Образ Веры Шеиной
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонате Бетховена через эпиграф. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создаётся обрамление, усиливающее идейное звучание.
Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьёй Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски отправителя подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьёт только его смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.
В канву основных событий автор вплёл любовные истории, рассказанные генералом Аносовым, которые тоже помогают читателю понять значение любви в человеческой жизни.
Общая характеристика Кулигина
Кулигин – один из жителей Калинова. По возрасту ему около 50 лет. Он механик, его тонкая профессия – часовщик. Всю свою жизнь положил на изучение различных механизмов. Кулигина можно назвать поэтом в душе. Все, что он делает – он делает с любовью, самоотверженно. Он любит природу, положительно относится к чтению книг. Он способен поддержать любой разговор. Это мудрый человек и своей мудростью он с радостью делится с другими.
Кулигин – добрый и отзывчивый человек. Он любит трудиться на благо обществу и его даже можно назвать альтруистом. Кулигин установил в городе солнечные часы, хочет установить громоотвод. Но его идеи никто не поддерживает. Он скромный, считает себя маленьким человеком. Постоянно боится кого-нибудь обидеть. Но при этом ему присуща также и смелость. Он не боится отвечать за свои поступки и слова. Он очень честный, отзывчивый. Ценит в людях эти же качества. Кулигин относится к мещанскому сословию. Такова общая характеристика Кулигна «Гроза».
Анализ произведения
Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.
Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..
В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.
Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести. Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.
Проблематика повести
Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.
Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.
Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.
Биография
Сюжет
«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.
Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.
Второстепенные герои “Гранатового браслета”
Вера в повести «Гранатовый браслет»: образ, характеристика, портрет, описание внешности и характера (княгиня Вера Николаевна Шеина)
Княгиня Вера Николаевна Шеина. Художник В. Якубич |
Княгиня Вера Николаевна Шеина является главной героиней повести «Гранатовый браслет» Куприна.
«. Княгиня Вера Николаевна Шеина. «
Девичья фамилия Веры — Мирза‑Булат‑Тугановская: «. покойного князя Мирза‑Булат‑Тугановского. «
Внешность Веры Шеиной: «. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. » «. аристократическая красота ее сестры. » «. сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки. » «. Должно быть, ее костюм – шляпа, перчатки. «
«. и несколько властный тон произвели на хозяйку квартиры большое впечатление. «
Муж Веры — князь Василий Шеин, уважаемый человек, предводитель дворянства в своей губернии: «. князь Василий Львович Шеин, губернский предводитель дворянства. » «. Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе. «
Вера замужем уже около 6 лет: «. начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества. » (Желтков влюбляется в Веру 8 лет назад)
Вера и ее муж живут где-то в Российской Империи на побережье Черного моря. Действие происходит в начале XX века:
«. свойственны северному побережью Черного моря. «
Вера Шеина и ее муж вращаются в высшем обществе. Они тратят много денег на балы и обеды. Их денежные дела идут плохо: «. Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. «
Вера считает свой брак счастливым: «. Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым. «
Вера — хорошая жена. Она поддерживает мужа и помогает избежать разорения: «. Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве. «
Вера училась в Смольном институте благородных девиц в Петербурге: «. знаменитую пианистку Женни Рейтер, подругу княгини Веры по Смольному институту. «
Мать Веры была англичанкой: «. Вера, пошла в мать, красавицу англичанку. «
Отец Веры — татарский князь Мирза‑Булат‑Тугановский «. покойного князя Мирза‑Булат‑Тугановского. » «. монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана. «
У Веры нет детей, хотя она очень бы хотела их иметь: «. Что касается Веры – та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры. «
У Веры есть младшая сестра Анна. Они с Верой очень дружны: «. сестра княгини Веры – Анна Николаевна Фриессе. » «. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. » «. Старшая, Вера. «
У Веры есть брат Николай: «. Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора, живший обыкновенно вместе с ними, также уехал в город, в суд. «
У Веры есть подруга — Женни Рейтер, пианистка: «. знаменитую пианистку Женни Рейтер, подругу княгини Веры. «
Вера очень музыкальна. Она любит музыку и посещает концерты. Судя по всему, ей нравится Бетховен: «. я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах. «
Вера — суеверная женщина. Ей не нравится число 13: «. Оказалось – тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо. »..»
Вера любит азартные игры: «. после обеда обыкновенно играли в покер, так как обе сестры до смешного любили азартные игры. » «. для обуздания княгини Веры и Анны Николаевны, которые в азарте не знали никакого удержу. » Вера не любит читать газет:
«. Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, потому что, во‑первых, они ей пачкали руки, а во‑вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут. »
Вера и Желтков
Вера получает уже много лет письма от тайного поклонника (его фамилия — Желтков): «. о каком‑то безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества. » «. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. «
Желтков влюблен в Веру уже 8 лет. Он влюбился в нее еще до ее замужества: «. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе. »
Любовь в жизни героини
В характеристике Веры Николаевны особую, определяющую роль играют отношения с мужем. Сама княгиня считает, что брак ее сложился достаточно удачно. Она знает его с детства, но никогда не испытывала к нему настоящей любви. Ей были незнакомы любовные волнения и горячая страсть. Супружескую пару Шеиных связывают теплые дружеские отношения, взаимное уважение и привычка.
Для Веры Николаевны любовь – абстрактное понятие. Не имея в своей жизни любви, княгиня не видит ее и в своем окружении. Младшая сестра Анна совсем не любит своего мужа, она его просто терпит. Брат Николай вообще не женат и в ближайшем будущем женитьбы не планирует. Сестра мужа Людмила – вдова. Старинный друг семьи Шеиных генерал Аносов в разговоре о любви лишь подтверждает факт ее отсутствия в их окружении.
Привычный покой героини нарушает лишь один Желтков. Только после знаков его внимания, оказанных им, душа Веры как будто бы открывается для чего-то нового, неизведанного. С развитием событий внутреннее напряжение героини растет. Кульминацией их несостоявшихся отношений можно считать сцену прощания княгини с умершим Желтковым. Именно тогда она понимает, какое глубокое, настоящее чувство было совсем рядом. Чувство, о котором мечтает каждая женщина. Вера побоялась быть счастливой, поэтому любовь и счастье прошли мимо нее.
Музыка второй сонаты Бетховена, которую она слушает в конце произведения, стала еще одним откровением для героини. Она звучала для нее как признание Желткова в любви. И, прослушав ее, она говорит о его прощении и успокаивается.
Мать у Веры была англичанкой, отец – татарином из знатного старинного рода. У нее есть младшая сестра Анна, с которой находится в хороших отношениях. Они вместе очень любят азартные игры. Также есть и брат Николай.
Окончила Смольный институт благородных девиц. Там познакомилась со своей будущей подругой Женни Рейтер, которая стала известной пианисткой. Вышла замуж за князя Василия Шеина. Муж у нее является предводителем дворянства своей губернии. В начале семейной жизни у них была страстная любовь, которая потом переросла в крепкую дружбу и привязанность. Они часто дают балы и дорогие вечера, но финансовое положение у них шаткое. Вера Николаевна старается помогать своему мужу в экономии денег (сокращает расходы на себя и по хозяйству). Считает свой брак удачным.
За два года до замужества в главную героиню влюбился один незнакомец, и его любовь длилась восемь лет. Однажды Веру просит не упускать эту любовь генерал Аносов. Но родственники и сама главная героиня просят этого незнакомца, Желткова, оставить ее, Веру, в покое. На свой праздник, в день ангела, Вера получает от него прощальный подарок – гранатовый браслет. Этот браслет принадлежал его покойной матери. В письме, который был с подарком, написано, что Желтков больше не будет беспокоить Веру Николаевну.
После его самоубийства она понимает, что пропустила ту любовь, которая бывает так редко.
5 фактов о Вере Шеиной
- У Веры Шеиной был реальный прототип — Людмила Ивановна Любимова, урождённая Туган-Барановская, супруга Д. Н. Любимова, приятеля А. И. Куприна. В неё, аристократичную красавицу, был влюблён мелкий телеграфный чиновник П. П. Желтиков.
- В семействе Любимовых с юмором относились к влюблённости Желтикова и даже завели специальный альбом, в котором хранили его письма. Однако эта история очень задела Куприна, и он решил написать об этой сильной, но неуместной любви повесть.
- А. И. Куприн очень переживал, что не в состоянии передать глубокие душевные переживания героини из-за того, что недостаточно хорошо разбирался в музыке. Он писал своему приятелю Батюшкову: «…Теперь я пишу “Браслет”, но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..».
- Во время работой над повестью Куприн часто бывал в доме своего приятеля, врача Л. Я. Майзельса. Именно там он впервые услышал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Произведение очень тронуло писателя, и он понял, что нашёл верное средство, способное описать глубину чувств Желткова к княгине Вере Шеиной.
- А. И. Куприн писал «Гранатовый браслет» в 1910 году, в эпоху серебряного века в литературе, наполненную символизмом. Неудивительно, что все подарки княгине Вере оказались весьма символичны. Так, жемчужные серьги — к слезам, старинный молитвенник с пустыми страницами олицетворяет пустоту, бессмысленность жизни, а кровавые гранаты на браслете — сердце, кровь.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Гранатовый браслет»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Гранатовый браслет»
для самых компанейских —
Главные герои «Гранатовый браслет»
для самых занятых —
Читательский дневник «Гранатовый браслет»
для самых крутых —
Читать «Гранатовый браслет» полностью
Характеристика главных героев рассказа «Гранатовый браслет» Куприна
Вера Николаевна
Вера Николаевна Шеина — княгиня, муж которой находится не в лучшем финансовом положении. Она всеми силами старается ему помочь, отказывается от многих своих прихотей. Её прежняя любовь к князю, однако, «давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Как говорит автор, женщина была «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
Отношения Веры Николаевны с мужем, по всей видимости, доверительные и спокойные. Она не скрывала от него наличие тайного поклонника.
Василий Львович
Князь Василий Львович Шеин — искренний и благородный человек с хорошим чувством юмора, он добр и гостеприимен. Несмотря на высокое положение в обществе, которому старается соответствовать в глазах своего окружения, он достаточно стеснён в средствах. К чувствам, которые Желтков испытывает к его супруге, он относится с пониманием. Найдя мужчину, он уважительно с ним изъясняется: «…присылкой этого вот самого гранатового браслета, вы переступили те границы, где кончается наше терпение. Понимаете? — кончается. Я от вас не скрою, что первой нашей мыслью было — обратиться к помощи власти, но мы не сделали этого, и я очень рад, что не сделали, потому что — повторяю — я сразу угадал в вас благородного человека». Василий Львович признаётся Николаю, что ему жаль этого человека.
Георгий Степанович Желтков
Желтков — скромный телеграфист, много лет безответно влюблённый в Веру. Он не мешал её жизни с Василием, лишь время от времени присылал ей письма в течение нескольких лет. Он не надеется на совместное будущее с женщиной, и, видимо, ему достаточно и возможности хоть как-то сообщать ей о своих чувствах: «Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку или подарить ее кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки», — пишет он в письме, приложенной к подаренному браслету.
Потеряв возможность писать Вере Николаевне, Желтков потерял и смысл жить дальше. «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя», — пишет он в прощальной записке.
Николай Николаевич Мирза – Булат – Туганский
Николай — брат Веры. Это рассудительный и строгий человек, твёрдый в своих решениях. Этой же твёрдости он ожидает и от мужа Веры: «Так положительно нельзя. Я тебя предупреждал, что всю деловую часть разговора я беру на себя. А ты раскис и позволил ему распространяться о своих чувствах», — упрекает он своего шурина.
Яков Михайлович Аносов
Аносов — мудрый пожилой человек, который хорошо разбирается в жизни и в людях. Он добр, честен, рассудителен. Для него неприемлемо прагматичное отношение общества к духовным ценностям.
Анна Николаевна Фриессе
Анна — сестра Веры, привязанная к ней и являющаяся полной её противоположностью. Она беззаботна, жизнерадостна, любит развлечения. К своему мужу, искренне её любящему, она не испытывает никаких чувств.
«Гранатовый браслет» — красивый и пропитанный грустью рассказ о светлой, чистой и искренней любви
Куприн показывает, что настоящая любовь существует в этом мире, и очень важно замечать её
Любовь в жизни Веры
На именинах Вера получает в подарок от таинственного незнакомца гранатовый браслет. Это было не в первый раз. Кавалер был настойчив, чем раздражал ее. Его влюбленность казалась назойливой. Размеренная жизнь с его появлением сбилась с привычного ритма. Женщина не знала, как реагировать. После выяснилось, что этот человек уже восемь лет любит ее с того момента, как первый раз увидел в опере. Это было до замужества, но открыто заявить о чувствах у мужчины не хватало духа. На семейном совете было принято решение нанести визит тайному обожателю и попросить его больше никогда не лезть в их семью. Она сама дала ему понять, что эта история ей порядком надоела.
«Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее».
Он прекратил, выбрав страшный способ – самоубийство. После смерти Желткова, так звали таинственного поклонника, Вера поняла, что возможно упустила любовь, о которой мечтают все женщины, но было слишком поздно.
Вера Николаевна Шеина — главная героиня повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Она — жена дворянского предводителя, у неё спокойная, размеренная и обустроенная жизнь, на сторонний взгляд — счастливая. Впрочем, счастливой её считает и сама Вера: они с мужем прекрасно понимают друг друга, дружны и во всём согласны.
Мы встречаем героиню в день её именин — 17 сентября (старый стиль). В этот день почитают мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их — Софию. К Вере приезжает сестра и дарит записную книжку, переделанную из старинного молитвенника. Муж преподносит Вере серьги из прекрасных грушевидных жемчужин. Но самый странный и даже страшный (как выяснится) подарок княгиня получает от тайного поклонника, имя которого на самом деле всем известно — телеграфист Желтков. Подарок — браслет из дешёвого дутого золота с изумительными кроваво-красными гранатами.
Вспомним, что Куприн пишет повесть в 1910 году. Серебряный век литературы, символизм, поиски знаков и смыслов… Хотя и реалист, Куприн не мог уйти от главных тенденций культуры. Все подарки для Веры символичны, причём традиционно — подобные символы встретим и в народных песнях, и даже в «Слове о полку Игореве». Серьги-жемчужины — к слезам; молитвенник с пустыми страницами — пустота идеи, жизни (единственный авторский символ, но очень прозрачный); кровавые гранаты — кровь, сердце.
«Предсказанное» подарками сбылось. Вера будет плакать после смерти Желткова, слушая Вторую сонату Бетховена: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Вера поймёт, что её размеренная и однообразная жизнь на самом деле пуста: «…мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». И будет кровь: «Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством… Г. С. Желтков».
Жанр и композиция
Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.
Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.
Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней
Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма
Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.
Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сюжет
«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.
Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.
Семейные трудности княгини
Семья Шеиных занимает высокое положение в обществе. Однако их благосостояние оставляет желать лучшего: они находятся на грани разорения. Ведь и имение, и наследство перешли к князю в состоянии упадка. Тем не менее супруги вынуждены соблюдать все внешние приличия, которые подтверждали статус и соответствовали их положению: вести приемы, заниматься благотворительностью, содержать лошадей, одеваться дорого, по моде, при этом находясь на грани банкротства. Княгиня изо всех сил старается помочь мужу предотвратить полное разорение. Она, насколько это возможно, экономит на домашнем хозяйстве, во многом отказывает себе. Однако мужу об этом не говорит, не желая расстраивать его. Давая кратко характеристику Вере Николаевне Шеиной, можно говорить о ней как о чутком человеке, стремящемся всегда прийти на помощь, сострадательном к своим близким.
Господин Желтков
Георгий Степанович Желтков — главный герой «Гранатового браслета». Он служит в контрольной палате, в должности простого мелкого чиновника. Автор осознано описывает его как маленького человека, даже в самом произведении непонятно, как его звать, имя раскрывается лишь в письмах, и то он подписывается тремя буквами — «ГСЖ». Героиня долго мучается над их расшифровкой.
Характеристика Желткова типична для людей с невысоким социальным статусом:
- долговязый;
- неопрятный;
- бледнокожий.
А вот муж княжны, к которой он питает теплые чувства, описывает его немного иначе. Он говорит о герое как о тридцатилетнем мужчине с девичьими чертами лица, голубыми глазами и детским подбородком. По чиновнику заметно, что он чувствует недостаток в деньгах, но при этом ведет себя порядочно и благородно.
Душа мужчины пылает даже тогда, когда он ясно осознает, что мечта о вожделенной женщине не сбудется никогда. Он очень дорожит спокойствием и счастьем княжны. В конце концов влюбленный решает покончить жизнь самоубийством.
Представители фамусовского общества
В ответ на замечания о несовершенстве «плана» своего произведения Грибоедов заявлял, что в его пьесе «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека — Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский «туз» (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.
Заключение
Таким образом, коллективным персонажем и главным идеологическим оппонентом Чацкого является фамусовское общество. «Горе от ума» демонстрирует читателям жизненный уклад и нравы московской аристократии, жившей во второй половине 1810-х годов. Эти люди объединены между собой консервативными взглядами и примитивной практической моралью. Их основная цель — «и награжденья брать, и весело пожить». Чацкий и фамусовское общество находятся на разных полюсах нравственного самосознания. Для московских аристократов «ученость» отождествляется с вольнодумством и безумием. Для Чацкого мораль «покорности и страха» — обломок минувшего века, отвратительный предрассудок, чуждый каждому нормальному человеку. В этом противостоянии у каждого своя правда.
Нравственная глухота фамусовского общества блестяще продемонстрирована в пьесе «Горе от ума». Грибоедов Александр Сергеевич вошел в историю русской литературы как автор одного из самых злободневных и реалистичных произведении своего времени. Многие афоризмы из этой комедии весьма актуальны и в наши дни.
Всем известная комедия в стихах «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым в 1824 году и опубликована в 1825 году, вызвав неоднозначную реакцию читателей . Данное произведение обличает светское общество во времена крепостного права и охватывает сразу несколько проблем, актуальных и в наше время.
Одна из проблем и одновременно главный герой комедии — Фамусовское общество, со всеми его негативным чертами, которыми упрекается Александром Андреевичем Чацким, ещё одним главным героем. В его красноречивых монологах бурно обличается московское общество, с его нравами, нежеланием чему-то учится, что-либо познавать. Чацкий играет роль «лишнего человека», родившегося не в своё столетие. Фамусовское же общество считает Чацкого сумасшедшим, и лишь только потому, что он имеет своё собственное, отличающееся от общепринятого мнение на то, что происходит на встречах московского высшего общества.
Главной фигурой произведения является Фамусов, богатый чиновник, в чью честь и названо Фамусовское общество. И не зря — читая произведение, мы намного больше узнаём московское общество именно от лица Фамусова. Видя, как он ведёт свои дела на службе, как относится к науке, считая её врагом разумных людей, легко понять, что в окружении барина нет наделённых настоящим умом и нравственностью людей, одни лишь особы, занимающиеся только своим внешним видом и богатством. Всё на показ.
«Кто беден, тот тебе не пара.» Отношение родителей к выбору пассии собственных детей иногда ужасает. Но чего ожидать от общества, которое заботят только деньги и чин? Любовь и чувства отходят на второй план, когда из кармана вытаскивается набитый купюрами кошелёк. А разве в современном мире мы не можем встретить такую же ситуацию?
Жизненно? Не то слово. Меркантильность некоторых людей и в наше время имеет место быть.
В произведении Фамусовское общество нам представлено не в самом выгодном свете. “Угождать всем людям без изъятья”, — вот принципы, по которым оно живёт, а “слепое подражанье” всему иностранному стало частью жизни людей того времени. Со своим пылким сердцем, любовью к Родине и просвещению, готовностью служить “делу, а не лицам”, Чацкий совсем не вписывается в это общество, оно чуждо ему, и из-за этих разногласий он вынужден покинуть Москву.
Таким образом, комедия “Горе от ума” даёт нам понять, как жило общество во времена жизни своего автора. Конец этого русского общества довольно печален, это и понимает главный герой, покидая столицу.