Характеристика Олеси
Главная героиня в раннем возрасте была изгнана из деревни вместе со своей бабушкой Мануйлихой, которую жители обвинили в колдовстве. Воспитанная в лесной глуши, оторванная от общественного влияния, девушка обрела особенные черты характера, которые отличали ее от других людей:
- добрая;
- свободолюбивая и смелая;
- гордая;
- с гибким подвижным умом;
- искренняя и наивная;
- бесстрашная;
- способна постоять за себя в любой ситуации.
Из своего уединения девушка выбиралась редко и без особого желания. Она была вполне счастлива, находясь в лесу, наблюдая за красотой природы и жизнью животных, и не очень стремилась к общению с другими людьми, ведь даже немногочисленные встречи с жителями деревни приносили ей только огорчение.
Олеся уверена в том, что обладает колдовскими силами, так же как и весь ее род. Из поколения в поколение женщины в этой семье наделены уникальными способностями, они много знают о полезных свойствах растений и повадках животных, умеют готовить лечебные зелья.
Женский образ в русской литературе развивался не так активно и разносторонне, как мужской. Его функция зачастую заключалась в одном: женщина как мотиватор главного героя на подвиг, поддерживающая и сострадающая, помогает найти истину. Как правило, такая героиня сама является яркой личностью: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, согласно английской пословице. Однако идеальный однозначный тип – не всегда настоящий и естественный. На протяжении 19 века, самого плодотворного в истории русской литературы, женский образ развивался от простого и однозначного к сложному и многогранному.
Неоднозначность героини пьесы Грибоедова состоит в том, что она находится одновременно на двух сторонах конфликта. Софья отличается от женщин фамусовского общества решительным характером, умом и чувственностью, но она выросла и принадлежит этому обществу, и разорвать с ним связь не представляется возможным, потому что она разделяет его взгляды, несмотря на то, что как личность отличается от его представителей. Сила личностных качеств роднит её с Чацким, но не взгляды и ценности. Отношение к Софье разделяется: её хочется уважать за характер, но не хочется за мораль.
Одинцова – нетипичная тургеневская девушка, которые помогали мужским персонажам в трудных ситуациях и вдохновляли их. Благодаря Анне Сергеевне Базаров сталкивается с любовью и чувствами, которые отрицал, осознает их и признаёт ошибку, тем самым вырастая как личность. Но заслуги Одинцовой в этом нет – она изменила Базарова не целенаправленно, не потому, что хотела принять в нём участие, а буквально случайно. Эта героиня – та ещё нигилистка, даже больше, чем Базаров. Она кажется тёмной лошадкой, но на самом деле плоская и пустая, потому что не стремится ни к каким проявлениям жизни и беспокойства: она всегда делает интуитивный выбор в пользу безмятежности и покоя. Таким образом, женский персонаж оказался лишен сильных личностных качеств, которые заставляют его чисто драматургически действовать, думать, ввязываться в конфликт.
Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной в одноимённом фильме Александра Зархи 1967 года
Роль Олеси в повести
Олеся в повести А.И. Куприна выполняет множество функций. Она является главной героиней произведения, символизирует пробуждение жизни в безжизненном окружении, а также выступает в качестве символа любви и жертвы.
Олеся является одной из ключевых фигур произведения. Ее характер и действия наглядно демонстрируют тему утраты духовности и развращения сельских общин. Она отличается от остальных жителей глухой деревни своими амбициями, подсознательным стремлением к знаниям и неприятием лжи.
Олеся также символизирует пробуждение жизни и молодости в окружении, которое неумолимо движется к увяданию. Ее красота, наивность и жизнерадостность говорят о том, что даже в безнадежной ситуации можно найти светлые моменты и жить полной жизнью.
Наконец, Олеся является символом любви и жертвы. Она отдает свою жизнь, чтобы спасти любимого человека. Ее поступок говорит о горячем сердце и непоколебимой вере в идеалы.
Таким образом, роль и значение Олеси в повести являются многогранными и глубокими. Ее образ передает сложную психологию главной героини, а также ретроспективное видение автора на традиционную культуру. Таким образом, Олеся становится одной из наиболее ярких и запоминающихся фигур литературы XX века.
Сочинение 2
Главная героиня произведения — внучка колдуньи Мануйлихи. Это очень красивая молодая девушка с богатым внутренним миром. Она росла с бабушкой в лесу, поэтому хорошо чувствует природу, любит и понимает. В деревне люди уверены, что Олеся вместе с бабушкой – ведьмы. На самом деле они обладают особенным даром, могут исцелять людей, заговаривать раны, гадать на будущее. Такие особенности не радуют девушку. Она считает, что сам дьявол одарил её таким умением, поэтому девушка не ходит в церковь. Несмотря на низкое происхождение, девушка умна и благородна, у неё изысканная речь
Ещё один главный герой повести – молодой барин Иван Тимофеевич. Он приезжает в Полесье по делам; скучает в глуши, наблюдая за местными нравами. Заблудившись в лесу на охоте, он знакомится с бабкой Мануйлихой и её внучкой Олесей. Иван очарован необыкновенной девушкой. С этого времени он встречается с Олесей довольно часто, всё больше и больше привязываясь к ней. Чувство восхищения девушкой перерастает в любовь настолько сильную, что Иван готов жениться на ней, понимая, что это почти невозможно из-за предрассудков в обществе. Нерешительный парень не смог защитить свою возлюбленную перед невежественной толпой. Девушка расстаётся с ним, оставив на память об её нежной и великодушной любви нитку красных бус.
Злая и жадная колдунья Мануйлиха – бабка Олеси. Когда-то в молодости её изгнали из деревни за недобрые дела. С тех пор она живет с внучкой уединенно в лесу. Мануйлиха очень любит свою внучку и всячески оберегает её от людей.
Полесовщик Ярмола – слуга, повар и спутник барина на охоте. Местные жители считают его самым бедным и ленивым крестьянином во всей округе, к тому же — пьяницей. Однако, ограниченный и неспособный к грамоте мужик, в совершенстве знает лес.
Евпсихий Африканович – местный урядник. Бездушный лицемерный представитель власти требует от бабки Мануйлихи и Олеси покинуть их убогое жилище, так как лес, где оно находится, купил новый помещик и неизвестно, как он себя поведет. Продажный чиновник принимает в дар от Ивана Тимофеевича понравившееся ружье и за это соглашается не беспокоить несчастных женщин. Слово своё сдерживает, но лесных затворников прогоняют местные жители.
Финал романа трагичен – влюблённые вынуждены расстаться, но таинственная колдунья останется в сердце Ивана Тимофеевича навсегда.
Сочинение про Олесю
Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?
Многие влюбляются в само имя — Олеся. Хоть оно романтичное и таинственное, но одна из тайн этой девушки, что на деле же ее зовут Алена. Девушке двадцать четыре года. И, стоит отметить, что это уже не девушка на выданье, а гораздо взрослее.
Черные волосы придавали образу загадочность, подчеркивая стройную фигуру. Автор говорит, сто раз вглянув в ее лицо, его уже невозможно было забыть
Глазам же Куприн уделяет особое внимание, описывая всевозможными прилагательными. Ее руки были так же красивы и изящны, как и она сама, хоть и натруженные от постоянной работы
Девушка явно отдает предпочтение красному цвету, так как носила красную юбку. Дополняла свой образ Олеся таким же красным платком. От других девушек она отличалась не только внешностью, но и изяществом манет. Странно было это. Ведь не умея читать, она говорила настолько красиво и выразительно, что ее речь можно было сравнить с речью аристократки.
Росла Олеся у бабушки, без родителей. Когда-то жили они в селе, не зная проблем. Однако позже их обвинили в колдовстве. С тех пор бабушка с Олесей живут в лесу. Жизнь в лесу для девушки: она не любит людей и их общества, но обожает бывать наедине с природой. Животных она любит так же сильно.
Эта девушка не даст себя в обиду, отличаясь сильным характером. Она самоуверена и горда. Олеся верит, что именно она — настоящая колдунья.
Вот именно всеми этими качествами в совокупности и понравилась Олеся Ивану Тимофеевичу, который не встречал подобным девиц. Олеся действительно обладала даром, поэтому сразу увидела, что ждет ее с этим мужчиной. Увидела девушка и свой позор и его плохие качества. Но почему-то именно к нему ее тянет и сопротивляться своим чувствам она не в силах. Именно благодаря уговорам Ивана Тимофеевича она оказывается в церкви, где на нее нападают разъяренные жители села. Случайность это или нет, но в порывн злости Олеся желает им море слез и тем же вечером сильный глад уничтожает весь урожай. Олеся заболевает. Она вынуждена навсегда покинуть эти места. На память же Ивану Тимофеевичу остаются лишь красные бусы.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся»)
Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе
Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся»)
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”
Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»
По рассказу А. И. Куприна «Олеся»
Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)
Сочинение по повести Куприна «Олеся»
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
«Олеся» Куприн А.И.
Олеся (Алена) — девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес.
О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.
Он и она в повести Куприна «Олеся»
В Олесе воплотился образ матери-природы. Она с заботой и любовью относится к зябликам, зайцам, скворцам, жалеет свою бабушку, вора Трофима, прощает даже избившую ее озверевшую толпу. Олеся — натура серьезная, глубокая, цельная. В ней много непосредственности и искренности. Герой Куприна под влиянием этой лесной девушки испытывает, пусть временно, особое просветленное состояние души. Куприн (повесть «Олеся») анализ характеров героев проводит путем противопоставления, на основе контраста. Это очень разные люди, принадлежащие к различным слоям общества: герой — писатель, образованный человек, который в Полесье приехал, чтобы «наблюдать нравы». Олеся — выросшая в лесу неграмотная девушка. Она осознавала все недостатки Ивана Тимофеевича и понимала, что любовь их не будет счастливой, но, несмотря на это, любила героя всей душой. Ради него она пошла в церковь, что было тяжелым испытанием для девушки, поскольку ей пришлось преодолеть страх не только перед жителями деревни, но и перед Богом. Иван Тимофеевич, несмотря на то что любил Олесю (как ему казалось), одновременно боялся своего чувства. Эта боязнь в конце концов и помешала Ивану Тимофеевичу на ней жениться. Как видно из сопоставления образов двух героев, он и она в повести Куприна «Олеся» — совершенно разные люди.
Отношения Олеси с другими персонажами
Олеся, главная героиня повести Куприна, имела много различных отношений с другими персонажами.
Лукашевич
Олеся привлекла внимание Лукашевича, молодого врача, который приехал в деревню. Они быстро подружились, и Лукашевич стал одним из ее близких друзей.
Отец Олеси
Отношения между Олесей и ее отцом были напряженными. Она ощущала его недоверие и несчастье, и это приводило к многим конфликтам между ними.
Зоя. Зоя, другая девушка в деревне, была близкой подругой Олеси. Они проводили много времени вместе, и Зоя была одной из немногих, кому Олеся рассказывала свои мысли и чувства.
Потапыч. Потапыч, местный охотник, часто бывал в доме Олеси и ее отца. Несмотря на то, что он покровительствовал девушке, между ними не было близких отношений, и Олеся не была влюблена в него.
Матушка. Матушка, жена Олесиного отца, относилась к девушке неоднозначно. Иногда она пыталась помочь ей, иногда же была жестокой и злобной.
Отношения Олеси с другими персонажами были разнообразными и важными для развития ее характера и сюжета повести.
Анализ «Олеси» Куприна
Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.
Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.
Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.
Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.
Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.
Иван
Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.
Ооржак Даяна
Куприна всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой, восхищали утончение души, способные распознать и оценить его чувство. Все эти качества присуще героине повести о любви, от которой исходит свет «трепетной и животворной любви».
Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.
В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.
В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.
Актуальность исследования.
В неиссякаемомлюбви, столь отчетливо звучащим в повести А. И. Куприна «Олеся» характеризуется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданием.
Новизна исследования.
В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.
Объект исследования.
Женские образы А. И. Куприна о любви.
Предмет исследования.
Портретная и психологическая характеристика женского образа в повести А. И. Куприна «Олеся».
Цель исследования.
Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини А. И. Куприна «Олеся».
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
Выявить основополагающие особенности внешнего и внутреннего облика героини повести А.И. Куприна «Олеся»;
Проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;
Показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.
Методы исследования:
описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.
Практическая значимость:
работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.
Структура работы:
работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.
Предварительный просмотр:
Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивало ее молодую здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть… прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глаз, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло – розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась перед с решительным и капризным видом…»
«Олесья »
«Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели… Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного»
«Олеся»
«Невольно я обратил внимание на ее руки: они загрубели и почернели от работы, но были не велики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы»
«Олеся»
Деталь- описание рук героини как штрих к ее внешнему облику.
«Она перестала прясть и сидела, низко опустив голову, тихо положив руки вдоль колен. В ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-то невольное покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим ее душу».
«Олеся»
Описание позы героини как прием изображения ее внутреннего состояния.
« Я помню, очень ясно только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лицо в одно мгновение отразились сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная сияющая улыбка любви… Голос Олеси донеся до меня, как сладкая музыка.»
«Олеся»
«Снег пошел… Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливались в душу весенняя грусть, делающая в наших глазах всех женщин хорошенькими…»
«Олесья».
Параллелизм: пробуждение природы – пробуждение чувств героя.
«Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку, — такую светлую, нарядную и прелестную, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании. И мы шли, обнявший, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подвленные своим счастьем и жутким безмолвием леса…».
«Олесья»
Пейзаж как средство изображения психологического состояния героев.
« Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден чистый, нежный профиль ее слегка наклоненной головы. Только теперь я заметил, что и сама Олеся похудела за это время и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Почувствовав мой взгляд, Олеся вскинули на меня глаза, то тотчас же опустило их и отвернулась с застенчивой улыбкой.»
«Олеся».
Внешний облик героини и эмоциональная реакция на ситуацию как способ изображения сложности и глубины натуры, целомудренности души.
«Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в её сузившихся глазах мелькнуло злое торжество…
Не трогают… Один раз сунулся ко мне землемер какой-то… Поласкаться ему, видишь, захотелось… Так должно быть, и до сих пор не забыл, как я его приласкала.»
«Олеся».
Олеся как воплощение русской женской красоты
Олеся, главная героиня повести А.И. Куприна, предстает перед читателем как воплощение русской женской красоты. Она обладает не только прекрасной внешностью — нежными чертами лица, золотистыми волосами и стройной фигурой, но и внутренней красотой — душевной чистотой, душевной терпимостью и искренностью.
Олеся является образом идеальной русской женщины, которая дарит любовь и заботу своим близким, готова жертвовать своим счастьем ради других. Она представляет собой пример духовной красоты, которая не зависит от времени и в высшей степени ценится в нашей культуре.
Красота Олеси как символ русской женственности и неповторимости прекрасно передается автором через образы природы и окружающей среды. Олеся как бы сливается с природой, окружающей ее, и создает впечатление гармоничности и согласованности.
Таким образом, Олеся в повести Куприна становится примером идеальной русской женщины, воплощением ее духовной и физической красоты, символом женственности и неповторимости.
Особенности характера
Жизнь в лесу закалила характер Олеси. Девушка отличается смелостью и может за себя постоять. Об этом свидетельствует цитата из повести:
Героиня самолюбивая и уверенная в себе. Цитатная характеристика Олеси позволяет составить описание основных черт её характера:
- независимость;
- смелость;
- гордость;
- решительность;
- самоуверенность;
- любознательность;
- чуткость.
Не только внешность Олеси приковывает к себе внимание. Окружающих очаровывает её ясный, по-детски наивный ум
Несмотря на отсутствие образования и должного воспитания, героиня отличается тактичностью и деликатностью. Она не умеет читать, но говорит не хуже настоящей барышни. Девушка отличается любознательностью и обладает ярким воображением. Об этом говорит цитата из произведения:
Предварительный просмотр:
Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивало ее молодую здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть… прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глаз, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло – розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась перед с решительным и капризным видом…»
«Олесья »
«Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели… Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного»
«Олеся»
«Невольно я обратил внимание на ее руки: они загрубели и почернели от работы, но были не велики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы»
«Олеся»
Деталь- описание рук героини как штрих к ее внешнему облику.
«Она перестала прясть и сидела, низко опустив голову, тихо положив руки вдоль колен. В ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-то невольное покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим ее душу».
«Олеся»
Описание позы героини как прием изображения ее внутреннего состояния.
« Я помню, очень ясно только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лицо в одно мгновение отразились сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная сияющая улыбка любви… Голос Олеси донеся до меня, как сладкая музыка.»
«Олеся»
«Снег пошел… Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливались в душу весенняя грусть, делающая в наших глазах всех женщин хорошенькими…»
«Олесья».
Параллелизм: пробуждение природы – пробуждение чувств героя.
«Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку, — такую светлую, нарядную и прелестную, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании. И мы шли, обнявший, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подвленные своим счастьем и жутким безмолвием леса…».
«Олесья»
Пейзаж как средство изображения психологического состояния героев.
« Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден чистый, нежный профиль ее слегка наклоненной головы. Только теперь я заметил, что и сама Олеся похудела за это время и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Почувствовав мой взгляд, Олеся вскинули на меня глаза, то тотчас же опустило их и отвернулась с застенчивой улыбкой.»
«Олеся».
Внешний облик героини и эмоциональная реакция на ситуацию как способ изображения сложности и глубины натуры, целомудренности души.
«Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в её сузившихся глазах мелькнуло злое торжество…
Не трогают… Один раз сунулся ко мне землемер какой-то… Поласкаться ему, видишь, захотелось… Так должно быть, и до сих пор не забыл, как я его приласкала.»
«Олеся».
Образ и характеристика Олеси в повести Куприна Олеся
Олеся – главная героиня произведения А. И. Куприна «Олеся». Писатель изобразил её как естественную, загадочную, словно бы сошедшую со страниц сказки девушку-колдунью.
Внешне девушка описана как очень красивая высокая темноглазая брюнетка в возрасте двадцати четырёх лет. Оригинальная красота лица, густые темные волосы, красивые руки, пусть и загрубевшие от работы, стройное и сильное тело, свежий и звонкий голос, изящность и благородство манер выгодно отличали её от остальных деревенских девушек.
Алена, или, как её называли, Олеся, выросла со своей бабушкой Майнулихой, которую вместе с внучкой изгнали жители деревни из-за подозрений в колдовстве. Жизнь в лесу вдали от общества и в единении с природой коренным образом определила её характер. Такая жизнь стала раем для девушки, который она никогда не променяла бы на город.
Олеся умна, смела и независима. Она могла в любой ситуации постоять за себя, ничего не боялась, имела широчайший кругозор, несмотря на отсутствие образования. Девушка сочетала в себе такие качества, как любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.
С появлением Ивана Тимофеевича Олеся узнала, что такое настоящая любовь. С самого начала общения девушка поняла, что отношения с молодым барином не обернутся для неё добром, но все же она полюбила его всем сердцем и полностью отдалась своим чувствами.
Ради любимого человека она выполнила его просьбу посетить церковь, хоть девушка и не любила бывать на людях. В деревне Олесю, как и её бабушку, считали ведьмой, поэтому посещение церкви имело печальные последствия. Невежественность и враждебность людей обернулась нападением на девушку, из-за чего впоследствии ей и пришлось покинуть её место жительства.
В отношениях с Иваном Тимофеевичем автор раскрыл в Олесе такие качества, как нежность, чуткость и жертвенность. Её внезапный отъезд без предупреждения в который раз продемонстрировал её благородную, любящую и понимающую натуру.
Весь образ девушки показал читателю её нравственную чистоту, естественность и возвышенность, противопоставляя её благородный характер ханжеству и злобе обитателей деревни.
Стойкость Олеси в трудных жизненных ситуациях
Персонаж Олеси в повести Куприна является ярким примером стойкости в трудных жизненных ситуациях. Несмотря на множество испытаний, которые выпадают на ее долю, она не теряет ни веры в себя, ни оптимизма, ни любви к жизни.
Одной из ключевых цитат, отражающих стойкий характер Олеси, является фраза: «Мысли-то, конечно, у меня были прежние, деревенские, а когда побывала в жизни — так оно и было, и кажется, что все познала и все прошла, что не удивится уже ни на что» (глава III). Таким образом, Олеся не просто выживает в сложных условиях, но и растет на своих трудностях, становится умнее, опытнее и целеустремленнее.
Важным фактором, который помогает Олесе сохранять стойкость в трудных жизненных ситуациях, является ее вера в любовь и дружбу. Она по-настоящему любит Андрея и верит в их будущее, несмотря на все препятствия и трудности. «Андрею-то уже теперь не избежать, — думала Олеся, — судьба привела его ко мне и крепко связала нас вместе навсегда» (глава V).
В целом, стойкий характер Олеси в повести Куприна является примером для подражания. Ее способность держать удар и никогда не сдаваться должна стать уроком для всех нас в трудные времена.
Ключевые цитаты, отражающие характер Олеси
«И в ее манерах, и в ее словах, и в ее взглядах было что-то такое, словно она все время скрывала в себе нечто тайное…»
Данная цитата описывает загадочность и тайны, которые окружают Олесю. Ее невероятная привлекательность и притягательность обусловлена ее интригующим поведением.
«У нее было целых две страсти: природа и что-то загадочное…»
Страсть к природе и загадочность – вот что определяет характер Олеси. Ее любовь к природе и искусству окружающей среды только усиливает ее загадочность, делая ее еще более привлекательной для других персонажей повести.
«Казалось, что над самим лесом витает Олеся, как какая-то фея, и словно прикоснитесь к ней – и она исчезнет…»
Эта цитата возвращает нас к загадочности и тайнам Олеси. Она описывает ее беспокойство, непостоянство, нежность и неустойчивость – все те качества, что делают ее такой незабываемой.
«Некоторые полагали, что Олеся – это бестолковая, передергивающая, мечтательная девушка… Но это было не так – ее мечты и задумки были связаны с чем-то значительным, глубоким и волшебным…»
Олеся – персонаж, который не поддается простой характеристике. Вот эта цитата наилучшим образом отражает, что Олесе присущ такой своеобразный миропонимание и что она мечтает о завоевании чего-то уникального и волшебного, чего нет у обычных людей.