Сочинение тема свободы в поэме мцыри лермонтова 8 класс

Сочинение тема свободы в поэме мцыри лермонтова 8 класс

Краткая характеристика по плану

План:

1)Время и место действия.

2) Отношение героя к личной свободе.

3)Отношение героя к свободе.

4) Отношение Мцыри к религии и ее служителям.

5) Мое отношение к герою (чем близок мне герой Лермонтова).

Характеристика Мцыри:

1) Все это происходило на Кавказе.

2) Мцыри очень хотел вырваться на свободу, так как жизнь в монастыре была ему чужда. Он не был готов к такой жизни, ведь до этого он жил на свободе.

3) Для Мцыри свобода — это жизнь. Он не видит иного образа жизни. А жизнь в неволе для него лишь существование.

4) Мцыри верил в Бога, так как он не раз обращался к нему в этой поэме. Также, он не держал зла на служителей этого монастыря, потому что они спасли его от смерти и воспитали его.

5)Мне нравится Мцыри за свои черты характера. Он был сильным, храбрым и мужественным человеком. Несмотря на то, что ему не удалось воплотить в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел.

Вольнолюбивая лирика: стихи (примеры и особенности)

Свобода — значимое понятие для вступающего в жизнь человека. Поэты начала 19 века с ранней юности задумываются о том, насколько оно многогранно (у А.С. Пушкина в него включаются и «легкий зефир» увлечений — «К Наталье», 1813; и общение «без чинов» — «К студентам», 1814; и полет мысли «веселых остряков» — «Из письма к Я.Н. Толстому, 1822; и стремление к социально-политическому освобождению — «Вольность», 1817), остро переживают недостижимость идеала свободы, что вызывает бунтарские настроения (в лермонтовской юношеской лирике родина предстает «диким краем», где «стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка», 1829, торопя наступление времени, «когда царей корона упадет…» — «Предсказание», 1830; душа лирического героя подобна бушующему океану «Я жить хочу! хочу печали…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Челнок», «Парус», все — 1832). Тема свободы занимает центральное место в их творчестве, претерпевая эволюцию, но оставаясь важнейшей для автора. Среди тех черт, которые позволят творцу быть «славным», вознесенным в потомстве «подобно «памятнику», лирический герой пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836, называет способность восславить свободу лирой, невзирая на «жестокие» условия времени, в которое он живет. («И долго буду тем любезен я народу,/Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой жестокий век восславил я свободу…»

Правоту молодости, влекущей к вольнолюбию, подтвердило время. Стихия «тайной свободы» (Пушкин. «К Н.Я. Плюсковой», 1818) является плодотворной для творчества, в такой а дышится (Пушкин. «Кн. Голицыной», 1818), доносятся «отголоски рая» (Лермонтов. «Я видел тень блаженства; но вполне…», 1830) и острее переживаются земные впечатления. Она внушает сердцу поэта гимны «Священной истине» (Пушкин. «Жуковскому», 1818), любви, славе, «праздности вольной, подруге размышлений» (Пушкин. «Деревня», 1819) и в то же время «труду, молчаливому спутнику ночи» (Пушкин. «Труд», 1830). Освободившись с годами от иллюзий о скором наступлении «минуты вольности святой» (Пушкин. «К Чаадаеву», 1818) или о благотворности «бури» в общественных отношениях (Лермонтов. «Монолог», 1829; в стихотворении «10 июля (1830)» вольность поэтом названа «кровавой», «Предсказание» (1830) о том, что и в России «царей корона упадет», окрашено в мрачные, «черные», но все же «возвышенные» тона), поэты сохраняют верность «гимнам прежним» (Пушкин. «Арион», 1827), воспевающим «волю». Лирический герой стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834), отказываясь от мечты о счастье, называет «завидной» долей свободу:

На свете счастья нет, но есть покой и воля, Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег…

Вариант 2

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова позволяет условно разделить его поэзию на две большие группы: стихи о свободе и стихи на другие темы. Тема свободы в творчестве поэта раскрывается через описание Лермонтовым той или иной социальной общности. Например, в одном из стихотворений поэт рисует яркий образ вольнолюбивых славян, колокола которых звенят только на свободе. Стремление быть свободными позволило славянским племенам объединить усилия в борьбе против монголо-татарского ига.

Свобода ассоциируется у Лермонтова с такими чертами характера лирических героев, как смелость, отвага, мужество. Так, в произведении «Новгород» поэт упрекает славянский народ в том, что они не проявляют мужества.

Кроме того, тема свободы просматривается в произведениях Лермонтова о конкретных сильных личностях. Так, например, в стихотворении «Листок» автор олицетворяет сильного, целеустремленного человека с дубовым листочком, который сорван ветром с дерева. Но листок не чувствует себя погибающим, он бесстрашно отправляется в путешествие по миру. Он чувствует запах свободы, который пленит и манит. Путешествуя, листок подлетает к молодому деревцу и просит приюта. Однако дерево тоже любит свободу, ему не нужен полузасохший листок. Здесь автор показывает обратную сторону любви к свободе: человек, стремящийся к воле и свободе, может оказаться один на один со своими мыслями и чувствами. Рассчитывать на понимание и поддержку со стороны окружающих вольнолюбивый человек не может. Подтверждение этой мысли можно найти в стихотворении «Волга».

Лермонтов тонко подмечает, что мысли о свободе появляются у человека тогда, когда он чувствует, что его в чем-то ограничивают, когда на него давят окружающие. Наглядный пример этому – стихотворение «Узник». Это стихотворение вовсе не о заключенном, как может показаться сначала. Герой этого произведения – одинокий человек, который хочет вырваться на свободу из плена собственных мыслей.

Человек, которому не хватает свободы, сравнивается поэтом с птицей в клетке. Так, в произведениях «Соседка» и «Сосед» люди являются пленниками собственных квартир. Им предлагают открыть дверь и вдохнуть сладкий воздух свободы, но на это трудно решиться. Вот и смотрят соседи друг на друга с тоской во взоре, обрекая себя на вечное заточение. Они не смогут стать свободными при жизни, потому что боятся нарушить социальные нормы, не могут изменить своим жизненным принципам. Они свободны только в собственных фантазиях, ведь мысли невозможно обуздать и заточить в клетку. Но по-настоящему свободными их сделает только смерть.

Таким образом, тема свободы красной нитью проходит через творчество Лермонтова. Вероятно, это связано с особенностями характера поэта.

Другие сочинения:

История создания

История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1839 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с барсом. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:

Несколько интересных сочинений

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой.

Задаваясь вопросом о том, как повлияла революция на разум человека, в памяти всплывает творчество писателей, которые нередко находились по разные стороны в этой ситуации.

  • Мальчик был ужасно благополучный выросший в семейном тепле при неустанных маминых заботах сочинение

      

  • Сочинение правописание гласных в корне слова

      

  • Гостеприимство на кавказе сочинение

      

  • Каким должен быть ученик сочинение

      

  • Сила страны в дружбе народов сочинение

Тема назначения поэта и поэзии.

Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины

Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями

В них заключены редкая энергия и мужественная сила:
 

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
В дни торжеств и бед народных.

Он отрицательно относился к поэзии, которая стоит в стороне от общественной жизни. В стихотворении «Поэт» читаем:

«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?».

В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём.
 

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет.

Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода могут только птицы, парящие в небесах, неограничивающие себя в чем-либо.

Не свобода – это полная противоположность. То самое, что известно каждому из нас. Не свобода – это наша жизнь, наши рамки, выставленные обществом.

Многие писатели поднимали тему свободы. Например, М.Ю.Лермонтов в произведении “Мцыри” ярко выражает эту мысль:

То есть, под червем Лермонтов подразумевает мысли о свободе, о том, что она грызла душу Мцыри.

Так же, во время своего побега, когда главный герой увидел чужой аул и мог пойти туда, но не пошел. И все потому, что свобода для Мцыри может быть лишь на своей родной стороне.

Исходя из всего этого можно сделать вывод: человек нуждается в свободе, а если не получает ее, то мысль о свободе ежесекундно сгрызает, не оставляя возможность думать о чем-либо другом. В итоге умирает человек, вернее душа. Но что может быть важнее и ценнее? Пожалуй, ничего. Человек может почувствовать свободу только там, где родной дом.

Напоследок делаю лаконичный вывод: счастье является следствием свободы.

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Популярные сегодня темы

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями. Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции

Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран…».

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы…».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: