Романтизм в литературе

Романтический реализм в творчестве горького
        | 
        сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Общая характеристика[править | править код]

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке, продолжая тенденции сентиментализма. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией (см.Джеймс Фенимор Купер).

Для романтизма характерно противопоставление мечты и действительности, «близкого» (обыденного) и «далёкого», изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. Возникает интерес к давнопрошедшим временам в поисках образцов поведения и особых переживаний: именно романтик Вальтер Скотт пишет серию исторических романов, принесших ему удивительную с точки зрения сегодняшнего читателя популярность.

Где сформировался романтизм?

Сформировался романтизм в Германии. Предвестником романтизма является сентиментализм в литературе.

И если для просветителя характерен культ разума и цивилизации, созданной на его основах, то в романтизме он показывает культ природных качеств человека и культ природы. В эпоху романтизма появляются феномены пикника, туризма и альпийского альпинизма, которые призваны восстановить гармонию природы и человека. Образ «благоразумно-народного дикаря», которому свойственна «народная мудрость» и не испорченность благами цивилизации, оказывается очень популярным.

Как известно, зарождение романтизма как литературного направления происходило в конце XVIII века, но наибольший пик его популярности пришелся на 1830-е годы. С середины XIX столетия романтизм начинает постепенно сходить на нет, но его черты сохраняются вплоть до конца XIX века. Романтизм стал основой для направлений символизма, декаданса и нон-романтизма.

Основная особенность романтизма как направления в литературе – это конфликт и идеи, которые он затрагивает. Основной идеей почти каждого произведения является постоянное перемещение литературного героя в физическом пространстве. В этом заключается смятение души героя, его постоянные непрекращающиеся размышления и одновременно изменения в окружающей действительности.

Но, как и для любого другого вида искусства, для романтизма существует свой собственный конфликт.

В этом направлении вся идея построена на сложных взаимоотношениях главного героя произведения и окружающего его мира. В центре повествования находится главный герой, который является эгоцентричным, но в тоже время он бунтует против низких, материальных, социальных сторон жизни. А именно, это проявляется и в поступках, и во мнениях и идеях литературного персонажа. Наиболее ярким примером является следующий Чайльд-Гарольд (Дж. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда, 1818 г.) — первый романтический., являющийся главным героем произведения английского поэта Байрона, также главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени».

Основой любого произведения жанра романтизма является разрыв между действительностью (реальностью) и идеализированным миром, и этот разрыв имеет достаточно острые грани.

Сюрреализм

Течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль,
Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является
отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно,
сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Романтизм и реализм в произведениях Максима Горького

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра». Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную «горькую» жизнь, но — главное — свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.

Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы. Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов. С другой — этим «свинцовым мерзостям жизни» он противопоставляет свое идеальное представление о мире.

Условно ранние горьковские произведения можно объединить в две группы: рассказы с романтической доминантой («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе») и рассказы смешанного типа — романтико-реалистические («Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Двадцать шесть и одна»).

В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, «вписаны» удивительные истории.

Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои — сильные духом и гордые люди, «рожденные в крови с солнцем». При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается «солнечным» цыганом.

Под стать «соколу» «царица-девка» Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: «Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю». Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни. Радда говорит любимому: «Волю-то, Лойко, я больше люблю, чем тебя…» Перед влюбленными возникает дилемма — любовь или свобода? Так как это ценности равновеликие, герои не могут определиться в предпочтение одной из них. И все же в рамках «романтической» логики они находят выход — смерть. Умерев физически, «гордая пара» обрела бессмертие в прекрасной легенде.

Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе «Старуха Изергиль» (1895) идейно и композиционно «противостоят» две легенды.

Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои («сверхлюди») противопоставлены обычным людям — своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта «герой и толпа». Ларра, сын орла и женщины, «считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя». «За свою гордость» он «поражен»: «У него нет жизни, и не улыбается ему смерть. И не находит он места и среди человеческого рода!»

Во второй легенде герой — Данко — «любил людей», и его сердце, в отличие от «каменного сердца» Ларры, «вспыхнуло огненным желанием спасти их». Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот «в море солнечного света». Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое «пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца». Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других. Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.

В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.

Окруженный поклонниками, Горький выступал на литературных вечерах с чтением «Песни о Соколе» (1895). Этот небольшой текст, написанный ритмизированной прозой, производил на публику колоссальное впечатление. Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств. Песня, воспевающая «безумство храбрых», звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.

Происхождение романтизма: история развития и влияние паломничества

Романтизм – это культурно-историческое явление, которое проникло в европейскую жизнь в начале XIX века. Он стал реакцией на рациональность и основательность эпохи Просвещения. Романтизм придавал большое значение эмоциям, фантазии, интуиции, размышлениям о природе и духовном мире человека. Он разорвал с требованиями логики и реалий действительности.

Происхождение романтизма связано с идеей паломничества и стало результатом изменений в культуре и менталитете европейского общества в конце XVIII – начале XIX века. Расширение географических знаний, открытие новых стран и культурных объектов привели к возникновению паломничества. Люди стали упражняться в изысканности и описательности отчетов о поездках, что способствовало развитию литературы путешествий.

Одним из первых произведений, объединяющих черты романтизма и путешествий, стал роман Шарля Гонкура «Байдарка» (1772 г.), который описывал полуисторический путешественник, специалиста археолога, плотника, писателя. Он относит героя-путешественника к элитным лицам, демонстрирует его умение общаться на различных языках, его виртуозность и глубокие познания в разных областях науки.

Путешествия стали неотъемлемой частью романтики – не только реальные путешествия, но и воображаемые туры, виртуальные экскурсии.

Одним из факторов, определивших развитие романтизма, стало повышение интереса к путешествиям, исследованиям, анализу новых культур и исторических фактов. Поездки в далекие страны, паломничества к местам исторических событий, посещение античных городов, познание иностранной культуры – все это отражалось в творчестве романтиков.

Путешествия в Швейцарию стали особенно популярными среди романтических поэтов и художников. Горы, озера, ущелья и водопады притягивали ими своей мрачной красотой и древними легендами, а также свободой и дикими природными окружающими условиями.

Таким образом, паломничества и путешествия играли важную роль в развитии романтизма. Они стали источником вдохновения и поиска нового в искусстве, а также способом познания истории, исследования мира и природы.

Сравнение романтизма Максима Горького с другими направлениями в литературе

Реализм и натурализм. Основным отличием романтизма Максима Горького от реализма и натурализма является идеализация главных героев и основных идей. В отличие от реалистов, Горький стремился не только показать жизнь, но и раскрыть людей, создать образы, которые могут взывать к их лучшим качествам. В то же время, от натуралистической литературы романтизм Максима Горького отличается тем, что автор не делает акцент на личных недостатках персонажей и также не фокусируется на описании жизни бедняков и городских периферийных слоев.

Символизм. В сравнении с символизмом, романтизм Максима Горького более прямолинеен и не столь склонен к метафоричности. Для Горького важен не символ, а конкретный образ, который способен вызвать воспоминания, эмоции, унести в своем энтузиазме. Тем не менее, и романтизм, и символизм стремитесь к созданию ощущения сверхъестественного в литературе.

Футуризм и авангардизм. Романтизм Максима Горького живет не мечтами о будущем, как в случае футуризма, а исходит из живой, реальной жизни. Горький не использует экспериментальные приемы, которые были типичны для футуризма и авангардизма, но он тоже создает особый язык и интонацию, которые лишь усиливают эмоциональную составляющую его произведений.

Романтизм в Европе и русской литературе

Особенностью германского романтизма стало тяготение авторов к сказочным и мифологическим мотивам (братья Гримм), в то время как в Англии, куда данное направление пришло позднее, основной темой стали социальные проблемы: современное буржуазное общество и законы его жизнедеятельности противопоставлялись природе, естественным чувствам. Общей чертой поэзии романтизма стало часто упоминание падших ангелов как воплощения жажды свободы. Основными авторами европейского романтизма считаются: Э.Т.А. Гофман, Х.И.Г. Гейне, Дж.Г. Байрон, В.Гюго.

В России романтизм стал причиной превращения поэзии в самостоятельную сферу жизни. Если до XIX века поэзия не считалась серьезной частью литературы, то теперь этого нельзя было отрицать. Главным объектом исследования авторов становятся одиночество и страдания их героев; именно это сделало русскую литературу XIX века известной на весь мир. Важнейшими авторами-романтиками в России являются: В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин (в ранние годы), Ф.И. Тютчев.

Герои и сюжеты картин романтизма

Персонажи полотен живописцев, писавших в этом направлении, напоминают литературных героев. Это тонко чувствующие натуры, постоянно находящиеся в поиске истины. Но это не сентиментальные романтики, а страстные мятежники, сильные духом.

Нередко живописцы исследовали темные стороны человеческой натуры. Поэтому нередко на их полотнах можно увидеть грозу, молнии и мистические сюжеты. Художники вдохновлялись стилем барокко, поэтому в их работах виден накал страстей, динамика. Они позаимствовали инструменты для повышения выразительности картины — игру света и тени, динамичный сюжет.

В период романтизма произошла эволюцией портретного жанра. Живописцы перестали писать парадные портреты. Для них главной целью было раскрытие личности, индивидуальности, демонстрация переживаний, эмоций. Одной из любимых тем художников-романтистов — тема сломленного человека. Они не боялись исследовать темные грани человеческой души, так как были уверены, что в человеке есть свет и тьма.

Для сюжетов живописцы выбирали темы, вызывающие эмоциональный отклик у людей. Но приверженцы романтизма не писали абстрактные идеалы, им не нравилась чрезмерная театральность.

В этот период происходит расцвет пейзажной живописи в романтизме. Но художников больше интересует буйство стихий, бескрайние дали. Живописцы романтизировали ночь, воспевали ее мистицизм, красоту луны и звезд. Природа теперь перестала быть фоном для сюжета — она стала его полноправной участницей. На многих полотнах герои вступают в противостояние со стихией. В других работах природа вторит переживаниям человека.

Чаще всего на картинах писали грозы, бурю, землетрясение, извержение вулканов. Романтисты восхищались буйством стихий, их необузданной, первозданной красотой, потому что только она способна вызвать сильные эмоции у человека при просмотре картины.

Основные черты романтизма

Главным отличительным признаком романтизма как направления в культуре в целом является максимизация интереса к внутреннему миру человека, его чувствам, эмоциям, страстям, порывам. Авторы также воспевали творческое начало в личности, стремление действовать вопреки разуму, что объясняли иррационализмом и нелогичностью мира и человеческой жизни. Отсюда происходят такие ценности романтизма как любовь, искусство, духовная и творческая свобода, красота природы.

Природа сама по себе играет важную роль в философии романтизма. Распространенным явлением стало одухотворение природы, позиционирование ее как убежища для страстной романтической личности.

Характерным романтическим концептом также стало двоемирие – параллельное существование материального и духовного миров. Данная идея стала воплощением осознания непреодолимого разрыва между идеалом и реальностью.

Продолжением идеи двоемирия стало «романтическое бегство» – отказ личности от повседневной скуки реального мира и погружение в природу, искусство и свой внутренний мир. Будучи абсолютизированным, «романтическое бегство» проявлялось в форме сумасшествия или самоубийства, навсегда перенося человека в его идеальный мир.

Двоемирие в романтизме также может сопровождаться мистицизмом, то есть помимо собственно существования двух миров, между ними еще возможен диалог. Во многих произведениях можно найти намеки на то, что странные, необъяснимые события происходят по воле потусторонних сил, неведомых духов. Мистицизм, в свою очередь, тоже получает развитие и превращается в мистический фатализм – веру в судьбу, предопределенность. В этом случае диалог между мирами приобретает ключевое значение, так как именно некие мистические силы управляют жизнью человека, заставляют его совершать нелогичные поступки; при этом сами произведения наполнены различными предсказаниями, предостережениями, которые всегда оказываются правдивыми.

Контекст романтизма: роль и значение в развитии Европы и России

Романтизм – это искусственное течение, возникшее в начале XIX века в результате противостояния эпохи Просвещения и классицизма. Основной упор в романтизме делался не на разум и здравый смысл, а на эмоции, фантазию и личное переживание.

В ходе развития романтизма в Европе и России, данному направлению было присуще несколько основных черт:

Индивидуализм: романтики придавали большое значение индивидуальности и неповторимости каждого человека. Они возвышалися над среднестатистическим и стремились к самовыражению и осуществлению своих творческих идей;

Идеализация природы: в романтизме природа играла важную роль и символизировала свободу, красоту и духовность

Романтики ценили дикую природу и видели ее как источник вдохновения;

Особое внимание к прошлому и народной культуре: романтики интересовались историей, фольклором и народными традициями. Они восхищались минувшими эпохами и видели в народной культуре высокие идеалы;

Радикализм и стремление к свободе: романтики часто были критиками социального строя и стремились к свободе

Их идеи и поступки воспринимались правительством как угроза стабильности.

Романтизм играл важную роль в развитии Европы и России. Он повлиял на литературу, искусство, музыку и философию. Романтики преобразовали литературу, наполнив ее яркими образами, страстным чувством и глубоким переживанием мира. Они открыли новые горизонты в искусстве, борясь со стереотипами и шаблонами классицизма.

В России романтизм получил своеобразное развитие. Русские романтики вдохновлялись русской природой и народной культурой. Они ставили акцент на трагический своеобразие русского характера и экспериментировали со стилем и формой создания произведений искусства.

Знаменитые романтики и их произведения
Автор
Произведение

Вильгельм Гауф
«Черный-красавец»

Жорж Санд
«Погребённые живьем»

Александр Пушкин
«Евгений Онегин»

Лермонтов
«Мцыри»

Романтизм оказал огромное влияние на дальнейшую эстетическую и культурную эволюцию не только Европы, но и России. Это направление внесло свой вклад в формирование самосознания народов и развитие последующих искусственных течений.

Развитие романтизма в других странах

Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.

Англия

Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.

В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный»», «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы.

В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи.

Германия

Немецкие художники живо откликнулись на романтические идеалы. Свое вдохновение они черпали в эпохе Средневековья. Поэтому немецкие приверженцы романтизма были близки к истокам неоклассицизма. Они полагали, что в период Средневековья люди жили в гармонии с собой и окружающим миром.

Живописцы в Германии старались передать эмоциональность и чувственность, сохранив академические традиции. Известные представители немецкого романтизма — Каспар Давид Фридрих («Странник над морем тумана»), Филипп Отто Рунге («Утро»), Карл Шпицвег («Книжный червь»).

Франция

Во Франции произошла Великая революция, которая дала мощный толчок для развития романтизма. В отличие от английских и немецких живописцев французы не ограничивались написанием пейзажей. Изначально, они не ставили никаких целей: главной задачей было противопоставлении классицизму, его высмеивание.

Позже, после революции главной темой полотен стали бунтари, вступавшие в противостояние с людьми, стихией. Большая часть французских художников творили в портретном жанре. Самые известные живописцы того времени — Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Охота на тигра») и Теодор Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Плот «Медузы»).

Испания

Испанский романтизм в живописи ассоциируется с Франсиско де Гойей, который был главным художником страны. Его герои отличаются эмоциональностью, склонностью к необдуманным поступкам, любящие фантазировать. Самые известные работы Франсиско де Гойи — «Третье мая», «Бедствия войны», «Капричос».

США

В этот период Америке были нужны ремесленники, а не художники. Поэтому романтизм в живописи не получил такого распространения, как во Франции. Художники в своих полотнах освещали только значимые для государства события.

Из американских живописцев выделяют Джона Трамбула («Смерть генерала Монтгомери в Квебеке») и Бенджамина Уэста («Договор между мистером Пенном и американскими индейцами»).

Россия

В Российской империи романтизм начал развиваться раньше, чем в других странах. Развитие этого направления было обусловлено патриотическими настроениями после победы в войны 1812 года. Появились первые частные коллекции, возникают такие понятия как спонсорство и меценатство.

Русским художникам удалось объединить романтизм с основами классицизма и написать мировые шедевры.

Главные представители романтизма: Пушкин, Гоголь и Дюрер

Романтизм – это литературное и художественное направление, которое возникло в Европе в конце 18-го и начале 19-го веков. В России романтизм стал одним из основных литературных течений 19-го века, и его главными представителями были Александр Пушкин, Николай Гоголь и Альбрехт Дюрер.

Александр Пушкин – великий русский поэт и писатель, считается основателем современной русской литературы. В его произведениях прослеживаются характерные черты романтизма, такие как индивидуальность героя, стремление к свободе и самовыражению, патриотизм и любовь к родной земле. Важным произведением Пушкина, отражающим романтические идеи, является поэма «Евгений Онегин».

Николай Гоголь – украинский писатель, который внес значительный вклад в развитие русской литературы. Его произведения, такие как «Вий», «Мертвые души» и «Ревизор», отличаются острым социальным осознанием, чувством противоречия и трагической судьбой героев. Гоголь использовал мистические и фантастические элементы, чтобы выразить свои мысли и эмоции.

Альбрехт Дюрер – немецкий художник эпохи Возрождения, известный своими реалистическими полотнами и гравюрами. Он внес значительный вклад в развитие искусства и стал одним из ключевых представителей романтизма в живописи. Его работы отличаются высокой мастерством и драматическими сюжетами, которые передают чувства и эмоции.

Все главные представители романтизма – Пушкин, Гоголь и Дюрер – оказали огромное влияние на развитие и формирование романтического искусства и литературы. Их произведения до сих пор являются неотъемлемой частью культурного наследия и вдохновляют новое поколение художников и писателей.

Описание стиля

Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах.

Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма.

У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки:

  • практически отсутствие строгой геометрической формы;
  • динамичная композиция;
  • доминирование мифологических сюжетов;
  • повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета;
  • эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте.

Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью.

Романтизм как ответ на классицизм и общественные тенденции

Романтизм – это литературное и художественное движение, которое возникло на рубеже XVIII и XIX веков как реакция на классицизм и общественные тенденции своего времени. Оно пронизывало все сферы культуры, включая литературу, музыку, живопись, архитектуру и философию.

После длительного периода доминирования классицизма, утонченного и формализованного стиля, романтики стремились оспорить исторические конвенции и искать индивидуальность в выражении своих чувств и эмоций. Они отказывались от строгих правил и рационализма классицизма и искали вдохновение в свободных и непредсказуемых проявлениях природы и человеческой души.

Одной из основных черт романтизма был акцент на внутреннем мире человека, его эмоциях и стремлениях. Романтики отдавали предпочтение индивидуальному вдохновению и интуиции, отказываясь от строгой логики и рационализма классицизма. Они были убеждены, что эмоциональное и духовное содержание важнее формы и внешнего совершенства.

Важной чертой романтизма был интерес к национальной истории, народной культуре и народным песенным традициям. Романтики искали в этом народном творчестве вдохновение, и стремились создать национальную литературу, которая бы отражала уникальность и красоту национального характера

Романтики также отражали изменяющиеся общественные тенденции своего времени. Они выступали против искусственности и формализма классицизма, а также против социальных неравенств и неприемлемых условий жизни бедняков и рабочего класса. Романтики осуждали жестокость и лицемерие общества и выступали за защиту слабых и угнетенных.

Романтизм стал важным шагом в развитии культуры и установлению новых идей и ценностей. Он продолжал оказывать влияние на последующие поколения писателей, художников и музыкантов, и до сих пор остаётся одним из важнейших движений в истории искусства.

Общие сведения

Романтизм – направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века, центральной идеей которого было придание максимальной ценности личности, творческой индивидуальности, страстям и характеру.

Романтизм появился в Германии в 1790-ых годах и стал логичным продолжением движения в немецкой литературе, получившего название «Буря и натиск» или «Эпоха гениев» (1767-1785 гг.). Основными принципами для авторов этого периода являлся отказ от культа разума, превознесение эмоциональности и индивидуализма и, следовательно, противостояние канонам классицизма и Просвещения. Представителями данного движения были И.В. Гете, И.Г. Гердер, И.Г. Гаман, Ф.Шиллер и другие. К моменту зарождения «Бури и натиска» многим ее представителям не было и тридцати лет, что объясняет черты юношеского максимализма в их идеях и произведениях.

Параллельно «Эпохе гениев» в Германии, в западноевропейской культуре развивался сентиментализм, также ставший впоследствии предвестником романтизма. Основными чертами сентиментализма, также появившегося из отрицания рационализма и оторванности от реальности классицизма, были излишняя чувствительность, идеализация героев, их переживаний. Наиболее влиятельными представителями данного направления считаются Ж.Ж. Руссо, Н.М. Карамзин, Т.Грей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К 1820-ым годам романтизм из Германии распространился почти на все страны Западной Европы. Он оказал значительное влияние на развитие культуры в целом, но более всего – на литературу, музыку и живопись. В середине XIX века романтизм постепенно уступает место реализму, но не исчезает вовсе. Так, во второй половине XIX века творил лучший прозаик среди романтиков – Виктор Гюго, последний роман которого был опубликован в 1974 году. Однако в поэзии романтизм был распространен во всех странах на протяжении всего XIX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: