Темы
Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
Еще одна немаловажная тема – воспитание
Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно
Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
Роль учителя
Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним
Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
История создания
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
биографии
Суть
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
кратком содержании по главам
Анализ повести Толстого «Детство»
Детство — яркая и безоблачная пора в жизни каждого человека. Ребенок счастлив просто, без всяких причин и поводов, а обиды и огорчения не трогают душу, забываются быстро и легко.
К теме детства обращались многие русские писатели: С. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е. Морозов и др. Не исключением стали и писатель Л. Н. Толстой
Его повесть «Детство» автобиографичная, автор вспоминает, как сам был ребенком, анализирует, рассуждает, показывает важность и значимость этого периода для человека
Главным героем повести является мальчик Николенька Иртемьев. Толстой на страницах известного произведения приводит анализ его поступков, внутренних переживаний, мыслей. Такое подробное представление героя помогает нам более глубоко понять образ, познакомиться с маленьким мирком ребенка.
Николенька живет в обычной семейной обстановке. Тихая мама уделяет мало внимания детям, отец занят делами. Ребенок оставлен на попечение слуг и учителей. Но, тем не менее, его все любят. И эта атмосфера спокойствия и домашнего тепла воспитывает в Николеньке много добрых черт.
4 стр., 1821 слов
Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)
… Николенька резко взрослеет. Такое несчастье делает человека более самостоятельным. Представляя себе данный образ матери, мы невольно улыбаемся, потому что у таких матерей дети могут много чего добиться. Мама в повести Детство … любимым ребенком. Сочинение 3 Данное произведение написано Львом Николаевичем Толстым в 1952 году. Оно входит в состав его романа. Конкретно эта повесть рассказывает читателям …
Правда, бывают в поведении мальчика и проступки. Николеньке они представляются глобальными, как и любому ребенку. На деле же это всего лишь мысли. Но каким же глубоким показывает автор анализ этих мыслей самим мальчиком. Посмотрим такой пример.
Старый учитель Карл Иванович щекочет ребенку пятки, и Николенька мысленно именует его противным человеком. Но ведь это совсем не так. Мальчик мгновенно осознает, как был не прав и как обидны были бы эти слова добрейшему наставнику. Мальчик раскаивается, ему стыдно до слез.
Если разобраться, то знаменитый прием «диалектика души» Толстой начал использовать именно в повести «Детство». Душевное состояние своего маленького героя автор показывает, используя внутренний монолог. И перед нами, читателями ,проносятся мысли мальчика, его перепады настроения: от злости к стыду, от печали к радости.
Стоит отметить и еще один момент, который связан с няней Николеньки, Натальей Савишной. Женщина добра к своему воспитаннику. Один-единственный раз был он наказан ею: за испачканную скатерть. Но это разозлило героя: он начал обдумывать план мести. Николенька даже позволил себе подумать о том, что няня не имеет права так вести себя по отношению к нему, барскому сыну, ведь она крепостная. Правда ,ссора длилась недолго. Наталья Савишна пришла мириться к Николеньке и принесла ему гостинец. И снова мы видим слезы на глазах мальчика. Он раскаивается и стыдится своих недостойных и обидных мыслей.
Негативные моменты, прожитые и пережитые Николенькой в детстве, остались в памяти на всю жизнь. Мальчик извлек из них неоценимую пользу, он сразу же понимал, в чем ошибся, как был не прав. А главный вывод, полученный из всех ситуаций, таков: относясь к людям по-доброму, ты и к себе в ответ получаешь такое же отношение.
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» помогает и взрослым читателям заглянуть внутрь себя и изменить свое отношение к окружающим.
Описание членов моей семьи
Моя семья состоит из шести человек. Она включает в себя маму, папу, моего брата, дедушку, бабушку и меня. Мы живём в Одессе, на берегу Чёрного моря.
Описание родителей
Главой нашей семьи является папа. Он упитанного телосложения, среднего роста. Его зовут Алексей. У него зелёные глаза и короткие тёмно-каштановые волосы. Отцу сорок пять лет. Он работает программистом в международной компании. Я тоже хочу стать программистом в будущем. Чтобы приблизить меня к этой цели, папа помогает мне освоить азы написания кода. Кроме того, он свободно владеет английским и всегда помогает мне выполнять домашнюю работу по английскому языку. Мой отец — самый умный в нашей семье. Я хочу быть на него похожим.
Моя мама красивая и стройная. Её зовут Лина. У неё длинные каштановые волосы и серые глаза. По профессии она является экономистом, но сейчас домохозяйка. Она увлекается фитнесом и чтением. Маме тридцать семь лет, она на восемь лет моложе папы. Моя мама — очень добрая и терпеливая. Она всегда интересуется моими делами в школе, ходит на родительские собрания. Мама следит за моей успеваемостью, проверяет уроки и объясняет не понятный мне учебный материал.
Описание дедушки и бабушки
Мой дедушка высокого роста. Его зовут Иван. У него длинные волосы, чёрная борода с проседью, серые усы и большой нос. Дедушке семьдесят лет. Он поэт и является членом Союза писателей. Кроме того, занимается бизнесом. Дедушка — очень уважаемый человек в нашем городе. Его стихи мы даже проходили в школе, когда изучали поэтов родного края. Дедушка любит ездить на дачу. Там он работает в саду и на огороде. Летом и осенью у нас всегда много овощей и фруктов.
Самой пожилой в нашей семье является бабушка. Её зовут Эмилия. Ей семьдесят два года, но выглядит она гораздо моложе. Моя бабушка готовит еду в нашей семье и помогает маме вести домашнее хозяйство. Например, она делает на зиму заготовки овощей и фруктов, которые выращивает на даче дедушка. Моя бабушка очень заботливая и мудрая. Родители всегда прислушиваются к её советам. У бабушки есть хобби — рукоделие. Она вышивает крестиком картины и вяжет спицами тёплые вещи. Ещё бабушка любит смотреть телевизор и всегда интересуется политическими новостями.
Описание младшего брата
Мой младший братик похож на меня. Его зовут Назар. У нас с братом короткие каштановые волосы и зелёные глаза. Но Назарчик младше меня, ему шесть лет. У Назара очень длинные, густые и тёмные ресницы. Он очень весёлый и шустрый. Я провожу большую часть своего свободного от школы времени с ним. Несмотря на четырёхлетнюю разницу в возрасте, Назар — мой лучший друг. Нам нравится вместе смотреть по телевизору мультфильмы, играть в компьютерные игры. Ещё я научил брата играть в шахматы. Назар уже ходит в школу. Он учится в первом классе, а я — в пятом. Мы с братом учимся на отлично. Назар умён для своего возраста. Он задаёт вопросы типа «Какая самая большая звезда в космосе?» Я спрашиваю папу или ищу ответ в Интернете и сообщаю своему братику.
Я очень люблю свою семью! Мне нравится, когда мы все вместе собираемся за общим столом. Так бывает в выходные и праздники. Я уверен, что моя семья — лучшая в мире.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды
Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании
Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Глава 13. Наталья Савишна
В семье матушки работала горничная Наташа. После рождения Натальи Николаевны, она стала ее няней. Девушка влюбилась в дворецкого Фоку, который в ту пору служил официантом, и захотела выйти за него замуж. Однако хозяева увидели в этом неблагодарность, и прогнали молодую няньку из дома. Впрочем, очень быстро они поняли, что без Наташки им не обойтись, и вернули ее. Так Наташа стала горничной, надела чепец и стала Натальей Савишной.
Когда к Наталья Николаевна подросла и к ней приставили гувернантку, Наталье Савишне доверили ключи от кладовой, и она заняла почетную должность домоуправительницы. После замужества Наталья Николаевна дала Наталье Савишне вольную, однако та отказалась ее принимать. Женщина осталась в семье своей воспитанницы, к которой была привязана всем сердцем, и теперь уже ухаживала за ее детьми.
В момент повествования Наталья Савишна появилась в комнате, когда Николенька запачкал скатерть, разлив на стол графин с квасом. Она отчитала мальчика, за что тот на нее обиделся. Николенька принялся было размышлять, как отомстить Наталье, но когда она принесла ему леденцы, быстро сменил гнев на милость.
Глава 8. Охота
Выехав за ворота, все отправились по дороге к лесу, в то время как Петр Александрович свернул к полю. Сбор урожая был в самом разгаре, и хозяин должен был проверить, как идут дела. Там было множество людей, которые непрестанно трудились, женщины наравне с мужчинами.
Подъехав к Калиновому лесу, мальчику заметили телегу с поваром. Они очень обрадовались – значит, после охоты будет ароматный чай и мороженое. Пока дамы готовились к пикнику, мужчины взяли собак и двинулись в лес. Отец отправил Николеньку за зайцем, дав ему в качестве помощника пса Жирана. Заметив на другом конце поляны зайца, мальчик дал команду псу, который тут же бросился вдогонку косому. Однако тому удалось скрыться от преследования, и это вызвало дружный смех у охотников. Николеньке было очень досадно.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 09.09.2023 09:10 336 Дианочка Диана.
Какие фрукты начинаются на букву «Ф»?
Ответов: 1
Образование 07.12.2023 06:18 136 Құлымшин Данияр.
Для какого целого числа ложно высказывание (X > 3) ИЛИ НЕ (X > 2)?
Ответов: 1
Образование 16.09.2023 23:41 345 Ткачёв Витя.
Какое проверочное слово к слову ОГОРОД?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 354 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 01.09.2023 05:01 322 Зонова Виктория.
Какие фрукты начинаются на букву «Д»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 334 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 11:36 301 Петрина Макс.
Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 281 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 11.10.2023 21:09 150 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 02.09.2023 05:24 159 Салымгереев Акылбек.
Как правильно: по получении или по получению?
Ответов: 1
Толкование непонятных слов
Борзятник – охотник при борзых.
Выжлятник – старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.
Егерь – охотник.
Мальтретировать – плохо обходиться, обижать.
Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.
Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.
Свора – соединение 2-4 борзых, рыскающих за одним охотником.
Денонфитура – поражение, банкротство.
Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.
Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет её ровным слоем толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестаёт идти.
Соня, Катя и Сережа
Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.
Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.
Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.
Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека — мамы.
С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.
В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием — диалектика души.
Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.
Главная тематика произведения — формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.
Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.
Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора — вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.
В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.
Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.
Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого
Название произведения: «Детство»
Число страниц: 90
Жанр произведения: повесть
Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.
Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.
Характеристика главных героев:
Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.
Иногда ленивый, но совестливый.
Доверчивый и чуткий.
Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.
Ранимый, влюблённый и спокойный.
Порядочный и рассудительный.
Мама — заботливая, ласковая и нежная.
Чувственная и мудрая.
Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.
Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.
Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.
Характеристика второстепенных героев:
Бабушка — добрая и богатая графиня.
Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.
Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.
Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.
Краткое содержание повести «Детство»
Николенька Иртеньев живёт с родителями, братом и сёстрами в загородном имении.
Его воспитанием занимается учитель Карл Иванович.
Отец объявляет мальчику, что скоро ему предстоит ехать в Москву, чтобы там учиться.
Мальчик с пользой проводит последние беззаботные дни в деревне.
Он участвует в охоте.
Отец с Николенькой уезжают, а мама остаётся в деревне.
В Москве Николенька начинает учиться, знакомится со своей бабушкой, которой дарит на именины стихи.
У мальчика появляются друзья.
Это Сережа Ивин и Сонечка Валахина.
Серёжу Коля сперва очень любил и стремился ему подражать.
Но потом понял, что Ивин жестокий и нечестный мальчик и охладел к дружбе с ним.
А в Сонечку Николенька влюбился и протанцевал с ней мазурку.
Вскоре умирает мама Николеньки и мальчик понимает, что его детство прошло.
План повести:
- Семья Николеньки.
- Учитель.
- Охота.
- Рисунок.
- Сборы.
- Отъезд в Москву.
- Именины бабушки.
- Серёжа Ивин.
- Разочарование в друге.
- Сонечка.
- Мазурка.
- Смерть мамы.
Основная мысль повести «Детство»
Главная мысль повести в том, что детство является самым счастливым временем жизни любого человека.
Основная идея автора заключается в том, что рано или поздно всем приходится взрослеть.
И тогда взгляды человека на жизнь и поведение окружающих меняются.
Чему учит произведение
Повесть учит доброте, состраданию, отзывчивости.
Учит воспринимать мир таким, как он есть.
Учит быть честным с другими и самим собой.
Учит радоваться жизни и не сдаваться под ударами судьбы.
Учит тому, что жизнь не может состоять только из беззаботных игр.
В ней случаются и неприятные моменты.
Краткий отзыв по повести «Детство» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я узнала много нового о жизни моих сверстников в конце XIX века.
Тогда не существовало многого, что привычно нам, жизнь была более простой.
Но поведение детей было таким же, как и сейчас.
Они также играли, влюблялись, дружили. У них случались разочарования и даже трагедии.
Им приходилось учиться, хотя этот процесс был поставлен иначе, чем в наши дни.
Автору удалось в полном объёме передать ту незабываемую атмосферу.
Он описал процесс взросления маленького мальчика, причём многие факты были взяты Толстым из собственной биографии.
Поэтому повесть называют автобиографической.
Мне больше всего понравился главный герой.
Николенька очень добрый и чувственный мальчик.
Он открытый, справедливый, хочет чтобы было хорошо всем людям.
Есть в повести и отрицательные персонажи, например Серёжа, который за внешней красотой и привлекательность прятал чёрствое сердце.
Я всем предлагаю прочитать эту повесть, которая написана очень простым и лёгким языком.
В ней каждый найдёт интересное для себя, она никого не оставит равнодушным.
Некоторые, читая мысли маленького Николеньки, смогут узнать себя.
Пословицы к произведению:
- Без матери и солнце не греет.
- Где весёлая молодость, там и радость.
- Детство — время золотое.
- Птица рада весне, а дитя — матери.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Прыжок»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.