Реализм в русской литературе 19 века: черты, примеры произведений

Главная цель

Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде. Таким образом, главной целью реализма становится постижение внутреннего и окружающего мира через образы, которые создаются посредством типизации и обобщения существующих реалий. В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.

Исторические предпосылки

После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, способствующее развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.

Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».

Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.

Реализм литературы второй половины 19 века

Классические формы реализм приобретает во Франции в тридцатых годах 19 века, а затем распространяется в других странах. Сам термин, реализм, употреблять стали позже, чем появилось само явление. Теоретически обосновали это направление Стендаль в произведении «Расин и Шекспир» и Бальзак в «Человеческой комедии».

К главным особенностям реализма относятся:

  • объективность и действительность;
  • отход от каноничности, индивидуальные стили преобладают над общими;
  • познавательность, связь с историей, естествознанием, психологией, социологией;
  • попытка воссоздания мира, как сложного единства;
  • интерес к взаимодействию среды и человека, типовые характеры в типовых обстоятельствах;
  • центром внимания становится социальная сфера;
  • появление индивидуальных стилей, сочетающих романтические и реалистические элементы.

Разновидности реализма

Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).

По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.

Классический реализм обращается к теме становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого служат его примерами.

Критический реализм отличается аналитическим подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А. Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие произведения этих и других авторов.

Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.

Магический реализм предполагает обращение к фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто ассоциируется с неореализмом.

И. Шишкин “Рожь”

Романтизм

Основные идеи направления:

  • наивысшая ценность – человек с его внутренним миром, мыслями, жизнь и личность человека,
  • углубление конфликта между природой и цивилизацией, выраженное в предпочтении к изображению природы, сельской жизни,
  • представление о двойственности мира – привычного социального мира и идеализируемого мира прошлого, потустороннего, загробного мира и т. д.,
  • демонизм, сомнения в непогрешимости Бога, интерес к мистике,
  • эстетизация бунта и культ свободы.

Романтики предпочитали изображать исключительных персонажей, попадающих в неординарные обстоятельства, причём личность героя была самодостаточной, его поступки и поведение мало зависели от других людей и условий. Портрет персонажа создавался посредством одной-двух ярких черт, больше внимания уделялось отражению внутреннего мира и его конфликта с миром окружающим.

В эпоху романтизма становятся популярны новеллы, элегии, драмы и поэмы. В прозаических произведениях появляются необычные сюжетные повороты и развязки, страшные тайны и загадки. Крупнейшие авторы направления: В. Гюго («Собор Парижской Богоматери»), П. Б. Шелли, Д. Байрон («Каин»), Э. А. По; в России: М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский.

Вариант 2

Произведение, созданное в эпоху господства классицизма, показало реальность, в том числе ее неприглядные стороны в истинном свете. Появление комедии знаменовало смену господствующего литературного направления, вызванного переменами в общественном сознании.

В «Горе от ума» достаточно четко показана типичная старая дворянская Москва. Грибоедов рисует черты быта в барском доме. Изображение автором взаимоотношений господ и их крепостных слуг не носит идеалистического характера. Бесправие, порождаемое крепостным состоянием, показано, в том виде, в каком оно существовало в реальности. Грибоедов не выводит ярких картин страданий, но и не показывает искреннюю почтительность одних и доброе попечение других.

Образы героев также не являются строго положительными или отрицательными. Например, Фамусов, представляющий собой врага прогресса и просвещения, при этом добродушный московский барин, который любит своих родственников и оказывает им покровительство. Софья – также неоднозначный персонаж. С одной стороны, она независима, как Чацкий, образована и начитана. Софья, как и главный герой не боится общественного мнения. С другой, именно она начинает распространять суждение о сумасшествии Чацкого, причем действуя из чисто эгоистических мотивов. Главный герой также показан не как воплощение идеала, но в качестве реального человека. При этом и он, и Софья не изображены застывшими образами, а живыми людьми, которые со временем меняются.

Кроме того, простой народ, изображенный достаточно достоверно, служит фоном комедии, показывая, что действие происходит в реальной Москве.

О реализме произведения свидетельствует и речь героев. Конечно, каждый персонаж говорит, в соответствии со своим характером, тон речи или строение фраз отражают его характер, но, в целом, манера разговора, включая особенные московские словечки, точно воспроизводят обстановку в московских барских гостиных первой половины девятнадцатого века.

В «Горе от ума» автор стремился не только донести до читателя свои идеи, но и показать, что то, о чем он говорит, имеет непосредственное отношение к действительности.

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если разбирать произведение «Горе от ума» по составу, то это полностью реалистичное произведение. Сам автор раскрывает характеры барских людей и то, что крепостные крестьяне не имеют никаких прав. И как раз образ Лизы в этой комедии показывает крепостные порядки, которые происходят в мире Фамусова. Ей жалко остальной народ и это главная основа произведения и Грибоедов именно так изображает жизнь. Как только герои начинают говорить, мы видим образ старой Москвы. Герои в произведениях Грибоедова могут восприниматься нами как настоящие и реалистичные герои. В каждом герое происходят изменения, но кардинальные мы видим именно у Чацкого.

Грибоедов изображает все стороны действительности. Он раскрывает и быт, и нравственные ценности людей. И не только кругу Фамусовского общества, но и всей Москвы в целом.

Реализм заключается том, что автор изображает стандартные характеры в обычных обстоятельствах. Реализм в данном произведении подтверждается тем, что за образами стоят живые и настоящие люди.

Персонажи произведения «Горе от ума» очень многосторонние. Фамусов предстает перед нами как негативный герой, который не любит просвещаться, но с другой стороны он отец, который любит своих детей. Так же и Софья показывается нам сентиментальной и ранимой, но у нее есть и твёрдые черты характера и самостоятельность.

Даже такие черты жизни и людей которые выходили за рамки того века тоже были изображены в произведение. И в последующих поколениях Чацкий стал символом благородства и свободы.

Грибоедов добавляют героям индивидуальность, которая проявляется речью. Каждый герой говорит своими фразами и из этого складывается уникальный характер. В этом и есть проявление реализма в комедии «Горе от ума».

Дворянская жизнь в те годы была правдивой и правильно описана. Комедия очень жизненная и ней проходят тонкие линии психологического характера. Это и значит, что комедия является реалистичной.

Автор не использует сложные поэтические слова и часто вставляет просторечия и отражает культурный и сословный образ персонажей. По разговору Скалозубова сразу видно, что он говорит командирским и воинским тоном. А Хлестаков напоминает барскую натуру и разговаривает полуграмотно. Автор очищает этот жанр от его стандартного стиля и подходит ближе к разговорному повествованию. Писатель смешивает размеры ямб и экспериментирует с этим.

Особенности языка и стиля в комедии «Горе от ума»

Язык и стиль в комедии «Горе от ума» играют важную роль в передаче образов и создании атмосферы. Автор А.С. Грибоедов использует литературный язык, насыщенный различными сложными конструкциями, что делает текст непростым для понимания и требующим от читателя сильного внимания и концентрации.

Однако, автор старается разбавить серьезность языка и делает это, используя различные элементы юмора: сарказм, иронию, игру слов и фраз. С помощью таких риторических приемов, Грибоедов создает непринужденную атмосферу и облегчает восприятие текста.

В комедии также присутствуют элементы популярной культуры, такие как песенки и танцы, которые разнообразят текст и делают его более доступным для аудитории. Также, автор использует множество экспрессивных средств, таких как повторение, аллитерация, эпитеты, что еще больше усиливает выразительность языка и помогает передать эмоции персонажей.

В комедии «Горе от ума» сочетаются высокий литературный стиль и элементы народного юмора, что делает текст уникальным и необычным для своего времени. Язык и стиль автора искусно передают настроение комедии, делают ее более живой и интересной для читателя.

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

  • «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Папаша Горио» (Оноре де Бальзак);
  • «Красное и черное» (Стендаль);
  • «Приключения Оливера Твиста» (Чарлз Диккенс);
  • «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера;
  • «Мартен Иден» и другие произведения Джека Лондона;
  • «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» А.С. Пушкина;
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
  • «Ревизор», «Шинель» и другие произведения Н.В. Гоголя;
  • «Обломов» И.А. Гончарова;
  • «Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот» и другие работы Ф.М. Достоевского;
  • «Анна Каренина», «Война и мир» и другие творения Л.Н. Толстого.

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

Понятие реализма и история его возникновения

Для начала напомню определение реализма.

Реализм – идейно-художественное направление в мировой культуре XIX–XX веков, стремящееся к объективному, всестороннему и глубокому отображению действительности во всей ее сложности, многогранности и изменчивости в типичных чертах.

Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке

  1. Реализм – направление идейное, то есть оно имеет под собой определенную философско-мировоззренческую основу. Мир художниками-реалистами воспринимается как существующий объективно и доступный для познания. При этом действительность не является неизменной, она трансформируется под влиянием человека и, в свою очередь, заставляет меняться его самого. Другими словами, ничто в мире не является статичным, все находится в динамике, движется и преобразуется. Здесь прослеживаются идеи диалектики.
  2. Будучи не просто идейным, а художественным направлением, реализм не предполагает фотографически точного и абсолютно беспристрастного описания окружающего мира. Художник – не документалист, он отражает мир, пропуская образы действительности через призму своего мировосприятия, выказывая свое авторское отношение к изображенным им объектам и характерам, предметам и персонажам.
  3. Типизация – главная черта реализма. Речь идет об изображении типичных героев, действующих в типичных обстоятельствах.
  4. Реализм – это направление в искусстве в целом, а не только в литературе, хотя нас оно будет интересовать применительно именно к литературному творчеству.
  5. Рассматриваемое нами направление характерно не только для русской литературы, это явление имело мировой масштаб, и хронологически оно не ограничивается одним лишь 19 веком.

В Европе реализм возник в 1830-е годы. Его основателями считаются Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Гюстав Флобер, Оноре де Бальзак. Теоретиком европейского реализма считается Г.-Э. Лессинг. Литературным манифестом этого направления называют предисловие к «Человеческой комедии» О. Бальзака.

В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.

Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков.  Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».

Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.

Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

В.И. Суриков “Покорение Сибири Ермаком”

Художественный метод комедии

Комедия «Горе от ума» представляет собой уникальное с точки зрения художественного метода явление в развитии русской литературы начала XIX в. Эта комедия включает в себя черты и элементы следующих литературных направлений:

✓      классицизм;

✓      романтизм;

✓      реализм.

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

✓      рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

✓      единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

✓      пятиактное строение пьесы;

✓      деление героев на положительных и отрицательных;

✓      «говорящие» фамилии персонажей;

✓      несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

✓      трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

•        противопоставленность всему окружающему его миру;

•        приподнятость над бытом;

•        вера в силу убеждения;

•        возвышенность и мечтательность натуры;

•        проявление бурного темперамента в поведении;

•        ощущение одиночества в конце комедии;

✓      авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

✓      использование дорожной темы в поэме;

✓      обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
Периодизация и место зарождения XVII — XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.
Представители в русской литературе А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Представители в зарубежной литературе Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности
  • разум — превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);
  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в «высоких жанрах», а философские конфликты в «низких»);
  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;
  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;
  • главный конфликт — конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);
  • соблюдение «трех единств» для драматических произведений (места, времени, действия);
  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.
Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Представители реализма в России

  • достоверно описал действительность;
  • проанализировал исторические закономерности;
  • показал героев как порождения своей социальной среды.

Бытовые и философские сцены изобразил в свои баснях и сказках И. А. Крылов. В живых сценках, написанных им, отразились сословные и человеческие отношения того времени и сатирический взгляд на них автора. А. С. Грибоедов через описание типических характеров и обстоятельств выразил идеи, волновавшие образованное общество, в комедии «Горе от ума». Ее главный герой Александр Чацкий — предвестник появления в обществе лишних людей, которые не имеют возможности реализовать свои таланты в условиях николаевской России.

Натуральная школа

В 40-х годах XIX века появился ряд писателей, творчеству которых было присуще неприятие социальной несправедливости, обличительная направленность, повышенное внимание к будничности. Представитель этой школы Н

В. Гоголь был убежден, что красоту жизни можно передать, только отрицая безобразную действительность. Писатель исследует бытовую основу жизни, и через ее черты показывает возникшие из нездоровой социальной среды ущербные характеры, твердо уверенные в своих достоинствах и праве.

Со второй половины XIX века начался качественно новый этап развития реализма. Авторы не только критически осмысливают действительность, но и ставят перед собой цель отыскать способы ее улучшения. К представителям подхода можно отнести Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Их творчеству свойственны тонкие психологические размышления и обширные философские обобщения.

Начало XX века

Особенности литературы начала XX столетия ярко заметны в романах А. И. Куприна и И. А. Бунина, создавших правдивую картину России. Они затрагивают такие аспекты, как преемственность поколений и историческое наследие, тему особенностей национальной истории, описывают русский характер и сравнивают гармоничный мир природы с жестоким миром общественных отношений.

В первом десятилетии XX века в связи с потребностью отразить процессы, происходящие в России, появилось особое течение — неореализм или обновленный реализм. Для него характерно желание возврата к народным деревенским ценностям и естественному ходу бытия, который способен обновить жизнь.

Советское время

Во времена социалистического реализма, характерного для советского периода, литература отличалась партийностью и изображением революционного развития действительности, в производственных романах пропагандировалась героика социалистического строительства.

Немало писателей, творивших в условиях цензуры, сохраняли внутреннюю свободу и применяли иносказательные методы в своих произведениях, например, писали антиутопии. Зачастую у них не было возможности печататься и их судьбы сложились трагично

Оттепель открыла миру поэтов-шестидесятников, а молодые писатели раскрывали тему важности сохранения человеческой души в условиях внутренней несвободы.

Для новейшей русской литературы характерны, с одной стороны, возврат к традициям русского классического реализма, а с другой — огромное разнообразие тем, стилей и жанров.

Влияние комедии «Горе от ума» на развитие русской литературы

Комедия «Горе от ума» стала одним из наиболее влиятельных произведений русской литературы. Она как никакое другое произведение в своё время обновила русскую комедию. Одним из интересных приёмов, используемых автором, стала интенсивная работа с языком и литературной формой. Грибоедов умело использовал национальные особенности русского языка и обращался к современной лексике. Это позволило ему создать сильный и оригинальный текстильный слой произведения, который в дальнейшем стал иметь большое значение для других русских писателей.

Поэтому «Горе от ума» считается одним из наилучших образцов реалистической литературы. Его влияние на развитие русской литературы было огромным. Черты реализма, которые проявляются в «Горе от ума», такие как использование реалистического языка и диалогов, показ реальной жизни и портретирование персонажей, оказались ключевыми в развитии русской литературы в XIX веке и наложили отпечаток на многие произведения, написанные после комедии Грибоедова.

  • Использование реалистического языка;
  • Показ реальной жизни;
  • Портретирование персонажей;
  • Использование диалогов;

Все эти черты реализма в «Горе от ума» стали важнейшими компонентами русской литературы в последующие годы. Более того, они оказали сильное влияние на развитие других национальных литератур, в первую очередь на английскую и французскую. Сегодня комедия «Горе от ума» остаётся одним из самых главных произведений русской классической литературы и примером, как качественное произведение может оказать сильное влияние на развитие всей национальной культуры.

Барокко

В нашей стране течение не получило большого распространения, но в европейской литературе было очень популярно. Возникновение этого направления было связано с разрушением идей эпохи Возрождения о всемогущем человеке-полубоге и противопоставлением личности безличному миру природы. Характерные черты барокко:

  • интерес к изысканным метафорам, аллегориям, игре слов и оксюморонам,
  • трагизм, ощущение безысходности и обречённости,
  • эстетизация роскоши,
  • богатство красок и форм,
  • сочетание текста и визуальных украшений.

Наиболее популярные жанры – сонет, мадригал, рондо, ода.

Крупнейшие авторы направления: П. Кальдерон, А. Силезиус, А. Грифиус, В. Вуатюр и др.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Классицизм

Господствующая идея эпохи классицизма, длившейся более 150 лет, – разумность и упорядоченность окружающего мира. В основе направления лежат античные представления, переработанные просветителями – Вольтером, Декартом и др. Человек воспринимался в первую очередь как создание, наделённое разумом, а общество – как рационально организованный механизм. Любое произведение должно было формироваться по строгому канону, для чего во многих странах происходили реформы языка и литературы. Так, в России М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским была проведена реформа стихосложения, предложена теория «трёх штилей», регламентировавшая использование различных языковых средств для различных жанров. Во Франции Н. Буало предложил строгую иерархию жанров, разделив их на низкие (басни, комедии) и высокие (трагедия, ода). Было сформулировано правило трёх единств, требующее, чтобы действие произведения происходило в одно и то же время, в одном месте и вокруг одного центрального конфликта.

Самые распространённые жанры классицизма – ода, комедия, сатира, басня. Выдающиеся авторы: Ф. Малерб, Ж. Лафонтен, Мольер; в России: А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, И. И. Хемницер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: