Где завязка и развязка комедии ревизор?

Где завязка и развязка комедии ревизор?

Очень краткое содержание

«К нам едет ревизор», — такое «пренеприятнейшее известие» сообщает глава провинциального города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский своим чиновникам. Новость их пугает. В городе бардак, многие служащие не чисты на руку. Проверка чревата  лишением должностей, а в худшем случае — заключением за решетку. Причины визита петербургского гостя не ясны, герои теряются в догадках.

В это время в городе остановился проездом мелкий чиновник Иван Хлестаков и оказался в бедственном положении, проигравшись в карты. Его принимают за ревизора, который приехал инкогнито. Городничий и другие персонажи пьесы устраивают ему шикарный приём.

Молодой человек не сразу понимает причину такого повышенного внимания к нему, но быстро смекает, что к чему,  и пользуется ситуацией. Он «входит в образ» ревизора, сочиняет небылицы, занимает денег, и даже сватается к дочке городничего.

Должностные лица города предлагают ему взятки, которые он, не раздумывая, принимает. Глупость местных чиновников он описывает в письме своему столичному другу-журналисту. Послание вскрывает почтмейстер. Так обитатели города узнают, что Хлестаков – не ревизор. Когда это выясняется, что-то предпринимать уже поздно — в город нагрянул настоящий проверяющий, застав героев врасплох. Пьесу завершает легендарная немая сцена, в которой Гоголь описал положение и выражение лиц актеров перед тем, как опустится занавес.

Место и время действия

События гоголевской комедии  разворачиваются в первой половине XIX столетия в провинциальном городке в центральной России. Он именуется «Городом N». Точное его местоположение не уточняется. Есть указание на то, что город N – это глушь, и он отдален от границ.

Считается, что конкретного прототипа у Города N нет. Это собирательный образ, созданный как пародия на среднестатистический уездный город того времени.

Есть версия, что основой для произведения послужила реальная история, произошедшая в городе Устюжине, где некто Платон Волков, выдав себя за столичного чиновника, обобрал горожан.

Действие второе

Явление первое

Осип, который являлся слугой Ивана Александровича Хлестакова, сетовал на то, что очень хотел есть. Хлестаков совершенно не мог распределять деньги, поэтому, как только они у него появлялись – он тут же их спускал на красивую жизнь и игру в карты. А когда очередной раз все проигрывал – распродавал все, включая личные вещи. И вот сейчас случилось то же самое. Все деньги у него закончились, кормить бесплатно их никто не хотел. Да и трактирщик отказал в обеде, пока они не рассчитаются с предыдущими долгами.

Явление второе

Хлестаков приказывает своему слуге спуститься и попросить обед. Но Осип не собирается этого делать, так как хозяин ясно дал понять, что в долг кормить никого не будет. Более того, он пообещал пойти к городничему с жалобой на барина и его слугу, которые третью неделю живут бесплатно и платить не собираются.

Осип предлагает позвать хозяина, чтоб тот лично передал все это Хлестакову. Хлестаков соглашается.

Явление третье

Хлестаков, оставшись один, сетует на то, что никто ему не хочет давать в долг. Так же он огорчен, что в Пензе проиграл все деньги, да так, что теперь даже не может вернуться домой.

Явление четвертое

Хозяин отправляет к Хлестакову своего слугу. Иван Александрович пытается уговорить принести ему еду, но слуга передает слова хозяина, что кормить его больше никто не будет, пока он не рассчитается со своими прежними долгами.

Явление пятое

Хлестаков с голода хотел продать что-то из своей одежды, но потом представил, как он приезжает домой в костюме из Петербурга, и решил, что лучше поголодать, но произвести впечатление по приезду.

Явление шестое

Хозяин сжалился над Хлестаковым и передал ему обед. Иван Александрович выражает свое недовольство, что принесли всего два блюда. А утром он видел, что внизу люди ели семгу и соус. Слуга объясняет, что те блюда подаются только тем, кто платит.

Явление седьмое

Осип сообщает Хлестакову, что приехал городничий, чтобы поговорить с ним. Иван Александрович очень испугался, потому что подумал, что трактирщик сдержал свое обещание и нажаловался.

Явление восьмое

Когда к Хлестакову приехал городничий, то произошла путаница. Хлестаков, будучи игроком и постоянно находясь в долгах, решил, что его посадят в тюрьму. Городничий же был уверен, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, но хочет остаться инкогнито.

Хлестаков оправдывается, что заплатит по всем счетам, а городничий тут же дает «в займы» ему денег.

Хлестаков начинает рассказывать, что едет домой в Саратовскую губернию. Городничий же воспринимает эти слова как хитрый ход, и понимает, что с Хлестаковым нужно быть очень внимательным и обходительным.

Городничий осмеливается предложить Хлестакову переехать к нему в дом. Хлестаков с радостью принимает приглашение.

Явление девятое

Хлестаков хотел расплатиться с трактирщиком, но слуга начал перечислять все, что тот заказывал. Поэтому городничий сказал, что трактирщик подождет, и ему позже пришлют все расходы.

Явление десятое

Городничий собирается показать Хлестакову все места в городе, которые могут того заинтересовать.

Хлестаков готов смотреть все, кроме тюрем. Городничий дает распоряжение Осипу доставить их вещи к нему домой. А сам тем временем просит разрешения написать предупредительные записки.

Постановки и экранизации

«Ревизор» присутствует в репертуаре большинства российских театров разного уровня – столичных и провинциальных. Постановок было несчетное количество. В XIX столетии после премьерного показа её ставили ещё минимум трижды, в 1860 году в Петербурге и в 1872 и 1882 в Москве.

В 70-х годах XX века в постановках «Ревизора» на сценах главных театров Москвы и Ленинграда роль Хлестакова исполняли такие великие актеры, как Андрей Миронов и Олег Басилашвили.

Неоднократно сюжет воплощался и в кинематографе. Классической считается экранизация Владимира Петрова 1952 года. Более поздний пример из постсоветской эпохи — картина Сергея Газарова 1996 г.

Действие пятое

История создания комедии «Ревизор»

Идея написать пьесу, в которой были бы собраны все пороки современного ему российского общества, пришла Николаю Гоголю в 1835 году, во время его работы над поэмой Мертвые души». Однако центральной идеи произведения у него не было. Николай Васильевич пожаловался на отсутствие сюжета для пьесы Александру Пушкину, с которым дружил и литературные советы которого ценил весьма высоко. Александр Сергеевич, также безмерно уважавший писательский талант коллеги, рассказал Гоголю историю о молодом человеке, которого жители уездного городка приняли за ревизора. Поведение местных чиновников, угождающих липовому проверяющему, как раз-таки и могло отразить все пороки тогдашнего общества. Гоголю идея чрезвычайно понравилась, и он приступил к работе. 

Что же качается первоисточника истории, рассказанной Пушкиным, то у литературоведов есть несколько версий ее появления. Согласно первой, однажды самого Александра Сергеевича приняли за ревизора. Как рассказывал Владимир Соллогуб, случилось это в сентябре 1833 года, когда поэт прибыл в Нижний Новгород собирать материал о пугачевском бунте. По версии В. Птицына такой случай произошел с Пушкиным в 1829 году, когда тот остановился в городе Малоархангельск Орловской области, и его опять же спутали с проверяющим. Существует также предположение, что Александр Сергеевич не был главным лицом такого происшествия, а только лишь слышал о таком происшествии от знакомых. 

Действие первое

Явление первое

Городничий собирает представителей различных отраслей, чтобы сообщить им, что к ним направляется ревизор. Да не просто так, а проверить досконально. Но приехать он должен инкогнито, поэтому сразу можно и не узнать, что он в городе.

Городничий читает письмо, которое ему прислали накануне. Именно в этом послании и идет речь о приезде проверяющего. Городничий поспешно раздает всем указания, как и что необходимо привести в порядок.

Артемию Филипповичу он поручает привести в порядок больницы, которые на данный момент выглядят не презентабельно.

Судье он так же рекомендует навести у себя порядок, хоть и сомневается, что кто-то пойдет проверять суд.

Луке Лукичу, который заведует учебными заведениями, он советует разобраться с учителями, поведение которых порой выходит за рамки приличия.

Они все находятся в напряжении от того, что ревизор едет инкогнито и может застать их врасплох.

Явление второе

Ко всей этой компании присоединяется почтмейстер.

Городничий начинает задумываться о том, что может быть, кто-то на него написал донос. Иначе, почему к ним направили ревизора, он понять не может. Поэтому он просит почтмейстера распечатывать письма, чтобы знать их содержание. На что почтмейстер ему признается, что и так постоянно это делает. Иван Кузьмич уверяет городничего в том, что никаких доносов не было.

Явление третье

Прибегают Бобчинский и Добчинский. Они наперебой начинают рассказывать о том, что в гостинице остановился некий чиновник, по фамилии Хлестаков. И вроде как едет он в Саратовскую  область, но уже вторую неделю находится у них в городе. Общими догадками они приходят к выводу, что это и есть тот самый ревизор.

Городничий начинает вспоминать все происшествия в городе за последние две недели. Городничий собирается навестить Хлестакова.

Явление четвертое

Городничий начинает собираться, выбирая наряд для визита. Он очень нервничает. Так же он отдает приказ вымести всю улицу вплоть до трактира.

Явление пятое

Городничий дает приказ всем, что они на любой вопрос ревизора должны давать удовлетворительный ответ.

Так же, если вопрос станет о строительстве церкви, то говорить, что она сгорела. Чтоб ревизор ни в коем случае не узнал, что она даже не начинала строиться.

Явление шестое

Прибегает жена городничего с дочерью. Жена пытается выяснить у того, кто приехал? Как он выглядит? Куда они направляются? Но Антон Антонович говорит, что все расскажет после по приезду. Анна Андреевна начинает изводить себя разными догадками. Любопытство не дает ей покоя. 

Работа на пьесой «Ревизор»

Николая Васильевича эта идея привела в восторг, и он с энтузиазмом приступил к работе. Однако по ходу написания автор столкнулся с рядом сложностей, о коих сообщал Пушкину в письмах. Несколько раз Гоголь порывался бросить эту затею, но Александр Сергеевич, уже убедившийся в литературном даровании товарища, всякий раз убеждал его продолжить работу. 

В итоге в январе 1836 года пьеса была окончена. Впервые Гоголь представил свое новое произведение публике на вечере у Василия Жуковского, он читал пьесу сам. А чтец Николай Васильевич был прекрасный! Иван Тургенев, который присутствовал на той встрече, вспоминал, что не проникнуться произведением, которое читал Гоголь, было невозможно, потому что сам чтец был одновременно прост, важен и немного наивен и совершенно не «работал на публику, а только лишь стремился передать присутствующим то впечатление, которое пьеса производило на него самого.   

Обложка первого издания Ревизора

А.С. Пушкин и В.А. Жуковский пришли в полный восторг от пьесы. Александр Сергеевич так и вообще прохохотал все время чтения. Однако не все присутствующие были такого же мнения. К примеру, русский драматург, писатель и критик барон Розен, также как поэт и переводчик Николай Кукольник, совершенно не приняли пьесу. Ни один из них даже не улыбнулся при чтении. 

Конечно же, нашлись у произведения и другие противники, которые не хотели видеть за классическим сюжетом «комедии ошибок» более глубокое содержание, где под уездным городком понимается вся Россия. В связи с этим постановку пьесы на сцене цензоры всеми силами пытались запретить. Мол, негоже русскому писателю насмешничать над столоначальниками. Пропустить пьесу на сцену помог Василий Жуковский, который близко общался с императором, и смог убедить Николая I, что в пьесе нет ничего неблагонадежного, и она лишь высмеивает ограниченных провинциальных чиновников. 

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Действие третье

Явление первое

Анна Андреевна и Марья Антоновна изнывают в неведении. Они вдалеке замечают фигуру Добчинского, которого тут же начинают расспрашивать о ревизоре.

Явление второе

Добчинский рассказывает, что ревизор изначально изволил сердиться и жаловаться на содержание в гостинице, но потом сменил гнев на милость. Теперь они осматривают богоугодные заведения в городе.

Анна Андреевна читает в записке указания, что необходимо приготовить комнату и запастись вином. Она быстро отправляет кучера за вином и приказывает подготовить комнату.

Явление третье

Анна Андреевна и Марья Антоновна начинают решать, в чем именно им встретить гостя. Маменька с дочерью, как обычно, начинают спорить кому из них какое платье лучше выбрать.

Явление четвертое

Осип с Мишкой тащат чемоданы. Осип очень голоден, о чем и сообщает Мишке. Но тот уверен, что Осип не станет кушать простые блюда. Но Осип убеждает его в обратном.

Явление пятое

Хлестакова накормили в больнице, он очень доволен. Даже уточнил, всех ли проезжающих так угощают и все показывают?

Городничий начинает расхваливать себя, рассказывая, как он за всем следит и за все переживает.

Хлестаков решает уточнить, нет ли в городе места, где бы можно было поиграть в карты. На что получает твердый отрицательный ответ от городничего.

Явление шестое

Хлестаков приезжает к городничему домой и тот начинает знакомить его со своей семьей. Хлестаков отвешивает Анне Андреевне ряд комплиментов, чем очень к себе располагает. Далее он начинает рассказывать с какими людьми он знаком и общается, что даже сам Пушкин его братом зовет.

Иван Александрович начинает сочинять, что написал очень много произведений. Приписывает себе чужие труды и заслуги. Анна Андреевна ему безоговорочно верит.

Войдя во вкус, Иван Александрович приглашает всех в гости, когда те будут в Петербурге. Рассказывая, что его дом чуть ли не самый главный в городе. Хлестаков заврался так, что сообщил всем, что даже управлял департаментом. Тем временем его собеседники очень сильно переживают. Хлестаков настолько вжился в свою роль, что ему все беспрекословно поверили.

Явление седьмое

Бобчинский и Добчинский обсуждают между собой Хлестакова и гадают, какое у него звание. Решили, что не меньше чем генералиссимус. Они побежали рассказывать остальным о своих впечатлениях.

Явление восьмое

Анна Андреевна и Марья Антоновна по своему обычаю начинают спорить о том, на кого из них смотрел Хлестаков. Маменька доказывает, что на неё, а дочь – что на неё.

Явление девятое

Городничий приходит к своей жене в растерянности. Ведь он хотел напоить Хлестакова, чтобы выпытать у того правду. А в итоге узнал намного больше, чем и хотел. Он понимает, что выпивший человек ничего таить не будет, поэтому он очень испугался рассказа Хлестакова.

Явление десятое

Городничий, его жена и дочь начинают расспрашивать Осипа насчет барина. И если у жены и дочери вопросы глупые, никому ненужные, то городничий пытается выяснить у него нужную информацию. За что дает Осипу денег. Деньги Осип берет.

На вопрос о строгости барина, Осип рассказывает, что барин всегда обращает внимание на то, как обращаются люди с Осипом. Городничий быстро это понимает и дает Осипу еще денег

Маменька и дочка идут поговорить о чем-то таком, что только лишь они заметили у барина. Городничий не воспринимает их речи всерьез.

Явление одиннадцатое

Держиморда и Свистунов приходят к городничему. Он им приказывает стоять на входе в дом, и если только они заметят человека, который хочет принести жалобу ревизору, чтобы они гнали его взашей.

Действие четвертое

Явление 1

Посовещавшись между собой, чиновники пришли к выводу, что единственно правильным решением будет дать ревизору взятку. Однако желающих сделать это не нашлось. Все боялись попасть под закон. Чтобы быть честными друг перед другом чиновники решили входить в комнату по одному и разговор вести каждый от своего лица.

Явление 2

Хлестаков в отличном расположении духа после крепкого сна и сытного ужина выходит из комнаты. Такая жизнь ему по душе. Везде ему рады, все перед ним на цыпочках ходят. Дочка городничего недурна собой и явно давала понять, что он ей симпатичен. Если приударить за ней, то в городе можно будет подзадержаться, совмещая приятное с полезным.

Явление 3

Сунуть взятку может далеко не каждый. Было видно, что чиновникам данная идея не по душе. Очередь из них выстроилась немалая. Первым был судья Тяпкин-Ляпкин. Деньги судья судорожно сжимал в кулаке. Он заметно нервничал. От волнения кулак разжался. Деньги выпадывают на пол. Хлестаков парень не промах. Сразу просек ситуацию. Увидев выпавшие купюры, он просит у судьи дать ему деньги в долг. Ляпкин-Тяпкин был рад избавиться от денег. Якобы одолжив деньги Хлестакову, он спешит поскорее ретироваться из комнаты.

Явление 4

Почтмейстер оказался вторым в очереди. Хлестаков сразу заявил ему, что нуждается в деньгах. Сумма долга равнялась 300 рублям.

Явление 7

Бобчинский и Добчинский оказались самыми жадными на деньги. Сумма в 65 целковых напополам была вручена Хлестакову, скрипя зубами.

Явление 8

После ухода чиновников, Хлестаков принялся пересчитывать деньги. Улов удался. Он догадался, что его приняли за другого. Своим веселым приключением он решает поделиться с другом журналистом. Пусть в своей газете высмеет этот глупый народ и расскажет во всех подробностях, кто стоит у руля власти и кому доверили управлять городом.

Явление 9

Осип предлагает Хлестакову бежать, пока правда не вышла наружу. Хлестаков соглашается. Перед отъездом он просит Осипа отнести письмо на почту, адресованное Тряпичкину. За окном расшумелись купцы, решившие нанести визит ревизору. Квартальный пытался их задержать, но Хлестаков отдал распоряжение всех впустить в дом.

Явление 10

Купцы оказались щедры на подарки. Всех их привела жалоба на городничего. Они обратились с просьбой к Хлестакову замолвить при случае за них словечко в столице. Хлестаков обещает принять меры. От предложенных купцами денег не отказывается.

Явление 11

Удивили визитом слесарша и унтер-офицерша. Они тоже пожаловали с жалобой на городничего. У одной из них незаконно забрали мужа служить, а вторую высекли при народе. Толпа у ворот меньше не становилась. Осип подгонял барина быстрее уезжать отсюда. Хлестаков приказывает больше никого к нему не впускать.

Явление 12

При виде дочери городничего, Хлестаков пал на колени, открыто заявляя о том, что безумно влюблен в нее. Марья Антоновна не ожидала такого поворота, но в душе безумно счастлива.

Явление 13

Анна Андреевна увидев Хлестакова на коленях перед дочерью, вне себя от бешенства, прогоняет Марью Антоновну. Девушка в слезах убегает

Хлестаков переключает внимание на жену городничего, заверяя ее в своих чувствах по отношению к ней

Явление 14

Марья Антоновна вернувшись, видит Хлестакова, стоящего на коленях перед ее матерью. Поняв, что попал в неловкое положение, Хлестаков на ходу придумал, как выкрутиться из него. Он хватает за руку Марью и просит благословить их союз у матери девушки.

Явление 15

Городничий, прознав о цели визита купцов в его дом, убеждает Хлестакова, что они наговаривают на него. Анна Андреевна перебивая супруга, ошарашивает его известием о скорой свадьбе ревизора и Марии.

Явление 16

Осип сообщает, что лошади готовы. Пора выдвигаться в путь. Городничему Хлестаков объяснил цель своего отъезда желанием навестить дядю, пообещав вернуться через день. Поцеловав Марье ручку на прощанье и перехватив у городничего на дорожку денег в долг, Хлестаков вместе с Осипом в спешке уезжают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: