Краткое содержание рассказа «крыжовник» чехова: как навязчивая мысль может лишить человека радости жизни

Как в рассказе появляется автор крыжовник. анализ «крыжовник» чехов

Рассказ «Крыжовник» Чехова: краткое содержание. Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова

В этой статье мы познакомим вас с произведением «Крыжовник» Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, — русский писатель, драматург. Годы его жизни — 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. «Крыжовник» Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку. Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню. Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Описание сюжета и главные персонажи

Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова рассказывает о жизни простой семьи и их столкновении с настоящими мужчинами города. Семья живет за городом и вынуждена заниматься садоводством и животноводством, чтобы выживать. Их жизнь меняется, когда в их деревню приезжает группа охотников на кабанов. В этот день они узнают о гибели соседа, который был убит кабаном.

Главным персонажем является Кирилл Иваныч, хозяин дома. Он является типичным представителем крестьянского класса того времени. Его личность характеризуется простотой и добротой. Кирилл Иваныч женился на Наталье, которая является центральной фигурой в их семье. Ее судьба также отражает жизнь простых людей на рубеже веков. Она рожает много детей и вынуждена заниматься домашним хозяйством, чтобы содержать свою семью.

Охотники на кабанов, которые приехали в деревню из города, являются определенным контрастом к крестьянской семье. Они производят впечатление более успешных и уверенных в себе людей. Однако, в последующих событиях, становится ясно, что у них также есть свои проблемы и слабости.

  • Кирилл Иваныч: хозяин дома
  • Наталья: жена Кирилла
  • Охотники на кабанов: представители городской элиты
Персонаж Описание
Кирилл Иваныч Хозяин дома, типичный представитель крестьянского класса. Простой и добрый.
Наталья Жена Кирилла, занимается домашним хозяйством.
Охотники на кабанов Представители городской элиты. Уверенные в себе, но имеют свои проблемы и слабости.

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Рассказ Чехова лишен каких-либо будоражащих воображение событий. Здесь нет описания военных подвигов, приключений, любовных перипетий. Но, в то же время, в рассказе Крыжовник смысл сюжета потрясает своей глубиной, раскрывающей многие злободневные проблемы.

В небольшом по объему произведении Чехов сумел раскрыть такие темы, как:

  • поиск смысла жизни;
  • нахождение путей реализации мечты;
  • понятие человеческого счастья;
  • отзывчивость;
  • равнодушие;
  • алчность и тщеславие;
  • эгоизм.

Все эти темы показаны через личность главного героя – Николая Чимша-Гималайского. На его примере Чехов раскрывает образ «маленького человека», стремящегося к построению собственного «футлярного» мира, не гнушающегося сомнительными способами.

Ироничный смысл содержится в простецком на первый взгляд названии рассказа – Крыжовник, ставшего символом счастливой жизни. В нем улавливается тонкий намек автора на глупость, ограниченность главного героя, потратившего всю жизнь на достижение мечты, не стоившей того.

Это не значит, что автор выступает против личного счастья. Основная мысль, которую хотел донести Чехов до читателя – невозможность достижения личного счастья без всеобщего благоденствия. Нельзя наслаждаться жизнью, когда рядом столько бед и горя. Для обретения истинного счастья нужно творить добро в силу своих возможностей. Это и есть главный смысл произведения «Крыжовник».

В чем суть концовки

В рассказе Крыжовник смысл повествования раскрывается ближе к концовке. Рассказ Ивана Ивановича заканчивается довольно неожиданно. Крыжовник, принесенный кухаркой, оказывается настоящей кислятиной. Но Николай утверждает, что ничего вкуснее в своей жизни не ел. Он чувствует себя абсолютно счастливым от того, что его мечта сбылась.

Иван Иванович с удивлением видит, как изменился брат за эти годы. Стремление к личному счастью сделало Николая равнодушным к окружающим людям, нелюдимым, злым. Это наводит Ивана на мысль, насколько примитивны бывают желания людей и что людей, подобных его брату – довольно много.

Кульминацией этих размышлений становится обращение Чимша-Гималайского к Буркову и Алехину с призывом не давать усыпить себя. Но приятели не понимают смысла слов, произнесенных Иваном Ивановичем в финале истории о крыжовнике.

Молодые люди отнеслись к истории Николая Ивановича равнодушно, посчитав ее обыденной, скучной. Это еще больше утвердило героя в мысли, что многим людям нет дела до окружающих, им для счастья достаточно своего «футляра».

Устами героя рассказа «Крыжовник» Ивана Ивановича Чехов призывает к состраданию и взаимопомощи, видя смысл жизни в борьбе за всеобщее благо. Обывательское равнодушие, тихая жизнь в собственном болоте способна привести к деградации личности и общества в целом. И эта мысль проходит через весь рассказ Чехова.

Чехов, «Крыжовник»: анализ творческих идей

Надо отметить, что получилось очень самобытное и умное произведение с очень хорошими мыслями, которое достойно оценил критик Немирович-Данченко.

Долго писал Чехов «Крыжовник». Анализ сюжета занял у него много времени. Идей для написания у него было много, и все они были разные по сюжету, но по смыслу одинаковые. Сначала он хотел написать про человека, у которого была мечта накопить на дом, но он скуп и даже не женится, но потом к 60 годам все же приобретает желанное имение и садит крыжовник, однако потом, как только крыжовник созрел, у него обнаруживают рак желудка.

Вторая история, им задуманная: один чиновник хотел купить новый парадный мундир с золотыми вышивками, и тоже на всем экономил, в итоге он его пошил, но надеть на прием или на бал ему все как-то и не удавалось. В итоге мундир убрали в шкаф, а на осень оказалось, что нафталин сделал золото тусклым и неприглядным. В итоге через полгода чиновник умер, его хоронили как раз в этом мундире.

На этом можно закончить сочинение по теме «Крыжовник». Чехов (идея этого рассказа придумана просто замечательно) заставляет задуматься об очень важных вещах, которые весьма полезны для воспитания нравственности любого человека.

2 вариант

Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.

Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.

На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.

То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».

В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.

А. П

Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться

Анализ рассказа Антона Чехова Крыжовник

1. Введение. Отличительной особенностью творчества А. П. Чехова было то, что в свои короткие, внешне бесхитростные истории он вкладывал очень глубокие идеи. Ярким примером этого является рассказ «Крыжовник».

2. История создания. Рассказ был написан и опубликован в 1898 г. Вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви» входит в т. н. «Маленькую трилогию» Чехова.

3. Смысл названия. Крыжовник — навязчивая идея брата рассказчика. В мечтах Николая Ивановича о собственном имении неизменно присутствовал этот обыкновенный кустарник.

В рассказе крыжовник становится символом духовной ограниченности человека, его замкнутости и отсутствия полезной деятельности.

4. Жанр. Рассказ

5. Тема. Основная тема произведения — присущие русскому человеку лень, эгоизм, «монашество без подвига». Служба Николая Ивановича, которая приносила хоть какую-то пользу, рассматривалась им в качестве неизбежного бремени и источника денег.

Все его помыслы были направлены на покупку собственного имения. Эта навязчивая идея полностью подчинила себе душу в общем-то хорошего («доброго, кроткого») человека.

Ограничивая себя во всем ради накопления денег на покупку, Николай Иванович женился ради наследства и своей скупостью свел жену в могилу

Николаю Ивановичу уже не важно, что купленное имение находилось в ужасном состоянии. Его мечта о спокойной беззаботной жизни осуществилась. Став настоящим «барином», Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп

Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное «полезное» дело Николая Ивановича — посадка кустов крыжовника

Став настоящим «барином», Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп. Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное «полезное» дело Николая Ивановича — посадка кустов крыжовника.

6. Проблематика. В рассказе «Крыжовник» Чехов общается к своей «излюбленной» проблеме — господству пошлости и мещанства в русской жизни. Николай Иванович после покупки имения забывает, что его предки были из низкого сословия и сам начинает верить в то, что он — потомственный дворянин.

Цель его жизни сводится к тому, чтобы попробовать ягоды крыжовника из собственного урожая. Проблема русского общества эпохи Чехова заключалась в том, что лишь немногие люди стремились к полезной деятельности, всеми силами старались улучшить и благоустроить окружающий мир. Писатель сам подавал этому пример в своей усадьбе Мелехово.

Полной противоположностью Николая Ивановича выступает помещик Алехин, который из-за непрерывной работы даже забывает мыться. Еще одна проблема — «воздушность» усилий дворянства по улучшению положения простого народа. «Добрые дела» Николая Ивановича сводятся к примитивному лечению мужиков и баб «содой и касторкой» и обязательному угощению водкой. Это позволяет новоявленному помещику с гордостью заявлять о том, что он «знает народ», который его безгранично любит и благодарит за помощь.

7. Герои. Иван Иванович, Николай Иванович, Буркин, Алехин.

8. Сюжет и композиция. Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна вплетена в «Маленькую трилогию». Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин вместе охотятся и заходят на ночлег к знакомому — помещику Алехину. У него врач и рассказывает печальную историю своего родного брата.

9. Чему учит автор? Главная идея Чехова выражена в горячем обращении Ивана Ивановича к Алехину. Он сводится к тому, что пока человек молод и полон сил, он должен неустанно трудиться во имя высшей цели. «Делайте добро!», — завершает свою речь Иван Иванович. Только это станет залогом счастливого будущего.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-kryzhovnikhttp://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/kryzhovnik/9670-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-kryzhovnikhttp://ote4estvo.ru/sochineniya/174148-kryzhovnik-analiz-teksta.html

Герои произведения и их краткая характеристика

В «Крыжовнике» читатель встречается с теми же персонажами, что и в рассказе «Человек в футляре».

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.

Герой, в отличие от брата, «пошел по ученой части», выучился на ветеринарного врача. У Ивана Иваныча чуткая совесть, его беспокоят серьезные вопросы: смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от проблем мира в усадьбы или иные «футляры» он называет своего рода монашеством, только без подвига, а в сущности — эгоизмом и ленью.

Иван Иваныч тяжело переживает о жизни брата, цель которой была ничтожной, о его превращении в самодовольного барина. Герой убежден, что человек не имеет права быть довольным и счастливым, когда много несчастных. Однажды счастливца обязательно настигнет беда, и никто не поможет ему, потому что его не тревожило чужое горе.

Ивана Иваныча тяготит вид счастливых семей, собравшихся за чаем, потому что он помнит о тихих людских страданиях. Он умоляет своего приятеля нести в этот мир добро, пока у того есть молодость и силы. Счастья как такового нет, считает герой, и не в нем смысл жизни. Есть что-то более великое, для чего живет человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил ее.

Когда мечта бедного чиновника сбылась, жизнь его стала совсем иной — сытой. От сытости и довольства этот недалекий человек возомнил о себе много. Он пускался в рассуждения на общие темы, чувствовал себя властителем над мужиками, забыл о своем происхождении и все время подчеркивал сословную принадлежность к дворянству.

В сущности, этот человек глубоко несчастен, хотя и не понимает этого. В погоне за «крыжовником» он остался без семьи, у него нет детей, друзей, ни с кем у него нет теплых, душевных отношений. Николай достиг своей цели, но он никого не любит, очерствел душой, не способен думать о ближнем, настоящая жизнь проходит мимо него.

Образ Николая Иваныча — еще один тип «футлярной» жизни, то есть замкнутости в своем ограниченном мирке и эгоистическом самодовольстве.

Второстепенные герои

Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.

Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и  уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.

Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».

Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает ее деликатность.

Значение творчества А. Чехова

Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX в. как новатор, ни на кого не похожий писатель, создавший новые образцы «малой прозы», которые писатель Д. Григорович назвал «переворотом в литературе». За 26 лет своей творческой биографии Чехов написал более 900 различных произведений. Горький отмечал, что «трагизм мелочей жизни» у Чехова позволяет «правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Чеховым в «Маленькой трилогии» была впервые подмечена и описана психологическая особенность, которая в современной психологии определяется как одна из разновидностей социофобии. «Футлярность» живуча и в современном мире, делая ущербнее и ограниченнее жизнь, многогранную и интересную во всех ее проявлениях. Заменяют реальность и дают возможность спрятаться от житейских и общественных потрясений интернет, средства массовой информации, предлагая глянцевые журналы, бесконечные ток-шоу, сериалы и иные суррогаты источников познания мира, лишая реального общения и радостей самой жизни.

Словарь

1. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общей идеей.

2. Гротескный – комичный, преувеличено неправдоподобный.

3. Фискал – чиновник, надзирающий за деятельностью учреждений. В переносном значении – «доносчик».

4. Низкопоклонство – подобострастное преклонение перед кем-либо.

5. «Завиральные идеи» – не соответствующие действительности идеи, опасные фантазии. (Афоризм из комедии «Горе от ума» А. Грибоедова).

6. «Беликовщина» – термин, образованный от фамилии чеховского героя, обозначающий подобный «футлярный» образ жизни.  

7. Социофобия – боязнь находиться в обществе, страх контактов и активной жизни.

8. Суррогат – заменитель чего-то подлинного, подделка, видимость», иллюзия.

История создания[править | править код]

Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был надет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.

Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:

«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли. В письме Чехову он отмечал: «Несмотря на работу до одури и нервной одышки, я успеваю читать. Сейчас закрыл книгу на рассказе „О любви“. „Крыжовник“ хорошо. Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли».

Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».

Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: «Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в „Круг чтения“».

При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.

Странный Беликов

Странный Беликов всегда ходил в утепленном ватой пальто, в галошах и с зонтом. Ходил он так в любое время года, и летом тоже. Свои личные вещи учитель тщательно упаковывал в специальные чехлы и чехольчики. Часы, перочинный ножик, табакерку раскладывал по коробочкам, которые всегда носил с собой. Столь необычные действия образованного и еще не старого человека объяснялись его желанием оградить себя от влияния внешней среды, он рассуждал так: «…а вдруг произойдет что-то такое-этакое…».

Беликов планомерно создавал свою защиту, а весь город потешался над незадачливым учителем, считая его причуды признаком легкого сумашествия. Но поскольку преподавателем он был хорошим, успеваемость гимназистов по его предмету не вызывала нареканий, то его и не трогали. Жил Беликов один, жениться боялся, иначе ведь и жену пришлось бы поместить в чехол.

Но вот в гимназию пришел новый учитель — преподаватель географии и истории Михаил Коваленко. Он недавно приехал в город вместе со своей сестрой, Варенькой, очаровательной особой неполных тридцати лет, улыбчивой непоседой. Вся гимназия была покорена веселым нравом Вареньки, не избежал этой участи и Беликов. Он даже стал иногда гулять с молодой женщиной, а прогуливаясь, доказывал ей с мрачным видом, что «брак — это чрезвычайно серьезная вещь». Варенька слушала его не очень внимательно, а вскоре нравоучения ей и вовсе надоели.

Однажды Беликов встретил Мишу Коваленко и Вареньку, когда они катались на велосипедах. Выглянув из своего футляра, он увидел двух счастливых свободных людей, и весь мир для него перевернулся. Потрясенный Беликов на следующий день пришел в дом Коваленко, желая доказать, как это неразумно — кататься на велосипеде, неприлично и опасно, некрасиво и унизительно. Вареньки дома не было, а Михаил взял да и спустил своего коллегу с лестницы.

А тут и Варенька подошла. Она весело рассмеялась, увидев, как Беликов кувыркается по ступенькам. А тот был настолько потрясен случившимся, что едва добрался до дома и слег. Проболел месяц, да и умер от душевного расстройства. На похоронах все желали ему «царства небесного», а про себя думали: «Ну наконец-то человек получил настоящий футляр, который теперь оградит его от любых неприятностей».

Конфликт и его разрешение

В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» мы видим конфликт между двумя героями — старым крестьянином и его сыном. Конфликт возникает из-за разных взглядов на жизнь и на то, как нужно относиться к природе. Старый крестьянин считает, что нужно бережно относиться к природе и не уничтожать ее, а его сын считает, что нужно использовать природу в своих интересах и выжимать из нее максимум выгоды.

Конфликт между героями достигает своего пика, когда сын начинает выкорчевывать крыжовник, который старый крестьянин высадил много лет назад. Старый крестьянин не может понять, почему его сын так безжалостно относится к природе и к его труду. Он чувствует гнев и обиду, но не знает, как разрешить этот конфликт.

В конце рассказа мы видим, что конфликт между героями не разрешен. Старый крестьянин остается один на своей земле, а его сын уезжает в город, оставляя за собой разрушенный крыжовник и разбитое сердце отца

Этот конфликт показывает, как важно уметь находить компромиссы и уважать мнение других людей, особенно когда речь идет о природе и охране окружающей среды

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу

Именно на этом акцентирует внимание А. П

Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: