Образ и характеристика старухи изергиль в рассказе горького сочинение

Характеристика и образ старухи изергиль в рассказе горького сочинение

Влияние социального контекста на образ Старухи Изергиль

Образ Старухи Изергиль — это не просто женщина, живущая в провинциальном городке, это символический персонаж, отражающий социальный контекст того времени.

Она представляет собой типичную бедную старуху, обездоленную жизнью и социальной несправедливостью. Ее образ отражает неравенство социальных классов, отсутствие здорового образования и доступности медицинской помощи.

Изергиль не может выйти из своего социального статуса и положения в жизни, и трагичность ее образа заключается в том, что она никогда не сможет найти выхода из своего положения.

В целом, образ Старухи Изергиль — это пример социального контекста, который определяет жизнь героя и формирует его личность.

Вступление

Сам рассказ – это размышление автора об основных человеческих ценностях: о смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Это произведение даже вызывает споры
у некоторых читателей – а действительно ли это повествование – рассказ? Или всё-таки автор писал короткую повесть?

Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то произведение “Старуха Изергиль” Википедия описывает как рассказ, состоящий из трёх самостоятельных повествований
, каждое из которых несёт и свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и событийный ряд. Там же можно читать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.

Старуха Изергиль: смысл рассказа

У глубоко философского рассказа – открытая концовка, которую каждый понимает по-своему. Есть мнение о том, что главная героиня заснула вечным сном, перед смертью передав лирическому герою все, что знала о жизни. На этой точке зрения настаивают те, кто видит большую схожесть Изергиль с Ларрой, который также прожигал жизнь и остался в одиночестве.

Другая точка зрения более оптимистична. Героиня уснула, утомленная долгим монологом. Лирический герой, заботливо укрыв ее, размышляет над смыслом и героями легенд, рассказанных старухой Изергиль, и слушает море.

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького – в том, что каждый выбирает свою судьбу и в полной мере несет за это ответственность. Сам автор считал это произведение своей главной творческой удачей. С этим согласны многие читатели.

Ранние произведения Максима Горького, в том числе – «Старуха Изергиль», наполнены философским смыслом и пропитаны романтизмом. На фоне изумительных морских пейзажей необычные герои любят, страдают и рассуждают о самом главном – человеке и обществе, страстях и их влиянии на дальнейшую судьбу. По Горькому, прекрасно быть сильным человеком и жить для людей, не гася при этом своего внутреннего огня.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль»
Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Герои ранней романтической прозы М.Горького
Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.
Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»
Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”
Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
Романтические произведения М. Горького
С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль
Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»
Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»
Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).
Человек в творчестве М. Горького
Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
Сравнительная характеристика Ларры и Данко
Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе
Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Образ Данко «Старуха Изергиль»
Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

Раннее творчество М.Горького является ярким примером нового романтизма. Писатель воскрешает принципы, которые остались в прошлом, в середине 19 века. Снова становится актуальным исключительный герой, обладающий какими-то особыми качествами. Именно таким является образ старухи Изергиль.

Произведение «Старуха Изергиль» представляет собой повествование в рассказах. Начинается он с описания природы и общей ситуации. Автор-повествователь разговаривает со старухой Изергиль, именно она поведала ему две интересные легенды.

Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

Вариант 4

Горький написал огромное количество разных произведений, но среди них имеется то, которое изучается в школе и называется оно «Старуха Изергиль». Как вы уже догадались, что главной героиней стала именно старуха. Если вспомнить ее жизнь, то она была тяжелой и очень трудной. У женщины были впалые щеки, кожа от времени вся потрескалась, глаза обрели бесцветную форму и из них постоянно текут слезы, морщинки имеются по всему телу, голос стал скрипучим и противным. Но если кто-то начинает с ней разговаривать, то слушает ее внимательно и не решается перебивать, ведь рассказывает она очень интересно и интригующе.

Она прошла очень дальнюю дорогу под названием жизнь и на пути ей встретились разные ситуации, с которыми она справилась и весь багаж знаний донесла до конца

Кроме этого она знает огромное количество сказаний, предсказаний, а также и историй, которыми может поделиться с любым человеком и совсем неважно, сколько ему лет

Сначала она начинает рассказывать про свою молодость, какой она была красавицей и как за ней бегали мужчины и делали все для того чтобы покорить ее сердце. Но удалось сделать не многим, а если быть точным, то только одному человеку. Больше всего ей понравился один рыбак, в которого она сразу же влюбилась, и эти чувства оказались взаимными. Вот только эти чувства оказались фальшивыми, и спустя некоторое время она это поняла, и они расстались. Второй ее любовью стал румын. Уж очень он был красивым и упорно добивался ее руки. Но и с ним у нее жизнь не сложилась.

Следующей любовью был турок, который забрал ее в гарем. И там она нашла свою следующую любовь, и им оказался молодой парень, которому недавно исполнилось шестнадцать лет. А вот Изергиль на это время уже было под тридцать лет. Именно он помогает ей убежать из гарема, но немного погодя его нашли и убили. Вот только очень сильно переживать она по нему не стала, а все, потому что уже находилась в отношениях с одним очень богатым, да к тому же еще и женатым мужчиной. Когда об этом узнала жена, то не захотела отдавать мужа и решила покончить с разлучницей. Она пришла к Изергиль и кинулась на нее с ножом. Женщина не успела отвернуться и поэтому получила несколько ножевых ранений. Эти ранения она запомнила на всю жизнь и помнила, как они долго заживали. Но и это не поменяло женщину, и она пошла по миру, искать дальше свою любовь.

Она влюбилась в монаха, сестра которого и помогла нашей главной героини излечиться от ранений.

Немного погодя она встретила поляка, в которого влюбилась сама. И как только женщина ему надоела, то сразу же кидает ее и уезжает в другой город, только теперь она поняла, что чувствовали те мужчины, которых она бросила.

Нетипичность образа

Автор вложил большое значение в образ и символы в рассказе «Старуха Изергиль». Для русской литературы XX столетия портрет главной героини был нетипичным. Несмотря на это, Максим Горький всегда воспевал в своих произведениях сильных людей. В описании образа центрального женского персонажа есть все те черты, которые ценятся писателем:

  • тяга к свободе;
  • невозможность губить себя во благо других;
  • сила воли, характера;
  • гордость;
  • нравственность;
  • жажда жизни.

Несомненно, образ главной героини далек от высокой морали. Ей пришлось несладко. Нужно было проходить через массу трудностей. Значит, ей не чуждо понимание ценности труда, заработка денег, обретения товарищей, верности.

«Старуха Изергиль»

Вступление в рассказе представляет собой описание природы и атмосферы. Автор общается со старухой по имени Изергиль, которая вспоминает биографию и лучшие годы. Женщина рассказывает собеседнику две легенды.

Первая история о гласит, что на Земле появилась тень. Произошло это следующим образом. Однажды орел выкрал из племени сильных людей девушку и стал жить с ней, как с супругой. Когда его настигла смерть, девушка вернулась домой не одна, а с сыном. Повествование рассказывает о сыне девушки и орла, который презирал окружающих и был высокомерен. Дочка старейшины приглянулась ему, но юноша получил отказ. В гневе Ларра убил избранницу. Спустя время стало ясно, что герой бессмертен. Годы и путешествия истощили мужчину физически, и он превратился в тень.

Рассказ старухи звучит реалистично. Он переплетается с историями из насыщенной жизни пожилой женщины. Ее мужчины могли спровоцировать осуждение читателей, но старуха пережила много испытаний и немало повидала. Такие аргументы уравновешивают противоречия в образе. Энергичность героини располагает к ней читателя и слушателя рассказа. В юности она трудилась пряхой, но не довольствовалась такой жизнью. Сбежав с возлюбленным, Изергиль недолго жила с ним и ушла к другому мужчине. В ее жизни были гуцул и русский, военнослужащий и поляк, молоденький турок и другие герои.

Каждого мужчину она горячо любила, но ни одного не хотела бы вспоминать. Вопрос верности и измены женщина воспринимает простодушно, говоря, что главное – чтобы человек был открыт к ней. И это – важнее всего в отношениях.

История Данко занимает главное место в рассказе. Персонаж вызывает восхищение сказительницы. Мужчина из племени сильных людей, как и его сородичи, терпел нападения врагов, загнавших их на болото. По одну сторону стояли нападающие, а по другую располагался темный лес. Племя остерегалось войны и задумывалось о том, чтобы согласиться на плен. Смелость Данко сыграла решающую роль. Он повел людей за собой сквозь дремучий лес, хотя поначалу соплеменники упрекали его. Разорвав свою грудь, он вырвал горящее сердце, пылавшее от жажды помочь близким.

Своим сердцем Данко освещал путь из леса и, выйдя из него, умер. Никто не заметил жертвы. Один из соплеменников случайно наступил на сердце героя и растоптал его в искры. Именно их огоньки видны в степной равнине перед грозой. Описание поступка Данко – это воспевание его храбрости и человеколюбия. Эта часть – важнейшая в повествовании.

Образ старухи создан автором неспроста. Старая и немощная, она производила впечатление невероятной ветхости. Ее возраст сложно было угадать. Не намекала на него и внешность. Голос женщины как будто скрипел, а морщины испещряли все лицо рассказчицы.

Горький искал особенное в человеке, коря нынешнее поколение за инертность и безучастие. Писателя огорчало то, что все вокруг ищут выгоду, что воспеваемый им героизм забыт. Изергиль описывает русских как угрюмых и чрезмерно серьезных людей. Суть этого персонажа заключается в том, что Изергиль выступает посредником между автором и читателем, транслируя мысли Горького.

Рассказ старухи полон специфичных оборотов, отличается от стилистики повествования, с которого начинается произведение. Разговорная манера берет верх над стройностью речи. От этого легенды звучат аутентично и захватывающе. Старуха воплощает собой жизненную энергию, а ее герои – человеческие пороки и добродетели. Через нее Горький транслирует идею полной жизни, в которой нет ограничений и рамок, безделья и пассивности.

Суть произведения

Смысл произведения заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь людей, опустившихся на самое дно. Персонажи пьесы – это люди, жестоко униженные судьбой, полностью разорвавшие связь с обществом, которое отвергло их самым бессердечным образом. Однако в них еще тлеет слабая искра веры в жизнь, в будущее. По воле судьбы оказавшиеся в одной ночлежке, они спорят о справедливости, любви, правде, однако их мысли и переживания остаются лишь пустым звуком для холодного внешнего мира.

Суть пьесы – демонстрация философских взглядов и жизненных ценностей отверженных людей, обреченных влачить жалкое существование без надежды на лучшую жизнь.

Вступление

Сам рассказ — это размышление автора об основных человеческих ценностях: о смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Это произведение даже вызывает споры
у некоторых читателей — а действительно ли это повествование — рассказ? Или всё-таки автор писал короткую повесть?

Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то произведение «Старуха Изергиль» Википедия описывает как рассказ, состоящий из трёх самостоятельных повествований
, каждое из которых несёт и свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и событийный ряд. Там же можно читать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.

3 вариант

Алексей Максимович Пешков, известный читателям, как Максим Горький – великий русский и советский писатель. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Детство было трудным, с 11 лет он сам зарабатывал на жизнь. В юности много путешествовал, говорил с людьми, слушал интересные истории, которые позже описал в своих рассказах.

Одно из его самых известных романтических произведений – «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. Состоит из трех частей. Главный герой – сама старуха Изергиль. Она рассказывает собеседнику (автору) интересные легенды, а также свои собственные истории любви. Судя по всему, ее здесь любят за мудрость, за красивые и поучительные сказания, которые она хранит в памяти долгие годы.

Старуха рассказывает сказку о гордеце Ларра, который поставил себя выше всех и потому остался одиноким навсегда. Его тень до сих пор бродит по земле, ища смерти и покоя. Очевидно, Изергиль сравнивает гордость Ларра со своей гордой и смелой натурой. Увидев искры, сказала, что это частицы сердца Данко и поведала еще одну историю о прекрасном юноше, отдавшем свое сердце людям. Изергиль считает, что все красивые люди благородные и смелые. Ведь она тоже готова была отдать и сердце, и свою жизнь для любимого.

Изергиль нельзя назвать ни доброй, ни жестокой, ни хорошей, ни плохой. Все смешалось в жизни этой уставшей старой женщины. В молодости она была прекрасна и любима. Автор постепенно открывает ее былую красоту, всматриваясь в старческий скрюченный нос, в тусклые, слезящиеся глаза. Он пытается увидеть 15-летнюю девушку, которая впервые влюбилась в простого рыбака, отдав всю себя возлюбленному. Пылкая и страстная, но гордая и свободолюбивая, она не могла долго находиться в плену своих чувств. Потом был гуцул, разбойник, которого вскоре казнили. Она добровольно стала наложницей в гареме богатого турка, где ей жилось сытно и роскошно. Но вскоре спокойная скучная жизнь надоела ей, она сбежала с совсем юным сыном турка. Очевидно, мальчик не выдержал неуемной страсти прекрасной наложницы и зачах. Даже умирая, он продолжал ее любить. Потом был монах с подлой душонкой, поляк, любивший подвиги, венгр… Последней любовью сорокалетней женщины был молодой шляхтич, которого она вызволила из плена.

Почти все возлюбленные женщины погибли. Но, несмотря на то, что вся ее жизнь переплетена нитями любви, что сама она состоит из любви, что она жадная до жизни и страсти, Изергиль осталась крайне эгоистичной. Она ни разу не пожалела об ушедших безвозвратно любовниках и никогда не хотела бы встретиться с ними еще раз. Уехала в Молдавию, вышла замуж. С мужем, который к этому времени умер, прожила 30 лет. И она снова ни о чем не жалеет. Сморщенная кожа, заостренный подбородок, ссохшиеся руки – все, что осталось от той, которую когда-то целовали и безумно любили.

Образ старухи Изергиль

Старуха Изергиль представляет собой один из самых ярких и неоднозначных образов в русской литературе. Она предстаёт старой женщиной со скрюченным носом и острым подбородком, чьё лицо усеяно глубокими морщинами. В ней трудно узнать некогда красивую и страстную девушку, которая с лёгкостью покоряла мужские сердца.

С юных лет Изергиль отличалась любовью к жизни. Она с лёгкостью относилась к проблемам и потерям, и всё, что её привлекало — свободный образ жизни, яркие эмоции, которые словно подпитывали её изнутри. Ради этого она готова была рисковать, подвергать себя опасности, однако ничто не способно было испугать её.

Жизненная философия Изергиль не изменилась с возрастом. Будучи старухой, она по-прежнему считает, что самое главное богатство — это молодость и здоровье, и они даны для того, чтобы человек мог щедро растратить их, ни о чём не жалея. Изергиль с большим презрением относится к людям, не способным радостно и беззаботно жить и любить.

У Изергиль было много мужчин, но каждого из них она выбирала сама и никому не позволяла обижать и унижать себя. Она страстно любила, но её душа оставалась свободной и независимой, и после расставания с очередным возлюбленным героиня попросту вычеркивала его из своей жизни, ни о чём не сожалея.

При всей своей ветрености и непостоянстве Изергиль способна на подвиг ради любви. Так, она рисковала собственной жизнью и даже убила часового, чтобы спасти своего возлюбленного из плена. Она ничего не требует за свою преданность и считает, что именно так должны поступать любящие люди.

Когда же Изергиль поняла, что с возрастом её красота стала вянуть, она решила создать семью и 30 лет прожила в браке с одним мужчиной. Эти годы она наслаждалась прелестями спокойной семейной жизни, а после смерти мужа потянулась к молодёжи, потому что, несмотря на возраст, её душа оставалась по-прежнему молодой, и среди молодых, весёлых и красивых людей она чувствовала себя по-настоящему счастливой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Старуха Изергиль»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Старуха Изергиль»

для самых компанейских —

Главные герои «Старуха Изергиль»

для самых занятых —

Читательский дневник «Старуха Изергиль»

для самых крутых —

Читать «Старуха Изергиль» полностью

Ларра и Данко в рассказе М. Горького Старуха Изергиль”

Текст

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.

В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, — беззаветно и всем сердцем. Данко — настоящий герой — мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему народу — он способен на подвиг.

Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.

Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств.

Уважение, восторг, восхищение — вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет «негативный» образ Ларры — гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов.

На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга.

Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски.

«В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке.

Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть.

Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине.

Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой.

Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».

Данко и старуха Изергиль

История создания

Идея рассказа пришла Горькому в поездке по Бессарабии, которую литератор предпринял в 1891 году. Сочинение вошло в цикл романтических работ писателя, в которых анализируется человеческая сущность и природа. Горький сопоставлял низкое и возвышенное, не предопределяя, какое из них возьмет фору. Работа над произведением заняла четыре года. Первая публикация «Старухи Изергиль» состоялась в 1895 году. Рассказ напечатала «Самарская газета».

Работа над сочинением увлекала Горького. Результат удовлетворил автора, так как поднятая им проблема была освещена. Взгляд автора на человека в механизме социальных отношений отображен в этом произведении. «Старуху Изергиль» писатель признавал лучшим творением. Создавая образ , Горький специально приукрашал повествование и характеристику персонажа, чтобы зажечь в читателях стремление к героизму и тягу к возвышенному.

Книга отличается малой формой произведения. Жанр определен как рассказ, но в сочинении просматриваются элементы притчи с моралистическим подтекстом. В повествовании мало героев, присутствует мотив назидания. Речь ведется от лица персонажа. Горький верил, что сравнение с героями, способными на подвиг, позволит читателю стать лучше, стремиться к добру и лучшим проявлениям души.

История жизни Изергиль

Изергиль знает много сказок и легенд, да и её собственная жизнь полна событий и приключений, в основном любовных. Она с удовольствием рассказывает легенды и свои истории молодым, считая, что для них это интересно и поучительно. Так, она знакомит своего собеседника (повествователя) с двумя легендами: о гордом Ларре, сыне орла и женщины, и человеколюбивом Данко, отдавшем свою жизнь во имя счастья людей. И рассказывает о своей жизни.

В молодости она ткала ковры — «с утра до ночи». А ночью бежала к тому, кого любила. И так бегала три месяца — пока была любовь.

В то время она с матерью жила в Румынии, на хуторе близ города Бырлада на берегу одноимённой реки. Ей было 15 лет. Своего возлюбленного она описывает высоким, гибким, черноусым, веселым парнем. Он был рыбаком. Мать, узнав обо всём, побила её, но Изергиль не убежала с ним, как он просил. Девушка бросила его, так как парень уже разонравился ей — «только поет да целуется, ничего больше!» Позже он погиб.

Потом она любила рыжего гуцула, имя которого забыла. Потом был немолодой уже и богатый турок, в гареме которого Изергиль жила «целую неделю», а потом заскучала. У него было 8 жён, которые только и делали, что ели, спали и болтали глупости. Она сбежала от турка с его 16-летним сыном в Болгарию. Юноша тоже впоследствии умер от тоски по дому или от любви. Она его тоже любила и плакала над ним, понимая, что, возможно, убила этого мальчика своей безудержной любовью, ведь она была вдвое старше его.

Там, в Болгарии, её ударила ножом в грудь из ревности какая-то женщина. Изергиль долго болела, за ней в женском монастыре ухаживала одна монашка, полька. С её братом, тоже монахом, Изергиль сбежала в Польшу. Но он, по её словам, оказался подлым человеком, и в порыве обиды за его «гордое, обидное слово» она сбросила его с берега в реку. Он барахтался и кричал, но Изергиль ушла и больше никогда с ним не встречалась. Она отмечала, что «никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками».

В Польше героине не нравилось всё: холодные и лживые люди, их «змеиный» язык — все шипят. «Это бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы», — говорила она.

Она ушла оттуда, её купил один еврей, чтобы торговать ею, и Изергиль заработала много денег, у неё были уже лошади, золото и слуги.

Потом она любила одного изрубленного саблей поляка, воевавшего за греков с турками. А затем полюбила очень красивого молодого поляка Аркадэка, а ей было уже 40 лет. Он долго добивался её, но, добившись, тут же бросил, а она не могла его забыть. Он попал в плен во время польского освободительного восстания, и Изергиль, одевшись нищей, пошла его выручать. Она убила часового, утопив его в грязной луже, и Аркадэк с друзьями вышел на свободу. Но и теперь не дождалась она от него любви. Так Изергиль осталась одна и решила, что пора уже ей заводить семью. Она вышла замуж за молдаванина и прожила с ним 30 лет, а теперь осталась одна — муж умер.

Сейчас она находит утешение в том, что рассказывает свои истории молодым. Старуха считает, что сейчас люди не умеют жить, а только примеряются к жизни. «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они?.. И красавцев становится все меньше».

Как знакома эта песня всем! Каждое поколение людей рассказывает о том, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее…

Но если по существу: чем всё-таки была примечательна жизнь старухи Изергиль? Что полезного сделала она в жизни? Чему можно поучиться у неё молодому поколению?

На эти вопросы пусть каждый ответит себе сам.

Внешность

Старуха Изергиль живёт в Бессарабии, под городом Аккерманом, на берегу Чёрного моря. В настоящее время это территория Украины.

Ей примерно 70 лет, возможно, чуть больше, но выглядит она очень старой, похожей на саму смерть. Её тело было согнуто пополам, а чёрные в молодости глаза стали тусклыми и слезились. Она улыбалась беззубым ртом и при рассказе указывала вдаль дрожащей рукой с кривыми пальцами.

Сухие губы её потрескались, подбородок заострился, волосы полностью поседели, а щёки провалились в результате отсутствия зубов. Голова её была обмотана красной тряпкой.

Кожа не только на лице, но и на шее, на руках была в глубоких морщинах. Иссушённая временем и солнцем, старуха Изергиль всё-таки была живой, но в глазах её не было огня, а в сердце — желаний. Голос её звучал певуче, но был скрипучим и как будто хрустел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: