Образ и характеристика кабанихи в пьесе «гроза» островского

Образ и характеристика кабанихи в пьесе “гроза” островского: описание характера, портрет в цитатах

«Гроза»

Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.

Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Несколько интересных сочинений

  • Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки (5 класс)

    Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа.

  • Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны

  • Правда Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Анализ романа Чернышевского Что делать?

    Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три

Кабанова и Дикой — отрицательные персонажи драмы А. Н. Островского «Гроза». Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого позволяет выявить сходства и различия героев-тиранов.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Характеристика Кабанихи

Пьеса «Гроза» — одно из лучших творений А. Н. Островского, писателя XIX века. Она была написана осенью 1859 года. Летом этого же года писатель отправился в экспедицию по Волге для изучения местного населения. В ходе этого путешествия А. Н. Островский часто записывал себе в дневник разные заметки, из которых позже сложились образы героев пьесы. А город Калинов стал воплощением ряда селений и городков Поволжья.

В пьесе рассказывается о взаимоотношениях между обычными людьми и теми, кто имеет большой статус в обществе, в повседневной жизни, а также автор затрагивает тему семейных отношений и ценностей. Все действия и события происходят в вымышленном городе Калинове, в котором царит атмосфера несправедливости и жестокости. Власть над этим городом фактически принадлежит двум влиятельным людям: Кабанихе и Дикому. И он, и она – представители купеческого сословия в этом городе

Но большее внимание в этой пьесе писатель уделяет Кабанихе, а не Дикому. Давайте рассмотрим её образ и роль поподробнее

Кабаниха – богатая, властная и жестокая женщина, также вдова. Сильнее всего её власть ощущается в семейных отношениях.  У неё есть сын Тихон Кабанов, который женат на Катерине. Главой же семьи считается сама Кабаниха. Тихон – это человек, который почти не заметен в этой семье. Тихон слабохарактерный, поэтому, когда его мать принимает какие-то решения, которые ему не нравятся, он не может ей возразить. Катерина – обычная и добрая девушка. До свадьбы с Тихоном она была свободной и независимой и жила вместе со своей матерью. Но после она попала в семью Кабановых, где существовало практически крепостное право. Катя любила Тихона, но свободу она любила больше, поэтому чувства к сыну Кабанихи начали постепенно ослабевать, и она влюбилась в другого. Вскоре Катерина решила признаться в измене мужу при всех, что стало для неё огромной ошибкой. Кабаниха, услышав всё это, усилила давление на девушку. Как раз это и стало последней каплей для Катерины, поэтому она совершила самоубийство в знак протеста. Во всём этом ярко показана роль и влияние Кабанихи. Она постоянно диктовала свои правила и отдавала приказы всем членам семьи, не спрашивая их мнения. И никто ничего не предпринимал, так как все её боялись.

В общем, образ Кабанихи свойственен и людям в реальной жизни, так как в каждом человеке есть частичка этих «злых» качеств, которые показал нам автор в лице Марфы Кабановой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Рассмотрим её образ, как представил её автор читателям.

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими.  Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины

Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из — под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни.  Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя

Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках

Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Другие сочинения:

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.

В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Вариант 2

А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

Действия пьесы разворачиваются в волжском городе Калинове. Название взято вымышленное. То, что описывается в прозе было действительностью всех российских городов того времени. А населенный пункт, отгороженный от внешнего мира крупной рекой, ещё более закрыт и консервативен. Поэтому жители узнают обо всем от юродивых странниц. И верят в то, что где-то живут правители с песьими головами, народ еще больше угнетен. А значит им самим хорошо еще живется. И надо молиться за местных «благодетелей».

«Темное царство» Калинова держится на двух людях: Диком и Кабанихе. Своеволие, эгоизм, неограниченная грубость, жесткость, любовь к власти – общие черты этих двух личностей. Это глупые и деспотичные люди. Они – сила и власть в этом городе. Им не перечит даже городничий. Савел Прокофьевич – зажиточный купец, «вся жизнь которого основана на ругательстве». Каждый день он кого-то тиранит, унижает, бранит. И если попадается человек, над которым нет у Дикого власти и ему отвечают такой же бранью, то всю злость он вымещает на домашних. Они не ответят, семья беззащитна перед ним. Страдает и боится жена купца, его дети и племянник Борис, которому достается больше всех.

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Кабаниху же, наоборот, жадной нельзя назвать. Марфа Игнатьева на людях щедра и даже в какой-то степени добра. Привечает у себя дома странниц и богомолок. Кормит их, подает милостыню. Все для того, чтобы эти старики хвалили ее прилюдно, это тешит ее самолюбие. Мать Тихона не менее своенравна и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич не делает исключения не для кого. Вот только эмоциональные пытки Кабановой куда изощреннее. Даже собственного сына она превратила в безвольное существо. И самое страшное то, что она уверена в своей правоте. Она ведь старше, мудрее и все знает лучше. Кто молодежь еще научит? У них своего ума нет, они должны жить умом родителей. А значит то, что она делает, это не тирания и самодурство. А проявление материнской любви и заботы.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

  • Усадьба плюшкина в поэме мертвые души с цитатами

      

  • Цитаты о вреде мата

      

  • Цитаты из сериала беспорядок после тебя

      

  • Цитаты о взаимодействии семьи и детского сада

      

  • Березовский о выборах цитаты
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: