Горе от ума в русской литературе

Вариант 2

Понятие настоящей крепкой дружбы является одним из немаловажных тем произведения и раскрывается писателем на примере взаимоотношений главного персонажа романа Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.

Базаров представляет собой приверженца нового нигилистического направления, увлекающегося естественными науками, получая медицинское образование, и мечтающего о будущих российских преобразованиях. В учебном заведении совместно с Базаровым обучается Аркадий Кирсанов, романтичный молодой человек, тянущийся к своему однокурснику, восхищаясь его прогрессивными взглядами, незаурядностью и твердым характером. Кирсанов во всем старается подражать приятелю, разделяет его идеи и мысли, поскольку считает его непохожим на кого бы то ни было. Евгений же – сильная многогранная и жесткая натура, жаждущая иметь учеников и последователей.

Казалось бы, двум молодым людям суждено стать заядлыми друзьями, однако эта дружба не состоялась, отношения мужчин оказались недолговечными. Причина состоит в том, что оба товарища воспитывались в различных условиях. Кирсанов представляет собой выходца из богатой семьи помещика, выросшего в окружении родительской любви, заботы и ласки. Аркадий считает семью – высшим жизненным идеалом.

Базаров вырос в небольшой деревеньке, в обычной скромной семье бывшего военного, живущей по старинке и привыкшей работать на земле. С детства интересуют Базарова медицинские исследования, а все, что связано с искусством, религией, любовью Евгений считает лишним и полностью отрицает. Все его поступки, привычки, манеры, выражения характеризуют Базарова как человека, не желающего соблюдать правила воспитания и поведения в обществе.

Кирсанов не может принять данную позицию приятеля, так как с особой восторженной страстью относится к поэзии, музыке, хореографии, имеет манеры настоящего аристократа, носит аккуратную и опрятную одежду. Писатель ясно дает понять, что этот молодой человек не предназначен для идейной борьбы и его увлечение пропагандистскими взглядами Базарова временно.

В один из моментов Кирсанов влюбляется в очаровательную девушку Катю, с которой в дальнейшем вступает в брак и обретает долгожданное счастье, связанное у Аркадия с крепкой семьей, детьми, любящей женой.

Со временем товарищи постепенно становятся все дальше и дальше друг от друга, поскольку не имеют общих интересов и по-разному смотрят на свою будущую жизнь, при этом Базаров первым принимает решение прекратить отношения с Аркадием, так как не может приятельствовать с размазней и нежной душой, неспособной к горькой жизни.

В финале произведения главный герой умирает в полном одиночестве, в котором виноват лишь он сам, поскольку не умеет понимать окружающих его людей и принимать их такими, какие они есть.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Домашняя работа

  • Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.
  • Спасибо всем!

Конспект русского языка в 3 классе » Работа с картиной. Устное «

… отрывок из стихотворения Г.Гладкова : Если видишь, что с картины, Смотрит кто-нибудь из нас,, Или принц в плаще … 2 ч. на с. 46 Рассматривать картину Валентина Серова «Портрет Мики Морозова» Формулируют тему урока Работа по картине Валентина Серова « …

«Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки. человек и природа …

… плесенью, старинными духами…”, “запах дыма, жилья”… Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, … жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия. …

Сочинение что значит дом для кукушки бунина

… Рождественский «Человеку мало надо…»). Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут) III. Социоконструкция. Прочитайте свои …

Урок развития речи Подготовка к сочинению — описанию природы, весна 5 класс

… вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) Какой тип речи мы будем использовать в сочинении? (описание) Запишите в … (зеленые, клейкие, бурые) почки. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу. …

Сочинение Комедия или драма — Горе от ума Грибоедова

Грибоедов написал произведение «Горе от ума» и каждый человек принял его по-разному. Одни разделяли его мнение и даже были согласны. Кроме этого они одобряли произведение автора и многим оно очень нравилось. А вот другие относились к нему отрицательно и не одобряли его. И на фоне этого происходили не только размолвки, но и ссоры и даже споры.

Если еще раз прочитать название произведения, то можно понять, что умным людям очень даже тяжело живется в мире. И поэтому поводу ее можно назвать не комедией, а драмой. Многие люди стараются жить сами по себе и не связываться с другими людьми. А вот Чацкий не хочет ни с кем связываться, ведь общество его могут не только затравить, но и уничтожить.

Он во всем видит только плохое. Кроме этого он в каждом человеке видит только обманщиков или лжецов. Именно поэтому он не хочет искать себе ни друзей, ни знакомых. Он двигает различные идеи, вот только общество совсем не соглашается с этими идеями и делает все для того чтобы они не сбылись. И если другим все понятно, то сам Чацкий не понимает, почему это все происходит. Он даже начал встречаться с девушкой, которая ему сначала нравилась. Но немного погодя она также ушла от него, а все, потому что нашла пусть не такого умного и образованного, но зато он был человечным и простым человеком.

Немного погодя его объявили просто невыносимым и сумасшедшим человеком, который мешает обществу. А ведь менять уже созданную жизнь на другую им не хочется, да еще и времени они потратили на обустройство своей жизни очень много. И ему не оставляют выбора, как просто взять и уехать навсегда в другой город.

Тугоуховский практически никого не хочет слышать, да ему просто неинтересно мнение других людей. А вот его мнение должно волновать мнение других людей и каждый человек должен с ним считаться. Каждый из героев слышит только себя, а на другого человека им давно наплевать.

Автор считает свое произведение комедией в стихах. Вот только чисто комедией ее назвать невозможно. Здесь смешиваются разные типы и жанры.

Чацкий больше всего на свете любит Софью, а вот девушка любит совсем другого человека. Здесь нет счастливого конца, значит это уже не комедия.

Главному герою такое развитие сюжета не нравится и поэтому он разочаровывается во всех людях. И это уже считается драмой.

Кроме этого сам автор смеется над людьми, которые живут в этом городе, ведь они глупые и вульгарные и ничего не хотят менять в своей жизни.

Сочинение на тему Лизавета

Лизавета – одна из второстепенных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Лизавета – это младшая сестра старухи Алены Ивановны, у которой главный герой занимал деньги. Старуха била ее, держала в порабощении и обращалась с ней, как с маленьким ребенком. Девушка работала на свою сестру не покладая рук. Она выполняла роль кухарки и прачки в доме. Лизавете было уже тридцать пять лет. Так же она шила одежду на продажу, но весь свой заработок отдавала сестре. Без позволения своей старшей сестры Лизавета не имела права взять какую-либо работу.

Из внешности известно следующее: она выглядело не очень складно, была очень высокого роста, примерно 177 сантиметров. У нее очень красивая улыбка, добрые глаза. Девушка была тихой, спокойной. Еще она смуглая. Не смотря на ее многочисленные недостатки, что ее кое-кто даже считал уродом, она многим нравится.

Лизавета была умственно отсталой девушкой. Она очень часто ходит беременная. Можно сделать вывод, что плохие люди ее используют для удовлетворения своих желаний. Она была похожа своим поведением на маленького ребенка.

Алена Ивановна совсем не заботится о будущем своей сестры. Все свои деньги она предпочла не передавать по наследству сестре, а завещала какому-то монастырю. Лизавета от процентщицы получит всего лишь движимое имущество, например мебель.

По ходу событий романа Лизавета погибла вместе с Аленой Ивановной от рук Раскольникова. Сцена с ее убийством очень сильно напоминает убийство лошади на глазах у Раскольникова.

Немного позже оказывается, что Соня Мармеладова была знакома с Лизаветой. Во время рассказа Раскольникова об убийстве лицо Сони покажется ему похожим на лицо Лизаветы во время убийства. Он запомнил тот момент, когда в комнату где лежал труп Алены Ивановны вошла она. Девушка увидела его. Лизавету начало сильно трясти от испуга, по ее телу шли судороги. Сестра процентщицы хотела вот-вот закричать, но не стала. Будто ей не хватило воздуха для этого. Она начала медленно отодвигаться от него в угол комнаты. Раскольников подошел к ней и замахнулся. Губы Лизаветы сильно перекосились, как бывает у аленьких детей когда их что-то напугало и они пристально смотрят на этот предмет, собираясь вот-вот закричать. Девушка не стала закрывать лицо, когда топор был прямо возле него, а вытянула руку. Будто она пыталась отодвинуть его от себя. Убийца пробил лоб девушки и она рухнула на пол.

Случайное убийство Лизаветы очень сильно поспособствовало тому, что главный герой решился сам понести наказание за содеянное им убийство.

Другие сочинения:

Несколько интересных сочинений

  • Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    В русской литературе проблема свободы поднимается достаточно часто. К ней и обращается Михаил Юрьевич Лермонтов в своей поэме.

  • Сочинение Письмо в прошлое солдату Великой Отечественной войны

    Здравствуй, уважаемый защитник Отечества! Я не знаю, сколько тебе лет. Если ты меня старше – будь мне старшим братом, если старше намного – будь мне дядей, если ты девушка – будь сестрой или тётей.

  • Как общество влияет на человека? Итоговое сочинение

    Большинство из нас подвержены влиянию общества, и не всегда это влияние имеет положительное значение. Есть люди, для которых общественное одобрение — один из главных жизненных элементов

  • Сочинение Встреча Толстого и Тонкого на вокзале (по рассказу Чехова Толстый и тонкий)

    Еще в названии произведения Чехов указал на внешность центральных персонажей, которые были школьными друзьями. Они по воле случая встретились на железнодорожной станции. Тонкий вышел на перроне с супругой и сыном

  • Мое любимое стихотворение Тютчева — сочинение

    Стихотворения всемирно известного певца природы Тютчева в душе каждого человека оставляют бурю эмоций. Даже тот, кто редко обращается к его лирике, не может оставаться равнодушным от описания привычного природного явления.

Сочинение Дружба Базарова и Кирсанова

В произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты, например та же дружба, которая отлично раскрыта в произведении “Отцы и дети”. В произведении Лермонтов повествует нам о нелёгкой и трагичной судьбе молодого человека по фамилии Базаров. Базаров учится в университете, отдавая предпочтение естественным наукам, и придерживаясь нигилистических взглядов на жизнь. У него также есть близкий друг по фамилии Кирсанов, по совместительству являющийся его учеником.

Но не всё так солнечно и хорошо в их дружбе. Если же Базаров придерживается своей твёрдой позиции как нигилист, то Кирсанов же человек привыкший к уже старому, и изведанному. Также разногласия возникают на почве интересов, так как Базаров считает различные гуманитарные науки просто мусором, не достойным называться науками, Кирсанову же по душе ближе поэзия и литература, из-за чего не раз возникали споры.

Страсти накаляются ещё сильнее, когда друзья приезжают в гости к Кирсанову, где находится вся его семья, которая отнюдь не согласна с убеждениями Базарова. Именно в этот момент Кирсанов понимает насколько же они с Базаровым разные, и насколько их взгляды расходятся. Конфликт достигает своего пика, когда Базарова прогоняет своего ученика после встречи с Одинцовой, после чего их дружба прерывается.

Но на самом деле их отношения и дружбой то назвать нельзя. На самом деле это обычная привязанность, обусловленная тем, что Кирсанов привязался к Базарову как ученик к учителю, а Базаров к Кирсанову как учитель к ученику. Исходя из этого у обоих создалось ложное впечатление “закадычной дружбы” у обоих людей. Осознав это, они понимают, что продолжаться так не может, из-за чего прерывают свою дружбу.

Таким образом, Тургенев показывает нам, что не всякая дружба может считаться настоящей дружбой, как считали Кирсанов и его учитель Базаров. Данное произведение даёт нам поразмыслить над общим смыслом дружбы, над её ценностью, а главное над ценностью настоящей дружбы.

Благодаря данному произведению читатель может переосмыслить всё написанное и сделать выводы, исходя из которых, будет лучше подбирать своих друзей, и выбирать с кем общается. В произведении Тургенев явно дал понять как выбирать свой круг общения, корректировать его, и что будет если этого не делать. Я считаю, что мне удалось раскрыть тему дружбы в произведении и приведённые аргументы имеют смысл.

Сочинение Комедия или драма — Горе от ума Грибоедова

Грибоедов написал произведение «Горе от ума» и каждый человек принял его по-разному. Одни разделяли его мнение и даже были согласны. Кроме этого они одобряли произведение автора и многим оно очень нравилось. А вот другие относились к нему отрицательно и не одобряли его. И на фоне этого происходили не только размолвки, но и ссоры и даже споры.

Если еще раз прочитать название произведения, то можно понять, что умным людям очень даже тяжело живется в мире. И поэтому поводу ее можно назвать не комедией, а драмой. Многие люди стараются жить сами по себе и не связываться с другими людьми. А вот Чацкий не хочет ни с кем связываться, ведь общество его могут не только затравить, но и уничтожить.

Он во всем видит только плохое. Кроме этого он в каждом человеке видит только обманщиков или лжецов. Именно поэтому он не хочет искать себе ни друзей, ни знакомых. Он двигает различные идеи, вот только общество совсем не соглашается с этими идеями и делает все для того чтобы они не сбылись. И если другим все понятно, то сам Чацкий не понимает, почему это все происходит. Он даже начал встречаться с девушкой, которая ему сначала нравилась. Но немного погодя она также ушла от него, а все, потому что нашла пусть не такого умного и образованного, но зато он был человечным и простым человеком.

Немного погодя его объявили просто невыносимым и сумасшедшим человеком, который мешает обществу. А ведь менять уже созданную жизнь на другую им не хочется, да еще и времени они потратили на обустройство своей жизни очень много. И ему не оставляют выбора, как просто взять и уехать навсегда в другой город.

Тугоуховский практически никого не хочет слышать, да ему просто неинтересно мнение других людей. А вот его мнение должно волновать мнение других людей и каждый человек должен с ним считаться. Каждый из героев слышит только себя, а на другого человека им давно наплевать.

Автор считает свое произведение комедией в стихах. Вот только чисто комедией ее назвать невозможно. Здесь смешиваются разные типы и жанры.

Чацкий больше всего на свете любит Софью, а вот девушка любит совсем другого человека. Здесь нет счастливого конца, значит это уже не комедия.

Главному герою такое развитие сюжета не нравится и поэтому он разочаровывается во всех людях. И это уже считается драмой.

Кроме этого сам автор смеется над людьми, которые живут в этом городе, ведь они глупые и вульгарные и ничего не хотят менять в своей жизни.

Вариант 2

Грибоедов смотрел на явление театра в лучших традициях классицизма, как на трибуну, возможность донести до широкой публики важные мысли и направить действия людей, расшевелить их умы и сердца.

Таким образом, он старается донести их до всей России. Поэтому автор выставляет Москвы отчасти смешной, а комический эффект создается больше комическим несоответствием, чем другими приемами, которыми автор тоже не пренебрегает. Но постепенно все становится драмой и обретает настоящий драматический подтекст.

Произведение лучше считать сатирической комедией, а все несоответствия будут обусловлены только в социальных рамках. Автор подчеркивает, что внешнее и внутреннее может не соответствовать, мысли и поведения главных героев никогда не совпадают, например, Молчанин, несмотря на внешнюю угодливость, был настоящим циником.

А также индивидуальные несоответствия внутреннего и психологического состояния притягивают читателя по-своему, так на балу все привлекают внимание, а глуховатая графиня пытается объясниться с Тугоуховским, который плохо слышит. Они громко общаются на протяжении всего вечера, стараясь перекричать друг друга

Дополняют картину комические эффекты, созданные благодаря пародийным образам. Так Репетилов является прямой пародией на Чацкого.

Из собеседников многие не слышат других, во время разговоров каждый пытается рассказать только о своем, при этом не принимая во внимание точку зрения другого человека. Каждый кричит свое мнение и при этом не хочет слушать

Каждое действие помогает внешнему наблюдателю ощутить настоящий комизм ситуации, чувствуется настоящий сарказм и даже ирония, которая отдает настоящей горечью. При этом сами герои шутят все меньше и меньше, они не привыкли использовать юмор в повседневных разговорах.

К концу действия Чацкий уже не может шутить, но привык высмеивать все происходящее и всех, кто попадает в его поле зрения. К концу произведения оно становится все более драматичным и непредсказуемым, драма ощутимо нарастает к финалу. Драма внутреннего человека и его противостояния с внешним миром, ему трудно найти общий язык с самим собой, он не понимает, почему общество отвергает его.

Чацкий является проигравшим в любовном треугольнике, он проигрывает и в социальном противостоянии. София – барышня не глупая, поэтому не выбирает Чадского. Окружающее общество считает его сумасшедшим. Поэтому герой вынужден покинуть столицу, он бежит от конфликтов, создаваемым им на протяжении долгого времени. Общество радуется тому, что смогло выставить настоящего раздражителя за пределы доступного влияния.

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Развлечение для детского праздника: «Сочиняем вместе»

Это очень веселое развлечение, которое не только поднимет настроение маленьких гостей, но и расширит их представление о частях речи. Здесь приведены 3 маленьких сказки, в которые надо вставить прилагательные.

Роль ведущего в данном случае лучше предоставить взрослому или старшему из детей, умеющему читать и писать.

Игра ведется следующим образом. Ведущий берет ручку и листок бумаги, на котором напечатан или написан текст истории. Игроки по очереди называют любые прилагательные, чем затейливее, тем веселее. Например, лохматый, пупырчатый, облезлый, медвежий, новогодний и т.п. Слова не должны повторяться! Ведущий вписывает названные игроками прилагательные вместо пропусков в тексте. При этом он должен соблюсти грамматические требования к роду, числу и падежу (по контексту). Ведущий вписывает слова по порядку и не может переставлять их в тексте в соответствие со смыслом рассказа, иначе получится не смешно.

После того, как в рассказе не останется ни одного свободного места, надо прочитать то, что получилось всем присутствующим.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Как в пьесе А.С.Грибоедова сочетаются черты комедии и драмы?
 

     О жанре пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» существуют разные высказывания. Её называют и комедией, и драмой.
     
Вначале приведём аргументы в пользу комедии. Действительно, в пьесе  главный приём, используемый автором – это комические несоответствия. Так, например, Фамусов, управляющий в казённом месте, так говорит о своём отношении к делам: «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой». Комические несоответствия встречаем в речи и поведении героев. Фамусов перед Софьей проповедует свою скромность: «Монашеским известен поведеньем», и одновременно  мы видим его заигрывания с Лизой: «Ой! зелье, баловница…». Первая ремарка пьесы уже несёт следы комического несоответствия: под звуки флейты и фортепьяно, которые слышатся из спальни Софьи, «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел». Для создания комических ситуаций используется приём «разговор глухих»: монолог Чацкого в III действии[], разговор графини-бабушки с князем Тугоуховским[]. Язык пьесы – это язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, богатый афоризмами). Кроме того, в пьесе сохранены традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник, Молчалин – удачливый любовник и хитрец, Фамусов – отец, которого все обманывают, Лиза – проницательная, ловкая служанка. Всё это позволяет с полным правом отнести пьесу «Горе от ума» к комедии.
     
Но в основе комедии лежит драматический конфликт героя и общества, и решается он не в комедийном плане. Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе, он полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? /Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком».
     
Вторым аргументом в пользу драмы является и личная трагедия Чацкого, крушение его надежд в отношениях с Софьей. Чацкий не может понять, как может Софья любить ничтожного Молчалина: «Вот я пожертвован кому!» Но последним ударом для Чацкого является известие о том, что Софья «сама его безумным назвала». Ничтожество не терпит в своей среде высокого, которое смущает, дразнит людей низких. И оно объявляет благородство безумием. Чацкий – герой трагический, попавший в комическую ситуацию.
     
Сочетание в пьесе Грибоедова комедийного и драматического органично. Обе стороны жизни – драматическая и комедийная – в пьесе рассматриваются в тесном соединении друг с другом.

*Грибоедов Александр Сергеевич – (4 (15) января 1795 года, Москва – 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) – русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»).
Грибоедов известен как писатель одной книги, пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

1. См.монолог Чацкого (д.III, явл. 22) на 2. См. диалог (д.III, явл. 20) на
 

Почему Горе от ума является комедией

Сам Грибоедов называл свое произведение сначала «сценической поэмой», а затем — комедией. «Горе от ума» считали комедией и современные автору критики — Бес-тужев-Марлинский, Кюхельбекер, Надеждин, Вяземский.

Литературоведы советской эпохи рассматривали пьесу Грибоедова в качестве «высокой комедии», общественно-политической, принимая во внимание злободневность произведения, насыщенность его социальной проблематикой. Именно так оценивал эту комедию Ю

Тынянов. Кроме того, исследователь видел в этой комедии черты трагедии: «Центр комедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия — видом трагедии»

Именно так оценивал эту комедию Ю. Тынянов. Кроме того, исследователь видел в этой комедии черты трагедии: «Центр комедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия — видом трагедии».

Известный исследователь творчества Грибоедова, Н.К. Пиксанов, называл его пьесу драмой, социальной, лирической, психологической. Того же мнения придерживался М.О. Меньшиков.

В своей статье «Оскорбленный гений» он писал: «Комедия «Горе от ума»… Мне кажется, она вовсе не комедия и горе ее героя вовсе не от ума. В самом деле, почему «Горе от ума» — комедия? Ведь суть ее — не какое-нибудь пошлое разочарование, не игра мелких страстишек, смешных как пародия на большие страсти. В основе пьесы лежит горе, непритворное, жгучее горе, и души не мелкой, а героической.

И темная сила, причиняющая эти мучения, — не призрак, а действительная и могучая стихия. Страдания такого порядка составляют драму, а не комедию. Предмет мучений Чацкого высок и важен, его горе достигает истинно трагической безвыходности».

Смешение черт комедии и трагедии отмечал в пьесе Грибоедова А.И. Ревякин. «Видовое своеобразие «Горя от ума» определяется не преобладанием трагизма, драматизма или комизма, а органическим слиянием двух равноправно развивающихся тенденций — трагико-драматической и комической. В этом смелое новаторство пьесы», — замечает исследователь.

Действительно, произведение Грибоедова представляет собой определенный жанровый синтез: мы находим в пьесе чисто комические приемы и мотивы, черты комедии характеров и элементы комедии положений, при этом очень ощутимы в ней и сатирический элемент, и драматический аспект.

Итак, сам автор называл «Горе от ума» комедией. Какие же комедийные художественные приемы использует Грибоедов? К числу таких художественных средств мы можем отнести гиперболу, алогизмы, двусмысленности, прием доведения до абсурда, искажение иностранных слов.

Так, с помощью приема гиперболы Грибоедов создает образ Молчалина, который угождает всем, вплоть до «собаки дворника, чтоб ласкова была». В речи старухи Хлестовой замечаем алогизм, нарушение логической связи:

Личностные качества человека она определяет здесь его состоянием, материальным положением. Встречается в комедии и прием доведения до абсурда. Так, Фамусов, вспоминая о матери Чацкого, замечает: «Покойница с ума сходила восемь раз».

Другой пример служит нам образцом приема градации и доведения до абсурда. Так, сплетничая о Чацком, гости Фамусова отмечают его пристрастие к спиртному. «Чай, пил не по летам», — замечает старуха Хлестова. Потом она дополняет свою реплику: «Шампанское стаканами тянул». Затем в разговор вступает Наталья Дмитриевна: «Бутылками-с, и пребольшими». И кульминационной является реплика Загорецкого: «Нет-c, бочками сороковыми».

Бизнес в Instagrm

КАК ЗА НЕДЕЛЮ СДЕЛАТЬ ПРОДАЖИ В ИНСТЕ

vinstacome.ru

В речи персонажей встречаются двусмысленности, придающие тексту комический эффект. Так, Загорецкий осуждает баснописцев, насмехающихся над львами и орлами. И, аргументируя свои высказывания, этот персонаж невольно сравнивает «царей» с «животными»:

Комические элементы часто встречаются и в речи героев, в искаженном употреблении ими иностранных слов («… не в мадаме сила», «…от ланкарточных взаимных обучений»).

В чём сомнение

Грибоедов показал своих героев как образец пустоты и фальшивой добродетели. Именно так, как и следует в этом жанре. Даже звучание фамилий героев: Молчалин, Тугоуховский, Хрюмины как бы с насмешкой характеризует своих обладателей.

«Горе от ума» — это пьеса-комедия, хотя и имеет признаки драмы. Ведь сам сюжет произведения вовсе не весёлый, напротив, печально-драматический. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб однозначно представлены как самодовольные, бессердечные и лишённые душевности, то описание Софьи и Чацкого не характеризует их как обычных чёрствых светских людей. Они значительно отличаются от остальных героев.

Софья и девичьи грёзы

Софья — дочь Фамусова, богатая и избалованная барышня. Она влюблена в молодого секретаря своего отца Алексея Степановича Молчалина. Её чувство к нему искреннее и неподдельное. Для девушки не имеет значения его низкий чин и бедность. Она видит в нём идеал, воплощение своей девичьей мечты, навеянной множеством романов. Её не волнует, что Молчалин — маленький человек и в их кругу не имеет веса.

Софью не интересует общественное положение, она ищет искренней любви и женского счастья. Ей кажется, что загадочное молчание её возлюбленного объясняется тонкостью души, мечтательностью и романтизмом. Когда отец говорит ей, что желал бы видеть её женихом Скалозуба, она заявляет, что ей всё равно, хоть за него, хоть в воду. Эту барышню нельзя назвать пустой кокеткой. Она не стремится блистать в свете, разбивая сердца, ей нужен лишь Молчалин, которого она любит.

Однако отношение Софьи к Чацкому, другу своего детства, вовсе не такое доброе и сердечное, каким было прежде. Наоборот, она не принимает его чувства. Её холодность больно ранит молодого человека, но это ей безразлично. Она не испытывает к нему ни малейшего сострадания. Ей не нравятся его язвительный ум, точные суждения, колкость. Она тяготится его обществом. И не задумываясь, пускает слух о его сумасшествии.

Насмешник Чацкий

Чацкий, хотя также вырос в этом обществе, совсем не похож ни на одного из других персонажей. Это искренний и честный молодой человек, который не пожелал смириться с ханжеством и пошлостью светской жизни и представителей высшего общества. Он прекрасно понимает их пустоту и не стремится доказывать кому-либо собственную состоятельность.

Чацкий влюблён в Софью и страдает от её отчуждения. Он хочет узнать, кого любит девушка. Но никак не поймёт, чем могли привлечь её Скалозуб или Молчалин. Чацкий видит их такими, какие они есть — ничтожными и бездуховными. Софья же представляется ему совсем другой: прекрасной, чистой, искренней.

Этот персонаж противопоставлен образам Молчалина и Фамусова. Чацкий не заботится об отношении к нему окружающих его людей. Ему противны их лицемерие и фальшь. И нередко он ведёт себя довольно грубо.

«Горе от ума» — трагикомедия

И Софья, и Чацкий в конце произведения получили тяжкий удар. И для каждого из них он стал настоящей трагедией. В отличие от обычных комедий заканчивается эта пьеса вовсе не радостно, поэтому и хочется назвать её трагикомедией. Узнав, что Софья в самом деле влюблена в Молчалина, Чацкий был раздавлен. Но не менее болезненно ему было узнать о роли девушки в клевете на него.

Разочарование в любимой, которая казалась ему идеалом, уничтожило его. И это настоящая человеческая драма. Так же как и разбитые мечты Софьи. И в том, какой болью им обоим пришлось заплатить за свои искренние чувства, вовсе нет ничего смешного.

Конечно, в конце произведения отсутствуют кровавая развязка и гибель кого-либо из героев. Возможно, именно поэтому Грибоедов представил свою поэму в стихах как комедию. Устами Чацкого он высмеял порочность великосветского общества. Однако это был смех сквозь слёзы.

Но к какому бы жанру ни отнести замечательное произведение Грибоедова, его идейный смысл не изменится. Проблема человеческих взаимоотношений, так ярко показанных в ней, вполне актуальна до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: