Работа л.н. толстого над трилогией «детство. отрочество. юность»

Повесть л.н. толстого "детство" в контексте русских художественно-автобиографических повестей середины xix века  романова наталья ивановна

Главные герои трилогии

Николай Иртенев — главный герой трилогии, о котором исследуется его внутренний мир, психологическое развитие, эмоциональные переживания и преодоление жизненных испытаний. В «Детстве» мальчик Николай познает окружающий мир, открывает для себя радость игры и природы, а также сталкивается с трагической потерей близких людей.

Во втором романе «Отрочество», уже подростком, Николай сталкивается с проблемами связанными с религией и моральными нормами общества. Постепенно он начинает осознавать свою роль в обществе и неравенство между разными социальными классами.

Наконец, в третьем романе «Юность» Николай уже становится полноправным членом общества и борется с трудностями связанными с первой любовью и выбором своего пути в жизни.

Описание развития главного героя на протяжении всей трилогии позволяет нам увидеть процесс становления личности, поиска ценностей и призвания в жизни.

Сюжет трилогии

«Детство»

Главный герой первой книги – маленький мальчик по имени Коленька Иртеньев. Он скромный ребенок, на его долю выпадают как радостные, так и грустные события. Автор с некоторой нежностью описывает жизнь маленького мальчика. В этом произведении много веры, надежды и светлых чувств.

История рассказывается с точки зрения Николеньки. В этой части автор описывает жизнь дворянской семьи, первую любовь и первые трудности Николеньки.

Мать мальчика умирает, поэтому ему приходится ехать в другой город, чтобы продолжить образование. В этом новом городе начинается новая жизнь главного героя.

«Отрочество»

Вторая часть трилогии, повесть «Отрочество», начинается с мыслей, которые посещают Николеньку после смерти матери. Главного героя начинают волновать философские вопросы: богатство и бедность, близость и утрата, любовь и ненависть. Семья переезжает в Москву. Коленька продолжает общаться с Карлом Ивановичем.

У главного героя развиваются отношения с Катей, Любой и еще одним Дмитрием. В этом разделе его система ценностей начинает меняться. Впервые в жизни Николенька сталкивается с предательством.

«Молодость»

В последней части трилогии главному герою уже 16 лет. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Он поступил в университет. Многое случается с ним впервые: посещение ресторана, выпускной бал, студенческие посиделки.

Николенька хочет казаться взрослым и всем нравится, он не может быть самим собой, иногда надевает какую-то маску и ведет себя неестественно. Главный герой подружился с Дмитриевым Нехлюдовым.

Внутри себя Николенька часто говорит о жизни. В молодости главный герой достаточно влюбился, он испытывал чувства к Вареньке (сестра Нехлюдова), Сонечке Вахлаковой (детская любовь Николеньки) и другим барышням.

Отец Николеньки женится во второй раз. Николенька не любит и не уважает свою мачеху.

Главный герой небрежно относился к учебе в университете, поэтому проваливает выпускные экзамены и не поступает на следующий курс. Для Николеньки это был настоящий позор, и он решает стать серьезнее и не терять время зря.

Глава 1. Учитель Карл Иванович

Главной героине Николеньке всего 10 лет. Он растет в дворянской семье, с ним еще двое детей — брат Володя и сестра Люба. Каждое утро у мальчиков будет учитель немецкого языка. Он учит их дома, очень к ним привязан, но выданные знания просит на полном серьезе.

Глава 2. Maman

Николенька спустился к завтраку, где его ждала мать. Она добрая и любящая. Мать спрашивает о его делах, а потом целует его. Дети также идут в кабинет отца, чтобы поприветствовать его.

Глава 3. Папа

Отец сообщает сыновьям, что они должны как можно скорее переехать в Москву, чтобы продолжить учебу. Николенька жалеет старого учителя и понимает, что его уволят.

Глава 4. Классы

Между тем занятия с Карлом Ивановичем продолжаются. Старик расстроен тем, что после 12 лет добросовестной работы его увольняют. Николенька о том же грустит, учитель ему как второй отец.

Глава 5. Юродивый

Мать стремится помогать бродягам и бродягам. В этот день юродивый Гришка обедает со своей семьей, но за отдельным столом. Зимой и летом он носит лохмотья и ходит босиком.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Глава представляет собой описание характера отца Николеньки. Он был общительным человеком со связями. Он любил женщин и карточные игры.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Дети рисуют, мама играет на пианино. Старый учитель просит оставить его на работе, он готов отказаться от своей зарплаты лишь бы не расставаться с детьми. Папа Николенька решает взять с собой Карла Ивановича в Москву.

Глава 13. Наталья Савишна

Глава посвящена пожилой служанке дома — домработнице Наталье Савишне, которую Николенька любит всем сердцем за ее доброту и заботу о его семье.

Глава 14: Разлука

На следующее утро все было готово к отъезду. Дядя Николай упаковывал мальчикам одежду и подушки. Николенька с нетерпением ждал, когда все будет готово. Вся семья собралась в гостиной, чтобы провести некоторое время вместе, прежде чем попрощаться.

В силу своего возраста мальчик не понимал, насколько печальным было это происшествие. В голову лезли разные пустые мысли. Наталья Савшина, вошедшая в гостиную, не могла сдержать слез, и у Николеньки сжалось сердце.

Когда Фока объявил, что все готово, мама побледнела и вздрогнула. Как обычно перед отъездом, вся семья тихонько посидела «на дорожке» секунд десять. После этого все стали прощаться и обниматься, а Николенька продолжал оставаться по-детски беззаботным.

Но вдруг, когда он услышал дрожащий голос матери и увидел ее дрожащие губы, мальчик почувствовал тревогу, он почувствовал боль и страх. Он обнял ее и горько заплакал. Когда пришло время идти, Николенька быстро встала в очередь, чтобы не видеть горя матери.

Но он все-таки решился взглянуть на нее в последний раз и не заметил, как она уже стояла около кареты. Поцеловав сына в последний раз, она вернулась на крыльцо.

Мальчики уехали в Москву с отцом.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
Еще одна немаловажная тема – воспитание
Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно
Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
Роль учителя

Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним

Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Цитаты

  • Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?
  • …один страх хуже всякого наказания.
  • Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?
  • Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица.
  • Он видел мою ошибку (которая состояла в том, что я не выдержал) и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Но надо знать, как это было сказано! Мне было бы легче, ежели бы он меня, как зайца, повесил на седло. Долго стоял я в сильном отчаянии на том же месте, не звал собаки и только твердил, ударяя себя по ляжкам. — Боже мой, что я наделал!
  • Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Глава 7: Охота

Выйдя за ворота, все пошли по дороге, а отец Николеньки повернул в сторону ржаного поля, где вовсю шла жатва хлеба. Он, строгий и прилежный хозяин, ездил туда проверять работу фермеров.

Когда все подъехали к лесу, Николенька заметил телегу, в которой было много деликатесов. Это означало, что после охоты в лесу пили чай и ели мороженое. Охотники с собаками идут за дичью, и отец говорит сыну, чтобы он не возвращался без зайца.

Николенька взял с собой собаку Жирана и побежал на полянку, где нашел ровное место в тени, под высоким дубом. Он лежал и воображал, что уже ищет третьего зайца. Его отвлекало все, что только можно. Муравей, бабочка с желтыми крыльями.

Вдруг Жиран, заметив зайца, резко побежал вперед. Николенька так растерялся, что забыл все правила охоты. Кровь бросилась ему в голову, он резко побежал и что-то закричал в панике. Не успел Николенька опомниться, как заяц уже исчез. Ему стало грустно и стыдно, что охотники и турок увидели его ошибку.

Глава 10: Что за человек был мой отец?

Это был красивый мужчина с лысой головой, губами неправильной формы, маленькими глазами и большим носом. Даже несмотря на все недостатки и своеобразную привычку одеваться, отец Николеньки всегда выглядел элегантно и умел всем угодить. Можно сказать, что он был очень удачливым человеком и заводил знакомства с авторитетными людьми.

Его характер был сильным, неуловимым и даже рыцарским. В качестве своего главного оружия он использовал оригинальность, которая заменила ему богатство и светскость.

Он был чувствительным, даже слезливым человеком, любил музыку и литературу. Но для великих дел ему нужны были зрители, и от их мнения зависели его убеждения. Отчасти для этого и для этого он был хорошим оратором.

Детство писателя Максима Горького

Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в 1868 году. Несмотря на известность автора, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватьевич Пешков (1840-1871), происходил из горожан Пермской губернии.

Дед Горького, Савватий Пешков, был человеком с сильным характером: дослужился до офицера, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Не лучше было его отношение к сыну Максиму, из-за чего он несколько раз убегал из дома. В 17 лет он навсегда ушел из дома – после этого сын и отец больше никогда не виделись.

Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Он научился ремеслу краснодеревщика, поселился в Нижнем Новгороде и стал работать плотником в пароходстве И. С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), происходившей из семьи нижегородских купцов.

Только мать невесты, Акулина Ивановна, дала согласие на брак, а ее отец, Василий Васильевич Каширин, согласия не дал, но потом смирился. Весной 1871 года Максим Пешков отправился с семьей в Астрахань, где стал работать начальником Астраханского управления Колчинского пароходства.

Летом 1871 года Максим Савватьевич, ухаживая за Алешей, заболевшим холерой, сам заразился и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулась в Нижний Новгород в отчий дом.

Дед Горького, Василий Васильевич Каширин, в молодости был бурлаком, потом разбогател и стал владельцем красильной мастерской. Одно время был мастером красильного цеха, избирался вокалистом (депутатом) Нижегородской думы. Кроме деда Горького, в доме жили с семьями двое его сыновей.

Лучшие времена для семьи Кашириных прошли — из-за фабричного производства бизнес пришел в упадок. Кроме того, семья Кашириных не была дружной. Жили как на войне, и Алеша Пешков был там просто обузой. Горький считал, что мать его не любила, и считала виновником несчастных случаев, поэтому и отдалилась от него.

Она начала устраивать свою личную жизнь и повторно вышла замуж. Только бабушка — Акулина Ивановна — относилась к Алеше с добротой. Она заменила ему мать и поддерживала внука, как могла. Именно бабушка передала ему любовь к народным песням и сказкам. Дедушка, несмотря на его сложный характер, научил мальчика в шесть лет читать и писать по церковным книгам.

В 1877-1879 годах Алеша Пешков успешно учился в Нижегородской слободе Канавинском начальном училище. В августе 1879 года его мать умерла от чахотки. К тому времени дед полностью разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».

«В людях» Алексей Пешков сменил множество профессий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, был на службе, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, мастером по ремонту ярмарочных корпусов и т д.

Во время работы на пароходе «Добрый» главным поваром Алексея Пешкова был отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурий, заметивший любопытство мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасли Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, многое помогли понять.

Несмотря на ранние трудности и страдания, ему удалось сохранить свою любовь к жизни. Тогда М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай.. Я очень рано понял, что человек создается его противопоставлением окружающей среде».

В 1884 году Алексей Пешков уехал поступать в Казанский университет. Вернулся в Нижний Новгород в 1889 г и жил здесь с перерывами до 1904 г. В 1913-1914 гг. М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».

В Нижнем Новгороде находится музей детства А. М. Горького «Дом Каширина». Алеша Пешков стал жить в этом доме с конца августа 1871 года, приехав с матерью из Астрахани. Весной 1872 года дед Горького разделил имущество между сыновьями, а дом остался сыну Якову. Сам Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. Музей детства А. М. Горького воспроизводит самобытную атмосферу дома семьи Кашириных.

Похороны Натальи Николаевны

Самые тяжелые воспоминания оставили в душе Николеньки похороны матушки. Много людей собралось на них, зачем-то все плакали, жалели сироток, молились. Николенька вскрикивает сквозь годы о том, что они не имели права плакать о ней и говорить так. Ведь, по сути, никому не было дела до их горя и ее смерти. Да и сам Николенька осознать происходящее не мог. Он пишет, вспоминая о том времени, что презирал себя за то, что не ощущал чувства горечи.

Николенька видит в гробу свою маменьку и не может примириться с тем, что это восковое и желтое лицо принадлежит той, которую мальчик любил сильнее всех на свете. В ужасе страшно кричит крестьянская девочка, когда ее подносят к покойнице. Кричит и выбегает из комнаты и главный герой, пораженный отчаянием перед загадкой смерти и горькой истиной.

Выделялась среди присутствующих седая старушка, которая не плакала, а только стояла на коленях в уголке и бесшумно молилась. Это была Наталья Савишна, человек, истинно любивший умершую. Она скончалась через некоторое время — умерла спокойно и тихо, приготовившись за месяц к своим похоронам. И теперь ее могилка находится в именье, недалеко от места, где похоронена мать Николеньки.

Глава 4: Классы

Пришло время для обучения. Карл Иванович был в плохом настроении и мрачно слушал, как дети читают. Николенька не могла сосредоточиться на учебе из-за мыслей о предстоящем отъезде из дома и разлуке с матерью, сестрами и учителем. Во время каллиграфии его слезы падали на блокнот, превращая буквы в кляксы. Карл Иванович наказал его и ушел в другую комнату, где сидел дядя Николай.

Их разговор услышали мальчики. В отчаянии Карл Иванович не понимал, как с ним могли так поступить и просто прогнать. Он обиделся на неблагодарность, потому что двенадцать лет работал в доме Иртеневых, всей душой любил детей и заботился о них. Сердце Николеньки наполнилось кровью и тоской. Он хотел, чтобы папа и учитель не ругались.

Карл Иванович вернулся и продолжил урок. Мальчики писали под диктовку: «Из всех пороков неблагодарность самый страшный». Пришло время обеда, и Николенька ждал дворецкого Фока, который всегда зовет детей к столу. Но в класс вошла совершенно незнакомая мальчику фигура.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем

Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Детство и юность Льва Николаевича Толстого (часть первая)

Лев Николаевич Толстой родился в аристократической семье 28 августа 1828 года в имении под Тулой, которое называлось Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца был одним из первых, кто когда-то получил титул графа.

Мальчик рано осиротел. В 2 года потерял мать, в 9 — отца. Лео был не единственным ребенком, у него было трое братьев и сестра по имени Мария. Воспитанием сирот занимались родственники.
Семья Толстых переезжает в Казань, в дом тети П. И. Юшкова. В 16 лет Лев может поступить в Казанский университет.

У мальчика были незаурядные способности, он легко запоминал иностранные языки, но к экзаменам его не допускали, потому что он все время прогуливал лекции. Его перевели на юридический факультет. Юноша, которого ждали во всех знатных домах, отличался в то время тщеславием, честолюбием, стремлением нравиться женщинам.

Его жизнь перевернуло, казалось бы, обычное событие. Однажды в больнице, где ему никто не мешал думать, он понял, что беспорядочная жизнь есть следствие раннего растления души. 17 марта 1847 года он начал жить новой жизнью, занимаясь самоанализом и живя по установленным им правилам.

Он разработал для себя ориентиры, которые можно было применять во всех случаях жизни, и старался им следовать, хотя это ему не всегда удавалось.

Через некоторое время он бросает университет и переезжает в Ясную Поляну. Это имение стало частью его наследства. Молодой человек, которому всего 19 лет, уже является владельцем больших участков земли и крепостных. Он позаботится о 700 человек, которые оказались его собственностью. Но он не может найти с ними общий язык, поэтому едет в Москву.

Лев Николаевич пытается найти свое место в жизни. Он едет в Санкт-Петербург и сдает экзамен по уголовному и гражданскому праву. Но личные обстоятельства и карточные долги заставляют его бросить все и снова вернуться в Ясную Поляну. Там он снова живет веселой жизнью, дружит с цыганами, чуть ли не женится на цыганке.

Тогда в дело вмешивается его старший брат Николай, который берет Льва с собой на Кавказ. Там Лев храбро сражается, участвует в боевых действиях и даже заслужил Георгиевский крест. Но он отказывается от награды в пользу солдата, которому награда предоставила пожизненную пенсию.

Здесь, на Кавказе, он серьезно занялся литературной деятельностью. Рукопись своей первой законченной книги он отправляет в популярный журнал «Современник». Некрасов, ознакомившись с его творчеством, высоко оценил талант юноши.

История создания произведения

Лев Николаевич в 1851 году отправляется на Кавказ вместе с Николаем, своим братом. В то время там шли бои с горцами. Атмосфера Кавказа вдохновляет молодого 23-летнего писателя к творчеству. Но он создает не просто произведение, посвященное войне, что было бы закономерно. Совсем другого характера сочинение пишет Лев Николаевич Толстой. Повесть «Детство» — ностальгическое произведение, которое создано в жанре псевдоавтобиографии.

Через год, после нескольких корректур, первый труд начинающего писателя готов. Он отправляет свою рукопись в «Современник», культовый журнал того времени, возглавляет редакцию которого Некрасов Николай Алексеевич. Сразу же этот опытный литератор замечает талантливое произведение «Детство» Льва Николаевича Толстого и публикует на страницах журнала повесть никому не известного писателя. Так в нашей стране появился великий автор художественной литературы, прозаик, известный на весь мир.

В «Современнике» позже будет издано «Отрочество» (в 1854 году), а также «Юность» (1857 год). Они продолжат историю становления личности и жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Однако именно «Детство» Льва Николаевича Толстого — произведение, с которого все начиналось.

Главные герои и их характеристика

любочка представляется в повести совсем ребёнком, домашней благовоспитанной девочкой, жизнь которой протекает дома, под крылом матери.

мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете.

гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу.

Характерные эпизоды из «Детства»

В самом начале книги (этот момент важен психологически) маленького Иртеньева, уснувшего на уроке, будит гувернер Карл Иванович, ударив мухобойкой муху, сидящую над его головой. Мальчик вначале по-детски разозлился на своего учителя. Тот, одетый в халат с колпаком, в этот момент показался ему противным. Суть этого эпизода заключается в скорой смене всплеска негатива Николеньки на умиротворение. Ведь он в действительности очень любил Карла Ивановича и был благодарен ему за тепло, которое ему уделял пожилой немец.

Сознание ребенка претерпевает противоборство двух начал: творческого и рассудочного

Это важно упомянуть, пересказывая «Детство» Льва Толстого. Краткое содержание соответствующего довольно напряженного эпизода внешне выглядит достаточно мирно

Мысли и чувства бурлят внутри ребенка. Николенька рисует сцены охоты, на которую его взял с собой отец.

У него оказалась лишь синяя краска. И он решает создать свой синий мир. Николенька нарисовал сперва мальчика на лошади, рядом с ним — охотничьих собак, зайца. Но потом что-то не заладилось. Возникла навязчивая мысль, что такого не бывает. Мальчик разнервничался. Он на месте зайца изобразил куст, затем облако, а потом порвал свой рисунок. Милая непосредственность Николеньки. Видно, что в нем настолько сильна фантазия, что она превышает рационализм. По всей видимости, такое же творческое начало бурлило в детские годы и в самом авторе.

«Детство» Льва Толстого содержит еще один характерный эпизод. Автор нас подводит к мысли, что настоящий человек живой (но не “человек в футляре”) должен в детстве играть, ибо само детство — это одна большая и увлекательная игра. Так люди формируются

Игра в детском возрасте — это очень важно. Ведь именно в ней воспитывается непосредственность, коллективизм

Соответствующий эпизод показывает, как Николенька с другими детьми, пребывая в полном восторге, уселся на землю, изображая гребцов. Показательно, что его старший на пару лет брат Володя, назвав игру “ерундой”, остался стоять в стороне. Разве такая холодная рассудочность предполагает доброту? Неудивительно, что двух этих близких по крови людей — братьев — не связывает крепкая дружба. Действительно, разве могут ужиться лед и пламень, порыв души и предварительный расчет?

Глава 13: Наталья Савишна

В селе Хабаровка жила веселая женщина, которую все называли просто Наташкой. Она была толстой, с красными щеками и всегда носила рваный сарафан. Дедушка Николеньки взял ее в число служанок бабушки.

Когда маман родилась, ей стала нянькой прилежная Наташка. Она заботилась и заботилась о ней с отличием. Но влюбился в официанта Фока. Тогда она пошла к дедушке мальчика и попросила разрешения выйти замуж, но ее выгнали из хутора, посчитав это неблагодарностью.

Через полгода женщину вернули в дом, так как никто не мог ее заменить. Звали ее теперь Наталья Савишна, и в течение двадцати лет она воспитывала барышню со страхом и любовью. Позже она стала главой дома и присматривала за всем. Maman хотела поблагодарить женщину и дать ей свободу. Но в слезах Наталья Савишна разорвала эту бумагу и осталась в семье Иртеневых.

Позже она стала заботиться о детях Натальи Николаевны, посвящая им все свое время. Николенька только со временем понял, как он не ценил ее труд и любовь. Однажды он разозлился на нее за то, что она отругала его за разбитый кувшин с квасом.

Николенька так обиделся, что даже заплакал. Гнев захлестнул ребенка, и он стал думать, как ей отомстить. Но не успел он опомниться, как Наталья Савишна вернулась, вручила две конфеты и извинилась. Николенька опять зарыдала, но уже от стыда и любви.

Образ Николая Иртеньева

«диалектика души» главного героя повести, его духовное становление. Особенности повествования (преобладание описаний и рассуждений над действием, внутренние монологи)

В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.

Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.

Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.

В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.

Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.

Глава 5: Юродивый

Это был высокий седой мужчина с косым взглядом, которому на вид было около пятидесяти лет. Его речь была бессмысленной и бессвязной. Это был юродивый Гриша. Он путешествовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, часто посещал монастыри. Некоторые приняли его бормотание за предсказания.

Когда Фока наконец появился на пороге, юродивый Гриша с детьми спустился вниз, где все уже собрались. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже поговорить с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно надоедает всем своими глупыми указаниями.

Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы Катя попросили мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.

Во время ужина все внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям

Maman, напротив, мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решил пригласить и девушек на охоту. Дети получили положительный ответ, и мать решает присоединиться к ним.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

  • Когда не пишется не а когда ни 7 класс кратко

      

  • Философское учение об истине кратко

      

  • Регионализация мировой экономики кратко

      

  • Аристотель о времени кратко

      

  • Проблема перевоспитания характера человека кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: