Сила и слабость е. базарова

Сила и слабость нигилизма евгения базарова. сила и слабость базаровскго нигилизма сила и слабость нигилизма евгения базарова

Сочинение про Базарова

Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

Евгений Базаров считал себя нигилистом и не верил ни во что. Как человек, Базаров не признавал никаких принципов и стереотипов, при этом никому не подчиняется. Базаров получил медицинское образование и интересовался естественными науками. Он трудился ежедневно, не покладая рук. Герой вставал рано, шел по полю и собирал целебные травы. Базаров считал, что целей можно добиться только трудом. Он жил в поместье родителей и лечил людей. Евгений ненавидел дворян, которые казались ему пустыми и самолюбивыми людьми. Взгляды Базарова поддерживали многие либералы.

Базаров не был материалистом, но признавал науки как физиология и физика. Отношения мужчины и женщины Евгений воспринимал со стороны физиологии. Он считал чепухой любовь и романтику. Заумные мысли он рассказывал своему ученику Аркадию Кирсанову. Базаров относился к нему как к сыну. Юный нигилист считал, что человек должен действовать, руководствуясь внутренними ощущениями. По словам автора, такие герои как Базаров живут только в определенную эпоху. Крепостные восхищались силой духа, непреклонностью и твердостью. Герой мог противостоять любой преграде, и не боялся смерти.

Евгений понимает, что его жизненная дорога будет тяжелой, требующая много сил и жертв. При этом он все равно придерживался собственных убеждений. На своем жизненном пути он познакомился с Одинцовой. Он отрицал свои чувства к молодой девушке. Во время разговора Базаров поделился с ней своими жизненными принципами и взглядами. Но Одинцова не поддерживает его взглядов. Базаров решил пожертвовать всем ради дела. После появления любви у Базарова появляются внутренние противоречия. Он ценил только науку и здравый смысл и старался отрицать чувства. Кроме любви он отрицал литературу, искусство и пустословие, и духовное начало окружающего мира.

Даже перед смертью Базаров придерживался собственных идеалов и гордо смотрел в глаза смерти. Именно сила, преданность и мужество отличали Базарова от других людей. Поскольку не каждый может бесстрашно ждать собственную смерть. Одновременно у Базарова были отрицательные стороны как резкость, грубость, неверие в творчество и иронизм. Образом Базарова можно восхищаться и ненавидеть одновременно. Герой не боялся осуждения и непонимания со стороны других, и открыто выражал свои мысли и недовольство. Евгений был целеустремлен и практичен, отличался лидерскими качествами и обладал незаурядным умом.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Критика нигилизма в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева является одним из наиболее значимых произведений русской литературы. В нем автор обращается к теме нигилизма и критически относится к идеям молодого поколения, которые представляет главный герой Евгений Базаров. Нигилизм стремится отрицать и сомневаться во всем, включая авторитеты, моральные ценности и традиции.

Несмотря на то, что Базаров считается воплощением нигилизма, сам Тургенев выступает против этой философии и представляет различные точки зрения на ее критику.

Одна из критик нигилизма в романе «Отцы и дети» заключается в том, что устремление к полному отрицанию и разрушению не приводит к позитивным переменым и прогрессу. Базаров, хоть и высказывает идеи об освобождении от старых порядков и предрассудков, но не предлагает альтернативные модели развития общества. Таким образом, Тургенев предлагает некоторые критические соображения по отношению к нигилизму, утверждая, что простое отрицание и разрушение не являются решением проблем, а только пустым и бесплодным стремлением к «чистоте» и «пустоте».

Другой критикой нигилизма в романе является идея о необходимости баланса и принятия некоторых традиций и ценностей на основе понимания определенных принципов и справедливости. Тургенев показывает, что абсолютный нигилизм приводит к отчуждению и сокращению связей между людьми. Поэтому появляется необходимость найти некоторый компромисс между старыми традициями и новыми идеями.

Таким образом, роман «Отцы и дети» представляет не только критику нигилизма, но также и предлагает ряд альтернативных моделей развития общества

Тургенев акцентирует внимание на важности принятия некоторых традиций и ценностей, их преобразовании на основе понимания, а также на необходимости найти баланс между старыми и новыми идеями. Весьма значительным является факт, что автор представляет разные точки зрения и в лице Базарова и его противоположности Аркадия Кирсанова, читатель может найти аргументы как за, так и против нигилизма и внутрих диалектики понять место этого философского течения и его критику с точки зрения нравственности и этики

2 вариант

В произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» появляется «новый тип» людей, полностью отрицающий общепринятые нравственные и культурные ценности общества. Идеология главного героя имеет противоречивость. Базаров с неприязнью относится к дворянству из-за их зажиточности и ленивости, негативно отзывается о крепостном праве, что раскрывает  его положительные стороны , но насильственное противостояние любви показывает слабость мужчины, ведь практическая теория «ломается».

Молодой нигилист считает, что самодержавно-крепостническая  система, изжившая себя, не поможет для светлого развития будущего страны, поэтому  для преобразования важно нововведение ,которое внесут потомки. Паразитизм господствующего класса проявляется в том, что они ничего не делают для обогащения ума, создания идей, помогающих  улучшить положение России: «Исправьте общество, и болезней не будет»

Также Базаров – это  защитник простого народа, замучившегося от невежества и рабского отношения со стороны аристократов, думающих только о материальном благополучии и выгоде. Одна из его задач- проповедовать крестьянам  мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от  хозяев. Так сказать, разрушить подобострастное сознание людей, привыкших автоматически подчиняться высокопоставленным лицам. Следует упомянуть, трудолюбие  главного героя поражает тем, что он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неразведанные доводы. Он безвозмездно работает, потому что не нуждается в материальном достатке ,так как ненавидит искусство производить деньги.  Именно критический ум борца за справедливость и уверенность в суждениях доказывают, что Базаров –образованный человек, знающий много информации.

Идеология мужчины имеет ряд слабых мест, так как он не может сопротивляться любви. Страстные чувства, которые зарождаются в его нежном сердце к Одинцовой, буквально выходят наружу. С помощью грубости Базаров пытается скрыть глубокую симпатию, но терпит поражение: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа». Нигилистические взгляды мужчины не способны отрицать вечные ценности, поэтому судьба посылает испытание любовью. Потребительское отношение к природе раскрывает интеллигента как человека, не умеющего видеть прекрасное , чтение художественных книг ему незнакомо, поэтому он культурно не просвещён. Он лишён широты кругозора ,потому что развит  односторонне, погружаясь лишь в науку, объясняющую все жизненные явления. Неприятие природы, искусства и поэзии сужает многообразие  красоты, поэтому он живёт лишь по теориям, где повседневным  эмоциям нет места.

Нигилизм Базарова одновременно показывает его уверенным борцом за суждения в сфере знаний, но , когда дело касается неподвластным чувствам, главный герой бессилен.

Философская дилемма Базарова

Основной философской дилеммой Базарова является его непреклонное отрицание всего устоявшегося и его невозможность построения своей собственной философии или идеологии. Базаров решительно отвергает все, но не предлагает ничего взамен — он не может предложить никаких альтернативных взглядов или ценностей. Он ограничивается разрушением и критикой, но не находит путей для построения новых идей.

Базаров отказывается от привязанности к идеалам и страстям, однако его нигилистическая позиция приводит его к отрыву от жизни и гармонии с окружающим миром. Он становится неким негативом, отделенным от общества и неспособным найти счастье или удовлетворение. Его непреклонное отрицание ставит его в положение вечного отступника, а его непреклонность идей делает его уязвимым перед разочарованиями и жизненными трудностями.

Эта философская дилемма Базарова является его слабостью. В его отрицании всего он отвергает возможность нахождения смысла в жизни и создания новых ценностей. Его нигилистический подход не позволяет ему принять окружающий мир и наслаждаться всеми его прелестями. Он живет в постоянном противоречии с самим собой, его идеи лежат наружу окружающего мира и общества, и это делает его уязвимым и несчастным.

Сила нигилизма Базарова Слабость нигилизма Базарова
Отвержение устаревших норм и идеалов Отсутствие альтернативных идей и ценностей
Независимость от общественного мнения Отчуждение от жизни и невозможность наслаждения ей
Критический взгляд на окружающий мир Отсутствие смысла жизни и постоянное внутреннее противоречие

Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Действие романа происходит в 1859, а эпилог рассказывает о событиях, случившихся после 1861 года. Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночинно-демократической, к которой относится Евгений Базаров, и либерально-дворянской.

Взгляды Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, они лишь только разглагольствуют, убеждения и тех и других изжили себя. Но Базаров не видит силы и в народе.

Базаров – «нигилист»: он отрицает государственное устройство, семью, церкви, искусство – все основы дворянского и буржуазного общества. Он готов признать только то, что ощутимо полезно. Базаров и внешне стремится выделиться, отличиться от своих «врагов»: он носит большие бакенбарды, одевается в балахон с кистями. Лицо его выражает уверенность и ум. Базаров занимается естественными науками, он учится на доктора. Его занятие соответствует его убеждениям: герой — материалист и всё, что нельзя пощупать руками или доказать опытным путём, он отрицает.

Тургенев показывает Базарова в чуждой, и даже враждебной, ему среде, поэтому в герое выделяется, с одной стороны, его резкость и грубоватость, с другой – спокойная уверенность в себе, ум, сила, убеждённость.

Евгений Базаров — свободомыслящий человек. И, несмотря на молодость, он имеет своё мнение о положения и роли аристократии, о народе, искусстве, природе. У героя отсутствует эстетическое восприятие мира – ни музыка, ни поэзия его не интересуют, он утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Об этих вопросах с Базаровым спорит Павел Петрович Кирсанов. Он представитель поколения аристократов, который не понимает и не хочет понять «новомодного» Базарова. Их споры могут продолжаться бесконечно, и они никогда не придут к согласию, потому что каждый смотрит на обсуждаемые проблемы с точки зрения своего поколения. В этом проявляется тема смены поколений в романе – консервативные отцы не понимают взглядов своих детей.

Интересно, что Базаров конфликтует не только с аристократом Кирсановом. Он не может найти общий язык и со своими родителями-разночинцами. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы: с одной стороны, он их любит, а с другой, в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

Аркадий Кирсанов, пытаясь быть похожим на своего кумира Базарова, тоже увлекается нигилизмом. Ему очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Отсюда происходит его конфликт с отцом. Юный Кирсанов ещё не понимает, что на самом деле он хочет домашнего уюта, семейного тепла. Его нигилизм ненастоящий, и вскоре он возвращается домой во всех смыслах этого слова.

Для полного раскрытия образа Базарова, его характера нужно было испытание любовью, ведь «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». В отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой становиться понятно, что Базаров – пылкая и страстная натура. Он был захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, — страсть, сродне злобе». Но чувства героев не взаимны. Одинцовой нужна уравновешенная и спокойная жизнь, позже она вступает в брак по расчёту. А Евгений импульсивен, он мучительно переживает потерю, тем более, что она связана с крушением всех его взглядов не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Таким образом, в изображении характера своего героя Тургенев пользуется приемом «тайной психологии» — он изображает натуру Базарова, его духовную эволюцию через жизненные, духовные испытания.

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

Сочинение про смерть Базарова

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма.

Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире.

Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать.

Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка.

Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу. «Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой.

И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность. Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Сущность нигилизма

Цитаты, отражающие сущность нигилизма в романе:

  • «Книга про нигилизм, или нечто похожее на него. Миллионный тираж; книжные магазины и двери,- где-то, конечно, открыты, как бы сами собою. Это апогей мятежа, энтр’акт перед финалом» (И. Тургенев, «Отцы и дети»). Данная цитата показывает нигилистскую концепцию как выражение мятежа против устоявшегося порядка и культурных норм. Книга, о которой говорит автор, представляет собой символичное проявление нигилизма в романе.

  • «Нигилизм… какое удивительное слово! «Страдалец мира», то есть песчинка в этом мире! Песчинка хочет быть планетой; когда понимаешь, что это бессмысленно, надо без страху ничего ждать и лишь забываться в мечтах» (И. Тургенев, «Отцы и дети»). В этой цитате автор показывает сущность нигилизма как стремление к отрицанию и отчуждению от мира, а также как бессмысленное мечтание о чем-то недостижимом и иррациональном.

  • «Антиигрист и нигилист! — отвечал Яковлев; — то есть человек, который не одобряет ничего и в крови своей любит разрушать» (И. Тургенев, «Отцы и дети»). В данной цитате автор показывает нигилизм как философскую концепцию, которая противопоставляет себя всему существующему и стремится к его разрушению без оглядки на последствия.

С помощью этих цитат Иван Тургенев раскрывает сущность нигилизма как философской концепции, которая отрицает все устоявшиеся ценности и авторитеты, предлагая вместо них бездушную рациональность и отсутствие этических принципов.

Евгений Базаров – герой современности

Таким образом, очевидно, что хотя герой излишне прямолинеен и даже слегка грубоват, он всё же является добрым и заботливым человеком, обладает некой внутренней харизмой. Главное достоинство его состоит в том, как искренне проявляет Базаров отношение к окружающим людям. Он не стремится понравиться всем вокруг, не выпячивает свои передовые взгляды, не кричит на каждом углу о далеко идущих планах, хотя они действительно таковы, ведь с помощью материализма Евгений стремится сделать мир лучше, осчастливить всех и каждого. Он преданно любит родителей и старается всего в жизни достичь самостоятельно. Именно эти черты делают его положительным персонажем в романе и позволяют отнести даже к героям нашего времени.

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству — лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга — это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Любовная линия в романе

Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения – братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова – нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова – источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.

Аркадий по возрасту – представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.

Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.

Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.

Проявление нигилизма в отношениях главных героев

Одной из ключевых цитат, иллюстрирующих нигилизм Базарова, является его знаменитое высказывание: «Люблю пусть, люблю свободу более жизни». Эта фраза выражает его равнодушие к традиционным ценностям и отвержение общепринятых представлений о счастье и Фражимурское право любви. Базаров считает, что свобода и самовыражение важнее конформности и подчинения.

Нигилистические взгляды Базарова также проявляются в его отношении к Анне Однековой. Он считает, что между мужчиной и женщиной может быть только физическая привязанность, а любовь и любые другие эмоциональные привязанности — лишь обман. Этот подход к отношениям разрушает нормы того времени, где брак и семья считались важными и неотъемлемыми институтами общества.

Аркадий Кирсанов, сын паверхнего Киразнова, также проявляет нигилизм в своих отношениях. Он под влиянием Базарова отказывается от конформизма и традиционных представлений о счастье, выбирая свободу и независимость.

Нигилизм и отвержение общественных предрассудков становятся для Аркадия и Базарова главной ценностью, что приводит к их конфронтации с окружающей довольно консервативной средой. Между главными героями возникают споры и разногласия, которые в итоге ведут к трагическим последствиям.

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс

«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова Базаров – герой прогрессивный, но неоднозначный. Он практически никого не уважает, никогда не прогибается ни перед кем и не придает значения чужому мнению. В душах читателей он оставляет неизгладимый след. По крайней мере, им можно восхищаться либо ненавидеть, но равнодушным герой не оставляет никого. Вот сочинение с цитатами для 10 класса про образ героя Базарова на тему «Бунтующее сердце»:

Как и Чацкий, он стремится открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, показаться глупым, не боится, что его отвергнут. По большому счету, Евгению безразлично, кто и что про него думает.

Герой – вольнодумец. Он говорит то, что считает нужным и никого не боится. Это «новый» человек, что верит в прогресс, который настанет благодаря благам науки. Что же касается искусства, он считает это бесполезным явлением в обществе. На первое место Базаров ставит разум и анализ.

Это дерзкий, надменный молодой мужчина, которому никто не указ. Тем не менее, тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение – заблуждение. Будущее не за такими людьми, они должны уходить. Вполне возможно, что в чем-то Базаров был прав. Но, увы, не во всем.

Цитаты:

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
«Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои».
«Нечего мешкать. Мешкают одни дураки да умники».
«Вот, что значит с феодалами пожить

Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь».
«А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно лучше зависит от меня».

После влюбленности в Одинцову, его взгляды несколько меняются. Но суть остается прежней. Базаров уверен, что любовь – это непростительная слабость.

Базаров и нигилизм: ключевые особенности

Нигилизм в понимании Базарова, главного героя романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, является одним из ключевых аспектов его характера. Базаров представляет собой типичного нигилиста, который отвергает традиционные ценности и взгляды общества.

Основные характеристики нигилизма в понимании Базарова:

  • Отрицание и сомнение во всем: Базаров не признает авторитетов, иерархий и установленных правил. Он применяет логический и научный подход ко всем аспектам жизни и не верит в непроверенные идеи и предубеждения.
  • Пренебрежение эмоциями и эстетическими ценностями: Базаров считает, что эмоции и красота – это просто иллюзии, которые препятствуют рациональному мышлению и научному прогрессу.
  • Ориентация на практическую полезность: Базаров придает большое значение только тому, что имеет непосредственную пользу для людей. Он скептически относится к искусству, философии, романтике и другим сферам деятельности, не имеющим явного практического применения.
  • Самоизолированность и асоциальное поведение: Базаров не стремится найти свое место в обществе и ведет себя отчужденно. Он не принимает нормы и обычаи, считая их лишними и несвободными.

Нигилизм Базарова важен для понимания самого героя и его роли в романе. Он символизирует новую эпоху, которая противостоит старому порядку вещей и стремится к научному познанию и прогрессу. Однако, нигилизм Базарова также имеет свои негативные последствия, ведь отвержение всех ценностей и эмоций может привести к безразличию и отчуждению от общества.

Появление и развитие идеи нигилизма в литературе

Идея нигилизма, как философское и литературное направление, начала формироваться в XIX веке. Основой ее стали работы западных философов, таких как Шопенгауэр, Ницше и Шестов, которые выражали скептическое отношение к существующим ценностям и идеалам общества.

В русской литературе идея нигилизма получила свое отражение прежде всего в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Главным героем романа, Евгением Базаровым, автор создал образ типичного нигилиста, противопоставляя его жизненным взглядам и поведению взрослого поколения.

Базаров отличается характерной философией, согласно которой все ценности и идеалы не имеют значения и не приводят к положительным изменениям в обществе. Он пропагандирует идею отказа от старых традиций, призывает к прогрессу и науке, отрицает роль искусства и любовь как препятствия на пути к истинному познанию.

Базаров становится инкарнацией нигилизма в романе, что обусловлено его неприятием традиционных ценностей и стремлением изменить общество. Вместе с тем, автор значение нигилизма в «Отцах и детях» показывает также через отношение других персонажей к Базарову.

Так, роман обнаруживает две главные фигуры, противостоящие Базарову: Павел Петрович Кирсанов и его дочь Анна Одоевская. Их отношение к нигилизму выражается через противопоставление собственных взглядов и идеалов Базарову.

Павел Петрович относится к поколению старой интеллигенции, которое придерживается консервативных взглядов. Он видит в нигилизме опасность для стабильности общества и отрицает его ценность. Анна Одоевская, напротив, привлекается к идеям нигилизма и находит в них смысл своей жизни.

Таким образом, проблематика нигилизма в литературе проявляется через противопоставление различных взглядов и идеалов героев. Интересно, что автор не ставит перед собой задачи однозначного оправдания или осуждения нигилизма, но рассказывает о его существовании и показывает его влияние на окружающих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: