Тема дружбы в лирике а. с. пушкина

Колорит лирики Пушкина

Лирика Пушкина — это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и 1825-го, и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» — эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина — внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

9, 10 класс

Александр Пушкин — это один из наиболее известных русских поэтов, который оставил значительный след в различных жанрах литературы. Основные темы и мотивы лирики Пушкина можно выделить следующие:

Любовь и страсть. Любовь является одной из основных тем в лирике Пушкина. В его стихотворениях часто звучат эмоции, связанные с любовью, страстью, разочарованием и тоской. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор выражает свою боль и скорбь, связанные с расставанием с любимой.

Смерть и жизнь

Тема смерти также является важной в лирике Пушкина. В некоторых стихотворениях он обращается к трагической судьбе героев, которые умирают молодыми и не успевают реализовать свой потенциал

Одновременно с этим, тема жизни прозвучала в его произведениях, например, в стихотворении «Безнадежное слово».

История и Родина. Пушкин был горд своим наследием и историей России. В его произведениях можно увидеть сильное чувство патриотизма и любви к Родине, например, в стихотворении «Бородино». Многие его произведения основаны на русской истории, такой как «Полтава» и «Медный всадник».

Философия и этика

Философские и этические темы также занимали важное место в лирике Пушкина. Он обращался к вопросам свободы, справедливости, духовной жизни человека и другим аспектам философии

Например, в стихотворении «Пророк» автор выражает свое видение будущего человечества и желание преодолеть социальные неравенства.

Природа и восприятие мира. Природа и ее красота являются одними из самых важных тем в лирике Пушкина. Он описывал ее красоту и взаимодействие человека с ней, а также свое восприятие мира. Например, в стихотворении «Стихи к природе» автор выражает свое уважение к естественному миру и желание соединиться с ним.

Это лишь несколько основных тем и мотивов, которые можно найти в лирике Пушкина. Однако его произведения настолько разнообразны, что имеют возможность найти что-то новое и интересное в каждом из них.

Определение и происхождение лирики Пушкина

Лирика Пушкина — это собрание поэтических произведений русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Она охватывает широкий спектр различных жанров, включая элегию, эпиграмму, эпитафию, балладу, романс и т.д.

Лирика Пушкина имеет свои особенности, которые делают ее уникальной. Во-первых, в ее произведениях преобладает интимно-личностный характер, выражающий чувства, переживания и мысли автора. Во-вторых, лирика Пушкина отличается изящностью стиля, богатством образов и многообразием ритмических схем.

Происхождение лирики Пушкина связано с его личной жизнью, художественными интересами и общественной средой, в которой он жил.

Первые стихотворные произведения Пушкина появляются в его юношеском возрасте, когда он был студентом Лицея А.Н. Мизинцева. Именно тогда были созданы стихотворения «Досударыня» и «Воспоминание», которые можно отнести к ранней лирике Пушкина.

Однако настоящая взлет Пушкина в лирике приходится на 1820-е годы. В это время поэт начинает активно участвовать в литературной жизни страны, его творчество приобретает широкую известность и признание.

Пушкин во многом сформировался под влиянием романтизма — основного направления эпохи, которое проповедовало свободу творчества, эмоциональность и самовыражение. Романтическая эстетика нашла свое отражение в лирике Пушкина, где любовь, природа, смерть и язык стали основными темами исследования.

Таким образом, лирика Пушкина представляет собой уникальное творческое явление, которое сочетает в себе личностные переживания автора, красоту стиля и актуальность для своего времени.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

✓      «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

•        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

✓      «Поэт» (1827), которое:

•        перекликается с «Пророком»;

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

•        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

•        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

•        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

✓      «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:

•        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;

•        обличается невежество светской «черни» — толпы;

•        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

•        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

—        недопустимость дидактики и морализаторства;

—        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

—        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Вариант 2

Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии. Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле. Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий. В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ. По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.

Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.

«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию. Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.

Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

В декабре 1828 г. Пушкин познакомится на балу с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, с которой обвенчается в феврале 1831 г. Но, когда первое его предложение в 1829 г. было отклонено, Пушкин уезжает на Кавказ и там пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», проникнутое печальными любовными воспоминаниями. Образ любимой живет в душе поэта, благодаря ему печаль становится светлей, грусть легкой, ночная мгла отступает.

Пушкин, увидев однажды полотно итальянского живописца Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем», был поражен сходством с его невестой, о чем напишет ей в письме. Так появляется сонет «Мадонна» (1830 г.), в котором он создаст «чистейший образец» своего божественного идеала.

Пушкин и Гончарова  

В стихотворении «Я вас любил» (1829 г.) показано высокое и бескорыстное чувство, готовность забыть себя ради счастья того, кто достоин любви. Искреннее пожелание в последней строчке открывает величие души героя. Любовная лирика отличается не только высоким художественным, но и нравственным уровнем, для поэта настоящее чувство не может быть эгоистичным, мелочным.

Дружбу Пушкин воспринимал не просто как привязанность, а как родство душ и общность «кипения умов», которое он познал еще с лицейских времен и пронес до конца своих дней. Друзьям по лицею Пущину, Дельвигу, Горчакову, Кюхельбекеру и др. посвятит множество посланий, проникнутые темой дружбы.«19 октября» (1825 г.) – это автобиографический монолог-воспоминание, обращенный к друзьям, с которыми разлучила судьба. Но поэт верит, что их дружеский союз «неразделим и вечен».

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью. А.С

Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение

Темы лирики Пушкина – основные идеи для сочинений школьников разного возраста. Это и неудивительно, ведь Александр Сергеевич – знаменитый русский классик, который внес большой вклад в развитие литературы. До сих пор его произведения пользуются большой популярностью не только в России, но и во всем мире.

Темы и мотивы Пушкинской лирики

Основные темы лирики Пушкина – любовь, свобода, поэт и дружба. Именно они прослеживаются во всем творчестве писателя

По этой причине каждой из них следует уделить особое внимание

Ранняя лирика Пушкина

Ранние темы и мотивы лирики Пушкина можно описать кратко:

° дружба;

° свобода;

° вольное отношение к царям как на земле, так и на небе;

° индивидуальность;

° красота;

° добро;

° правда.

Именно этими мотивами пронизаны все произведения писателя в ранний период. Когда он только начинал писать, Александр Сергеевич ориентировался по большей степени на французскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, пытаясь найти свою нишу.

Позднее он был покорен мистикой Жуковского. В результате в его мотивы лирики Пушкина приобрели направленность неразделенной любви и неизбежной смерти.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.

Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

Тема любви и дружбы

Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане». Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».

Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.

Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.

Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.

На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.

Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

Философская лирика Пушкина

Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.

Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.

Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

2 вариант

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и прозаик. Его произведения — неисчерпаемая сокровищница художественных образов и глубоких мудрых мыслей. Философская лирика — особый пласт в творчестве писателя. Это рассуждения о смысле жизни, о месте человека в мире, о вечном вопросах жизни и смерти, связи этих непостижимых явлений, о счастье и долге. Философские мотивы проходят через все творчество знаменитого поэта. В ней отражены личные переживания Пушкина, особое свойственное писателю мироощущение

Философская лирика Пушкина важное место в русской литературе

Уже с лицейских лет Пушкин размышляет о месте человека в мире, о его предназначении. Так стихотворение 1820 года “Мне вас не жаль года моей весны” посвящено учебе в Царскосельском лицее. Девятнадцатилетний Пушкин рассуждает о жизни, как о скоротечном явлении. Лирический герой не жалеет, что счастливое время юношества осталось позади. Гораздо больше Пушкин переживает от того, что утратилась былая острота ощущений, прошли младые надежды и “прежний жар”. В своем стихотворении поэт подводит итог юношеству.

“Дар напрасный, дар случайны” — стихотворение, написанное в 1828 году. В лирическом произведение затронуты, волнующие поэта вечные вопросы жизни и смерти. Стихотворении состоит из трех строф. В первых двух автор задается вопросом, зачем человеку дана жизнь и почему “судьбою тайной” она “осуждена на казнь”? Бесцельная жизнь томит тоскою лирического героя. Все стихотворение пронизано атмосферой грусти и отчаянья.  Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” также посвящено теме неизбежности смерти. Мысли о скоротечности жизни, о смерти не внушают ему уныние, здесь выражена покорность перед судьбой и примирение с ее исходом.

Особое место в творчестве писателя занимает стихотворение “Вновь я посетил…”, написанное в 1835 году. В нем Пушкин подводит жизненный итог, в нем слышится мотив прощание с родным местом, где он любил гулять. Лирический герой не отделим от поэта. Читатель понимает, что Пушкин делиться своими личными переживаниями, сокровенными мыслями. Стихотворение делится на три части. В перовой рассказывается о воспоминаниях Пушкина, о безвозвратно прошедшей юности. Во второй части поэтом описаны места, где он любил гулять. В третий подводится итог размышлений Пушкина о жизни. Здесь он рассуждает о смене поколений, о будущем мире, который ему уже не суждено увидеть. Стихотворение наполнено грустью, нежным прощанием с родным краем.

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

Восстань, пророк, и виждь, и внемли… А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.

Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества.

Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Лачужка под землей, высоки чердаки —

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.

Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света Он малодушно погружен…

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы…

Поэт внутренне независим.

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплотна —

Какая польза нам от ней.

Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Рецензия

Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамот­ным, уместным цитированием.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соот­ветствии с требованиями к особенностям жанра.

На этой странице искали :

  • образ поэта в лирике пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина
  • образ поэта в творчестве пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина сочинение

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил…» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром — «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. Отличительным признаком стиха «Я вас любил…» является то, что лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. В стихотворении почти нет никаких метафор, скрытых образов, многосложных, режущих ухо эпитетов, которыми обычно поэты тех времен изображали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, полон волшебной поэтичности и прелести, необычной светлой грусти. Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»

предмет: русская литература

Класс: 10

Урок № 2

Тема: «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в творчестве Пушкина»

Цель урока: 1) раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта; 2) ознакомить с основными темами, мотивами  лирики поэта.

Ссылка на презентацию и анализ оды «Вольность»:

№1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/07/zhizn-i-tvorchestvo-aspushkina

№2 https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/oda-volnost.html

Электронный учебник: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс. ООО «Русское слово — учебник», 2012. http://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

Конспект урока:

1. «Невозможно повторить Пушкина», – утверждал Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество поэта (ссылка № 1, материал учебника).

2. А.С. Пушкин – родоначальник русского реализма. Поэт создавал новые жанры, новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы.

3.Основные темы лирики Пушкина

1. Гражданская тема ода «Вольность» (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь,1818), «К Чаадаеву», «Деревня»(восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона», 1819), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

4.Анализ оды «Вольность» (а) ознакомиться со стихотворением, б) прочитать материал учебника «Муза пламенной сатиры», в) анализ оды записать (ссылка№2))

5. Статьи «Годы странствий» и «Жребий русского поэта» (ознакомление; «Подражания Корану (IХ)» (https://pishi-stihi.ru/podrazhaniya-koranu-pushkin.html)-

прочитать стихотворение и анализ)

Тесты для самопроверки

1.В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Москва

Б) Киев

В) Петербург

Г) Ярославль

2. Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея?

А) 1 января 1811 года

Б) 19 октября 1811 года

В) 19 ноября 1811 года

Г) 26 мая 1811 года

3. Цитата «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» взята из стихотворения:

А) «19 октября. 1825г.»

Б) «Туча»

В) «Я помню чудное мгновенье…»

4. К десятилетию восстания декабристов А.С. Пушкин написал стихотворение:

А) «Туча»

Б) «19 октября. 1825г.»

В) «Я помню чудное мгновенье…»

5. Куда был сослан А. С. Пушкин после прошения об отставке?

А) На Кавказ

Б) В родовое имение Михайловское

В) В Кишинев

6. Как называется цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения?

7. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве А. С. Пушкина?

8.Какие три месяца стали самыми плодотворными в творчестве поэта, какое название они получили?

9. Как называется последнее произведение, которое увидело свет при жизни поэта в декабре 1836 года?

10.Как называется последнее стихотворение А. С. Пушкина?

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

а

а

б

Подра-жания

Корану

Реа-лизм

Болдин-ская

осень

Капитан-ская дочка

Я памятник

себе воздвиг

нерукотворный

«5» — 9-10

«4» — 7-8

«3» -6

«2»-0-5

Пушкин и Гончарова

Несмотря на свои частые увлечения разными девушками, встретив Наталью Гончарову, поэт остепенился. Наталья была знаменитой красавицей, имела много поклонников, в связи с чем на ухаживания Александра Сергеевича первое время отвечала уклончиво. Лишь спустя два года после знакомства Пушкин сумел добиться расположения Гончаровой, и она стала его женой.

Своими талантливыми произведениями, преисполненными глубокого смысла, Александр Сергеевич Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе. Его стихотворения оказали воздействие на других поэтов-последователей.

Огромную роль в воспитании личности играют произведения Александра Сергеевича. Не зря в школьных классах размещают фото Пушкина, ведь он был настоящим мастером художественного слова и создателем современного литературного языка.

Сочинение Основные темы лирики Пушкина

Вопреки  убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.

«Вольность», «Во глубине сибирских руд» — эти и прочие творения невозможно назвать любовными. С ранней юности в творце зародилась некая искра – Пушкин почувствовал, что просто обязан славить свободу, борьбу за нее, воспевать мужество и людской героизм.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич был воспитан на вольнодумной поэзии: Мольер, Жуковский, Карамзин, Державин – соответственно, он просто не мог иметь других взглядов. Порой его душа открыто бунтовала против существующей действительности. И выражался этот бунт в высшей степени поэтической форме – как и подобает настоящему мастеру пера.

Молодость Пушкина довольно яркая: резкие стихи, дуэли, бурные романы. Все это со временем отражается в творчестве. В стихотворении «Деревня» явно видно влияние Чаадаева и Тургенева и мотив борьбы с крепостничеством.

В понимании великого поэта борьба за свободу обязательно увенчается успехом, звезда пленительного счастья взойдет и российское государство встанет с колен. Такие душевные порывы весьма похвальны.

Оценивать роль поэта в обществе Пушкин начал еще с ранних лицейских стихов. Эта тема всегда будоражила его сознание и провоцировала на довольно долгие умозаключения. Стоит сказать, суждения людей о его персоне не трогают Александра Сергеевича – он считает, что стихотворец должен быть свободен от всего, должен идти своей тропой, вне зависимости от того, что бушует вокруг него, ликование или осуждение.

В его понимании поэты оторваны от социума, они существуют в своем мире – мире рифм, строк и образов. Остальное же слишком приземлено, потому не всегда достойно внимания.

Но суждения Пушкина не голословны. Он показывает себя по-настоящему великим поэтом, а не графоманом. Зачастую ему удаются все жанры поэзии. Александр Сергеевич далек от классицизма. Мало того, он скорее горазд воспевать свободу мира, нежели царей.

Также поэт высоко ценит дружбу. Она занимает в его творчестве далеко не последнее место.

Конечно же, Пушкина не обходит стороной любовь. Анна Керн, Наталья Гончарова – этим прекрасным дамам поэт пишет довольно много посланий на французском и посвящает трогательные стихотворения.

Можно сказать, что гений Пушкина в понятности и многогранности – он предстает пред читателем и как возвышенный, преисполненный страсти, любящий человек, и как отчаянный борец за свободу, и как верный друг, и как мудрый учитель.

Весь этот симбиоз оказался настолько удачен, что навеки оставил имя Александра Сергеевича в веках. К слову, поэт почитаем и любим практически каждым человеком – строки его творений помнят даже те, кто утверждает, что не любит поэзию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: