Вариант 2
Книги сопровождают нас всю жизнь. Мы познаем мир и развиваемся благодаря литературе.
Книга открывает нам те неизведанные грани нашей жизни, которые нам самостоятельно никогда не познать, в чем их и ценность. Литература – это своеобразный путеводитель по жизни. Книга закладывает в нас те азы, которым учит только жизненный опыт. Благодаря ей, мы имеем уникальную возможность учиться на ошибках других людей, анализировать самые разные жизненные ситуации и делать выводы, которые в дальнейшем можем использовать для создания благополучной жизни.
Книги бывают самые разные, но все они способны научить нас чему-то полезному.
Сидя за партой учебных заведений, мы постоянно контактируем с множеством книг. Физика, геометрия, химия, алгебра… Пусть подобные книги не вызывали у нас особого удовольствия, но все они с радостью открывали перед нами свои архивы знаний. Мы этого не осознаем, но каждый из них внес свою лепту в наше развитие.
Благодаря книгам у ребенка формируется воображение и развивается кругозор. Литература способна побудить у ребенка новые чувства и эмоции, которые будут способствовать формированию его личности. Добавим и то, что книга влияет и на внутренний мир человека. Все то, о чем нам рассказывает книга, откладывается у нас на подкорке, из этого следует то, что на наше душевное состояние влияет не только окружающий мир, а и познание чего-то нового, что производит колоссальное воздействие на человека.
Книга расскажет про все, что вас интересует. Она хранит в себе всю историю человечества и даже больше. Многие называют книгу другом человека, постепенно откладывая её на второй план. В современном мире жизнь такова, что мы привыкли искать всю информацию на просторах интернета, но не стоит забывать о старой доброй литературе, именно она намного больше сможет вам рассказать.
Современные технологии предоставляют нам самые широкие возможности, но сможете ли вы, даже в таких условиях, представить свою жизнь без книги? Ведь получить образование, основываясь лишь на объяснениях преподавателя весьма трудно, иногда, даже невозможно. Именно поэтому роль литературы в жизни человека очень велика. Благодаря ей, человек интересный собеседник в компании, квалифицированный специалист в своей сфере и образованная личность по жизни.
Мы должны ценить книги, ведь они дают нам возможность познать прошлое, ценить нынешнее и создавать будущее.
Окунитесь в мир литературы и вы откроете перед собой всё волшебство и красоту нашего мира. Она даст вам возможность перенестись не только в прошлое, а и далеко за пределы нашей планеты. Познавайте окружающий мир и развивайтесь вместе с литературой.
Характеристика сражения
После отступления отряда, который прикрывал батарею, французы в неравном бою дважды атаковали, ошибочно полагая, что ведут бой с главной армией Багратиона. В ярком содержании произведения артиллеристы показали дерзкую и смелую защиту, картечный огонь заставил неприятеля отступать. Противник даже не подозревал, что такой бой ведется одиночными пушками.
Деревня загорелась и исчезла в клубах дыма, началась суета, кто-то пытался бороться с огнем. В сторону Тушина враг направил 10 орудий, намереваясь прорвать противостояние. Солдаты не успели порадоваться пожару в деревне, как в непосредственной близости начали разрываться снаряды. Ранение получил ящичный вожатый, убиты две лошади.
Капитан удивился тому, как его солдаты вошли в настоящий кураж, ощутив опасность поблизости. Все их действия оказались:
- организованными;
- дружными;
- слаженными.
Капитан постоянно просил денщика поджечь курительную трубку, подбадривал солдат, называя их ребятами и всякий раз помогая передвигать колеса, вывинчивать винты, находясь под огнем врага. Он всякий раз перебегал от одного орудия к другому, наводя прицелы на французов, давал приказы относительно раненых и убитых.
Крупные и габаритные по телосложению солдаты выглядели комично, подчиняясь низкорослому командиру, невинно заглядывали ему в глаза и безропотно выполняли все команды. Все это просматривалось в их взглядах. Тушин ни на минуту не показывал страх от шедшего сражения, гоня прочь мысли о ранении или даже гибели, каков он был смел и отважен. Залпы противника участились, все происходящее перед глазами солдат мелькало картинками и казалось уже не реальностью, а вымыслом.
Сочинение про помещика Манилова
Манилов – один из пяти помещиков произведения Гоголя “Мертвые Души”. Каждый помещик описан в книге по убывающей черте человечности, первый в которой Манилов, сумевший сохранить в себе некоторые аспекты привлекательности. Каждый помещик парадирует человеческие грехи: лень, корысть, мошенничество, лицемерие, нелепость и прочие. Манилову пришлось взять на себя роль мечтателя, мысли которого всегда возвышены над облаками, никогда не спускавшиеся на землю.
Манилов отставной офицер приятной наружности, который ведет праздничный образ жизни: он ленив и нелеп, безответственен и чрезмерно мечтателен. Ему комфортно в своей обстановке. Он постоянно курит длинную трубку, воспитывает двух сыновей и все ещё любит жену за восемь лет супружеской жизни. Первое впечатление о нем благоприятное. Благодаря воспитанию он видит в людях только приятное, отчего показывается крайне слащавым и легкомысленным.
Он приятен в общении, поскольку использует чрезмерно “сладкие” речи, чтобы угодить своему собеседнику. Манилов любит погружаться в свои мечтания с утра до вечера, из-за чего создается образ “маниловщины”. Жизнь вокруг замирает настолько, что книга уже два года лежит открытой на одной и той же странице. Манилов мечтает создать высокую надстройку над поместьем таким образом, чтобы было видно всю Москву. Однако при этом же забывает о управлении хозяйством, из-за чего поручает его приказчику. В свою очередь, и он особо не волнуется о жизни крестьян. В конце концов, двести крестьянских изб выживают как-то сами по себе, отдавая себя на произвол судьбы.
Манилов бескорыстен. Кроме мечтаний, он часто молчит, или же курит свою любимую длинную трубку. Он не следит за своими крестьянами, вследствие чего даже не может ответить на вопрос о числе жертв Чичикову. Манилов решает отдать души крестьян бесплатно, так как удивляется намерениям гостя и тому, что тот желает взять за несуществующий товар настоящую цену.
Характер помещика
О натуре персонажа, мы узнаем ещё из первых строк “один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”.
Помещик не мог сформулировать ни одной темы, на которую бы ему нравилось вести беседы, только что-то возвышенное, абстрактное, что невозможно высказать и обозначить словами. Авторская манера характеризовать персонажа через его речь очень гармонично раскрывает внутренний мир Манилова, на задний план уходят чрезмерные манеры и сладость выражений. Лень, однообразный образ жизни, болезненная мечтательность превратили его в пустого, бездеятельного типа, который может посоревноваться в умении тратить свою жизнь с любым трактирным гулякой. Результат один: стулья будут стоять годами и ожидать новой обивки, пруд превратится в болото, а беседка для раздумий зарастёт чертополохом. Неумение созидать, управлять, принимать решения привели к тому, что Манилов, добрый и просвещённый хозяин, ежедневно обкрадывается своими работниками. Мужики врут помещику, пьянствуют и смеются над ним. Домашние и дворовые работники воруют среди бела дня, спят до полудня, занимаются работой в такой же степени, как и их хозяин.
Незамеченный подвиг
Настоящий подвиг рота Тушина совершает, участвуя в Шенграбенском сражении, когда, оставшись без подкрепления, забытая всеми, попадает под обстрел врага.
Отдав приказ поджечь близлежащую деревню, тем самым отвлекая французов на тушение пожара, офицер выигрывает время для отступающей русской армии, спасая многочисленные жизни.
Невзрачный, обычный, нелепый Тушин преображается в момент смертельной опасности, становится настоящим героем, богатырем, встающим на защиту Родины. Теперь он единое целое со своей батареей, перемещаясь от одного орудия к другому, успевает подсчитывать запасы зарядов, регулирует прицелы, следит за состоянием людей и лошадей, уверенно и четко отдает приказы.
Его непоколебимость и решительность, умение вести за собой, вселяет в солдат уверенность, они беспрекословно следуют за ним, выполняют его указания, смеются вместе с ним над трусостью тех, кто отступил. Сражаясь в неравном бою с заведомо более сильным противником, 10 французских пушек против 4 пушек в батарее Тушина, солдаты понимают, что от их действий зависит спасение отступающей армии и делают все возможное, при этом не осознавая героизм этого поступка.
Анализируя это событие, автор признает, что именно самоотверженные действия батареи сыграли решающую роль в этом сражении. Тем не менее никто из вышестоящего управления не заметил героизма бойцов, даже звучит некое недовольство в адрес капитана за потерю двух орудий. Только князь Андрей вступился за офицера, высказав мнение о том, что успехом всей битвы они обязаны в первую очередь героизму и мужеству, проявленному капитаном Тушиным и его солдатами.
В своем романе Толстой обращает внимание читателя на то, что именно простые, скромные люди, такие как Тушин и Тимохин, способны на истинные героические подвиги, порой они остаются незамеченными, но, несомненно, играют важную роль в общем ходе войны. А внешне физически сильные, нарочито уверенные в себе герои, кричащие везде и всюду о своей храбрости, оказавшись в сложной ситуации, напротив, оказываются в большинстве случаев трусами и пустословами
Сочинение Тушин в Войне и мире
Капитан Тушин, в романе играет второстепенную роль, но его образ очень ярок. Он в разных ситуациях он преображается. Представлен он как штабс-капитан артиллерии средних лет, невысокого роста, сутуловатый. Имел приятный голос, был добр, местами даже жалостлив, добр и застенчив. При общении с начальством становился неловок и сконфужен.
Во время сражения автор представляет капитана как человека смелого и отчаянного. Во время сражения он решительно принимает решение, спасшие жизни многим солдатам. Он поджигает деревню, чтобы французские солдаты отвлеклись на пожар. При этом свою батарею он оставляет без прикрытия. Всего с четырьмя пушками он идет против неприятеля. И, несмотря на потери, он ведет бой, который захватывает его. Он пытается успеть помочь всем. Складывается ощущение, что он везде, возле каждого оружия подает патроны, возле каждого раненного, помогает с перевязкой, возле каждого прицела направляет солдат. Но вот идет приказ от князя об отступлении, и капитан подчиняется начальству. Нехотя он покидает поле боя, помогая раненным солдатам.
Как только Тушин со своей батареей, со своими солдатами, выходит из-под огня, начальство набрасывается на него, упрекая его. Но тут выступил князь Болконский и заявил, что успешным исходом войны обязаны этой батарее. Объявил о мужестве и отваге капитана Тушина и его солдат. В ответ на это выступление князь Багратион просто отпускает князя без каких-либо извинений.
Этот эпизод очень четко показывает суть войны. В начале романа Тушин показан очень робким, неловким, постоянно получающим нагоняи от начальства. Но когда про его батарею начальство забывает, он берет руководство на себя, и ведет свою тактику. Он вводит неприятеля в заблуждение, что именно в том месте, где его батарея сконцентрированы все силы русской армии. Это же и есть героизм войны. Понимая, что ты в западне, делать все, чтобы другие солдаты остались целы. Ему было неловко, когда он не мог помочь, всем сердцем ощущая бесполезность своего я. И по максимуму помогал тем, кому мог. Каждый солдат мог подойти к нему с просьбой, и он ни от кого не отмахивался. В этом и есть война.
Несколько интересных сочинений
Анализ рассказа Куприна Листригоны
Александр Иванович Куприн был писателем романтиком. Его произведения «Гранатовый браслет» и «Поединок» подтверждают это. Но его романтизм чисто русский, то есть он необычайно реалистичен и, тем не менее — это романтизм.
Любовь и женщины в жизни Печорина в романе Герой нашего времени (отношение Печорина к женщинам)
Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии.
Сочинение Важность книг (важность чтения для человека)
Книги являются неоспоримым источником знаний. Человек, который читает книги совершенствуется, развивает свой кругозор, логику, мышление, улучшает свою память.
Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.
При слове Родина каждый начинает думать о чем-то своем. Родина – это не всегда означает только тот город или страну, в который человек живет. Родина – чаще всего это то место, где именно ты родился, начал взрослеть.
Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном. Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.
Батарея Тушина
Болконский выступает на стороне Тушина, поскольку видел, что солдат защищает пушки до конца. Багратион принимает к сведению фразу князя: «Тушина признать героем». Также есть и другие героические персонажи, к примеру, командир роты Тимохин. Его отвага позволила солдату отправиться на противника с хилой небольшой шпагой. Но даже в скудном обмундировании Тимохин смог обратить противника в бегство.
Батарея Тушина берет на себя основной удар. Находясь в центре сражения, она поджигает деревню, отвлекая этим противника. Но когда отступление произошло, Багратион начал разбираться с ошибками русских войск. Он ругает Тушина за то, что он не начал отступление, а дал остаться на поле боя орудиям. Тушин не оправдывается: «Тушину представился позор, что он остался живой, но потерял несколько пушек».
Он был невиновен, поскольку часть Жеркова даже не прикрывала его. За него вступился князь Болконский, он наблюдал, как Тушин пытался отстоять орудия. Он не оставил их, они были разрушены, солдат не было, лошадь была с простреленной ногой. Болконский объясняет Багратиону, что именно часть Тушина помогла спасти русские войска.
Через Шенграбенское сражение автор кратко описывает психологические образы определенных персонажей. Для Болконского, который уверен в том, что на войне все происходит по разработанной схеме, стало открытием, что написанное в книгах абсолютно не совпадает с настоящим положением дел. Отвага Тушина поражает его. После объяснения Багратиону трусости Жиркова и подвига Тушина князю «стало грустно и тяжело, это было непохоже на то, на что он надеялся».
Также плохой пример показывает Жерок и Долохов. Последний является бывшим командующим, разжалованным в солдаты. Он эгоист, его интересует только своя выгода
Долохов также отважно сражается, его ранят, но не оставляют на поле битвы. Но после сражения солдат всем говорит о его заслугах, чего не нельзя сказать о Тимохине или Тушине, образы которых являются выражением настоящего патриотизма
Галицко-волынские летописи[править | править код]
С «Киевской» тесно связана «Волынская» (или галицко-волынская), ещё более отличающаяся поэтическим колоритом. Она, как можно предположить, была писана сначала без годов, а годы расставлены после и расставлены весьма неискусно. Так, мы читаем: «Данилови же приехавшю с Володимера, в лето 6722 бысть тишина. В лето 6723 Божиим повелением прислаша князи литовстии». Ясно, что последнее предложение должно быть соединено с первым, на что указывает и форма дательного самостоятельного и отсутствие в некоторых списках предложения «бысть тишина»; стало быть, и два года, и это предложение вставлены после. Хронология перепутана и применена к хронологии Киевской летописи. Роман убит в г., а волынская летопись относит его смерть к 1200 г., так как киевская оканчивается 1199 г. Соединены эти летописи последним сводчиком, не он ли расставил и года? В некоторых местах встречается обещание рассказать то или другое, но ничего не рассказывается; стало быть, есть пропуски. Летопись начинается неясными намеками на подвиги Романа Мстиславича — очевидно, это обрывки поэтического сказания о нём. Оканчивается она началом XIV в. и не доводится до падения самостоятельности Галича. Для исследователя летопись эта по своей сбивчивости представляет серьёзные затруднения, но по подробности изложения служит драгоценным материалом для изучения быта Галича. Любопытно в волынской летописи указание на существование летописи официальной: Мстислав Данилович, победив мятежный Брест, наложил на жителей тяжкую пеню и в грамоте прибавляет: «а описал есть в летописец коромолу их».
Подвиг Тушина в романе Война и мир Толстого
Наверняка, каждый литературный герой, совершивший подвиг, имеет свой прообраз. Что касается штаб-капитана Тушина, то его прототипом стал артиллерист Яков Судаков, награждённый орденом Святого Владимира.
В 1805 году около деревни Шёнгребен армия Петра Ивановича Багратиона столкнулась с регулярной армией Мюрата. Командующему русским отрядом необходимо было сохранить армию, осуществив для этого отступление, ведь преобладающие численностью французские силы продолжали наступать. 16 ноября, прохладным утром, Пётр Иванович Багратион выстроил линию огня, поставив в центре пушки.
Артиллеристами командовал Тушин, накануне получивший выговор за то, что сушил обувь в кабаке. Когда стало очевидно, что русская армия не выдерживает натиска французов и несёт большие потери, был отдан приказ об отступлении. К капитану Тушину был послан адъютант Жерков, который должен был передать приказ. Однако из-за страха смерти он не смог выполнить поручение, и о батарее Тушина забыли в пекле битвы.
Лишённый связи с генералом, Тушин был вынужден сам выбирать цель, тактику и вести бой. Во время массового отступления он вместе со своими солдатами без всякого прикрытия продолжал храбро сражаться. Французская армия, атакуя, думала, что сражается с главными силами Петра Ивановича Багратиона. Но на самом деле, она вела бой с небольшой батареей. В результате поджога деревни французы покинули Шенграбен, но выставили десять пушек, направленных на «русскую армию». Десять против четырёх.
Лошади, солдаты – многие были ранены. Из сорока человек осталось только двадцать три. Но капитан по-прежнему был оживлён, возбуждён и весел. Этот азарт передавался и другим бойцам, которые действовали дружно и организованно. Он часто просил денщика принести ему трубку, бегал по полю, проверяя орудия и считая снаряды, менял лошадей, говорил, как лучше прицелиться. Боль других солдат он воспринимал как свою собственную: морщился и приказывал помочь им. Тушин не ведал страха, а боевой дух в нём не иссякал. Подчинённые любили своего командира, верили в него и восхищались им. Они выполняли приказания Тушина, желая соответствовать его требованиям.
Бой преобразил героя. Он был похож на богатыря, который швырял снаряды во французов. Заряжая других своим боевым духом, Тушин полностью погрузился в сражение и стал един со всем, что его окружало: с солдатами, с лошадьми и даже с оружием. И это удивительно, ведь при первом знакомстве с этим героем мы видим, что это худой, неловкий, сутулый человек низкого роста, но с умными и добрыми глазами. В его внешности не было ничего «военного». Наоборот, в ней присутствовало нечто комическое.
И всё же когда к батарее прибыл старший офицер и с гневом приказал отступать, Тушин не понял, в чём его вина. Андрей Болконский, посланный Багратионом, помог батарее собрать оружие и покинут поле боя. Прощаясь с Болконским, Тушин со слезами на глазах выразил ему свою благодарность.
Но после сражения, главнокомандующий сделал выговор капитагу из-за того, что он ослушался приказ и, более того, потерял два оружия. Но Тушин не оправдывался. Он не сказал, что у него не было никакого прикрытия, не сказал, что защищал оружие, как мог, не сказал, что потерял много людей и что лошади погибли. Восхищённый его скромностью, Андрей Болконский тут же доложил Багратиону о заслуге капитана, подчеркнув, что спасению русской армии они обязаны именно Тушину.
Особенности жанра летописи
Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой
-рукописный характер (вначале было слово, слово было у бога, слово было бог)
-вариативность текста (редакция – если сознательно изменен, вариант – если есть описки, извод – если текст перенесен далеко от места написания, список – копия) текст текуч, непостоянен
-анонимный характер (не знали личностного начала, преобл. Коллективные формы восприятия)
-средневековый историзм – документальность, достоверность литры.(до 16 века литра не знала вымысла)
-прикладной характер (создание произведения – общественный заказ; текст выполнял не литературную функцию)
-религиозный характер (литра того времени связана с христианством)
Художественное своеобразие древнерусской литературы
-др. жанры (не знали романа и драмы; зато были летописание, житие и красноречие)
-двуязычие (перемешка старославянского и древнерусского языков даже в одном произведении)
-про чернила и бересту и пергамен (телячья кожа)
-не книги, а рукописи (почти не употр. Слово «книга»)
-бывают палимпсесты (это когда первоначальный текст рукописи стерт, и написан другой)
Особенности жанра летописи
Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» – отсюда и название «летопись» (Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») – запись исторических событий ведется по годам – т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод . Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники, представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов , и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника. Составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее – дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам. Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 – 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда – стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций.
Содержание летописи как жанра составляет преимущественно политическая история страны. Цель летописи – рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать.
Формы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ.
Летопись – светский жанр, жанр-господин. Композиция – ансамблевый хар-р. Первая летопись – ПВЛ.
Характеристика князя Болконского
В его жизни все бои, где он участвовал, имеют особое значение. Интересно то, что до анализа Шенграбенской битвы князь являлся сторонником Бонапарта. Но случай с Тушиным поспособствовал переосмыслению Болконским своих взглядов. До этого он мечтал о доблестных сражениях. Подвиг — это поступок, совершающийся с осознанием его значения. Однако это оказалось неправдой, поскольку на примере Тушина Андрей Болконский осознал: часто подвиг можно совершить так, что герой не знает об этом.
Князь по приказу Багратиона совершает объезд войск перед битвой. Для него было удивительно смотреть на то, как во время приближения к противнику солдаты не теряют боевой дух. Напротив, ряды солдат организованы, а люди готовы рваться в сражение. Когда начались первые выстрелы, князя ждало другое удивление. Он неожиданно увидел то, чему его учили, однако то, о чем Болконский читал в книжках, не похоже на реальную битву.
Толстой Шенграбенской битве придал огромное значение. В этом эпизоде ясно видно ложный и настоящий патриотизм людей.
Писатель кратко, небольшими описаниями, конкретными действиями показал истинные образы персонажей.
Подвиг Тушина
Во время Шенграбенского сражения Тушин совершает настоящий подвиг. Батарея Тушина в романе «Война и мир» оказывается под пулями врага. Капитан проявляет смелость и решительность, принимая решение оставаться на месте и стрелять по французам, а не бежать с поля боя. Он действует не по приказу начальства, но его решение – взвешенное, смелое и героическое. Штабс-капитан поджигает деревню Шенграбен, тем самым значительно задерживая французов, так как они начинают тушить свою пожар на этой территории. Русские войска имеют возможность в это время отступить. Получается, что своим подвигом Тушин спасает множество жизней русских солдат, гибель которых была рядом.
Подвиг Тушина подкрепляется тем, что против 10 пушек французов батарея Тушина имела всего 4. По ходу сражения в батарее Тушина погибает 17 солдат и 1 офицер. Но все артиллеристы остались целы, они были оживлены и сохраняли веселое положение духа. Сам Тушин тоже не падает духом, несмотря ни на что продолжает обстрел. В то время, когда идут сражения, про батарею Тушина начальство просто напросто забыло. Приказ об отступлении последовал только тогда, когда сражение уже практически подошло к концу. В то время как Тушин выводит свою батарею, он лично помогает раненым, даже разрешает им сесть на пушки.
После того, как сражение закончилось, начальство оставляет подвиг Тушина незамеченным. Начальство и адъютанты делали ему лишь замечания, он услышал от них только упреки и указания, что делать и куда идти. Несмотря на то, что среди высокого начальства подвиг Тушина остался незамеченным Андрей Болконский вступается за него, называет его героем Шенграбенского сражения. Тем не менее, Багратион молча выслушивает Болконского и отпускает Тушина, даже не поблагодарив его.
Подлежит ли Начальная летопись восстановлению
Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.
Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.
«… а просто — трудная работа»
Поручик Радожицкий фиксирует в походной тетради свои расходы. Историк «изволит видеть» повседневную жизнь армейского офицера эпохи Наполеоновских войн. К концу третьей кампании Илья вполне уже выучился жить на жалованье: в конце 1815 года лишь за шитый золотом воротник парадного мундира, но не за сам мундир он отдает мастеру 16 золотых червонцев, что соответствует 48 серебряным талерам или 600 рублям ассигнациями. Бесценная информация для историка! Годовой оброк крепостного крестьянина составляет 5 рублей ассигнациями в год. И мы видим, какое это недешевое удовольствие — парадный офицерский мундир, какое баснословно дорогое удовольствие — сама война. И как низко с 1812го по 1815й упал курс ассигнационного рубля по отношению к золоту и серебру…
В «Походных записках» война впервые показана как тяжелая работа. Накануне первого сражения, в котором довелось участвовать Радожицкому, командир артиллерийской бригады, заметив молодого офицера, сидевшего на лафете пушки, добродушно заметил: «Отдыхай, брат, скоро начнется работа»7. Через несколько минут раскаленное неприятельское ядро насмерть сразит бригадного командира и растопит червонцы в его боковом кармане.
Читая мемуары Радожицкого, мы зримо представляем себе суровые, полные тягот и лишений будни войны. Вот только один день из его жизни. «Во весь переход мочил нас дождь, а ночь была так темна, что не видать своего носа: мы с трудом переходили через мостики. На беду, в одном месте пушка перевернулась в канаву, и около двух часов я провозился с канонирами среди темноты и дождя, чтобы ее вытащить»8.
Радожицкий был первый, кто так написал о войне. Пройдет почти 130 лет, и 26 декабря 1942 года командир минометного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий скажет:
Война ж совсем не фейерверк, А просто — трудная работа, Когда — черна от пота — вверх Скользит по пахоте пехота9.