Описание героя
Чтобы определить образ главного героя, нужно учесть, что обозначает слово «мцыри». В грузинском языке существует 2 перевода: пришелец и послушник. Вначале Михаил Юрьевич хотел назвать свое произведение «бэри», что по-грузински значит монах, однако именно «мцыри» отображает суть героя.
По какой причине Мцыри совершает побег? Этого человека не пытали в храме, не заставляли совершать тяжелую работу. Но возникли причины, почему он страдал. Для начала мечтой мальчика было обретение родного человека, одной крови и нации. Воспитанный сиротой, он мечтал хоть на миг почувствовать тепло понимающей души.
Еще одна цель главного персонажа — воля. Годы, которые были проведены в келье, он не называет жизнью, лишь на свободе он осознал, кем является в действительности.
Важно заметить, что, невзирая на неудачу, герой «Мцыри» не жалуется на свою жизнь, он не клянет себя, а с уверенностью воспринимает это испытание и даже обрадовался, что эти 3 дня смогли украсить его существование. В своей битве с тигром Мцыри проявляет невероятную стойкость и храбрость, энергия сражения пробудила в этом человеке дух предков, однако юноше не суждено было получить свободу
Это авторское видение темы рока в главном герое
В своей битве с тигром Мцыри проявляет невероятную стойкость и храбрость, энергия сражения пробудила в этом человеке дух предков, однако юноше не суждено было получить свободу. Это авторское видение темы рока в главном герое.
Примечания к поэме «Беглец»
Впервые опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн.II. СПб., 1846, с.154-158) с некоторыми искажениями.
Датируется предположительно 1838 годом на основании свидетельства А. П. Шан-Гирея (см.: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т.2, с.302). Возможно, что на разработке сюжета «Беглеца» сказалось и знакомство Лермонтова с неоконченной поэмой Пушкина «Тазит», которая в 1837г. была напечатана в «Современнике» (т.7) под названием «Галуб».
Поэт дал своей поэме подзаголовок «Горская легенда». Песню или легенду на сходный сюжет он мог слышать на Кавказе, когда был сослан туда в 1837г. В книге Тетбу де Мариньи «Путешествие в Черкессию» (Брюссель, 1821) есть упоминание о черкесской песне, содержащей «жалобу юноши, которого хотели изгнать из страны, потому что он вернулся один из экспедиции против русских, где все его товарищи погибли» (см.: С. А. Андреев-Кривич. Лермонтов. Вопросы творчества и биографии. М., 1954, с.84).
В «Беглеце» повествуется о борьбе кавказских горцев за независимость. Этой поэме в особенности присущ пафос героики и свободолюбия, характерный для всего творчества Лермонтова.
Песня «Месяц плывет» в несколько измененном виде была перенесена в поэму «Беглец» из поэмы «Измаил-Бей». (Если в «Измаил-Бее» говорилось, что «погибнет без славы» «любви изменивший», то в «Беглеце» это «своим изменивший», что резко меняет акцент). Н. Г. Чернышевский включил в роман «Повести в повести» (1863) зачеркнутый в автографе, но печатавшийся длительное время в тексте «Беглеца» отрывок:
В горах никого нет,Кто б вынес позор,И труса прогонитКрасавица гор
(Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949. с. 275).
(см.: И. Я. Заславский. Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец». Поэма о мужестве и гражданском долге. Опыт идейно-эстетического анализа. Киев, 1967, с.74-75).
Примечание по тексту:Молчи, молчи! гяур лукавый. Гяур — см. примеч. на с. 546.
Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.
Бэла
Черкешенка Бэла
, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Мери
Образ Мери Лиговской
, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения
Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви
Вера
О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру
же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.
Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место
Популярные сегодня темы
Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения
«Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф
Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?
Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Произведение «Муму» – одно из лучших Ивана Тургенева. Писатель пишет нам о временах крепостничества, о безжалостных и несправедливых отношениях крепостных и господ, о беззаконии крепостного в жизни.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(752)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(728)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(703)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(691)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(795)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(583)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(619)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(717)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(520)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(550)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Жанровое направление
Направление «Мцыри» определяется, как романтизм. Чтобы в этом удостоверится, можно рассмотреть основные признаки этого стиля в произведении:
- Конфликт. Сюжетная линия поэмы построена на конфликте между несовершенным миром и идеальным главным героем.
- Место событий. Порочному обществу противопоставлены экзотические южные края, где проживают обычные люди.
- Сюжет. Главный персонаж вступает в безнадежное противоборство с судьбой, при этом терпит полное фиаско.
- Роль пейзажа. Мцыри получил в новом мире свободу. Лишь в лесу за стенами храма юноша обрел радость жизни. При этом природа Кавказа манит его через воспоминания детства. Это является воплощением идеала свободы и красоты.
Идейный жанр произведения «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объемная книга, которая имеет стихотворную форму.
Главная мысль
Произведение построено на антитезе плена и свободы, однако в контексте того времени, когда жил и писал Михаил Юрьевич, эти определения имели намного большее значение. Не зря, опасаясь цензуры, Лермонтов сам корректировал и вычеркивал множество эпизодов.
Неудачный побег Мцыри рассматривается как аллегория на восстание в декабре: неволя храма — гнет царской власти, неудачная попытка выйти на свободу — выступление декабристов. Так, главная идея поэмы была зашифрована, чтобы читатели могли самостоятельно отыскать ее между строчек.
Писатель поднимает в своем произведении не только проблему захвата кавказских народов, но и события, которые случились в 1825 г. Михаил Юрьевич наделил своего главного персонажа не только храбростью и бунтарским характером: юноша благороден, невзирая на печальную судьбу, молодой человек не винит никого.
В этом и основная суть «Мцыри» — описать душевные терзания без зла и жажды отмщения.
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».
Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..
«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?
В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо».
Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.
Текст сочинения
Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания. Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя».
«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.
Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его») В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно…» Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе».
Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.
Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.
Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге…»).
Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой»
Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.
Краткое описание поэмы «Беглец»
Невозможно поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец» читать без волнения. Тема трусости и малодушия во время войны трогает до глубины души. Отношение автора к своему герою категорично, и все же в нем есть некоторая доля сочувствия.
Текст произведения написан в 1838 году. Сюжет поэмы «Беглец» родился благодаря увлечению Лермонтова Кавказом и его культурой.
Повествование начинается с момента побега юноши по имени Гарун с поля боя, где с честью и отвагой погибли его отец и два брата. Уставший, он возвращается в родной аул и переступает порог хижины лучшего друга. Однако тот не дает трусу «ни крова, ни благословения». Гарун спешит к любимой девушке, но и там видит лишь презрение. Юноша надеется на теплый прием старушки-матери. Она, узнав о постыдном бегстве младшего сына, отрекается от него и выгоняет прочь. Гарун закалывает себя кинжалом под окнами отчего дома. Но даже его гибель не растрогала родных и друзей. Никто не захотел похоронить труса. Его позор остался в преданиях, а душа обречена вечно скитаться без приюта в горах Кавказа.
Структура стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
В центре поэмы Лермонтова «Беглец» лежит важнейшая для русской литературы мысль о том, что свобода и личное счастье человека немыслимы без чести и достоинства. Трагедия главного героя книги заключается в том, что он, пытаясь сохранить жизнь, теряет гораздо больше.
Положительные стороны Печорина
На первый взгляд Печорин создает положительное впечатление. Герой хорошо воспитан, он опрятен и аккуратен, образован. Эти качества ценились во все времена, ценятся они и сейчас. Умение создавать положительно впечатление на людей – безусловный плюс в пользу героя, ведь он делает это не жеманно, не лебезит перед собеседником. У него это природное. Он всегда следит за собой, не допускает грубости, не хамит. В этом вопросе мое отношение к Печорину приобретает положительную сторону. У него можно поучиться умению вести себя в обществе, не хамить и не грубить людям, при любых обстоятельствах держать в себя в руках.
Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.
Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»
В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) впервые побывал на Кавказе. Этот необыкновенный край впечатлил поэта. Величественные горные пейзажи, яркие характеры, удивительные обычаи и гордые нравы местного населения – всё это стало темой целого ряда произведений Михаила Юрьевича в конце 30-х гг. Особенно поэта заинтересовали горские легенды. Сюжет одной из них лёг в основу поэмы «Беглец».
В произведении рассказывается история позора молодого черкеса Гаруна, который вместе с отцом и братьями сражался против завоевателей. В пылу битвы юноша обнаружил, что его семья и остальные соотечественники погибли. Это так поразило героя, что он выронил своё оружие и бросился бежать. С трудом воин добрался до родного посёлка, но в чьи бы двери он не постучал, везде его отвергли как труса и предателя. В конце концов, Гаруну ничего не осталось, как лишить себя жизни. С тех пор его неприкаянная душа скитается по деревням, но не находит покоя.
Схожий сюжет описан в книге бельгийца Т. де Мариньи «Путешествие в Черкесию». Автор указал, что слышал такую песню во время своей поездки по Кавказу. Михаил Юрьевич, возможно, познакомился с этой историей и с помощью своего поэтического дара отшлифовал ей, придав ей красоту и благозвучие.
В обработке Лермонтова черкесская легенда приобретает черты саги или эпического сказания. Главный герой поэмы встречает троих персонажей – друга Селима, возлюбленную и мать. Три – сакральное число для народного творчества, оно указывает на полный цикл. Возможно, встретив только одного друга, Гаруна бы ожидал иной конец. Но поэт подвергает его трём испытаниям, которые оканчиваются одинаково, тем самым подчёркивая, что беглец обречён, он не имеет права ни на дружбу, ни на любовь, ни на материнское прощение.
Отношение автора герою нейтральное. Поэт выступает как непредвзятый рассказчик. Хотя в тексте встречаются выражения, вызывающие в читателе сострадание к герою, сам Михаил Юрьевич бесстрастно наблюдает за злоключениями Гаруна:
Усталый, жаждою томимый,С лица стирая кровь и пот,Гарун…Стыда и тайной муки полный,…Ступил опять Гарун безмолвный.
В противовес описанию страданий юноши поэт приводит выражения более впечатляющие: «с кровавой битвы», «гяур лукавый», «измены кровавой». Автор показывает, что сражение за родину, в котором пали друзья и семья, во много раз важнее, чем здоровье одного. Подчёркивается, что воинская честь для горца превыше жизни. Думается, понятие чести было близко и ценно и для самого Михаила Юрьевича, потому он сделал эту тему центральной в своей поэме. Поэт искренне восхищается тем, как черкесы чтут традиции сохранения чести, и читатели могут прочувствовать это вместе с ним.
Раскрытие проблем
Проблематика угнетения человека все время волновала Михаила Юрьевича. Писатель очень любил Кавказ, он был здесь в детстве, не один раз его отправляли сюда на войну. Исполняя долг перед отечеством, поэт воевал и храбро дрался, при этом глубоко в душе он сочувствовал невинным людям, которые попали в эту политическую кампанию.
Все переживания Лермонтов отобразил в образе главного персонажа произведения. Вроде бы, мальчик должен благодарить генерала, поскольку по его милости не умер еще в детстве, однако свое нахождение в храме ему сложно назвать жизнью.
Показав судьбу одного человека, писатель пытался описать многих, это позволяет читателям абсолютно по-другому посмотреть на войну на Кавказе. Так автор затрагивает и социальные, и политические вопросы, которые вытекают из любого насилия со стороны правительства.
Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств
Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».
Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».
Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.
В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.
Источник