Темы произведений Некрасова: основные сюжеты и мотивы
Одной из основных тем, затрагиваемых Некрасовым, является противоречие между богатыми и бедными, справедливости и несправедливости в обществе. В его произведениях часто прослеживается критика феодализма, крепостного права и социальной несправедливости. Поэт возвышает голос в защиту простых людей, открывая безобразия и угнетение, которым они подвергаются со стороны дворянства и других привилегированных слоев общества.
Другая важная тема, затрагиваемая Некрасовым, это лирика о Родине и любовь к ней. Поэт в своих стихах воспевает красоту природы, отражает свою любовь к России и русскому народу. Он пишет о широких просторах страны, ее истории и культуре, передавая свои чувства и настроения в отношении родной земли.
Еще одной темой, которую Некрасов раскрывает в своих произведениях, является тема любви. В поэзии Некрасова часто можно встретить стихи о влюбленности, о том, как сила чувств может изменить жизнь человека. Поэт описывает сильные и чистые чувства, а также опасности и обман в любви. Часто в его произведениях отражается идеал женской красоты и человеческой души.
Сюжеты и мотивы |
---|
Противоречие между богатыми и бедными, социальная несправедливость |
Критика феодализма и крепостного права |
Лирика о Родине и любовь к ней |
Тема любви: влюбленность, чувства, красота и душа |
Биография
Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.
Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).
Портрет Николая Некрасова
Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.
Детство
Николай Алексеевич родился и вырос в многодетной семье зажиточного помещика, который был строгим отцом, не терпящим пререканий и нарушений его воли. Он был не самым образованным, но страстным и деспотичным человеком. Юный Николай не раз становился свидетелем того, как жестоко его отец обращается с крестьянами. Возможно, что именно это в будущем оказало влияние на то, что писатель с таким сочувствием относился к крепостным и всему угнетенному классу.
В младшие годы юный Некрасов получал хорошее домашнее образование, ведь средства семьи позволяли. Однако после поступления в гимназию его рвение к учебе быстро сошло на нет. Николай Алексеевич был нерадивым студентом, который часто прогуливал занятия, был невнимателен на уроках писал сатирические стихотворения, которые преподаватели воспринимали в штыки.
Отец Некрасова был уверен, что сын по его настоянию поступит в военное училище и будет делать соответствующую карьеру. Однако доверительных отношений между ними никогда не было, и большого авторитета глава семьи для непутевого сына не представлял. В итоге Николай Алексеевич поступил совсем не туда, куда направлял его отец, и лишился полного содержания. Студенческие годы для него прошли в нищете, голоде и отсутствия заработков, но это только закалило его хаpaктер.
Война ……… и ………
В одной сказочной стране, помимо всех прочих, жили ……… и ………. Но однажды к ним прибежали очень взволнованные и испуганные ……… , ……… и ……… , а с ними еще десять ……… и сообщили, что на сказочное королевство напали злые ……… и ……… и привели с собою армию ужасных гигантских ……… , вооруженных большими страшными ……… и ……… . Но жители королевства не испугались, схватили свои боевые ……… , построили высокую стену из ……… и ……… и решили сражаться до последних ………. И только коварные ……… и подлые ……… струсили и под покровом ночи перешли на сторону неприятеля, а на рассвете бросились в атаку вместе с врагами, крича: «Да здравствуют ……… ! Долой ………!» Они пробили стену, но за нею оказался ров, полный ……… и ……… . Нападающие упали в него и храбрые ……… и ……… обстреляли их из своих ……… и закидали их с головой ……… и ………, и те стали молить о пощаде, крича: «Простите нас! Во всем виноваты не мы, а ……… , ……… и ……… ! Это они всё затеяли! Отпустите нас и мы подарим вам много золотых ……… , серебряных ……… и деревянных ………!» Но никто им не поверил. Поверженных врагов связали и бросили в темницу на съедение ……… , на растерзание ……… и на осмеяние ……… . А жители сказочного королевства жили долго и счастливо, утвердив в честь победы над врагами орден, на которой были изображены ……… и ……… .
Автор статьи. Олеся Емельянова. 2001 г.
Детские праздники. Всё для подготовки детских праздников, утреников и концертов дома и в детских садах, школах, детских лагерях и творческих студиях.
Самые яркие произведения
Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге»
, написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа — взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.
Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.
Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света»
.
К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина»
.
В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику»
.
В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.
В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.
Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:
✪
Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос»
.
✪
«Железная дорога»
, где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.
✪
Поэта «Русские женщины»
, изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.
✪
Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо»
задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.
Образование
В 11-летнем возрасте Николай начал учиться в Ярославской гимназии. У него была не очень хорошая успеваемость из-за того, что он все свободное время писал сатирические стишки.
Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб Александр Пушкин. Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в Петербурге.
Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.
Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.
Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.
Серьёзный шаг. Начало творчества
Следующим шаг Н. Некрасов — это переезд в Санкт-Петербург, где он подал желание посещать лекции в университете.
Отец писателя был строгим и принципиальным человеком, который хотел, чтобы его сын стал военным. Сын пошёл против воли отца,
лишая себя финансовой помощи и уважения со стороны семьи.
В новом городе, чтобы выжить, приходилось зарабатывать написанием статей.
Так и произошло знакомства начинающего поэта с известным критиком Белинским. Через пару лет Некрасов становится владельцем известного литературного издания, имевшее большое влияние, «Современник», но вскоре цензура закрывает журнал.
Личная жизнь
В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.
Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе
После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.
У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.
Хронологическая таблица
- Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
- Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
- Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
- На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после
Николай Алексеевич Некрасов — русский писатель и поэт, который своими произведениями заставлял восхищаться весь мир.
Литературная деятельность
Вдохновение
Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.
Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.
Слайд 19«Элегия» Николай НекрасовПускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И
что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Сочинение. Основные темы и идеи лирики Н. Некрасова
Некрасов — продолжатель и хранитель лучших традиций русской поэзии — патриотизма, гражданского духа и человечности, а тема назначения поэзии — одна из главных в стихах Некрасова. Поэма «Поэт и гражданин» — это драматическая медитация о взаимоотношениях между высоким государством и поэзией.
Перед нами герой на распутье, воплощающий различные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, ощущающий наметившуюся дисгармонию между «буржуазной поэзией» и «чистым искусством».
Эмоции поэта переходят от иронии по отношению к буржуа, от чувства превосходства над ним, к гневу на себя, затем к ощущению необратимой утраты человеческих и творческих ценностей, и далее (в финальном монологе) к мрачной ярости.
Эмоции Гражданина переходят от требования мужественно «сокрушать ошибки» и «обличать зло» к пониманию активной борьбы и политической позиции, необходимой для настоящей поэзии. По сути, мы имеем дело не с дуэлью двух оппонентов, а с общим поиском истинного ответа на вопрос о роли поэта и предназначении поэзии в общественной жизни.
Это скорее столкновение различных мыслей и чувств в душе человека. В этом конфликте нет победителя, но есть общий вывод, единственно верный: роль художника в общественной жизни настолько важна, что требует не только художественного таланта, но и политических убеждений.
Муза Некрасова — сестра страдающих, мучимых, угнетенных («Вчера, в шестом часу…») — вошла в литературу XIX века. Муза Некрасова не только сочувствует, но и протестует, призывает к борьбе.
Чтобы напомнить народу, что у него есть проблема, пока он поет и ликует, чтобы привлечь внимание сильных мира сего, лучшей лиры не найти… Тема народа традиционно считается некрасовской. Говоря об этом, Григорьев назвал его «человеком с сердцем народа»
По словам Достоевского, «поэт любил всех, кто страдал от насилия».
Поэма «Тройка» написана в любимом песенном жанре Некрасова. Ритмико-стилистическая структура стихотворения характеризуется особой мелодией и повторами, характерными для народной песни, а в центре стихотворения — образ крестьянской девушки, на которую «нельзя не смотреть». Стихотворение имеет два временных уровня: настоящее и будущее.
В настоящем девушка живет ожиданием любви: «зная, что сердце ее неспокойно». Но в будущем ее ждет суровая крестьянская судьба: «муж будет бить тебя, свекор и свекровь будут бить тебя до смерти три раза». Конец стихотворения полон грусти («и похоронят тебя в водяной могиле, пока ты идешь по своему трудному пути»).
Образ тройки, символ, который часто появляется в народных песнях («Вот бежит тройка столбовая»), — это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечта о счастье. Последняя строфа содержит четкий мотив: счастье — это только мечта: «Не поймаешь сумасшедшую тройку».
Эпический подход доминирует в стихотворении «Размышление о входной двери»: обобщенная характеристика «входной двери» и зарисовка нищих крестьян. Поэт не приписывает отдельным жителям деревни никаких конкретных, индивидуальных характеристик.
Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «крестьянский народ», «худой армянин-крестьянин. худой армяк на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота.
Интересные факты
- Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
- Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
- Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
- На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»
- посмотреть все интересные факты из жизни Некрасова
Эпоха и нравы
В XIX веке российское общество отличалось строгим иерархическим и социальным разделением. Дворянство было привилегированно и вело жизнь, посвященную достойным делам и творчеству. Крестьяне же были угнетенным классом, занятым тяжелым ремесленным и обслуживающим трудом. К тому же, понятие социального лифта в то время отсутствовало, и получить более высокий статус было пpaктически невозможно (например, был закрыт доступ к получению образования). Таким образом, большая часть российского общества была обречена на существование в условиях угнетения и бедности.
Некрасов очень сочувствовал крестьянам. И хотя сам он никогда не испытывал таких лишений (не считая бедности в юности, но его статус, происхождение и права всегда оставались при нем), в своем творчестве он часто писал о «трагедии крепостничества». Он считал, что духовный мир крестьянства заслуживает внимания, и стал «самым крестьянским» поэтом России, рассказывая о жизни и страданиях этого социального класса в своих произведениях.
Панаевский цикл
Авдотья Панаева писательница и мемуаристка была 20 лет гражданской женой Николая Алексеевича. Публиковалась самостоятельно и в соавторстве с Некрасовым, под псевдонимом Станицкий.
Поэта в этой женщине привлекало всё. Её красота, загадочность, роковая страсть, ум, литературный талант. Это сплетение достоинств прелестной молодой женщины влюбило писателя в неё всерьёз и надолго. Не смутило даже то, что Авдотья была замужем.
Некоторые критики уверяют, что часть стихотворений бала слишком интимной, и её писатель не публиковал. Другая часть стихов, которые были отправлены в письмах, попросту была сожжена Авдотьей.
Поэзия отношений двух литераторов опирается только на чувства и очень биографична. Это талантливо и выразительно. Сам цикл, писался десятилетиями, и не удивительно, что стихи, написанные в разное время, имеют различное настроение.
Начинался цикл вот с этого светлого и нежного стихотворения, написанного в 1847 году:
Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; ………………………………………Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед — в это темное море — Без обычного страха гляжу…
Так воспетый образ любимой женщины, несмотря на непонимание, непринятие и осуждения общества, вошёл в классику русской литературы.
Последние годы жизни
Слайд 13«Современник»Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846
года — январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее, Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был ранее у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».
Личная жизнь
В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.
Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе
После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.
У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.
Основная тематика лирики Н. А. Некрасова.
«Свою лиру я посвятил народу», — справедливо говорил о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих потрясений, когда социальные и политические реформы требовали реформ и в искусстве, в том числе и в поэзии. Н. А. Некрасов был одним из самых глубоких реформаторов, повернувших поэзию к народу, наполнивших ее народным мировоззрением и живым языком. Он был одним из первых, кто проложил путь демократической поэзии.
Тема поэта и поэзии
Тема судьбы поэта и поэзии имеет свою традицию в русской литературе. Это можно наблюдать в произведениях Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина и Лермонтова. Н. А. Некрасов не является исключением. Кюхельбекер и Пушкин изображают поэта как «пророка», который выделяется из толпы и борется за идеалы свободы, добра и справедливости, который идет к народу, чтобы «влить огонь в его сердца». Он видит их недостатки и не находит в себе сил бороться. Некрасовский поэт — пророк, «посланный к народу Богом гнева и печали»; путь его тернист, ибо поэт идет по нему с карающей лирой в руке, возмущенный и обличающий. Поэт знает, что ему не удастся завоевать любовь мира таким способом.
Поэтическим манифестом поэта является стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — демократически настроенным гражданином, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования соответствуют духу времени, духу самой жизни:
Будьте гражданином! Подавайте искусство,
Живи для блага ближнего твоего,
подчините свой гений чувствам».
Мы имеем дело не с дуэлью двух соперников, а с общим поиском истинного ответа на вопрос о роли поэта и предназначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта, что его роль в общественной жизни важна и требует не только его художественного таланта, но и политической убежденности:
Вы можете не быть поэтом,
Но я обязан быть гражданином.
Стихотворение «Элегия» — это поэтическое свидетельство поэтического гражданина, выполнившего свой долг:
Я посвятил свою лиру своему народу.
Я могу умереть так, что они не заметят,
Но я служил им — и мое сердце спокойно…
Тема народа и нравственного идеала
Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления и духовной поддержки. «Люди относились к нему как-то по-особенному», — говорил о нем К. Чуковский. В 1845 году Некрасов опубликовал поэму «В дороге». Это было настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирической поэмы и представил его как человека с индивидуальной судьбой. Новаторские тенденции проявились уже в первом зрелом творчестве поэта: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуальных и формальных, эпических элементов, простонародный язык, социальная критика, новаторство выражения авторского сознания.
Чтобы понять себя, осветить тем или иным образом историю своей души, поэт обращается ко времени своего детства. Стихотворение «Родина» (1846) — это попытка проанализировать влияние крепостного права на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли ужасные следы в душе ребенка, но и вызывали ненависть, сопротивление и желание вырваться из этого мира.
Название поэмы не лишено яда, ведь родина — это прежде всего похотливая и эгоистичная жизнь господ и страдания рабов, задавленных страхом и нищетой. Такая родина пробуждает горькие воспоминания:
Слайд 19«Элегия» Николай НекрасовПускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания
народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет
она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Вывод
Имя существительное, обозначая предмет или явление, называет его в широком смысле слова. Так, это могут быть наименования предметов и вещей (парта, тетрадь, учебник, шкаф), веществ (краска, мука, щелочь), живых существ и организмов (человек, кошка, скворец, бацилла), событий, явлений, фактов (опера, гроза, радость), географических названий, имен и фамилий людей, а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, интеллект, ходьба, сонливость). Все это яркие примеры употребления имен существительных.
С их помощью несложно ориентироваться на улицах города, читая вывески, поскольку названия учреждений и организаций представляют собой именно эту часть речи. Точно так же проще представить себе, о чем будет идти речь в книге или статье (в заголовке, как правило, присутствует существительное)
Его можно назвать самой древней, самой распространенной, самой самостоятельной, самой важной и самой ведущей частью в грамматике
Нельзя не согласиться с Л. Успенским, определившим роль имени существительного в речи, назвав его хлебом языка. Насколько важен сей продукт в жизни человека, настолько важна и данная категория в функционировании языка.