«Герой нашего времени»: краткое содержание
О чем книга «Герой нашего времени»
Роман состоит из пяти глав, но их порядок не хронологический. Лермонтов стремился заставить читателей переживать, составлять свои суждения.
Начинается действие с самой грустной и проникновенной главы «Бэла». Повествование знакомит с основным персонажем – молодым офицером Григорием Александровичем Печориным, служившим в кавказской крепости под командованием доброжелательного и мудрого коменданта Максима Максимовича. Григорий Александрович ведет себя непоследовательно: «то бесстрашно скачет по на лошади», то капризничает, как избалованная девчонка.
Из соображений развеселить тоскливого юношу Максим Максимович ведет его на черкесскую свадьбу. Основному персонажу приглянулась черкешенка Бэла – дочка хозяина. Он вознамерился украсть ее с помощью Азамата (ее брата), которому офицер путем обмана помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.
Бэла поначалу опасается офицера, но затем даже влюбляется в него. Однако он уже не тот. Он как спичка – быстро возгорается и тут же гаснет.
Из мести Казбич крадет Белу, а затем серьезно ранит ее, понимая, что вместе им не скрыться. После тяжелой травмы Бэла вскоре умирает. Офицер считает себя виноватым в этом.
Вторая глава под названием «Максим Максимович» демонстрирует печоринскую эгоистичность. Изображена встреча коменданта и Григория Александровича (они давно не виделись). Комендант обрадовался товарищу, хотел его обнять, но тот холодно отстранился от него с полными безразличия глазами.
Глава «Тамань» повествует о печоринском вмешательстве в «мирное» существование членов контрабанды и его разрушения. И все из-за чрезмерного любопытства. Лишь потом Печорин осознал, что все лишь навредил: девочке, Янко, мальчику и старухе.
Четвертая глава «Княжна Мери» – больше всех остальных по объему. Переплетаются многочисленные сюжетные линии, все заканчивается грустным итогом: Григорий Александрович убивает на дуэли Грушницкого, его возлюбленную Веру неизвестно куда увозит муж-ревнивец, у княжны Марья разбито сердце, она чахнет со стыда. Это плохо для всех. Несчастны все, основной персонаж.
Четвертая глава «Княжна Мери» – самая большая. Переплетаются многочисленные сюжетные линии, все заканчивается грустным итогом: Печорин убивает Грушницкого на дуэли, его возлюбленную Веру увозит неизвестно куда муж-ревнивец, княжна Марья чахнет со стыда и из-за своего разбитого сердца. Это плохо для всех. Несчастны все, даже Печорин.
«Фаталист» (последняя глава) проникнут мистицизмом и переживаниями. Григорий Александрович предстает тут в качестве фаталиста. Он предполагает, что Вулич рано умрет. Тот смеется в ответ, и стреляет себе в висок. Произошла осечка. Но в тот же вечер Вулич все же умер, зарубленный саблей пьяного казака.
Философские размышления
Продолжаем рассуждать на тему «Герой нашего времени». Проблемы роман поднимает на самом деле нешуточные. Что собой представляет Печорин? Перед нами молодой человек двадцати пяти лет от роду, офицер, аристократ, выделяющийся на фоне современников своей незаурядностью, острым умом, тонкой интуицией, смелостью, выдержкой, огромной силой воли. Казалось бы, вот все составляющие счастливого будущего. Таких людей любят, их обожают и боготворят. Перед ними открыты все двери. Так оно и было, но не случилось. Почему?
У каждого человека есть достоинства и недостатки. В каждом идёт непримиримая борьба добра со злом. И это естественно. Это заложено природой и Богом. Но помимо всего этого, существует ещё и пустота. Она должна быть заполнена либо светом, либо тьмою — в зависимости от того, какую дорогу мы выбираем. Или же она начинает расти и заполнять собою каждый освободившийся уголок души. Именно это и произошло с Печориным. За что бы он ни брался, в какие бы далёкие места ни отправлялся, с кем бы его судьба ни сводила — во всем за ним по пятам следовала эта зияющая пустота, тягучая бессмысленность, тщетность и бесцельность существования.
Вариант 1
Сегодня, так же как и во времена М.Ю. Лермонтова, актуальными остаются некоторые проблемы, поднятые им в своих произведениях. Каждый день мы сталкиваемся с такими явлениями, как отчуждение, одиночество, несправедливость и нравственный выбор. Проблемы эти актуальны и в современном обществе, они знакомы каждому из нас.
Примером произведия русской литературы, в котором можно увидеть отражение современных проблем, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении автор затрагивает вопросы морального выбора и социального неравенства.
Первая проблема, которую поднимает Достоевский, — это проблема морального выбора. Главный герой романа, Раскольников, оказывается перед непростым выбором — убить старушку или нет. Он проводит внутренний монолог, анализирует свои чувства и мысли, обдумывает последствия своего решения. Эта проблема актуальна и сегодня, когда люди постоянно сталкиваются с выбором между правильным и неправильным, между законом и собственными убеждениями. Каждый из нас должен принимать решения, которые могут повлиять на жизнь других людей, и это требует от нас моральной ответственности.
Вторая проблема, затронутая Достоевским, — это социальное неравенство. Раскольников, как студент, не имеет денег на жизнь и на учебу, а его соседи известны своим богатством. Это создает у Раскольникова чувство обиды и несправедливости. Сегодня, как и в прошлом, в обществе наблюдается значительное неравенство в распределении богатства и возможностей. Это приводит к различным социальным проблемам, таким как бедность, безработица, социальная и экономическая дискриминация.
Итак, можно сделать вывод, что поднятые Лермонтовым проблемы остаются актуальными и сегодня. Проблема морального выбора и социального неравенства продолжают занимать нашу сознательность и требуют ответа от нас. Произведия русской литературы, такие как «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, помогают нам осознавать и размышлять над этими проблемами, а также формировать наш собственный мировоззрение.
Мне нравится7.7 k.Не нравится4.4 k.
Основные темы
Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.
Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия
Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.
Смысл заглавия романа. Как сам Лермонтов объясняет свой замысел в предисловиях ко всему роману и журналу Печорина?
«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. – Не знаю», — пишет М.Ю. Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина». В этой связи слова Б.М. Эйхенбаума об «ироничности», падающей на слово «нашего» как олицетворение эпохи, а не личности, представляются весьма спорными. Надо сказать, что Эйхенбаум сделал такой вывод на основе «первоначального» заглавия – «Один из героев начала века», где ирония отсутствует и, по мнению исследователя, есть прямой намек на декабристов. Но впоследствии было доказано, что не было никогда названия «Один из героев начала века». Просто заглавие было написано непонятным почерком, отчего возникли недоразумения.
Сам Лермонтов объясняет в предисловии ко всему роману: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Получается, что «главный герой декларативно отделяется от автора». Автор тем самым отказывается от «дидактики», потому что Печорин важен ему как своеобразное «зеркало» времени. Примечательно, что в первоначальной редакции эта фраза звучала несколько иначе: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, — точно портрет, но не одного человека; это тип; вы знаете, что такое тип?» Как пишет Э. Герштейн, впоследствии эта «издевательская фраза» была снята. Таким образом, Лермонтов указывает именно на общий тип героя, не в смысле исключительной личности, а в смысле представителя общества. Сочетание слов «наше поколение» напрямую отсылает к следующим строкам «Думы» : «Печально я гляжу на наше поколенье!//Его грядущее – иль пусто, иль темно…», — что тоже подчеркивает типичность. Даже то, что Лермонтов постоянно возвращается в романе в прошлое, не мешало читателям романа узнавать атмосферу своего времени, видеть своих современников. Все это указывает на типичность Печорина, нежели на его исключительность.
Но не стоит также забывать, что Печориным постоянно движет любопытство. Он «сознательно ставит себя и других в ситуацию нравственного выбора и с редкой выдержкой наблюдает, как с человека спадает маска естественности или, напротив, светской благовоспитанности и он предстает в своем истинном облике»
Значит, Печорину важно докопаться до глубин, до сущности каждого явления, поэтому он является и героем в прямом смысле этого слова, так как способен сознательно строить свою жизнь, анализировать свое время, при этом ничуть не приукрашивая свои пороки
Приведенные факты доказывают двойственность названия романа, в котором слово «герой» понимается и как исключительная личность, и как типичная. Отсюда и слова самого Лермонтова: «Не знаю», — в ответ на: «Да это злая ирония!».
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»: проблемы любви и дружбы
Его деятельная душа на протяжении всего романа ищет опасностей, героического подвига, искренней любви и дружбы. «Кто ищет — тот всегда найдёт». Находит и она, но удивительным, просто непостижимым образом разрушает заложенное в этих вещах созидательное начало. Его любовь никому из женщин не принесла счастья. Он не смог отдаться этому чувству, он вообще не способен был отдавать, только брать, и то поверхностно. В его душе, словно в бездонной пропасти, исчезали без следа и яркие чувства, и страдания. Он ими не насыщался, да и не пытался насытиться. Ему было всё равно. Трагические истории с Бэлой и Мэри — прекрасное тому подтверждение.
То же самое происходит и в дружбе Печорина с доктором Вернером. Полагая, что отношения между двумя товарищами должны сводиться только к одному: один — раб, а другой — его хозяин, он не пожелал быть ни рабом, ни тем, кто управляет и властвует. И то, и другое — скучно и глупо. А просто, без всяких «но» впустить другого в свой мир невозможно. Замкнутый круг.
Сочинение на тему История души человеческой в романе Герой нашего времени
Удивительная и неповторимая история каждой человеческой души, в знаменитом и многими любимом романе «Герой нашего времени» рассматривается великим русским писателем Лермонтовым Михаилом Юрьевичем до мельчайших подробностей. Сам писатель, предлагая своим читателям свое произведение, предлагает подробно изучить каждого человека, и показать его таким, какой он есть.
Создавая данный роман, Михаилу Юрьевичу удалось внести в привычную литературную среду новый жанр написания произведений, а именно психолого-ориентированного романа. Нужно отметить, что благодаря этому жанру Лермонтову удалось так подробно рассмотреть историю человеческой души.
Конечно, в первую очередь читатели могут рассмотреть душу главного героя, которая описана в произведении боле подробно, чем все остальные.
Нужно отметить, что образ главного героя довольно привлекателен, но в тоже время очень противоречив.
Печорин умен и своенравен, однако это вовсе не показывает его души, и на этом автор делает особой акцент. По словам Михаила Юрьевича, внешняя оболочка человека далеко не всегда показывает его внутреннюю душу.
Как же рассмотреть человеческую душу за этой оболочкой? Вопрос, на который каждый человек должен самостоятельно найти ответ.
Лермонтов был уверен, что человеческая душа открывается только в отношении с другими людьми. Лишь по общению людей друг с другом можно понять, что на самом деле скрывается в душе у человека. Но, тут очень важным моментом является то, что не перед каждым человеком другой готов открывать свою душу.
Именно это и хотел показать в своем произведении Михаил Юрьевич, и надо сказать ему это удалось полностью.
Многие специалисты и критики уверены, что читатели в данном произведении находят самих себя.
В заключении хотелось бы отметить, что найти самого себя и понять свою собственную душу очень важно каждому человеку в этой жизни
История души человеческой в романе Герой нашего времени
Сейчас читают:
-
Сочинение Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!
Счастье — это такое состояние, которое сложно достичь волевым решением. Нельзя сказать, что сегодня я буду счастлив целый день, и тут же начать ощущать счастье.
-
Сочинение на тему Любовь к родине
Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
-
Сочинение по пословице Делу — время потехе — час 4 класс
Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,
-
Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждение
Мне больше всего нравится в школе математика. Мне нравится учитель. Он сам очень любит свой предмет, постоянно учится. Он говорит нам, что без математики жизни нет – всё нужно считать. Даже в психологии (в тестах всяких) используют разную математику
-
Природа в романе Война и мир сочинение
Что можно сказать о природе она всегда вдохновляла писателей, и каждый творческий человек воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ». Читая этот роман,
-
Сочинение Озеро Байкал кратко
Байкал… «Священное море» России возрастом двадцать пять миллионов лет. Дикая и неподступная красота пейзажей, прозрачная глубина холодного озера будоражат мою детскую мечту. И вот я здесь. Перед моим
Проблемы романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблематика)
Роман под названием «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пользуется он широкой популярностью среди русскоязычных читателей и ценителей классической отечественной литературу и по сей день. И неспроста, ведь данное произведение действительно содержит в себе глубочайший смысл. В романе поднято немало важных, волнующих даже современных людей, проблем.
Проблематика «Героя нашего времени» в действительности разнообразна. Это и философская, и духовно-нравственная проблемы и проблемы смысла бытия, предназначения человека, любви. Отлично раскрыта проблема человеческой души.
Главный герой произведения – Григорий Печорин. Он эгоистичен, но умен и образован. Этому есть обоснование и оправдание. Таким его сделали время, власть. Печорин стал таким из-за того, что его и многим молодым людям его поколения не дали реализоваться и воплотить в жизнь свои желания планы и мечты – это, кстати, можно назвать одной из проблем.
Первая проблема – проблема смысла бытия. Главный герой постоянно спрашивает себя, для чего же он существует. Герой чувствует в душе большие силы, но не знает, куда из направить, чтобы добиться успеха. Это произошло из-за того, что после подавления восстания декабристов умы молодых людей были полностью под контролем власти и всякого рода нововведения, оригинальность были запрещены и подавлялись властью.
В главе-повести «Фаталист» также заключается одна из проблем. Предрешена ли судьба человека? Главный герой заключает сделку с человеком и проигрывает. Он умирает, веря в предрешенность судьбы.
Вопросы любви и дружбы также достаточно хорошо раскрыты в произведении «Герой нашего времени». Печорин не имеет счастья в любви, да и в дружбе тоже. Ситуация складывается достаточно печальная: героя любят почти все девушки светского общества, но он никого не любит сам. Это грустно, ведь он испортил жизнь, можно сказать даже лишил ее, девушки, которая его любила – Бэла. Да и с дружбой у Печорина не ладится. Он относится к тем, кто к нему тянется весьма холодно. Плохо, на мой взгляд, он обошелся с Максимом Максимовичем – своим старым товарищем по службе на Кавказе, проигнорировав его при неожиданной встрече, а вот старик рад был его увидеть.
Герой находится в непрерывном поиске счастья, но все никак не может остановиться и почувствовать себя счастливым человеком.
Печорин всецело, до мозга костей одинок, но виноват сам. Лермонтов нарисовал портрет поколения, обрисовал все проблемы, чем самым помогает читателям 21 века измениться. Безусловно, творчество Михаила Юрьевича Лермонтова было, есть и будет бессмертным.
Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».