Сравнительная характеристика обломова и штольца: образы из романа «обломов»

Сочинение сравнение обломова и штольца (гончаров)

Вариант 7

В романе «Обломов» Гончаров создает образ двух главных героев, Обломова и Штольца, которые являются антиподами друг друга. Обломов — это непомнящий юноша, лежачий весь день на диване в своей робе, бездельник, не желающий делать что-либо, который живет наследственным поместьем в деревне и полностью отрицает необходимость взаимодействовать с внешним миром.

С другой стороны, Штольц — это энергичный и деловой молодой человек, который стремится к саморазвитию, постоянно занят работой и ищет возможности для самосовершенствования. Он не просто говорит о том, чтобы сделать что-то, но и реально действует, чтобы достичь своих целей.

Противопоставление этих двух персонажей проявляется не только в их активности, но и в их внешнем виде. Обломов, как описано в произведении, имеет нездоровый вид — он полный и ленивый, с небрежно выбритым лицом и отдает предпочтение комфорту вместо стильной одежды. Штольц, напротив, является приятным на внешность молодым человеком с яркими глазами и аккуратными формами

Он следит за своим внешним обликом и считает его важной частью своей личности

Важным аспектом противопоставления между Обломовым и Штольцем является их отношение к работе и обязанностям. Обломов, будучи дворянином, редко занимался службой, работал всего два года и постоянно отказывался от работы, предпочитая бездельничать и размышлять над пустыми делами. Штольц, наоборот, серьезно относится к работе и старается преуспеть в своей профессии. Он изучает законы, занимается делами и не боится трудностей, которые могут возникнуть в его пути.

Еще одна важная черта, которая разделяет Обломова и Штольца, это их отношение к изменениям. Обломов привязан к прошлому и старым образцам поведения. Он не любит перемены и боится выйти за пределы своего комфортного пространства. Штольц же отличается своей готовностью к переменам и стремлением к новым возможностям. Он готов двигаться вперед и менять свою жизнь в соответствии с его желаниями и целями.

Тем самым, роман Гончарова противопоставляет Обломова и Штольца не только как двух разных персонажей, но и как две противоположные философии жизни. Обломов олицетворяет пассивность, лень и страх перед новым, в то время как Штольц символизирует активность, работу и готовность к преодолению препятствий.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что Штольц является антиподом Обломова. Он представляет собой полное противоположность лежащего на диване бездельника, активно занимается делом, стремится к саморазвитию и готов преодолевать любые трудности, которые могут возникнуть на его пути.

Мне нравится1.5 k.Не нравится925

Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед

И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки

Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Обломовка, детство и мечты

Петербург и городская суета не по душе Обломову, поэтому герой постоянно лелеет мысли об отъезде из столицы. С детства, живя в родной и удаленной от шума и суетности Обломовке, Илья Ильич привык, что идеалом является размеренная, тихая, спокойная жизнь. К такой жизни герой и стремится: правда, только в мечтах.

«Сон Обломова» – часть романа, посвященная детским годам жизни Ильи Ильича была издана отдельным произведением. Ольга позже называет жизнь возлюбленного сном, далеким от реальности. Это сон при бодрствовании. В Обломовке родители героя не были знакомы с трудом, потому что основной источник прибыли поместий – работа крепостных и крестьян. Похожие образы помещиков, по уровню неприспособленности к жизни похожих на детей, читатель, наверняка, встречал в произведениях Тургенева, Чехова и Гоголя.

Обломовщина характеризуется оторванностью от внешнего мира. Два главных занятия в Обломовке – это сон и еда. Образ обломовщины ярко передан в кинематографе, в фильме «Лентяи плодородной долины», где персонажи постепенно буквально погружаются в сон, ведь все их потребности удовлетворяются другими людьми. Беззаботность, отсутствие ответственности, косность, традиционность – классические черты образа жизни Обломова.

Крепостной труд – безликий, не отличающийся уважением. Родители берегли сына от работы, потому что считали необходимость трудиться наказанием.

5

5
(
5

голосов
)

Любовь в понимании Обломова

Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.

Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.

Главные мысли

Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.

Основная тема

Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни. Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать. Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.

Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:

  • человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
  • он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
  • у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.

Смысл книги

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам

Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.

Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».

Путь к преодолению обломовщины: внутренняя борьба главного героя

Главный герой романа «Обломов» Илья Ильич Обломов является ярким примером человека, погруженного в состояние обломовщины. Обломовщина – это пассивность, отсутствие инициативы, бездеятельность, откладывание всех дел на потом. Этот образ жизни внушает отчаяние и вызывает сочуждение у других персонажей.

Тем не менее, в ходе развития сюжета романа мы следим за внутренним преобразованием Обломова и его попытками преодолеть обломовщину. Внутренняя борьба главного героя состоит из нескольких этапов.

  1. Озарение.

Первый этап в преодолении обломовщины – это осознание героем собственной пассивности и нежелания изменить свое положение. В романе это осуществляется через размышления Обломова о состоянии своей жизни и внутреннего монолога.

Желание перемен.

После осознания своей обломовщины, главный герой начинает испытывать желание перемен. Он понимает, что его текущее состояние не приносит ему счастья и самореализации. Это внутреннее желание и стремление к изменениям являются важным шагом на пути к преодолению обломовщины.

Принятие решения.

Ключевой момент в внутренней борьбе главного героя – это принятие решения о действиях. Обломов осознает необходимость конкретных шагов для избавления от обломовщины, таких как изменение своей рутины, более активное участие в процессе жизни и преодоление лень.

Преодоление сопротивления.

Однако на пути к преодолению обломовщины Илье Ильичу предстоит преодолеть внутреннее сопротивление. Старые привычки и пассивность будут пытаться вернуться в его жизнь и отвратить его от предпринимаемых действий. Это требует от главного героя силы воли и настойчивости, чтобы не поддаться соблазнам и продолжать двигаться вперед.

Пересмотр ценностей.

Самое важное изменение, которое происходит внутри главного героя, – это пересмотр его ценностей. Илья Ильич понимает, что важнее всего в жизни – это активное участие в ней и достижение собственных целей и мечтаний

Это новое понимание становится кладезем энергии и мотивацией для изменений в его жизни.

Таким образом, внутренняя борьба главного героя в романе «Обломов» показывает, что преодоление обломовщины требует не только желания перемен, но и настойчивости, силы воли, а также пересмотра ценностей. Изменение главного героя происходит не мгновенно, а через постепенные шаги, что делает его преодоление более реалистичным и понятным для читателя.

Сочинение на тему: Обломов и Штольц в романе Гончарова «Обломов».

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Гончарова «Обломов»

         Роман И.А.Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, но работа над ним продолжалась в течение десяти лет. Главная тема этого произведения — отражение судьбы поколения, которое пыталось найти свое место в обществе и истории, но не сумело этого сделать. Для русской литературы второй половины 19 века характерным был поиск настоящего героя, который олицетворял бы собой будущее России. В романе Гончарова этот поиск связан с образами Обломова и Штольца.

         С главным героем мы встречаемся уже на первых страницах. Перед нами молодой еще человек, очень полный, с рыхлым изнеженным телом. Он лежит на диване в засаленном халате, а вокруг него все покрыто паутиной и пылью. Пятна на коврах, забытое на диване полотенце, остатки еды на грязных тарелках – все это говорит о запущенности, о безразличии героя к своему быту. Вещи, которые окружают Обломова, свидетельствуют о том, что у их хозяина есть вкус, средства, есть внутренняя потребность окружать себя красивыми вещами, но нет желания поддерживать чистоту и красоту. Но как ни странно, у нас не возникает отвращения к такому персонажу. Мы понимаем, что автор изображает его иронично и добродушно. Более того, мы видим что с самого утра к нему тянутся люди: светский щеголь Волков; бывший сослуживец Обломова, а теперь начальник отделения Судьбинский; преуспевающий литератор Пенкин и другие

Все они советуются с ним, всем важно его мнение, и все пытаются его растормошить. Что их привлекает в Обломове? За что полюбит его умная, энергичная, духовно богатая Ольга Ильинская?

         Именно в отношениях с Ольгой проявляются лучшие качества героя. Он бережно и уважительно относится к людям, способен глубоко воспринимать искусство, чувствовать природу, его отличает трепетное и высокое отношение к женщине, но он не сумел решить практические задачи, которые поставила перед ним жизнь. Он испугался, не поверил в свои силы. Гончаров называет причину апатии и бездеятельности героя. Это «обломовщина», та патриархальная среда, в которой воспитывался Илья Ильич Обломов. Барство и лень, неприспособленность к жизни, отсутствие духовности, сосредоточенность на физиологических потребностях – такова была обстановка, в которой вырос герой.

         Главному герою противопоставлен Штольц. По замыслу писателя, это герой положительный. Он прогрессивный буржуазный деятель, хотя и не показан в какой-то конкретной работе. Автор только информирует, где Штольц бывал и чего он достиг. Характер этого героя и его мировоззрение тоже сформировались в детстве. От отца он унаследовал такие качества, как трудолюбие и аккуратность, пунктуальность и деятельность. Со стороны матери шло романтическое влияние, интерес к высокому назначению человека, к потребностям духа. Но в отличие от Обломова, Штольц выше всего ставил «настойчивость в достижении целей» и «боялся всякой мечты».

         Гончаров показывает два противоположных характера, два жизненных пути, и при этом их связывает многолетняя дружба. Штольц пытается пробудить в своем друге стремление к жизни, но эта попытка обречена на провал. Более того, в сравнении с Обломовым Штольц проигрывает, потому что в его характере рассудок преобладает над чувством. Сам автор писал, что этот его герой слаб и бледен, из него «слишком голо выглядывает идея».

         Кто же из этих героев необходим будущей России – деятельный Штольц или ленивый добряк Обломов? Роман не дает ответа на этот вопрос. Но маленький сын Ильи Ильича Обломова и Агафьи Пшеницыной будет воспитываться в семье Штольца и Ольги. Может быть, в нем соединится практичность, способность к решительным поступкам и духовное богатство. Но пока Гончаров не видит в России такого героя.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Гончарова «Обломов»

Смысл названия романа

Название «Обломов» происходит от глагола «обломиться». В романе этот термин символизирует героя, который не в состоянии преодолеть свою бездеятельность и апатию, постоянно «обламывается» в своих начинаниях и неспособен к активной жизни.

Гончаров создает образ Обломова, чтобы показать трагедию русской интеллигенции, которая отказывается от силы воли и не может себя преодолеть. Роман является критикой бездействия и мечтательности, а название «Обломов» служит метафорой для этой темы.

Смысл названия романа заключается в том, чтобы обратить внимание читателя на главный конфликт произведения и вызвать в нем, возможно, осуждение или сочувствие к герою, который замкнут в своем бездействии и не может преодолеть себя

Обломов и Штольц в романе «Обломов»

Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» затронул вопрос дружбы между двумя абсолютно непохожими по характеру личностями. Таким образом автор выразил противопоставление двух культур: восточной и западной. Благодаря приему антитезы, можно произвести анализ личностей героев и провести соответствующие параллели. Если бы не было Штольца в романе, невозможно было бы понять Обломова. С помощью сравнения черт центральных героев романа попробуем понять, являются ли они антиподами.

school-ethiopia.ru

  1. Детство и воспитание. Родители баловали и излишне опекали Илью Ильича Обломова, не давая ему возможности к самореализации. Он был ленив, безволен. Не был заинтересован в учебе. Обучаясь в университете, не приобрел особых знаний из-за лени. Андрея Ивановича Штольца отец держал в строгости, отправив в университет без эмоций — «точно котенка выбросил на улицу».

  2. Внешность. Илья Ильич полный, изнеженный. Лицо не имеет определенного цвета, скорее бледное. Глаза серые, в которых всегда присутствовали мысли, но не успев засесть в голове, быстро пропадали. О внешности Андрея Ивановича говорит цитата: «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». Имел худощавое телосложение, практически отсутствовали щеки на лице, кожа смуглая, глаза выразительные зеленые. В нем ощущались мужественность и здоровье.

  3. Происхождение. Обломов принадлежал к богатому дворянскому роду. За его предков всегда работали крепостные. Штольц был дворянином только по матери. Его отец — немец, устроившись управляющим имения, женился на бедной русской дворянке.

  4. Самореализация. Илья к тридцати двум годам ничего не добился. Постоянно находился в сонном состоянии, ничего не желал создавать и менять. Со службы его уволили из-за невнимательности, он отправил важные бумаги не по тому адресу. Дни проводит лежа на диване. Андрей никогда не допускает ошибок в работе. Благодаря своей активности и разумному подходу, добился признания в обществе и материального благополучия. Справляется с самыми сложными поручениями. Чин Штольца выше, чем у Обломова.

  5. Личная жизнь. Любовь к Ольге Ильинской — в этом сходство этих двух людей. Отношение Андрея к женщине — рыцарское, он берет на себя все проблемы героини, радует ее. В итоге женится на ней. Илья доставлял много хлопот любимой. Боялся брака, ответственности. Женился на нелюбимой, но ничего не требующей от него вдове Пшеницыной, у которой арендовал жилье.

  6. Мировосприятие. Илья Ильич оторван от реальности, любит мечтать. Восприятие мира пассивное. Отсутствует интерес ко всему, кроме еды. В его жизни нет смысла. Андрей Иванович отличается жизнелюбием. Придерживается позиции, что всего можно достичь, правильно сформулировав задачи и четко следуя намеченному плану.

Обладая многими различиями, у героев все же есть общие черты: они ровесники, вместе учились, работали чиновниками. Несмотря на противоречивость натур, оба добры, отзывчивы, честны, любят музыку.

Чему учит?

Роман наглый

Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Ольга

Ольга является сестрой Ильи Ильича Обломова, главного героя произведения. Она представляет собой полный контраст к бродяге Обломову с его пассивностью, ленью и бездарностью. Ольга является энергичной, трудолюбивой и образованной женщиной, которая стремится к самореализации и успеху в жизни.

Однако, несмотря на свои позитивные качества, Ольга не обладает привлекательностью и чарующей внешностью. Ее внешний облик часто описывается как скромный и незаметный. Одежда Ольги всегда проста и скромна, отражая ее скромность и непритязательность

Тем не менее, она привлекает к себе внимание своим интеллектом, честностью и независимостью

Ольга служит не только конфликтным элементом в отношениях с братом Обломовым, но и репрезентирует новое поколение, стремящееся к прогрессу и переменам. Она является тем противовесом сонливой и застенчивой жизни Обломова, который черпает силы и вдохновение у нее.

Вдохновение для романа

Очевидно, что И.А.Гончаров нашел вдохновение для написания романа в реальности, наблюдая и анализируя поведение и характеры своего времени. Главный герой Илья Ильич Обломов стал воплощением типичного представителя интеллигенции XIX века, страдающего от апатии, бездействия и неспособности принимать явные решения.

Многие литературные исследователи считают, что Гончаров мог черпать вдохновение для создания Обломова из своего собственного опыта и наблюдений за своими современниками. Ведь сам писатель был свидетелем многочисленных примеров инертности и бездействия в своем окружении, что стало одной из главных проблем общества того времени.

С другой стороны, некоторые исследователи указывают на то, что И.А.Гончаров мог черпать вдохновение для романа «Обломов» не только из реальной жизни, но и из других литературных произведений. Он мог обращаться к классическим произведениям, таким как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова или «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, чтобы создать своего уникального героя-прототипа.

Таким образом, вдохновение для романа «Обломов» могло быть многогранным и включать в себя как реальные образцы из жизни Гончарова и его современников, так и влияние других литературных произведений. Это привело к созданию уникального произведения, ставшего одним из знаковых в русской литературе XIX века и до сих пор актуальным для нашего времени.

К чему пришел Обломов?

В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы — слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов

Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?

Значение романа «Обломов» для понимания русской души

Роман «Обломов» И.А. Гончарова имеет огромное значение для понимания русской души. В произведении на примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор исследует особенности русской национальной психологии и характера.

Обломов является символом бездеятельности, пассивности и отчужденности от реальности, которые многие русские люди того времени испытывали. Прообраз Обломова можно найти не только в литературе, но и в реальной жизни. Через этого героя Гончаров показывает, как русская душа мешает людям действовать и достигать успеха. Вместо того, чтобы взять свою судьбу в свои руки, русский человек сидит и мечтает, жалуется на судьбу и откладывает все дела на потом.

Тем не менее, автор не осуждает Обломова и не призывает его преодолеть свои недостатки. На самом деле, Гончаров показывает, что Обломов и есть Россия. Этот герой является воплощением национальной идеи и нравственности. Русская душа, с ее мечтательностью, романтическими идеалами и стремлением к гармонии, препятствует людям быть практичными и амбициозными. И, возможно, именно это делает Россию уникальной и отличной от других наций.

Роман «Обломов» провокативно искажает образ России и ее народа, но это именно то, что делает его таким важным для понимания русской души. Гончаров не только раскрывает проблемы и слабости русской нации, но и показывает ее сильные стороны и уникальность. Роман является зеркалом русской души и ее внутреннего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: