Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому

Теория литературы: средства художественной выразительности. часть 2

Литературная аллюзия

Аллюзия (лат. allu­sio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание, какая-либо крылатая фраза или цитата из классической поэзии.

С помощью аллюзий авторы наполняют свои произведения новыми смыслами, переосмысляют мифологию, историю, литературу и философию или вступают в полемику с прошлым.

Переосмысленные цитаты могут использоваться для названий книг (например, «Алмазный мой венец» Валентина Катаева). Зачастую переосмысленные цитаты приобретают пародийный оттенок.

Материал для аллюзий часто дают библейские сюжеты. Например, название фильма «В. Давыдов и Голиаф» отсылает к широко известному библейскому сюжету про Давида и Голиафа.

В других случаях могут использоваться названия более ранних произведений. Например, у Виктора Пелевина в романе «Чапаев и пустота» (1996) в названии видна аллюзия, отсылающая читателя к названию романа Дмитрия Фурманова 1923 года о жизни и гибели героя гражданской войны комдива Василия Ивановича Чапаева.

В отличие от реминисценции, чаще используется в качестве риторической фигуры, требующей однозначного понимания и прочтения.

Нередко возникают сложности с употреблением термина «аллюзия», а именно с выбором управления. С одной стороны, определение аллюзии как намёка подсказывает пишущему управление с предлогом на (аллюзия на что-то). С другой стороны, аллюзия как отсылка предполагает, что будет употреблён предлог к (аллюзия к чему-то).

Основные виды и формы

В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.

В литературе рассматривают следующие формы иронии:

  • Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
  • Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
  • Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
  • Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии
  • Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
  • Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.

2 вариант

Пьеса «Вишнёвый сад» — последнее драматическое произведение А.П Чехова, над которым он работал целых семь лет. Будучи написанным на стыке двух эпох, оно является отражением важнейших социальных проблем, назревавших в российском обществе, более того, пьеса наполнена символами и скрытым подтекстом. В чем же кроется скрытый смысл «Вишнёвого сада»?

Центром произведения А.П Чехов делает не человека, а образ-символ — вишнёвый сад. Сад, «прекрасней которого ничего нет на свете» — это детство, счастье, духовность, красота, место надежд, прошлая культура страны и в целом вся Россия.  Ярко выраженного внешнего конфликта в произведении нет: в центре повествования лишь вопрос о продаже вишневого сада обанкротившейся дворянки Раневской, но автор, размышляя о будущем России, делает стержнем действия конфликт внутренний, подтекстовый.

В системе персонажей «Вишнёвого сада» отсутствует деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных – все герои олицетворяют прошлое, настоящее или будущее. Раневская и Гаев представляют собой прежние времена: они живут тоской по прошлому, ностальгией и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени, тогда как купец Ермолай Лопахин олицетворяет современность.

Лопахин искренне, честно хочет помочь Раневской, осуждает её бездеятельность и советует разбить сад на участки, а после отдавать их в аренду. Сама эта мысль для Раневской кажется дикой: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад». Сад для неё — это ценное прошлое: счастливые и трагические воспоминания привязывают её к этому месту. Но, как для России того времени необходимы были реформы и изменения, чтобы на порядок улучшить жизнь граждан, так и вишнёвому саду требовался новый хозяин и изменения.  В третьем действии пьесы, когда выкупается сад, Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба…». Действительно, продажей сада решается судьба не просто главной героини, но и целого поколения — судьба последних представителей вырождающегося дворянства. На смену им приходит буржуазия: купцы, дельцы, материалисты.

В произведении также представлены герои, с кем автор связывает свои представления о будущем – это бедный студент-разночинец Петя Трофимов и семнадцатилетняя Аня Раневская. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно счастливом, прекрасном и светлом: «…перед нами откроется новый, чудесный мир…». Однако ни монологи Пети, ни мечтания Ани не приводят ни к каким конкретным поступкам. Сад у них ассоциируется с чем-то прекрасным, необыкновенным, с тем, что их ждёт впереди, но для этого будущего герои ничего не делают. Наконец, самым важным эпизодом произведения становится последняя сцена с больным лакеем Фирсом, о котором все забывают и запирают в пустом доме. Это олицетворяет истинное отношение всех героев к будущему страны, ведь Фирс и вишневый сад — это однотипные персонажи, которые в итоге остаются без внимания: что старый лакей остаётся умирать в одиночестве, что вишнёвый сад срубают топором.

Таким образом, произведение «Вишнёвый сад» это далеко не пьеса о продаже обычного сада, а философские рассуждения А.П Чехова о будущем страны. Подводным течением произведения является идея о человеке в историческом потоке, о разных поколениях и их отношении к стране.

Функции аллюзии

Аллюзия может быть явной и скрытой. Скрытые аллюзии используются в эзоповом языке, который позволяет говорить о запретных вещах экивоками, намеками.

Переоценить влияние стилистических приемов при создании подтекста в тексте тяжело, еще они выполняют ряд функций:

  • характеризующая или оценочная (используется для детализации образа, путем сравнения героя с другими известными предметами или персонажами, с целью передачи ему этих качеств);
  • окказиональная (исторические ссылки для воссоздания эмоционального фона необходимой эпохи);
  • текстоструктурирующая (внесение дополнительной информации и скрепление общего текста произведения).

Для того чтобы стилистический прием был верно истолкован, и вообще замечен и понятен, необходимо наличие у автора и читателя объединяющих тем и знаний. Нередко приемы с отсылками к другому этносу значительно затрудняют понимание текста и работу переводчика.

Для того, чтобы из всех вариантов был выбран тот, который хотел донести автор, необходимы прецедентные знания и представления (фольклор, национальная и мировая классическая литература, тексты основных религий), которые будут общими для сообщества, которому адресован данный текст.

Литературная аллюзия тесно связана с пародией и стилизацией, которые также являются литературными приемами “связывания текста”.

Способ научиться писать иронично

Люди, которые обладают острым умом и тонким чутьем, легко приспосабливаются к миру и быстро завоевывают симпатии окружающих. Если этого дара нет, можно научиться иронизировать и даже попробовать самостоятельно написать юмористическое произведение. В этом помогут три важных правила:

  1. Много читать, воспитывать эстетический вкус. Хорошие книги позволят отличить тонкий юмор, разовьют вкус, речь и мышление.
  2. Учиться видеть контрасты во всем. Лучший способ отточить мастерство иронии — говорить противоположное тому, что подразумевается. Слова-гиперболы (преувеличения) усилят эффект. Например, «хорошо» можно заменить на «супер-пупер».
  3. Более сложная задача — умение использовать полярно противоположные выражения. Например, уместно сказать о неумном человеке «семи пядей во лбу».

Например, одни люди с удовольствием воспринимают шутки в стиле КВН и «Камеди Клаб». Другие приходят в восторг от тонкого юмора, наподобие того, что представлен в произведениях классиков.

Ответы на вопрос

Отвечает Ротару Сергей.

Ответ: Внешний и внутренний конфликт в пьесе «Вишневый сад»

Объяснение: Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев) , набирающие силы предприниматели (Лопахин) , Россия молодая, будущая (Петя и Аня) . Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное.

Внутренний сюжет и внутренний конфликт. За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы, ее второй план. Чеховский театр строится на полутонах, на недоговоренности, «параллельности» вопросов и ответов без подлинного общения. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания, прислушивания к подземному гулу грядущих потрясений.

Отвечает Хабриева Василина.

Пьеса «Вишневый сад» Антона Чехова — это классическое произведение русской драматургии, в котором внешнее действие и внутренние конфликты переплетаются, создавая сложный портрет общества и его героев.

Внешнее действие в пьесе связано с судьбой усадьбы и вишневого сада, который находится на грани продажи и вырубки для строительства коттеджей. Этот внешний конфликт символизирует конец старого общественного порядка, уход старой аристократии и приход новых времен. Однако герои пьесы, несмотря на очевидность этого конфликта, уклоняются от его решения. Это можно объяснить несколькими факторами:

  1. Ностальгия и неспособность измениться: Герои в основном привязаны к прошлому и к этому месту. Они испытывают ностальгию по детству и прошлым событиям. Им сложно смириться с тем, что все меняется, и они не способны или не хотят адаптироваться к новой реальности.

  2. Пассивность и беспомощность: Многие персонажи пьесы пассивны и беспомощны в решении своих проблем. Они часто говорят о своих намерениях, но не предпринимают активных шагов для их реализации. Это создает напряжение между внутренними желаниями и внешней реальностью.

  3. Страх перед изменениями: Герои пьесы часто боятся перемен, так как они не уверены, что смогут успешно адаптироваться к новой жизни или что новое окружение будет так же удовлетворительно, как старое.

  4. Сентиментальность и мечтательность: Многие герои склонны к сентиментальности и мечтательности. Они погружены в свои внутренние миры, обдумывают прошлое и мечтают о будущем, вместо того чтобы сосредотачиваться на решении текущих проблем.

  5. Неуверенность и отчуждение: Некоторые герои ощущают себя отчужденными от общества и не уверены в своих возможностях изменить ход событий. Это создает чувство беспомощности и усиливает их уклонение от внешнего конфликта.

В результате, соотношение внешнего действия и внутренних конфликтов в пьесе «Вишневый сад» выстраивается как «подводное течение», где внутренние переживания и конфликты героев оказывают сильное влияние на их поведение и решения. Уклонение от очевидного внешнего конфликта является результатом сложных характеров и психологических аспектов каждого героя, а также отражает общий настрой времени и общественной атмосферы в России начала XX века.

Звукопись

Рады представить вам удивительную звукопись! 

Внимание! В этой части статьи придется шипеть, петь и читать рэп!

Звукопись — это использование фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи.

Чаще всего мы будем видеть звукопись в лирике. Стихотворения привыкли к сюрпризам — сколько тропов есть в каждом произведении! Но, оказывается, даже на уровне фонетики (учение о звуках) нас встречают интересные штучки. 

Давайте посмотрим на примере, как звуки становятся инструментом поэта и помогают ему воплотить свой художественный замысел:

Били копыта.Пели будто:— Гриб.Грабь.Гроб.Груб.  

(Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Звуки «п», «т» в первых двух строках — глухие. Произнесем их вслух: мы слышим глухие короткие звуки — они ассоциируются с движением копыт по пыли. Далее звонкие звуки «г», «р», «б» — дают гремящее, громкое, рычащее звучание. Именно так автор передает «песню» копыт. 

Какие бывают виды звукописи? 

Как стихотворная речь подражает звучанию природы?Давайте пропоем — прямо вслух — слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков.Например:Быстро лечу я по рельсам чугуннымДумаю думу свою(Н.А. Некрасов, отрывок из «Железной дороги»)Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука».

Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. Слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.

Давайте еще немного потренируемся применять знания на практике и решим задание №9 ЕГЭ по литературе:Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Семь холмов — как семь колоколов!На семи колоколах — колокольни.Всех счётом — сорок сороков.Колокольное семихолмие!В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетеньИ церковки златоголовые.И любила же, любила же я первый звон,Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,И знахарку с двора соседнего.Провожай же меня весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне ротКолокольной землёй московскою!М.И. Цветаева «Семь холмов — как семь колоколов!…»1. Ассонанс2. Лексический повтор3. Антитеза4. Рефрен5. Риторическое восклицание Решение. В приведенной строфе нет рефрена и антитезы. Ассонанс: «Семь холмов — как семь колоколов! / На семи колоколах — колокольни. / Всех счётом — сорок сороков. / Колокольное семихолмие!». В приведенных строках видно повторение гласной буквы «о», а это как раз признак ассонанса. Лексический повтор: «И любила же, любила же я первый звон». Одно и то же слово повторяется в пределах стихотворной строки — перед нами лексический повтор. Риторическое восклицание: «Семь холмов — как семь колоколов!». Восклицательный знак в конце строки — признак использования риторического восклицания.Ответ: 125

Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.

Фактчек

  • К фигурам речи относятся параллелизм, психологический параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, обращение и восклицание, парцелляция и многосоюзие, разные виды повторов.
  • Психологический параллелизм похож на сравнение, но в более обобщенном и развернутом виде. Это прием, в котором проводится параллель между образами природы и чувствами человека. 
  • Виды повторов: лексический повтор, анафора, эпифора, рефрен.
  • Парцелляция — фигура речи, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.
  • Инверсия — фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.
  • Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.
  • Звукопись делится на ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерацию (повторение согласных звуков).

В русской литературе

Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:

  • осуждая неприятное светское общество, поэт А. С. Пушкин называет его «цветом столицы»;
  • в произведении «Мертвые души» его автор (Н.В. Гоголь) называет подлых героев притворно хвалебными словами («самый благопристойный человек» — о Чичикове);
  • в баснях И. А. Крылов высмеивает человеческие пороки, насмехается над действующими лицами («Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила);
  • писатель А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» называет Петра Трофимова «вечным студентом» за ограниченность, несерьезность, неспособность устроиться в жизни.

Риторические конструкции

Риторические конструкции (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

Мы привыкли называть риторическими вопросами те, на которые не требуется ответ. Это значение сохраняется и в разговоре о литературе. Правда, здесь иногда ответ требуется, однако дать его невозможно, потому что вопрос оказывается вселенского масштаба. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова:

И скучно и грустно, и некому руку подать     В минуту душевной невзгоды…Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..     А годы проходят — все лучшие годы!Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,     А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:     И радость, и муки, и все там ничтожно…

(М.Ю. Лермонтов, отрывок изстихотворения «И скучно и грустно…»)

На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни. 

Здесь есть и риторические восклицания — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.

Риторические обращения — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.

Например:

Русь, куда несешься ты?» — отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

или

Друзья мои, прекрасен наш союз…» — из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.

Давайте немного отвлечемся от теории и решим задание №7 ЕГЭ по литературе:Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие: «Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец!Решение.Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора. Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.Ответ: анафорариторическое

И напоследок, в разговоре о средствах художественной выразительности обсудим еще одну категорию приемов, связанную со звуками.

Новейшее время

В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т. Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия. Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.

С лета 2017 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.

Исследование подводных течений в пьесах Чехова

Антон Чехов — выдающийся русский драматург, чьи пьесы отражают сложные и глубокие эмоции человека. В его работах, подобно подводным течениям, скрытые силы и эмоции пронизывают поверхностные сюжеты и персонажей.

Подводные течения в пьесах Чехова представляют собой метафору для неявных конфликтов, скрытых мотиваций и стремлений персонажей. Чехов исследует человеческое сознание и показывает, как внутренние течения влияют на внешние действия и взаимодействия персонажей.

Чеховские пьесы полны противоречий и непредсказуемости. Они отображают сложные и многогранные характеры, выявляя их внутренние страхи, желания и стремления. Персонажи Чехова могут казаться поверхностно стабильными, но под покровом обыденности их подводные течения оказывают сильное воздействие на сюжет и действие.

Чехов использует подводные течения, чтобы проявить человеческую сложность и внутренние противоречия. Например, в пьесе «Вишневый сад» он показывает, как различные персонажи борются с прошлым и собственными стремлениями, которые оказывают сильное влияние на события и отношения между ними.

Еще одним примером является пьеса «Три сестры», в которой Чехов подчеркивает страстные желания и стремления героев, которые приводят к разочарованию и пустоте. Подводные течения в этой пьесе символизируют противоречия и недостатки главных героев, которые отчаянно стремятся к лучшей жизни, но не способны найти истинное счастье.

Одна из самых известных работ Чехова — пьеса «Чайка», которая также отображает подводные течения в человеческом сознании. Главные герои борются с собственными недостатками, страхами и разочарованиями. Именно эти подводные течения определяют судьбы персонажей и драматический исход пьесы.

Исследование подводных течений в пьесах Чехова позволяет более глубоко понять его произведения и оценить их сложность и многогранность. Чеховские подводные течения оставляют след в сердцах и уме читателей, заставляя задуматься о природе человеческой души и его вечной борьбе с самим собой.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 15.12.2023 11:27 20 Нерсесьян Эрик

проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:16 24 Ляпина Марина

Чому говорять що моріс де брасі не остаточно втратив поняття про лицарську честь​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:07 26 Тиломуродов Сухроб

Есе на тему «Айвенго — справжній лицар» пожалуйста, как можно быстрее…

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 11:03 11 Корейша Дмитрий

Сцени пов’язані з рабством «П’ятнадцяти річний капітан»​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:41 28 Хан Токееш

Скласти кроссенс до роману Ю. Яновського «Майстер корабля>>​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:16 11 Vtorushin Alex

Про які риси характеру Герди говорить той епізод, коли вона відмовляється залишитися жити в палаці?

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:15 27 Дубля Даниил

Абетка персонажів 15річний капітан від А до Я

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:00 14 Волков Михаил

До розділу, Театр корифеїв» скласти план.​ допоможіть будь ласка дуже срочно

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:46 11 Астраханцева Александра

Назвати 8 проблем які підняв карпенко карий у комедії хазяїн Срочно!

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:07 27 Волк Рома

Складіть сенкан до образів двох героїв роману айвенго​

Ответов: 2

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Символическое значение подводных течений в «Три сестры»

Антон Чехов в своей пьесе «Три сестры» использовал мотив подводных течений как символический образ, отражающий внутренние конфликты и стремления героев.

  • Во-первых, подводные течения в пьесе символизируют заточенность героев в их предсказуемых и монотонных жизнях. Они являются метафорой застоя и безысходности, которые охватывают сестер и не позволяют им осуществить свои мечты и желания.
  • Во-вторых, подводные течения также олицетворяют стремление героев к перемене и новым горизонтам. Они отражают желание сестер покинуть город, где они провели большую часть своей жизни, и найти счастье и смысл в другом месте. Подводные течения символизируют их надежду на лучшую, более интересную и свободную жизнь.
  • Кроме того, подводные течения являются символом времени, протекающего незаметно и уносящего с собой мечты и возможности. Они напоминают сестрам о том, что они не могут ждать бесконечно, а должны действовать и использовать возможности, пока они доступны.

В своей пьесе «Три сестры» Чехов использовал подводные течения как мощный символический образ, передающий сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Они указывают на то, что невозможность изменить свою жизнь и достичь счастья часто связана с внутренними ограничениями и неуклонно текущим временем.

Многосоюзие и парцелляция

 Многосоюзие —фигура речи, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в строке или предложении.

Нет, многосоюзие — это не альтернативное название формы устройства СССР. Это фигура речи. Автор специально увеличивает количество союзов, чтобы передать ритм речи и эмоций лирического героя. Давайте посмотрим на пример:

И ароматы… и движенье,И шум, и блеск, и красота —Зелёный бал — воображеньяЕдва рождённая мечта…

(из стихотворения «С кровати», И. Анненский)

Здесь перечисление с «и» создает ощущение бесконечности ряда, сильную увлеченность лирического героя происходящим. А мы, тоже увлеченные, идем дальше!

Парцелляция — фигура речи, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.

Парцелляция делит предложение на несколько частей. Такая фигура речи часто создает ощущение прерывистости.

Есть одно до боли знакомое проявление парцелляции. Вспомните эту замечательную переписку с человеком, который каждое слово отправляет отдельно. Чтобы найти парцелляцию, представляем переписку в мессенджере. Давайте посмотрим на пример:

Товарища в беде не поддержать,Во чьё-то горе обратить забаву,В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.С недобрым другом поравняться славой…

(отрывок из стихотворения«Сыну погибшего воина» А.Т. Твардовского)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: