История создания поэмы а.с. пушкина «медный всадник»

Образ маленького человека в поэме медный. образ маленького человека в поэме "медный всадник" а

Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» по частям с цитатами

Сюжет поэмы разворачивается в Санкт-Петербурге, во временной шкале он разделен на две части. Первая относится к моменту возникновения замысла о строительстве новой столицы новой империи и занимает пятую часть всего сюжета. Вторая часть разворачивается осенью 1824 года.

Вступление

В начале поэмы перед читателем разворачивается сцена, где главным героем выступает Петр I. После того, как русским войскам удалось отбить балтийский берег, царь стоит «на берегу пустынных волн».

Молодой император решил возвести здесь новый город, который стал бы торговым и промышленным центром России. Замысел удалось воплотить в жизнь, и Петербург «Вознёсся пышно, горделиво», стал одним из красивейших европейских городов.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем

Осень 1824 год петербуржцев не радовала — дождило неделями, а штормовой ветер пронизывал насквозь. Евгений возвратился из гостей в свою холостяцкую квартиру. Здесь было пусто и неуютно. Молодой человека не мог заснуть, думал о будущем.

Он надеялся сделать предложение любимой девушке, мечтал о своей Параше. Евгений представлял, как девушка примет его предложение, и они будут жить долго и счастливо. Но для женитьбы не хватало денег. Молодой человека надеялся, что Параша подождет, пока он сможет накопить нужную сумму. А дождь за окном усиливался.

Наступал канун страшного события. Из-за обильного дождя Нева стала выходить из берегов. Евгений начал беспокоиться о своей невесте и ее матери. Женщины жили на острове и были беззащитны перед стихией.

Молодой человек сидел на каменном изваянии льва и не мог сдвинуться с места. За его спиной «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Душа Евгения болела, но он был бессилен помочь своей невесте. Оставалось лишь надеяться, что все обойдется.

Часть 2. Последствия стихийного бедствия

Черезнекоторое время ненастье стало утихать, Нева вернулась в свои берега. Дождь прекратился. Среди хаоса и разрушения Евгению удалось раздобыть лодку.

Перевозчик согласился отвезти молодого человека на остров, где жила его невеста с матерью. Но на острове домик любимой Евгений не нашел. Строение просто смыло мутной водой Невы, и от жильцов не осталось никаких следов. Невеста Евгения и ее мать утонули, их тела похоронила река.

Жители острова постепенно навели порядок, жизнь стала идти своим чередом. Но для Евгения мир разрушился. Молодой человек испытал сильнейшее потрясение, он не мог принять утрату самых близких ему людей. Главный герой постепенно теряет разум. Он перестал ходить на службу, потерял квартиру и стал питаться объедками.

Прошло время. Евгений все также скитается по улицам столицы без цели и смысла. Он забредает на площадь, где установлен памятник основателю города — Петру I. Царь горделиво восседает на коне, а сама скульптура сделана из меди. Измученный Евгений узнает правителя, «чьей волей роковой / Под морем город основался…», и решает, что царь виноват в его бедах. Именно Петр I повелел построить город в таком опасном месте, где потопы случаются очень часто, а река ведет себя непредсказуемо. Безумец высказывает памятнику все свои беды.

Евгению вдруг кажется, что самодержец хмурится, выслушивая оскорбления, молодой человек пугается и бежит прочь. Герою слышится за спиной громоподобный топот копыт, сотрясающий мостовую. С того времени Евгений, проходя мимо памятника, боялся поднять голову и заглянуть в глаза медному всаднику.

Домик погибшей невесты прибило к берегу. Рядом с развалинами находят тело Евгения. Несчастного тихо «похоронили, ради Бога».

Краткое содержание

Поэма начинается с предисловия, в котором в сокращении говорится, что описанное наводнение произошло на самом деле. Прочитать о нем подробнее можно в журналах, выпущенных в то время, и в сообщении Берхома. Далее следует вступление, в котором рассказывается о городе кратко, и две главы.

Рассказ о Петербурге

Около ста лет на месте нынешнего Санкт-Петербурга не было ничего — лишь река, болото и густой лес, иногда встречались бедные домишки. Император Петр Великий задумал построить на берегу моря город — прорубить окно в Европу и оставить за собой берег Балтийского моря, отвоеванный у шведов.

Прошел век. Там, где еще недавно бедный финский рыболов бросал невод в реку, выросли пышные дворцы и стройные башни, появились благоустроенные сады, узорчатые ограды, берега Невы заковали в гранит и провели через нее мосты. Красота юного города затмила даже старую Москву.

Автор любит Петербург. Это красивый и величественный город, выросший на месте болота и дремучего леса, торговый и стратегически важный порт. Ему нравится все — белые ночи и жестокие зимы, когда вдоль Невы несутся санки с румяными девушками, шумные балы и холостяцкие пирушки, военные учения и парады.

Первая часть

Был холодный ненастный ноябрь, Нева волновалась и била о гранит, шел сильный дождь и дул ветер. В это время из гостей вернулся в крохотную комнатку Евгений — молодой петербургский чиновник. Он родом из Коломны, в столице служит недавно. Юноша влюблен в девушку Парашу, которая живет на другом берегу Невы. Из-за дождя реку размыло, скорее всего, Евгений не сможет увидеться с любимой несколько дней.

Герой пытался заснуть, но в голове крутились невеселые мысли: он хотел бы завести семью и детей, купить свой дом, но его жалования еще слишком мало — придется подождать со свадьбой 1−2 года, пока не удастся устроиться.

Потоп застал Евгения на крыльце богатого дома на Петровской площади (сегодня Сенатская). Он успел забраться на мраморную скульптуру льва и так спасся. Но мысли юноши далеко — он переживает за Парашу и ее мать, вдову, смотрит через реку и, кажется, даже видит их домик. Вокруг плывут обломки, ветер срывает с места, дождь хлещет в лицо, вокруг Евгения разлилось море — виден только памятник Петру Великому, который стоит спиной к герою.

Окончание потопа

Едва слегка схлынула, Евгений побежал к реке и переправился на тот берег. Он увидел место, где стояла избушка, но ни домика, никаких следов человека больше нет — их смыло вместе с Парашей и матерью. От ужасного известия Евгений сошел с ума и только захохотал.

Постепенно город возвращается к привычной жизни: открываются лавки, чиновники спешат на службу, граф Хвостов сочиняет стихи про стихию. Но Евгений не оправился, не пережил потерю. Он бросил дом и работу, скитается по Петербургу без цели, спит где придется, ест что найдет. Иногда в него швыряют камни дети и бьют плетями возницы, сгоняя с дороги.

Летом вновь разразилась буря. Евгений спал на берегу, но воспоминания о пережитом потопе заставили его убежать глубже в город. Он вновь оказывается на крыльце дома со львами и видит статую Петра I. В голове у бедняги все смешивается, и он мысленно обвиняет императора в несчастье: ведь это монарх решил построить город именно тут. Юноша грозит ему кулаком и внезапно бросился бежать: ему почудилось, что лицо Петра Великого повернулось к нему.

Всю ночь Евгений бежал по пустым улицам и всюду слышал тяжелый топот медных копыт, видел всадника с поднятой рукой. С тех пор, если юноше приходилось проходить мимо Медного всадника, он почтительно снимал шапку, опускал глаза и старался обойти стороной.

Краткое содержание

Холодным ноябрьским вечером бедный мелкий чиновник Евгений возвращается домой, в снимаемую им каморку. Ложась спать, чиновник постоянно думает о том, что из-за разведенных мостов и прибывающей реки он на 2−3 дня разлучен со своей возлюбленной Парашей.

На следующий день Нева разливается, начинается страшное наводнение. Евгений в это время сидит на статуе льва возле крыльца нового богатого дома, за его спиной возвышается конная статуя Петра Великого. Юноша мрачно думает о том, что его любимая с матерью живет на противоположном берегу совсем близко от воды.

Как только вода спадает, Евгений переправляется на другой берег и видит, что стихия полностью смела домик его любимой. Вне себя от горя юноша сходит с ума и уже не оправляется. Он бродит по улицам, постоянно слышит шум прибывающей воды, питается чем придется, спит на пристани, не замечает насмешек.

Через год очередным ненастным осенним вечером Евгений просыпается, вспоминает прошлогоднее наводнение и бежит в страхе. Внезапно он останавливается перед изваянием льва, на фоне которого отчетливо виден памятник Петру. Вспомнив все, что ему пришлось пережить, юноша в гневе грозит памятнику кулаком и тут же замирает: ему кажется, император повернул голову и смотрит на него. Евгений бросается прочь, но всю ночь его преследует тяжелый топот коня с медным рыцарем-императором. С тех пор юноша, проходя мимо памятника, всегда снимает картуз, прося прощение.

Тема маленького человека

27 предложений/ 393 слова

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была создана в Болдине в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за затронутых в ней вопросов превосходства власти над обыкновенной личностью. Поэтому поэма была опубликована только после смерти писателя. С самых первых строк перед читателем предстает царь-реформатор Петр I, принимающий важнейшее для всей России решение возвести величественный град на берегу Невы, который впоследствии на долгие годы станет столицей империи. Последующие главы показывают город во всей его красе через сто лет. Несмотря на то, что Петра I уже нет в живых, он остался в городе в образе «медного всадника» — исполинского истукана на бронзовом коне с взглядом, устремленным в будущее и с протянутой вперед рукой.

Главный герой поэмы — «маленький человек», бедный петербургский чиновник Евгений, который живет в ветхом домике и еле сводит концы с концами. Он очень тяготится своим положением и изо всех сил пытается его исправить. Все свои мечты и надежды Евгений связывает с бедной девушкой Парашей, которая живет со своей матерью на другом берегу Невы. Однако судьба оказалась не благосклонна к нему и отобрала у него Парашу. Во время очередного стихийного бедствия, Нева вышла из берегов и затопила ближайшие дома. Среди погибших была и Параша. Этого горя Евгений не перенес и сошел с ума. Со временем он понял причину всех своих несчастий и узнал в бронзовой статуе виновника, по чьей воле именно здесь был построен город. Однажды ночью во время очередной бури Евгений пошел в исполину взглянуть в его глаза, но тут же пожалел об этом. Как ему показалось, в глазах «медного всадника» вспыхнул гнев, а тяжелый топот медных копыт преследовал его всю ночь. На следующий день Евгений отправился к статуе, снял перед грозным царем картуз, как бы извиняясь за свой поступок. Вскоре его нашли мертвым в обветшалом домике после очередного наводнения.

Кто же все-таки виноват в несчастьях «маленького человека»: государство или он сам оттого, что не интересовался величием истории? Построение Петербурга на берегу Невы было продиктовано государственными интересами. Автор осознает, как дорого пришлось заплатить за этот стройный вид военной столицы. С одной стороны, он понимает и поддерживает идеи Петра. С другой, он пытается показать, как эти мечты повлияли на обычных людей. Наряду с высокой человечностью прослеживается и суровая правда. В поэме «Медный всадник» простой человек со своими частными интересами противопоставлен государству. Однако, справедливости ради, автор показывает, что пренебрежение интересами «маленького человека» ведет к стихийным бедствиям, в данном случае, к разгулу взбунтовавшейся Невы.

см. также:Другие сочинения по произведению Медный всадник, Пушкин

Вариант 5

Маленький человек в произведениях Пушкина очень часто появляется. Тут можно вспомнить про Федора Ивановича. Он ни богат, ни беден, обычный человек. Но у него есть мечта — жениться на богатой красивой девушке. И он добивается своего. Вот такой обычный человек, но важные вещи для него.
Тут еще можно вспомнить про Евгения Онегина. Он тоже маленький человек. Он живет в деревне, не знает, чего хочет от жизни. Но потом влюбляется и все меняется. Он борется за свою любовь, за свое счастье.
Вот так Пушкин рассказывает про обычных людей, с их мечтами, надеждами и проблемами. А мы все можем узнать себя в этих героях.

Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.

Попытки печати

У Пушкина всегда были проблемы с цензурой, «Медный всадник» не стал исключением. Сам автор возлагал большие надежды на печать, рассчитывал на вырученные деньги. К сожалению, его надежды не оправдались:

  1. По возвращении Пушкин передал текст для проверки цензурой. В конце 1833 рукопись была возвращена с большим количеством исправлений. Автор считал, что исправления написаны самим императором Николаем I (эта рукопись хранится в Пушкинском доме в СПБ), но некоторые исследователи полагают, что проверкой занимались сотрудники Третьего отделения. Это был не официальный запрет на публикацию, а лишь замечания, но Александр Сергеевич не рискнул печататься. Он пытался внести исправления, но их было слишком много, и поэт не закончил работу.
  2. В 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» вышло отдельно вступление с пропуском четырех стихов.
  3. Впервые полный вариант был напечатан только в 1837 году, уже после смерти Пушкина. Но это был не оригинальный текст: Жуковскому пришлось исправить его в соответствии с требованием цензуры, например, убрать гнев Евгения против памятника.
  4. В полном виде, хоть и с некоторыми неточностями, поэма была напечатана только в 1919 году в серии «Народная библиотека».

«Медный всадник» Пушкин написал менее чем за месяц. В основу легло реальный потоп 1824 года в Петербурге и несколько легенд о памятнике Петру Великому. Из-за проблем с цензурой произведение было полностью напечатано только в начале XX века. Его изложение можно прочитать в пересказе или послушать аудиоверсию.

Значение исторического персонажа

Персонаж Евгения, созданный Александром Пушкиным в поэме «Медный всадник», символизирует простой русский народ и его страдания в исторических периодах. Его имперсонаж отражает реальные события, связанные с повседневной жизнью и гражданскими проблемами народа.

Одной из особенностей Евгения является его бедность и невозможность изменить свое положение в обществе. Он является метафорой для того, как обычные люди могут страдать от неправильных решений, принятых высшими властями и правительством. Евгений не в состоянии изменить свою судьбу, и его страдания становятся символом страданий всего русского народа.

Еще одной важной характеристикой персонажа Евгения является его противостояние жестокому природному явлению — наводнению. Евгений, как и весь народ, страдает от разрушений, вызванных наводнением, и его борьба с этим стихийным бедствием символизирует борьбу народа за свою жизнь и выживание в тяжелых условиях

В целом, Евгений, маленький человек медный всадник, имеет глубокое значение в русской литературе и культуре. Он отражает страдания и борьбу обычного человека в исторических условиях, а также символизирует национальные проблемы и надежды.

Образ «града Петра» в поэме

Мир Петербурга предстает в поэме как замкнутое пространство. Город существует по тем законам, которые приняты в нем. В поэме «Медный всадник» он словно является новой цивилизацией, построенной на просторах дикой России. После того как появляется Петербург, «московский период» в истории уходит в прошлое.

Город полон множества внутренних противоречий. Великий русский поэт подчеркивает двойственность Петербурга: с одной стороны, он «возносится пышно», но с другой — это происходит «из тьмы лесов». В пожелании поэта городу звучит тревога — «Да усмирится же с тобой и побежденная стихия…». Красота города может быть не вечной — он стоит прочно, однако может быть разрушен разбушевавшейся стихией. Впервые на страницах поэмы появляется образ разбушевавшейся стихии.

Сочинение 3

Поэма «Медный всадник» была написана А.С.Пушкиным в 1833 году, впервые произведение опубликовано после смерти писателя. Поэма не сразу была допущена к печати: основной ее темой является тема превосходства государственной власти над простыми людьми. В начале произведения перед читателями предстает образ Петра 1. Царь-реформатор принимает важнейшее для страны решение – строительство города на берегу Невы. Этот город должен укрепить мощь России, как морской державы, стать экономическим и политическим центром страны.

Однако принимая решение о строительство города на берегах не спокойной реки, правитель руководствуется лишь государственными интересами, судьба простых людей, строящих город, будущих жителей Петербурга мало заботит царя: общественные интересы народа становятся второстепенными в глазах правителя. Тема «маленького человека» неоднократно поднимается в произведениях Пушкина, писатель сочувствует простым людям, находящимся под руководством государственной власти, которой безразлично будущее ее народа. В поэме «Медный всадник» образ «маленького человека» представлен Евгением, небогатым чиновником из столицы.

Евгений живет в Коломне, где-то служит. Автор не дает никаких сведений о герое, которые выделили бы его среди других жителей Петербурга. Это говорит о том, что образ главного героя является собирательным, на месте Евгений может оказаться любой другой человек. Главной мечтой небогатого чиновника становится тихое семейное счастье, которое он хочет обрести с возлюбленной Парашей. Девушка живет на противоположном берегу Невы, она становится смыслом жизни героя.

В Петербурге случается страшное наводнение, которое приносит много бед и несчастий жителям города. В результате наводнения погибает Параша. Главный герой не может смириться со смертью возлюбленной, он сходит с ума. Евгений бесцельно бродит по улицам Петербурга. Однажды, проходя мимо Медного всадника, герой узнает в нем виновника своих бед. Он грозит памятнику Петру 1, после чего Евгению кажется, что царь ожил и преследует его. Вскоре Евгения находят мертвым.

В поэме образу «маленького человека» противопоставлена государственная власть, которую в произведении представляет сначала сам Петр 1, а затем его памятник – Медный всадник. Писатель показывает, что от действий правящей верхушки страны зависит судьба жителей этой страны. Своим произведением Пушкин выражает протест против государства, которое не ценит свой народ, которому безразлична судьба простых людей.

10 класс

Примечания

  1. М. Н. Виролайнен. . Пушкинская энциклопедия. К 200-летию со дня рожденая А. С. Пушкина. «Звезда». Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал (1999). Дата обращения: 23 августа 2023.
  2. Бэлза И.Ф. Дантовские отзвуки «Медного всадника». — М.: Наука, 1982. — С. 170—182.
  3. ↑ . Мир русской литературы. Дата обращения: 24 августа 2023.
  4. Кубинский В. . Полка. Дата обращения: 29 августа 2023.
  5. Осповат А.Л. . Серия литературы и языка. Том 43, N 3 (1984). Дата обращения: 28 августа 2023.
  6. Н. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. — М.: Издательство всесоюзной книжной палаты, 1959. — С. 326.
  7. . Государственный музей А.С. Пушкина. Департамент культуры города Москвы. Дата обращения: 26 августа 2023.
  8. Тойбин И.М. . ИРЛИ РАН. Институт русской литературы Российской академии наук. Дата обращения: 27 августа 2023.
  9. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. Печальну повесть сохранить. — М., 1987. — С. 16.
  10. Перзеке А.Б. . КиберЛенинка. Газета «Дар». Дата обращения: 26 августа 2023.
  11. ↑ . Библиотека Маскима Мошкова. Дата обращения: 27 августа 2023.
  12. Д.Д. Благой. . Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Дата обращения: 26 августа 2023.
  13. Александр Пушкин. . Культура.РФ. Дата обращения: 26 августа 2023.
  14. В. Я. Брюсов. . Библиотека Максима Мошкова (29.03.2014). Дата обращения: 24 августа 2023.
  15. Виноградов В. В. . Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор.. Academia. Дата обращения: 25 августа 2023.
  16. Лапенкова О. . Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ. Дата обращения: 26 августа 2023.
  17. . Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 27 августа 2023.
  18. С. М. Бонди. . Русская виртуальная библиотека. Дата обращения: 27 августа 2023.

Роль маленького человека в повествовании произведения «Медный всадник»

Александр Сергеевич Пушкин является одним из самых выдающихся русских поэтов и писателей. Его произведения, в том числе поэма «Медный всадник», не перестают удивлять и вдохновлять читателей по всему миру. В них Классические темы, такие как человеческий путь, любовь и смерть, сочетаются с социокультурными аспектами жизни Российского общества того времени.

Маленький человек, какой он изображен в «Медном всаднике», является важной составляющей повествовательной сюжетной линии произведения. Его роль в сюжете, так же как и внешний вид, может быть принята за второстепенную

Однако тщательный анализ выявляет, что творчество А.С. Пушкина прекрасно передает роль маленьких людей в жизни. Они могут изменить важнейшие события и уничтожить наивысшее благоденствие.

Главный герой поэмы, Петербургский кузнец Екимов, отражает понятие «маленького человека». Его судьба неразрывно связана с судьбой города, и вместе они отражают разрушительное воздействие исторических событий на «простых жителей». Екимов наивен, прост и беден, не имеет политических амбиций, однако именно его протест становится главным краеугольным камнем событий, которые развиваются в социуме.

Таким образом, «Медный всадник» А.С. Пушкина показывает, как мы, маленькие люди, сражаемся за свои права и расстраиваем идеальные планы власти со своими причудами

Вечная борьба между индивидуальностью и властью, глупостью и здравым смыслом, разумом и иррациональностью — все это важно для понимания роли маленького человека в повествовании

История написания

«Медный всадник» Пушкина был написан осенью 1833 года в Болдино. На это ушло меньше месяца — по версии исследователей, произведение создавалось с 6 по 31 октября. Возможно, что замысел родился еще в Петербурге, но окончательно развился уже в деревне. За основу было взято реальное наводнение 1824 года. На этот год пришлась ссылка поэта в Михайловское, но он внимательно изучил сообщения очевидцев, чтобы воссоздать картину.

Существует несколько версию возникновения сюжета об ожившем памятнике:

  1. По легенде в 1812 из-за угрозы захвата города Наполеоном было решено вывезти все самое ценное, в том числе памятник Петру. В это время майор Батурин добился встречи с князем Голицыным и рассказал, что ему постоянно снится один сон: будто Петр оживает и говорит, что пока он на месте, Петербургу ничего не угрожает. Князь передал рассказ Александру I, и тот отменил вывоз скульптуры.
  2. Вторая легенда связана с именем Павла I. Однажды будущий император прогуливался по улицам с князем Куракиным и увидел человека в плаще. Незнакомец прошел с ними до места, где потом будет установлен памятник, и сказал, что Павел увидит его тут. На прощание человек приподнял шляпу, и император узнал Петра Великого. Примечательно, что Куракин никого не видел и не слышал, а сам наследник через 1,5 месяца получил известие об открытии Медного всадника.
  3. Некоторые считают, что основой для истории послужила похожая сцена в пьесе «Каменный гость» Пушкина. В ней статуя на могиле командора ожила и отомстила главному герою.

Интересный факт: на самом деле памятник Петру Первому сделан из бронзы, но после выхода поэмы за ним закрепилось название «Медный всадник».

Вариант 2

В произведениях Пушкина часто описывается маленький человек. Он может быть бедным, одиноким или неуверенным в себе. Но в то же время этот человек может быть смелым и решительным. Например, как Онегин, который не боялся выходить на двойку с Ленским. Это показывает, что маленький человек в произведениях Пушкина может быть разный — и слабым, и сильным.

Также, маленький человек может испытывать любовь. Как, например, герой поэмы «Евгений Онегин». Он сначала относился к Татьяне равнодушно, но потом почувствовал к ней нежные чувства. В этом можно увидеть, что маленькие люди тоже способны на большие чувства и сильные переживания.

Иногда маленький человек в произведениях Пушкина оказывается в сложных ситуациях, и ему приходится проявлять мужество и силу духа. Например, как Эрнест в рассказе «Станционный смотритель», который смог спастись от медведя и даже убить его. Это показывает, что даже маленький человек может быть сильным и отважным в трудной ситуации.

Таким образом, маленький человек в произведениях Пушкина предстает перед нами в разных образах — то слабым и уязвимым, то смелым и решительным. Но в любом случае он остается человеком, с его радостями и страданиями, с его переживаниями и чувствами.

Мне нравится3.3 k.Не нравится2.2 k.

Критика

Поэму анализировали многие критики. Белинский отмечал, что в произведении описывается горькая судьба человека, который страдает от проживания в новейшей местности Петербурга. Город создан на болотистой местности, что пошло вразрез с особенностями природы. Так же и человек, имеющий подавленное сердце, в произведении Пушкина признает, что общее побеждает частное. Критика восхищает описание автором картины наводнения. Белинский говорит о величии поэзии гения.

Критик Дружинин тоже описывает талант Пушкина с уважением. Он уверен, что поэма о всаднике будет актуальна не только для современников. Ее поймут и признают все. Дружинин отмечает, что она будет воспринята людьми не только в оригинале, но и в переводе. Критик видел в поэме слияние истории конкретного человека со всем народом. Он утверждал, что суть творения Пушкина близка каждому.

Мережковский подчеркивал, что в произведении описывается судьба двух основных героев. Пушкин описывает обычного человека, который довольствует малым. Вторым образом считается мощный исполин, которые предстает в поэме в виде памятника Петру Великому. Он не интересуется проблемами обычных людей, которые должны погибать за идеи правителей.

Что же случится, если простой человек восстанет против царя? Вызов персонажа поэмы нарушает покой Медного всадника. Он приходит в ярость и пытается догнать безумца, воспротивившегося системе. Но суть произведения заключается в то, что громкие шаги исполина не способны заглушить шепот обычного человека.

Критики восприняли произведение по-разному, потому существует много трактовок поэмы. Тем не менее, все они сошлись, что автору удалось точно передать общественную ситуацию, которая будет доступна потомкам и сохранит свою актуальность еще много лет. Поэма отличается масштабностью и глубиной содержания. Она не содержит эпилога, потому противоречия между государством и конкретным человеком остаются открытыми.

Средства выразительности

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», А. Кравченко

В поэме А. С. Пушкина чётко прослеживается процесс слияния русского и церковнославянского языков:

Принцип лексического скрещения: поэт морфологически уравнял русские и церковнославянские лексемы, применил приём приспособления церковнославянизмов к просторечным формам словообразования. Например, церковнославянское слово обуянный отожествляется с «простонародным» обуялый:

«Как обуянный силой чёрной…»;

«Спасать и страхом обуялый, и дома тонущий народ».

Принцип субъектно-экспрессивного варьирования повествовательной системы — воспроизведение действительности в её разноречивых отражениях и отголосках. Авторский тон скрепляет характеристические фразы и слова:

Использование фразеологических групп, восходящих к французской семантической системе:

Канонизация таких форм «просторечия», которые были свойственны говору полуинтеллигенции, мещан и купцов, то есть «языка дурных обществ», по терминологии Пушкина.

Композиционные параллелизмы. Пётр I жил на 100 лет раньше главного героя, но это не значит, что присутствие правителя-реформатора не ощущается.

Иллюстрация А. Кравченко «Медный всадник». 1936 год.

«Прозванье» — в переводе на современный русский язык, фамилия. У Евгения в поэме нет фамилии. В XIX веке только у дворян были фамилии. Евгений же не просто дворянин, он происходит из старинного почтенного рода. Как такое могло произойти? Скорее всего, предки Евгения растратили фамильное состояние

В повествовательных главах «Медного всадника» выделяется необычайное мастерство Пушкина, проявляющееся в использовании разнообразных анжамбеманов. Они представляют собой стиховые переносы и расхождения между синтаксической и ритмической структурой текста и составляют около 20 процентов от общего числа строк. Благодаря этому приему создается эффект драматизма и динамики, который особенно силен и неповторим в этой поэме.

Средства художественной выразительности
Троп Примеры
Метафора «В Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море»; «Россию поднял на дыбы».
Сравнение «Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова»; «как зверь остервенясь»; «Как воры, лезут в окна»; «И всплыл Петрополь, как тритон».
Эпитет «пустынных», «свирепой», «наглых», «страшные», «смирившейся», «изношенный», «смущённых», «ветхой», «хладный».
Олицетворение Нева «рвалася», «шла», «ревела», «кинулась»; «спорить стало ей невмочь».
Анафора «Он не слыхал, / Как подымался жадный вал, / Ему подошвы подмывая, / Как дождь ему в лицо хлестал, / Как ветер, буйно завывая…».
Антитеза день — ночь; Петр как дворянство — Евгений как низший слой; Петр как государство — Евгений как простой житель.
Риторический вопрос «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?»
Аллегория «О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

Вариант 3

В произведениях Пушкина маленький человек часто изображен как обычный, простой человек, который сталкивается с разными жизненными проблемами. Он может быть бедным человеком, работником, крестьянином или даже слугой. Но несмотря на свое низкое положение в обществе, он обладает человеческими качествами, такими как доброта, справедливость, мужество.

В рассказе «Бедная Лиза» маленький человек изображен в лице бедной девушки Лизы, которая жила в нищете, но при этом была чистосердечной и невинной. Ее горе и страдания вызывают сопереживание у читателя, и Пушкин показывает, что даже маленький человек без влияния и богатства может быть героем и достоин любви и уважения.

В рассказе «Капитанская дочка» Пушкин описывает молодого крестьянина Петра Гринева, который оказывается втянут в политические интриги и борется за свою любовь и справедливость. Он честен, отважен и готов пойти на все ради своей возлюбленной и честного дела.

В романе «Евгений Онегин» главный герой — молодой дворянин, который также можно считать маленьким человеком. Он отвергает красивый мир светского общества и стремится к истинной любви, но его гордость и непримиримость приводят к несчастью.

Таким образом, в произведениях Пушкина маленький человек изображен как обычный, непримечательный человек, но он обладает качествами, которые делают его героем в глазах читателя. Возможно, автор старается показать, что каждый человек, независимо от своего положения и статуса, может быть героем своей собственной истории.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.

Наводнение в Питере

В основу произведение легло петербургское наводнение, которое произошло в 1824 году. Тогда Пушкин отсутствовал в городе. Наводнение он описывает со слов людей, которые выступили очевидцами. Это событие не стало просто трагедией в жизни обыкновенных людей. Оно легло в основу художественного произведения и было увековечено в пушкинской поэме.

Наводнение в Петербурге забрало жизни многих людей и превратилось в настоящую трагедию для города. После этого были приняты меры, и город стал намного безопаснее. Тем не менее, катастрофа успела произойти и забрала жизни многих жителей. Перед природным бедствием оказались бессильны не только обычные люди, но и правители, город, система.

Кульминация и развязка сюжета

После красочного вступления и признания в любви к городу Пушкин предупреждает, что дальше речь пойдет о событиях «ужасных». Через сто лет после происходящего на берегу Финского залива петербургский чиновник Евгений возвращается после службы домой и мечтает о своей невесте Параше. С ней ему уже не суждено увидеться, поскольку ее, как и ее скромный домик, унесут «остервенелые» воды «взбесившейся» Невы. Когда стихия умолкнет, Евгений кинется на поиски возлюбленной и убедится в том, что той уже нет в живых. Его сознание не выдерживает удара, и молодой человек сходит с ума. Он скитается по неприютному городу, становится мишенью для насмешек местной ребятни, напрочь забывает дорогу домой. В своих бедах Евгений винит Петра, возведшего город на неподходящем месте и тем самым подвергшего людей смертельной опасности. В отчаянии безумец грозит бронзовому истукану: «Ужо тебе!..» Вслед за тем воспаленным сознанием он слышит тяжелое и звонкое «скаканье» по камням мостовой и видит мчащегося за ним Всадника с простертою рукой. Через некоторое время Евгения находят мертвым у порога его дома и хоронят. Так заканчивается поэма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: