Михаил лермонтов ~ родина («люблю отчизну я, но странною любовью!») (+ анализ)

Сочинение по произведению «прощание с матерой» распутина

Система образов

Образы стихотворения тесно связаны с причинами потери Родины, с неполноценностью происходящего.

«Однокрылая мельница» символизирует птицу, которая не может взлететь — старую деревню, которая умирает, лишенная социальных изменений.

Символом невосполнимой утраты также является «пепел и слой дорожной пыли» на том месте, где когда-то стоял отцовский дом.

Лирический герой не узнает сельчан: «Они бегают вокруг меня // Лица старые и молодые, // Но шляпу не перед кем складывать, // Я не нахожу убежища ни в чьих глазах». Этого не было в его глазах. Родина на долгое время он стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные на всю Россию, наверное, здесь еще не читали.

Изменился родной язык. Стало «топорным, немытым». Поэт сознательно использует пошлые диалектики, искажает привычное звучание слов: «обсуждают свою жизнь».

Передавая речь «солдата Красной Армии с сонным лицом», автор использует бессмысленные междометия: «Мы и ентак, и расентак, // Буржуазный ентого, который в Крыму…» Это не речь, но какое-то звериное бормотание, полная деградация. Даже «хмурые клены» это слышат.

Наконец, в конце стихотворения появляется изображение лиры — атрибута поэтического мастерства. Автор признается, что никому не отдаст.

Если в стихах Пушкина из стихотворений «Я опять побывал…», «Не руками поставил памятник…» есть идея преемственности, то в творчестве Есенина все ограничено настоящим моментом.

«Цветите, молодежь, и делайте свое тело здоровым…» — в этом призыве чувствуется неверие в то, что душа молодых людей может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется один на один со своей главной задачей: песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.

Природа в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое —  они не желают покидать места, к которым привыкли. В их речах и действиях чувствуется неимоверная любовь к родным красотам, которые они ни на что не променяют.

В отличие от более старшего поколения, молодежь согласна покинуть остров. Им нечего терять, ведь они не трудились на благо родного края. Что же касается «старух», которые возделывали свои угодья не одно десятилетие, им очень больно и обидно. Действительно, разве можно просто так уйти, оставив то, что дорого?

Но природа острова – это не только красоты, земля – это не только урожай. Также остров – это память об ушедших из жизни предках, которые навсегда останутся в здешней земле. Но могилы хотят сжечь – это нужно ради строительства ГЭС. Разве может какая-то память конкурировать с промышленностью?

Однако символ острова, «царский листвень» оставался нетронутым. Это дерево олицетворяло всю ту духовность пожилых людей, потому никто не осмелился срубить или сжечь его. Осознавая это, невольно приходит мысль о том, что в людях еще остались некие крупицы человечности. Хоть, конечно, для сохранения острова их недостаточно.

Природа Матеры описывается весьма красивой. Только вот душу омрачает тот факт, что человеческая деятельность, в перспективе, способна нарушить все это великолепие. Подобное очень удручает.

Своим произведением автор словно просит людей задуматься о своих губительных для природы и экологии действиях, о своей безжалостности по отношению к окружающему миру. Он показывает, что память о предках должна быть важнее всякой гонки технологий, а те дары, что преподносит родная земля – действительно бесценны. Их стоит не губить, а хранить и преумножать, использовать разумно.

Жаль, что в современное время придерживаться этой точки зрения очень сложно. Честно говоря, герои Распутина порой и сами понимают, что от того, что человек является царем природы, вряд ли произойдет что-то путное – кроме ее полного уничтожения.

Ведь род людской умеет только брать, ничего не давая взамен. Он привык тратить земные ресурсы, забывая о том, что они не безграничны. По сути, в этом и трагедия. Великое горе, которое можно наблюдать собственными глазами.

Порой кажется, что природа острова живая – и она грустит, осознавая, что конец идиллии близок. Рано или поздно все будет сожжено и срублено, погибнет все живое, а вместо торжества цветов и красок пространство займет новое «детище» — холодное, металлическое и пугающее.

Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг

Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.

Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему

В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника

Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».

Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.

Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.

Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.

Лейтмотив

Марину Цветаеву, которая немалую часть жизни провела в эмиграции, по праву считают русской поэтессой. И это неспроста. Многие исследователи подтверждают, что творчество этой свидетельницы страшных переломов российской истории — летопись не только любви, но и Родины начала XX века.

Мы абсолютно точно можем сказать, что Марина Цветаева любит Россию. Она пропускает через себя все тревожные, неоднозначные события, анализирует их в своем творчестве, пытается выработать к ним четкое отношение. В том числе углубляясь и в давнюю историю («Стенька Разин»).

Жива в ее творчестве и тема Белой гвардии. Марина Ивановна не приняла революцию, ее ужасала Гражданская война.

Вариант 2

В произведении «Возвращение на Родину» поэт пишет о своей малой родине, о родном и родном селе с детства, которое он приехал в гости, уже будучи зрелым и проработавшим поэтом. Всем известно, что Есенин не хотел мириться с советской властью и даже осмеливался говорить о ней нелестно.

Интеллигенция, жившая в те годы, стала покидать родную страну. Лишь единицы могли выступить против чего-то и не потерпеть новых условий. Есенин отличался саркастическим и пренебрежительным отношением к власти, но обладал народной любовью, что позволяло ему это делать.

Рассказывая о своем возвращении на родину, поэт видит кардинальные перемены. Самые важные связаны с духовным порядком. Крест снят с колокольни, готовятся к запуску иконы, их место занимает портрет вождя пролетариата.

Есенин осмелился заявить, что Ленин не был для него иконой и что он сразу же не читал Энгельса и Маркса. В этих словах есть разумный и независимый голос. Поэт описывает, как меняется целая эпоха, близкий ему традиционный уклад жизни движется в сторону прогресса. Чем больше печали в глазах старшего поколения, тем больше радости у молодого поколения, которое не хочет жить по старым традициям. Капитал заменяет Библию. Поэт высмеивает энтузиазм своей сестры, которая пытается погрузиться в новую идеологию.

Есенин не входил в политический круг и мог только пытаться сохранять разумное и честное представление о действительности. Поэт пишет о любви по отношению к любимым и близким, он с пониманием пытается справиться с кардинальными переменами. При всем этом он утвердительно утверждает, что знает этот мир.

С некоторой долей иронии поэт вводит в стихотворение образ собаки, которая издает лай на манеру Байрона, то есть с особой преданностью. И он узнает Есенина, которого не узнали многие сельчане. Эта преданность собаке контрастирует со всеми изменениями, которые происходят повсюду. В этом сравнении есть намек на некую чепуху жизни. Еще недавно люди поклонялись иконам, а теперь молятся вождям, и только верные собаки могут оставаться верными.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей — лошади и собаки. При этом очень важны звуки — если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Другие сочинения по этому произведению

«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повестьОбраз Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОбраз Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателяРецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведенияХарактеристика ЛизыАнализ повести «Бедная Лиза»Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная ЛизаУтверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»Размышления о “Бедной Лизе” КарамзинаН. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повестиЗа что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует емуХарактеристика образов дворянина Эраста и крестьянки ЛизыОписания в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаХарактеристика ЭрастаПовесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»Бедная ЛизаПсихологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза»Сентиментализм в русской литературеО повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаБедная Лиза . Карамзин Н.М.Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»«Бедная Лиза» — повесть о печальной участи крестьянской девушкиПочему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к ЛизеТема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозыЛиза — главная героиня повестиКарамзин и русский сентиментализмПовесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы«Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение»Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаАнюта персонаж повести Карамзина «Бедная Лиза»Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза»Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза»)Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия»Темы идеи образы повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»Сюжет первой и самой известной повести КарамзинаЭкранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОписание «нижних чинов» в произведениях русских писателей

Проблема отношения человека к природе «Прощание с Матёрой» (ЕГЭ по русскому)

В предложенной мне для анализа повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» поднимается несколько проблем, одна из которых — проблема взаимоотношений природы и человека в современном мире.

Размышляя над проблемой, автор пишет о небольшой деревне Матёре. Распутин упоминает о том, что это последняя весна для деревни и острова. «Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции», — так сказано о деятельности людей по отношению к природе в произведении. Этот пример говорит о том, что люди постоянно изменяют природу в своих интересах, для своей выгоды. Но к чему может приводить такое отношение? Об этом автор пишет далее: «Вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру». Это лето было последним для поселения, жителям приходилось принимать решение о переезде.

Этот пример говорит о том, что зачастую люди, сооружая что-то, не задумываются о последствиях, не задумываются о том, что могут причинить вред не только природе, но и другим людям. Авторская позиция по поставленной проблеме мне ясна. Распутин крайне недоволен таким безответственным отношением людей к природе. Он считает, что деятельность людей пагубно сказывается на нашей планете, а с годами ситуация становится всё хуже и хуже.

Я согласна с мнением автора. С годами развивается человечество, появляются новые технологии, заводы, приборы, которые могут разрушать нашу Землю. К сожалению, люди этого не понимают, не замечают, к чему приводит их деятельность. Много примеров действий людей, разрушающих нашу планету. Например, вырубка лесов, загрязнение воздуха, почвы, воды. В России в год вырубается около 1,2 миллиона гектаров леса. Но много ли новых деревьев вырастает? Конечно же, нет.

Подведем итог. Одна из самых серьезных проблем человечества — это отношение к природе, к ресурсам, которые она нам даёт. Люди не берегут Землю. Через несколько лет ситуация в разы может ухудшиться, если мы не изменим своего отношения к окружающей среде. В своей повести Распутин привел один из примеров последствий вмешательства человека в природу. А кроме этого существует ещё сотни и тысячи негативных итогов деятельности людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Одна из самых серьезных проблем человечества это отношение к природе, к ресурсам, которые она нам даёт.

Www. kritika24.ru

26.05.2019 4:04:28

2019-05-26 04:04:28

Вариант 3

Валентину Григорьевичу Распутину, родившемуся в тысяча девятьсот тридцать седьмом году в поселке Усть-Уда, была знакома жизнь в деревне. Поэтому события, ярко описанные в произведении «Прощание с Матерой», выглядят очень реалистично, как будто бы автор описал свои наблюдения.

В повести писатель говорит о проблемах людей, которые не могут представить себе жизнь без малой родины, без того места, где они родились и выросли, где прошло их детство, где они прошагали через войну и потеряли родственников, некоторые, детей и мужей.

Не обошел В. Г. Распутин и проблему взаимоотношений поколений, рассмотрел конфликты, которые возникают между родителями и детьми. Жизнь идет, одно поколение сменяет другое, и, по словам автора, не должна потеряться та ниточка, которая связывает эти поколения.

В повести «Прощание с Матерой» автор показывает трагедию русского народа, живущего в глубинке. Они всем сердцем жаждут остаться жить в своей родной сторонке, но им не дают. Они не хотят шагать в ногу с прогрессом.

Молодые люди легче переживают расставание с родной землей. Они восхищены строительством электростанции, многим из них было радостно, что они покидают нажитые места и переселяются в город. И ни один из них не задумывался о том, что будет с его малой родиной. Именно на потерю связи нового поколения с малой родиной и делает упор Распутин.

Молодежь не желает оставаться в деревнях, выезжает на учебу в город и остается в нем жить. Такое желание к новому лишает связи это поколение с историей родной земли, своей деревни.

В повести есть люди, которые за то, чтобы распределили их деревню и их переселили в город. Но остались еще и такие, которые борются до конца, не хотят мириться с этим. Если рассмотреть персонажей условно, то их можно разделить на две группы – «отцов» и «детей». К первой группе относятся: дед Егор, Настасья, Богодул, Катерина, Сима. Это те люди, для которых здесь дорог каждый клочок земли, где знакома каждая тропинка, где сохранились воспоминания. Они не могут представить себе жизнь в новом городе, в чужой обстановке.

В. Г. Распутин подчеркивает, что Матера жила триста лет, вырастила не одно поколение, и вот теперь, жители деревушки должны перечеркнуть всю историю и забыть о родной стороне.

Молодым людям нет разницы, где жить. Им даже на руку этот переезд в город. По их мнению, для молодежи открываются многие пути, они могут далеко пойти, построить себе карьеру, стать великими людьми. Это: Петруха, Клавка Стригунова, Андрей. Им не понятны были доводы родственников, которые не хотели уезжать.

Дарья – пожилая женщина, всю жизнь прожила в Матере. Именно в ее образе нам показывает автор, как она предана малой родине, как щемит ее сердце, когда главную героиню заставляют покинуть село и уехать на чужбину. Она подчеркивает, что многое есть в памяти, если человек ничего не помнит, он не живет.

Главная героиня – идеализированная личность. Автор показывает ее только с положительной стороны и не находит в ней ни одного недостатка. Она логично мыслит, приводит грамотные доводы, хотя говорит простым языком. Но он понятен всем, и ее слова заставляют задуматься молодое поколение о том, что на этой земле жили предки. Народу тяжело было покинуть родину, каждый из жителей цеплялся за каждую соломинку, чтобы только остаться на месте и никуда не уезжать.

Каждой строчкой своего произведения Валентин Григорьевич Распутин пытался достучаться до наших сердец, чтобы мы наконец поняли, что без знания своей истории, своих корней, человеку сложно существовать.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В мирные годы человек. Текст А.Н.Толстого(проблема роль родины в жизни человека).

Что такое родина? Какую роль она играет в жизни человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста А.Н. Толстого . Автор поднимает проблему роли родины в жизни человека.

Позиция автора заключается в том, что родина-это «поток людей, несущих свой язык, .

Я полностью разделяю позицию А.Н.Толстого. Действительно, у каждого человека есть своя родина и видят все ее по-своему. Для кого-то это воспоминания, для кого-то -культура или же место, где ты связан с людьми. Но главное она есть у всех. Родина останется навсегда в твоей памяти и будет примером во многом. Если человек уедет в другое место, он будет сравнивать все со своим родным краем. И люди будут готовы пойти на что-угодно ради сохранения и зашиты своей отчизны.

Автор повествует нам о судьбе жителей матеры, которым приходится покинуть дом из-за затопления острова. Многим коренным обитателям даётся тяжело эта разлука. Бабка Дарья не покидает Матеру до последнего дня и прощается с ней, как с живым существом. Для Дарьи остров- не просто место жительства, здесь остаются ее предки, здесь она провела всю свою жизнь. Матера хранит историческую память о прошлом. У покидающих людей в сердцах остаётся тоска по родине и мы видим к чему она может привести. Матера играла большую роль в жизни многих, и все они остаются благодарными ей.

Таким образом, мы видим, что родина играет большую роль в жизни многих людей. И каждый человек будет возвращаться на неё, при этом ощущать себя намного лучше и спокойнее. Люди будут готовы отстоять права за свою родину и сделать все возможное, чтобы защитить ее, ведь она для них великая ценность.

Понятие Родина мы познаём с самых ранних детских лет. Это частичка лежит внутри нашего сердца. Всё, что нас окружает: тёплые руки матери, запах хлеба, цветов, шелест листьев. Мы запоминаем, и воспоминания идут с нами по всей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Люби и охраняй природу (охрана природы) 7 класс

    Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

Любовь! Как много смысла мы вкладываем в это слово. Оно имеет множество граней и определений, в нем заложена сила и слабость рода человеческого. С древних времен и до наших дней ее воспевают, ее проклинают

Анализ повести Бунина Деревня сочинение

Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Написав эту повесть, Бунин полностью выполнил поставленную перед собой задачу

Сочинение Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии

Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе

На доктора он выучился только по настоянию своего отца

Иван Тургенев — подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Мои деревья — Стихотворения в прозе (1878-1882) — И.С. Тургенев

Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа. Он звал меня к себе в имение.

Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит. Я поехал к нему.

Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе — а дело было летом,— чахлый, скрюченный, с зелеными зонтами над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях.

— Приветствую вас,— промолвил он могильным голосом,— на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!

Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.

И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!» Но вот ветерок набежал волною и промчался легким шорохом по сплошной листве исполина. И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу — и на похвальбу больного.

Другие сочинения по этому произведению

«Царь-рыба» Астафьева
Анализ рассказа «Царь-рыба»
Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».)
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА»
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев «Царь-рыба»)
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева «Царь рыба»
Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)
Природа (по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»)
Образ Игнатьича в новелле «Царь-рыба»
Трагедия человека и природы в произведении Астафьева «Царь-рыба»
Характеристика рассказа «Царь-рыба»
Экологические и нравственные проблемы
Главная тема книги Астафьева «Царь рыба»
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» — вариант 2
Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба»
История написания произведения Астафьева «Царь-рыба»
Человек и природа, их единство
Нравственность и экология по произведению Виктора Астафьева «Царь рыба»
Реальное и фантастическое в произведении Астафьева Царь рыба
Сочинение по новеллистическому циклу Астафьева «Царь-рыба»
Раздумья о роли человека на земле о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь рыба»

Трудно
найти в мире литературу, в которой
уделялось бы столько внимания теме:
человек и природа. Имена почти всех
писателей связаны с живописными местами.
Пушкин не отделим от Михайловского,
Толстой — от Ясной Поляны.
Отношение
человека к природе — одна из наиболее
злободневных проблем современности.
Писатели, экономисты, ученые бьют
тревогу: природа в опасности, она
нуждается в спасении. Сейчас нельзя
сказать, что человек — царь природы.
Покорение природы обернулось для нас
уничтожением ее богатств, борьба с ней
— нравственным саморазрушением.
Оказавшись на пороге экологической
катастрофы, мы видим свою причастность,
начинаем размышлять в месте природы в
нашей жизни.
В семидесятые
годы Виктор Астафьев написал “Последний
поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах
“Царь-рыбы” идет о браконьерах,
нарушающих запреты на охоту и рыбную
ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле
и звезды на небе были тысячи лет до нас.
Звезды потухали иль разбивались на
осколки, взамен их расцветали на небе
другие. И деревья в тайге умирали и
рождались, одно дерево сжигало молнией,
подмывало рекой, другое сорило семена
в воду, на ветру”. Писатель говорит о
том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы
лишь ранили ее, повредили, истоптали,
исцарапали, ожгли огнем. Но страху,
смятенности своей не смогли ей передать,
не привили и враждебности, как ни
старались”.
В главе
“Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует
саму природу. В этой главе вступает в
борьбу с осетром огромных размеров
человек. Поединок заканчивается в пользу
природы. Утратив совесть, человек терпит
поражение, а волшебная царь-рыба уплывает
на дно Енисея.
В своих
произведениях Валентин Распутин пишет
о защите природы. В повести “Прощание
с Матерой” он показывает страдания
людей, которые покидают свою родину.
Мне кажется, что вместе с людьми плачет,
страдает и природа. На острове есть
дерево, его пытались срубить, спилить,
поджечь. Люди ничего не могут сделать
с ним. Природа тоже противостоит людям.
Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы
боремся с природой, мы уничтожаем самих
себя.
В повести “Пожар”
поднимается та же проблема. “Лес вырубать
— не хлеб сеять”, — говорит главный
герой повести “А лес выбрали — до нового
десятки и десятки лет. Вырубают же его
при нынешней технике в годы. А потом
что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе
с природой гибнет и человек.
Современные
писатели учат нас задумываться над тем,
что мы делаем с природой. Слишком много
горя и страданий приносит нам технический
прогресс. Он наносит удары по природе,
а значит, наносит смертельные удары и
нам. Такое отношение к природе приводит
к катастрофам, сотрясающим весь мир.
Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять
природу — значит охранять Родину”.

2 вариант

Повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой» —  повесть-предупреждение.  Это горькие думы  о том, кто мы на этой земле? Есть ли у нас право вмешиваться в природу? Что ждет нас в дальнейшем?

Матера — так называется остров и деревня на этом острове. Есть что-то символическое в данном  названии: «матёрый» — старинный, опытный, Матёра — мать-земля. Веками селились на острове люди, сеяли хлеб, хоронили своих близких. И всем давала кров эта земля. А сейчас остров должен быть затоплен.   Плодородные пашни уйдут под воду: на Ангаре запускают ГЭС. Но движение вперед не должно разрушать жизненный уклад человека!

Мы видим Матеру в последние дни ее существования. Природа  Матеры живая! Вот посреди острова стоит могучий, в три обхвата,  «царский» листвень — образ, символизирующий единство человека и природы. Вот обследует свои «владения» Хозяин острова —  зверек,  олицетворяющий душу этой земли. Свою кровную связь с родной землей остро чувствуют «старинные старухи», не желающие покидать Матеру: здесь родились они и их дети, отсюда уходили на фронт мужья и братья, здесь родные могилы. Поэтому-то оставшиеся  в деревне жители встают  против бригады «пожогщиков», равнодушно зачищающих территорию.  Для крестьян  это не просто точка на карте, подлежащая санации,  — это их родина.

Особенно остро чувствует свою связь с землей, с предками старуха Дарья Пинигина. Именно земля дает ей нравственную опору.  Дарья  живет по заветам отцов: «…чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Поэтому не спешит она перебраться на большую землю, где для переселенцев построен поселок. Отчий дом свой она моет и белит перед сожжением, обряжает,  как человека перед похоронами.

Горит земля, горят кресты на могилах, горят избы на Матёре… Прерывается связь, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Отрывается от родной земли Павел, сын Дарьи. На большой земле  его ждут комфортные условия : свет, газ — все прелести цивилизации. Наблюдая за горящей избой, Павел пытается найти в себе жалость, но не чувствует ничего.  «Памяти никакой не стало, вся износилась», — скажет Дарья.  Вот и блуждает Павел в утреннем тумане.  Сцена символична: не может Павел найти Матеру, утрачены связующие нити. А его сын Андрей, внук старухи Дарьи, вообще после армии переехал жить в город.   Ни памяти, ни совести у тех, кто,  торопясь перебраться в поселок, сжигает сам свои избы, как Клавка Стригунова и Петруха. «Разорены душой,»- это о них, о тех, кто без сожаления покидает родные места.

Дарья , не потерявшая совесть, чувствует свою вину перед отчей землей, свою ответственность за происходящее. Отвечать за окружающий нас мир должен каждый человек — так считает В.Распутин. Нужна ли людям гидроэлектростанция? Да, нужна. Да,  наша жизнь меняется

Но как важно остаться Человеком в любых обстоятельствах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: