Лирические отступления в романе а.с. пушкина евгений онегин

Литература

Роль лирических отступлений в од­ном из произведений русской литературы 19-го века

Элемент: Литература
Тип работы: Абстрактный
Язык: Русский
Дата Добавлена: 23.02.2019
  • Этот вид работы не является научной работой, это не законченная работа!
  • Данный вид работы является законченным результатом обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенный для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Вступление:

Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни, отражающая историческую эпоху, представленную в сюжете и сюжете героя, в объективном повествовании. Сам Пушкин писал, что под романом он понимает« историческую эпоху, основанную на художественное повествование ». Но Пушкин написал не только роман, но и роман поэтический.

В письме к П.А. Вяземскому он четко подчеркнул эту особенность «Евгения Онегина»: «Я пишу не роман, а роман поэтический — разница между дьяволом». Этими словами Пушкин подчеркнул нестандартность своего романа. В восьмой главе автор называет свое произведение «бесплатным». Что предлагает эта свобода. Прежде всего, это неформальный разговор автора с читателями. Главная роль в романе принадлежит автору, он — центр лирического повествования.

Произведение насыщено многочисленными лирическими отступлениями. Лирические отступления первой главы биографические. В первой главе автор рассказывает о юности и упоминает южную ссылку, в шестой главе автор приветствует молодежь, в восьмой главе рассказывает о годах лицея, когда Муза стала появляться «в садах лицея». Эти строки еще раз подчеркивают, что Пушкин одновременно и герой романа, и его автор, личность творческая, мыслящая и незаурядная.

2 глава

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

Факты биографии Пушкина, связанные с творческой историей «Евгения Онегина»

В письме Вяземскому в 1923 г. Пушкин упомянул о том, что он сочиняет роман в стихах, «у которого с романом классическим дьявольская разница».

Пушкин над «Евгением Онегиным» работал, судя по заметкам на полях рукописи,«7 лет, 4 месяца 17 дней». Первые строки были Пушкиным записаны 9 мая 1823 г. во время южной ссылки в Кишиневе, он продолжал писать роман в Одессе, Михайловском, Петербурге, Москве, завершен «Евгений Онегин» 25 сентября 1830 г. в Болдино. Роман писался как бы по ходу жизни Пушкина, став поэтической и исторической хроникой своего времени, отмечая вехи духовного взросления поэта и его героев. Сюжетное время романа охватывает период с 1819 г. по 1825 г.

Публиковался «Евгений Онегин» постепенно с 1825 г. по 1830 г. отдельными главами. Публикациями с большими промежутками во времени создавалась литературная интрига. Прочитав изданную главу, читатели с нетерпением ждали продолжения, пытаясь предугадать дальнейшее развитие сюжета. Их ожидания почти никогда не оправдывались: поступки героев романа противоречили всем сложившимся представлениям. Пушкин экспериментировал с сюжетом, создал образы, которых в литературе еще не существовало, как и подобных взаимоотношений автора со своими героями.

Евгений Онегин и Пушкин 

В классическом романе герои, преодолевая различные препятствия, обретают счастье или погибают. В «Онегине» для главных героев нет внешних, препятствующих их счастью обстоятельств, но им не суждено обрести взаимную любовь. Онегин и Татьяна сами отвергают друг друга, поступая вопреки привычным романным сюжетам, это история двух одиночеств.

В романе также непривычны были начало и финал. Первая глава начинается не со знакомства с героем и обстоятельствами его жизни, а с его мыслей; в финале сюжет обрывается, но эта незавершенность предполагает последующее развитие сюжета «Евгения Онегина», истории героев не окончены. Поскольку действие романа останавливается в 1825 году, считали, что судьбы героев будут связаны с восстанием декабристов. Либо Онегин, не обретя личного счастья, найдет себя в служении общественной идее, либо Татьяна, верная своему долгу, последует в Сибирь за своим мужем, генералом и одним из участников войны 1812 г., многие из которых стали декабристами.

Пушкин впервые использовал в произведении литературную игру и дружескую беседу с читателями. В отличие от популярных европейских романов того времени, «Евгений Онегин» не был просто чтением для развлечения, он стал «пищей для ума». Полностью «Евгений Онегин» вышел в свет в 1833 г., став литературным открытием.

Основная сюжетная линия «Евгения Онегина», лирические отступления. Образ автора

Главный герой, «светский лев», пресытившись удовольствиями столичной жизни, уезжает в деревенское поместье своего дяди, полученное по наследству. Там Онегин подружился с владельцем соседнего имения Владимиром Ленским, который представляет нового друга семье своей невесты Ольги Лариной. Ее сестра Татьяна с первой встречи влюбляется в Онегина и посылает ему письмо с любовным признанием. Онегин ее чувства, хотя и понимает, но не разделяет.

На именинах Татьяны Онегин, разозлившись на Ленского за то, что попал на многолюдный пир вместо обещанного тихого семейного праздника, приглашает Ольгу танцевать и флиртует с ней. Обида Ленского послужила причиной вызова Онегина на дуэль. После смерти друга Онегин уезжает из своего поместья

Ольга выходит вскоре замуж за улана, а Татьяна соглашается поехать в Москву на «ярмарку невест» и становится женой важного генерала

Вернувшись через два года, Евгений встречается на балу с Татьяной, которая стала княгиней и блистательной светской особой. Онегин, страдая от любви, пишет письмо Татьяне, но она, продолжая его любить, не может ответить на его запоздалые чувства.

Пушкин ломает привычные схемы, по которым пытаются жить его герои. Татьяна видит в Онегине героя романа, Ленский представляет свою жизнь как книжный сюжет, Онегин считает, что знает, какая жизнь была ба у них с Татьяной, и убежден, что никогда не сможет любить, а Татьяна со временем полюбит другого. Пушкин показывает, что жизнь гораздо богаче, сложнее и интереснее, чем представления героев о жизни. Поэтому Пушкин называл свой роман «свободным», его недоговоренность принципиальна и финал остается открытым, хотя с литературной точки зрения, роман заканчивается как бы ничем.

Онегин и Татьяна 

В сюжетной линии «Евгения Онегина» постоянно присутствует образ автора. Этот безымянный персонаж сопровождает героев на протяжении всего сюжета, отзываясь о них и их поступках сочувственно, критически или иронически. Нет прописанного облика автора, но о нем известно, что он был когда-то приятелем Онегина, потом Татьяна стала его «милым идеалом».

В отступлениях автор, который близок Пушкину, делится своими воспоминаниями, житейским опытом, наблюдениями о жизни русского общества,семейными хрониками, представляет пейзажные картины, разнообразные зарисовки петербургской, московской и деревенской жизни. Он рассказывает о своих театральных увлечениях, моде и даже кулинарных предпочтениях. Благодаря авторским отступлениям,вымышленное повествование и персонажи переплетаются с реальными событиями и людьми. В «Онегине» упоминаются драматург Катенин, поэты Вяземский и Мицкевич, философ Чаадаев, актриса Семенова, балерина Истомина, балетмейстер Дидло и многие другие современники поэта.

Отступления в главах романа

В первой главе автор знакомит читателя с главным героем романа. Пушкин описывает черты характера, внешность и жизненные принципы Евгения Онегина. Лирические отступления в этой главе посвящены театру. Александр Сергеевич показывает свою любовь к театральному искусству и петербургским балам. В дальнейшем повествовании Пушкин указывает на равнодушие главного героя к театру. С помощью этого литературного приема поэт подчеркивает отличительные особенности характера Онегина.

Вторая глава романа начинается с описания деревенской местности. Эти строфы не входят в список лирических вставок, потому что они являются экспозицией. Рассказчик описывает локации, где будут разворачиваться основные события второй главы

Это важно для дальнейшего повествования. Авторские отступления присутствуют в 14, 17 и 18 строфах

В них раскрываются нюансы дружеских отношений в дворянском обществе, и описываются факты из жизни автора. При помощи этих вставок Пушкин хотел оставить память о себе для будущих поколений.

Третья глава посвящена взаимоотношениям Онегина и Татьяны. Здесь лирические выноски показывают основные планы Александра Сергеевича. Пушкин сочувствует Татьяне. Эти строфы доказывают связь автора с героями романа.

В четвертой и пятой главах присутствует множество рассуждений Онегина. Они не являются лирическими отступлениями и описывают основные мотивы центрального персонажа. В них демонстрируется обескураженность Евгения, обусловленная любовным признанием Татьяны. Авторские отступления посвящены увлечениям светской молодежи. Пушкин в подробностях описывает девичьи альбомы для стихотворений и письменных признаний в любви. Также поэт рассуждает о значимости поэзии.

В 6 главе присутствует большое количество строф, где Александр Сергеевич размышляет о целесообразности убийства человека. Он сожалеет о гибели Ленского после дуэли с Онегиным. Пушкин понимает, что он прошел половину жизненного пути. Автор осознает, что нужно жить дальше, несмотря на смерть близкого человека.

В 7 главе автор описывает весенние пейзажи и пробуждающуюся природу. Весна была самым нелюбимым временем года поэта. По этой причине он показал ее в мрачных тонах.

В заключительной главе автор вспоминает свою жизнь. Он описывает детство, годы учебы, путешествия на Кавказ и в Молдавию.

Роль лирических отступлений Пушкина

Вариант 1

На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства.

Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев.

Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Вариант 2

Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.

Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин.

Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.

Описание двух столиц — тоже важное лирическое отступление. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам

Сон Татьяны

А как по-другому, без лирических отступлений, можно было показать Татьяну-княгиню, то, как она изменилась, выйдя замуж? Как по-другому, без лирических отступлений, показать того же Владимира Ленского, его ранимую душу?

Лирические отступления – прием, предназначенный как раз для показа характеров героев, описания их внешности, то есть для более яркого представления о них. Но отступления должны быть вставлены в текст или, как в данном случае, в поэму, так, чтобы не отвлекать от сюжета, от главных героев. И у поэта этот прием удался. Отступления не отвлекают от сюжета, а дополняют его, делают ярче, красочнее.

  • Ветряные и водяные мельницы реферат

      

  • Государственный таможенный комитет рб реферат

      

  • Напишите реферат об одном из известных российских конструкторов стрелкового оружия

      

  • Реферат на тему хоббитон деревня бильбо и фродо бэггинсов

      

  • Синтез фишера тропша реферат

Жанровое своеобразие, структура текста «Евгения Онегина», уникальность онегинской строфы

Впервые в литературе появился стихотворный роман, т.е. лиро-эпическое произведение. Пушкин определял жанр романа как «эпоху, развитую на вымышленном повествовании». А лирические отступления в «Евгении Онегине» дают автору определенную свободу и возможность отходить от вымышленного сюжета для всевозможных рассуждений. К тому же поэтическое повествование более утонченно, одним ярким эпитетом или метафорой Пушкиным сказано больше, чем объемным прозаическим описанием.

В «Евгении Онегине» использованы основные традиции жанра традиционного романа с его большим охватом пространства и времени, соотнесенностью судеб героев с их исторической эпохой. В то же время Пушкин нарушает многие законы привычного изложения. Композиционно роман состоит из двух планов повествования. Эпический план представляет собой сюжет романа, дополненный внесюжетными элементами в форме авторских отступлений, образуя лирический план. У романа двухчастная композиция, он делится на 2 неравнозначные части, вторая часть является словно зеркальным отражением первой. Сначала Татьяна признается в своих чувствах и получает нравоучительную проповедь, потом Онегин, полюбив Татьяну, получает отказ.

Структура текста «Евгения Онегина» первоначально включала 9 глав, позже главу, посвященную путешествию Онегина, Пушкин убрал, оставив лишь ее небольшие отрывки. В окончательном варианте осталось 8 глав, представляющие собой самостоятельные произведения.

Написан роман изобретенной Пушкиным онегинской строфой, состоящей из 14 строк, как в средневековых сонетах, но с оригинальной рифмовкой: в первом четверостишии она перекрестная, во второй – парная, в третьей – опоясывающая, последние 2 строчки рифмуются парно. Этот способ рифмовки делает изложение гибким, создает эффект непринужденной естественной речи.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Пушкин разделяет сомнения по поводу формы и содержания романа, вышедшего из-под пера. Он признает, что текст противоречивый, скорее всего, цензорам он не понравится. Поэт уверен: роман принесет славу «кривую речь, шум, брань».

Автор просматривает полученный текст, но не хочет его исправлять. Пусть журналисты «съедят» плоды своего труда. Первыми читателями будут петербуржцы: «Иди на берег Невы, новорожденное создание».

Философские рассуждения о жизни и смерти

Печальные мысли о жизни проникают в душу поэта, особенно в сценах смерти Ленского. Люди, как семена, «возникают, созревают и опадают».

После них появляются другие, и так сменяются следующие поколения. «Племя» людей «растет, волнуется, кипит» и при этом не замечает, как движется к гробу и угнетает старшее поколение.

Поэту всего 26 лет, его сверстники — герои романа, но в воздухе витают философские дискуссии о быстротечности жизни. Читателя поражает мудрость Пушкина.

У автора иное отношение к смерти. Смеется над врагами, на дуэлях, пугает эпиграммами. По смеху прослеживается серьезное отношение к людям, не ценящим жизнь: «. и он стыдится себя узнавать…», «. и спокойно целится в свой бледный лоб…».

Судьба России

Поэт любит русскую природу. Весеннее пробуждение приносит печаль. Россия спит и не может вырваться из лап ужасного режима. Это время перед восстанием декабристов: страх, сомнения, секретность.

На страницах романа появляются проблемы страны. Российские дороги изменятся только через пять веков. Глухие уголки, где правят соловьиные воры, разбросаны по всей России.

Автор видит, как магистраль соединит города, мосты будут стоять широкими арками. Но красоту цивилизации портят трактиры, они появятся на каждой станции. В чем ирония этого автора или желание усталого путешественника?

Разные дамы и французский язык

Татьяна пишет признание в любви при свете луны. Тишина окружает чувства Татьяны, перетекающие на простыню. Письмо было написано практически на одном дыхании. Автор говорит, что дышит любовью, но есть и опасная черта: «писать без мыслей».

Пушкин вспоминает женщин, от которых бежал в страхе. На их лицах отсутствовала любовь. Другие странности могли играть чувствами, равнодушно выслушивать признания и пугать своим поведением «робкую любовь».

Изменились молодые любовники, женщины нежно ослепили очередную жертву. Татьяна не похожа на этих дам. Она уверенная в себе и честная. Татьяна позволила себе почувствовать себя милым ребенком ». Девушка пишет по-французски.

Классика удручает такая ситуация, гордый русский язык не подходит почтовой прозе. Поэт подробно рассказывает о разнице между двумя языками, о поколении красавиц, не знающих родной грамматики. Кажется, он готовит читателя к чтению письма, личного и очень лирического.

Житейские истины

Пушкин рассуждает о воспитании подрастающего поколения XIX века. Его стихи подходят для всех последующих веков: «.. мы все кое-чему научились и каким-то образом…».

Одна из радостей человеческой жизни, по мнению автора, — это дружба. Не все умеют дружить, чувство товарищества сменяется высокомерием: «.. всех чтим нулями, а себя как единства…».

Мирская мудрость заполняет строки о любви. Слова становятся крылатыми: «Чем меньше мы любим женщину, тем легче мы ей нравимся».

Особенности лирических отступлений

Часто лирические отступления в «Евгении Онегине» возникают перед кульминационными моментами повествования, заставляя читателя находиться в напряжении, ожидая дальнейшего развития сюжета. Так, монологи автора встречаются перед объяснением Онегина и Татьяны, перед ее сном и дуэлью, в которой участвует Евгений Онегин.

Роль лирических отступлений, однако, этим не ограничивается. Они используются также для того, чтобы читатель мог лучше понять сущность тех или иных героев. То есть, они не только вводят в художественный мир новые пласты «реальности», но и создают уникальный авторский образ, который является посредником между пространством, в котором обитают герои, и реальным миром, представителем которого является читатель.

Лирические отступления в «Евгении Онегине», таким образом, очень разнообразны по тематике и целям включения их в текст повествования. Они придают творению Пушкина особую глубину и многогранность, масштабность. Это говорит о том, что роль лирических отступлений в произведении очень велика.

Роман, строящийся на обращении автора к читателю, был новым явлением в истории русской литературы 19 столетия. Как показало время, данное новаторство не прошло бесследно, оно было замечено и оценено как современниками Александра Сергеевича Пушкина, так и его потомками. «Евгений Онегин» по прежнему остается одним из самых известных произведений русской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом.

(336 слов)
Некоторым читателям кажется, что лирические отступления в романе «Евгений Онегин» — это всего лишь проявление желания автора высказать свое мнение по наболевшим вопросам. Однако на самом деле они обладают рядом важнейших функций, которые я постараюсь описать в следующих абзацах.

Во-первых, лирические отступления играют композиционную роль. Автор иногда прерывает повествование о героях, когда в их жизни не происходит значительных событий. Эти перерывы в сюжете заполняются лирическими отступлениями и пейзажными зарисовками. Например, между объяснением Татьяны с Онегиным и встречей на именинах проходит около полугода. Пушкин пропускает этот период времени и связывает эпизоды с помощью своих рассуждений. Во-вторых, с помощью таких отступлений создаётся образ автора. Например, когда он комментирует

письмо Татьяны, то защищает её от ханжеских взглядов. Он объясняет читателю, что поступок героини мотивируется не безнравственностью, а наоборот — чистотой чувства. Это говорит о гуманизме Александра Сергеевича, о его способности понять чужие переживания и не подчиняться светским условностям. В седьмой главе мы видим строки, посвященные Москве. В них выражаются патриотические чувства автора. Он гордится ею, ведь она не покорилась Наполеону. В лирических отступлениях поэт рассуждает также о собственном творчестве, здесь проявляется его способность к самоиронии:

В–третьих, в лирических отступлениях создаётся образ эпохи. В романе есть рассуждение Пушкина о воспитании и образовании дворянской молодежи: «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь». Кроме того, автор рассказывает о театре своего времени. Мы можем узнать, что на сценах шли постановки пьес Фонвизина, Княжнина, что известным постановщиком балетов был Дидло, что большой популярностью пользовалась балерина Истомина, обладавшая красотой и талантом. Также поэт затрагивает проблему развития русского языка, которая активно обсуждалась в обществе в его время. Борьба шла между взглядами Карамзина и Шишкова. Последователи Карамзина считали, что нужно заимствовать лексику из европейских языков, а сторонники Шишкова выступали против этого. Пушкин считал, что можно использовать иноязычные слова, если нет соответствующих русских: «Но панталоны, фрак, жилет – Всех этих слов на русском нет».

Таким образом, лирические отступления формируют композицию романа, выражают образ автора и дают исчерпывающую информацию о месте и времени действия в произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: