Сочинение на тему «жилин и костылин в плену», 5 класс

Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин — медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе — бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась — боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин — слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать — привык плыть по течению.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Презентация к уроку


Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию

Цели урока
:

  1. Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
  2. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
  3. продолжить работу над развитием речи учащихся;
  4. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I.

Вступительное слово учителя.


Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших.В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?

Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:

Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы». СЛАЙД №2.

Оба героя — офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся).

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

IV. Проверка домашнего задания

: СЛАЙД №3

Знакомство Жилина с Костылиным.

    1. Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)
    2. Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
    3. Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.

1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Группа №2.

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Группа №3.

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.

Беседа по итогам групповой работы.

Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.

2. Первый побег

(чтение по ролям)

Вывод. Слайд №7

  1. Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  2. Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

  1. Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
  2. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).

Второй побег — результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)

Жилин. Слайд №8

  1. постоянно думает о вольном житье;
  2. уговаривает Дину помочь ему;
  3. шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
  4. не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  1. отказывается от побега
  2. не может превозмочь свою боль
  3. прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».

VI. Выводы по уроку.

Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.

  1. Разница в характерах в сцене нападения татар;
  2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;
  3. Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;
  4. Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;
  5. Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;
  6. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VII. Рефлексия

  1. Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)
  2. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Д/з:
подготовить сравнительную характеристику героев

«Кавказский пленник» — рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Заря» в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа — отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: