Эпизод с портретом сына Наполеона
Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, «есть история». Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать «отеческую нежность». Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории. Данная сцена показывает человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.
Образ Наполеона в искусстве, в живописи: кратко
Образ Наполеона в искусстве, в живописи Наверное, интерес к этой исторической фигуре никогда не пропадет. Писатели, поэты и художники нередко вспоминали о Наполеоне, осуждая его тиранию, но прославляя полководческие качества. Вот образ Наполеона в искусстве, в живописи кратко:
В живописи император на века остался благодаря портретам. Учитывая, что к своей личности Бонапарт питал огромное уважение (мало того, был даже нарцистичным), то писали его достаточно часто. Однако можно оценивать и иные картины, написанные в период правления императора.
Разумеется, Наполеон изображался в разной обстановке – как в домашней, так и на поле боя. Соответственно, эмоции везде были разными. С детства Наполеон представляется раздражительным, но вертким. Таким же остался и во взрослом возрасте. Примечательно, что живописцы не приукрашивают его внешность, оставляя с теми несовершенствами, которые она имела.
Достаточно часто, глядя на картины, где изображен этот правитель, очень сложно разглядеть в малоприятном, невысоком человеке с рыхловатой фигурой, харизматичного лидера, тирана, что в свое время порабощал целые государства, без промедления жертвовал людьми и строил свою империю на крови.
Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.
Популярные сегодня темы
Как выглядит император Франции
Худое лицо Наполеона в 1805 году под Аустерлицем свидетельствовало о его напряженном графике, усталости, молодецком задоре. В 1812 году император Франции выглядит иначе: круглый живот указывает на увлечение жирной пищей. Из воротника синего мундира выглядывает пухлая шея, а выпуклости толстых ляжек хорошо прорисовываются через обтягивающую ткань белых лосин.
Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.
Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.
Описание персонажа
Характеристика Наполеона в романе Льва Николаевича Толстого весьма неоднозначна. С одной стороны, он представляется величественным полководцем и повелителем мира, а с другой — ничтожным французом.
Внешность императора
Наполеон Бонапарт не мог похвастаться привлекательной внешностью. Тело его выглядело некрасивым и толстым. В своём произведении автор делает акцент на том, что ещё в 1805 году он был намного стройнее, а лицо его и вовсе казалось худощавым. Спустя семь лет, у него появился выпирающий живот, который Толстой назвал «сорокалетним брюшком». Помимо полноты, портрет императора можно описать следующим образом:
- маленькие пухлые руки;
- располневшее лицо, но черты его были довольно молодыми;
- выразительные глаза;
- широкий лоб;
- невысокий рост;
- резкий голос.
Сюда же можно добавить и следующую цитатную характеристику: «…Твёрдые, решительные шаги», «Круглый живот… Жирные ляжки коротких ног… Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… Выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
Характеристика личности
Главной чертой французского императора была самовлюблённость — герой считал себя лучше других. Толстой в своём романе не стал отрицать, что Наполеон был хорошим полководцем, но при этом уточнил — ему просто везло. К окружающим людям герой относился пренебрежительно. Он, как обычный человек, добившийся самостоятельно таких вершин, считал людей, не сделавших подобное, недостойными его внимания.
Кроме того, Наполеон был жутким эгоистом. Автор показывает его читателю избалованным человеком, любившим находиться в комфортных условиях. Несмотря на это, он не один раз оказывался на полях сражения и не всегда в роли великого полководца.
Когда император только начинал строить свою карьеру, он очень часто довольствовался малым, поэтому беды простых солдат ему были не чужды. Спустя время, Наполеон отдалился от своего войска и погрузился в атмосферу роскоши и комфорта.
Толстой также описал желание правителя быть значимее всех, для него не было мнения других людей — он слушал только себя. Герой считал, раз ему удалось столько добиться — рядом с ним нет равных. Для Бонапарта война была родной стихией. Он не считал себя виноватым в бедах, которые причинял другим людям. По его мнению, правители других государств должны винить во всех несчастьях лишь себя, так как они сами выступали в роли провокаторов.
Герои романа о Наполеоне
В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.
Андрей Болконский
В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.
Пьер Безухов
Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.
Николай Ростов
Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».
Борис Друбецкой
Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»
Граф Растопчин
Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».
Портрет Наполеона
Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»
Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.
Тест по произведению
Цели Наполеона в романе «Война и мир»
Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.
5 фактов о Наполеоне
Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»
2 вариант
Наполеон Бонапарт был маленького роста, но крепкого телосложения, имел небольшой живот, Одевался в белые лосины, ходил в высоких сапогах, так как основное время проводил верхом на коне. Автор описывает его как самовлюбленного человека, он просто себя обожал, его эгоизм порой доходил до безумства. Война не была любимым делом, и ему было наплевать, что тысячи людей там проливают свою кровь. Войну Наполеон прозвал своим ремеслом, это массовое кровопролитие уже вошло в его привычку. Военным делом он был увлечен ещё с юных лет. Для него это стало целью его жизни, к которой он упорно шел. Добравшись до власти, он любит роскошь и требует к себя почета и уважения.
Бонапарт всегда был уверен в своей правоте и безошибочности. По словам Толстого у императора были все навыки ведения войны, но он был не очень образованным и ограниченным в других вопросах.
И в произведении Толстого Наполеон Бонапарт естественно был отрицательным персонажем. Он принес страшное горе в Россию.
В начале произведения описывается, как Балконский и Безухов обсуждают личность императора и восхищаются им, они даже посчитали его своим кумиром. Но чуть позже, на одном из сражений, Бонапарт показал свое истинное лицо. Надменным видом он любовался на залитое кровью поле, где происходило сражение и был рад своей победе, и ему было абсолютно все равно на убитых и раненных людей.
Наполеон Бонапарт был умным полководцем, но своим безразличием и эгоизмом к другим людям, он потерял к себе все уважение.
Толстой акцентирует внимание читателей на актерских способностях императора, тот везде играет свою роль-
роль великого полководца. Автор произведения с некой иронией и даже с сарказмом описывает то, как он позирует для своей истории. Полководец все время играл, в словах, в поступках, он был не естественным. Это было видно по сцене из произведения, когда тот любовался на портрет своего сына. Он уже знал, что то, что он скажет и какие эмоции подаст, всё это будет в истории. Он хотел сыграть нежность отца, лицемерил.
Толстой уже с самого начала в своем романе начал описывать Наполеона, как отрицательного героя, описывая его внешность. Он писал, про округлившийся живот, толстые ноги, волосатую спину. Написал портрет как человека, высокого мнения о себе, беспощадного, думающего только о своих победах, о тщеславии. И также описывал его, как умного и мужественного полководца.
Черты характера Наполеона
маленького человека
Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.
Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.
- Введение
- Герои романа о Наполеоне
- Андрей Болконский
- Пьер Безухов
- Николай Ростов
- Борис Друбецкой
- Граф Растопчин
- Характеристика Наполеона
- Портрет Наполеона
Вариант 2
Автор в комедии «Горе от ума» разделяет всех действующих лиц на положительных и отрицательных. Чацкий выступает персонажем полностью положительным, а вот Фамусов и общество, которое его окружает – персонажами полностью отрицательными, у которых нет даже качеств положительных, заложенных природой.
Да и сам Грибоедов считал Чацкого человеком передовым, таким которого постоянно будут помнить, а его образ будет в сердцах людей вечно. При этом фамусовсое общество станет прототипом всего дворянства в то время. Именно поэтому Чацкий всегда противостоит существующему в то время обществу.
При этом Фамусов, как самый яркий представитель того обществе, является человеком неразвитым, поэтому в его доме всегда царит неуважение и невежество, которое пропитывает буквально все.
Чацкий же полная противоположность данному герою, он привык мыслить и чувствовать, анализировать, с широко открытыми глазами смотреть на происходящее вокруг. Когда он возвращается на территорию Москвы, то сразу бросается в объятия своей возлюбленной, которая за это время совершенно изменилась. У нее уже не было той прежней любви, на нее воздействовало воспитание Фамусова. В этом проявляется его эгоистичность.
При этом Фамусов впускает его в собственный круг, стараясь показать, что он до сих пор остается с ним друзьями. А сам Чацкий до последнего надеется, что любовь Софии вернется, он сразу говорит о том, насколько она красива, но вот девушка никак не реагирует на его высказывания в ее адрес.
Чацкому тяжело в фамусовском обществе, которое не может его принять полностью. Оно понимает, что он достаточно умный человек, с которым нужно находить общий язык, но само общество не хочет меняться, оно намерено поменять Чацкого под себя, но вот молодой человек не согласен на такие изменения. Он привык мыслить и размышлять, его ум находится в постоянном поиске информации, он анализирует ее, старается применить на практике, но вот общество, в котором он живет, совершенно не в восторге от подобных движений, поэтому всячески старается заглушить имеющиеся в нем мотивы и порывы.
Противостояние человека и общества, которое его окружает – вот ключевая идея повествования и произведения в целом.
Сочинение 2
Личность французского императора является неоднозначной как в мире литераторов, так и среди историков. Его жизненные тайны пытались раскрыть многие ученые и деятели из различных сфер. Лев Николаевич в своем произведении провел объективный анализ личности завоевателя и показал ее с различных сторон, нельзя сказать, что автор относится к Наполеону предвзято или хочет его высмеять.
Внешность захватчика, которую изображает писатель читателю меняется из года в год. Так, например, перед битвой в Аустерлице в тысяча восемьсот пятом году Наполеон в произведении выглядит бодрым, энергичным и молодым человеком, на уме которого остаются ребяческие забавы и интересы. Однако, уже в тысяча восемьсот двенадцатом году, он выглядит совершенно по-другому: живот у него свисает, шея становится пухлой и тяжело разворачивается, сам персонаж становится неуклюжим и неповоротливым. При всем этом нужно отметить, что до последнего дня жизни он выглядел достойно и величественно, нося одежду, подобранную со вкусом, и пользовался дорогим и приятным одеколоном.
Против России этот французский лидер решил пойти на момент собственного сорокалетия. Двигался он не так резво, но все также сильно и уверенно держа шаг. Говорил он четко и звонко, особенно сильно делая акцент на ударении на последний слог.
Персонажи в произведении относятся к Наполеону по-разному, зачастую меняя и собственные мнения о нем, узнавая некие подробности его личности. Так, например, в начале рассказа, Андрей Болконский видел в нем большой потенциал и лидерские навыки. Он думает о Наполеоне, как о благородном и сильном человеке, который ведет своих людей к мечте завоеваний. В те времена многие были наслышаны о том, что французский предводитель посещал госпитали и общался с зараженными чумой больными, всячески поддерживая их. Однако, когда Андрей находился при смерти, он услышал речь своего французского кумира, который любовался картинами смерти и разрушений.
Именно в этот момент Болконский понимает, что он серьезно ошибался насчет Наполеона, и начинает считать его больным человеком, который получает наслаждения от картин войны и смерти.
Точно также меняет свое мнение насчет завоевателя и Безухов Пьер, который вначале поддерживает его идеи и замыслы, говоря о нем, как о справедливом и независимом правителе, который не учитывает собственные интересы. Но, когда он оказывается на разрушенных остатках Москвы, то полностью меняет свое мнение. Видя то, как Наполеон творит беззаконие и превышает свои полномочия, творя ужасные вещи, он считает его своим антигероем.
Взгляды Пьера Безухова
Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.
Биография
Наполеон Бонапарт — историческая личность, император Франции, главнокомандующий французской армии. Корсиканец, родился в мелкопоместном дворянском семействе.
Свою военную карьеру начал поручиком в полку Южной Франции и благодаря своим качествам стал быстро продвигаться по службе. В 1799 году произвёл военный переворот в Париже, став одним из трёх консулов Франции. Спустя 5 лет стал императором Франции.
Мечтая покорить всю Европу, Наполеон одержал ряд блестящих побед над войсками европейских коалиций, в том числе и в Аустерлицком сражении в 1805 году. В этой битве против французского войска сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.
Успех на военной арене привел к тому, что в 1812 году Наполеон решил напасть на Россию, но, встретив героическое сопротивление русской армии и простого народа, был вынужден бежать. Результатом этого поражения стало отречения Наполеона от престола. После неудачной попытки вернуть себе власть он был сослан на остров Святой Елены, где умер в 1821 году.
Духовный мир Наполеона
Наполеон Бонапарт — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» наряду с вымышленными героями действуют исторические лица.
Образ Наполеона, созданный Толстым, не стоит считать сугубо документальным, так как роман относится к художественным произведениям, при написании которых может использоваться субъективное мнение и художественная выдумка.
Об этом полководце в романе говорится с первых строк почти до последних. Писатель разносторонне раскрывает образ Наполеона, а в эпилоге представляет своё мнение об этом человеке.
Портрет: описание внешности, речи, манер поведения
Наполеон в описании Толстого — невысокий человек с полным, моложавым лицом. Автор отмечает, что в 1812 году лицо Бонапарта было жёлтое и опухшее, а фигура — потолстевшая, с выставленной вперёд грудью и животом — имела осанистый, представительный вид.
Наполеон по национальности был итальянцем, поэтому, будучи раздражённым, энергично жестикулировал. Ходил он быстрыми твёрдыми, решительными шагами, немного откинув назад голову.
Говорил Бонапарт резким голосом, «отчеканивая каждый слог».
Характер и поступки
Наполеон представлен в романе как жестокий завоеватель, поставленный историей во главе захватнических войн. Он показан как человек эгоистичный, лишённый нравственного чувства, равнодушный к людям. Бонапарту присущ эгоцентризм, он считал, что всё в мире зависело только от его воли.
Интересовало его лишь то, что происходило в его душе. Он любит власть и поклонение своему «величию».
Мнимое величие Толстой показал, описав, как Бонапарт обозревал Москву, стоя на Поклонной горе, и был уверен, что скоро к нему придёт делегация «бояр», чтобы вручить символические ключи от столицы.
Бонапарт привык, что его поведение, действия, слова вызывают восхищение у окружающих, и это ещё больше развило в нём тщеславие, уверенность в своей правоте всегда и во всём.
Отношение к войне и солдатам
Наполеон называл войну своим ремеслом и считал, что её нужно вести по правилам. Он жаловался в 1812 году Кутузову и императору Александру I, что русские ведут войну не по правилам. «Дубина народной войны», не учитывая этих правил, обрушилась на армию французов.
Бонапарт перед сражениями для поддержания у своего войска боевого духа произносил пафосные речи. Они записывались, чтобы сохранить их для истории.
Наполеон относился равнодушно не только к судьбе своих солдат, но и вообще к своей армии. Главной заботой его было всегда выглядеть величественно. Но ему пришлось забыть о своём величии при бегстве из России. Он ехал в тёплой шубе, оставив позади своих гибнущих и замерзающих солдат. Так Россия развеяла в прах мечты Наполеона о его мировом господстве.
Отношение Толстого к Наполеону
Л. Н. Толстой считал Бонапарта ограниченным человеком потому, что он был озабочен только своей славой, лишён правды и простоты, был равнодушен к людям.
Своё мнение о том, каким образом Наполеону удалось стать императором Франции и завоевать множество европейских стран, Толстой изложил в эпилоге романа (часть 1, глава 3). Там он подчеркнул, что власть этому человеку дали «миллионы случайностей» и что успеху в войнах тоже сопутствовали счастливые для Бонапарта случайности.
Но после Бородинского сражения вместо них появилось «бесчисленное количество обратных случайностей», которые были уже не за, а против наполеоновского нашествия.
Автор романа «Война и мир» полагает, что Бонапарт не распоряжался ходом Бородинского сражения, поскольку из его диспозиции не было исполнено ничего, и он не видел, что там происходило. Он лишь, как пишет Толстой, «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).
Вывод
Образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» – это образ ограниченного человека, который обрёл власть и воинскую славу благодаря случайностям. Таким его представил автор. Главные герои романа, сначала восхищённые Наполеоном, впоследствии в нём разочаровались и уже не считали его великим.
Образ Наполеона, представленный Толстым, критически восприняли некоторые писатели, например, А. П. Чехов и Э. Хемингуэй. Они считали, что автор романа «Война и мир» недооценил его полководческую гениальность.
Характеристика образа Наполеона может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Сочинение про Кутузова
В своем самом популярном романе Лев Николаевич Толстой поднимает множество обсуждаемых тем. Одной из которой является тема исторической личности, ее влияния на историю.
Кутузов — главная и неоднозначная личность в романе. С одной стороны Лев Николаевич Толстой дает положительную оценку Кутузову, говоря, что он слушает народ, уважает его мнение, пытается действовать на благо России. Но с другой отмечает, что его значение в истории мало, ведь именно народ стал той силой, которая помогла победить врага. Все это Толстой отлично показал, описывая образ Кутузова. Кутузов показан во время боевых действий, он самоуверен и решителен
На совете в Филях Кутузов принимает самое важное решение — оставить Москву французам. Он прекрасно осознает риск всей ситуации, но Кутузов отличный полководец, это доказывают последствия данного события — Россия выигрывает войну
Роль Кутузова также раскрывается в конфликте с Александром Первым. Он не боится противостоять императору и настоять на своем верном решении.
Но Кутузов выступает главным персонажем не во всем романе. В самом конце Лев Толстой говорит, что Кутузов умирает в самый подходящий момент, никто даже не замечает этого и не переживает.
Можно заметить, что Толстой отмечает — Кутузов является наблюдателем, он не оказал большого влияния на происходящие события, инициатором всего был народ, Кутузов лишь смог направить ситуацию в нужное русло, возглавить народ, подтолкнуть его к действиям.
Образ Кутузова олицетворяет всю Россию, всю ее противоречивость и неопределенность.
Эпизод с портретом сына Наполеона
Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, «есть история». Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать «отеческую нежность». Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории. Данная сцена показывает человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.
Наполеоновские качества героев произведения
В других героях произведения наполеоновские качества Лев Николаевич связывает с отсутствием у персонажей нравственного чувства (например, Элен) или же с их трагическими заблуждениями. Так, в молодости увлекавшийся идеями французского императора Пьер Безухов остался в Москве для того, чтобы убить его и стать тем самым «избавителем человечества». На ранних этапах духовной жизни Андрей Болконский мечтал о том, чтобы возвыситься над другими людьми, даже если требуется для этого пожертвовать близкими и семьей. В изображении Льва Николаевича наполеонизм — опасная болезнь, которая разъединяет людей. Она заставляет их блуждать слепо по духовному «бездорожью».
Духовный мир Наполеона
В понимании Толстого духовный мир предводителя французов — это «искусственный мир», населенный «призраками какого-то величия» (том третий, часть вторая, глава 38). На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что «царь есть раб истории» (том третий, часть первая, глава 1). Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл «тяжелую», «печальную» и «жестокую» «нечеловеческую роль», которая ему предназначалась. Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.
Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон)
В эпизоде, когда переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть — надоевшее и привычное зрелище
Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.
Характеристика Наполеона другими героями
Пьер Безухов
В начале произведения юный Пьер восхищается Наполеоном, полагая его справедливым, благородным, по-настоящему народным правителем.
Со временем Пьер меняет свое отношение к Наполеону и считает его уже не освободителем народов, а тираном, зверем. Полагаясь на древнее пророчество, он рассчитывает дату смерти Наполеона и решает лично его уничтожить.
Подробная характеристика Пьера Безухова.
Андрей Болконский
Поначалу князь Андрей Болконский восхищается гением Бонапарта, но со временем он меняет к своему кумиру отношение, считает его ничтожным, мелким и тщеславным.
Подробная характеристика Андрея Болконского.
Ростов
Ростов, будучи прекрасным наездником, сразу замечает, что Наполеон, при всей своей помпезности, плохо держится в седле.
Подробная характеристика Николая Ростова.
Растопчин
Граф Растопчин считает Наполеона грубым и жестоким завоевателем, покорившим всю Европу, и удивляется, отчего никто не оказывает ему сопротивления.
klassreferat.ru
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования. Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека. Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится. Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
Рекомендуем посмотреть:
- Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение
- Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
- Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
- Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
- Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
- Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом