Отношения с людьми
Степан обвиняет своих крепостных в том, что они у него воруют. Однако оснований для подобных заявлений у него нет.
Во взаимоотношениях с окружающими Плюшкин ведет себя жестоко и много ворчит:
- Герой любит спорить, ругаться с людьми. Он не относится серьезно к словам, которые ему говорят. Много и подолгу ворчит, обвиняет собеседника в скандальном поведении, хотя тот лишь смотрит на него да молчит в ответ.
- При этом Степан — верующий человек. Он благословит в добрый путь всех, кто уезжает из его дома, так как боится, что его настигнет Божья кара.
- Плюшкин много притворяется, играет в заботу, но на деле же ее не проявляет. В одной из сцен он зашел на кухню посмотреть, есть ли еда у его придворных, но в результате сам же и съел бо́льшую часть приготовленного блюда. Его мало волнует, достанутся ли людям щи да каша. Главное, что у него все хорошо и он сыт.
- Степан не любит общаться с людьми, сторонится гостей, и виной всему — его жадность. Однажды он посчитал, сколько теряет его хозяйство во время светского приема гостей. Он был удивлен и решил отказаться от поездок в гости и перестать принимать кого-то у себя. Герой говорит, что все его знакомые давно поумирали или же еще чего, но на деле мало кто хочет ездить в гости к такому жадному хозяину. Его можно сравнить с Иудушкой из романа «Господа Головлевы» — такой же злой, негативный персонаж.
Крестьяне, зная своего помещика, понимают, что в имении у него уже нечего брать. Все, что можно было, хозяин давно упрятал, и теперь оно лежит без дела, портится, но пользоваться этим никто не планирует. Плюшкин много всего успел накопить: посуду, одежду, дерево, провизию. Но во всем этом нет смысла, ведь постепенно все его накопления становятся простой грудой хлама и грязи. Эту кучу можно сравнить с помойкой, собираемой владельцем господского дома. Люди просто не успевают ничего своровать — из-за нестерпимых условий существования, тяжелой работы и постоянного голода, вызванного жадностью помещика, мужики сбегают или погибают.
Популярные сегодня темы
Родители – самые близкие люди, которые есть у человека с того момента как он появляется на свет. Конечно, есть исключения, когда судьба разъединяет семьи или когда родители сами бросают своих нежеланных детей, но большинство родителей любят своих
В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор
На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный – это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.
Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Зима в лесу” в 1877 году. На картине художник изобразил красоту леса в зимний период. Перед глазами зрителя раскинулось настоящее снежное царство.
Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
Образ и характер
Образ полусумасшедшего помещика в произведении – самый яркий из всех, кто встречается на пути главного героя Чичикова. Именно Плюшкину писатель дает наиболее полную характеристику, заглядывая даже в прошлое персонажа. Это одинокий вдовец, который проклял уехавшую с любовником дочь и проигравшегося в карты сына.
Периодически дочь с внуками навещает старика, но помощи от него никакой не получает – одно равнодушие. Образованный и умный в молодости мужчина со временем превратился в «изношенную развалину», брюзгу и крохобора со скверным характером, став посмешищем даже для прислуги.
Произведение содержит подробное описание внешности Плюшкина. По дому он ходил в дряхлом халате («…на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно»), а к столу являлся в поношенном, но вполне опрятном сюртуке без единой заплаты. При первой встрече Чичиков не мог понять, кто перед ним, баба или мужик: по дому передвигалось существо неопределенного пола, и покупатель мертвых душ принял его за ключницу.
Скупость персонажа – на грани маразма. В его владениях 800 крепостных душ, амбары полны гниющей едой. Но Плюшкин не позволяет своим голодным крестьянам прикасаться к продуктам, а с перекупщиками неуступчив «как бес», поэтому торговцы перестали приезжать за товаром. В собственной спальне мужчина заботливо складывает найденные перышки и бумажки, а в углу одной из комнат навалено «добро», подобранное на улице.
Жизненные цели сводятся к накоплению богатства – эта проблема часто выступает как аргумент для написания сочинений по ЕГЭ. Значение образа кроется в том, что Николай Васильевич попытался показать, как болезненная скупость убивает яркую и сильную личность.
Приумножать добро – любимое занятие Плюшкина, о чем говорит даже изменение речи. Сначала старый скряга встречает Чичикова настороженно, уточняя, что «в гостях проку нет». Но, узнав цель визита, недовольное ворчание сменяется нескрываемой радостью, и главный герой поэмы превращается в «батюшку», «благодетеля».
В лексиконе у скупердяя – целый словарь бранных слов и выражений, от «дурачины» и «разбойника» до «черти припекут тебя» и «каналья». У помещика, всю жизнь прожившего в кругу крестьян, речь пестрит простонародными словами.
Дом Плюшкина напоминает средневековый замок, но потрепанный временем: в стенах щели, часть окон заколочены досками, чтобы никто не узрел скрывающиеся в жилище богатства. Гоголь умудрился объединить черты характера и образ героя с его домом фразой:
Образ героя в произведении
Сам Степан Плюшкин описан как существо, одетое в неопрятные лохмотья, издалека похожее на женщину, однако щетина на лице все же дала понять, что перед главным героем — представитель сильного пола
При общей аморфности этой фигуры писатель заостряет внимание на отдельных чертах лицах: выдающийся вперед подбородок, крючковатый нос, отсутствие зубов, глаза, выражающие подозрительность
Гоголь — великий мастер слова — яркими мазками показывает нам постепенное, но необратимое изменение человеческой личности. Человек, в глазах которого в прежние годы светился ум, постепенно превращается в жалкого скрягу, утратившего все лучшие чувства и эмоции. Главная цель писателя — показать, насколько страшна может быть грядущая старость, как небольшие человеческие слабости могут превратиться в патологические черты при определенных жизненных обстоятельствах.
Если бы писатель хотел просто изобразить патологического скрягу, он бы не вдавался в подробности его молодости, описание обстоятельств, приведших к нынешнему состоянию. Сам автор говорит нам, что Степан Плюшкин — это будущее пламенного юноши в старости, тот неприглядный портрет, увидев который, молодой человек отскочил бы в ужасе.
(«Крестьяне у Плюшкина», художник Александр Агин, 1846-47
Однако Гоголь оставляет небольшой шанс и этому герою: когда писатель задумывал третий том произведения, он планировал оставить Плюшкина — единственного из всех встреченных Чичиковым помещиков — в обновленном, нравственно возрожденном виде. Описывая внешность помещика, Николай Васильевич отдельно выделяет глаза старика: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». А глаза, как известно, зеркало души человеческой. Кроме этого, Плюшкин, казалось бы, утративший все человеческие чувства, вдруг решает подарить Чичикову золотые часы. Правда, этот порыв тут же гаснет, и старик решает вписать часы в дарственную, дабы после смерти хоть кто-то вспомнил его добрым словом.
Таким образом, не потеряй Степан Плюшкин жену, жизнь его могла сложиться вполне благополучно, а наступившая старость не превратилась бы в такое плачевное существование. Образ Плюшкина завершает галерею портретов деградировавших помещиков и очень точно описывает низшую ступень, на которую может скатиться человек в своей одинокой старости.
Меню статьи:
В поэме Гоголя «Мертвые души» все персонажи имеют черты собирательности и типичности. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков со своей странной просьбой о купле-продаже «мертвых душ», олицетворяет один из характерных образов помещиков гоголевской современности. Поэма Гоголя в плане описания характеров помещиков интересна в первую очередь тем, что Николай Васильевич был иностранцем по отношению к русским людям, ему ближе было украинское общество, поэтому Гоголь смог подметить специфические черты характера и манеру поведения тех или иных типов людей.
Характер героя
Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.
Какие черты можно выделить в характере персонажа:
Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.
Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.
Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.
Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.
Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.
Характер, манера поведения и речь помещика
Плюшкин – человек с непростым характером. Вероятно, негативные черты, которые так ярко проявились в нем к старости, имели место и в прежние годы, однако столь яркое их обличие сглаживалось семейным благополучием.
Но после смерти жены и дочери Плюшкин окончательно оторвался от жизни, обеднел духовно, начал ко всем относиться с подозрением и враждебностью. Подобное отношение помещик испытывал не только к чужим людям, но также и к родственникам.
К 60-ти годам Плюшкин стал очень неприятным из-за своего тяжелого характера. Окружающие начали его избегать, друзья все реже его навещали, а затем и вовсе прекратили с ним всякое общение.
Речь Плюшкина отрывистая, лаконичная, язвительная, нагруженная просторечными выражениями, например: «подитка, бают, эхва!, актерка, ужо, подтибрила».
Помещик способен замечать любые мелочи и даже самые незначительные ошибки и недочеты. В связи с этим он часто придирается к людям, выражая свои замечания криком и ругательствами.
Плюшкин не способен на добрые поступки, он стал бесчувственным, недоверчивым и жестоким. Его даже не волнует судьба собственных детей, а попытки дочери наладить с ним отношения старик всячески пресекает. По его мнению, дочь с зятем пытаются сблизиться с ним, чтобы получить от него материальную выгоду.
Примечательно, что Плюшкин абсолютно не понимает истинных последствий своих действий. Он на самом деле мнит себя заботливым помещиком, хотя, по сути, является тираном, невероятным жмотом и скупердяем, грубым и ворчливым стариком, разрушающим судьбы окружающих его людей.
Возраст и внешний вид Плюшкина
Одним из помещиков, которых посещает Чичиков, является Плюшкин. До момента личного знакомства Чичиков кое-что уже знал об этом помещике – в основном это была информация на предмет его скупости. Чичиков знал, что благодаря этой черте крепостные Плюшкина «мрут, как мухи», а те, кто не умер, сбегают от него.
В глазах Чичикова Плюшкин стал важным кандидатом – у него появилась возможность скупить много «мертвых душ».
Однако увидеть поместье Плюшкина и познакомиться с ним лично Чичиков оказался не готов – открывшаяся перед ним картина ввергла его в недоумение, сам Плюшкин так же ничем не выделялся из общего фона.
К своему ужасу Чичиков понял, что персона, которую он принял за ключницу, на самом деле не ключница, а сам помещик Плюшкин. Принять Плюшкина можно было за кого угодно, но только не за самого богатого помещика уезда: он был непомерно тощий, лицо его было немного вытянутой формы и такое же ужасно тощее, как и тело. Глаза у него были маленького размера и необыкновенно живые для старика. Подбородок был очень длинный. Облик его дополнял беззубый рот.
Одежда Плюшкина была абсолютно не похожа на одежду, ее даже с трудом можно было так назвать
Плюшкин абсолютно не уделял внимание своему костюму – он обносился до такой степени, что его одежда стала похожа на лохмотья. Плюшкина вполне возможно было принять за бродягу
К этому облику прибавились и естественные старческие процессы – на момент повествования Плюшкину было около 60-лет.
Проблема имени и значение фамилии
Имя Плюшкина никогда не встречается в тексте, вполне вероятно, что это сделано преднамеренно. Таким способом Гоголь подчеркивает отстраненность Плюшкина, черствость его характера и отсутствие гуманистического начала в помещике.
Вряд ли имя этого персонажа выбрано в качестве определенного символа. В переводе с грецкого Степан обозначает «венец, диадема» и указывает на постоянный атрибут богини Геры. Вряд ли эта информация была решающей при выборе имени, чего нельзя сказать про фамилию героя.
В русском языке слово «плюшкин» используется для номинации человека отличающегося скупостью и манией накоплять сырьевую и материальную базу без какой-либо цели.
Семейное положение Плюшкина
На момент повествования, Плюшкин – одинокий человек, ведущий аскетический образ жизни. Уже долгое время он вдовствует. Когда- то жизнь Плюшкина была другой – его жена привносила смысл жизни в бытие Плюшкина, она стимулировала в нем появление позитивных качеств, способствовала появлению гуманистических качеств. У них в браке родилось трое детей – две девочки и мальчик.
Плюшкин никогда не был транжирой, но его скупость имела свои разумные рамки. Одежда его не отличалась новизной – обычно он ходил в сюртуке, он был заметно поношен, но очень прилично выглядел, на нем не было даже ни одной заплатки.
Причины изменения характера
После смерти жены Плюшкин полностью поддался своему горю и апатии. Скорее всего, он не имел предрасположенности к общению с детьми, его мало интересовал и увлекал процесс воспитания, поэтому мотивация жить и возрождаться ради детей для него не срабатывала.
Плюшкин – мертвая душа
Название стихотворения очень символично. «Мертвые души» здесь — не только умершие крепостные, но и чиновники, и сами помещики. Плюшкин — типичный представитель своего класса. Это отрицательный персонаж, которому сложно сочувствовать. Не замечая ничего вокруг себя, этот человек стремится только к накоплению. В их контейнерах полно еды, которой можно было бы накормить весь город, но все эти дары природы только гниют, распространяя неприятный запах.
И если Н. В. Гоголь часто описывает других помещиков в сатирическом ключе, то для описания портрета Плюшкина у автора не осталось ни иронии, ни сарказма. Этот человек настолько безнадежен, что ничто не может его изменить. Плюшкин действительно «мертвая душа”.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Портрет Плюшкина в стихотворении «Мертвые души». В этом тексте раскрываются черты характера персонажа, а также подробно описываются внешние черты Степана Плюшкина.
Вариант 7: сад
Сад Плюшкина, живописная и заросшая земля, которая когда-то была источником гордости и радости, теперь превратилась в место запустения и небрежения. Сад как будто обладает собственной индивидуальностью, одновременно меланхоличной и причудливой. Огромный сад, простирающийся за пределы деревни, стал отражением души его владельца, г-на Плюшкина.
Сад описывается как «обширный» и «заросший», с деревьями, которые «раскидистые» и «неправильной формы». Верхушки этих деревьев образуют «зеленое облако», закрывающее небо, а белый, изломанный ствол березы поднимается из зеленой чащи, как мраморная колонна. Лоза хмеля заглушает другие растения, а осины на краю сада поднимают в воздух свои «огромные вороньи гнезда».
Несмотря на запущенность, сад все же весьма живописен в своем «живописном запустении». Солнце освещает зеленые заросли, создавая прекрасный контраст с темными тенями, которые скрываются внутри. Узкая тропинка, обвалившиеся перила и дряхлая ива — все это придает саду очарование. Даже само солнце играет свою роль в красоте сада, превращая ветку молодого клена в «прозрачную и огненную».
В некотором смысле сад символизирует течение времени и окончательный упадок всего сущего. Некогда прекрасный сад превратился в место запустения, символ упадка жизни и уходящего времени. Однако даже в своем нынешнем состоянии сад все еще прекрасен по-своему, что свидетельствует о силе природы вернуть себе то, что когда-то было создано человеком.
В заключение следует отметить, что сад Плюшкина — это место эмоционального и юмористического контраста, отражающее двойственность жизни и смерти, красоты и упадка. Это напоминание о том, что даже самые прекрасные вещи могут прийти в запустение и упасть, но природа всегда вернет себе то, что когда-то принадлежало ей. И несмотря на свое нынешнее состояние, сад остается местом удивительным и прекрасным, свидетельством силы природы преображать мир вокруг нас.
Мне нравитсяНе нравится
Семья Плюшкина
Данный персонаж является единственным из всех помещиков, который имеет достаточно подробную биографию. История жизни героя весьма печальна.
В сюжетном повествовании Плюшкин предстает перед нами совершенно одиноким человеком, ведущим отшельнический образ жизни. Жена, которая вдохновляла его на проявление лучших человеческих качеств и делала его жизнь осмысленной, давно покинула этот мир.
В браке у них родилось трое детей, воспитанием которых отец занимался очень трепетно и с большой любовью. В годы семейного счастья Плюшкин был совсем не похож на себя нынешнего. В то время он часто звал гостей в дом, умел радоваться жизни, имел репутацию открытого и доброжелательного человека.
Безусловно, Плюшкин всегда был очень экономным, однако скупость его всегда имела разумные пределы и не была столь безрассудной. Одежда его, пусть и не блистала новизной, но все же выглядела аккуратной, без единой заплатки.
После смерти жены герой сильно изменился: он стал крайне недоверчивым и очень скупым. Последней каплей, ожесточившей нрав Плюшкина, стали новые проблемы в семье: сын проиграл большую сумму в карты, старшая дочь сбежала из дома, а младшая умерла.
Удивительно, но все же проблески света иногда озаряют темные закоулки омертвевшей души помещика. Продав Чичикову «души» и размышляя над вопросом оформления купчей, Плюшкин вспоминает своего школьного товарища. В этот момент «на деревянном лице» старика возникло слабое отражение чувства.
Это мимолетное проявление жизни, по мнению автора, говорит о возможности возрождения души героя, в которой, будто бы в сумерках, смешались друг с другом темная и светлая стороны.
Внешность
Его внешность в целом можно описать как неприятную. Герой имел худое лицо, но чего-то особенного и необычного в нем не было. Только один подбородок слишком сильно выделялся на его морщинистом лице.
Все лицо героя имело небрежный вид. Автор описывает его, подчеркивая растительность на лице персонажа, которая символизирует его неухоженность и равнодушие к себе. На выступающем подбородке виднелась щетина. Плюшкин редко брился, а если и делал это, то очень неаккуратно. У героя были короткие усы. Густые, разросшиеся, взъерошенные брови прикрывали маленькие глаза. У Плюшкина был неуверенный, нервный, бегающий взгляд. Автор сравнивает его с мышиным, когда мышка выглядывает из норки и проверяет, не затаился ли враг рядом.
Чичиков подчеркивает, что ни за что бы не понял, что Плюшкин — помещик. Если бы он встретил героя у церкви, то дал бы ему монету, так как принял бы Плюшкина за нищего.
Портрет героя дополняет, подчеркивает и раскрывает задумку автора. Гоголь хотел показать в образе Плюшкина падшего человека, которым бы полностью овладела скупость, жадность, вещизм. Плюшкин потерял такие качества как доброта, сочувствие, милосердие, ответственность, мудрость. Плюшкин был богат физически, но был нравственно бедным. Именно его духовная нищета и подчеркивается таким портретом. Герой потерял уважение к себе, из-за чего перестал уважать других. Плюшкин полностью замкнулся на своем собирательстве и потерял другие духовные интересы.
8 стр., 3944 слов
Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
… живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил … героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.На визите Павла Ивановича Чичикова к Плюшкину В первую … Чичикова данный эпизод является кульминацией. Герой достиг цели. Разоблачение последует потом. В галерее портретов «мертвых душ» образ Плюшкина …
Портрет Плюшкина — это образ неопрятного и грязного человека.
2 вариант
Плюшкин — один из важных героев «Мертвых душ», в отличие от иных героев, Гоголь чрезвычайно подробно описывает образ жизни и события, приведшие его к настоящему положению. В работе он наконец появляется вслед за Коробочкой, и остальными. По сравнению с другими образами, запущенный очень уж сильно: он предстал пред Чичиковым в обносках, выглядел неряшливо так, что Чичиков не в состоянии был понять, женщина это или мужчина. По-видимому, богатый землевладелец с многими деревнями и 1000 крестьян должен казаться представительным и солидным и соответствовать своему положению. Во всяком случае, Плюшкин во многом схож с нищим, которому так и хочется отсыпать милостыню.
Появление Плюшкина шокировало даже Чичикова, который видел много разных людей из разных социальных центров. А вот как описывается внешность Плюшкина: «он увидел много всяких людей.».. Но он такого еще не видел..(Впечатление Чичикова от Плюшкина).
Его лицо было таким обычным, нежным, неприличным и таким простым. Нос был забинтован и многие зубы отсутствовали. Кроме отвратительной наружности, одежда Плюшкина была также старой и унаследованной, во взгляде его появилось чувство отвращения:»… Нельзя было бы узнать его ни в коем случае: рукава так засалены, что напоминают ботинки. Еще у него на шее было что-то, чего нельзя было определить: носок, галстук или бюстгальтер. …”
Однако он не всегда был таким уж плохим человеком. В молодости у него была прекрасная жена и трое детей. На каком этапе его жизни произошло горестное событие: жена ушла в мир иной, а сын и дочь добровольно покинули дом. Пламя погасло в сердце Плюшкина, и он стал наполнять свою жизнь вещами, и совсем забыл о людях.
Заголовок произведения весьма символичен. Мертвые духи здесь — не только мертвая чернь, но и сами чиновники и землевладельцы. Использовать типичного для этого представителя негативного характера сложно, сопереживать им, не обращая внимания ни на что в этом человеке, который стремится только к падению. Ящики полны пищи, которой легко прокормить всю деревню, но все эти дары природы просто гниют. Это яркий пример «мертвой души». Плюшкин вряд ли когда-нибудь сможет стать порядочным человеком, ему нужно будет очень хорошо постараться для этого. Но он, довольный своим нынешним положением никогда, скорее всего, не захочет им становиться. Вместо того, чтобы стремиться к вершине, он вырыл яму, и гордится тем, что выше её дна.
Выводы
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» был для Гоголя очень значимым. В его планах было оставить в третьем томе из всех помещиков одного его, но уже нравственно возрожденного. На то, что это возможно, указывают несколько деталей. Во-первых, живые глаза героя: вспомним, что их часто называют зеркалом души. Во-вторых, Плюшкин единственный из всех помещиков, кто подумал о благодарности. Остальные тоже брали деньги за умерших крестьян, но считали это чем-то само собой разумеющимся. Важным оказывается и тот факт, что при упоминании о старом товарище по лицу помещика вдруг пробежал лучик. Отсюда вывод: сложись жизнь героя по-другому, он остался бы бережливым хозяином, неплохим другом и семьянином. Однако смерть жены, поступки детей постепенно превратили героя в ту «прореху человечества», какой он предстал в 6-й главе книги «Мертвые души».
Характеристика Плюшкина — это напоминание читателям о том, к каким последствиям могут привести человека жизненные ошибки.
В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека. Одним из таких выраженных слабостей является скупость и жадность. Эти две черты составляют основу образа Плюшкина.
Плюшкин изображается, как запустивший не только себя, но и всю деревню, помещик. Его скупость оставила свой отпечаток на всём, в том числе и на обстановке дома. Когда Чичиков оказался в комнате Плюшкина, ему показалось, что она необитаема. На всём лежал большой слой пыли, стояли сломанные предметы, исписанные мелкие бумажки – всё имело неопрятный вид. И в самом углу комнаты была большая куча с мусором. И вот эта куча как нельзя лучше отражает характер Плюшкина. Он туда складывал всё, что ему попадалось, любую мелочь, которой он потом всё равно не пользовался. Так ведут себя все скупцы – куча отражает то, что они копят различный хлам только лишь для того, чтобы он просто был. Так они ощущают себя богаче материально потому, что такие люди не обогащают свой внутренний мир, захламляя его ненужными вещами и мыслями.
У Плюшкина не всегда была так сильно видна скупость: у него была семья, которая сдерживала эти черты характера. Когда он остался один, ему стало не о ком заботиться, стараться как-то развивать свой характер, и только лишь одна цель у него появилась – это как можно больше скопить что-либо
Скупым людям не важно, что копить – им всё мало, скупость становится всё больше, и они уже не смотрят на то, что копят. Таким образом, скупые пытаются восполнить нехватку в человеческих чувствах – любви, дружбе, понимании
Потому что, когда Плюшкин вспомнил про своего друга юности, выражение его лица преобразилось – он смог почувствовать те эмоции, которые у него были в детстве и юности. Но с такими людьми никто не хочет общаться, говорить с ними не о чем и поэтому они становятся всё более жадными.
Возможно, если бы у Плюшкина рядом был кто-нибудь из близких людей, который бы не говорил с ним о деньгах, а пытался развить его внутренний мир, то тогда он бы не был таким жадным, скупым. Потому что, когда к нему приходила дочь, то разговор всё равно возвращался к деньгам. Получается, Плюшкин не интересовал никого как личность, и из-за этого он становится безразличным к чувствам других и ценит только материальное. Если бы с ним был человек, который стремился бы помогать ему, улучшить его характер, то Плюшкин был бы добрым и справедливым помещиком.