванушка: напился грязной водицы и стал козленочком (в Ветхом Завете – козел отпущения за грехи). Страдает душа – она не может без мудрости духовной (в сказке это колодец с чистой водой) найти выход.