Место в романе
Появившись в I томе дважды, Ипполит Курагин исчезает со страниц романа. Он больше не нужен. Его функция заключается в том, чтобы полнее, достовернее представить светское общество во всём разнообразии. Персонаж существует как дополнение к дамам-энтузиасткам, вроде Шерер, чиновникам-интриганам, типа князя Василия, бедным просительницам, как Друбецкая, светским красавицам и прочим. Автор показывает читателю, какое место занимают глупые и никчёмные люди в высшем свете, если у них есть требуемые качества: знатность и деньги.
Краткая характеристика Ипполита Курагина
Старший сын князя Василия князь Ипполит был замечателен своей явной глупостью и тем, что был некрасив, хотя имел большое сходство с красавицей Элен. Его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём застыла скучная гримаса, и выражало оно одну самоуверенную брюзгливость. Ипполит был слаб, худ, ноги и руки у него были всегда в неестественном положении.
Говорил он только по-французски, по-русски изъяснялся с трудом. Изрекал князь Ипполит одни банальности, причём сначала говорил и только потом понимал, что изрёк. Как и у князя Василия, у него была манера хватать за руку собеседника. Его лживость проявилась после вечера в салоне Анны Павловны Шерер: судя по всему, он похвалился виконту, что жена князя Андрея Болконского Лиза — его любовница, хотя это было неправдой.
В 1805 году князь Ипполит уехал в Вену на службу в посольстве России
Из-за его косноязычия дипломаты его считали шутом и часто смеялись над тем, что он с важностью изрекал глупости
Популярные сегодня темы
- Крылов
Всем вероятно знакомы басни про лисицу, которая хитростью выманила у вороны кусочек сыра, про кота Ваську, утащившего у повара курочку. Все эти произведения созданы великолепным гением, Иваном Андреевичем Крыловым
- Сочинение Симеонов-Пищик в пьесе Чехова Вишневый сад
В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам
- Сочинение Мой класс 5 класс по обществознанию
Мой класс очень большой и дружный. В нем учатся 20 девочек и 14 мальчиков. И я могу с уверенностью сказать, что мы заметно отличаемся от других. Например, если в параллельных классах делается
История с Натальей Ростовой
Разбитые девичьи сердца для красавца Курагина — обычное дело. Он никогда не испытывал угрызений совести и чувства вины по этому поводу. Но в случае с Наташей Ростовой его любовная интрига чуть было не привела к трагичному исходу в жизни девушки.
Используя привлекательность собственной внешности, Анатоль без особого труда вызывает у неопытной и доверчивой Натальи любовные чувства к нему. Она влюбляется и искренне верит в добропорядочность Курагина. Для Анатоля же эта история — лишь очередная любовная интрига и способ досадить Андрею Болконскому, с которым у него была давняя вражда,.
На момент встречи Анатоля и Натальи последняя была помолвлена с молодым Болконским. Андрей считался хорошей партией для Ростовой. Воспитан, богат, сдержан. Он общался с ней в рамках светского этикета, не желая смущать девушку собственными плотскими желаниями. Курагин же, наоборот, отбрасывал все условности, чем и вызвал интерес, а также любопытство со стороны неопытной девушки.
Наташа воспринимает так называемые чувства Анатоля за действительность, не догадываясь, что для него это просто очередное забавное приключение. А после прочтения письма от Курагина, где он признаётся ей в любви и подговаривает её на побег, Наталья Ростова отказывает Андрею Болконскому и начинает приготовления к побегу с Курагиным. Эти планы были расстроены, как позже выяснилось, к счастью для самой девушки.
Со временем Наташа узнаёт, что её избранник женат на дочери польского помещика и никак не мог с ней сочетаться законным браком. Но чувства Натальи к Анатолию Курагину настолько были сильны, что даже позже, узнав об обмане с его стороны, она решается на попытку суицида, которую удаётся предотвратить близким девушки. Курагин же из этой истории не сделал для себя никаких выводов. Он не испытывал ни чувства вины за возможный трагичный исход, ни угрызений совести по поводу своего отношения к близким людям.
В своём романе Л. Н. Толстой образом Анатоля Курагина показал типаж, в котором собраны практически все негативные стороны человеческого характера. А некоторые положительные качества натуры героя нивелируются результатами его поведения в жизни. Отсутствие же определённой цели в жизни, привычка плыть по течению и не напрягаться приводят героя романа к моральному уродству, полной деградации личности и, как следствие, к поступкам, которые нельзя простить.
Популярные сегодня темы
- Крылов
Всем вероятно знакомы басни про лисицу, которая хитростью выманила у вороны кусочек сыра, про кота Ваську, утащившего у повара курочку. Все эти произведения созданы великолепным гением, Иваном Андреевичем Крыловым
- Сочинение Симеонов-Пищик в пьесе Чехова Вишневый сад
В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам
- Сочинение Мой класс 5 класс по обществознанию
Мой класс очень большой и дружный. В нем учатся 20 девочек и 14 мальчиков. И я могу с уверенностью сказать, что мы заметно отличаемся от других. Например, если в параллельных классах делается
В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.
Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети — это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.
Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.
Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.
Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».
Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.
Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.
Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства
Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”
Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.
Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.
В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.
Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.
Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.
Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.
Анатоль Курагин
Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь — непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.
Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах. Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы сожаления или сомнения. При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.
Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.
Вариант 2
Образ Анатоля Курагина не занимает основных, лидирующих мест в романе, он не глубок и не так интересен автору, да и самому читателю, но этот герой играет очень важную композиционную роль в романе, а также благодаря его присутствию наиболее глубоко раскрываются характеры остальных основных персонажей: Наташи, Пьера, Андрея и Сони.
О самом Курагине в романе сообщается совсем немного фактов, что подчеркивает не особую важность его как отдельного характера и образа. Это высокий, очень красивый и обаятельный молодой человек, умеющий очаровывать женщин с первого взгляда, и пользующийся этой своей способностью не для лучших целей
Толстой не погружает читателя в глубины души Курагина, но дает ему ту необходимую характеристику, которая позволяет понять каким собственно человеком он является и как эти его качества влияют на других персонажей.
Какую информацию дает Толстой об Анатоле? Прежде всего, это данные о его семье, по происхождению Анатоль принадлежит к знатному дворянскому роду, благодаря связям и средствам отца он получает образование за границей, но при этом автор подчеркивает, что особыми способностями и знаниями молодой Курагин не обладал. В семье он был не единственным ребенком, он имел брата Иполлита и сестру Елену, или как называли ее на французский манер, Элен. Она была женой Пьера, имела плохую репутацию и связи вне брака. Ходили слухи даже о ее любовных отношениях с братом Анатолем.
Помимо этой истории Курагин был замешан и в других любовных интригах, и одна из них, самая серьезная становится известна Наташе Ростовой в тот момент, когда она собирается бежать с ним. Анатоль оказывается женатым человеком, однажды его полк, в котором он служил, остановился в Польше, где он обольстил дочь мелкого помещика, который не спустил ему это с рук и заставил жениться. Позже Анатоль, любивший свободу и кутежи, оставил девушку при обязательстве выплачивать ее отцу определенную сумму. Этот сюжет и другие его интриги, связанные с женщинами подчеркивают его непорядочность и испорченность, а также говорят о его неспособности к настоящей искренней любви, в которую поверила наивная Наташа, доверившись ему.
В общем, Анатоль представлен в романе любителем кутежей, балов, выпивки и женщин. Он довольно глуп, не имеет особых способностей и талантов, самым примечательным в его образе является только внешность. Анатоль также показан слишком расточительным, он играет в карты и многое проигрывает, тратит большие суммы на веселое времяпрепровождение, для чего много берет в долг, но при этом не заботится о его возвращении. Этот факт также говорит о нем как о человеке, который не исполняет данное слово, он человек настоящего момента, в который он готов пообещать все, чтобы получить именно то, что в этот момент он хочет больше всего. В этом же ключе стоит рассматривать и его историю с Наташей, которой он сумел внушить, что он любит ее и сделает все для ее счастья. На самом же деле он хотел просто получить ее во что бы то ни стало, не задумываясь о том, сможет ли он выполнить данные ей обещания.
Элен Курагина
Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.
Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен — эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.
После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей. Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной. Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.
Краткая характеристика
Полное имя — Анатолий Васильевич Курагин
Возраст — точно не указан, в начале романа — молодой человек не старше 20–22 лет.
Род занятий — военнослужащий, офицер.
Семья — отец Василий Сергеевич, мать, старший брат Ипполит, сестра Элен, жена из Польши.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — характерное для дворянских семейств, прошел обучение заграницей.
Внешность — высокий, стройный красивый юноша с вьющимися русыми волосами и выразительными тёмными глазами.
Характер — недалёкий, безобидный, дружелюбный, подлый, трусливый, недальновидный, аморальный, ветреный, ненадёжный.
Положительные черты — добрый, щедрый, простой, дружелюбный.
Отрицательные черты — глупый, распутный, безнравственный, безответственный, самовлюблённый, бездушный.
Автор — Лев Николаевич Толстой.
Характеристика героя
Анатоль отличается безупречной внешностью и фигурой, он удивительно красив. Не смотря на то, что герой не отличается особым умом, он в совершенстве владеет наукой соблазнения
Важно отметить тот факт, что автор многократно упоминает в различных эпизодах особенную красоту молодого человека. Как известно любимые персонажи у Л
Н. Толстого имеют непривлекательную внешность, их красота – в душевных качествах, в моральной позиции. Привлекательная внешность Анатоля ни что иное как контраст с его внутренним миром, пустым и чёрствым. Любовь – чувство, которое Анатоль никогда не испытывал, в этом смысле он нравственный инвалид.
Для героя флирт и ухаживания за девушками такая же игра, как и карты – результат может быть разным, Анатоль увлечён самим процессом. Молодые неопытные девушки влюбляются в него с первого взгляда, в их число попала и наивная Наташа Ростова. К счастью, Марья Дмитриевна узнаёт о том, что Наташа решила сбежать с Анатолем (который, как выясняется, скрывает то, что он женат на полячке) и спасает девушку от позора. Анатоль вынужден уехать из Москвы, расставание с Наташей он переносит легко.
Лучший друг Анатоля Курагина – Долохов, он всегда поддерживает товарища в кутежах, пьянках и драках. Анатоль, по замечанию автора, не просто “дурень”, а буйный, “беспокойный” дурак. Будучи в подпитии, он стремится к разрушению – ломает вещи, бьёт стёкла, лезет в драку. Характеристика героя такова: “Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света…”.
В Петербурге Анатоль славился теми же “подвигами” и имеет репутацию прославленного повесы и кутилы. Природа не наградила его умением вести красноречивые разговоры, петь, танцевать, ему чуждо искусство. Анатоль влюблён в собственную персону, самодовольство и самолюбование особенно свойственны его натуре.
Особенности характера
В произведениях народного эпоса, если бы Анатоль Курагин был персонажем сказки или былины, его краткая характеристика могла выражаться одним словом — глупый. Лев Толстой же в романе не скупится для своего героя на такие слова:
- дурень;
- болван.
Пьянки и кутёж — жизненное кредо Анатоля Курагина. Он вместе со своим другом Долоховым завсегдатай практически всех увеселительных мероприятий, которые устраивали аристократы в Москве. Здесь он получал всё, что его интересовало в жизни — веселье и женщины. Общество представительниц прекрасного пола для Курагина очень приятно, но при этом он старается показывать совершенное безразличие.
Его стиль общения с женщинами Л. Толстой кратко описывает как «манеру презрительного сознания собственного превосходства». И на практике этот принцип очень хорошо срабатывает: чем отрешённей он представляется в их глазах, тем привлекательней им кажется.
Привычка жить на широкую ногу требует от Анатоля значительных финансовых затрат. Это очень часто приводит к тому, что денег не хватает и Курагин вынужден одалживать, при этом не особо задумываясь о скором возврате долгов. Такое положение вещей вызывало недовольство его отца, так как кредиторы сына не собирались прощать и предъявляли ему претензии по погашению занятых денежных средств. В результате это приводит к тому, что Василий Курагин перестаёт платить долги вместо сына, так как аппетиты Анатоля постоянно растут и средства уходят только на его увеселительные мероприятия.
Обладая весёлым нравом, молодой князь смотрит на окружающий его мир и всю жизнь, как на непрерывное увеселительное мероприятие. Он не задумывается ни о карьере, ни о личном обустройстве. Анатоль предпочитает жить одним днём, превращая своё бытие в сплошную феерию, не поддавая никакому анализу собственные поступки.
Автор романа «Война и мир» наделил Курагина ещё двумя чертами характера:
- самодовольством;
- и самоуверенностью.
Как результат такого микса, у героя наблюдается завышенная самооценка, от которой он страдает, так как не в состоянии реально и адекватно оценивать происходящие с ним события. Несмотря на своё в некотором смысле асоциальное поведение, он, тем не менее, искренне считал себя человеком без изъянов и презирал подлецов и людей с дурной славой. Но в действительности Анатоль сам представляется в романе одним из представителей касты подленьких людишек и мерзавцев. Подтверждением этому может служить его подстрекательство на побег неопытной и наивной Наташи Ростовой.
В образе князя Анатоля Курагина довольно сложно найти явно положительные черты характера. Вся его жизнь, за исключением участия в боевых действиях, в романе Толстого представлена в виде смеси любовных интриг, попоек и кутежа. Даже его щедрость направлена исключительно на организацию увеселительных мероприятий.
Взаимоотношения в семье
Отношения между членами семьи Курагиных нельзя назвать тёплыми, душевными. Мать не испытывает к своим детям особой любви, а к дочери она испытывает даже зависть. Княгиня Курагина завидует красоте Элен, её молодости и богатству. Мужа она, вероятно, не любит, так как сожалеет, что в молодости не догадалась перейти в католичество, как Элен, чтобы выйти замуж за другого при живом муже.
Князь Василий не испытывает любви к своим детям, часто говорит, что они для него обуза. Но всё же он старается, чтобы его дети были богаты, у сыновей было хорошее место службы. Князь пристроил Анатоля адъютантом главнокомандующего и посоветовал найти богатую невесту. Ипполиту он хотел выхлопотать место первого секретаря в посольстве в Австрии, а когда это не удалось, устроил служащим дипломатического корпуса. Князь Василий умело воздействовал на Пьера Безухова, получившего богатое наследство, чтобы он женился на Элен.
Отношения в семье Курагиных между детьми хорошими назвать нельзя. Пьер вспоминает, что ходили слухи о том, что Элен и Анатоль были друг в друга влюблены, поэтому, спасая семью от позора, князь Василий удалил сына из своего дома.
Заключение
В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества. На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе. Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.
Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.
Анатоль — сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен. Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия. Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…»
Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы. Но такое описание уже настораживает читателя
Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир. За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота
Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения. Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка». Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.
Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака. Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат. Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако «Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».
Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму. Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу. Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.
Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.