Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Полное имя — Иван Северьяныч Флягин.
Возраст — 52 года.
Род занятий — крепостной крестьянин, нянька, лекарь, конэсер, военнослужащий, чиновник, артист, монах.
Семья — отец Северьян Иваныч.
Социальное положение — крепостной крестьянин, в зрелом возрасте становится дворянином.
Происхождение — родом из бедной крепостной семьи.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — высокий, крупный, физически очень сильный мужчина с густыми седыми волосами и усами.
Характер — смелый, неприхотливый, честный, простодушный, наивный, жестокий, грубый, ответственный, религиозный, безвольный, бесчувственный.
Положительные черты — добрый, справедливый, заботливый, честный, простодушный, искренний, отзывчивый, сострадательный, ответственный, жертвенный, патриотичный.
Отрицательные черты — грубый, чёрствый, жестокий, эмоционально нестабильный, горделивый, безвольный, ленивый.
Произведение — «Очарованный странник»
Тема
Цитатная характеристика Флягина
https://youtube.com/watch?v=wJzRX7ez9dU
Рубрики Это интересно
Повесть Н.Лескова «Очарованный странник» была написана в 1873 году и изначально называлась совсем иначе. Её главный герой, Иван Северьяныч Флягин, был создан автором по образу простого русского мужика, чем-то напоминающего былинного Илью Муромца.
Флягина можно назвать вечным странником, но от обыкновенного скитальца его отличает одна черта – куда бы не занесла его судьба, где бы он не нашёл свой очередной временный приют, везде Иван находит волшебство и очарование жизни. Он, можно сказать, смотрит на мир глазами ребёнка: с восхищением и удивлением.
Но Флягина нельзя назвать легкомысленным бездельником, скитающимся по свету. Странствуя, он утоляет свою жажду познания мира и с каждым своим новым приключением обретает всё большую мудрость. Ивана Северьяновича можно считать любимчиком удачи, он каким-то чудом каждый раз избегает смерти, когда она уже наступает ему на пятки. Как будто кто-то свыше оберегает его от беды. Когда он служил на Кавказе, ни одна пуля не задела героя.
Флягин представляется читателю как человек, имеющий свои личные убеждения и взгляды на все окружающие его вещи. Между тем, Иван обладает такими моральными качествами, которые могут быть присущи только честному человеку. Он полностью откровенен с людьми, встречающимися на его пути и также открыт Богу. Флягин, конечно же осознает, что не безгрешен, что не раз за свою долгую жизнь поступал некрасиво и это понимание начинает его тяготить. Только огромная сила воли позволяют ему не сдаваться и продолжать свои странствия, не теряя присутствия духа и оптимизма. Даже такое физическое увечье, как подрезание пяток, не остановили странника, не сломили его духа.
Но, в какие бы края не заносило очарованного странника, везде его томила тоска по родине. Он не находит смысла в жизни на чужбине. В конце концов Иван оказывается в монастыре и совершает постриг. Таким образом, автор произведения рисует читателю образ праведника, прошедшего много испытаний, главное стремление которого – отдать свою жизнь за веру.
Другие персонажи
- Барин, у которого Флягин нянчил дочку — картёжник, от которого ушла жена.
- Жена барина — ушла от него к офицеру, страдала без дочки.
- Князь — нанял Флягина служить конэсером. Купил у цыганского табора молодую цыганку Грушу. Когда охладел к ней, женился на богатой невесте.
- Груша — молодая красавица-цыганка, чудесно певшая и танцевавшая. Очень любила князя, а Флягин любил её как сестру.
Главы 17–18
К нему прибежала Груша. Сказала она, что её держали в лесной пчельне, и сюда она вырвалась умирать. Стала она уговаривать Флягина ударить её ножом в сердце, говорила, что за это он потом отмолит и свою душу, и её. Иван сбросил её в реку, и она утонула.
Экранизации
Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.
В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.
Александр Михайлов в роли Ивана Флягина
В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.
2 вариант
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?</h3>
- <label>1871 – 1873;</label>
- <label>1872 – 1873;</label>
- <label>1872 – 1875;</label>
- <label>1973 – 1874.</label>
(новая вкладка)
В повести Лескова, опубликованной в 1873 году, представлен необычный образ Ивана Флягина, русского странника, жизнеописание которого дается им самим в манере устного народного сказа просторечным, но удивительно поэтическим языком.
В то же время изложение событий жизни героя, его биография напоминает каноны жанра жития.
…
Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни
Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?
Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью.
Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.
Цитатная характеристика Флягина
ОБРАЗ ИВАНА ФЛЯГИНА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.
Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.
Экранизации
Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.
В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись
В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:
Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.
В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:
Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:
«Очарованный странник» — повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения — изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера.
В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней.
Вариант 2
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.
Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.
Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.
Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.
Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.
Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны – восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.
Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.
Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.
Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.
Второе убийство и побег
Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.
И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге — он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
Вариант 4
Иван Северьяныч Флягин — главный герой повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Все повествование построено вокруг биографии Флягина, в характере которого сочетается духовная и физическая сила, искренность, простота и добродушие. Повесть Лескова — это рассказ о жизни главного героя, о его душевных исканиях, о его поиске себя и своего предназначения. В повести тесно перепрялись два жанра, таких как приключенческий роман и православное описание пути праведника, что делает произведение исключительным и уникальным в своем роде.
Иван Флягин родился в семье крепостных. Его мать умерла при родах. Отец Ивана был кучером, с малых лет он приобщал сына к своему ремеслу. Наставления отца и особый дар чувствовать животных делают Флягина одним из лучших конюхов.
В юношеские годы Иван нечаянно убил монаха. Спустя время монах привиделся герою во сне. Он рассказал Флягину о его дальнейшей судьбе. По словам монаха Иван был ребенком, вымоленным матерью у Бога и обещанным церкви. Он предрекает молодому герою трудную, полную испытаний жизнь, которая приведет его к истинной вере.
Флягин не хочет верить предсказанию монаха, однако несчастные события после произошедшего начинают случаться с ним один за одним. Так герой чудом остается жив, упав вместе с лошадьми с обрыва. Этот случай начинает вереницу трагических, мистических, но порой и счастливых событий.
За свою жизнь герой сменил множество профессий. Ему довелось быть конюхом, военным, монахом, нянькой, благодаря нему выжила маленькая девочка, которую он выкармливал козьим молоком. Характер Ивана Флягина многогранен. Это простой человек, из народа, наделенный храбростью и мужеством, при этом, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранивший в себе искренность и доброту.
Десять лет Иван Флягин провел в плену у татар, де его ценили за его талант разбираться в лошадях. Тоскуя по родине, герой не оставляет попыток сбежать, и в конечном итоге ему это удается. За последующие 15 лет службы на Кавказе герой выполняет самые сложные поручения, спасает множество жизней. За подвиг Флягина производят в офицеры и дают награду и дворянский титул.
Флягин прожил трудную жизнь, был на войне и в плену, герой признается, что сам небезгрешен и загубил много жизней. В возрасте 50 лет Иван Флягин уходит в монастырь и принимает постриг. Уже будучи монахом, герой продолжает заниматься лошадьми.
Однако и в монастыре Флягин не находит покой, его начинают одолевать бесы, а затем открывается дар предвидения. Монахи не нашли способа помочь герою. Его отпустили из монастыря, и Флягин отправился странствовать по святым местам.
Вариант 2
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.
Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.
Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.
Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.
Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.
Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны — восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.
Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.
Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.
Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.