Краткое содержание
Однажды летом автор забрел в сад на Васильевском острове и сел читать интересную книгу. Он «засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер»
. Стало темнеть, и мужчина поспешил покинуть сад, который могли закрыть в любую минуту. Неожиданно он услышал, как «где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет»
.
Мужчина свернул на боковую дорожку и возле будки увидел плачущего ребенка. Это был мальчик лет восьми в коротеньких штанишках, которые «держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе»
. Автор принялся расспрашивать мальчика о причине его слез, но тот упорно отмалчивался. Когда же мужчина взял его за руку, чтобы отвести к родителям, мальчик вырвался и наотрез отказался покидать свое место. Он признался, что стал играть с незнакомыми ребятами в войну. Те дали ему задание – охранять вымышленный пороховой склад, который хранился в будке. Мальчик дал честное слово, что не уйдет, и уже долгое время ответственно стоял на своем посту. Он признался, что те ребята, скорее всего, забыли о нем и разошлись по домам.
Услышав эту историю, рассказчик хотел было засмеяться, но вовремя спохватился. Этот мальчик был прав: «если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни»
. Мужчина задумался, как выйти из затруднительного положения. Он предложил проголодавшемуся мальчику постоять на часах вместо него, но тот отказался. Тогда рассказчик решил найти какого-нибудь военного, чтобы тот мог снять с караула настойчивого мальчишку. На трамвайной станции он заметил молодого кавалерийского майора и объяснил ему сложившуюся ситуацию.
Майор поспешил вслед за рассказчиком. Увидев мальчика, он поинтересовался его званием, а затем приказал оставить пост. Тогда «мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки»
и с огромной радостью выполнил этот приказ. Майор похвалил его, сказав, что из него «выйдет настоящий воин»
. Рассказчик же решил, что когда этот мальчик вырастет, то «это будет настоящий человек»
.
И что в итоге?
Мальчик — получив «приказ» от майора, наконец-то покидает пост.
Рассказчик — приводит военного к мальчику, чтобы тот мог уйти с поста и пойти домой.
Майор — приказывает мальчику покинуть пост.
Заключение
Рассказ Пантелеева учит быть смелым, ответственным, уметь держать свое слово при любых обстоятельствах
Кроме того, автор показывает, как важно с уважением относиться к людям, в том числе и к маленьким детям
После ознакомления с кратким пересказом «Честное слово» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Краткое содержание
Однажды летом рассказчик засиделся в садике на Васильевском острове за чтением интересной книги. Когда наступил вечер, он пошёл к выходу, но тут услышал, будто в стороне, за кустами, кто-то плачет. Пойдя на звук, он увидел странную картинку: там находилось небольшое каменное строение, какие бывают в городских парках, а возле него в одиночестве стоял обычный мальчик лет семи-восьми, который и лил слёзы.
Рассказчик спросил у него, что случилось. Задавая ему вопросы, он выяснил, что мальчик не может уйти из парка: он — часовой, сержант, охраняющий в этой будке вымышленный пороховой склад. Ещё днём к нему подошли какие-то большие ребята и позвали его играть в войну.
Они взяли с него честное слово, что он отсюда не уйдёт, пока они его не сменят, но уже стемнело, а они, скорее всего, просто забыли о нём и разошлись по домам. Однако нарушить честное слово он теперь не мог.
Сначала мужчина хотел рассмеяться, но потом спохватился и подумал: мальчик прав. Он должен держать слово, и не имеет значения, игра это или нет.
Он предложил проголодавшемуся мальчику заменить его на часах, но так поступить было нельзя, ведь рассказчик не был военным. И тут его осенило: только начальник может снять его с караула. Тогда он велел мальчику подождать, а сам побежал искать настоящего военного.
Мимо ворот сада, как назло, военные не проходили. К счастью, вскоре мужчина увидел на трамвайной остановке молодого кавалерийского майора. Он уже собирался садиться в трамвай, но рассказчик остановил его и объяснил ситуацию. Сначала майор смотрел на него сердито, ведь его трамвай ушёл, но, когда он выслушал всю историю, он с готовностью направился вместе с ним в сад.
Сторож уже закрывал ворота, но всё же они успели пройти в глубину сада. Товарищ майор приказал мальчику оставить пост, а тот с радостью выполнил приказ.
Популярные сегодня пересказы
- Находка — краткое содержание рассказа Зощенко Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора
- Аристократка — краткое содержание рассказа Зощенко Главным персонажем юмористического произведения является Григорий Иванович, недолюбливающий женщин, относящихся к аристократическому роду, по причине, повествующей в рассказе.
- Знак четырёх — краткое содержание романа Дойля Действие детективной повести А. Конан Дойла «Знак четырех» происходит в Лондоне и его окрестностях в 1888 году. События начинается в квартире Холмса и Ватсона на Бейкер стрит.
- Краткое содержание рассказа Милиционер Носова Писатель Николай Носов придумал рассказ про мальчика Алика, очень боявшегося милиционеров. Из-за того, что родители постоянно пугали его милицией, если он плохо себя вел.
2 вариант
Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» — это печальная история из жизни пожилого человека, у которого за плечами военные годы, великие награды, события, о которых должны помнить молодые поколения. Однако финал произведения трагический. Он погибает мучительной смертью с мыслью о том, что его лучшие друзья – лошади умерли голодной смертью. Вина ребят, укравших и погубивших животных очевидна, однако ради своей славы руководитель группы в детском лагере отказывается признавать это.
В рассказе рассматривается ситуация, в которой противоборствующие стороны – люди разных поколений. Казалось бы, что несмотря на возраст, они должны понимать друг друга, помогать в трудной ситуации. Однако в тексте происходит иначе. Шестеро ребят с блистательной характеристикой, отличными знаниями и достижениями в разных сферах, находящиеся на отдыхе в лагере, на самом деле оказываются подвержены лжи, воровству, недальновидности, бездумному поступку, в результате которого несколько лошадей остаются надолго на привязи и погибают «от голода и жажды».
Автор рассказа дает противоречивую характеристику организатору лагеря – Кире Сергеевной, которая в начале произведения считается трудолюбивой, бескорыстной женщиной, способной быть примером для подражания воспитанникам, дарить им любовь и ласку. Однако после известия, полученного от представителя власти, ее поведение меняется. Из-за боязни потерять репутацию лагеря руководитель пытается скрыть преступников. Она становится жестокой по отношению к герою войны.
Тема взаимоотношений между человеком и животными, между людьми – занимает все пространство рассказа. Автор выражает огромное сожаление о том, что не всегда люди способны проявлять сострадание к животным, которым также как и людям, нужны забота, понимание и помощь. Основная мысль Б. Васильева подтверждает действия героев произведения. Автор подчеркивает равнодушное отношение, черствость, зло и безответственность, с одной стороны, безграничную любовь к животным, родному краю и уважение к окружающим, с другой. Жажда остаться запятнанными приводит Киру Сергеевну к возмущению, к уничтожению собственного человеческого достоинства, в результате чего происходит трагедия.
Автор рассказа пытается донести до читателя мысль, что каждый человек должен отвечать за свои поступки, несмотря на занимаемую должность. Но такие движения души должны исходить из глубины сердца, нести любовь и искренность не только к людям, но и животным.
Название рассказа частично содержит ироничное отношение автора к группе ребят, которые, хотя и радовали близких своими достижениями, однако оказались бездумными, совершив жестокий поступок.
В помощь школьнику
Рассказ «Честное слово» — произведение, которое проходят в начальных классах школы на уроках литературного чтения. Хотя первая публикация состоялась в июне 1941 года в журнале «Костер», актуальность небольшой по размеру, но емкой по внутреннему содержанию истории сохраняется и на сегодняшний день. Повествование помогает детям разобраться в таких понятиях, как чувство долга и верность однажды данному слову.
В детстве автор прошел суровую школу жизни:
- в людях;
- на улице, в среде беспризорников;
- в спецучреждениях для малолетних преступников.
Отстаивая принципы справедливости (в его понимании) любыми способами, подросток получил прозвище Ленька Пантелеев, по имени известного питерского налетчика и бывшего чекиста, не принявшего государственный курс новой экономической политики. Тогда же в детском сознании сформировалась черта характера, ставшая определяющей на всю оставшуюся жизнь. Алексей Еремеев всегда выполнял свои обещания и требовал этого от окружающих.
Пересказ истории осложняет обилие диалогов, которые в свою очередь:
- передают внутреннее состояние персонажей;
- создают ощущение реальности происходящего;
- отражают главную мысль.
Лучше всего разобраться в авторском посыле детям поможет читательский дневник. «Честное слово» Пантелеева не содержит композиционных сложностей, затрудняющих анализ текста. Общий план должен включать несколько основных пунктов:
- Название и литературный жанр произведения.
- Настоящее имя и псевдоним того, кто написал рассказ «Честное слово».
- Личное впечатление от прочитанного.
- Читательский обобщающий вывод.
Большой поток новой информации, обрушивающийся на школьников начальных классов, затруднителен для запоминания в полном объеме
Дневниковые записи позволяют быстро освежить память ребенка, акцентируя внимание на основные моменты истории
Маленький герой
Из массы детских писателей, по замечанию литературных критиков, Л. Пантелеев выделяется способностью создать художественную композицию с высокой смысловой плотностью и отсутствием явных упрощений. Особенность авторского стиля заключается в стремлении максимально расширить горизонты детского восприятия и понимания.
Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» — произведение «для семейного чтения». Простая, но поучительная история способна заинтересовать детей и их родителей, стать поводом для совместного обсуждения:
- правдоподобности истории;
- поведенческих характеристик персонажей;
- обоснованности поступка главного героя.
Случайная встреча
Повествование начинается с момента, когда рассказчик летним днем зашел в сад на Васильевском острове, чтобы в тени деревьев, сидя на скамье, почитать интересную книгу. Прервать это занятие его заставили быстро наступающие вечерние сумерки и колокольчик сторожа, возвещавший о закрытии парка.
Герой поспешил на выход, но вдруг услышал, что за кустами кто-то плачет. Свернув на боковую дорожку, он дошел до белого каменного домика, возле которого увидел мальчика семи или восьми лет, безутешно плачущего.
Состоялся диалог, в ходе которого рассказчик выяснил, что мальчик был вовлечен ребятами старшего возраста в игру, имитирующую военные действия. Ему было присвоено звание сержанта с приказом от «маршала» охранять «пороховой склад». «Маршал» взял с мальчика слово, что тот не уйдет с поста. Маленький воин вполне осознавал, что ребята разошлись по домам, забыв о нем, но честное слово, не позволяло ему сделать то же.
Поиск приемлемого решения
Взрослый человек, проникшись ситуацией, предлагает «часовому» заменить его на посту, пока тот сходит поужинать. Рассказчик надеялся, что мальчик с радостью согласится на предложение, побежит домой и передумает возвращаться или будет удержан родителями. Таким образом, проблема была бы решена.
Однако малыш отказывается передать караул «невоенному» дяде, что наталкивает последнего на мысль немедленно отправляться искать военного. Мужчина просит мальчика подождать немного и бежит к выходу в надежде встретить на улице какого-нибудь красноармейца.
Приказ оставить пост
Рассказчик уже хочет вернуться в сад, когда видит, что на остановке трамвая, расположенной за углом, мелькнула командирская фуражка с синим околышком. Обрадовавшись удаче, он бежит к остановке со всех ног и сумбурно посвящает кавалерийского майора в ситуацию.
Военный ничего не может понять из сбивчивых объяснений и даже начинает сердиться, так как приходится пропустить нужный ему трамвай. Но выслушав более подробные объяснения, не раздумывая, идет с рассказчиком в сад, который вот-вот закроется, так что приходится попросить сторожа повременить несколько минут.
В полной темноте взрослые с трудом находят мальчика, который стоит на том же месте и тихо плачет. Увидев своего нового знакомого в сопровождении воинского командира, малыш вскрикнул от радости, перестал плакать, вытянулся и стал как будто выше.
Офицер спросил, в каком звании караульный, и, выслушав ответ мальчугана, приказал «товарищу сержанту» оставить вверенный пост. Тот, взяв под козырек кепки, ответил по-военному: «Есть!», — после чего все весело рассмеялись.
Майор похвалил мальчика и сказал, что из него выйдет настоящий воин. После этого военный распрощался с присутствующими и побежал к подходящему трамваю. Рассказчик предложил проводить малыша до дому, но то не принял предложение, мотивируя отказ тем, что не боится. И взрослому человеку стало очень приятно, что ему довелось познакомиться с еще маленьким, но уже настоящим человеком, обладающим сильной волей и крепким словом.
Интересные темы
- Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли Второклассница Селезнева нетерпеливо дожидается путешествия, обещанного ей отцом. Профессор давно обещал дочери взять ее с собой в странствие по просторам Галактики, Алиса горячо мечтает увид
- Чехов — Ванька Жуков Ваньке едва исполнилось девять лет, когда он попал в ученики к Аляхину. В прошлом паренек проживал в селе вместе с добродушным дедушкой, но теперь маленький Жуков уже в течение трех месяцев
- Носов — Мишкина каша К Коле в гости на дачу приехал его давний друг Миша. Колиной маме нужно было уехать по делам в город. Женщина уточнила у мальчиков, смогут ли они приготовить себе на вечер ужин
- Куприн — Изумруд Великий писатель Куприн часто писал про дружбу с животными, как они взаимодействуют с человеком. Он систематически наблюдал за поведением живых существ.
Сочинение 3
Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом, третьи – учебой. Каждый имеет при этом свое особенное наполнение личного времени, имеет особый склад ума.
В чем собственно заключается этот самый стиль жизни? Наверное, в повседневном поведении и, самое главное, в повседневных мыслях, которые заполняют человеческую голову.
Мне тут вспоминается учение Ломоносова о разных стилях речи, которые различаются, условно говоря, по степени возвышенности. Конечно, было бы примитивным называть эти стили более или менее хорошими, но они явно отличаются друг от друга. Более высокие в некоторой степени действительно являются более чистыми и наоборот.
Взять, к примеру, спортсменов. Один думает о том, как побольше покушать и быть сильнее других, чтобы чувствовать превосходство, другой думает о том, как преодолеть себя, о чести, даже возможно о том как прославить свою родину на соревнованиях.
3 стр., 1346 слов
Рассуждение Стиль жизни
… на свете. 7 класс Стиль жизни Несколько интересных сочинений Толстой ценил произведения Лескова и положительно отзывался о нем. Однако таким оценкам Николай Семенович обязан не тем, что стал подражателем стиля … расписание и стали образом жизни. Таким образом, для того, чтобы окружающие узнали о стиле жизни человека, совершенно не обязательно что — то делать. Ведь образ жизни — это привычки, которые …
Казалось бы, по стилю жизни оба являются спортсменами, но у одного все-таки этот стиль более высокий, а у другого – более низкий. Они могут быть похожи даже многими деталями поведения, однако, в действительности они отличаются. Именно поэтому, мне кажется, стиль жизни в основном является именно стилем мышления, тем, куда стремится человеческий ум.
Люди могут оказаться в совершенно разных условиях и иметь разные увлечения, склонности. Эти факторы являются сугубо внешними, тут есть некий вариант лотереи, который уготован практически каждому. При этом стиль мысли у каждого остается своеобразным.
Если вернуться к началу моего рассуждения и модным журналам, то через телевизор и другие способы нам внушают не самый высокий стиль жизни и главное стиль мысли. Сейчас в моде примитивное мышление, которое понятно каждому. Этот факт становится легко понятен, когда посмотришь телевидение после чтения какой-либо действительно стоящей книги и сравнишь идеи, которые транслируются и даже навязываются через эти разные источники.
7 класс
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 15.12.2023 11:27 20 Нерсесьян Эрик
проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 11:16 24 Ляпина Марина
Чому говорять що моріс де брасі не остаточно втратив поняття про лицарську честь
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 11:07 26 Тиломуродов Сухроб
Есе на тему «Айвенго — справжній лицар» пожалуйста, как можно быстрее…
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 11:03 11 Корейша Дмитрий
Сцени пов’язані з рабством «П’ятнадцяти річний капітан»
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 10:41 28 Хан Токееш
Скласти кроссенс до роману Ю. Яновського «Майстер корабля>>
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 10:16 11 Vtorushin Alex
Про які риси характеру Герди говорить той епізод, коли вона відмовляється залишитися жити в палаці?
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 10:15 27 Дубля Даниил
Абетка персонажів 15річний капітан від А до Я
Ответов: 1
Литература 15.12.2023 10:00 14 Волков Михаил
До розділу, Театр корифеїв» скласти план. допоможіть будь ласка дуже срочно
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 09:46 11 Астраханцева Александра
Назвати 8 проблем які підняв карпенко карий у комедії хазяїн Срочно!
Ответов: 2
Литература 15.12.2023 09:07 27 Волк Рома
Складіть сенкан до образів двох героїв роману айвенго
Ответов: 2
Сюжетная линия
Рассказ Леонида Пантелеева основан на истории о маленьком мальчике. Автор не раскрывает имени героя, так как он сам его не знал. Это не является столь важным, главное заключено в том, что этот ребенок достоин уважения, он сдержал слово и именно этим преподал урок другим сверстникам.
История рассказа начинается с того, что автор не успел узнать имя мальчика, с которым случайно повстречался. Все что запомнил писатель, это возраст ребенка — примерно 7−8 лет. Его нос был усыпан веснушками. Повествование идет от первого лица. Автор рассказа «Честное слово» пишет о том, что однажды отправился в парк, где провел много времени за чтением интересной книги. Через время он услышал звон колокольчика, который говорил, что сторож выпроваживал тех, кто засиделся в парке.
Уже темнело, и рассказчик, торопясь, встал со скамьи и направился к выходу. По дороге, где-то в кустах он услышал тихий плач ребенка, отправился на звук и увидел перед собой мальчика. Пантелеев спросил, почему он не отправляется домой ведь уже очень поздно. На что мальчик сказал, что не может уйти, так как стоит на часах.
После этого малыш рассказал, что большие мальчишки позвали его играть в войну. Ему досталась роль часового, который должен стоять на посту и охранять склад.
Мальчик утверждал, что не может покинуть это место, пока ему не прикажет военный. После этого повествователь быстро направился к выходу, чтобы найти человека в форме. Выйдя за ворота, он заметил майора, который собирался сесть в трамвай. Рассказчик подошел к нему и рассказ историю мальчика, который не отказывается от своих обещаний. После этого двое мужчин поспешили в парк на помощь парнишке.
Майор, пришедший на выручку, выслушал рассказ мальчика и отдал приказ покинуть пост. Когда мальчик понял, что это настоящий военный, то с радостью принял приказ. После этого они втроем поспешили на выход, пока сторож не запер ворота.
Произведение Леонида Пантелеева учит многому, например:
- Героизму.
- Отваге.
- Верности своему слову.
- Мужеству.
Вариант 2
В последнее время стало популярным употреблять такое словосочетание, как «стиль жизни», причем некоторые люди даже не понимают, что это означает, но любят произносить его. Стиль жизни — это устоявшаяся привычка жить по конкретным правилам, которым следует человек, их придумавший. Само по себе понятие может употребляться не обязательно в отношении одного человека, а также относительно групп, представителей разных культур или даже эпох, в жизни которых прослеживаются схожие черты.
2 стр., 593 слов
«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)
… него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери — Татьяна и Наталья. Желание писать у … рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений — отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту … политехнический институт по специальности «Радиотехника», затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. …
Стиль жизни не может быть исключительно плохим или хорошим в связи с тем, что его оценка будет всегда субъективна. Так, например, некоторые люди мечтают быть миллионерами, считая их стиль жизни идеальным, другие им завидуют, а третьи и вовсе осуждают. Несомненно, в обществе есть устоявшиеся веками моральные ценности, традиции и обычаи, нарушение которых вызывает негативные отзывы общественности, тем не менее, это не делает стиль жизни человека плохим.
Но откуда он берется — дается человеку от рождения или, быть может, приобретается с жизненным опытом? Здесь важно понимать, что на формирование стиля жизни каждого конкретного человека, оказывает влияние большое количество факторов, среди которых окружение, семья, воспитание, личные интересы и другие жизненные обстоятельства, дающие человеку возможность осознать, какая жизнь ему доставляет удовольствие, а какая совсем не нравится. Стиль жизни не обязательно остается одинаковым на протяжении всей жизни, так как человек взрослеет, набирается жизненного опыта, постигает для себя нечто новое, переосмысливает
Все эти психические процессы, происходят в нашем сознании, иногда человек даже сам осознает, как получилось так, что его стиль жизни в корне изменился
Стиль жизни не обязательно остается одинаковым на протяжении всей жизни, так как человек взрослеет, набирается жизненного опыта, постигает для себя нечто новое, переосмысливает. Все эти психические процессы, происходят в нашем сознании, иногда человек даже сам осознает, как получилось так, что его стиль жизни в корне изменился.
Большинство людей сами создают свой стиль, следовать которому им нравится, однако есть и те, которые, будучи не в состоянии придумать для себя что-то уникальное, начинают подражать другим
Здесь важно понимать, что каждый человек – он, в первую очередь личность, со своими взглядами, характером, особенностями, а подражание другим не способствует формированию своего стиля. Неважно, нравится Ваш стиль жизни другим или нет, главное – оставаться собой
Характеристика главных героев
В рассказе три главных героя.
Их описание и характеристика:
Рассказчик — добрый, внимательный, чуткий и неравнодушный человек. Не может пройти мимо чужой беды. Мальчик — честный, ответственный, храбрый, принципиальный, с огромной силой воли, хотя ему всего семь-восемь лет. Как и многие дети, в трудной ситуации он не может сдержать слёз, но всё же он прежде всего думает о слове, которое дал, и о том, как его сдержать. К сожалению, рассказчик не узнаёт его имени, да и его лицо в сумерках с трудом может разглядеть, но всё же упоминает, что у него был нос в веснушках и короткие штаны на лямках. В конце автор называет его настоящим человеком, восхищаясь его качествами характера
Молодой кавалерийский офицер — майор, отзывчивый и понимающий человек, осознавший всю важность ситуации и включившийся в детскую игру
Каждый из персонажей этого произведения может чему-то научить читателя: их хорошие поступки заставляют задуматься о многих моральных вопросах.