Краткое содержание
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Пролог
В один день семь крестьянских мужиков сходятся на дорожке столбовой. Это: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старих Пахом и Пров. Родом они все из Терпигорево. По соседству также есть деревни Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Каждое название деревни говорит само за себя и о том, как там живется крестьянам.
Встретились мужики, поздоровкались «Здравствуйте!», и завелся у них меж собою разговор, кому на Руси жить хорошо, да вольготно?
Каждый высказывал свое мнение. Но мнения каждого другим мужиках не нравились, поэтому они начали кричать, спорить. Чуть до драки дело не дошло. Никто не хотел уступать. У одного хорошо живется только помещику, другой приписывал статус хорошей жизни чиновнику, третий – попу, да «купчине толстопузому», «вельможному боярину», министру или царю.
Если в то время посмотреть бы со стороны на толпу мужиков, кричащих и размахивающих рукавами, то могло показаться, что они там клад нашли и не могут меж собою его поделить.
Они настолько увлеклись обсуждением данной проблемы, что забыли куда и шли с утра из своих деревень, а дела были очень важные – один на крестины ребенка, другой на базар… За спором, да выяснением, кому на Руси жить хорошо, мужики не заметили, как и ночь наступила, и идут они уже в неизвестном направлении.
Устав от спора, они присаживаются отдохнуть, но спор на заканчивают. А вскоре и вовсе дело до драки дошло.
От их драки весь лес переполошился, всех зверей да птиц на ноги поставили: кто замычал, кто за пищал, хищные звери и те подальше в лес убежать поспешили.
Даже птенец из гнезда выпал со страху от мужицких криков, да драки
После, когда они подрались, они обратили внимание на птенца, начали его ловить. Пахом высказался, что пташке легче, чем мужику
Он даже позавидовал, что будь у него крылья, он бы всю Русь облетел, чтобы найти того, кому лучше всех живется.
Остальные говорят, что и крыльев не надо иметь, лишь бы хлеб, да водочка с огурчиками, квасок, да чаёк, тогда бы они пешком по Руси прошли в поисках счастливчика.
За спором мужики не заметили, как подлетела пеночка за своим птенчиком. Она даже предложила им все богатства мира за своего птенчика, что ни попросят, всё им даст.
Мужики согласились с превеликим удовольствием. Птичка показала им место, где закопано сокровище – скатерть-самобранка в коробочке. Потом пеночка заколдовывает их одежду, чтобы она не снашивалась, да обувку, чтобы не стаптывалась, портянки заколдовывает, чтобы не изопрели, а на самих наговаривает, чтобы не обовшивели. Свершив сие чудо, улетает с птенчиком.
А перед тем как улететь, предупреждает, что со скатерти есть могут, сколько хотят, но водки больше ведра в день чтобы не заказывали.
Мужики побежали в лес и там нашли чудо-скатерть-самобранку. Они тут же устроили пир, а потом договорились, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси жить хорошо, да вольготно.
И вот теперь начинается их путешествие.
Второстепенные персонажи
Нравственные качества характеризуют целые сословия в каждом второстепенном персонаже. Героями заднего плана поэмы является много лиц. Их характеристика:
- Князь Утятин (Последыш). Это пожилой мужчина, который сошел с ума. Произошло это после того, как он получил сообщение об отмене крепостного права. Он не желает терять власть над своими крестьянами. Наследники князя просят народ подыграть ему, будто ничего не происходило. Взамен они обещают предоставить крестьянам луга, а также заплатить за каждый вычурный поступок старого князя.
- Ипат. Это преданный слуга Утятина. Даже после отмены крепостного права он остаётся прислуживать своему барину. Однако князь постоянно издевается над ним: запрягает вместо лошади, кидает в холодный пруд зимой, переезжает его санями.
- Влас. Это старик, крестьянин. Именно он и рассказывает семерым странникам о странном князе, его преданном холопе и слуге. Он помогает последователям Утятина, притворяясь с остальными крепостными. Ради этого ему пришлось даже бросить работу старостой.
- Клим Лавин. Очень грамотный, но при этом хитрый крестьянин. Остальные крепостные не любили этого персонажа за то, что он дружил с цыганами, много пил и предпочитал бездельничать. Ему довелось побывать в Сибири, в Москве и Петербурге.
- Корчагина Матрёна Тимофеевна. Героиня поэмы Некрасова — 38-летняя крестьянка, весьма красивая. Путники полагают, что она родилась под счастливой звездой. Однако это далеко не так. Женщине пришлось пережить счастливое и прекрасное детство, однако после замужества вся её жизнь сильно изменилась. Родственники супруга её сильно обижали. Также ей пришлось пережить смерть своего маленького ребёнка. Это произошло по вине её мужа.
- Яким Ногой. Один из крестьян. Очень честный и трудолюбивый человек, всегда всё понимает. Он сочетает в себе такие качества как, духовность, понимание прекрасного. Яким украшает дом картинами, которые после пожара спасает первым делом. Довольно справедливый, постоит не только за себя, но и за других.
- Ермил Гирин. Честный и справедливый мужчина. Имеет особое уважение среди крестьян.
Распространение несправедливых слухов
Эти слухи, которые не имеют никаких оснований в реальности, создают негативное представление о князе утятине и мешают ему наслаждаться своей жизнью и заниматься важными делами.
Безоговорочное доверие и уважение, которые князь утятина заслуживает, начинают исчезать из-за клеветы и ложных информационных утех, связанных с его личностью и деятельностью.
Распространение таких несправедливых слухов ведет к появлению стереотипов и предрассудков, которые мешают князю утятине добиваться успеха и счастья в своей жизни.
Такая негативная информация может повлиять на отношения князя утятины с другими людьми, его репутацию и возможности для достижения своих целей и амбиций.
Распространение | несправедливых слухов |
Ложная информация | утята про князя |
Стереотипы | и предрассудки |
Характеристика Утятина другими героями
Крестьяне
Крестьяне удивляются, что князь Утятин никак не может принять новые порядки в государстве и ведёт себя по-прежнему, как во времена крепостного права.
Крестьяне с трудом терпят Утятина, который никак не может избавиться от страхы барских привычек и по-прежнему считает крестьян своими рабами.
Подробная характеристика крестьян.
Крестьянин Агап
Крестьянин Агап, не сдержав договорённости, смело говорит Утятину всё, что о нём думают крестьяне — о его глупости, надменности и никчёмности.
Сыновья Утятина
Сыновья знают, что слабый здоровьем князь не в состоянии принять отмену крепостничества, и это может раньше времени свести его в могилу.
Популярные сегодня темы
Ивану Алексеевичу Бунину принадлежит удивительная жизнь, наполненная прекрасными событиями. В его творчестве часто встречаются автобиографические мотивы, поэтому его жизнь важна для всех, кто читает произведения Бунина.
Автор в дороге из Тифлиса через Койшаурскую гору познакомился со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Бывалый попутчик объяснил мошенничеством осетин то, что пустую повозку еле тащат шесть быков
Учитель не только дает знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации.
В творении Евгений Онегин одну из главных ролей представляет российская аристократия и московская вежливая общественность.
В 1884 году, родился талантливый художник — живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.
Князь Утятин образ и характеристика
1. Общая характеристика. Князь Утятин — один из персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», история которого изложена в главе «Последыш».
Это закоренелый крепостник, который не может смириться с Манифестом об освобождении крестьянства.
2. Внешний вид. Князь Утятин имеет очень жалкий и странный вид. Это худой изможденный старик с седыми волосами и усами.
После перенесенного удара князя парализовало на левую сторону. Пугающее зрелище представляет перекошенное лицо с ястребиным носом и «мутным, пасмурным» левым глазом.
3. Последыш. Последышем Утятина метко назвал народ. Князь — очень богатый человек, занимающий в прошлом высокую должность. Всю жизнь он всячески измывался над своими крестьянами.
Влас упоминает лишь о некоторых «причудах» барина», передавая рассказ Ипата. Утятин запрягал его вместо коня в тележку, купал зимою в проруби, переезжал на санях. Этих страшных фактов достаточно, чтобы понять: барин вообще не считал своих крепостных людьми.
Утятин был абсолютно уверен, что такие порядки освящены веками и будут существовать всегда. Манифест 1861 г. он воспринял, как вселенскую катастрофу и не желал в него верить. Когда поверить все же пришлось, князя разбил паралич.
Утятин стал Последышем (т. е. последним в России обладателем крепостных душ) благодаря своему богатству. После перенесенного удара рассудок князя помутился. Он обвинил своих сыновей в предательстве дворянских прав и пригрозил лишением наследства. Наследникам пришла в голову идея: обмануть отца, сказав ему, что Манифест был отменен. Старик обрадуется и раздумает отказать сыновьям.
Проблемой оставалось уговорить крестьян для видимости «оставаться» крепостными до смерти старика. Молодые Утятины пообещали в награду передать им поемные луга. После заключения этой сделки началась настоящая «камедь». Князь Утятин разъезжает по своим бывшим владениям и раздает бессмысленные приказания. Крестьяне выказывают полную покорность и послушание, а за глаза умирают со смеху и зовут бывшего барина Последышем.
4. Оценка образа. На первый взгляд князь Утятин представляет собой комическую фигуру. Над ним смеются мужики. Родного отца презирают сыновья и с нетерпением ждут его смерти. Однако за комичностью скрывается многовековая страшная правда. Идиотские приказания Утятина (переворошить сухое сено, женить старуху на ребенке и т. д.) — не просто бред сумасшедшего. Князь привык, что любое его желание не обсуждается, оно является «истиной в последней инстанции». Рабы должны молча повиноваться.
Сознание Утятина было извращено задолго до рокового удара. Сложившиеся на протяжении всей жизни убеждения он высказывает в предсмертном монологе: «Господский срок — вся жизнь раба!»; «Я Божиею милостью. над вами господин. «. Ответную льстивую речь Клим произносит с иронией и издевкой. Однако она полностью соответствует мыслям Последыша и продолжает их: «Куда нам без господ?»; «Отцы! руководители!», «И мир давно бы рушился без разума господского» и т. д.
Утятин умирает обманутым, но счастливым. Бывший крепостник так и не догадался, что его власть утрачена. Но крестьяне радовались рано: на смену старику пришли наследники, а личная зависимость превратилась в экономическую.
-
П 8 подготовить сообщение о благотворительности или меценатстве оформить в тетради
-
Сообщение о горе оренбургской области
-
Ни одно сообщение не остается без ответа
-
Подготовьте сообщение печальник земли русской
- Сообщение о грибе плазмодий
Индивидуальные характеристики
Внимательный читатель пытается найти детали о каждом, но они есть не у всех героев. Можно отыскать что-то, но и отдельные индивидуальные описания гармонично входят в собирательный образ русского народа.
Роман. О нем нет никаких данных.
Демьян. Крестьянин где-то сумел научиться читать по слогам. Ему под силу только простые слова, «мудреные заглавия» остаются загадкой. Но даже эта мелочь подтверждает желание мужиков получать знания.
Лука. Крестьянин когда-то 3 года работал у попа. Внешне он похож на мельницу. Машет руками, но взлететь не может. Упрямый, говорливый и глупый.
Братья Губины. Интересно, как названы крестьяне: самые обычное имя – Иван, и редкое – Митродор. Кто пошутил так над братьями? Не прихоть ли это сумасбродных хозяев? Мужики любят выпить, готовы осилить по ведру хмельного напитка. Второй интерес – лошади. Они шли вернуть упрямого коня в стадо, когда встретили мужиков, затеявших спор.
Пахом. Автор сразу выделяет возраст героя – старик. Есть поэтому у персонажа и отчество – Онисимыч. Пожилой крестьянин занимается пчеловодством. Автор проводит параллель: умные пчелы – догадливый крестьянин.
Пров. Крестьянин угрюм и суров. С ним можно справиться, только навалившись кучей. Его «утюжат» братья Губины, но он все терпит и молчит, стоит на своем.
Разные мнения у встретившихся на столбовой дороженьке. Не со всеми удалось встретиться в пути, но крестьяне обрели веру. Песни Григория Добросклонова – путь к свету, надежда на счастливое будущее для всех крестьян.
Биография
Князь Утятин является представителем богатого и влиятельного дворянского семейства. В молодости он был важным сановником и даже принимал участие в сражениях, за что был награждён Георгиевским крестом. В старости он обосновался в родовом имении, расположенном в деревне Вахлаки. Он был женат, но супруга скончалась, оставив Утятину двоих сыновей. Кроме того, у князя было три внебрачные дочери, которые жили в Петербурге.
Большим ударом для Утятина стало известие об отмене крепостного права. На нервной почве его разбил паралич, в результате которого отнялась вся левая сторона тела, и князь оказался прикован к постели. В поместье приехали два его сына-гусара вместе с жёнами и малолетними детьми. Братья планировали править по доверенности поместьем, пока отец не отдаст богу душу.
Однако старый князь, узнав о планах сыновей, неожиданно быстро встал на ноги. Он принялся обвинять сыновей в том, что те смирились с отменой крепостного права. Испугавшись, что отец лишит их наследства, братья заключили с крестьянами сделку, согласно которой крестьяне делают вид, что по-прежнему принадлежат барину и в качестве оплаты за свою игру получат поёмные луга на Волге.
Князь Утятин с лёгкостью поверил в то, что дворянству вернули былые привилегии. Он принялся по-прежнему дурить, отдавать бессмысленные приказы, которые, конечно же, не выполнялись.
На одном из гуляний старый князь выпил много вина и даже попытался потанцевать. В результате с ним произошёл второй удар, который стал для него последним.
Глава 5. Помещик.
Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.
Часть 2. Последыш
На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.
Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.
Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.
Часть 3. Крестьянка.
Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.
Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.
Последыш
Характеристика Утятина чётко представлена в тексте поэмы. Бывшие княжеские крепостные разговаривали о своём самодуре-барине, когда встретили мужиков, странствующих по России.
Со слов бывших крепостных мы узнаём, что князь чрезвычайно богат, имеет типичный княжеский двор с детьми и работниками, нянями и с белыми собаками. Утятин принадлежит к известному дворянскому роду и чтит свои дворянские права, освященные веками, заслуги, древнее имя. В петлице князя есть наградной белый крест (орден Георгия Победоносца).
Утятин — требовательный и тщеславный хозяин, у него обширные поля, луга, дома и капитал, передавшиеся ему по наследству от его родителей, потомственных дворян.
4 часть. Пир на весь мир
Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.
Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.
«Славно жить народу на Руси святой»:
Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.
Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:
«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».
Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.
Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.
Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.
Эпилог. Гриша Добросклонов
Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:
- Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
- Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.
Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.
Веретенников Павлуша
Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».
Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».
Характер и привычки героя
Старый барин — старорежимный жестокий человек. В тексте мы находим следующие черты его характера: не знает меры в гневе и в радости, привык обходиться с крепостными, как с рабами.
А Утятин раздавал тумаки, порол, штрафовал работников. Крестьяне всё терпели, ведь князя скоро не станет, а им достанутся луга.
Старик как бы открыл в себе второе дыхание, вспомнил прежние времена, когда он бегал по полям с криками на работников, наказывал, порол лентяев и лежебок.
Глава закончена в смысловом и структурном отношении, семантически богата и разнообразна. Особенно это касается художественных приемов, которые использует автор.
Образ Утятина собирательный. В лице этого князя Некрасов обозначил типичные черты помещиков-крепостников. Хотя сам автор говорил, что князь ещё не самый злой и страшный помещик.
Основная сюжетная линия
Причины горести князя утятина
Несчастье князя утятина имеет свои причины, которые можно назвать основными. Они накладывают тяжелый груз на плечи главного героя и перечеркивают его счастливую жизнь.
Во-первых, одной из причин является его непослушная и самовлюбленная дочь, принцесса утятина. Ее гордое и эгоистичное поведение постоянно создает проблемы и конфликты в жизни князя. Его семейство не может существовать в гармонии и спокойствии из-за постоянных скандалов и конфликтов, которые принцесса утятина спровоцировала своими непредсказуемыми выходками.
Во-вторых, князя утятина также не может счастливым сделать его неудачная карьера. Он стремится достичь успеха и признания в своей деятельности, но постоянно сталкивается с преградами и поражениями. Независимо от пережитых усилий, его надежды и мечты оказываются разбитыми, и это только усиливает его глубокую печаль.
В-третьих, одной из причин его несчастья является его одинокая жизнь. Князю утятину не удалось найти подходящую партнершу, которая была бы рядом с ним в радости и горе. Он часто бывает пониженного настроения, и его душевная пустота становится еще более очевидной, когда он видит счастливые семьи вокруг себя.
Все эти причины обрушиваются на князя утятина, заполняя его жизнь горестями и несчастьем. Он не может найти мир и радость, пока эти преграды не будут преодолены.
Характер и привычки героя
Старый барин — старорежимный жестокий человек. В тексте мы находим следующие черты его характера: не знает меры в гневе и в радости, привык обходиться с крепостными, как с рабами.
Чтобы хоть как-то продлить ему жизнь, сыновья обращаются к вольным крестьянам с предложением сыграть роль крепостных, а в награду им обещают земские луга. И крестьяне согласились, вошли в образ, кланялись барину до земли, пока помещик ходил уже не по своим сенокосным лугам, и перед ним была «давно не барская, а наша полоса!».
А Утятин раздавал тумаки, порол, штрафовал работников. Крестьяне всё терпели, ведь князя скоро не станет, а им достанутся луга.
Старик как бы открыл в себе второе дыхание, вспомнил прежние времена, когда он бегал по полям с криками на работников, наказывал, порол лентяев и лежебок.
Успокоенный тем, что старый порядок вернулся в поместье, Утятин умер спокойно, с умиротворением. А крестьяне были одурачены достойными сыновьями своего отца, лугов не получили, хотя им обещали и заключали с ними договоры. Началась долгая судебная борьба за луга между крестьянами и семьей князя, тяжбы продолжаются и «доднесь».
Глава закончена в смысловом и структурном отношении, семантически богата и разнообразна. Особенно это касается художественных приемов, которые использует автор.
Образ Утятина собирательный. В лице этого князя Некрасов обозначил типичные черты помещиков-крепостников. Хотя сам автор говорил, что князь ещё не самый злой и страшный помещик.
Утерянное королевство
Когда князь Утятина потерял своё королевство, он погрузился в глубокую печаль и хандру. Бывший правитель, когда-то обладавший великой властью и богатством, был обречён скитаться бездомным по землям, которые он когда-то правил.
Утерянное королевство стало не просто пустым пространством на карте для князя Утятина – это был утраченный дом, пасть зверинца, в которой закрылись его мечты и достижения. Вместе с королевством князь потерял свою роль правителя, свою цель и смысл жизни.
Для князя Утятина утерянное королевство стало символом его несчастия и потери. Он пропался в том, что мог бы сделать по-другому, в сомнениях и жалости к себе.
Как важно никогда не утратить своё собственное «королевство»! Всегда следует ценить то, что имеешь, и беречь свои достижения и смысл жизни. Не дайте своему счастью ускользнуть, как ушло у князя Утятина его королевство
Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?
Нестерова Елена:
К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто «не дано»…
За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.
Узнать больше>>
Жаркий день. Мужики идут и меж собой разговаривают, отмечают, что пусто вокруг. Встречают на реке моющего лошадь паломника и узнают, куда народ с села ушел, а тот отвечает, что все на ярмарке в Кузьминской деревне. Идут туда крестьяне и видят, как народ гуляет.
Замечают старика, просящего у народа две гривны. Внучке на подарок не хватает. Видят и барина, которые покупает внучке нищего сапожки. Все можно отыскать на ярмарке этой: продукты, книги, украшения.
Глава III. Пьяная ночь
Семь мужиков путь продолжают, ведь ответ на вопрос все еще не найден. Слышат они рассуждение разные крестьян опьяненных.
Внимание семи крестьян обращает на себя Павлуша Веретенников, который записывает в блокнот все услышанные от крестьян истории, поговорки и песни. Завершив работу, парень стал порицать народ за пьянство и развязное поведение, в ответ услышал, что наступит грусть и печальным будет честный люд, если пить перестанет
Глава IV. Счастливые
Не успокаиваются мужики и поиски продолжают. Так, заманивают они народ, крича: «Выходи счастливые! Мы водочки нальем! ». Собрался вокруг честный люд, стали узнавать, кто счастливым является. В итоге понимают, что счастье для простого мужика в том, чтобы хоть изредка был он полностью сыт, и Бог в трудное время помог, остальное сладится.
Далее мужикам советуют найти Ермилу Гирина, перед этим рассказав им историю о том, как всем народом Ермиле на мельницу деньги собирали, как каждую копеечку он потом вернул, как был честен с ними. Путешественники решают идти к Гирину, но узнают, что он в остроге. Далее рассказ об этом человеке прерывается.
Глава V. Помещик
Путешественники на своем пути встречают помещика Оболта Оболдуева, который поначалу принял их за воров и стал угрожать пистолетом, но потом завел рассказ о своем роде.
Стал вспоминать он богатые пиры, грезить о прислуге, и своей власти, но теперь такая жизнь невозможна. Жалуется помещик на наступившие томительные годы, что не может он по такому распорядку жить, а народ тем временем сопереживает.
Вывод
Жизнь свою прожил Утятин, вот только добра никому он так и не сделал. Никто его не любил, все его только боялись и ненавидели. Кто знает, может, если бы он хоть немного был снисходительнее и по-человечески относился к людям, может, его жизнь сложилась бы иначе, а образ князя Утятина в произведении был бы совершенно другим.
Прозвище «Последыш» (то есть последний ребёнок в семье), данное Утятину крестьянами, по мысли автора, подчёркивает историческую обречённость дворянства.
Характеристика образа князя Утятина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.