Анализ повести «бедная лиза» (н. карамзин)

Литература

Вариант 2

Жизнь каждого человека наполнена различными действиями. Какие-то легко забываются, иные остаются в памяти надолго, вызывая приятные воспоминания. Мне бы хотелось рассказать об одном из своих памятных событий.

Я была десятилетней девочкой, когда мама забеременела младшей сестренкой. Через девять месяцев все проснулись глубокой ночью от взволнованного голоса родителей, быстрых шагов папы из комнаты в комнату. Он поспешно собирал необходимые для больницы вещи, дедушка звонил в скорую помощь, бабушка помогала маме одеться в теплую куртку и застегнуть сапоги, т.к. была суровая зима

Старший брат осторожно сел ко мне на край кровати, и мы встревоженно стали ожидать развязки

Через неделю нас повели в родильный дом, потому что сразу малышей посещать не разрешается. Маму к тому моменту уже выписывали. Мы увидели ее, стоящую на крыльце с розовеньким свертком в руках, перевязанным шикарной бархатной ленточкой. Я отчетливо помню большой красный бант, как будто на подарке. По сути, она и была подарком для нашей большой и дружной семьи. Из одеяльца выглядывало какое-то сморщенное маленькое личико, причмокивающее губами. Совершенно лысое, с носом-кнопочкой.

Обычно дети не могут сфокусировать взгляд и выглядят немного глупыми и испуганными, но не в этот раз. Аня принялась всех разглядывать, как бы изучая, с кем ей предстоит жить. В этот момент я почувствовала такой прилив нежности и любви и к маме, и к другим родственникам, но больше всего, конечно же, к милой малютке. Я поняла, что буду заботиться о своей сестричке, учить ее всему, что я знаю сама, помогать во всем и оберегать от невзгод и обидчиков.

До сих пор почти все мои памятные события связаны с семьей, и я с полной уверенностью могу сказать, что первое наше с Аней знакомство никогда в жизни не забуду.

Тематика произведения

Основная мысль

Международное событие

Итак, начнем. Какой праздник в мире, 13 февраля? Международный день радио. Давайте подробнее разберемся в истории его происхождения и празднования.

Стоит отметить, что он достаточно молодой и был утвержден только 19 октября 2011 года. Сделано это было Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, согласно резолюции 36 С/63.

Конкретная дата была выбрана не просто так. 13 февраля 1946 года Организация Объединенных Наций создала радио ООН. Идея учреждения данного события была предложена президентом Испанской академии радио. В начале 2008 года он был поддержан генеральным директором ЮНЕСКО.

В 2011-м посол Испании сделал официальное предложение, согласно которому произошло утверждение Международного дня радио. В 2012 году все та же Испания провоцирует создание Международного комитета данного праздника. Это сделано для того, чтобы побуждать всех отмечать этот день каждый год, таким образом делая радио более престижным и популярным.

Какой праздник 13 февраля в России, связанный с данным днем? 7 мая – тоже день радио. Это связано с первым в стране радио сеансом, проведенным Александром Поповым. Стоит отметить, что и в некоторых других странах существует локальная версия праздника, именно в этот день.

Отмечается данный день мероприятиями, которые устраивают радиостанции различного охвата и популярности.

А какой православный праздник 13 февраля? Об этом далее.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Бедность и страдания Лизы как ключевые черты ее характера

Бедность Лизы также отразилась на ее характере. Она вынуждена работать несколько работ одновременно, чтобы прокормить свою семью, и поэтому она вынуждена проходить через многое. Бедные условия жизни заставляют Лизу быть настойчивой, стремиться к лучшей жизни и не останавливаться ни перед какими трудностями. Это делает ее очень целеустремленной и сильной личностью.

В целом, бедность и страдания Лизы являются ключевыми чертами ее характера. Они формируют ее личность и повлияли на ее отношение к жизни и окружающим людям. Бедность и страдания Лизы сделали ее сильной и устойчивой, и помогли ей стать выдающейся женщиной, способной пережить любые трудности и справиться с ними. Эти черты делают Лизу очень интересным и важным персонажем в романе.

Авторская перспектива на персонажа

Автор преподносит героя в романе Бедная Лиза через свою собственную призму, передавая свое отношение и взгляд на его поступки и решения. Он может выразить сочувствие и симпатию к герою, раскрывая его доброту, страдания и стремление к счастью. Одновременно автор может показать критику и осуждение, замечая негативные черты и ошибки персонажа.

Одной из особенностей авторской перспективы на персонажа является глубокое понимание его внутреннего мира и мотиваций. Автор разбирает героя на мелкие составляющие, раскрывая его внутренние противоречия, страхи и желания. Таким образом, автор создает уникальную и неповторимую картину героя, который становится живым и реальным для читателя.

В итоге, авторская перспектива на персонажа в романе Бедная Лиза позволяет читателю взглянуть на него через призму авторских взглядов и оценок. Она открывает новые грани его характера и позволяет лучше понять его поступки и решения. Авторский подход придает герою глубину и оживляет его воображением и эмоциями, делая его близким и понятным для читателя.

Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.

Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:

Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:

Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:

Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:

Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:

Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

2.1 Литературная деятельность Карамзина.

Деятельность
Карамзина-писателя началась в середине 80х годов XVIII в. и завершилась в 1826
г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше сорока лет и претерпела ряд
существенных изменений. Ранний период творчества писателя относится ко второй
половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской
ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым.

Вместе со своим другом, также
масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское
чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений
и Юлия». Влияние масонов ощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно
моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин
испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и
предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные
им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога»,
драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо,
Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна.

Новый,
сентиментально-просветительский период, как было указано выше, начинается в
1789 г. и продолжается до лета 1793 г. И к началу этого периода, т.е. в 1789 г.
Карамзин порывает с масонами.

Еще до поездки за границу
Карамзин твердо решил начать издание собственного журнала, который бы полностью
соответствовал его новым литературным вкусам. В 1789-1790 годах писатель
совершает путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, он издает
ежемесячный «Московский журнал» (1791 -1792), в котором публикует «Письма
русского путешественника», повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Фрол
Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1792). Они открыли новую
страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе,
приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога,
а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не
социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.

С одной стороны, Карамзин
стремился создать человека новой культуры — утонченного, «чувствительного», с
тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с
другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной
культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей
по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом
достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение
и романс облагородят умы и чувства людей.

«Письма русского
путешественника»
открывают сентиментально-просветительский этап творчества Карамзина.
Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины
природы, и встречи со знаменитыми писателями и учеными Европы, и описание
памятников истории и культуры. Просветительский характер мышления Карамзина
особенно четко обрисовывается при оценке общественного строя посещаемых им
стран.

Популярность «Бедной Лизы»
не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и сейчас читается с
живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается
сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Печальная история Лизы рассказана
устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин
вводит знаменитую формулу «и крестьянки любить умеют!», которая
по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность
душ — не всегда удел бедняков.

В 1803 году Карамзин
обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к
истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость
исторически осмыслить свои взгляды на современность.

8 томов «Истории
государства Российского» вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров
разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Карамзин
продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый
и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.

Карамзинская «История…» не
только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой
задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа
повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и
гражданским мужеством.

Анализ главных персонажей

Главные герои

Другие сочинения по этому произведению

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть
Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения
Характеристика Лизы
Анализ повести «Бедная Лиза»
Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»
Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)
Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза

Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.

Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».

Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку

При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко

Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок!

Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XV

Предыдущее:

Описание персонажей автором

В начале рассказа Карамзин характеризует Эраста, главного героя, как человека щедрого и доброго, романтика, который собирается ради любви отказаться от высшего общества и быть с Лизой. Но по мере развития событий отношение автора к Эрасту меняется от положительного к негативному. Ведь молодой дворянин оказался слишком ветреным: проигравшись, без зазрения совести помолвился со вдовой, забыв бедную крестьянскую девушку.

Он не сдержал своих обещаний. Соблазнитель, азартный игрок, лгун не может вызывать симпатии в читателе. И хотя автор наделил персонажа и хорошими чертами, все они проигрывают в сравнении с отрицательными.

Что же до того, каково отношение автора повести к Лизе, то, скорее всего, оно положительно. Девушка наделена:

  Декартовское «Я мыслю, следовательно, я есть, я существую»

  • трудолюбием (сама содержала семью);
  • наивностью (верила в любовь и обещания);
  • стеснительностью (при знакомстве с Эрастом не смела поднять глаза и всё время краснела);
  • добротой (видно из отношений с матерью).

А легкомыслие, погубившее её душу, автор списывает на возраст. Она была слишком молода и неопытна, чтобы хорошо разбираться в людях и интригах. Поэтому её роман закончился столь трагично. Несмотря на то что девушка не сберегла честь до свадьбы и стала падшей, как считалось в старину, видно, на чьей стороне всё же остался автор, когда в своём рассказе он говорит, как презирает за ложь Эраста, а из глаз его катятся слёзы.

Произведение учит девушек не быть доверчивыми, не утаивать любовные связи от родителей. А мальчиков — тому, что своё слово нужно держать, особенно данное своей возлюбленной, чтобы не сломать судьбу или даже несколько, как случилось с главным героем.

  • https://shollsoch.ru/2018/03/18/отношение-автора-к-героям-повести-бе/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kakogo-otnoshenie-avtora-povesti-k-erastu
  • https://lit.ukrtvory.ru/kakogo-otnoshenie-avtora-povesti-k-erastu-po-povesti-bednaya-liza-karamzin-n-m/
  • https://otvet.ws/questions/6036941-kak-avtor-otnosilsya-k-erastu-v-povesti-bednaya-liza-pomogite.html
  • https://schoolintellectum.ru/sochineniya/kakovo-otnoshenie-avtora-k-erastu.html

Вариант 2

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить. Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций – творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сентиментализм в русской литературе

Сентиментализм — это литературное течение, которое проникает в русскую культуру в конце 70-х годов XVIII века. В широком понимании, сентиментализм рассматривают как художественное явление Западной Европы (20-80-ые годы XVIII) и Российской империи. Свое происхождение термин берет от французского глагола «sentir» («чувствовать», «ощущать», «обонять»), а также его производного существительного «sentiment», который означает «чувство» или «эмоция».

Период возникновения, основоположники

Предвестниками первых сентименталистских творений в русской литературе можно считать творчество Ф. Эмина, пьесы В.И. Лукина, а также поздние сочинения Д.И. Фонвизина (создатель русской бытовой комедии). К примеру, роман «Письма Ернеста и Доравры» (1766 г.) авторства Эмина характерно наследует произведению Руссо «Новая Элоиза».

Причины развития русского сентиментализма исходят из заинтересованности в творениях западных авторов. Стоит выделить, что русские авторы интересовались текстами Ж.-Ж. Руссо, С. Гесснера, Г. Э. Лессинга, Л.-С. Мерсье, Д. Дидро, С. Ричардсона. Особую роль сыграл перевод творения И.В. Гете «Страдания юного Вертера» (первая попытка перевода на русский была осуществлена в 1781 году Ф. Галченковым), который повлиял на последующее формирование особенностей русского сентиментализма. Косвенное воздействие на становление течения осуществили прозаические переводы творений Э. Юнга, Ф.Г. Клопштока усилиями русского мистика А.М. Кутузова в 80-х годах XVIII века. Именно сентиментализм привносит культ чтения в культуру русской интеллигенции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сентиментализм начинает проявлять себя как литературное течение в русской литературе с 80-х годов XVIII века. К концу 10-х годов XIX века (иногда говорят о конце второго десятилетия) сентиментализм исчерпывает себя, постепенно уступая место романтизму.

Первым литературным примером русского сентиментализма считают «Письма русского путешественника» прозаика, историка и поэта Н.М. Карамзина, написание которого датируется 1791-1792 годами. Произведение Карамзина имеет схожий стиль с другим творением, известным в рамках западноевропейской культуры, — «Сентиментальным путешествием» английского писателя Л. Стерна.

Родоначальниками русского сентиментализма считают Карамзина, О.М. Радищева, М.Н. Муравьева, И.И. Дмитриева.  

Представители и примеры произведений

Сентиментализм имел много последователей в России, однако среди них можно выделить немногих, которые внесли значительный вклад в развитие этого течения.

Главную роль прежде всего отводят Карамзину. Он является автором таких произведений: «Бедная Лиза» (1792 г.), «Наталья, боярская дочь» (1792 г.), «Чувствительный и холодный» (1803 г.), «Рыцарь нашего времени» (1803 г.) и другие. Кроме этого Карамзин, как и его друг В. Подшивалов, был теортиком сентиментализма

Подшивалов же в 1796 году опубликовал статью  «Чувствительность и причудливость», где основное внимание атора заоострено на проведении различий межу истинной «чувствительностью» и искаженной «манерностью», «причудливостью»

Крупными представителем сентиментализма можно также считать деятеля русского Просвещения, академика Муравьева, который в своем творчестве отстаивал идею, что добродетель является «верховным счастьем». Существует мнение, что Муравьев был предшественником Карамзина в литературе, однако как историк был подражателем последнего («Учение истории»).

Также ярко отличился в рамках развития сентиментализма поэт, публицист и критик Дмитриев. Почет и известность среди других авторов поэту принесли его песни и басни, а также мастерство в поэзии, талант в сатире.

Немалое влияние на распространение и закреплении достижений основателей сентиментализма осуществила группа учеников Карамзина: В. В. Измайлов, А. Е. Измайлов, П. Ю. Львов, князь Шаликов. В.В. Измайлов писал, в большинстве подражая своему учителю («Путешествие в Полуденную Россию» 1800-1802 гг.). А.Е. Измайлов стал автором романа «Евгений, или пагубные следствия духовного воспитания и сообщества», которое за своим литературной направленности ближе к реализму, а также другого творения-подражания — «Бедная Лиза» (1801 г.). Льовова рассматривают как значимого писателя-романиста (повести «Роза и Любим», «Александр и Юлия», «Российская Памела»).

Князь П.И. Шаликов в своем творчестве воссоздал наиболее образцовый пример сентиментализма. Писатель не только идеализировал существующую жизнь простого народа, но и говорил о благости и счастье жизни крестьян, что существующий социальный порядок дарован Господом Богом, а все проблемы крепостных из-за злоупотребления помещиков. Особенно ярко данные настроения проявились в его произведении «Путешествие в Малороссию», где крестьяне радуются и веселятся, не страдая от лишений жизни.

Группа карамзинистов (учеников и соратников Карамзина) образовала отдельное течение в рамках сентиментализма. Позже они оформились в известное на то время литературное сообщество «Арзамас», в которое входил и А.С. Пушкин

Карамзисты заостряли свое внимание на формировании нового русского литературного языка. Особый вклад в поэтическию речь внес поэт-карамзинист К.Н

Батюшков.

Если Карамзин и его единомышленники (в т.ч. подражатели) образовали дворянское (либеральное) крыло сентиментализма, то наиболее ярким представителем революционного направления стал Радищев. Позиция последнего была крайне радикальной и отстаивала запрет крепостного права, критиковала религиозных деятелей, посягала на величие института самодержавия и в целом отличалась диссидентством. Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 год) сразу после своего издания принесла славу автору. Однако за критические и резкие комментарии в сторону власть имущих, а также за описание жестокости обращения последних с представителями низших сословий (к примеру, как продают крепостных на аукционе), Радищева арестовали и сослали в Сибирь.

Как одного из представителей сентиментализма рассматривают ранеего Жуковского, на поэзию которого существенно повлияло творчество Дмитриева и Карамзина. Повесть «Марьина роща» (1809 г.) является наиболее показательным результатом влияния Карамзина на поэта. Достижения в поэзии Жуковского и Батюшкова заложили основы для подальшего становления слога Пушкина и его литературного языка.

Второстепенные персонажи

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, тяжело переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Её мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его мужем дочери, так как хорошо понимает социальное неравенство. Известие о смерти Лизы поразило её: сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей и посещает могилку Лизы, судьба которой тронула его до глубины души.

Анюта

Молодая соседка Лизы

Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта — честная и надёжная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, Анюта не сумела предотвратить самоубийство девушки и с плачем побежала в деревню за помощью.

Отец Лизы

При жизни был зажиточным крестьянином, вёл трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Пожилая женщина, ставшая женой Эраста

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже немолодая женщина, давно влюблённая в молодого дворянина. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

  • История написания
  • Анализ главных персонажей
  • Описание второстепенных героев
  • Тематика произведения
  • Основная мысль
  • Значение в русской литературе

Литературная позиция и стиль Карамзина

Литературная позиция и стиль Карамзина отражают реорганизаторские тенденции в русской литературе, и их можно охарактеризовать следующим образом:

✓      тесная связь с политическими взглядами Карамзина, которые сводятся к следующему:

•        неприятие революции;

•        склонность к монархизму;

•        оправдание крепостного права;

•        стремление к спокойствию и неприятие любых резких переворотов;

✓      стремление к эстетическому преображению всех жизненных и государственных явлений — государственного устройства, жизни, смерти, любви, нищеты, героизма, подлости и др.;

✓      сведение воедино всех элементов дворянского сентиментализма, которые были накоплены в русской литературе к концу XVIII в., что способствовало распространению литературы за пределы узкого круга интеллигенции;

✓      преобладание тенденции консервативного дворянского мировоззрения, в то время как параллельно с развитием литературной позиции Карамзина как сентименталиста шло и развитие творчества Радищева, также являвшегося сентименталистом, но проповедующего другое его направление, выражавшее революционные стремления демократии;

✓      деформация культа природы западных сентименталистов, что выразилось в замене реализма на идеализацию природных и жизненных явлений и в стремлении через описание природы уйти от реальной действительности и найти прекрасный повод не касаться политических вопросов в творчестве;

✓      изображение внутреннего мира человека во всей его пестроте, случайности, нелогичности и индивидуальности;

✓      субъективизм — основа и закон творчества, где в качестве главной темы выступает личность человека, изображение человеческой души в субъективном ее понимании;

✓      понимание литературного произведения как отражающего не объективную реальность окружающего мира, а индивидуальность и личный характер автора;

✓      ограничение круга анализируемых психологических явлений приятными переживаниями, которые способствовали бы обращению читателя к его собственному душевному миру;

✓      мир искусства — это мир бегства от реальной классовой борьбы и мир хороших людей;

✓      критерий эстетический ценности произведения — его способность создать состояние умиления и спокойствия;

✓      обязательность демонстрации в произведении авторского отношения к излагаемым событиям, ситуациям и явлениям, а также создание ситуации диалога автора с читателем, а не поучение читателя;

✓      главное содержание повестей Карамзина — эмоции, чувства, настроения героев, которые не анализируются и не объясняются, а служат цели создать у читателя состояние «тихой меланхолии»;

✓      введение романтики в произведение;

✓      развитие тем бытовой повести на материале русской дворянской действительности, но эти повести не имели реалистического характера, так как не включали в себя описание объективной социальной действительности и опирались на субъективизм;

✓      появление в произведениях разнообразных личных душевных организаций взамен одной лирической души героя-автора, и этот переход осуществляется благодаря рассказу о простых людях и их переживаниях;

✓      отрицание необходимости придерживаться жестких жанровых норм и правил, а ориентация на поиск собственных литературных норм и приемов, необходимых для подлинного изображения переживаний и явлений;

✓      изучение действительности не с целью ее изменения, а с целью ее познания.

История написания

Характер и поступки

Лиза — девушка трудолюбивая, трудилась она день и ночь, чтобы были деньги на жизнь им с матерью. Эта молодая, «прекрасная душою и телом» крестьянка горячо любила своих родителей. После смерти отца она не может его забыть, но свою печаль и слёзы скрывает, чтобы не тревожить мать, которая заболела от горя. Девушка нежно любит мать, заботится о ней, достаёт ей лекарства.

Когда Эраст уехал на войну, Лиза не могла выдержать разлуки с ним и хотела бежать за ним, но её остановила мысль: «У меня есть мать!» Потеряв любимого, который собрался жениться на другой, Лиза не в силах была жить без него, и мысль о матери уже не смогла удержать её от самоубийства. Даже решив кинуться в пруд, девушка позаботилась о своей матери и передала для неё деньги через подружку Анюту.

Трагедия Лизы произошла из-за того, что она полюбила Эраста всею душою, доверилась ему, но её наивность и безграничная вера в обещания любимого столкнулись с эгоизмом этого молодого дворянина.

Эраста, конечно, нельзя назвать злодеем, но всё же это отрицательный персонаж повести. Хоть он был «добрым от природы, но слабым и ветреным». В этом и была противоречивость его характера. Эраст — «довольно богатый дворянин», офицер. Он наделён «изрядным умом и добрым сердцем», но ведёт рассеянную жизнь, думая лишь о своём удовольствии. Светские забавы ему уже наскучили. Эраст, влюбившись в Лизу, не думал о том, что она девушка не его круга. Он «решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».

Эраст не был «коварным соблазнителем», он искренне хотел «жить с Лизою, как брат с сестрой», не употребив во зло её любви. Но ветреный юноша всё же поддался страсти, тем более, что Лиза была прекрасна, наивна и всей душой ему предана. Ветреный молодой человек, вступив со своей любимой в близкие отношения, скоро охладел к ней. Она уже для него не была «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу».

Ветреность Эраста проявляется и в военном походе. Там он не сражался с врагами, а играл в карты. Проиграв почти всё своё состояние, молодой человек решил жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно в него влюблена.

Эраст искренне сожалел о том, что разлучился с Лизой, но всё же решительно заявил ей о том, что она должна его забыть. Узнав о Лизиной гибели, Эраст «посчитал себя убийцею», не мог утешиться и до конца своей жизни был несчастлив.

Сравнительная характеристика Лизы и Эраста (таблица)

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Анюта

Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.

Чему учит?

Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: