«лесной царь»: песня в творчестве жуковского, гете и шуберта

Характеристика главных героев баллады «лесной царь»

Содержание «Гарри Поттер и Кубок огня» по плану

«Гарри Поттер и Кубок огня» Роулинг Джоан краткое содержание по плану:

Кубок мира по квиддичу

Гарри Поттеру четырнадцать лет. Он снова едет в «Нору» — дом своего друга Рона Уизли. Семья Уизли прибывает к Гарри через каминную сеть. Фред бросает Дадли помадку «Пуд-язык», и у него вырастает очень большой язык. Мистер Уизли помогает Дадли и ругает Фреда за это.

Гарри встречает у Уизли Гермиону, а потом они едут на кубок по квиддичу между Болгарией и Ирландией. Семья Уизли занимает места в высшей ложе. Рядом с ними сидят Малфои и домовой эльф Барти Крауча — Винки.

Зрители заорали и зааплодировали. В воздухе заплескались тысячи флагов, и в общий шум влились нестройно исполняемые национальные гимны.

За Болгарию играет лучший ловчий мира Виктор Крам.

Выигрывает Ирландия. После матча пожиратели смерти устраивают переполох на месте стоянки зрителей. Все убегают и трансгрессируют. Те кто не получил лицензию на это убегают в лес. Там куда при бежали Гарри Рон и Гермиона вызвали смертный знак и их обвинили в этом.

За деревьями нашли Винки с палочкой Гарри, но поскольку Барти не терпит своей причастности к нарушению закона он ищет ещё кого-то. Крауч разозлился на Винки и отпустил её, а это для большинства домовых эльфов трагедия.

Турнир трёх волшебников

Потом миссис Уизли идёт в Косой переулок, покупает учебники и на следующий день они едут в Хогвартс. В Хогвартсе друзья узнают о турнире трёх волшебников.

Через несколько дней прилетают Шармбатонцы на карете, запряжённой гигантскими конями, а Дурмстранговцы приплывают на корабле. Новым учителем по защите от тёмных искусств становится Аластор (Грозный Глаз) Грюм.

Чемпионами, которых выбрал кубок огня, становятся Виктор Крам, Флёр Делакур, Седрик Диггори от Хогвартса и почему-то Гарри Поттер. Хотя и поставлен магический возрастной барьер — от семнадцати лет, но жюри решает взять его.

Хагриду очень понравилась директор Шармбатона, и он пригласил её и Гарри посмотреть на кое-что. Гарри надел мантию-невидимку и пошёл с Хагридом. Тот показал ему драконов, которые были первым испытанием.

Наступил день испытания. Гарри достался самый худший дракон, но он добыл золотое яйцо быстрее всех. Поскольку Гарри помог Седрику с первым испытанием, он помог Гарри со вторым.

Гарри воспользовался советом и пошёл в ванную для старост. Под водой он услышал песню русалок, говорившую о втором испытании. Гарри до самого дня испытания искал способ дышать под водой.

Добби, взяв жабросли, пришёл к Гарри и дал их ему. В озере, недалеко от Хогвартса, надо было спасти дорогих себе людей. Гарри приплыл первым, но пытался спасти всех и поэтому выплыл последним с Роном и Габриель (сестрой Флёр). Королева русалидов сообщила об этом Дамблдору, и Гарри занял второе место.

Возрождение Волан-де-морта

Третье испытание было в конце года. Это был гигантский лабиринт. Гарри и Седрик взялись за кубок одновременно и перенеслись на кладбище. Там Хвост, используя свою ладонь, кровь Гарри и кости отца Волан-де-Морта, возродил его.

Он убил Седрика, вызвал пожирателей смерти, и они почти убили Гарри, но благодаря «приори инкантатем» (соединения палочек близнецов) Гарри удаётся сбежать с помощью портала.

Набегает толпа народу. Родители узнают о смерти сына, и Грюм отводит Гарри в свой кабинет. Там он пытается убить Гарри (потому что он пожиратель смерти под оборотным зельем и это он вызвал смертный знак), но Дамблдор и Макгонагалл спасают Гарри.

По результатам третьего испытания Гарри выигрывает приз, но отдаёт 1000 галлеонов близнецам Уизли. Так закончился 4 учебный год в Хогвартсе.

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
  • Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
  • Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.

«Лесной царь» Жуковский: анализ стихотворения, образы, толкования.

January 22, 2016

Любимым жанром Василия Андреевича Жуковского были баллады. Его произведения, написанные в этом стихотворном стиле («Светлана», «Людмила», «Лесной царь» и другие), произвели настоящий переворот в литературной жизни страны. До выхода прославленных баллад Жуковского считали поэтом, «не дотягивающим» до творчества Державина или Дмитриева. Что же нового привнес в этот романтический жанр Василий Андреевич? Как построил произведение «Лесной царь» Жуковский? Анализ стихотворения позволит разобраться в этом.

«Лесной царь» — ярий пример классической баллады

Прежде чем говорить о конкретном стихотворении, необходимо разобраться в данном жанре, выделить основные особенности. Баллада стояла у истоков русского романтизма, она представляла собой повествование в стихотворной форме с внезапной развязкой.

Основа сюжетов баллад – древние легенды и предания, поэтому в произведениях много фантастического, потустороннего. Этот жанр полностью передает колорит фольклора той или иной страны. Такой и предстает баллада, которую написал Василий Жуковский. «Лесной царь» — это авторский перевод Гете. Здесь ярко выражен мрачный (сейчас мы бы сказали — готический) колорит преданий немецкого народа.

1818 год – именно тогда написал балладу «Лесной царь» Жуковский. Анализ стихотворения начнем с того, что опишем, о чем оно. Скажем сразу, что русский поэт отошел от фабулы оригинала, добавив свое виденье истории. Сам Василий Андреевич отмечал, что переводчик стихотворений конкурирует с их автором.

Итак, Жуковский «Лесной царь» (краткое содержание баллады): по лесу едет ямщик с сыном. Ребенок замерз, он прижимается к отцу, чтобы согреться. Мальчику мерещится фантастическое существо – Лесной царь. Он манит мальчика в свои чертоги, обещает богатства, ласку. Старик-отец пытается вернуть ребенка к действительности, объясняя все вполне обычными вещами: дуновением ветра, мелькающими ветвями деревьев. Однако в последних четверостишиях читатель узнает, что мальчик умер: «В руках его мертвый младенец лежал».

Анализ содержания

Теперь детально разберем фабулу и персонажей баллады «Лесной царь». Жуковский, анализ стихотворения которого приводится здесь, как автор очень ощутим в повествовании: он сочувствует замерзающему ребенку и отцу, понимающему всю трагедию происходящего.

До самого конца баллады держит читателя в тревоге и страхе Жуковский. «Лесной царь», краткое содержание которого представлен выше, в разных интерпретациях раскрывает отличные образы. Жуковский обрисовывает образ зла в балладе могучим правителем, которого прельстила красота ребенка. Царь хочет забрать его к себе, в свои «чертоги». Читателю до конца непонятно, был ли Лесной царь лишь бредом умирающего мальчика или существовал в реальности. Особо пугает вывод Жуковского, что зло побеждает того, в ком нет сил дать ему отпор. Нет в мире справедливости – к такому выводу приходит поэт.

Художественно-выразительные средства

Необычайно лиричной создал свою балладу «Лесной царь» Жуковский. Анализ стихотворения с точки зрения выразительности позволяет сделать такой вывод. Автор по-настоящему сочувствует умирающему ребенку, об этом говорят такие слова как «малютка», «младенец», «дитя».

Особую роль в повествовании играют диалоги отца с ребенком и Лесного царя. Весь трагизм передается через них. Собственно, все действие построено именно через разговор. Диалоги, используемые Жуковским, необычайно проникновенны, читатель невольно начинает сопереживать отцу, ощущает крайнюю степень его отчаяния.

Особую роль играет эмоциональная составляющая. Она передается словами «родимый», «дитя», «мой младенец». Интересно, что Лесной царь пытается завуалировать свои злые планы: он называет мальчика такими же словами, как и отец: «дитя», «младенец».

Драматизм нарастает к последней строфе, читатель ощущает здесь ускорение действия, достигающееся обильным использованием глаголов, выражающих стремительность: «летит», «кричит», «доскакал», далее все словно обрывается, и перед читателем предстает страшная развязка – «В руках его мертвый младенец лежал». Неспроста употреблено и слово «оробелый» — оно указывает на крайнюю степень отчаяния отца, у которого на руках умирает ребенок.

Сравнение с первоисточником

Следует все же сказать, что произведение Жуковского «Лесной царь» более гуманно, нежели первоисточник Гете. В свое время М. Цветаева провела сравнительный анализ баллад. В результате был написан труд «Два лесных царя». Согласно ее выводам, ребенок у Жуковского умирает от болезни, а вот произведение Гете однозначно говорит о том, что мальчика убил сам Лесной царь, дабы заполучить его в свои чертоги.

Анализ баллады «Лесной царь» В. Жуковского

Ключевые моменты

Баллада «Лесной царь» В. Жуковского — это поэтическая композиция, основанная на древнерусских легендах и сказаниях. Основными ключевыми моментами, которые необходимо отметить в анализе, являются:

  • Противостояние героя — любителя и охотника, который проникает в лес, и лесного царя, который не позволяет ему убить зверя, и в итоге побеждает человека.
  • Проблема взаимоотношений человека и природы, которая завораживает героя и возможность баллады актуальна не только в прошлом, но и в настоящем.
  • Символика и метафоры леса, которые заставляют читателя задуматься и пережить вместе с героем опасный мир природы.

Интерпретация произведения

Баллада «Лесной царь» В. Жуковского дает пищу для размышления о близости и дикости природы. Через символику леса герой понимает себя и преодолевает свои страхи. Он осознает, что природа непредсказуема, но не хочет ее разрушать. Прозрение героя — это попытка понимания мира вокруг нас и гармонического существования с ним.

Баллада является образцом старинного русского литературного наследия, которое пережило тысячелетия и удивительно актуально и сегодня. Актуальность произведения необходима также в наши дни, когда экологические проблемы становятся все более острыми и когда существует необходимость понимания растущей угрозы для природы, которая является нашим домом.

Старик и дети отправляются за кремнями

Старейший подозвал к себе Крека и сказал, что сейчас мальчики отправятся за кремнями, которые потом будут обтесывать, чтобы сделать наконечники для топоров, стрел. Все маленькие спутники Старейшего одели на спины корзины и пошли вслед за стариком к Белым Холмам. Тут были Крек, Гель, Рюк и другие ребята. Их матери и девочки — Он и Маб — смотрели вслед уходящим, стоя около пещеры. А в ней находился самый маленький ребенок этого племени — шестилетний Ожо. Ему было велено поддерживать огонь, поэтому он периодически подкладывал в кострище сухие палки. Мальчика огорчало, что его не взяли с собой, но еще больше то, что он был голоден, поэтому с нетерпением ожидал возвращения братьев и взрослых мужчин племени, которые еще до этого ушли на охоту.

Хотелось есть не только малышу. Подростки, ушедшие со Старейшим, также были голодны. Но все, что находили по дороге, они должны были складывать в свои торбы, чтобы по возращении домой или на привале старик осмотрел, съедобны ли ягоды, а затем разделил добычу между всеми членами племени.

Слайд 10Иоганн Вольфганг Гёте

«Король эрлов» Кто скачет так поздно сквозь ветер и ночь? Это отец со своим ребёнком. Он имеет ребёнка в руках, Он схватил его уверенно, Он держит его крепко. — Мой сын, что таит твоё жуткое (боязливое) лицо? — Отец, разве ты не видишь Лесного царя? Лесного царя с короной и хвостом? — Мой сын, это налёт тумана. «Ты, дорогое дитя, приди, идём со мной! Даже прекрасные игры я буду играть с тобой; Есть всякие разноцветные цветы на окраине; У моей матери имеется некоторая золотая одежда». — Мой отец, мой отец, разве ты не слышишь, Что Лесной царь мне тихо обещает? — Будь спокоен, оставайся спокоен, моё дитя, Это в сухих листьях шелестит ветер. «Хочешь ты, прекрасный мальчик, идти со мной? Мои дочери должны тебя ждать. Мои дочери водят ночной хоровод; И укачают они тебя, и станцуют, и споют». — Мой отец, мой отец, разве ты не видишь: там Дочери Лесного царя в угрюмом мрачном месте? — Мой сын, мой сын, я вижу это точно: Это кажутся старые ивы такими серыми. «Я люблю тебя, меня привлекает твой прекрасный образ. Если ты и не хочешь, мне нужна власть над тобой».- Мой отец, мой отец, сейчас он схватит меня! Лесной царь покончит со мной! Отцу страшно, он скачет быстро. Он держит в руках стонущего ребёнка, Достигает двора с большим трудом… В его руках ребёнок был мёртв.

Жанровое направление

Жуковский переписал это произведение ямбом, в котором находится смежная рифма, то есть первые строчки рифмуются со вторыми, а третьи — с четвертыми. Это позволяет разграничить диалог мальчика с отцом и обращение непосредственно царя леса.

Баллады почти все время относятся к направлению романтизма. Большинство критиков в своих сообщениях указывали на то, что именно с этих переводов Василий Андреевич положил начало романтическому направлению в русской поэзии.

В этом произведении можно выделить несколько характерных черт для романтизма:

  • размытые грани фантастичного и реального;
  • эмоциональная проникновенность, то есть прослеживается ярко окрашенная лексика («малютка», «холодная мгла», «темные ветки»);
  • наличие фантастических сил, пытающихся погубить главного персонажа;
  • напряженность сюжетной линии, когда читатель чувствует несчастливую концовку.

Само же жанровое направление баллады было ново для русской литературы — можно смело утверждать, что именно Василий Андреевич ввел этот жанр в российскую поэзию. Балладой называется стихотворное сочинение, где в основе находится необычайный случай. В «Лесном царе» отсутствует остродраматический сюжет, как, к примеру, в «Светлане», потому он зачастую определяется как нетипичный.

В пещере

Экспедиция вернулась домой в пещеру засветло. Подростки рассказали женщинам, сестрам о страшном случае. Здесь им было спокойно и надежно. В маленький вход страшное, большое животное не смогло бы проникнуть.

Но один ужасный враг у членов племени все-таки был, и название ему — голод. Старшие мужчины вот уже 4 дня не приходили с охоты. Те, кто оставались в пещере, съели почти все. Было решено сварить даже кожу со шкур, от которой отделили мех.

В те времена еще не было глиняной посуды, об этом рассказывает Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика» — уникальная книга, из которой можно узнать о быте древних людей. В пещере был спертый воздух, стоял смрад. Конечно, тут не было никакой мебели. Спали на куче мха, листьев, которые были прикрыты шкурами. Домашняя утварь состояла из чаш, сделанных из черепов больших животных, широких раковин и корзин, сплетенных из древесной коры. В такую корзину наливали воду, а затем опускали раскаленные угли — жидкость постепенно нагревалась.

Таким образом был сварен суп из кожи. Он был невкусный, но помог немного притупить чувство голода. Гель поймал рыбу, которую тотчас же разделили на всех. Насытиться этими крохами не удалось. Поэтому Старейший принял решение — отправил почти всех соплеменников на поиски чего-нибудь съедобного. Поиски нужно было закончить до заката солнца. Все ушли, оставив в пещере лишь Крека, который должен был зорко следить за очагом, подбрасывая в него хворост.

Этим заканчивается 3 глава книги «Приключения доисторического мальчика». Краткое содержание дальнейших событий будет изложено ниже.

Краткий сюжет

Написал рассказ «Филиппок» автор в 1875 году. По жанру он относится к рассказу о детях. Некоторые публицисты относят произведение к сказке. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить план пересказа:

  1. Скучно сидеть дома.
  2. Дорога Филиппа в школу.
  3. Нападение собак.
  4. Сомнения мальчика около сельской школы.
  5. Первая встреча с добрым учителем.
  6. Проверка знаний.
  7. Полноценный статус ученика.

Однажды, когда мама ушла на работу, а все ребята убежали в школу, Филипп остался дома с бабушкой. Бабуля внезапно задремала, а малыш совсем заскучал и решил все-таки отправиться грызть гранит науки. Его не испугал тот факт, что сельская школа расположена на другом конце деревни возле церкви. Одев отцовский головной убор, мальчик вышел из избы.

Пока ребенок проходил по своей улице, его не трогали собаки, так как он был для них своим. Но стоило только ему уйти подальше от своей слободы, как выбежала чужая собачка Жучка, а за ней стал лаять огромный злобный пес Волчок. Филиппок упал на землю, но вышедший мужик его спас и разогнал разъяренных животных. Мальчик «пустился бежать во весь дух» в школу.

Перед школьными дверьми мальчику стало боязно, он замешкался. Проходящая мимо баба стала его упрекать в том, что все учатся, а он один прохлаждается. Но смелый и решительный ребенок сумел побороть свой страх и открыл двери. В школе находилось много ребят, там же стоял строгий учитель в красном шарфе, который принялся задавать вопросы незнакомцу. И тут бедный ребенок растерялся и заплакал. Ученики, что постарше были, представили малыша учителю и сказали, что это младший братик Кости, учившегося в школе.

Когда добрый преподаватель попросил прочитать свое имя, Филиппок с радостью это сделал, но допустил ошибку. Дети разъяснили педагогу, что он очень хочет получать знания, стать умным, но ходить в школу пока ему не положено. Учитель, выслушав ребят, разрешил Филиппу сесть за парту поближе к брату и дал слово, что обязательно поговорит с матушкой о том, чтобы отпускать мальчика в школу наравне с другой ребятней. Дальше преподаватель стал объяснять буквы, но оказалось, что Филипп их уже выучил. С тех пор малыш официально стал учеником первого класса.

Герои повести

В первых строках произведения писатель знакомит читателя с главным героем, которого зовут Крек. Он сидел на берегу реки холодным, пасмурным утром и наблюдал за тем, как мчится поток воды вместе с камнями, ветками, льдинами.

Перед ним лежал хворост, который Крек набрал для очага. Ребенку было всего 9 лет, но он уже трудился, как все члены племени. Имя такое он получил за то, что был отличным птицеловом, ведь на первобытном языке «крек» — это «птицелов».

Из пещеры, в которой жил ребенок вместе с другими сородичами, вышел старик по имени Старейший и позвал ребенка. С этого начинается книга «Приключения доисторического мальчика», главные герои которой — это не только Старейший, Крек, но и другие соплеменники. С некоторыми из них автор также знакомит в первой главе.

Гель был самым старшим из детей, ему уже исполнилось 15 лет. Главное его умение заключалось в том, что юноша прекрасно ловил рыбу. Еще один подросток — Рюк — отличался отменным нюхом и слухом. Он по запаху мог почувствовать, где выросли грибы или созрели ягоды.

Все эти персонажи являются одними из главных действующих лиц повести «Приключения доисторического мальчика», краткое содержание поведает о дальнейших событиях.

Жанр и направление

Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.

Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Характеристики персонажей

Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» — своеобразный перевод с немецкого произведения Иогана Вольфонга Гёте, носившего то же название. Она была создана в 1818 году и имела все признаки жанра. Это творение, в основе которого лежала немецкая народная легенда о духе – короле Леса или короля Эльфов.

Главные герои этого произведения – отец и сын, скачущие по лесу ночью, а также некое сверхъестественное существо, которое видит только ребёнок. Отец предстаёт человеком твёрдым, разумным, он не верит в слова сына о лесном духе. Взрослый успокаивает ребёнка, как может, призывает его не верить в сказки. Мужчина немолод, автор называет его «старик», он видит туман, спускающийся над водой, слышит шум ветра, который шелестит листвой деревьев и кустарников, травой под ногами коня. Не выпуская повода из рук , он правит конём и прижимает к себе сыночка, стараясь согреть дыханьем. Отец заботлив и нежен, однако, он не в силах успокоить малютку, он скачет всё быстрее, понимая, что от этого зависит жизнь ребёнка. К сожалению, все его усилия напрасны. Ездок доскакал, а ребёнок мёртв.

Другим главным героем является маленький сын всадника. Он очень впечатлителен, раним, робок. Лесная тьма нагнетает на него страхи. Он видит лесного царя в лесной тёмной чаще, слышит в шелесте ветра его сладкие речи. Вот уж отец и сын приближаются к дому, но нечисть не отступает. Мальчику становиться душно, он не может дышать и умирает на руках у отца. Причём из баллады неясно, был ли ребёнок очень болен и бредил, рассказывая о том, что видит лесного царя или его действительно убил дух леса. Третий герой незримый, это мифическое существо, которое живёт только в страшных снах или бреду больного ребёнка. Лесной царь, король Эльфов – мифическое существо, населявшее леса, болота, которые использовали свою силу на людях, убивая их. Некоторые поверья, связанные с духом, ошибочно предписывались и ольхе, которая при рубке покрывается красным соком, словно кровью. Такое существо приходит, по легенде, к умирающим людям.

Многие критики, анализируя произведение, считали, что хотя сюжет имеет значительное сходство, тем не менее, есть и различие. У Гёте ребёнок в начале произведения жив и здоров, а у Жуковского, он, скорее всего, болен, потому что в самом начале дрожит, ему холодно. Кроме того, работа Жуковского является самостоятельным произведением, поскольку автор использует изобразительно-выразительные средства русского языка. Это, прежде всего, обращения: дитя, родимый. Также мы встречаем эпитеты: цветы бирюзовые, струи жемчужные; метафоры: чертоги из золота, лесной царь пленился красотой мальчика; олицетворения: ветер проснулся, ветлы названы седыми. Автор использует их, чтобы показать могущество и превосходство злых сил перед людьми. Однако, несмотря на трагическую концовку произведения, показывающую беспомощность человека перед злыми силами, мы видим, что люди способны бороться с ними. Жуковский словно говорит своим читателям: «Всегда нужно идти до конца, несмотря на то, что тебе страшно или кажется, что всё напрасно. Нельзя опускать руки перед опасностью».

Сюжетный анализ баллады Жуковского «Лесной царь»

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он является основоположником жанра баллады в России. Его перу принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, «Лесной царь». Это перевод баллады Гете «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, но его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе «Лесной царь мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему: «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой». И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь — король духов: «Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои.» С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в неослабном напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этим; единоборстве-дух или человек? «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется — мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом: «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит. И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал. В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В переводах Жуковский выступает как подлинный творец, позволяя себе отступать от буквальной точности оригинала. Он как бы сочинял баллады на заданную тему, «вышивая новые узоры по старой канве». Он говорил, что поэт-переводчик — соперник автора, и практически доказал это своими прекрасными переводами. Это перевод баллады Гeте «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, однако, его перевод по совер-шенству формы сразу же был признан образцовым. В балладе «Лесной царь» мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой О нет, то белеет туман над водой. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу. Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои. С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве — дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. Родимый, лесной царь нас хочет догнать, Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. Ездок оробелый не скачет, летит, Младенец тоскует, младенец кричит. И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал. В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: «. переводчик в стихах — соперник». Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.

Тема и основная мысль

Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:

  • смерть;
  • мистика;
  • борьба.

Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.

Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.

В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.

И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.

Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.

Несколько интересных тем

  • О чем заставляет задуматься рассказ Кусака Андреева

    Это рассказ о небольшой бездомной собаке, о животном разочаровавшемся в отношении людей, она за всю свою жизнь не слышала и доброго слова. Но, как любому живому существу ей хотелось общения и ласки.

  • По роману Два капитана (Каверин)

    Роман В.Каверина «Два » капитана- это захватывающая история романтичного мальчишки вдохновленного смелой идеей разыскать следы давно пропавшей экспедиции.

  • Герои сказки Кот в сапогах Перро

    Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» известна по всему миру. До сих пор дети с удовольствием слушают бравые выходки смышленого животного, который обеспечил безбедную жизнь своему хозяину.

  • Князь Святослав

    Святослав Всеволодович – сын киевского князя Всеволода Ольговича. В 1177 году, в ходе междоусобных войн, захватил киевский престол. Но ради сохранения титула великого князя в 1181 году был вынужден заключить союз с

  • Семейные ценности

    Семейные ценности являются основой для здоровых и счастливых отношений внутри семьи. Они представляют собой набор принципов, убеждений и норм, которые определяют динамику и взаимодействие между членами семьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: