Сюжет[править | править код]
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Им было скучно слушать про чиновника, который ел в своем имении крыжовник. Вместо этого они с удовольствием бы поговорили об изящных людях или о женщинах — об этом им напоминала вся обстановка в доме и снующая мимо них красивая горничная Пелагея. Алёхин не вникает, справедливы ли слова Ивана Иваныча. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.
Краткий анализ
«Крыжовник» Чехова — произведение, написанное в жанре реалистического рассказа, о чем свидетельствует наличие всего одной сюжетной линии, а также небольшое количество персонажей. Писатель лаконично и ясно излагает свои мысли, что позволяет достучаться до сердец читателей всех возрастных категорий. Такая композиционная особенность, как нелинейное повествование, помогает Чехову углубить смысл текста.
Пытаясь понять, почему рассказ получил название в честь растения, следует обратиться к сюжету произведения. Как уже было сказано, крыжовник — навязчивая идея брата рассказчика. Все его силы были брошены на то, чтобы купить усадьбу и посадить в ней этот кустарник. Зеленые и кислые ягоды стали символом духовной ограниченности свежеиспеченного дворянина, его замкнутости на собственных интересах. Именно поэтому рассказ называется «Крыжовник».
Основная идея произведения передана через фразу рассказчика, смысл которой в том, что не стоит упиваться своим счастьем, когда другие страдают
Нельзя отворачиваться от чужого горя, важно помнить, что никто не застрахован от внезапной беды. Важно уметь вовремя протянуть руку помощи нуждающемуся, чтобы в будущем не столкнуться с равнодушием
Антон Павлович, будучи человеком высоконравственным, показывает презрение к эгоизму и жизненной стагнации. Счастье, считал великий мастер российской словесности, заключается в непрерывном движении, направленном на совершение благородных поступков.
История создания
Впервые рассказ был напечатан в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вероятнее всего, в основу произведения легла история об одном российском дипломате, поведанная Чехову его соратником и коллегой по писательскому цеху Львом Николаевичем Толстым. Один петербургский чиновник долгое время копил деньги, чтобы приобрести парадный мундир с золотыми нашивками, свято веря, что обновка сделает его счастливым человеком.
После того как он стал обладателем желанного наряда, ему так и не представилось ни одного удобного случая, чтобы продемонстрировать дорогую вещь. Более того, мундир с потускневшими от нафталина золотыми вставками на бедолаге впервые увидели лишь тогда, когда провожали его в последний путь.
Анализ 2
Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение «Крыжовник», где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.
Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.
В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович — обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.
Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой
Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему
Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично… Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!
Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!
4 стр., 1719 слов
Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина
… Воспоминания» Бунина, где в призме пристрастных авторских оценок предстала панорама художественной жизни Серебряного века. 3. Антоновские яблоки Книга Ивана Бунина … 1906 года Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в 1922 году) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей … году Иван Бунин стал кандидатом на получение посмертно звания Праведник мира. лирика эпический эмигрантский Бунин Много …
10 класс
Мечты главного героя
Смысл мечты… Есть ли он? Для чего человек строит картинки в своей голове? И почему они посещают даже самого закоренелого реалиста? А ведь заветная мечта плавно перерастает в цель, которая нужна, чтобы в итоге ее добились. Следовательно, желаемое сбывается. Но порой оказывается, что лучше бы фантазии осталось только в воображении. Подобные рассуждения посещают читателя после изучения трилогии.
Интересно, что миссия раскрытия проблемы легла на плечи брата рассказчика Николая Ивановича. Что особенного можно найти в его мечтах? Красивый сад с аккуратными дорожками? Дом, где поселится еще и прислуга? Огород для выращивания урожая? Или крыжовник? Нет… Все обыденно. Так жить мечтает каждый второй человек. Но грезы о собственном имении настолько сильно поселились в голове героя, что поглотили его полностью. И наступает время, когда мечта становится главной целью в жизни.
Одни идут к своему желанию постепенно, размеренными шагами, может быть даже с четким планом действий и накоплением необходимых сбережений. Поступки Николая Ивановича могут пугать:
- экономия на еде;
- постоянные недосыпания (мысли не покидали его ночью);
- женитьба по расчету.
Что нужно человеку для счастливой жизни?
Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу
Именно на этом акцентирует внимание А. П
Чехов.
Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.
Анализ рассказа Антона Чехова Крыжовник
1. Введение. Отличительной особенностью творчества А. П. Чехова было то, что в свои короткие, внешне бесхитростные истории он вкладывал очень глубокие идеи. Ярким примером этого является рассказ «Крыжовник».
2. История создания. Рассказ был написан и опубликован в 1898 г. Вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви» входит в т. н. «Маленькую трилогию» Чехова.
3. Смысл названия. Крыжовник — навязчивая идея брата рассказчика. В мечтах Николая Ивановича о собственном имении неизменно присутствовал этот обыкновенный кустарник.
В рассказе крыжовник становится символом духовной ограниченности человека, его замкнутости и отсутствия полезной деятельности.
4. Жанр. Рассказ
5. Тема. Основная тема произведения — присущие русскому человеку лень, эгоизм, «монашество без подвига». Служба Николая Ивановича, которая приносила хоть какую-то пользу, рассматривалась им в качестве неизбежного бремени и источника денег.
Все его помыслы были направлены на покупку собственного имения. Эта навязчивая идея полностью подчинила себе душу в общем-то хорошего («доброго, кроткого») человека.
Ограничивая себя во всем ради накопления денег на покупку, Николай Иванович женился ради наследства и своей скупостью свел жену в могилу
Николаю Ивановичу уже не важно, что купленное имение находилось в ужасном состоянии. Его мечта о спокойной беззаботной жизни осуществилась. Став настоящим «барином», Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп
Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное «полезное» дело Николая Ивановича — посадка кустов крыжовника
Став настоящим «барином», Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп. Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное «полезное» дело Николая Ивановича — посадка кустов крыжовника.
6. Проблематика. В рассказе «Крыжовник» Чехов общается к своей «излюбленной» проблеме — господству пошлости и мещанства в русской жизни. Николай Иванович после покупки имения забывает, что его предки были из низкого сословия и сам начинает верить в то, что он — потомственный дворянин.
Цель его жизни сводится к тому, чтобы попробовать ягоды крыжовника из собственного урожая. Проблема русского общества эпохи Чехова заключалась в том, что лишь немногие люди стремились к полезной деятельности, всеми силами старались улучшить и благоустроить окружающий мир. Писатель сам подавал этому пример в своей усадьбе Мелехово.
Полной противоположностью Николая Ивановича выступает помещик Алехин, который из-за непрерывной работы даже забывает мыться. Еще одна проблема — «воздушность» усилий дворянства по улучшению положения простого народа. «Добрые дела» Николая Ивановича сводятся к примитивному лечению мужиков и баб «содой и касторкой» и обязательному угощению водкой. Это позволяет новоявленному помещику с гордостью заявлять о том, что он «знает народ», который его безгранично любит и благодарит за помощь.
7. Герои. Иван Иванович, Николай Иванович, Буркин, Алехин.
8. Сюжет и композиция. Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна вплетена в «Маленькую трилогию». Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин вместе охотятся и заходят на ночлег к знакомому — помещику Алехину. У него врач и рассказывает печальную историю своего родного брата.
9. Чему учит автор? Главная идея Чехова выражена в горячем обращении Ивана Ивановича к Алехину. Он сводится к тому, что пока человек молод и полон сил, он должен неустанно трудиться во имя высшей цели. «Делайте добро!», — завершает свою речь Иван Иванович. Только это станет залогом счастливого будущего.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-kryzhovnikhttp://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/kryzhovnik/9670-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-kryzhovnikhttp://ote4estvo.ru/sochineniya/174148-kryzhovnik-analiz-teksta.html
Тема
Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы к ней стремиться.
Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его душа очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.
Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.
Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетах, Буркин тоже далёк от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе; делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом, он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.
Основная тематика
Темы произведения «Крыжовник» на самом деле интересны любому человеку, который обдумывает свое место в жизни. Антон Павлович поднимает следующие вопросы:
- Счастье. В образе Николая автор порицает стремление людей к собственному счастью. Писатель требует отречься от эгоизма и не забывать, что, пока кто-то упивается безмятежной жизнью в достатке и комфорте, рядом с ним все время страдают люди, которым не так повезло.
- Мечта. Писатель показывает читателю, что не все мечты являются прекрасными. Мечтающий об усадьбе Николай страдает не только сам, но и приносит несчастье людям, которые находятся рядом с ним.
- Пейзаж. Природа в произведении гармонирует с учетом настроения главных персонажей. Когда Буркин и Иван Иваныч пересекают поле, пейзаж ясен и жизнерадостен. Но когда рассказ близится к истории о Николае, собирается дождь. В финале повествования погода полностью испортилась, небо затянули тучи, дождь стучит в окна. Образ пейзажа состоит как в демонстрации настроения рассказа, так и в форсировании сюжетной линии: ливень заставил друзей вместе собраться и побеседовать по душам.
- «Маленький человек». Писатель высмеивает личность «маленького человека». Если Гоголь и Пушкин все время описывали эту личность как несчастную жертву, то Антон Павлович показывает читателю образ эгоиста, который уморил супругу ради того, чтобы постоянно на столе был крыжовник.
Главная мысль
Писатель деконструировал классический для литературы шаблон «маленького человека», который пытается создать собственный дом. Если у других авторов такое стремление в произведениях вызывает лишь одобрение, то Антон Павлович показал, что в этой цели нет чего-то романтичного, что путь к осуществлению мечты не все время честен и праведен, а результат часто сомнителен.
Но основная идея произведения заключается в том, что идеалы «маленьких людей» аморальны, даже рай в шалаше — только мелочный эгоизм и самовлюбленность. Николаю, не нужны золотые горы, но ему, как и богатым людям, все равно что произойдет с другими, он настолько же безнравственен и скуп, как и бесполезен. Именно это пытался изобразить писатель в своем произведении: не только способы достижения, но и мечты «маленьких людей» изначально являются аморальными. Они унижают честь и достоинство человека.
Это произведение призывает читателя к благоразумию, думать собственной головой и избавиться от зацикливания на призрачном образе прошлого
Писатель поставил под сомнение важность финансового достатка, говорит о необходимости сострадания и взаимной помощи в обществе, порицает обывательское безразличие. Этот вывод сам напрашивается после прочтения произведения Чехова.
Идеалы собственного счастья и спокойной жизни вдалеке от городской суеты омерзительны писателю, поскольку в них отсутствует то величие, которое может сделать один только человек.
История создания
В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.
Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Человек в футляре»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Человек в футляре»
- для самых компанейских — Главные герои «Человек в футляре»
- для самых крутых — Читать «Человек в футляре» полностью
Критика рассказа
Эксперты высоко оценивают глубину и живость Крыжовника; некоторые даже приписывают мессианскую роль Чехову. Главная идея автора о счастливой жизни была одобрена Л.Н. Толстым, который очень ценил культурную деятельность своего коллеги.
В период СССР Чехов был высоко ценен за свое осуждение капиталистических систем и формальностей; символ кустарника из Крыжовника стал общепринятым для обозначения материалистических увлечений в буржуазных кругах.
Речевые модели персонажей Чехова ценятся за свою естественность и живость; он тонко высмеивает новое дворянство, которое слишком старается быть более благородным в одном из примеров.
В наши дни Крыжовник считается одним из самых ярких произведений Чехова; многие россияне знают наизусть его монолог о забивании гвоздей.
История создания[править | править код]
Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.
Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был надет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.
Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли. В письме Чехову он отмечал: «Несмотря на работу до одури и нервной одышки, я успеваю читать. Сейчас закрыл книгу на рассказе „О любви“. „Крыжовник“ хорошо. Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли».
Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».
Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: «Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в „Круг чтения“».
При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.
Лекториум
Задание 4.1
Отметьте отличия плана рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» и окончательной редакции.
— Главное отличие — это смерть — жизнь. Чехов решает оставить героя в живых, показывая таким образом, что подобная вялая, аморфная жизнь не сильно отличается от смерти.
— Второе важное отличие — это присутствие брата. Из плана неясно, был ли брат в первой редакции. — Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе — Чехову -«с болью любящему»
— Чехов из Чехова-ироничного и осуждающего в плане, в окончательной версии возвращается к себе — Чехову -«с болью любящему».
Задание 4.2
Прокомментируйте характер изменений, которые внес писатель в окончательную редакцию рассказа.
— Ощущая горечь подобной жизни и передавая горечь подобной жизни, в окончательной редакции Чехов полностью уходит от ее осуждения. К принятию. К пониманию. К Боли своей по этому поводу. И, тем не менее, здесь мы видим «классического» Чехова, певца и защитника «маленького человека». Маленьких человеческих радостей и маленькой человеческой жизни.
Я даже возьму на себя смелость сказать, что название «Крыжовник», возможно имевшее некий ироничный оттенок «царская ягода vs мелкие желания», в окончательной редакции такого значения уже не имело. Герой мог бы выращивать клубнику, условно говоря.
Зато очень важной здесь становится фигура брата. Выраженного гедониста. Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей
Человека, любящего чувственные удовольствия, ощущаего жизнь очень полно, насыщенного, умеющего искренне наслаждаться маленькими человеческими радостями (так же, как и брат), но уже по другой причине, лишившего/лишающего себя этих маленьких радостей.
Один брат подчинен навязчивой мелкой идее. Другой брат подчинен такой же навязчивой масштабной идее. В итоге, толком не живет сегодняшним днем ни один, ни другой. И вопрос, который мучает Ивана Ивановича — не зависть ли это?) С моей стороны. Прикрываемая от себя какими-то возвышенными соображениями.
В этом рассказе вопрос/выход/вывод остается в подвешенном состоянии. Однако же, из других произведений Чехова мы его хорошо знаем. Мудрость жизни — сочетать и То, и Другое. Думай глобально — действуй локально, если говорить сегодняшним языком. Может, быть доктор Астров как хороший пример такого героя. Носителя и этой мудрости, и смирения, идеально выраженного тоже в «Дяде Ване» — «мы подождем…и увидим небо в алмазах», но Пока мы будем делать, что должно и не роптать, не теряя ощущения жизни.
И вот здесь эти два героя, два брата — носители двух частей этого единства в нереализованной форме.
Задание 4.3
Какие задания и вопросы предложите вы вашим ученикам на сопоставление плана и окончательной редакции рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»? Предложите ваши варианты.
— Попробуйте выделить основные положительные черты обоих братьев и совместить их в одном человеке. Представьте этого человека сегодня. Какой он? Как он живет, чем занимается, о чем мечтает, чего достиг и тд…
История написания
Повесть «Крыжовник» — это одна из частей «маленькой трилогии», в которой также находятся произведения «О любви» и «Человек в футляре». Написать этот рассказ Антону Павловичу подсказал Лев Толстой, он поведал интересную историю о государственном служащем, который очень долгое время собирал деньги на шикарный мундир, но скончался, так ни разу не примерив его. В результате красивые одежды оказались лишь на его мертвом теле.
В своей трилогии автор описывает явление, которое стало повсеместным во времена писателя — «футлярность» жизни многих людей, нежелание дальнейшего развития и всеобщий застой. Автор хотел показать, что все персонажи проживают однообразно, скучно и праздно, не пытаются изменить что-то вокруг себя.
Творческая история написания произведения «Крыжовник» не раз претерпевала различные поправки. Так, вначале главный персонаж не женился, а свой помещичий статус смог получить лишь в престарелом возрасте. На созревший крыжовник он глядел безразлично. Это было написано в черновиках Чехова. Но затем писатель решает привнести комизма и драматизма, а также маловероятного «счастья» главному персонажу, который поедает созревшие ягоды.
3.756. Чехов А.П. Рассказы
«Ионыч» — написан Чеховым в Мелихово в мае-июне 1898 года. Впервые рассказ был опубликован в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива»» в сентябре 1898 года.
«Человек в футляре» — этим рассказом открывается «маленькая трилогия» Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), написанная в 1898 году.
«Студент» — был написан в Ялте, где писатель провел март 1894 года, опубликован в апреле того же года в журнале «Русские ведомости». Из воспоминаний родных и близких известно, что «Студент» был любимым рассказом писателя, поскольку это произведение он считал наиболее «отделанным».
«Смерть чиновника» — рассказ впервые был напечатан в журнале «Осколки» в 1883 году, под заголовком «Случай». И сюжет этого рассказа Чехов тоже взял из жизни, смешав две реальные истории.
Брат писателя Михаил Павлович Чехов вспоминал, что случай, который лег в основу рассказа действительно произошел однажды в Большом театре, и рассказал Антону Павловичу об этом бывший управляющий московскими императорскими театрами Владимир Петрович Бегичев.
Вторая история, возможно, подсказавшая Чехову сюжетный поворот рассказа, произошла в Таганроге. История эта трагичная: в январе 1882 года один из мелких таганрогаских чиновников совершил самоубийство после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за какой-то незначительный проступок.
«Дама с собачкой» — Впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1899. Рассказ написан после продолжительного (почти год) творческого перерыва, связанного с обострением болезни и завершением строительства дома в Ялте, в период сближения Чехова с О. Л. Книппер.
«Хамелеон» — впервые был опубликован в журнале «Осколки» в 1884. С некоторыми незначительными поправками рассказ был включен в сборник «Пестрые рассказы» (1886).
«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, создана в 1903 году. Еще в марте 1901 года в письме к О.Л.Книппер писатель признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».
Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А.П.Чехова больших усилий, поскольку писатель был тяжело болен.
Первое представление «Вишневого сада» на сцене Московского Художественного театра состоялось в день рождения А.П. Чехова – 17 января 1904 г. Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора пьес многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию его литературной деятельности.
Несмотря на болезнь, Чехов явился на премьеру. Зрители не ожидали его увидеть, и появление это вызвало громовые аплодисменты.
Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». (Из письма М.П. Алексеевой).
Театр же поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». (К.С. Станиславский).
А.П. Чехову казалось, что театр всю пьесу делает не в том тоне; он настаивал, что написал комедию, а не слезливую драму, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические. Но основатели Художественного театра К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, высоко оценивая пьесу, восприняли ее как драму.
Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А.И. Ревякин пишет: «Признать «Вишневый сад» драмой – это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса «Вишневый сад» не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».
В современном литературоведении пьеса считается лирической комедией.
Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст