В чем современность трагедии пушкина «скупой рыцарь»?

«скупой рыцарь»: зашифрованная пушкинская автобиография

Краткое содержание «Скупой рыцарь» Пушкина для читательского дневника

Альбер — еще рыцарь хочет посетить турнир, поэтому приказывает своему слуге принести шлем. Головной убор попорчен — есть дырки с предыдущего поединка. Такой шлем надеть нельзя, но покорный слуга пытается утешить тем, что противник побежден и после удара еле пришел в себя. Альбер рассказывает, что им управляло недовольство, потому что шлем был поврежден. Причиной геройства стала обычная скупость. У Альбера бедные родители, но все же он не позволил себе снять шлем с поверженного. Также он нуждается в новом платье, за обедом многие ходят в атласе, а он же сидит в латах. В заимы ему никто не дает.

Маленькая трагедия

Цикл «Маленькие трагедии», в который входят четыре пьесы, написан за две недели осенью 1830 года. Каждый драматический этюд описывает какие-либо порочные страсти. В «Скупом рыцаре» Пушкин представляет жадность и нежелание расходовать деньги даже на родного сына.

Выбор сюжета автобиографичен. С юношеских лет у Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом. Скупость Сергея Львовича не позволила выпускнику Царскосельского лицея определиться в престижный лейб-гвардейский гусарский полк. Позднее в письмах к брату Льву поэт неоднократно жаловался на скудную материальную поддержку от родителя. О бедности Александра упоминает наместник Бессарабии генерал Инзов в депеше министру иностранных дел Иоанну Каподистрию.

История создания «драматического наброска»

Третьего сентября 1830 года Пушкин приехал в деревню Болдино. Цель поездки — оформление юридических документов на владение селом Кистенёво, которое С. Л. Пушкин выделил сыну. Разразившаяся эпидемия холеры задержала молодого человека в родительской усадьбе до начала зимы. Время, проведённое поэтом в имении отца, вошло в историю как «болдинская осень».

Первое упоминание о замысле «Скупого рыцаря» встречается в дневниковых записях Пушкина от 1826 года. На болдинской рукописи указана дата окончания работы над произведением — 23 октября 1830 года. Опубликован драматический этюд в первом выпуске журнала «Современник», который поэт основал в 1836 году.

Сюжетная линия

События происходят в эпоху феодализма, в середине XV века. Место действия — герцогство Бургундия.

Персонажи пьесы:

  • Герцог, местный правитель.
  • Филипп, французский барон.
  • Альбер, его сын.
  • Соломон, ростовщик.
  • Иван, слуга Альбера.

Сцена 1. Альбер сетует на отсутствие денег, которое не позволяет купить амуницию и коня для участия в рыцарских турнирах. Бедность не даёт возможности обзавестись приличной одеждой, чтобы присутствовать на герцогских пирах. Иван сообщает о приходе Соломона.

Ростовщик отказывается давать в долг 100 червонцев и предлагает юноше отравить отца. Альбер, взбешённый низостью жида, собирается повесить процентщика. Соломон убегает. Молодой рыцарь решает пожаловаться Герцогу на родителя.

Сцена 2. Барон спускается в подвал, где стоят шесть сундуков. Здесь хранятся сокровища старика. Филипп любуется кладом и размышляет о могуществе денег.

Сцена 3. Герцог и Альбер беседуют в за́мке. Завидев приближение отца, юноша уходит. Правитель предлагает старому рыцарю назначить сыну приличное содержание. На это Барон отвечает, что наследник намеревается убить его. Услышав лживое обвинение, Альбер вбегает в комнату. Старик вызывает молодого человека на дуэль. Но поединок не состоялся. Барон умирает от сердечного приступа.

«Каменный гость»

Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.

Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.

В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.

Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.

В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:

  • страдания;
  • погруженность в себя;
  • чуткость.

В последней сцене Дон, испытывая настоящую любовь к женщине, готов на жертву ради отношений. Смерть герой принял от рук каменной статуи командора, которая олицетворила символ прошлого.

Сцена вторая

Во второй сцене показан подвал старого барона, где «царь Кащей над златом чахнет». Почему-то после прочтения этой сцены вспоминается эта строчка из вступления к «Руслану и Людмиле». Старый рыцарь один в своем подвале. Это святая святых старика, сюда он никого и никогда не пускает. Даже собственного сына.

В подвале 6 сундуков с золотом. Они заменяют старику все человеческие привязанности. То, как говорит барон о деньгах, как привязан к ним, напрашивается вывод, что он стал рабом денег. Старик понимает, что с такими деньгами он мог исполнить любое свое желание, добиться любой власти, любого почтения, заставить служить себе всякого. И его тщеславие удовлетворено осознанием собственной силы и власти. Но он не готов воспользоваться своими деньгами. Он получает удовольствие и удовлетворение от блеска золота.

Будь его воля, он унес бы все шесть сундуков с золотом в могилу. Его огорчает мысль о том, что его сын растратит все накопленное золото на забавы, удовольствия, на женщин.

Популярные сегодня темы

Классическими становятся такие произведения, которые раскрывают главные темы в жизни людей. Из подобных повестей, рассказов, стихотворений и романов люди получают опыт по решению различных жизненных проблем

В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова

На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

Каждый человек в своей жизни слышал фразу о том, что он должен быть хорошим собеседником. Что он должен учиться правильно общаться, и поддерживать контакты с окружающими его людьми

А.С. Пушкин поднял тему скупости. Это человеческое качество свойственно и для людей современного общества. Многие люди копят деньги, но не тратят их, желая оставить их до лучших времен. Но, к сожалению, часто эти лучшие времена не наступают, потому что жизнь человека быстротечна и динамична. Люди копят и копят, а затем умирают, не успев насладиться жизнью.

Актуален и образ Альбера. Он хочет занимать главенствующее положение в рыцарском обществе, но для этого ему нужны деньги. Поэтому ему приходится думать о богатстве и стремиться к нему. В современном мире тоже особое место в общественной жизни занимают деньги, без которых сделать что-то почти нереально. Поэтому для многих людей деньги становятся смыслом жизни. Такие люди забывают, что такое истинное счастье и что его нельзя купить за деньги.

В современном мире можно найти и образ Соломона, который не видит ничего необычного в том, чтобы отравить человека, чтобы забрать себе его богатства. К сожалению, в нашем мире есть люди, которые готовы пойти по головам других людей, лишь бы достичь собственных целей. Они вступают на темный путь, совершая преступления разного характера: от обмана до убийства.

Нравственная и семейная проблематика трагедии будет актуальна во все времена. Потому что люди в разное время готовы были предать близких людей, чтобы добиться своих целей. И в современности есть семьи, в которых главными являются деньги и богатства, когда родители не занимаются воспитанием детей, что приводит к полному разрыву семейных отношений.

Мысль, заложенная А.С. Пушкиным, о том, что скупость и стремление к власти губительны для человека, должна звучать и в современности, чтобы люди видели, к чему может привести человеческая жадность и корысть. Люди XXI века должны понимать, что барон – отрицательный персонаж, на которого нельзя быть похожим любому человеку.

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Встреча жадного отца и нищего сына

Модой рыцарь в это время рассказывает герцогу о своих несчастьях, о жадном отце и отсутствии содержания. И тот обещает юноше помочь убедить барона быть щедрее. Через некоторое время во дворец явился и сам отец. Герцог приказал юноше спрятаться в соседней комнате, а сам начал справляться о здоровье барона, о том, почему так редко появляется при дворе, а также о том, где его сын.

Старик неожиданно начинает жаловаться на наследника. Якобы молодой Альбер хочет его убить и завладеть богатством. Герцог обещает наказать юношу. Но тот сам вбегает в комнату и называет барона вруном. Тогда разозлившийся отец бросает сыну перчатку, и юноша принимает ее. Герцог не только удивлен, но и возмущен. Он отобрал этот символ предстоящего поединка и выгнал обоих из дворца. Но здоровье старика не выдержало таких потрясений, и он скончался на месте. Так заканчиваются последние события произведения.

«Скупой рыцарь» — которая не только познакомила читателя со всеми своими персонажами, но и заставила задуматься об одном из пороков человека — жадности. Именно она зачастую рушит отношение между близкими друзьями и родственниками. Деньги порой заставляют людей идти на бесчеловечные поступки. Многие произведения Пушкина наполнены глубоким смыслом и указывают читателю на тот или иной недостаток человека.

«Скупой рыцарь»: появление нового героя произведения

Молодой Альбер в своем разговоре со слугой упоминает отца, который настолько скупой старый барон, что не то что на одежду не выделяет денег, но и на новое оружие и коня жалеет. Есть еще старый еврейский ростовщик, которого зовут Соломон. Его услугами молодой рыцарь зачастую пользовался. Но теперь и этот кредитор отказывается давать ему в долг. Только лишь при условии залога.

Но что может отдать под залог бедный рыцарь, кроме своего обмундирования и честного имени! Альбер даже пытался уговорить ростовщика, сказав, что отец уже очень стар и наверняка скоро скончается, а, соответственно, все огромное состояние, которым он владеет, перейдет к Альберу. Тогда он точно сможет рассчитаться со всеми долгами. Но Соломона и этот аргумент не убедил.

Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»

Во второй трагедии — «Моцарт и Сальери» — Пушкин воспользовался получившей широкое распространение легендой о смерти великого австрийского композитор Моцарта, отделенного будто бы из зависти своим другом, итальянцем Сальери. На основе этого предания Александр Сергеевич построил глубокую философскую драму огромного интеллектуального напряжения. Сальери его трагедии — одаренный музыкант, фанатически уверенный в том, что в мире не существует и не должно существовать ничего такого, против чего были бы бессильны уединенный и постоянный человеческий труд и холодный, математический строгий расчет. Личность Моцарта и его гениальную музыку с ее общедоступностью, красотой и человечностью Сальери воспринимает как своеобразное «чудо», опровергающее все здание его жизни человека и музыканта. Отравляя Моцарта, Сальери приносит его в жертву своим жизненным принципам и стройности своих теоретических построений. Но попытка утвердить их ценой преступления оборачивается нравственным поражением сухого, эгоистичного, рассудочного Сальери, победой глубоко человечного и жизнерадостного, обращенного к миру и людям Моцарта.

Анализируя характер шекспировского Отелло, Пушкин заметил: «Отелло не ревнив; он доверчив». Такому же сложному анализу Пушкин подвергает в своей «маленькой трагедии» характер Сальери. Пушкинский Сальери завидует Моцарту, но не потому, что от природы он завистник. Его чувства к Моцарту вытекают из мучительного сознания ложности того пути в искусстве, во имя которого Сальери стал ремесленником, «умертвив» звуки, разъяв музыку «как труп». Одаренный человек и музыкант, Сальери в душе больше, чем кто-либо другой, сознает превосходство Моцарта над собой, чувствует правду и силу его искусства. Но это-то и заставляет его мучительно страдать, рождая у него зависть и ненависть к более молодому и счастливому сопернику.

В «Моцарте и Сальери» Пушкин выразил свой нравственный идеал: слова духовно сломленного после совершения Сальери: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» утверждают мысль о несовместимости искусства и злодеяния, о нравственной чистоте и душевном благородстве как неотъемлемых качествах подлинного человека искусства, без которых он неизбежно осужден на творческое бесплодие.

Анализ и критика

Сочинение Пушкина вызвало отклики современников. Не остались равнодушными и последующие поколения читателей и зрителей. Интересны о́тзывы поэтов, критиков и литературоведов-пушкинистов.

«…ни в одном создании мировой поэзии вопросы морали не стоят так резко, как в „Маленьких трагедиях“ А. С. Пушкина».

Анна Ахматова

«Барон Пушкина — лицо трагическое, заставляющее содрогнуться за природу человека».

В. Г. Белинский

«Трагикомедия „Скупой рыцарь“ — драма патологически развившейся скупости».

С. М. Бонди

Жанр и композиция

В подзаголовке произведения поэт указывает источник сюжета — «Сцены из ченстоновой трагикомедии», чётко определяя жанр пьесы. Во времена Пушкина скупость была темой комедийных сочинений. В «Скупом рыцаре», где главный герой погибает, порочная страсть возводится автором до уровня трагичности.

Проблематика пьесы

В пьесе присутствует персонаж, который управляет поведением главных героев и без которого невозможен анализ «Скупого рыцаря». Имя протагониста отсутствует в перечне действующих лиц, но без него трудно понять проблематику произведения. Это деньги. Образ золота присутствует в каждой сцене трагедии.

Обладание драгоценностями трансформирует взгляды Барона на жизнь и окружающий мир. В монологе, произнесённом в подвале перед сундуками с сокровищами, старик мнит себя всемогущим царём. Но смерть разрушает иллюзии.

Золото, а вернее отсутствие оного, делает Альбера безрассудно храбрым. Ярость, вызванная исковерканными на турнире доспехами, позволяет рыцарю сразить на поединке своего противника — графа Делоржа. Жажда денег вынуждает юношу принять вызов человека, давшему ему жизнь — отца — на дуэль.

Деньги деформируют личность Соломона и заставляют ростовщика забыть божьи заповеди — «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего». Жид больше ценит золото, чем человеческую жизнь. Чтобы получить доход, кредитор готов если не сам, то руками другого совершить тягчайшее преступление.

Литературоведы задумывались над вопросом, как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь». В набросках пьеса называлась односложно — «Скупой». Позднее Пушкин добавляет слово «рыцарь». Средневековая рыцарская этика предписывала воину быть честным, защищать добро и сражаться со злом, отличаться щедростью. Название пьесы автор превращает во взаимоисключающее сочетание слов, подобно понятию «честный жулик» или «живой труп».

Человек, который в соответствии со званием, казалось бы, олицетворяет высокие качества, оказывается подвластен низменному пороку. И обществу, в котором возможно существование «жадных рыцарей», поэт выносит приговор: «Ужасный век, ужасные сердца».

Литература

  • Альтман И. Пушкин и драма // Литературный критик. 1937. № 4.
  • Аникин А. В. Из реально-исторического комментария к «Скупому рыцарю» // Временник Пушкинской комиссии. — Выпуск 23. — Л.: Наука, 1989. — С. 111—115.
  • Аникин А. В. Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина. — М.: Мысль, 1989. — С. 122.
  • Арденс Н. Н. Драматургия и театр А. С. Пушкина. — М., 1939.
  • Бегичева В. Скупой рыцарь выбалтывает свою тайну // Чудеса и приключения, 2003, № 04.
  • Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности — судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 73-96.
  • Благой Д. Д. «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери») // Литературный критик. 1937. № 2. — С. 56-89.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — С. 572, 582—594.
  • Бонди С. М. // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. — Том 4. Евгений Онегин, Драматические произведения. — М.: ГИХЛ, 1960. — С. 572—575.
  • Ветловская В. Е. К проблеме истолкования «Скупого рыцаря» в цикле «маленьких трагедий» // Русская литература. 1993. № 3. С. 17-29.
  • Виролайнен М. Н. // Пушкин А. С. Драматургия. Проза / Составление и комментарий М. Н. Виролайнен. — М.: Слово, 1999.
  • Горовенко А. В. «Скупой рыцарь» глазами историка-медиевиста // Valla, 2017, № 1. — С. 33-51.
  • Городецкий Б. Пушкин и драма // Пушкин и искусство. М.; Л., 1937.
  • Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953
  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. — С. 299—300.
  • Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. — М., 1915.
  • Долинин А. А. О подзаголовке «Скупого рыцаря» // Долинин А. А. Пушкин и Англия: Цикл статей. М., 2007. — С. 95-102.
  • Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 308; 360—361.
  • Мануйлов В. Л. К вопросу о возникновении замысла «Скупого рыцаря» Пушкина // Сравнительное изучение литератур. Сб. статей к 80-летию акад. М. П. Алексеева. — Л., 1976. — С. 260—262.
  • Мурьянов М. Ф. К реальному комментарию «Скупого рыцаря» // Временник Пушкинской комиссии. 1969. — Л., 1971. — С. 101—103.
  • Рассадин С. Драматург Пушкин. — М., 1977.
  • Рецептер В. «Я жду его» (Скрытый сюжет «Скупого рыцаря») // Звезда 2001, № 2. — С. 165—178.
  • Таборисская Е. М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл (некоторые аспекты поэтики) // Пушкинский сборник. Л., 1977.
  • Томашевский Б. В. // Пушкин А. С. Сочинения / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1935.
  • Томашевский Б. В. // Пушкин А. С. Сочинения. — Издание 2-е, исправленное и дополненное / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1938.
  • Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 1. — С. 115—133.
  • Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. — Л., 1960.
  • Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. — М.: Художественная литература, 1974.
  • Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х томах. — Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. — М.: Согласие, 1997. — С. 463—468.
  • Чебышев А. А. Заметка о «Скупом рыцаре» Пушкина // Памяти Леонида Николаевича Майкова. — СПб., 1902.
  • Якубович Д. П. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. / Гл. ред.: М. Горький, В. П. Волгин, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский. — Т. 7. Драматические произведения / Ред. Д. П. Якубович. — Л.: Изд. АН СССР, 1935. — С. 506—522.

Описывание характера героя

Изначально, Недотепаф является зажатым и испуганным человеком. Он привязан к своим материальным ценностям и неспособен понять истинное значение богатства. Однако, по мере развития сюжета, он начинает задаваться вопросами о смысле жизни и об эмоциональной и духовной ценности. Он задает себе вопросы: «Что такое настоящее счастье? Что является истинным богатством?»

В этом путешествии самоопределения, Недотепаф кажется уязвимым и неуверенным, но он также проявляет силу воли и стойкость. Он не боится выходить за рамки своего комфорта и идет навстречу опасностям ради поиска истины. Этот внутренний поиск делает его характер убедительным и вдохновляющим. Мы можем почувствовать его волнение, стремление к преодолению и нахождению истинной ценности в жизни.

С каждым шагом его пути, Недотепаф становится все более открытым и готовым принять изменения в своей жизни. Он осознает, что настоящее богатство заключается не в накоплении материальных ценностей, а в способности радоваться жизни, любить и быть любимым. Он начинает ценить духовные богатства и находить смысл в простых вещах.

Таким образом, герой трагедии «Скупой рыцарь» описывает себя как человека с двойственной природой, который находит баланс между страхом и надеждой, материальным и духовным

Он отражает глубину и сложность человеческой натуры и учит нас ценить то, что действительно важно в жизни. Сконцентрированный на своей двойственности, герой сталкивается с препятствиями на пути к собственной истине, но в конце концов он находит свой путь и приобретает душевное богатство

Создание и обнародование

Башня в замке Барона.

Его сын Альбер крайне нуждается в деньгах: он не может появиться при дворе Герцога из-за отсутствия достойного костюма, а скупой Барон не дает денег сыну. Альбер зовет ростовщика, но тот отказывается дать денег и советует молодому рыцарю отравить отца, чтобы завладеть его богатствами. Альбер настолько разъярен, что выгоняет ростовщика, испуганно предлагающего теперь деньги вместе с извинениями.

Подвал замка, где Барон хранит золото.

Барон в подвале замка любуется своими сокровищами. Он открывает все сундуки, блеск золота опьяняет его. Ему кажется, что он господствует над всем миром. Лишь одна мысль омрачает торжество: когда он умрет, сын расточит богатства.

Дворец Герцога.

Альбер приходит с жалобой на отца. Герцог обещает разобраться и вызывает Барона. Тот прибывает, и Герцог, предложив Альберу удалиться в соседнюю комнату, принимает его. На вопрос, почему его сын не бывает при дворе, Барон клевещет на него, обвиняя в покушении на его жизнь и ограблении. В бешенстве Альбер выбегает из своего укрытия и уличает отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль. Рассерженный возмутительной сценой Герцог прогоняет Альбера и обвиняет Барона. Тот, не в силах перенести напряжения разыгравшихся событий, умирает. Последняя его мысль — о сундуках, о ключах к ним..

Смысл денег в жизни человека, или его к ним отношение

Появляется сам упомянутый рыцарем Соломон. Альбер, пользуясь случаем, хочет выпросить у него очередную сумму. Но ростовщик, хотя и мягко, но твердо отказывает ему. Он объясняет молодому рыцарю, что отец еще достаточно здоров и проживет даже лет тридцать. Альберт сокрушается. Ведь тогда ему исполнится уже пятьдесят лет и деньги уже не понадобятся.

На что еврейский ростовщик делает юноше замечание, что он неправ. В любом возрасте человеку необходимы деньги. Просто в каждый период жизни люди относятся к богатству по-разному. Молодые — в основном слишком беспечно, а пожилые находят в них верных друзей. Но Альбер спорит с Соломоном, описывая отношение своего отца к богатству.

Тот отказывает себе во всем, а деньги складывает в сундуки, которые потом охраняет, как собака. И единственная надежда для молодого человека — что придет такое время, когда он сможет воспользоваться всем этим богатством. Как дальше развиваются события, которые описывает наше краткое содержание? «Скупой рыцарь» расскажет читателю об ужасном совете, который дает Соломон молодому Альберу.

Когда Соломон видит, в каком бедственном положении находится молодой рыцарь, он намеками советует ему ускорить уход отца в мир иной, дав выпить тому яда. Когда до Альбера дошел смысл намеков ростовщика, он даже собрался повесить его, настолько был возмущен. Испуганный еврей пытается предложить ему денег, только бы избежать наказания, но рыцарь выгнал его.

Расстроенный Альбер просит слугу принести вина. Но Иван говорит, что в доме совсем его не осталось. И тогда юноша решает обратиться за помощью к герцогу и рассказать ему о своих несчастьях, а также о скупом отце. Альбер лелеет надежду, что у него хотя бы так получиться заставить отца содержать его, как полагается.

Встреча жадного отца и нищего сына

Модой рыцарь в это время рассказывает герцогу о своих несчастьях, о жадном отце и отсутствии содержания. И тот обещает юноше помочь убедить барона быть щедрее. Через некоторое время во дворец явился и сам отец. Герцог приказал юноше спрятаться в соседней комнате, а сам начал справляться о здоровье барона, о том, почему так редко появляется при дворе, а также о том, где его сын.

Старик неожиданно начинает жаловаться на наследника. Якобы молодой Альбер хочет его убить и завладеть богатством. Герцог обещает наказать юношу. Но тот сам вбегает в комнату и называет барона вруном. Тогда разозлившийся отец бросает сыну перчатку, и юноша принимает ее. Герцог не только удивлен, но и возмущен. Он отобрал этот символ предстоящего поединка и выгнал обоих из дворца. Но здоровье старика не выдержало таких потрясений, и он скончался на месте. Так заканчиваются последние события произведения.

«Скупой рыцарь» — которая не только познакомила читателя со всеми своими персонажами, но и заставила задуматься об одном из пороков человека — жадности. Именно она зачастую рушит отношение между близкими друзьями и родственниками. Деньги порой заставляют людей идти на бесчеловечные поступки. Многие произведения Пушкина наполнены глубоким смыслом и указывают читателю на тот или иной недостаток человека.

Трагедию Пушкин написал в 20-е годы XIX века. И было опубликовано в журнале «Современник». С трагедии Скупой рыцарь начинается цикл произведений, именуемых «Маленькие трагедии». В произведении Пушкин обличает такую негативную черту человеческого характера, как скупость.

Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.

Главная цель в жизни – накопительство. Но барон не понимает, насколько он болен душевно. Этот «золотой змий» полностью подчинил его своей воле. Скупердяй считает, что благодаря золоту он обретёт независимость и свободу. Но он не замечает, как этот змий лишает его не только всех человеческих чувств. Но даже собственного сына он воспринимает как врага. Его разум совсем помутился. Он вызывает его на дуэль из-за денег.

Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.

Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.

Вот ещё один герой Соломон, тоже «положил» глаз на богатство скупого рыцаря. Ради собственного обогащения он не гнушается ни чем. Действует хитро и тонко – предлагает сыну убить отца. Просто отравить его. Сын с позором прогоняет его. Но готов биться с собственным отцом за то, что он оскорбил его честь.

Страсти накалились до бела, и только смерть одной из сторон сможет успокоить дуэлянтов.

В трагедии всего три сцены. Первая сцена – сын признаётся в своём тяжелом материальном положении. Вторая сцена – скупой рыцарь изливает душу. Третья сцена – вмешательство герцога и смерть скупого рыцаря. И под занавес звучат слова: «Ужасный век, ужасные сердца». Поэтому, жанр произведения можно определить, как трагедию.

Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.

Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.

У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I

Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными

Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Популярные сегодня темы

  • Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.

    13 стр., 6342 слов

    Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

    … жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в … не осознавалась и не фиксировалась». Иррационализм мировой воли В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. …

  • В музыке есть понимание гармоничного строя, согласно которому настраиваются музыкальные инструменты. Если, к примеру, пианино хорошо настроено, то оно великолепно звучит и позволяет музыканту извлекать разнообразные гармоничные мелодии

  • Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Игроки» затронул очень животрепещущую в то время тему. Тему игры, карточных долгов и шулерства.

  • По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

  • 22 июня 1941 немецкие солдаты входят в СССР. Вместе с этим произошёл целый ряд событий по захвату территорий. После упорного сопротивления Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия были оккупированы

История создания поэмы «Медный всадник»

Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.

В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.

В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.

Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: