«Бригадир»: идея и краткое содержание
Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.
Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Белены объелся.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Классицизм — литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения — тема статьи.
В доме Простаковых
Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.
В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.
Фонвизин как драматург
1764 год — дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион
. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений — это переработка французской комедии.
После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир
. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания
— подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, — воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии — это т.н. симметрия в волокитстве
(ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.
Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.
Богатая наследница
На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» — описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй — невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней. Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия. А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.
Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив. Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике. Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.
Тема произведения
Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки
Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
Тема свободы выбора
«Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.
Вариант 3
Комедия «Недоросль» автора Фонвизина, она написана в жанре российского классицизма. В произведении идет разделение героев на положительных и отрицательных. Но все персонажи индивидуальны этим и интересны для читателей и зрителей.
Положительные герои Правдин, Софья, Стародум и Милон. Они являются сторонниками Просвещения, для них важны честность, любовь к родине, образованность. К отрицательным героям относятся Простаковы, Скотинин и Митрофан. Они представителями «старого» дворянства, сторонники крепостного строя. Их ценности деньги, положение в обществе.
Главным героем произведения является Митрофан. Ему 16 лет, он глуп и избалован. Он сам ничего не делает, для этого у него есть мама или няня. Он был жадным, грубым не уважал родных, и в тоже время он не имеет своего мнения и ведет себя как малый ребенок. Учиться он не желает, а вот женится, готов.
Другая героиня напротив умная девушка Софья. Она является воспитанницей матери Митрофана. В раннем детстве она осталась сиротой. Она получила образование, стала самостоятельной девушкой, чего не понимают в семье её попечителей.
Простакова, является матерью Митрофана. Она необразованна, хитра, ради денег готова на многое, но с другой стороны она мать, которая любит своего дитя. Для неё счастье сына стоит на первом месте. Она воспитывала его на старых ценностях.
Простаков отец Митрофана. Он является дворянином, глупый, боится своей жены и во всем её слушается. Он как его жена любит сына и во всем потакает ему. Жена его сама правит в их деревне.
Наставник Софии был Стародум. Он умный человек, хорошо разбирается в людях, всегда прямолинеен, не гонится за богатством, всё что имеет, нажил сам. Софье он и завещает всё своё состояние. Обещает девушке найти достойного мужа и сыграть богатую свадьбу.
Тарас Скотинин, брат Простоковой. Хоть м дворянин, но глуп и беден. Он хитрый и жадный, хочет жениться на Софье, и завладеть её состоянием. Он не предпринимает попыток лучше узнать девушку, его интересует только её приданое, он и после брака не собирался устраивать ей достойный образ жизни.
Женихом Софьи является Милон. Он молодой, образованный человек, знает девушку с детства. Молодые люди любят друг друга. Оба являются сторонниками новых идей.
Еремеевна была няней Митрофана, с самого его рождения ухаживала за ним. От семьи Простаковых она получает большое жалование, но и ей приходиться терпеть плохое отношение. Она любит своего воспитанника, а он обижает её.
Каждый персонаж это собирательный образ.
В доме Простаковых
Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц. Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал. Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.
В доме Простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.
Образ Митрофана
Образ Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. «Недоросль», которому нравится быть «маленьким», который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд. Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется. Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о «людях»), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о «двери»), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него. Вероятно, когда он «послужит», он — если это будет выгодно — переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: «По мне, куда велят». Следовательно, образу Митрофана в комедии «Недоросль» также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только «злодеями».
История создания
Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью — труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.
Действие 1
Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой — он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.
Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя — теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.
Действие 2
Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки — офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя — Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.
Действие 3
Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.
Действие 4
Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях — подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.
Действие 5
Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой — открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.
Действующие лица пьесы и их характеристика
В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.
Главные герои комедии
Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.
Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.
Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, дядя Митрофана. Дворянин, глупый и невежественный. Любит только свиней. Хочет жениться на Софье, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «скотские» поступки проявляются в грубости и неуважении к другим людям.
Софья — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, восхищена его идеями, влюблена в Милона.
Стародум — опекун Софьи, мудрый и порядочный человек 60 лет. Свое состояние он заработал честным трудом, трудясь в Сибири. Когда-то служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «выслужиться». Вскоре уволился и «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.
Милон — порядочный молодой офицер, влюблен в Софью. На службе отличился храбростью. Знает такие понятия, как «честь» и «доблесть».
Другие персонажи
Терентий Простаков — слабохарактерный помещик, который старается во всем угодить властной супруге. Сама фамилия говорит о том, что он «простак». Не имеет собственного мнения. Готов терпеть от жены побои и унижения. Своего сына любит и гордится им.
Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.
Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.
Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.
Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.
Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.
Новаторский характер комедий Фонвизина
Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.
Главные герои
- Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
- Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 15 лет, такой же глупый, как и родители, глупый, ленивый, невежестенный. Грубый, жестокий, отца ни во что не ставит, над учителями издевается. Лебезит перед матерью, но только потому, что чувствует в ней силу.
- Правдин – постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
- Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
- Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
- Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
- Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.
Оды Ломоносова
Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений — это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.
Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль
Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении — комедии Недоросль
, написанной в 1781 году
. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.
Главная проблема, которая поднимается в этой комедии
— воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.
В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.
Фонвизин стремится доказать, что образованность — синоним счастья.
Главный герой комедии
— молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова — жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна — рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин — дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.
Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.
Другие персонажи
- Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
- Еремеевна — няня Митрофана.
- Кутейкин – семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики. Учитель Митрофана.
- Вральман – бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни. Учитель Митрофана.
- Цыфиркин – отставной сержант, честный человек, учитель арифметики. Учитель Митрофана.
- Тришка — портной, слуга Простакова.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
для самых любопытных —
для самых крутых —