8 сочинений на тему «роль эпилога в романе «преступление и наказание»» для 10 класса

Анализ эпилога преступление и наказание с цитатами

Эпилог в произведение « Преступление и наказание » (краткое содержание анализ)

Также, ключевую роль в эпилоге играют отношения героев книги, состояние матери Раскольникова, которая так и не узнает правду о своем сыне и умирает, хотя Михаил Федорович Достоевский дает читателю понять, что мать догадывается о преступление. Большую часть эпилога описывается жизнь на каторге, мы узнаем, что Соню, поехавшая за главным героем и поселившееся около каторги, очень любили остальные каторжники ( « Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная ! » – говорили эти грубые, клейменные каторжане ). Самого Раскольникова не люибили и даже презирали на каторге, герой первое время не был сильно рад Соне.

Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

Но он сам утверждал, что совершил преступление осознано. Он планировал всё – с холодным умом. Такие признания не шли ему на пользу. В результате, Родиона осудили, но не так строго.

Из эпилога мы узнаём, что Дуня вышла замуж. Соня осталась при арестанте в Сибири.

Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию. Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами).На этоми заканчивается эпилог и само произведение.

Роль сна Раскольникова, который он увидел во время болезни

В сне, который видит Раскольников, через фантастический сюжет Достоевский передает собственную точку зрения по поводу распространения вокруг безбожных, нигилистических идей вроде той, которая была у Родиона. Этот сон не случайно описывается в произведении (эпилог романа «Преступление и наказание»).

Анализ его можно провести следующий. Теории, подобные той, что была у Раскольникова, делают людей бесноватыми, безумными, заражают их. Но, что самое страшное, этого не замечают зараженные, которые мнят себя миссиями, избранными. Повальное увлечение такими идеями вырождает род человеческий. Только несколько непрочных душ, которые сохранили нравственную чистоту, способны спасти людей от уничтожения.

Именно сон изменил что-то в сознании Раскольникова. Он помог ему понять то, что давно чувствовал Родион. Он уяснил наконец, что любит Соню, что она — его поддержка, опора и спасение. Проснувшись, главный герой не осознает еще, что в нем произошла перемена, однако он чувствует в душе то, что бессознательно не любили в нем остальные заключенные: то, что он болен этой самой заразой. Имя ей — презрение к людям, гордыня, нелюбовь, безверие!

Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание

Драматическое произведение Достоевского «Преступление и наказание» не оставит равнодушным ни одного читателя, решившегося прочесть этот сложный, но в тоже время, интересный психологический шедевр русской классической литературы. Этот роман структурирован и в нем есть продуманный эпилог. Если внимательно читать, эта часть не связана с основным сюжетом романа, но очень хорошо отражает идейный замысел писателя.

2 стр., 821 слов

Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание

… эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, … с Родионом. Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы …

Эпилог «Преступления и наказания» разбит на две части. Из них читатель узнает о будущем главных героев, а вторая часть – это размышления автора о внутреннем мире главного героя Родиона Раскольникова в заключении.

В первой части эпилога автор подробно описывает судебный процесс над преступником. Казалось бы, интриги нет, ведь арестант не скрывает, что именно он лишил жизни ростовщицу, рассказывает подробности убийства. Именно честность и откровенность смягчает гнев судьи, и тот приходит к выводу, что подсудимый убил в состоянии помешательства и не отдавал отчета своим действиям. Его осуждают на 8 лет заключения и отправляют в Омский острог (Сибирь).

Вслед за ним едет и Соня.

Через небольшой промежуток времени умирает и мать главного героя, её сердце чувствует беду с сыном. Сам главный герой в Сибири и его внутренний мир во мраке, депрессия поглощает его, он замыкается в себе, но Соня не теряет надежды вывести Родиона из состояния апатии. На этом первая часть эпилога и заканчивается.

Вторая часть эпилога более продумана и насыщена подробностями страдания заключенного. Он убивается душевными страданиями о своей печальной судьбе и кается, что сам себя же погубил. Он понимает бессмысленность своего поступка, что этим он не изменил суровую реальность и ничего никому не доказал. Затворническая жизнь отгораживает его от других заключенных, которым Родион не по нраву, его избивают.

В лечебнице главный герой делает для себя выводы, меняется отношение жизни. Настрой позитивный, он обретает новый смысл жизни с возлюбленной Соней.

Автор романа особый акцент во второй части эпилога делает на красоту пейзажей Петербурга и норм христианской морали, понятия веры в целом. Раскрывается роль доброго человека, который сломался под напором неблагоприятных обстоятельств и пал, но раскаялся и обрел новый смысл своей жизни.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Ф.М. Достоевский — писатель гениальный, виртуозный и одновременно страшный. Всех своих героев: и униженных и оскорблённых, и их оскорбителей, – он видит до таких глубин, на которые сам человек не погружается, ибо там кончается кислород и начинается анатомирование, распад на атомы.

Его герои, живущие сердцем, остаются человеческими типами, вполне доступными для читательского понимания и сострадания. Но там, где кто-то из них начинает действовать умом, стремясь вывести закономерности, чтобы опереться на них, не жди добра, а будь готов к какой-нибудь теории о «крови по совести».

У остальных же лиц романа, имеющих неодолимое влечение к рассуждениям и умозаключениям, это стремление явно болезненное, будто только нездоровые люди с патологиями сознания и имеют исключительное право думать и анализировать. И только их и надо слушать. Правда, при этом они обязательно заходят в тупик, мучаются от безысходности, заставляя читателей тоже страдать.

При этом эпилог произведения является выходом из сложного лабиринта человеческих историй, переплетения их судеб, ужасающей внутренней борьбы главного героя с самим собой, способной свести с ума.

Но великий гуманист Достоевский убеждает, что к любому преступнику, в котором есть искра добра, придёт освобождение от духовной болезни, заблуждений и будет указан спасительный выход.

Так, Родиону Романовичу послана Соня. Её вера в евангельский призыв отдать душу за ближнего своего, молчаливая готовность идти на каторгу с попавшим в беду заблудшим человеком и не осуждать его пробили стену отчуждения.

Все люди на каторге полюбили Соню, намного раньше оценив её самоотречение, чем сам герой. А ему предстояло понять спасительную силу любви только после её и своей болезни, страха потерять ставшего необходимым и близким ему человека.

На грани физического и духовного выздоровления Раскольникову привиделся в бреду сон, будто весь мир попал в плен неведомой моровой язве. Спасение предстояло найти немногим избранным.

Но по какому признаку, они будут отобраны, было неизвестно. Истиной не обладал никто. Люди теряли рассудок, погибали. Добро и зло стали для них неразличимы.

После пробуждения Раскольников понял, что пережил в своей жизни подлинный сон-бред, который, как пелена, спал с глаз. Началось духовное выздоровление и освобождение от чудовищной дьявольской теории о сверхчеловеке и твари дрожащей.

Герой поверил, что впереди у него целая жизнь, по которой он пойдёт не один. Круг одиночества был разомкнут и открыт путь к людям.

В чем смысл эпилога романа достоевского преступление и наказание

А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь.

Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»).

Внимание

Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина. Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает.

Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

4 вариант

Эпилог романа «Преступление и наказание» играет ключевую роль в произведении. Достоевский разделил эпилог на 2 части. Сначала читатели узнают о дальнейшей судьбе главных героев. А потом автор рисует внутренний мир Родиона, когда он уже находится в заключении.

Из первой части эпилога мы узнаем, что Раскольников не пытается скрыть правду о совершенном им преступлении, он все рассказывает суду. Судья, выслушав рассказ главного героя, заключает, что Родион во время убийства был в помешательстве. Суд приговаривает Раскольникова к 8 годам лишения свободы и ссылает его в Сибирь. Вслед за главным героем в Сибирь направляется и Соня.

Мама Раскольникова умирает. Перед своей смертью она продолжительное время находится в бреду. Она догадывается, что с ее сыном что-то стряслось. Но все ее окружение скрывает от нее правду. Ни на минуту ее не оставляет мысль о судьбе ее сына.

Читатели узнают, что Разумихин и Дуня поженились. Они строят планы на будущее, где собираются уехать на север и жить с Родионом.

Соня же находится в Сибири вместе с Родионом. Именно от нее мы узнаем о поведении и состоянии Раскольникова. Главный герой совсем закрылся в себе, он избегает любого общения с другими людьми. Соня очень переживает и беспокоится за состояние Родиона. Именно из-за этого она пытается найти в городе людей, которые могли бы помочь герою.

Вторая часть эпилога открывает перед нами чувства Раскольникова. Он осознает, что просто бездумно загубил свою жизнь. Убив человека, он ничего никому не доказал.

Уже в самом начале своего заключения у Родиона не складываются отношения с другими заключенными. Раскольников чуждится других, он очень замкнут. Именно своим диковатым поведением он настроил всех против себя, это привело к тому, что на него напали во время церковной службы.

Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.

Стоит отметить, что значительную роль в повествовании играет пейзаж. Сначала мы находимся в холодном, сером, тяжелом Петербурге, а затем переносимся на берега реки, где будто даже дышать легче.

Конечно, эпилог – это своеобразное подведение итогов в романе. Автор создал его, чтобы показать нам, как вырос главный герой, как он изменился. Интересно, что даже в самый момент совершения героем убийства мы не чувствуем к нему отвращения. Для нас он человек с заблудшей душой, его жалко, ему можно посочувствовать. Именно в конце произведения мы видим, что герой нашел свой истинный путь, он осознал свои ошибки и готов идти дальше.

Истинная кульминация романа

Когда Родион видит Соню в очередной раз, наконец-то просыпается его душа, а глаза, открывшиеся заново, наполняются слезами. Сильная боль, но уже дарующая свет, а не беспросветная, бросает его к ногам Сони в рыданиях. Так очищается мятежное сердце главного героя.

Раскольников, открывшись любви к одному человеку, постепенно стал любить всех. Ведь недаром изменили отношение к нему другие каторжники, о чем упоминает Достоевский (эпилог романа «Преступление и наказание»). Анализ композиции позволяет судить о том, что именно в эпилоге — настоящая кульминация романа! Это торжество веры и любви. Раскольников наконец открыл впервые Евангелие, чем заканчивается эпилог.

«Преступление и наказание», краткое содержание которого мы рассмотрели, без этого финала потеряло бы значительную часть идей, которые хотел передать нам Достоевский. Именно в нем мы понимаем, что в жизни Раскольникова наступает новый момент — момент перерождения. И хотя писатель о дальнейшей судьбе Родиона нам не рассказывает, становится понятно, что жизнь эта будет уже совершенно другой. Между строчек в эпилоге звучат жизнеутверждающие, светлые аккорды, которые знаменуют духовное возрождение Раскольникова. В полной мере здесь раскрывается глубокая убежденность Достоевского в том, что каждый человек имеет Божественную искру в своем сердце.

Во многом произведение «Преступление и наказание» написано было именно ради данного эпилога. Достоевский утверждает в нем, что возрождение и прощение возможно для любого человека, даже если тот является ужасным преступником. Эпилог романа «Преступление и наказание», краткое содержание которого вы только что прочитали, дает каждому надежду на духовное возрождение. Необходимо для этого только раскаяние и «поворот» к людям, к любви, к миру, навстречу Богу. Именно для этого нужен был эпилог. «Преступление и наказание», краткое содержание которого, конечно, не передает всего величия этого произведения, — это роман о духовном возрождении, в которое не перестает верить писатель.

Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира. Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.

Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении. Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.

В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири. Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.

Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства. Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.

Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор. Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.

Сочинения по произведению Преступление и наказание

Роман Достоевского поднимает множество вопросов нравственности, любви, преступления и его последствий для души человека. По «Преступлению и наказанию» сочинения могут быть на различные темы. Прекрасный текст великого классика помогает разобраться не только в проблемах прошлого.

У Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – роман о судьбе человека, решившего пойти на убийство. Сочинение можно написать, рассмотрев образ персонажа, его характер. В такой теме невозможно обойти стороной биографию героя, его семью.

Интересно будет заглянуть в душу студента, погрязшего в нищенском существовании. Придется описать «каморку» бедного юноши. Квартира героя потребует сопоставления с районом Петербурга и всей столицей. Жизнь среди трактиров в районе Сенной площади не могла не повлиять на характер юноши.

Город противоречий выглядит душно и мрачно. Он толкает образованных людей в крайности. Теорий и течений, которые должны изменить страну, появляется много. Одну из них разработал Раскольников. Она не попадает под известные течения.

Женские образы

В романе, как и в жизни, рядом с мужчинами всегда находятся женщины: сестры, матери и любимые. Через женщин автор показывает судьбы российского устройства общества. Красивые девушки становятся на путь проституции. Осуждать их проще. Автор предлагает пойти дальше. Не все идут на «грязную работу» ради денег и удовольствия.

Многих толкает туда все та же нищета.  Такую тему можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине гораздо правдивее и выше. Внешность, одежда, комната, семья – станут частями сочинения о девушке.

Любовь в сюжете

Произведение показывает не только любовь главных героев: Родиона и Сони. Чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читатель будет удивлен открытиям, сделанным классиком. Одно чувство неповторимо у каждого человека. Все любят по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если рассматривать чувство между людьми.

Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи пытаются вместо любви проявить злость, ревность, мстительность.

Одни герои готовы пожертвовать собой и отказаться от любви в своей жизни: Дуня Раскольникова и Семен Мармеладов.

На особом месте стоит материнская любовь. Она тоже разнородна. Катерина Ивановна толкает Соню торговать собой ради своих детей. Авдотья Романовна после преступления сына заболевает и умирает. Она не может представить свое дитя убийцей.

Роман Достоевского – благодатная почва для создания собственных рассуждений. По роману «Преступление и наказание» сочинения дадут возможность проявить творчество, доказать умение убеждать и доказывать индивидуальную позицию.

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном. Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой. Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».

В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Оба так счастливы, что их не пугает целых семь лет ожидания, пока наконец они смогут жить вместе.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Терпение и милосердие, вера в Бога и любовь – вот главные ценности, которые помогают человеку перенести все невзгоды и страдания в жизни.

Другие сочинения:

Преступление и наказание

︎ Предыдущая: Вопросы Следующая: Вопросы ︎

  Роль эпилога в романе. Одной из особенностей романа «Преступление и наказание» является наличие эпилога.

Эпилог — заключительная часть в литературном произведении, где кратко сообщается о судьбе героев, итогах их жизни. Эпилог может быть не связан с общим повествованием произведения. Часто между событиями, описанными в эпилоге, и основным действием произведения проходит значительное время.

  Эпилог в романе Ф. М. Достоевского двухчастный. Первая часть выполняет функцию, типичную для эпилога романа. Здесь писатель повествует о событиях, которые последовали после покаяния и ареста Раскольникова. Вторая часть связана с внутренним миром Раскольникова, его прозрением и возрождением.

  Казалось бы, герой теперь находится среди таких же, как и он, преступников и должен получить понимание и сочувствие окружающих. Однако на каторге одиночество Раскольникова ещё более выражено. Каторжане не просто сторонятся его, они открыто показывают своё отношение к нему: «Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть… Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Для Раскольникова стало поворотным событием осознание того, что его от других преступников (которые при этом хорошо относятся к Соне!) отделяет пропасть.

  Всю антигуманность своей теории Раскольников постигает во сне. Символично, что герою пророческое видение явилось на пасхальной неделе, когда он выздоравливал после болезни. Во сне микроскопические существа, «одарённые умом и волей», вселялись в людей и заставляли убивать. Герой увидел то будущее, к которому должна была привести его теория, если бы она захватила умы многих людей.

  Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга (первая часть эпилога) действие переносится на берега широкой и пустынной реки (вторая часть эпилога): «С высокого берега открывалась широкая окрестность <…> Там была свобода и жили другие люди…» Это не случайно: Петербург мог быть только местом, где зародилась ужасная теория и был проведён страшный эксперимент. В «городе грехов» не могло произойти нравственное возрождение Раскольникова.

  В гармонии с миром и с самим собой изображён Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

  На страницах эпилога (в третий раз в романе) упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Ф. М. Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: