Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”
Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.
Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.
Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.
К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.
Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.
Проблема воспитания молодых дворян
Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.
Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.
Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.
Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.
Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.
Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.
Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.
Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.
Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему РОЖДЕСТВО
Сочельником у православных христиан именовали день накануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво.
- Образ и характеристика Екатерины Ивановны в рассказе Ионыч Чехова сочинение
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч», роль главной героини отдана, восемнадцатилетней девушке, из семьи дворян, Екатерине Ивановне Туркиной. Все члены семьи любили принимать гостей.
- Женщина на войне — сочинение
Сегодняшняя реальность такова, что представить себе все возможные и невозможные ужасы военных лет не так уж и просто. Война-это самое ужасное, страшное и нежелательное событие, которое может произойти на уровне государства
Что мы узнали?
Поговорили кратко о значении отмены крепостного права в России, рассмотрели положительные и отрицательные последствия реформы, отметили ее непоследовательный характер. Уточнили, почему она не сняла остроту аграрного вопроса и каким образом привела к развитию новых общественных отношений, а также выяснили, почему, будучи юридически свободными, по факту крестьяне оставались крепостными. Объяснили, почему она все же носила прогрессивный характер и сделала Россию частью мирового буржуазного сообщества.
…Угнетать рабством себе подобных беззаконие. Д. И. Фонвизин
Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..
Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному
Характерно при этом и отношение их — в частности, госпожи Простаковой и ее сына — к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды — родители платят еше и деньги невеждам — учителям».
Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна — раба в душе, то Простакова — истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин — дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум — против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — утверждает он.
Читаемое в разделе:
- Два недоросля в русской литературе
- «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
- Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
- Сатирические произведения Д.И. Фонвизина
Новые материалы раздела:
- Сатирические произведения Д.И. Фонвизина
- Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
- «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
- Два недоросля в русской литературе
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».
Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.
Вариант 7
«Недоросль» — комедия М.Т.Фонвизина, которая описывает жизнь недалекой барыни Простаковой и ее сына Митрофана, который вырос в ленивого, глупого и капризного юношу. Кроме того, в пьесе описывается романтическая история между Софьей и Милоном, которая становится противостоянием между барыней Простаковой и Милоном. В данном сочинении я хотел бы поделиться своим пониманием произведения, выразить своё отношение к главным персонажам и поднятым проблемам, а также использовать художественные обороты.
По моему мнению, «Недоросль» — это комедия, которая отображает жизнь двух разных семей, их взаимоотношения и судьбы главных героев. Пьеса показывает, что бездумная опека со стороны родителей может привести к формированию негативных качеств у детей. В данном случае, барыня Простакова, идеализируя своего сына, не позволяет ему самостоятельно сталкиваться с жизненными проблемами, в результате чего Митрофан вырастает в неудачника. Также в пьесе поднимается проблема брака по расчету и готовности родителей пожертвовать счастьем своих детей ради собственных интересов.
Моя симпатия в «Недоросле» лежит на стороне Софьи и Милона. Они настоящие герои, которые добиваются своей любви, несмотря на препятствия, создаваемые барыней Простаковой. Я считаю, что они являются образцом настоящей любви и преданности, которые преодолевают все препятствия на своем пути. С другой стороны, барыня Простакова и ее сын Митрофан вызывают у меня негативное отношение, так как они жертвуют своими собственными интересами ради денежной выгоды.
Как результат, пьеса Фонвизина «Недоросль» является примером социальной сатиры, в которой автор высмеивает недостатки общества своего времени, такие как отсутствие образования, лицемерие и жадность. Главным героем произведения становится Митрофан, который является отражением проблемы низкой культуры и образования. Хотя барыня Простакова и хочет лучшего для своего сына, ее подход, защищающий его от жизненных трудностей и трудов, в конечном итоге ведет к его безнадежной неудаче.
Мое отношение к главным персонажам в произведении смешанное. Я сожалею о том, что Митрофан вырос в таких условиях, и понимаю, что виной тому была не только его матерь, но и общество, которое не придавало должного значения образованию и развитию личности. Однако, я также не могу одобрять поступки Простаковой, которые являются крайним выражением ее желания обеспечить своему сыну комфортную жизнь.
Поднимаемая проблема в произведении — это проблема недостатка образования и культуры в обществе. Фонвизин использует сатиру и юмор, чтобы подчеркнуть необходимость образования и знаний для достижения успеха и счастья в жизни.
Пример из литературного текста, который подчеркивает эту проблему, можно увидеть в персонаже Митрофана. Он не имеет никакого образования и не может справиться с жизненными проблемами, которые встречаются ему на пути. Он полагается на свою матерь, которая делает все за него, и в результате вырастает ленивым и беспомощным.
Пример из жизни, который подчеркивает эту проблему, может быть отсутствие возможностей для получения образования в некоторых регионах и странах. Например, в некоторых частях мира, дети вынуждены работать на фабриках или в полях вместо того, чтобы ходить в школу.
Итак, необходимо всегда помнить о важности образования и развития, так как это помогает не только самореализоваться, но и улучшить качество жизни. Недоросль Митрофан является отличным примером того, что леность и нежелание учиться только вредят человеку и не дают возможности достичь успеха
Поэтому, чтобы избежать тех же ошибок, стоит учиться, развиваться и стремиться к лучшему. Ведь только тогда можно быть уверенным в своих силах и способности достичь поставленных целей.
Мне нравится411Не нравится237
Особенности жанра
По жанру это произведение — классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования «трех единств» (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа («резонер», «злодей» и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные.
Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло — а если мы вспомним «Недоросль», то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, «порок наказан», зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым.. Да и с «единством действия» всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не «работают» на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии «Недоросль», речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина «Недоросль» стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от «злонравия», способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.