Тема
Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.
Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.
Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.
Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.
Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение
Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме
Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»
В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.
Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается
Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все
Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.
Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.
Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки
Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек
В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.
Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.
Изучение в школе
Школьники изучают творение Пушкина в 5—6 классах. Во время уроков дети знакомятся с тематикой текста, его значением для общества. Проводятся дискуссии, школьники отвечают на вопросы относительно действующих персонажей и их поступков, делают кратко анализ образов:
- Маши;
- Владимира;
- Троекурова;
- Дубровского-старшего.
Также значимым персонажем является кузнец Архип. Его образ стал прототипом русского народа, страшного в гневе, но мягкого перед невинным и беззащитным существом.
Это читатель видит на примере поведения Архипа, когда кузнец не выпустил приставов, и они сгорели в имении, а также как он спал кошку от пожара, не боясь ожогов.
Композиция
Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.
Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.
Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.
Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.
В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.
Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.
Любовная линия
В романе любовь, неожиданно вспыхивающая в сердце Дубровского, служит своеобразным «останавливающим» средством, вследствие чего бунтарь, вступивший на преступный путь разбоев, становится более сдержанным. В конечном счёте именно благодаря любви к Маше Владимир пощадил её отца (что противоречило его мести).
Двух молодых людей объединяет ранняя потеря матери, они росли, по большей части, в одиночестве, при этом их отцы были хорошими друзьями. Каждый из них ценил преданность и верность (о чём говорит, к примеру, непреклонный отказ Маши от расторжения свадьбы, так как это бы нарушало священную клятву). Главное различие между ними — финансовое состояние.
Пушкин так описывает признание Владимира: «Я ходил по дому, назначая, где вспыхнуть пожару, и тут мимо меня прошли вы — как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я осознал, что дом, где обитаете вы, не подлежит моему проклятию». Маша тоже была неравнодушна к «учителю музыки» (личина, под которой он проникал в дом Троекуровых) — её пленила благородство и храбрость Дубровского.
Однако их отношениям было не суждено сложиться — отец решил выдать свою дочь за богатого старика Верейского, Маша решилась на побег со своим возлюбленным. Однако из-за переноса даты свадьбы Дубровский опоздал, а девушка решила смиренно принять свою судьбу.
Существует также позиция критиков, согласно которой Маша по-настоящему не любила Дубровского — в силу своенравного характера она пыталась всем доказать (в первую очередь — своему отцу), что она не игрушка и не ребёнок, а Дубровский был той силой, могущей припугнуть домашних. При этом Маша промолчала при приношении клятвы (а значит, она её не давала), однако обманула Владимира, сказав, что священный обет принесён.
Развитие сюжета
Дубровский-младший селится у своего врага, чтобы отомстить. Полюбив дочь Троекурова, семнадцатилетнюю красавицу Машу, он решает простить бывшему товарищу отца все прегрешения и отказывается от возмездия.
Признавшись Марии в чувствах, он не смеет просить её выйти замуж, но предлагает помощь в случае крайней необходимости. Маша обещает, что обратится. Через некоторое время она действительно просит Дубровского спасти ее от нелюбимого человека, ведь к девушке посватался пятидесятилетний князь Верейский, живший по соседству.
Отец настаивает на скорой свадьбе, поскольку жених очень богат и знатен. Тщеславный Троекуров не слушает мольбы своей дочери, которая просит не выдавать её за старика. Тогда девушка обращается к Владимиру, посылая ему тайный знак с помощью младшего брата Саши.
Отец узнаёт об этом и расстраивает планы дочери. Судьба девушки предрешена. Она утром отправляется в церковь для венчания с нелюбимым человеком. Дубровский не успевает её освободить вовремя, и Маша становится женой князя.
В то время проблематика отношений между отцами и детьми, а также безропотная покорность последних воле старших были очень актуальны. В повести показано, как Троекуров ломает жизнь дочери, невзирая на её попытки доказать свою правоту.
Особенности Золотого века
Популярность писателей XIX века объясняется разнообразием жанров и острой социалистической тематикой. Практически каждый автор Золотого века поднимал в своих произведениях тему борьбы за права угнетенных и обиженных. Такой характер творчества побуждал общество к бунту, приобщал к освободительным движениям большое количество последователей, придавал уверенность в действиях. Для данной эпохи характерно разнообразие стилей. Русские писатели экспериментировали, смешивая жанры, используя новые направления в литературе.
Особенности Золотого века:
Востребованность романтизма, в котором чувства имели приоритет над разумом. Акцент ставился на любовные переживания героев романа. Данный вид жанра отчетливо просматривается в творчестве Пушкина и Гоголя. Изначально направление зародилось в Германии, и с течением времени обрело популярность в России.
В начале эпохи писатели прибегали к сентиментализму. Подобный стиль пробуждает чувства читателей и находит отклик в их душе. Карамзин является одним из первых автором, которые создавали литературные шедевры в жанре сентиментализма и становились примером для последователей.
Сатира служит одной из ключевых особенностей литературы Золотого века. Суть сатирического жанра максимально точно передана в произведениях Гоголя
В творениях автора активно критиковались глупость и лень, затрагивались все сословия общества, высшие и низшие слои населения, особое внимание уделялось низкому уровню духовного развития бедных людей.
Середина Золотого века отмечена сменой романтизма и сентиментализма на реализм. Ярким представителем жанра являлся Достоевский
Особенностью данного стиля является демонстрация действительных проблем общества, включая темные стороны социума в целом и конкретных индивидов.
В меньшей степени, но все равно актуальной считается народная поэма Золотого века. Активно данный жанр развивал Некрасов. Наиболее ярким примером характерного стиля служит поэма «Кому на Руси жить хорошо?». В произведении с высоким уровнем писательского профессионализма объединяются революционный, крестьянский и героический жанры.
Романтизм — направление в литературе с характерным изображением идеального мира и героя, который вступает в борьбу с обществом.
Реализм — это литературный жанр, в котором окружающая действительность воспроизводится максимально объективно и правдиво.
Декадентство — литературный жанр, в котором ярко прослеживаются пессимистические и упаднические взгляды, отсутствие веры.
История трагической любви Маши и Владимира
Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя провинциальная барышня. Она была красива,неплохо играла на фортепиано и пела, с увлечением читала романы.Живя в уединении, она была одинока: подруг у нее не было, мать рано умерла, отец то баловал ее, то пугал своим своенравным обращением, сводный брат был слишком мал. Семейные обстоятельства сформировали ее твердый характер и скрытность. Одинок был и Владимир, он тоже вырос без матери и вдали от отца. В детстве Владимир Дубровский и Маша Троекурова были дружны, но в 8 лет мальчика отправили на учебу в Петербург. Теперь же, когда он вернулся, между ними была непреодолимая пропасть: отцы были в ссоре, Дубровский, лишившись последнего своего имения, стал нищим.
Дубровского, появившегося в их доме под видом учителя, Марья Кирилловна, сознавая свое сословное превосходство, сначала воспринимает как прислугу. После Дубровский, хладнокровно убивший разъяренного медведя, вызывает у нее любопытство, его поступок поразил ее романическое воображение. После уроков игры на фортепиано, которые ей давал влюбленный Дубровский, интерес к нему постепенно растет. Маша, не понимая, кто скрывается под маской учителя, согласилась на свидание, но была готова к решительному отказу. Владимир признался девушке, что он русский дворянин, который по вине ее отца лишился «последнего куска хлеба». Теперь, когда его обман будет вскоре раскрыт, он вынужден бежать. Так Маша невольно становится возлюбленной благородного разбойника, который готов прийти к ней на помощь в случае беды. После сватовства Верейского отчаявшаяся Маша подает Дубровскому знак его кольцом. Но Владимир настиг свадебный кортеж только после венчания, обвенчанная Маша отказывается нарушить данную в церкви клятву. Она была готова к незавидной доле возлюбленной разбойника, но после венчания твердо принимает решение остаться с нелюбимым мужем. Мария Кирилловна измену мужу для себя сочла бы бесчестием.Для многих героинь произведений Пушкина чувство долга было превыше личного счастья.
Пушкин планировал продолжение романа. Сохранились наброски, в которых был отражен замысел завершения сюжета: Марья Кирилловна должна была овдоветь, Дубровский, выдавая себя за англичанина, возвратиться из-за границы.
Другие персонажи
Князь Верейский – сосед Троекурова, владеющий имением Арбатово. Он долго жил за границей и на старости лет приехал в родовое имение. По тому, что в 50 лет он выглядит значительно старше, можно судить о бурно проведенной молодости. Излишества и романы с красавицами сделали его эстетствующим циником.
Хотя на стенах его дома висят прекрасные картины, а сам Верейский является знатоком и ценителем живописи, но его человеческие чувства давно оскудели. Он женится на юной девушке, чтобы сделать ее еще одним украшением своей жизни
Ему не важно, что его не любят. О чувствах эгоист вообще речи не ведет и не способен понять, как глубоко несчастна его молодая невеста
Можно было бы воздать должное храбрости Верейского, который не испугался нападения разбойников на свадебную карету. Но он явно переусердствовал и выглядел карикатурно, когда оказалось, что у него в каждом кармане по пистолету. Это же выдает в нем прошлого дуэлянта, который, очевидно, в молодости вел жизнь светского льва и волокиты.
Собирательный образ чиновников уездного города представлен в романе в разоблачительном свете. Все эти судебные клерки, секретари, приказные, подьячие, заседатель Шабашкин с исправником готовы, как свора борзых псарного двора Троекурова, наброситься по команде «ату!» на любого человека, на которого укажет барин.
«Хамово племя», – назвал этих преступных угодников, кланяющихся до земли денежному мешку, Андрей Гаврилович Дубровский. Не зря в минуту помрачения в зале суда ему привиделись собаки. Участь этих героев, сгоревших в доме, который они приехали отнимать у законного хозяина по лживому решению суда, очень знаменательна.
Архип-кузнец – яркий образ бунтаря из народа. У этого героя обостренное чувство справедливости и бесстрашное желание наказать «чернильное племя» за произвол и гнусную ложь, выдаваемую за решение суда. Это он запер дверь дома и обрек Шабашкина с его братией на смерть в пламени пожара. Жестокость этого человека была бы устрашающей, если бы не спасенная им из пожара кошка, за которой он полез, рискуя своей жизнью.
Вариант 2
“Дубровский” – это роман Александра Пушкина, который рассказывает о жизни дворянина Владимира Дубровского. Главный герой был вынужден бежать из дома после того, как его отец был обманут и лишен своего имущества. Владимир присоединился к разбойникам, чтобы отомстить за свою семью и вернуть имущество. Однако, в процессе своей мести, он встречает Машу, дочь своего врага, и влюбляется в нее. В итоге, Владимир понимает, что его жизнь не может продолжаться в таком режиме, и он решает сдаться властям.
Роман “Дубровский” является одним из наиболее известных произведений Пушкина. Он отличается от других его произведений тем, что здесь автор обращается к теме мести и любви. Владимир Дубровский – это герой, который сталкивается с множеством проблем и испытаний, но в конечном итоге находит свой путь к счастью. Роман написан в классическом стиле, который характерен для Пушкина, и содержит множество философских мыслей и идей.
Одной из главных тем романа является тема мести. Владимир Дубровский был вынужден бежать из дома и присоединиться к разбойникам, чтобы отомстить за свою семью. Однако, в процессе своей мести, он понимает, что это не приведет к счастью и решает сдаться властям. Это показывает, что месть не является решением проблемы и может привести только к большему страданию.
Еще одной важной темой романа является тема любви. Владимир влюбляется в Машу, дочь своего врага, и понимает, что его чувства к ней важнее мести
Это показывает, что любовь может преодолеть все препятствия и помочь человеку найти свой путь к счастью.
Роман “Дубровский” также содержит множество философских мыслей и идей. Один из главных вопросов, которые задает автор, – это вопрос о том, что такое справедливость. Владимир Дубровский был лишен своего имущества, и он считал, что его месть – это справедливость. Однако, в конечном итоге, он понимает, что это не так, и что справедливость может быть достигнута только через закон.
В целом, роман “Дубровский” является одним из наиболее известных произведений Пушкина, который обращается к теме мести и любви. Главный герой сталкивается с множеством проблем и испытаний, но в конечном итоге находит свой путь к счастью. Роман написан в классическом стиле, который характерен для Пушкина, и содержит множество философских мыслей и идей.
История создания
В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.
Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.
Изначально Пушкин озаглавил роман датой — «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.
Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс — время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.
Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.
Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.
Бунт крестьян
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
Критика
Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.
В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».
И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.
Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.
В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-proizvedeniya-dubrovskijhttp://www.syl.ru/article/286915/new_harakter-vladimira-dubrovskogo-opisanie-geroya-i-analiz-povestihttp://literaguru.ru/analiz-romana-a-s-pushkina-dubrovskij/
голоса
Рейтинг статьи
Вариант 1
В истории литературы существуют произведения, которые отличаются особой значимостью и воздействием на читателя. Они проникают в глубину души, вызывают сильные эмоции и оставляют неизгладимый след в культуре народов. Такие произведения получают статус классики, но что именно делает их такими особенными? В данном эссе я рассмотрю своё понимание критериев, которые определяют, какие произведения становятся классическими, а также представлю два примера для подтверждения моего рассуждения.
Произведения, которые признаются классикой, обладают рядом общих черт. Во-первых, они глубоко и всесторонне исследуют человеческую природу, отражая в своих страницах универсальные темы и проблемы, актуальные для всех времён. Классические произведения помогают читателю понять себя и окружающий мир, их персонажи воспринимаются как настоящие люди, с их радостями, горестями, страстями и противоречиями. Во-вторых, классические произведения отличаются глубокой художественной проработкой и оригинальным стилем автора, который смело экспериментирует с языком и формой. Такие произведения обогащают литературу и являются примером мастерства и таланта автора.
Одним из примеров классического произведения русской литературы является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В этой книге автор глубоко анализирует моральные дилеммы и внутренние конфликты своего героя Раскольникова, который совершает преступление, убивая старушку, чтобы испытать свою силу и убедиться в своей интеллектуальной и моральной превосходности. Роман поднимает важные вопросы о сущности зла, моральных ценностях и их относительности.
Роман глубоко проникает в психологию героя и позволяет читателю задуматься о границах моральности и ответственности перед собственными поступками.
Вторым примером, который иллюстрирует, как произведение становится классическим, является жизнь и творчество легендарного художника Винсента Ван Гога
Несмотря на то, что при жизни он не получил признания и был недооценен, его картины сейчас считаются великими шедеврами и привлекают внимание миллионов людей. Произведения Ван Гога, такие как «Звездная ночь» или «Пшеничное поле с воронами», удивительно передают его гениальность и глубокую эмоциональность
Они воплощают его внутренний мир, его страдания и его восприятие окружающей действительности, и в то же время они волнуют нас и вызывают сильные эмоции. Таким образом, творчество Ван Гога стало классикой, потому что оно устойчиво передает эстетическую ценность и вызывает глубокое воздействие на зрителей.
Таким образом, произведения становятся классическими благодаря своей универсальности, глубокому исследованию человеческой природы, художественной проработке и оригинальности стиля автора. Примеры русской литературы, такие как «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, и пример из жизни художника Винсента Ван Гога подтверждают эти критерии. Классические произведения оставляют неизгладимый след в истории и культуре, вдохновляют и побуждают нас к размышлениям, они становятся наследием для будущих поколений.
Мне нравится2.8 k.Не нравится1 k.